Пневмония классификация и диагностика у детей

Пневмония классификация и диагностика у детей thumbnail

Пневмония у детей В настоящее время пневмония у детей является актуальной медико-социальной проблемой. Эпидемиология пневмоний на современном этапе характеризуется тенденцией к росту заболеваемости  и летальности во всем мире.
Пневмония – это острое инфекционно-воспалительное заболевание паренхимы легких, которое характеризуется инфильтративными изменениями легочной ткани и дыхательной недостаточностью.

Острая пневмония у детей проявляется инфекционным поражением альвеол, которое сопровождается воспалительной инфильтрацией паренхимы (нейтрофилами, макрофагами, лимфоцитами и т.д.), а также экссудацией, водно-электролитными и другими метаболическими нарушениями с патологическими изменениями во всех органах  и системах детского организма.

Классификация.

За происхождением:

  • Внебольничная (амбулаторная) – острая пневмония, которая возникает у ребенка в обычных домашних условиях;
  • Нозокомиальная (госпитальная) – пневмония, которая развивается после 48 часов пребывания ребенка в стационаре, при условии отсутствия будь какой инфекции на момент поступления больного в стационар или на протяжении 48 часов после выписки;
  • Вентиляционная – пневмония, развивается у больных, которым проводится искусственная вентиляция легких (ИВЛ). В зависимости от времени развития бывают: ранние (возникают впервые 4 сутки  ИВЛ) и поздние (после 4 суток ИВЛ);
  •  Внутриутробная пневмония (врожденная) – пневмония, которая возникает  впервые 72 часа жизни ребенка;
  • Аспирационная пневмония, возникает у больных после эпизода массивной аспирации или у больных, которые имеют факторы риска для развития аспирации.

За клинико-рентгенологической формой:

  • Очаговая – вариант протекания, при котором воспалительные инфильтраты на рентгенограмме имеют вид мелких очагов;
  • Сегментарная (моно- полисегментарная) – инфильтративная тень совпадает с анатомическими границами сегмента (или сегментов);
  • Лобарная (крупозная) – воспалительное поражение легочной ткани в области одной доли легких;
  • Интерстициальная – поражение легких с преобладанием патологического процесса в интерстициальной ткани.

За степенью тяжести – I, II, III, IV, V степени.

  • I степень — <50 балов, риск летальности — 0,1, амбулаторное лечение;
  • II степень – 51-70 балов, риск летальности – 0,6, амбулаторное лечение;
  • III степень – 71- 90 балов, риск летальности – 2,8, госпитализация;
  • IV степень – 91-130 балов, риск летальности – 8,2, госпитализация;
  • V степень — >130 балов, риск летальности – 29,2, госпитализация;

Балы считаются по индексу тяжести:

  • Возраст:
    < 6 мес – (+25);
    > 6 мес -3 года – (+15);
    3-15 лет – (+10).
  • Сопутствующие заболевания:
    — врожденные пороки сердца – (+30);
    — гипотрофия – (+10);
    — иммунодефицитные состояния – (+10);
    — нарушение сознания – (+20);
    — одышка – (+20);
    — цианоз – (+15);
    — боль в грудной клетке – (+20);
    — токсическая энцефалопатия – (+30);
    — температура тела более 39 или менее 36 – (+15).
  • Лабораторные данные:
    — лейкоцитоз – (+20);
    — лейкопения – (+10);
    — анемия – (+10);
    — pH < 7,35 – (+30);
    — BUN >11 ммоль/л – (+20);
    — Hct  <30% — (+10);
    — SaO2 <90% — (+20);
    — КВП – (+20);
    — мультилобарная инфильтрация на рентгенограмме – (+15);
    — инфекционно-токсический шок – (+40);
    — плевральный экссудат – (+30);
    — деструкция –(+50).

За степенью дыхательной недостаточности (ДН) — I, II, III.

За осложнениями:

  • Неосложненная;
  • Осложненная:
    — токсическим синдромом;
    —  кардио-респираторным;
    —  циркуляторным;
    — легочные осложнения (деструкция, абсцесс, плеврит, пневмоторакс);
    — внелегочные осложнения (остеомиелит, отит, менингит, пиелонефрит).

По локализации:

  • Односторонняя: левосторонняя, правосторонняя, указать сегмент (ты) или долю;
  • Двусторонняя: указать сегмент (ты) или долю.

За течением:

  • Острая (до 6 недель);
  • Затяжная (от 6 недель до 8 месяцев).

Этиология.

Этиологическая структура внебольничной пневмонии в зависимости от возраста:

  • 0 – 6 месяцев – E.coli, S.agalactiae, L.monocytogenes, S.aureus, C.trachomatis, вируси;
  • 6 месяцев – 5 лет – S.pneumoniae (70-88%), H.influenzae типа b (до 10%), M.pneumoniae (15%), C.pneumoniae (3-7%), вирусы;
  • Старше 6 лет – S.pneumoniae (35-40%), M. Pneumonia (23-44), C. Pneumoniae (15-30%), H.influenzae типа b – редко.

Клиническая диагностика.

Клинические симптомы внебольничной пневмонии:

  • Острое начало;
  • Повышение Т- тела выше 38,0С более 3-х дней;
  • Выраженный интоксикационный синдром;
  • Кашель с выделением мокроты.

При осмотре следует обратить внимание на явления дыхательной недостаточности — одышка, цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, тахикардия.

