Лекция по обж ожоги и

Лекция по обж ожоги и thumbnail

Ожогом
называется повреждение тканей, вызванное
действием высокой температуры, химических
веществ, излучений или электротока.

Патогенез.

Глубина
повреждения при ожогах, в основном,
зависит от характера термического
агента, его температуры, длительности
действия и степени гипертермии глубоких
слоев кожи и подлежащих тканей. Ведущими
патофизиологическими факторами при
термических поражениях являются:

• сильнейшая
болевая импульсация из очага поражения;

• мощная
симпатоадреналовая реакция, сопровождающаяся
спазмом капилляров в системе
микроциркуляции;

• гиповолемия
и вторичная эритремия в результате
шоковой реакции и усиленной потери
жидкости через поврежденные кожные
покровы.

Классификация ожогов

В
нашей стране используется 4 степенная
классификация глубины ожогов. Их по
глубине поражения подразделяют на
поверхностные и глубокие.

Гиперемия
и небольшая отечность кожных покровов
в области ожога являются клиническими
признаками ожога I
степени.

При
ожогах II
степени
кроме
того образуются пузыри наполненные
серозным содержимым. При ожогах I
степени поражается только эпидермис,
при ожогах II
степени – эпидермис и сосочковый слой
дермы. Эти ожоги заживают самостоятельно,
за счет сохранившихся эпителиальных
клеток и называются поверхностными.

При
ожогах III
А степени
в
зону термического поражения включается
сетчатый слой дермы, но сохраняются
неповрежденными многие волосяные
фолликулы, сальниковые сумки, потовые
железы – дериваты кожи, за счет которых
и происходит эпителизация ожоговых
ран. Однако это происходит не всегда.

При
обширных ожогах, когда за счет
микроциркуляторных нарушений и
инфицирования ожоговые раны могут
«углубляться». Поэтому ожоги IIIА
степени правильно называть не
поверхностные, а пограничными. Эти ожоги
могут быть диагностированы по тонкому,
достаточно подвижному струпу или крупным
пузырям, заполненным серозным содержимым,
но уже с интенсивным окрашиванием.

При
глубоких ожогах поражается кожа на всю
ее толщину (IIIБ
степень
) или
глубжележащие ткани – подкожно-жировая
клетчатка, фасции, кости (IV
степень
).
Ожоги III
Б степени часто сопровождаются
образованием струпа коричневого оттенка,
спаянного с окружающими тканями. При
ожогах IV
степени всегда наблюдается плотный
темно-коричневый или черный струп, тесно
спаянный с подлежащими тканями. Глубокие
ожоги IIIБ-
IV
всегда требуют оперативного лечения.

Диагностика
глубины поражения представляет
определенные трудности, особенно в
первые минуты и часы после ожога, когда
наблюдается внешнее сходство различных
степеней ожога, особен­но III А—III
Б степени. Наиболее точно диагностировать
глубину поражения обычно удается к 3—5
дню, а иногда только к 7—14 дню.

Определение
площади ожога производят с помощью
различных методов. Простыми методами,
пригодными для ориенти­ровочного
измерения, при оказании первой помощи
и в военно-поле­вых условиях являются:
«правило ладони» и «правило девяток».
При ограниченных поражениях удобно
«правило ладони». При этом в каче­стве
единицы измерения используется ладонная
поверхность кисти, со­ставляющая
приблизительно 1% общей поверхности
кожного покро­ва. При сплошном поражении
отдельных областей тела может быть
применено «правило девяток», основанное
на следующем расчете: поверхность головы
и шеи составляет 9%, верхние конечности
— по 9%, нижние конечности—по 18%, передняя
поверхности тулови­ща — 18%, задняя
поверхность туловища — 18%, промежность
и по­ловые органы — 1%(11 девяток + 1% – у
детей не применяется).

По
Б. Н. Постникову площадь измеряют путем
наложения на ожоговую поверхность
прозрачной стерильной пленки, на которой
обводят чернилами контуры ожога, после
чего пленку накладывают на миллиметровую
бумагу, площадь ожога вычисляют в
квадратных сантиметрах и высчитывают
в процентах от общей площади поверхности
тела, принимая ее за 16 000 см2.

Недостатком
всех предложенных методов измерения и
документации ожогов является то, что
они не дают качественной характерис­тики
по степени и локализации ожогов.

Более
точной является формула, предложенная
Ю. Ю. Джанелидзе, когда запись диагноза
отмечается дробью: в числителе указыва­ется
процент поражения, в знаменателе—степень
ожога. Например: 12 % : II
и III
степени с дополнительным перечислением
локализации поражения (грудь, лицо и
др.).

Прогнозирование
тяжести ожога.

