Тактика медсестры при кормлении детей раннего возраста с пневмонией

Тактика медсестры при кормлении детей раннего возраста с пневмонией thumbnail

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная – пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная – вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая – наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная – наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная – возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) – пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная – редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
– активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
– наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
– динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
– обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
– консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
– проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

Читайте также:  Как различить бронхит от пневмонии у ребенка

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник

Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа на тему- Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

Выполнила  Бондаренко Вероника, студентка 401 группы.

Научный руководитель Зуенок Валентина Александровна.

Актуальность

данной темы обусловлена тем, что пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. Среди инфекций нижних дыхательных путей пневмония представляет одну из серьезных проблем детского возраста. По данным Минздрава РФ болезни органов дыхания у детей в возрасте 0–17 лет занимают третье место в структуре причин смерти после внешних причин и пороков развития.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы сформулировали тему Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

 Цель выпускной квалификационной работы: изучить роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. оценить уровень знаний родителей о профилактике пневмонии у детей раннего возраста;
  2. установить причины недостаточной информированности родителей в вопросе профилактики пневмонии рахита у детей раннего возраста;
  3. предложить способы повышения информированности родителей в вопросе профилактики пневмонии  у детей раннего возраста

Объект исследования: пневмония у детей раннего возраста  

Предмет исследования: роль медсестры детской поликлиники в профилактике  пневмония у детей раннего возраста

Методы исследования:

  • анализ источников литературы;    
  •  (анкетный опрос);
  • статистический метод.

База: кабинет здорового ребенка ГБУЗ АО «Зейская больница им. Смирнова Б.Е”                               

      Структура работы: данная работа состоит из введения, теоретической части; материалов собственного исследования, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения. Кроме того, работа дополнена таблицами, графиками и диаграммами. Работа изложена на 50-ти  страницах.

В 1 главе  были рассмотрены вопросы: 

  1. 1 Этиопатогенез , клиника, диагностика, лечение и профилактика пневмонии
  2.  Особенности сестринской деятельности по  профилактике пневмонии у детей  раннего   возраста

Во 2 главе был проведен анализ деятельности сестринского персонала детской поликлиники г.Зея  по профилактике пневмонии

С этой целью нами был проведен анкетированный опрос. Анкетирование проходило среди родителей пациентов детской поликлиники (30 человек)

Мы  проанализировали,  насколько родители информированы о причинах,  клинике, диагностики, профилактики пневмонии и нами были сформулированы  следующие  выводы выпускной квалификационной работы:

Нами были сформулированы выводы выпускной квалификационной работы:

1. Практически все  опрошенные родители знают о пневмонии и понимают важность проблемы. Они знают основные клинические проявления заболевания  (кашель, одышка, хрипы)

Читайте также:  Как самостоятельно вылечить черепаху от пневмонии

2.Однако, уровень информированности родителей о факторах риска развития пневмонии не достаточен. Они считают основными факторами риска развития пневмонии  недоношенность – 42%,  низкий иммунитет  -17%, охлаждение -13%

Родители  считают, что  снижает риск  развития пневмонии  вакцинация, рациональное питание, закаливание, однако знаний родителей по профилактике пневмонии у детей раннего возраста    не достаточно, это видно по следующим результатам анкетирования:

3. У 37% опрошенных родителей дефицит знаний о данном заболевании;

      многие родители не предают значение основным факторам риска развития пневмонии и не занимаются  их профилактикой:

  • только 57 % респондентов поддерживают грудное вскармливание;
  • 25% родителей вводили прикорм несвоевременно, в связи с чем, мы можем предположить, что ребенок может быть предрасположен к развитию рахита, анемии,  гипотрофии, которые способствуют простудным заболеваниям, в том числе и пневмонии.
  • 43 % детей получают недостаточное количество овощей и фруктов
  • 30% респондентов не соблюдают режим дня ребенка; 
  • только 35 % родителей соблюдают временные нормы пребывания ребенка на свежем воздухе; 

4.Положительным моментом является достаточно хорошее представление о видах профилактики и ответственное отношение к вакцинации, как способе профилактики пневмонии,   около 80- 90% все детей привиты от гриппа, кори, пневмококковой инфекции.

5.Причины дефицита знаний родителей о профилактике пневмонии следующие:                             Анализируя полученные ответы на данные вопросы, мы сделали вывод, что у 37% опрошенных родителей есть дефицит знаний о данном заболевании, способах профилактики.