Степени дыхательной недостаточности:

  • I степень – одышка при физической нагрузке. Цианоз пероральный, который усиливается при беспокойстве. П/Д = 2,5:1. Газовый состав изменен незначительно  (снижение SaО2 до 90%);
  • II степень – одышка в состоянии покоя, постоянная. Цианоз пероральный, лица и рук – постоянный. АД повышено. Тахикардия.
    П/Д = 2-1,5:1. SaО2 составляет 70-85%. Дыхательный или метаболический ацидоз;
  • III степень – одышка выраженная (частота дыхания выше 150% от нормы). Цианоз генерализованный. АД снижено. SaО2 ниже 70%. Декомпенсированный смешанный ацидоз.

Физикальные признаки уплотнения легочной ткани:

  • Пальпаторно – ретракция грудной клетки, усиление голосового дрожания;
  • Перкуторно – локальное укорочение перкуторного звука;
  • Аускультативно – ослабленное дыхание, локальная крепитация или асимметрия влажных, звучных хрипов при аускультации.

Клиническая картина атипичных внебольничных пневмоний:

  • Постепенное начало;
  • Незначительно выражен интоксикационный синдром;
  • Сухой кашель;
  • Присутствие неспецифических респираторных симптомов: легкое диспноэ, сухие свистящие хрипы;
  • Отсутствие ответа на предварительную терапию β-лактамными антибиотиками.

Лабораторные методы исследования:

Общий анализ крови.

Вероятность внебольничной пневмонии бактериальной этиологии довольно высока при наличии лейкоцитоза (особенно выше 20х109/л), нейтрофилеза и ускоренного СОЭ, особенно если это связано с лихорадкой выше 39С.
При атипичных пневмониях: лимфоцитоз, эозинофилия, ускоренное СОЭ.
Определение показателей острой фазы воспаления: повышение уровня СРБ, прокальцитонина, сиаловых кислот имеет не столько диагностическое, сколько может быть показателем эффективности лечения.

Инструментальные методы исследования:

  • Пульсоксиметрия.
    Должна проводится всем детям с подозрением на пневмонию и гипоксемию. Наличие гипоксемии должно быть основанием для принятия решения для госпитализации больного,  дальнейшего диагностического исследования и объема лечения;
  • Рентгенография органов грудной клетки.
    Характерны инфильтративные изменения, очаговые или сегментарные на фоне усиления легочного рисунка с уплотненным корнем за счет отечных прикорневых лимфоузлов.
    Детям с клиническими признаками пневмонии рекомендуется проводить рентгенографию органов грудной клетки когда:
    — клинические результаты есть неоднозначными;
    — есть подозрения на осложнения, такие как плевральный выпот;
    — длительная пневмония, которая не реагирует на противомикробные препараты.
    Проведение рентгенографии органов грудной клетки не обязательно, при неосложненной внебольничной пневмонии, когда лечение проводится  в амбулаторных условиях.
    Рентгенография органов грудной клетки в двух проекциях (задне-передней и боковой) — должна быть проведена у больных:
    — с гипоксемией;
    — значительным респираторным дистресом;
    — при подозрении на осложненное течение пневмонии.
Читайте также:  Верхнедолевая пневмония и ее последствия

Следует помнить! Ошибочно негативные результаты диагностики пневмонии наблюдаются при ранней стадии заболевания, обезвоживании, нейтропении, а также при пневмонии вызванной Pneumocystis carini. В этих случаях необходимо повторить рентгенологическое исследование через 24 часа.
Следует отметить, что результаты рентгенологического исследования не могут использоваться для выяснения этиологического фактора пневмонии.
Повторная рентгенография органов грудной клетки должна быть выполнена только при отсутствии положительной динамики на протяжении 48-72 часов антибактериальной терапии, а также при подозрении на развитие осложнений.
Повторную рентгенографию органов грудной клетки необходимо провести через 4-6 недель после перенесенной пневмонии больным с рецидивирующей пневмонией, а также при подозрении на анатомические аномалии или аспирацию инородным телом.

Этиологическая диагностика:

  • Окраска мокроты или бронхиального экссудата по Грамму и бактериологический посев (посев материала из носа – не информативный);
  • Иммунофлюоресцентные методы (некоторые вирусы);
  • Серологические методы исследования (реакция связывания комплемента, РНГА);
  • Диагностическая плевральная пункция с посевом содержимого на флору (при плевральном выпоте);
  • Туберкулиновая кожная проба проводится  по показаниям у детей контактных с больным на туберкулез;
  • Бактериологический посев крови на стерильность в амбулаторных больных проводится по показаниям, тогда как у госпитализированных проводится обязательно;
  • Тесты для выявления антигенов в моче не рекомендуется для диагностики пневмококковой пневмонии у детей из за возможности ложноположительного результата.

Общие показания к госпитализации больных на пневмонию:

  • Осложненное течение заболевания;
  • ДН — II–III, нестабильная гемодинамика;
  • Неблагоприятный преморбидный фон;
  • Сопровождающие пневмонию хронические заболевания;
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия;
  • Неэффективность терапии через 24-36 часов.

Показания к госпитализации у детей раннего возраста:

  • Sao2 <92%, цианоз;
  • Частота дыхания >70 за минуту;
  • Затрудненное дыхание;
  • Перерывчатое апноэ, дистанционные хрипы;
  • Отказ от кормления.

Показание к госпитализации у детей старшего возраста:

  • Sao2 <92%, цианоз;
  • Частота дыхания >50 за минуту;
  • Затрудненное дыхание;
  • Дистанционные хрипы;
  • Признаки обезвоживания.

Лечение пневмонии будет изложено в следующей статье.

Литература: В.Г. Майданник Є.О. Ємчинська. «Клінічні настанови з діагностики та лікування поза лікарняної пневмонії у дітей». Київ – 2013.