У
взрослых ориентировочно имеет значение
правило «сотни» — возраст + общая площадь
ожога в процентах: до 60 – прогноз
благоприятный; 61-80 – прогноз относительно
благоприятный; 81—100 — сомнительный;
101 и более—неблагоприятный.

Индекс
Франка основан на предположении, что
глубокий ожог втрое утя­желяет
состояние больного по сравнению с
поверхностным ожогом, поэтому если 1%
поверхностного ожога приравнивается
к единице, то глубокий ожог—к трем
единицам. Сумма показателей поверхностного
и глубокого ожогов составляет индекс
Франка. Прогноз ожога благоприятный,
если индекс Франка составил менее 30
единиц, относительно благоприятный
30-60 единиц, сомнительный 61—90 единиц и
неблагоприятный—более 90 единиц.

Ожоговая болезнь

Если
глубокие
ожоги занимают более
10-15% поверхности
тела, или общая площадь ожогов составляет
более 30%
поверхности тела, у пострадавшего
развивается ожоговая болезнь. В течение
ожоговой болезни выделяют четыре
периода:

Читайте также:  Солнечный ожог тошнота и головокружение

I — ожоговый шок,

II — острая ожоговая
токсемия,

III
— септикотоксемия (ожоговая инфекция),

IV
— реконвалесценция.

I.
Ожоговый шок является первым периодом
ожоговой болезни. Продолжительность
шока (от нескольких часов до нескольких
суток) определяется преимущественно
площадью поражения. Влияние инфекции
еще не выражено. Ожоговый щок обусловлен
нервно-рефлекторной и нейро-эндокринной
реакциями, появлением большого количества
различных факторов воспаления, которые
приводят к нарушению центрального и
периферического кровообращения, включая
микроциркуляторные расстройства,
повышению проницаемости сосудистых и
клеточных мембран с развитием
интерстициального отека, а также
плазмопотери через ожоговые раны.

II.
Острая ожоговая токсемия является
вторым периодом заболевания. Он начинается
со 2—3 суток, продолжается 7—8 дней и
характеризуется преобладанием явлений
выраженной инток­сикации. Второй
синдром ожоговой болезни – интоксикация
– обусловлен появлением в организме
большого количества токсических
продуктов тканевого, энтерогенного и
частично бактериального происхождения.
Он проявляется психоэмоциональными
расстройствами, стойким повышением
температуры тела, потерей аппетита и
развитием признаков токсического
поражения внутренних органов (токсический
миокардит, гепатит).

III.
Период септикотоксемии (ожоговой
инфекции) условно начинается с 10-х суток
и характеризуется преобладанием
инфекционного фактора в течение
заболевания. При отрицательной динамике
процесса возможно развитие ожоговой
кахексии, приводящей в последующем к
гибели больного. Третий синдром или
период – ожовая септикотоксемия связан
с развитием и прогрессированием инфекции.
Проявляются нарушения метаболизма и
как одно из следствий этого, недостаточность
иммунологического ответа на инфекцию.
Инфекция определяет и поддерживает
интоксикацию, подавляет репаративные
процессы в ранах, поражает различные
органы, а в ряде случаев наступает ее
генерализация – развивается трудно
излечиваемый ожоговый сепсис.

IV.
Период реконвалесценции характеризуется
постепенной нормализацией функций и
систем организма. Он наступает после
заживления ожоговых ран, либо после
оперативного их закрытия.

Считается,
что при поверхностном ожоге любой
степени 15— 20% поверхности тела или при
глубоком ожоге более 10% поверхности
тела обычно развивается ожоговый шок.

Клиника.

Для
ожогового шока характерно наличие
следующих признаков:

·
пострадавший, в зависимости от стадии
шока, возбужден (эректильная) или
заторможен (торпидная стадия шока);
следует подчеркнуть, что эректильная
фаза ожогового шока более выраженная
и продолжительная;

· при обширных
поверхностных ожогах больных беспокоит
сильная боль, они возбуждены, как правило,
мечутся, стонут;

·
при обширных глубоких ожогах пострадавшие
обычно более спокойны, жалуются на жажду
и озноб;

·
кожные покровы вне очага поражения
бледные, холодные на ощупь, иногда
отмечается мраморный рисунок кожи в
результате периферической вазоконстрикции,
температура тела снижена, акроцианоз;

·
характерна тахикардия и уменьшение
наполнения пульса, одышка;

·
довольно часто возникает рвота, жажда;

· ощущение холода,
иногда озноб, а чаще мышечная дрожь;

·
моча становится насыщенной, темной, до
бурого и даже почти черного цвета, иногда
она может приобретать запах гари.
Олигоанурия является характерным
симптом ожогового шока.