  35% респондентов узнают информацию от знакомых и интернета, а не от медработников

Предложения

1. Достаточно большое количество страхов у родителей обусловлено недостаточной информированностью. В последние годы все очевиднее становится то факт, что достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между медицинским работником и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. Одним из путей формирования «медик – пациент» является обучение родителей, предоставление им полной и достоверной информации как о мерах профилактики, так и о самом заболевании.

2. В связи с молодым возрастным контингентом родителей и популярностью использования средств массовой информации (в частности Интернет), 100% участников анкетирования хотели бы получать необходимую информацию о заболевании пневмония с персонального сайта участковой медицинской сестры.

3. Для повышения уровня информированности родителей о профилактике заболевания пневмония, нами были разработаны памятки: «Что нужно знать о пневмонии?», «Первые проявления пневмонии»,  «Режим дня и особенности питания ребенка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В России за год пневмонией заболевают около 1,5 млн. человек.
Работа над темой дипломной работы «Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста»  позволила мне сделать следующие выводы:

1. Пневмония – актуальная проблема современной медицины, в профилактике которой играет большую роль медсестра детской поликлиники.

2.Правильно спланированная и проведенная работа медицинской сестры позволит наиболее эффективно проводить профилактику пневмонии у детей раннего возраста.

3.Анкетирование родителей показало, что они имеют дефицит знаний по многим вопросам профилактики пневмонии, часто занимаются самолечением.

4.Недостаточная настороженность родителей по  профилактике пневмонии во многом обусловлена недостаточной их информированностью.
5. Медицинская сестра должна активно заниматься обучающей работой среди пациентов по различным аспектам профилактики пневмонии. Родители  активно идут на сотрудничество с медицинской сестрой, если обучающая работа проводится правильно! Создание памяток и рекомендаций повышает эффективность санитарно-просветительной работы.

6.Данная работа помогла нам лучше понять роль медсестры в организации профилактики пневмонии, систематизировать знания и осознать возможности медсестры, понять круг своих компетенций. Информирование и обучение родителей правилам профилактики пневмонии должно стать приоритетными задачами работы медсестры.

 В результате исследования цель была достигнута, задачи решены.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мы, изучив эту тему, смогли проанализировать основные проблемы в организации профилактики пневмонии и особое внимание уделили роли медсестры организации профилактики пневмонии у детей раннего возраста.

Практическая значимость работы. Для повышения уровня информированности родителей о профилактике заболевания «Пневмония», нами были разработаны памятки, буклеты, презентации, которые могут быть использованы патронажными медсестрами в санпросветработе и студентами при проведении бесед во время практики.

Источник

Лечение и реабилитация детей с инфекционно-воспалительными заболеваниями в неонатальном периоде

Врожденная пневмония

Врожденная пневмония – это воспалительный процесс, который возникает в легком внутриутробно и/или во время родов и клинически проявляется течение первых 72 ч жизни ребенка. Вследствие воспалительного процесса  возникают нарушения как свободной проходимости дыхательных путей, так и газообмена и перфузии. Эти нарушения могут значительно изменить газовый обмен и клеточный метаболизм во многих жизненно важных тканях и органах. Ситуация осложняется тем, что воспалительный процесс развивается на фоне перестройки работы сердечно-легочной системы, связанной с переходом от внутриматочной к внематочной жизни, что является серьёзным испытанием для незрелого организма, особенно в случае преждевременного рождения ребенка.

Читайте также:  Сердечно сосудистая система при пневмонии

Тактика медсестры при кормлении детей раннего возраста с пневмонией

Причины возникновения

Лёгкие являются «критичным» органом, так как сразу после рождения, при отделении плода от плаценты осуществляют газообмен. Для того, чтобы предотвратить попадание микроорганизмов в бронхо-легочную систему существуют различные защитные механизмы, которые у плода и новорожденного отсутствуют или функционируют неэффективно, приводя к более частым повреждениям и последующему нарушению нормальной структуры лёгкого и его функций, так как созревание бронхо-легочной системы продолжается после рождения.

У новорожденных детей слизистая дыхательных путей обычно стерильна при рождении, в последующем происходит заселение микроорганизмами матери и окружающей среды. Инфицирование плода обычно происходит одним из трёх путей – через плаценту, с инфицированной амниотической жидкостью или с содержимым родовых путей.

Особенностью иммунной системы новорожденного является то, что действие многих компонентов иммунитета запаздывают, иммунный ответ наступает медленнее, чем в последующие возрастные периоды.

Возбудители пневмоний у новорожденных существенно отличается от других возрастных периодов. При внутриутробном пути инфицирования особое значение имеет цитомегаловирусная, герпетическая инфекции, краснуха, туберкулез, сифилис, стрептококкам группы В, кишечная палочка, анаэробные бактерии, хламидии, микоплазма, уреаплазма, цитомегаловирус, гемофильная палочка, листерии.