Источник

òÌ̀Hâ-S©”9ª½IÉYïK¾^ÂKh~€ùÃC”éyȼ5»Ýx[d*Ùgyérw^xÚnwßÄõà)¼œLžJž)W©å{! B°È¸X°€`G@` ©$@. |@  €. -!,tt…k사c¨ñ`’9‚“ïÏÐЀn4F©˜¼‰œBn’_$?$ÏY-—)Ë)єV*…êN­¡¾¡ùЎÑzi“´ŸéÑôïÅ-úÚÒDzbñúÅ’ÏX ­ž-q]R±äWFãëd{›6ÃKm–þÑÖÙVd+±}ÍܘZ·l˜µÎÎÑ®Øî¡}˜ýmšÃ€£—c#ۃÝÆYÄéãüÓ)Ú©ÉÙɹ“»”+æq‡°O°;؛÷9¯sùÌò9—•. .5+”+ƒ]·ºžZ忪}uêê©5>kÝݪݬÛ»níº3îÎîmëƒ×ßóxóë-¥‰øÛû×ØLœû]îë
#»}ܺ‘±1wãPjУ`}ˆ$¤8äâ¦úP‹Ð’âÃaa7ÞÚ2ÞÿÈÍøK¼ƒ ÑQ«žÚo´¢”uèëÊØúÃ¥eGØýº¼®dNRž”ÓÒJï/Srµo»Y)mªî®öÖnn—.£]ÁIÉHW`´?&çFú¦}=Ы†§QÖ¹òi”ÝCž/d 6‹woà$e”f`=êÔÎæ؉“nSG…²}
ÛgÇ;Æú¸ýcMW¯Ñ©`kšZþÐÊ9w©²¡{[úα#Çøf¾…‚¿^Å*:|@ËÞV—ύW$fJ9ÒìÖ˘n¬aôô}äôÙÖ^NuUqq¦Ë¬Ím:HGïìXý`{ÿ(½¬yü&{zÏaÔ¶ŒX)W«Ž³…¦ Ü£}¬÷FWëG»‡±‘îžÖóœÖ}[1Ýöü8Eý?£(àÐĖûF«TÖmÛÿo§Ñª¿®35ÆrãVÖAÚ©âº}”}›2R̍—ÞI|NG†Ñ)ö=ݎkŽÇ–ßã0¹fg‹ÃW„éùt¦Á}BŒÈç+êÎpOןm;×Cºt;aœópôÆl=VHݵ?I¹‹#‰íúfv÷åÙgÇ»-õ—jè4|ÀÚ±k‡ZÂ9p¨T_‚…U$À¾Ù32;Ìíóì»@÷CwYYcš¡óìáŽKCýû¶ê¹Q{bB”þ¾A½àœ’_“ѝù/X¢èH±4€.õW‹üØxà,€„ø”nuï’ rÖ#©#’ ¯þKŒâ_“Gñ­,äƒ,ÿŠüQ ûYöSé4W:yÛÿš¦Ðá͚Ë8—±qi,îì²Î$
DόLÛ+èGz‹9ŠF«àÀ§…µ_V~Yæ˜GÍ/Öhôº²)ïôAîs5%æ«¦$ióՙl]þq퉒rÝÑÒcú}Memýø„CýA
³Y%¤ìÖT%åtëª{‹Î«fê+Æ#j
jµµ:Çr]¹I@gŽž(«¬l`ŸÌkN®äú6Siϛ»+šõŽÕšê‚#Ü|ê—%…ÚÂÂO#
Ž›[g(«ºÒ8)ºý©5R:ãÕK5j0 ÓÃgd#ó>5 Fވ$xÞ(Axã«ÕÈQം²þÞj˜x¾™Ò÷EbZF
W—Ҕݣ£×Ô©¬ÆÊ´e
;V¾=,×´žÏQÒ$œD§Xáèâ¤ÉêGÓ¹ÂLjN~ÂCÕî9pcmìãšßÚü˞ÂÐvÏ»tޗ¨ðÕ²ÐÊIŽÄH,FáøJÜUŒoÆCñÐ[øf´+éfÅojCWЕ»mCžRácøX˜j’Æ(­ž4=7ý91ç!«b?åxsÕ±ZNOYrö6‡&IWGsó5èBu>5:½Ù€Í[Ð¥Œ£ßAôó,¹