Примечание.
В отличие от других видов шока АД —
легко определяемый показатель центральной
гемодинамики — изменяется только при
тяжелой и крайне тяжелой степени
ожогового шока. Эта особенность
объясняется выраженной гемоконцентрацией,
повышенной вязкостью крови, спазмом
периферических сосудов, централизацией
кровообращения.

Для
ранней диагностики ожогового шока
необходимо и достаточно определение
площади и глубины поражения.

На
возникновение и тяжесть течения ожогового
шока влияет множество факторов, в
частности, ожог дыхательных путей (ОДП).

При
сочетании ожога кожи и ОДП ожоговый шок
может развиться при площади поражения,
примерно вдвое меньшей, чем без ОДП.
Считается, что ОДП оказывает на пораженного
такое же воздействие, как и глубокий
ожог кожи площадью около 10—15% поверхности
тела.

Диагноз
ОДП подтверждается следующими признаками:
имеется ожог носа, губ и языка; опалены
волосы в носу; обожжены твердое и мягкое
небо; обожжена задняя стенка глотки,
осиплость голоса; есть одышка, цианоз,
затруднение дыхания.

Неотложную
помощь при ожогах схематически можно
представить следующим образом

1.
На месте получения травмы:

·прекращение
действия термического агента:

·охлаждение
обожженных поверхностей, купирование
болевого синдрома,

·обработка раневой
поверхности;

·обильное питье
(теплый чаи, кофе, щелочная вода и др.)

2. Перед транспортировкой:

·купирование
болевого синдрома;

·нейролептики;

·антигистаминные
препараты;

·обработка
раневой поверхности

3. В процессе
транспортировки (более 1 ч):

·ингаляция кислорода;

·анестезия
наркотическими анальгетиками;

·прием щелочно-солевых
растворов;

в/в
введение плазмозамещающих и (или)
электролитных растворов;

·кардиотоники.

4. Квалифицированная
врачебная помощь в условиях стационара.

5.
Специализированная медицинская помощь.

Охлаждение
должно проводиться не менее 10- 15 мин.,
не задерживая транспортировки
пострадавшего. Оно препятствует
прогреванию глубжележащих тканей,
уменьшает боль и степень развития отека.
При отсутствии возможности применения
охлаждающих агентов, обожженные
поверхности следует оставить открытыми
с целью их охлаждения воздухом.

КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УБИРАТЬ С ПОРАЖЕННОЙ
ПОВЕРХНОСТИ ЧАСТИ ОБГОРЕВШЕЙ ОДЕЖДЫ,
ВСКРЫВАТЬ ОЖОГОВЫЕ ПУЗЫРИ. Части
обгоревшей одежды следует оставлять в
ране, отрезав их ножницами от целой
ткани. Пораженную поверхность следует
закрыть стерильной повязкой, обильно
смоченной раствором любого антисептика
(например, фурацилина). Не рекомендуется
на этапе оказа­ния первой помощи
использовать препараты на жировой
основе (мази, жиры), т. к. они создают
условия, препятствующие образованию
сухого струпа, обладают термостатическими»
свойствами, способствуя тем самым
быстрому размножению микроорганизмов.

Читайте также:  Какое средство поможет от ожога

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Технологическая карта урока ОБЖ 6 класс

Познакомить учащихся с понятиями «Ожог», с причинами и видами . Познакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при ожогах.

Развивающие

  • способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;

  • развивать логическое мышление, творческие способности у школьников;

развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку

Воспитывающие

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;

  • воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;

продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

Предметные

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

  • владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии

Основные термины и понятия

«Ожог», «Термические ожоги», «Химические ожоги», «Лучевые ожоги», «Электрические ожоги»

Оборудование и ресурсы:

компьютер, презентация, видеофрагменты, раздаточный материал.

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа в группах

этапы урока задача этапа

деятельность учителя

деятельность

обучающихся

. Организационный момент(мотивация кучебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, я всем вам говорю это слово, потому что желаю всем здоровья. А чтобы быть здоровым, нужно знать и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации.
– Присаживайтесь

Психологический настрой обучающихся на работу.

– Ребята, прошу вас настроиться на плодотворную работу. Я уверена, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения.
– Начнём наш урок с небольшого пожелания!

-Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно!

– Ребята проверьте все ли у вас готово к уроку…

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация знаний .

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

– Ребята,скажите пожалуйста , какой раздел мы сейчас изучаем?(Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.)

– Верно. С какими темами мы познакомились? (средства оказания первой медицинской помощи; правила оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей)

-Верно. А сейчас возьмите карточки с тестовым заданием подпишите и начинайте выполнять..