Повышенный риск развития врождённой пневмонии при наличии следующих факторов:

  • преждевременные роды,
  • преждевременный разрыв плодных оболочек,
  • лихорадка (температура тела у матери более 38oC),
  • болезненность матки,
  • мутные амниотические  воды с неприятным запахом,
  • инфекционно-воспалительные заболевания уро-генитального тракта
  • рождение детей с признаками инфекционного процесса в анамнезе,
  • признаки внутриутробного страдания плода,
  • тахикардия плода,
  • наличие мекония в амниотической жидкости.

Клинические проявления 

У новорожденных труднее, чем у более старших детей, выявить те типичные клинические проявления, которые хорошо известны педиатрам (изменения перкуторного тона, хрипы, крепитация).

Ранние клинические симптомы, как правило, неспецифичны, и проявляются дыхательными расстройствами (одышка, апноэ, раздувание крыльев носа, втяжение грудной клетки, «хрюкающее» дыхание, нарастание проявлений дыхательной недостаточности). Отмечается слабое сосание во время кормления, цианоз, угнетение центральной нервной системы или, наоборот, возбудимость, нарушение регуляции температуры тела, признаки общего инфекционного токсикоза, такие как серый цвет кожи, желтуха, появление сыпи, кровоточивость.

Часто дети рождаются в критическом состоянии, требующем проведения реанимационных мероприятий. Кашель может отсутствовать или быть не выраженным, отмечается пенистое отделяемое изо рта. На фоне ослабленного дыхания выслушиваются влажные хрипы и/или крепитация. Клинический диагноз основывается на совокупности признаков, а также результатов рентгенографических, микробиологических и лабораторных исследований (гематологические изменения и наличие признаков системной воспалительной реакции).

Диагностика

Для определения возбудителя проводится микробиологическое исследование крови, отделяемого из зева, трахео-бронхиального аспирата и в настоящее время является самым информативным; идентификация грибов, вирусов, U urealyticum и других небактериальных возбудителей требует использования специальных методов –

молекулярно-биологических (полимеразная реакция в режиме реального времени и проведение сиквенирования), масспектрометрии – принципиально нового метода диагностики инфекций. При помощи этого метода можно определить не установленные виды микроорганизмов с определением резистентности к антибиотикам.

Серологические методы могут прояснить состояние врождённой пневмонии при некоторых инфекциях, например цитомегалии, герпесвирусов, токсоплазмозе, сифилисе и др. Для определения маркеров системной воспалительной реакции проводится клинический анализ крови, мочи, а также количественные измерения С-реактивного белка, прокальцитонина, цитокинов (интерлейкин-6). 

Лечение

Все новорожденные дети с наличием пневмонии должны проходить лечение  в условиях отделения патологии новорожденных и недоношенных детей, если требуется проведение респираторной поддержки – в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных. При необходимости дыхательной поддержки по показаниям – проведение традиционной ИВЛ,  неинвазивной (бифазик, назальная СРАР).

Противомикробная терапия при  неизвестном возбудителе проводится антибиотиками, которые обеспечивают значительную противомикробную эффективность против патогенов, которые обычно вызывают серьёзную инфекцию в первые дни жизни или  при предполагаемом возбудителе у конкретного пациента. При определении возбудителя и его чувствительности проводится целенаправленная антибактериальная терапия. Иммунотерпия проводиться строго по показаниям и предпочтение отдается обогащенным иммуноглобулинам поколения.

Для успешного лечения пневмонии очень важно правильное вскармливание ребенка, обеспечивающее его потребности в калориях и пищевых ингредиентах. При тяжелом течении пневмонии требуется проведение внутривенного полного или частичного парэнтерального питания с включением аминокислот, жировых эмульсий, микроэлементов. При возможности энтерального питания, предпочтительно грудное вскармливание, или вскармливание сцеженным грудным молоком. В случае отсутствия молока назначается адаптированная молочная смесь.

После выписки из неонатологического стационара родители должных обратить внимание на следующую информацию:

  • ни в коем случае нельзя курить не только в присутствии ребенка;
  • необходимо проведение прививок, не только предусмотренных календарем, но и против пневмококков и против гриппа,
  • для детей, родившихся с очень низкой массой тела (менее 1500 г), с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г) необходимо профилактическое введение «Синагиса» для предотвращения тяжелых форм острых респираторных заболеваний, вызванных респираторно-синцитиальным вирусом;
  • необходимо последующее наблюдение в клинико-диагностическом центре.

Источник