±ØÈJô§ã–Ÿ­ð/äÖSµŒ÷ŒqžLDzá¨CˆYTNIT§åoç0 ©*Ôö-D/ž_™þ3-Ug®ÇyÚëåW€ ÍMº >ٔ˜W_—‹ÓÔerRŠ”yÊ¡Ì¿]:yn½ÐsåûߔW{TWo6d2=î渤ãêÌq¦H‹®ºvÕZí‘ú¤ÁÈCYDŒbx“ p“!R!ò
(/ƒ€€ (TPñÅj]A®¶PµÊñ›œ›³ÝAÐvÏÚºûÇ=gæÌý~¿ïqßwçޖoÐý3;*ÉûNí³?üË·Z¢5Á×8O>Øæa¸PŒÜÀýѵO8Oo³ºˆê÷ý”Ô/–$5rößpX¯ð’#Àsï‡ä—›þm.¢žŠ «æ!S1IR5üxªL‚º’ z ä¼-ñò GÛÑdt†DÓ:ÑG0Æÿc˜×áä×fønVҍ ܃ŠpÔeÅ%Շ*¨‹.È}´d”tFÈÍÚÒôJ¾š&îþC’â^h‡õ¥¨ƒ¿YÜD0W䘽Ot·¼=­’’$™-ÓJ×û`gŸ|၄ËkW“ºêB »n?úvõÙ½4à—³ÛÉÇK.:L]´ÎnQÍúû+éë̈́k‹Û™^²³îtGÝå菷&¯X¸‰öq”î/l÷YNºúÈæʯvÞkîª1ӒÍ&¨:
?Vê‚ò‰ðÌfüŠa+|ÇI˜ç
vÈÙ.œÂw‘ÉýË¿;][XVCû¡H4áSd‰C’&ÂCƒäÔ”¿ ‡jΕÆ#yˆ64e;3ª8
ø¯iˆ›l³³8¼Ü\ÎÒsxq‹‰ëµ’G ly5£I€Kr«ˆW%Ååæ0~;ýj{¢u˜>{·Ö×úù­§%ùmÜ¿­œNØʽGpÑè|Qu˜8~Eԉ$O ½ÆµZ!à†[¬ÃŒ³}5½É›r·x[k4œàæ!“•_E”É傈­çV*ª àkÄ6ïÊ-e™tMšÑLŸ…I”ÈÅÎ!R”®NKT“±{Ö’Ój8f‡ê”{2Ն„¢¸d⾟˜„¡|ë÷
—ˆˆà”Ip‡Ë% C‡DH‰IÎik¡³Êkma**bÀf¼/n´¸êq«Yµž±–‰5Þ»TÞ,§†ìfg^eÓPyøہ?XÙëpþJ,åú
-ï’íªúmGé 2çœé,îˆ8‚-0¥eSÒaøýUÙܙNë¦+ÂtúP†{f£+5±FJÊ=éñZ6c­‡½J™v Š¿Š¼ŸÜlÁ«S”üt‘H[f[¹;!ŽÅ“÷i³ŒôJÁ?ýFÊnî™ã´rûg¬=n_ù镴sï=ù3
~;Ô2|“‰1‰æ;ϘC9º–´ù0Ú”þþ”|r¤¯©no:_z“é-G$*aŒi” j«-6Ղ‘4pSA”üżÀà7Ê/gnð’|Ü¿¼›îvšRŽì¨©>„9£”½ŠÅójgÚ½KO’?uôô¤½#i֞‚¯ë!ûÔ+B0…Oh=ªÎÅþ‹’kĚay¢Nµ1j{˜j’*l[ÒFŠ2_ƒk×ä‡èœq#¤ª±ûU!’A6xa}Çv:™l>´2þ
փiŒ«Ô(´ØŒpÝ|ôã0Ð¼V²`•¸[S~`Ù(ü’Ôè
­Dc’v,ÎfŒ˜”“OÀ .W§*m[AÂ9ƒPzÇâfñ”ÔØþˆ„X‹ïÅö³ªŒ #.Êõ
’Hpü³«é57¿
ŒbKî4á)nєå·SFÔ¨ÎõmûoLp¦ÈÌ]Ÿ®ÈÛìwøPq_kÝÖz¡ô:_ûÁ•Hpâ•gÛøÀŸ‚åhà7@Ègšû±cйFÔóŽ$èáÒ¿íW&n)Ío§ŽbùaYcq¥üåCô0c¾`ä›|¢_É=U
ßæÍÿ9f~Tµže¬¬ØC“E¥¦°l
“š¶”®?¼;>+’
Q)ÌVÍÉàKˆ®={†£~†3~ò tþO·à½ jq½Æ°7ŽTÉýdËhçåÞë·ì ª˜X‘¶Mƕ»÷úÓ#æb….,3Š‡ô‰MÍfs~ÁAý$½^ŸiÈ*)ËË׆ƒükAA~vž>W_˜^¢ÃbÉí)‹ÝXæÀpŠàzÞQ§·
Cèu´
ÅT&.
~k¡µoNCŽõHAw_dÕ½#+(C{¬…|ã1ƔðÙ¬nsƒ´¢Fø6«±–úˆM5Œµô5TãĊ¼V–áÂÅ¢µGtÈbƒ½Ö¾qu±XL®±ØÖ
øvÈ-æû7>™xz·âR7Ó}©¼ÿ9ù—Ëp™‹|ÞRã`ž×õe—ó­íƒu¨n‘?Þªo¥ë[›K;X¼óŒb]
S»Îäè@~¢èF»z+d”$“×Owœ­=8Ñ¿ÖRŒV“Tœb؏kê=›Wu’i¨*lºÀ_˜fGkhg?‚Õñ?©z]5õBs΋uÀgiÜ=çS¡Šú~yæ»’àtÅ(s,`ÿ³¦KEwEàiÄ|vtú3È´¢g9=דð»…mh6KÛù‡ëŽPM5 ¡¥LYè!ùr–Æɉ(–’¢åµ%ñM®ã¼•P+¸ñ´Ï…œÜ²Øƒ)SâÕjj_lºacعã+9å¾)NÄÉc6[²‚‹B袐Fùå Áu!…a…áY»ØS^­AMiX6’sf:ËìšfçtÏ©Nµºît¨µÓŽ[,ÞVQ.R1B€ˆH ¹‡$@D.B!L”—€ HVñ²¨£u°¢-GY·ã¶¶û…ùpg¿`×ˌ;ÎœçÌ{yÞç}ÞçdâqûÃX*ŽµdôeöI‡µ^¼ª½©ÑhÒãÍÜ
×DîòÚdKŸ‹ìkõŒ.uŸÄIIN‰zvõ…NìéSXp…E×ÖNx’¦¨f°¨’ýTº9Y/ÀÑ~÷#Â/GòގØލpÒÂÐÀF®þš{p–Ågaš—…Т^áò4à`³§÷o5Ѝ-õŸ@Ýðüj´7ËÑ |oˆ3ð2ân`ž„‚|ðøø˜ö=׿ç|…ƒïýyü-|kó9°†ò¾$B]FÙ¼ yTÌÆZʛUÍ*Sžy?hxÜÀZßûLg›Kb„B6ÄZ5™„ª²´¢„‚6ÃX_t ®¹ª©he:ê&H¤ÀþrPÛVÚ*Ÿþ:¸Ž6øöð…}þú¶Ïښú«QäX6Èv•æªÃ²J™X àjßïuæ#
õDg‡ÉCa«?X·´=ª’4õ4?ð­+é3·NBPVï3}Q/&¨pç