(как только закончили выполнять проводится взаимо проверка и выставление оценок, проверяются работы по правильным ответам на слайде №2)/

– Сдали работы

Выполняют проверочную работ.

Проверяют работы (взаимопроверка)

Оценивают работы по критериям, которые показаны на слайде№2

III. Мотивация (создание проблемной ситуации) и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

– Ребята, а сейчас попрошу вашего внимания на экран (просмотр фильма) слайде №3

– Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

(высказывание ребят)

– Ребята, давайте попробуем определить тему и цель урока.

Тема урока: «Ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах». слайде №4
Запишем в тетради.

– А как вы думаете какие вопросы затронем сегодня на уроке?(Ребята отвечают)

Читайте также:  Ожог с пузырями с жидкостью степень

– Итак мы должны выполнить следующие задачи:

  • 1.определение :

термина «ожог»;

  • причин ожогов;

  • видов ожогов;

  • классификация ожогов по степени поражения ткани;

  • изучить приемы оказания первой медицинской помощи при ожогах.

Просмотр фильма

Отвечают на вопросы учителя

Определяют тему урока.

Записывают в тетради.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

IV. Основной этап «Открытие нового знания»(Изучение новой темы)

Задача этапа:Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Слайд6

– Посмотрите внимательно на картинки и попробуйте дать определение термину ожог…(учащиеся говорят свои предложения)

– А сейчас я вам предлагаю выполнить задание под названием «Путаница»

На столе лежат листочки с заданием

Учащиеся выполняют задание, а затем зачитываю полученное предложение.

Термин выводится на экране слайд№7

Работа в парах

– Ребята возьмите карточку с картинками, работая в парах вы должны все картинки распределить по группам по каким общим признакам ,стрелками показываете к какой группе относится та или иная картинка.(ребята работают)

Обсуждение выполненной работы

– А сейчас я предлагаю выполнить задание «Не ошибись»

– Для этого возьмите карточку с этим заданием, работать так же будете по парам у вас должно получиться 4 словосочетания. (выполняют задание)
– ребята, как вы думаете что это за словосочетания? (виды ожогов

Соотносим полученные словосочетания группам картинок

Подводим итог на слайде№8

– Для следующей работы я попрошу вас сесть группами .каждая группа получит свое задание. Ваша задача проработать информацию выбрать главное и предоставить ее остальным (работают 2 мин)

– Слово предоставляется первой группе …. И тд.(характеристика степени ожога сопровождается показом слайда)во время выступления учащиеся заполняют таблицу Классификация ожогов по степени поражения тканей
(таблицы получили в начале урока)

Физминутка

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
 (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. 
  (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! 
   (Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем
Ноги выше поднимаем. 
  (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. 
  (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт. 
 (Дети садятся за парты.)

– Сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотр еще одного фильма , в котором будет идти речь о первой медицинской помощи при ожогах. (просмотр фильма) слайде №14

– обсуждение фильма

Помощь до приезда врача:

– убедиться что не чего не угрожает пострадавшему

– остудить под прохладной водой 10-15 мин
– наложить стерильную повязку или максимально чистую
обезболить
-снять стесняющую одежду ремень кольцо
нельзя делать;
– Прикладывать лед
– смазывать маслом
– прикладывать вату
– отрывать одежду

Мед.помощь:
– ожог большой площади
– ожог 3 степени
– дети пожилые люди
– глаза дыхательные пути слизистые

Рассуждают, отвечают на вопросы

Записывают понятие и определение

Работа в парах , определяют виды ожогов

Работают в группах

Отвечает один представитель группы

Разминаются

Просмотр фильма

Обсуждение фильма
Рассуждают, отвечают на вопросы

V. Закрепление материала методом практической работы.(Решение ситуационных задач)

– как оказать доврачебную помощь, если травма произошла? …

– предлагаю решить ситуационную задачу – готовы?

Задача 1

1. Ситуация на кухне. Папа по рассеянности взялся рукой за горячую сковородку. На его правой руке появились покраснение и отечность кожи.

Окажите папе первую медицинскую помощь.-

время на обсуждение 2 минуты.

– время закончилось.

– какие приемы первой помощи вы использовали?

– Молодцы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

VI. Рефлексия и оценивание.

Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

Работа с картами самооценки

слайде №15

Какова была тема урока?

Сегодня я узнал…

Выполнены задачи урока

– Спасибо за работу на уроке. Все вы очень хорошо работали.

И заключительный момент нашего урока: оцените свою работу на уроке по карте сомооценки .

Заполните карту самооценки и самоконтроля.
сдайте мне карты самооценки

– Урок окончен до свидания.

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Оценивают свою деятельность на уроке.(заполняют карту самооценки)

Сдают карты самооценки

Источник