°:&ÃYrY‰6¤D«¬T0¸
d1aq]ë CCM-
6!*¯„ù5êj%«QÖí¬B²é2b)†dgê¸8‚Á‡ ݊$ÓTbj°ÔX‘4ÂC*lÀª–•”+KŠhÃaˆÑ6V4°µ!֖Ú1–BeÁf¸¥c~º#àÇ{œQmÿ {:VÌOÿÐñÒ;Šþç¿@íÉÿáéôŠ|d‚à*ÝÙ=çMÖ:–9ïîºÖÏñd¾Ä~‰J^¦$Ú:3
z1æ^L/2vÉ4R1.-ÎM’r‹l,ÕÕØØÉÒ5GšOÎή3S]â½,µƒo¤„gäæâ

?æà_­î›”½Ã‚mU(Ãe‹ÌÕ¸òïú¾Ÿo=à|ï‹âÃ’XD¾RÈRe*`0–qò›.³4xò¨wÍU쬡§¶‰j®5è »šTb+-5¶h,¤…i1Y ³Ú,1Q¦‚ìZ1’*:˜Ag¦)¢‰Ì01bü¸i,Ÿ¹r¤N.Óß́MsÝvԀ[¾½|KfJ£˜LL)ÉFÎ*>È
ñH{Òx!%8 I+
Zº*¨Q^^¹ç=Ք«ª4″ö‹$ð›KÞfÇ(5jï`Çð¯ãœð]ŠQ”Õ’Jns”eètVz¬ÜpØPuœ=Á45Y,͸ÎÜrÄN>ž¾ðˆ¥;5J5Ë5¸á…Oø`Wé?Êåxuù1­†Ø½!¬±zlµ-öê_à3þ!I³CA£ÂNmŸ›ð:œn–ò2žÈÕÄ&7OHí@Ø~zÑϤGˆ«sË+DZٜµçFnb/áÀŒö›ØN¹âÀó~F=öµàlxÒ¡ð
|…°½Ò}xó;°
’¢}j>ùj>h|ÝÿàçgYíÝ6«½»À–“%)Èa© ní?xÏgðǶþ›ûs¼Q°ùakõÆcõlȳ°_ba•ÂòbJQ®ÑªH¥ª¦µˆæ•´*ËôrR¢,•euKGÁÒë7Á»(ٓ—’µ£D‹éQý9¨Y„ëýo~!Ÿ¸î¬ÖUk´„F}XC©T ÍÈòÅ£‰w0X–ö¹mnݛ8tJ˜ºr%QÅT©¤˜*EQzښ•Á¾($¼ÿD§„wUñ3%¼@p> ½ÂÅqëåËÐ%øŸ7ßF€ýìž5RdBN̊ñîºQ¸‡éʎ%àÑ£—¾ø®
t´ÃŒ5{7™×òãö8u$L ”lÜHé¦ú#Y¼PzX-¥ešCQ*³È—ýõ&Îñný¢RÍÈ0Ÿlõ[nÄÿã¨{(G6KRX^ZHËTÙ¹ExÐ’èx„õ8¿¶o9 Uǿⵎ ;:ÒvþÁܐž
‹†?oÿ»•‰•$ÅãIB)ëð¶h·Jòx¯‘ðmpœ–]™¡N3½ÒnQ×þ&!‡ÃUɛÃö‹-îl*Ç]2>E}·€äŒS>ê*ÌWs@ûgB.ä5.lÇv2J!‰Zh1q?g%M~rý
ãeIí½šÓäԘmÌM{ÆÚ¦ØëÌ­âsƒ)!ºd{³#…4Ïtà¿|W
LSI·aÛ¾;MϵûŒö]޻Փ¢«œ³¢+î鮨¸ê‚B……V¾,¥(Ж‚-

Источник

Комментарии

Опубликовано в журнале:

Лечащий врач »» 10 / 2002 В. К. Таточенко, доктор медицинских наук, профессор, НЦЗД РАМН, Москва

Как классифицируется пневмония?
Каков спектр возбудителей острой пневмонии у детей в зависимости от возраста?
Как правильно выбрать стартовый антибиотик?

Согласно принятой в России классификации, пневмония у детей определяется как острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным при наличии очаговых или инфильтративных изменений на рентгенограмме. Наличие этих рентгенологических признаков («золотой стандарт», по мнению ВОЗ) с высокой долей вероятности свидетельствует о бактериальной этиологии процесса и позволяет исключить из круга заболеваний, определяемых как пневмония, большинство поражений нижних дыхательных путей (бронхиты, в том числе обструктивные), вызываемых респираторными вирусами и не нуждающихся в антибактериальном лечении [1].

Подбор антибиотиков для лечения пневмоний оптимален при расшифровке ее этиологии; однако экспресс-методы оказываются не всегда надежны и доступны. Приемлемой альтернативой является определение наиболее вероятного возбудителя — с учетом очевидных симптомов, а также возраста больного, времени и места развития заболевания. Приводимые ниже сведения, касающиеся спектра бактериальных возбудителей пневмонии, основаны на обобщенных данных, полученных автором и его сотрудниками в ходе лечения более чем 5000 детей с пневмонией (1980–2001 гг.), а также почерпнутых из материалов зарубежных авторов. Эти данные вполне сопоставимы, хотя и были получены разными методами: с помощью выявления возбудителя или его антигена в плевральном экссудате [1, 2], определения возбудителя в пунктатах легкого [3], а также антител к хламидиям, микоплазме и пневмококковых иммунных комплексов [4, 5, 6]. Что касается данных ряда иностранных авторов относительно преобладания вирусных пневмоний, то они основаны на материалах исследований больных, у которых в качестве критериев пневмонии рассматривались только мелкопузырчатые хрипы при отсутствии инфильтративных или очаговых изменений [7,8].

Показатели заболеваемости детей пневмонией: в России (при должных рентгенологических критериях) эта цифра колеблется в пределах 4 — 12 на 1000 детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет [1]; зарубежные источники приводят те же данные относительно заболеваемости «рентгеноположительными пневмониями» (4,3 на 1000 детей [9]), но при более широких критериях определения пневмоний уровень заболеваемости оказывается на порядок выше [5].

В последние годы российские ученые неоднократно обсуждали эту проблему с учетом принципов доказательной медицины. Были одобрены поправки к Классификации неспецифических болезней органов дыхания у детей [10], сформулированы рекомендации по противомикробной терапии острых внебольничных пневмоний у детей [11] и принят консенсус в рамках программы «Острые респираторные заболевания у детей» Союза педиатров России [12].

Согласно принятой классификации, пневмонии делятся на вне- и внутрибольничные, развившиеся у лиц с иммунодефицитными состояниями, и пневмонии у больных на ИВЛ (ранние — первые 72 ч. и поздние). Внебольничные пневмонии возникают у ребенка в обычных условиях, внутрибольничные — через 72 ч пребывания в стационаре или в течение 72 ч после выписки оттуда. Выделяют также пневмонии новорожденных (в том числе внутриутробные, развившиеся в первые 72 ч жизни ребенка), однако в данной статье этого вопроса мы касаться не будем.

Практически важно различать «типичные» формы с четким, гомогенного вида, очагом или инфильтратом на рентгенограмме и «атипичные» — с негомогенными, не имеющими четких границ изменениями. Тяжесть пневмонии обусловливается легочно-сердечной недостаточностью, токсикозом и наличием осложнений (плеврит, легочная деструкция, инфекционно-токсический шок). При адекватном лечении большинство неосложненных пневмоний рассасываются за 2–4 недели, осложненные — за 1–2 месяца; затяжное течение диагностируется при отсутствии обратной динамики в сроки от 1,5 до 6 месяцев.

Диагностика. Классические аускультативные и перкуторные признаки пневмонии, описываемые в учебниках, выявляются всего у 40 — 60% больных, лихорадка, одышка, кашель, хрипы в легких часто регистрируются и при других респираторных заболеваниях. Признаки (в дополнение к классическим), позволяющие заподозрить наличие пневмонии, имеют специфичность и чувствительность порядка 95%:

  • температура выше 38,0°C более 3 дней;
  • одышка в отсутствие признаков бронхиальной обструкции (>60/мин у детей до 2 месяцев, >50 в возрасте 2 – 12 месяцев и >40 у детей 1 – 5 лет);
  • асимметрия влажных хрипов.
Читайте также:  Антибактериальная терапия при пневмонии презентация

Этиология. Поскольку большинство пневмоний у детей вызывается возбудителями, обычно вегетирующими в дыхательных путях, обнаружение этих возбудителей в мокроте не говорит об их этиологической роли. Более надежны полуколичественные методы посева мокроты, а также методы, позволяющие обнаружить возбудителя или его антиген во внутренних средах организма, однако некоторые из этих методов (ПЦР) столь чувствительны, что выявляют обычную флору дыхательных путей. Выявление любым методом вирусов, микоплазм, хламидий, грибков, пневмоцист при отсутствии клинической картины соответствующей пневмонии не является доказательством их этиологической роли, как, впрочем, и наличия самой пневмонии. Обнаружение IgM-антител к хламидиям и микоплазме имеет диагностическое значение, однако в течение первой недели с момента начала вызванной микоплазмой пневмонии они часто отсутствуют [6].

На практике предположительный этиологический диагноз ставится с учетом вероятности наличия того или иного возбудителя при данной форме пневмонии в данной возрастной группе (см. табл. 1, табл. 2).

Таблица 1.
Выбор стартового препарата при внебольничной пневмонии

Таблица 2.
Антибиотики при внутрибольничной пневмонии

Внебольничные пневмонии. В возрасте 1–6 месяцев часто наблюдаются атипичные формы (20% случаев и более), вызываемые Chlamidia trachomatis (следствие перинатальной инфекции), и достаточно редко (у недоношенных) — Pneumocystis carinii. Более чем у половины больных типичные пневмонии связаны с аспирацией пищи, муковисцидозом, первичным иммунодефицитом; их возбудители — грамотрицательная кишечная флора, стафилококки. Пневмонии, вызванные пневмококками и Haemophilus influenzae типа b, встречаются у 10% детей; обычно это дети, заболевшие в результате контакта с больным ОРЗ старшим сибсом или взрослым членом семьи.

У детей 6 месяцев — 6 лет наиболее частым (более 50%) возбудителем пневмонии является пневмококк, им обусловлены 90% осложненных пневмоний. H. influenzae типа b обусловливает до 10% осложненных форм. Стафилококк выявляется редко. Бескапсульные H. influenzae обнаруживаются в пунктатах легких достаточно часто, обычно в сочетании с пневмококком [3], однако их роль до конца не ясна. Атипичные пневмонии, вызванные M. pneumoniae, наблюдаются в этой возрастной группе не более чем у 10–15% больных, Chl. pneumoniae — еще реже [4, 6].

В возрасте 7–15 лет основным бактериальным возбудителем типичных пневмоний является пневмококк (35–40%), редко — пиогенный стрептококк, доля атипичных пневмоний превышает 50% [4,6] — их вызывают M. pneumoniae (20–60%) и Chl. pneumoniae (6–24%).

Вирусная инфекция предшествует бактериальной пневмонии примерно в половине случаев и тем чаще, чем моложе ребенок. Пневмонии только вирусной этиологии с небольшим легочным инфильтратом встречаются в 8 — 20% случаев, но у таких больных бактериальная суперинфекция наблюдается достаточно часто [1, 6]. Пневмонии у детей, вызванные Legionella pneumophila, в России встречаются, по-видимому, редко, поскольку кондиционирование воздуха в нашей стране широко не распространено.

Внутрибольничные пневмонии отличаются как спектром возбудителей, так и их резистентностью к антибиотикам. В этиологии этих заболеваний определенную роль играет либо больничная флора (стафилококки, кишечная палочка, Klebsiella pneumoniae, Proteus sp., Cytrobacter, при манипуляциях — Pseudomonas aeruginosa, Serratia sp., анаэробы), либо аутофлора больного (см. табл. 2). В большинстве случаев эти пневмонии развиваются как осложнение ОРВИ.

Пневмонии, развившиеся в первые 72 часа ИВЛ у вновь поступивших больных, обычно обусловлены аутофлорой — пневмококком, H. influenzae, M. pneumoniae, начиная с 4-х суток ИВЛ их сменяют S. aureus, P. aeruginosa, Acinetobacter, K. pneumoniae, Serratia. Если ИВЛ начали проводить после 3 — 5-го дня госпитализации, более вероятный возбудитель — внутрибольничная флора.

Пневмонии у больных с иммунодефицитами, в том числе находящихся на иммуносупрессии, вызываются как обычной, так и оппортунистической микрофлорой (P. carinii, грибы Candida). У инфицированных ВИЧ и больных СПИДом детей, а также при длительной глюкокортикостероидной терапии (> 2 мг/кг/сутки или >20 мг/сутки более 14 дней) нередки пневмонии, вызванные P. carinii, цитомегаловирусом, М. avium-intercellulare и грибами.

Чувствительность возбудителей к антибиотикам зависит как от их генетических свойств, так и от предшествующего контакта с антибиотиками. Во многих странах 20–60% пневмококков приобрели устойчивость к пенициллинам, многим цефалоспоринам и макролидам, а H. influenzae — к ампициллину. В России циркулируют 95% штаммов пневмококка, чувствительных к пенициллинам, цефалоспоринам, макролидам, но устойчивых к котримоксазолу, гентамицину и другим аминогликозидам [2, 13]. Стафилококки (внебольничные штаммы) сохраняют чувствительность к оксациллину, защищенным пенициллинам (аугментину), линкомицину, цефазолину, макролидам, рифампицину. и аминогликозидам.

H. influenzae в России [2] чувствительны к амоксициллину, защищенным пенициллинам (аугментину), азитромицину, цефалоспоринам II — III поколений, аминогликозидам, левомицетину, доксициклину и рифампицину. Однако этот возбудитель как в России, так и за рубежом, утратил чувствительность к эритромицину; к «новым» макролидам (рокситромицину, спирамицину, джосамицину, мидекамицину) чувствительны лишь единичные штаммы. Напротив, Moraxella catarrhalis чувствительны к «новым» макролидам, а также к аугментину, цефтриаксону, аминогликозидам. Микоплазмы и хламидии чувствительны к макролидам и доксициклину.

Выбор стартового антибактериального препарата. Отечественные рекомендации, построенные с учетом как возраста ребенка, так и формы пневмонии (табл. 1, табл. 2), незначительно отличаются от зарубежных — в них учтены отличия, касающиеся чувствительности флоры. При их использовании быстрый (24–36 ч) эффект от лечения наступает в 85– 90% случаев, при неэффективности стартового препарата переходят на альтернативные. Если нет уверенности в отношении этиологии, можно использовать препарат или комбинацию двух препаратов с более широким спектром.

При неосложненных типичных пневмониях используют оральные препараты — амоксициллин, амоксициллин/клавуланат (аугментин), цефуроксим-аксетил (зиннат), действующие как на пневмококки, так и на гемофильную палочку. Феноксиметилпенициллин-бензатин (сироп оспен) и цефалоспорины I поколения подавляют только кокковую флору, поэтому их лучше применять у более старших детей.

При атипичных пневмониях препаратами выбора служат макролиды и азитромицин. Поскольку они действуют и на кокковую флору, эти средства можно использовать у лиц с аллергией на b-лактамы, однако их широкое применение нежелательно из-за стимуляции ими лекарственной устойчивости флоры.

Читайте также:  Возбудитель внебольничной пневмонии у детей школьного возраста

При осложненной пневмонии лечение начинают с парентеральных препаратов, заменяя их на оральные при наступлении эффекта (ступенчатый метод).

Опыт показывает, что более 85% всех внебольничных пневмоний у детей можно излечить без единой инъекции антибиотика; в среднем за время лечения ребенок, больной пневмонией, получает менее 4 инъекций [14].

Дозы антибактериальных препаратов, используемые для лечения пневмонии, обычно подбираются в соответствии с рекомендациями производителей. С учетом возможности повышения устойчивости пневмококка оправданно назначение пенициллинов — как обычных, так и защищенных — в дозах порядка 100 мг/кг/сутки, при которых их уровень в тканях в несколько раз превысит МПК даже резистентных штаммов.

Оценка эффективности лечения проводится через 24, 36 и 48 ч лечения. Полный эффект регистрируется при падении температуры ниже 38,0°С (без жаропонижающих) и улучшении общего состояния, появлении аппетита; рентгенологическая картина при этом может улучшиться или остаться прежней. Это указывает на чувствительность возбудителя к препарату, следовательно, лечение этим лекарственным средством следует продолжать. Частичный эффект регистрируется при улучшении общего состояния и аппетита, а также отсутствии отрицательной динамики в очаге, но при сохранении фебрильной температуры; такая картина наблюдается при наличии гнойного очага (деструкция) или иммунопатологического процесса (метапневмонический плеврит). При этом антибиотик не меняют, полный эффект наступает позже — при опорожнении гнойника или назначении противовоспалительных средств. Если у больного сохраняется фебрильная температура, нарастает инфильтрация в легких и/или общие расстройства, принято считать, что эффект отсутствует; в этих случаях требуется немедленная смена антибиотика.

Длительность лечения нетяжелых пневмоний — 5 — 7 дней, осложненных форм — 10 — 14 дней (2 — 3 дня после падения температуры). При внутрибольничных пневмониях замена препарата проводится по бактериологическим данным или эмпирически уже через 24 — 36 ч — при первых признаках неэффективности. У детей старше 12 лет и в крайне тяжелых случаях у пациентов более младшего возраста при резистентности энтеробациллярной, синегнойной и атипичной флоры используют фторхинолоны. При анаэробных процессах используют метронидазол, при процессах грибковой этиологии — флуконазол, кетоконазол.

Другие виды терапии. В остром периоде дети практически не едят; восстановление аппетита — первый признак улучшения при тяжелых процессах с длительной лихорадкой. Витамины вводят детям, неправильно питавшимся до болезни, другие средства назначают при наличии соответствующих показаний. При правильном выборе антибактериального препарата быстрое улучшение состояния больного позволяет отказаться от применения других средств.

Важно соблюдение питьевого режима (1 л/сутки и более), при этом используют чай, соки, отвары или регидратационные растворы, разбавленные наполовину. Особенностью лечения тяжелых форм заболевания является ограничение внутривенного введения жидкости, поскольку пневмония сопровождается массивным выбросом антидиуретического гормона, что обусловливает олигурию. Снижение ОЦК (на 20–30%) также представляет собой компенсаторный механизм, не требующий немедленной коррекции. При необходимости внутривенно вводится не более 1/6 расчетной суточной потребности жидкости, то есть не более 15–20 мл/кг/сутки.

Имеющиеся в литературе рекомендации относительно «общеукрепляющего» лечения, как правило, не основаны на результатах строгих терапевтических испытаний. Применение при пневмонии средств так называемой патогенетической терапии — от витаминов до иммуномодуляторов, а также «дезинтоксикационных», «стимулирующих» и других аналогичных препаратов, в том числе вливания плазмы, крови, g-глобулина, гемодеза, не только не улучшает исход пневмонии, но часто являются причиной осложнений и суперинфекции, к тому же существенно повышая стоимость лечения. Такие средства следует применять по строгим показаниям; например, белковые препараты вводятся при гипопротеинемии, кровь — при резком падении гемоглобина (50 г/л, железо и витамины — при сохранении анемии и астенизации ребенка в период реконвалесценции. Физиотерапевтические процедуры на грудную клетку (ионофорез, СВЧ и т. д.), в том числе в период репарации, неэффективны.

Литература

  1. Таточенко В. К. (ред). Острые пневмонии у детей. Чебоксары, 1994, 323 с.
  2. Таточенко В. К., Катосова Л. К., Федоров А. М. Этиологический спектр пневмоний у детей // Пульмонология. 1997. 2: 29-35.
  3. Acute respiratory infections in children: Case management in small hospitals in developing countries. A manual for doctors and other senior health workers. WHO/ARI/90.5. World Health Organization. Geneva.
  4. Heiskanen-Kosma, Korppi M., Jokinen C., et al. Ethiology of childhood pneumonia: serologic results of a prospective, population-based study // Pediatr. Infect. Dis. J. 1998. 17: 986-991.
  5. Pechere J. C. (ed.). Community-acquired pneumonia in children: International Forum Series. Cambridge Medical Publication. 1995. 154 р.
  6. Gendrel D. Pneumonies communautaires de l’enfant: etiologie et traitement // Arch. Pediatr. 2002 ; 9 (3): 278 – 288.
  7. Hendricson K. J. Viral pneumonia in children: Seminar in Pediatric infectious Diseases. 1998. 9: 217 – 233.
  8. Wildin S. R., Chonmaitree T., Swischuk L. E. Roentgenographic features of common pediatric viral respiratory tract infections // Am. J. Dis. Child. 1988. 142: 43-46.
  9. Black S., Shinefield H. R., Ray P. et al. Efficacy of heptavalent conjugate pneumococcal vaccine in 37 000 infants and children: impact on pneumonia: otitis media and an update of the disease results in Northern California//39th Interscience Conference, Sept. 26-29, 1999, Washington D.C. Aqmerican Society for Microbiology, 1999: 379 (# 1398).
  10. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей // Вестник перинатол. и педиатрии. 1996. 41, 6: 52 – 55.
  11. Таточенко В. К., Середа Е. В., Федоров А. М. и др. Антибактериальная терапия пневмонии у детей // Consilium medicum, 2001. Прил.: 4 – 9.
  12. Союз педиатров России, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка. Научно-практическая программа “Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика”. М., 2002.
  13. Страчунский Л. С., Кречикова О. И., Решедько Г. К. и др. Чувствительность к антибиотикам пневмококков, выделенных от здоровых детей из организованных коллективов // Клин. микробиология и антимикробная терапия. 1999. 1(1): 31 – 39.
  14. Таточенко В. К., Федоров А. М., Хайрулин Б. Е. Об использовании оральных антибактериальных средств в лечении острой пневмонии у детей //Педиатрия. 1992. 4 – 6: 38 – 42.
  15. Страчунский Л. С., Белоусов Ю. Б., Козлов С. Н. (ред). Антибактериальная терапия. М., 2000.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник