Задачи по пневмонии пожилых людей
![Задачи по пневмонии пожилых людей Задачи по пневмонии пожилых людей thumbnail](https://topuch.ru/i/linked.png)
Показать все связанные файлыПодборка по базе: Акт 2 задача.docx, СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.docx, №2. Ситуационная задача ВОПРОС.docx, ситуационная задача 1.docx, Функции органа зрения сит задача.docx, Уход за больными в отделении реанимации и интенсивной терапии..d, З тема 1 задача.docx, Ситуационная задача по теме 8.docx, Клинич. задача №2-1 3 фото. (1).doc, Ответы к задачам.docx
Перечень дисциплин для клинических задач
Наименование дисциплины | Количество задач |
1. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи | 75 |
2. Сестринское дело в хирургии | 39 |
3. Сестринское дело в педиатрии | 71 |
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи
Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов
-
Задача № 1
В пульмонологическом отделении находится пациентка С. 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.
Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.
Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.
Задания
-
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
2. Проведите инструктаж пациентки по сбору мокроты для исследования на бак. посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам и обучите пациентку правилам пользования карманной плевательницей. -
3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
Настоящие: одышка, лихорадка, боль в грудной клетке, слабость, кашель с выделением мокроты.
Потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной недостаточности, сердечно-сосудистой недостаточности, плеврита, легочного кровотечения, абсцедирования.
Приоритетные проблемы: лихорадка.
Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней.
Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа. | Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному. |
2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай). | Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи. |
3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника). | Для снижения интоксикации. |
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах. | Для ликвидации сухости слизистой рта и губ. |
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры. | Для предупреждения травм. |
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания. | Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности. |
7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи. | Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней. |
8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии. | Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС. |
9. При критическом понижении температуры: – приподнять ножной конец кровати, убрать подушку; – вызвать врача; – обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай; – приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина; – сменить белье, протереть насухо. | Для профилактики острой сосудистой недостаточности. |
Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.
Студент демонстрирует инструктаж больной о сборе мокроты для исследования. Студент обучает пациентку, как пользоваться карманной плевательницей.
Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
-
Задача № 2
В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом пневмония.
Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим.
Объективно: при перкуссии справа под лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание амфорическое, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.
Рентгенологические данные: в нижней доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.
Общий анализ крови: ускоренная СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево.
Задания
-
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
2. Обучите пациента технике проведения постурального дренажа и элементам дыхательной гимнастики, направленной на стимуляцию отхождения мокроты. -
3. Продемонстрируйте технику разведения и в/м введения бензилпенициллина натриевой соли.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие: лихорадка, кашель со зловонной мокротой, беспокойство по поводу исхода заболевания.
Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений, кровотечение, дыхательная недостаточность.
Приоритетная проблема: кашель с обильной гнойной мокротой.
Краткосрочная цель: улучшение отхождения мокроты к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на кашель со зловонной мокротой к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Обеспечение пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором. | Для сбора мокроты с гигиенической целью. |
2. Создание пациенту удобного положения в постели (постуральный дренаж). | Для облегчения дыхания и лучшего отхождения мокроты. |
3. Обучение пациента правильному поведению при кашле. | Для активного участия пациента в процессе выздоровления. |
4. Обучение пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля. | Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты. |
5. Контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений. | Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани. |
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты. | Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом. |
7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания пациента с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов. | Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма. |
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента: измерение АД, ЧДД, пульса, температуры тела. | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
Оценка: пациент отмечает значительное облегчение, кашель уменьшился, мокрота к моменту выписки исчезла. Цель достигнута.
Студент обучает пациента технике постурального дренажа.
Студент демонстрирует технику разведения и в/м введения бензилпенициллина натриевой соли.
-
Задача № 3
Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит.
Жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.
Перкуторно ниже третьего ребра на задней поверхности грудной клетки определяется тупость. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст.
Рентгенологически – справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.
Задания
-
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
2. Объясните пациенту необходимость проведения плевральной пункции и проведите беседу, направленную на создание психологического комфорта и уверенности пациента в благополучном исходе заболевания. -
3. Соберите набор для проведения плевральной пункции.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие:
– одышка;
– лихорадка;
– нарушение сна;
– беспокойство за исход лечения;
Потенциальные:
– эмпиема плевры;
– сепсис;
– легочно-сердечная недостаточность.
Приоритетная проблема: одышка.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7-й день стационарного лечения.
Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Обеспечить проведение оксигенотерапии. | Для купирования гипоксии. |
2. Обеспечить психологическую подготовку больного к плевральной пункции. | Для снятия страха перед процедурой. |
3. Подготовить необходимые инструменты и медикаменты для проведения плевральной пункции. | Для уточнения диагноза и лечения. |
4. Обеспечить регулярное проветривание палаты. | Для притока свежего воздуха, уменьшения гипоксии. |
5. Обеспечение обильного теплого витаминизированного питья больному. | Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма. |
6. Обучение пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики. | Для предупреждения спаечного процесса плевральной полости, осложнений. |
7. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений пациента. | Для эффективной микроциркуляции крови в легочной ткани. |
8. Объяснить пациенту суть его заболевания, методы диагностики, лечения и профилактики осложнений и рецидивов заболевания. | Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения. |
9. Проведение лечебного массажа с элементами вибрации. | Для рассасывания экссудата, предупреждения спаек. |
10. Проведение беседы с родственниками о рациональном питании. | Для повышения защитных сил организма. |
11. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. | Для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи. |
Источник
Гериатрические особенности заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Контролирующий дидактический материал
Знание
Тестовый контроль
1- уровень
Выбрать один правильный ответ:
1.Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы предрасполагают:
.А. Значительному повышению АД
Б.Снижению резервных возможностей организма
В.Развитию тяжелых заболеваний
Г.Значительному снижению АД
2.Антисклеротическая направленность питания в пожилом возрасте означает:
А.Резкое ограничение жиров и белков
Б.Введение в рацион продуктов моря
В.Прием кисломолочных продуктов
Г.Ограничение углеводов
3. К факторам, провоцирующим ангинозный приступ относятся:
А.Физическое перенапряжение
Б.Изменения атмосферного давления
В.Эмоциональное напряжение
Г.Все перечисленное верно
4.Для атипичной формы инфаркта миокарда в пожилом возрасте не характерно проявление:
А. Астматического варианта
Б.Болевого варианта.
В.Абдоминального варианта
Г.Церебрального варианта
5.Систолическая гипертензия в пожилом и старческом возрасте чаще встре-
чается:
А.У женщин
Б.У мужчин
В.В равных соотношениях
Г.Нет закономерности
6. Периферические отеки у пожилых и старых людей:
А.Являются прямыми признаками сердечной недостаточности
Б.Не являются прямыми признаками сердечной недостаточности
В.Не являются признаками почечной недостаточности
Г.Являются признаками почечной недостаточности
7.Для профилактики атеросклероза пожилому человеку вы рекомендуете:
А.Употреблять в пищу больше мяса и рыбы
Б.Ограничить животные жиры и ввести в рацион морепродукты
В.Ограничить белковые продукты и употреблять больше витаминов
Г.Употреблять в пищу больше углеводов
8.Причиной снижения интенсивности болей при инфаркте миокарда у пожилых людей являются:
А.Уменьшение воспалительной реакции
Б.Усиление воспалительной реакции
В.Снижение порога болевой чувствительности
Г.Увеличение порога болевой чувствительности
9.Наиболее частой формой ИБС в пожилом возрасте является:
А.Внезапная коронарная смерть
Б.Стабильная стенокардия
В.Нестабильная стенокардия
Г.Инфаркт миокарда
10.Антисклеротическое питание предусматривает исключение:
А. Яиц
Б.Овощей
В.Рыбы
Г.Фруктов
11.Медсестра выявила признаки передозировки дигоксина у пожилого человека:
А.Ухудшение аппетита
Б.Нарушение ритма сердца
В.Нарушение цветового зрения
Г.Все перечисленное верно
12.Приступ стенокардии у пожилого человека следует снимать:
А. Валидолом
Б.Корвалолом, валокордином
В.Нитроглицерином, аэросонитом
Г.Элениумом, радедормом
13.Для артериальной гипертензии в пожилом и старческом возрасте не характерно:
А.Функциональные изменения в почках, сердце
Б.Острое начало с коротким анамнезом
В.Редкие осложнения
Г.Гипертония белого халата
14.Гипотензивные препараты чаще применяются в пожилом возрасте:
А.Капотен, моноприл
Б.Коринфар, кордофлекс
В.Резерпин, адельфан
Г.Гемитон
15. К алиментарным геропротекторам относятся:
А.Овощи и фрукты
Б.Мясо и рыба
В.Молочные продукты
Г.Хлебобулочные изделия
2 уровень
Установите соответствие:
1.
1.Уплотнение и сужение просвета артерии А.Снижение ударного объема
2.Уменьшение числа функционирующих Б.Повышение АД
капилляров
3.Выраженные рубцовые изменения В.Ухудшение кровоснвбжения
миокарда
2 1..Пульсовое давление это А.ЧСС менее 60 ударов в мин.
2.Для старения характерно ЧСС Б.ЧСС более 90 уд.в мин
3. Для артериальной гипертензии В.Разность между систоли-
пожилого человека характернно ческим и диастолическим ком-
нентом АД
4.Тахикардия – это Г. АД более 16095 мм рт.ст.
3.
1.Побочное действие нитратов А.Паркинсонизм
2.Гипотензия первой дозы характерна Б.Атенололу и анаприлину
3.Побочное действие резерпина В.Снижение АД
4.Синдром отмены чаще бывает Г.при приеме капотена и эна-
лоприла
4. Для атипичных форм инфаркта миокарда характерны клинические прояв-
ления:
1.Нарушение ритма сердца и проводимости А.Астматический вариант
2.Приступ удушья с инспираторной Б.Аритмический вариант
одышкой
3.Боль в эпигастральной области, В.Безболевой вариант
тошнота, рвота, метеоризм
4. Слабость, снижение АД Г.Абдоминальный вариант
5.Медсестра контролирует основные показатели при приеме лекарств:
1.Сердечные гликозиды А. АД, приступы болей за грудиной
2.Нитраты Б. Частоту и ритмичность пульса, оте-
ки
3.Гипотензивные препараты В. АД, ЧП, диурез
3 уровень
Необходимо продолжить предложение:
1.Ортостатическая гипотензия у пожилых и старых людей возникает………
2.Медсестра выявила особенности гемодинамики пожилого человека…..
3.Медсестра знает, что риск развития кардиогенного шока при инфаркте
миокарда у пожилых и старых людей сохраняется………….период времени
4.Ежедневный прием тромбоасса при ишемической болезни сердца необходим для………
5.Медсестра рекомендует пожилому человеку продукты богатые калием…..
Эталоны ответов
1-й уровень
1В, 2Б, 3Г. 4Б.5А,6А, 7Б,8В, 9Б, 10А, 11Г,12В,13Б,14Б,15А.
2-й уровень
1. 1Б.2В,3Б.
2.1В,2А,3Г, 4Б.
3. 1В, 2Б,3А, 3Г.
4.1Б,2А,3Г, 4В.
5. 1Б,2А,3В.
3-й уровень
1.При резком переходе в вертикальное положение
2.Брадикардия, умеренное повышение систолического и пульсового давления
3.Острый период времени до 14 дней
4.для разжижения крови, профилактики тромбоза
5. Изюм, курагу, бананы, картофель в мундире, инжир
Ситуационные задачи
Задача №1
Пациентка 62 года с недавно выявленной артериальной гипертензии 2 ст. Получает гипотензивную терапию, обратилась к медсестре с просьбой объяснить основные правила лечебно-охранительного режима при данном заболевании.
Задача №2
Пациент 72 года страдает ишемической болезнью сердца, получает постоянную терапию нитратами .Родные просят медсестру объяснить
основные правила приема и хранения лекарственных веществ, а также
сообщить о возможных побочных эффектах препарата.
Задача №3
Пациентка 70-ти лет давно страдает ишемической болезнью сердца, стено-
кардия покоя. Полгода назад перенесла острый инфаркт-миокарда, после
чего приступы участились. Поступила в клинику с признаками недостаточ-
ности кровообращения, жалуется на одышку, выраженную слабость, отеки
нижних конечностей.
Перечислите все проблемы, имеющие место в данной ситуации. Чем они
могут быть обусловлены?
Задача №4
Медсестра дает рекомендации пациенту 70 лет по особенностям питания,
который давно страдает ишемической болезнью сердца с признаками не-
достаточности кровообращения.
Задача №5
Пациенту 70-ти лет назначен дигоксин. Родственники просят медсестру объяснить правилам приема и наблюдения за пожилым пациентом, получающим сердечные гликозиды.
Эталон ответа
Задача №1
1.Достаточный сон не менее 8-ми часов, дополнительный дневной отдых.
2.Запрещение работ по ночам
3.Комфортная психологическая атмосфера в семье
4.Адекватные физические нагрузки регулярно
5.Обязательные прогулки на свежем воздухе
6.Контроль АД ежедневно утром и вечером
7.Соблюдение антисклеротической диеты с ограничением жидкости и соли.
Задача №2
1. Препарат надо принимать в строго назначенной дозировке
2.Хранить в доступном месте вдали от мощных источников тепла, света,
холода, влаги
3.Нитраты могут снижать АД, поэтому необходим контроль АД
4. Могут быть головные боли, обусловленные побочным действием нитратов
5.Постепенно может появиться привыкание к препаратам
6.Пожилым и старым людям нитраты предпочтительнее принимать в виде
спрея, это необходимо согласовать с врачом.
Задача №3
Приступы болей за грудиной, обусловлены ишемической болезнью сердца.
Одышка, выраженная слабость, отеки ног –это признаки недостаточности
кровообращения.
Задача №4
1. Ограничение животных жиров.
2.Предпочтение следует отдать рыбе, а не мясу. Готовить лучше в отварном
и запеченном виде.
3.Можно употреблять белое мясо птицы, нежирную говядину.
4.Достаточное количество овощей и фруктов
5.Растительные масла, кроме пальмового
6.Ограничение жидкости и соли
Задача№5
1.Принимать дигоксин в строго назначенной дозировке
2.Обязательный контроль за пульсом ( важны частота и ритмичность)
3.Диета с повышенным содержанием калия ( курага, изюм, бананы, карто-
фель в мундире).
4. Контроль за работой желудочно-кишечного тракта
5. Сон должен быть достаточным без страшных сновидений
6.Контроль за зрением особенно за изменениями цветового зрения и
четкости предметов.
Гериатрические особенности заболеваний дыхательной системы.
Тестовый контроль
1- ый уровень
Выберите один правильный ответ
1.Отличительной особенностью бронхиальной астмы у пожилых и старых людей является:
А.Более значительное количество мокроты
Б.Отсутствие мокроты
В.Незначительное количество мокроты..
Г.Все перечисленное верно
2.При бронхиолите у пожилых и старых людей наблюдается:
А.Глубокое дыхание, продуктивный кашель
Б.Поверхностное дыхание, непродуктивный кашель
В.Редкое дыхание, малопродуктивный кашель
3.Аллергия к лекарственным веществам в пожилом возрасте встречается:
А.Редко
Б.Не возникает вообще
В.Наблюдается часто
Г.Возникает периодически
4. Травы, способствующие улучшению отхождения мокроты:
А.Толокнянка
Б.Мать-и-мачеха
В.Кора дуба
Г.Зверобой
5.Наиболее частые осложнения острого бронхита у пожилых людей:
А.Очаговая пневмония
Б.Абсцесс легкого
В.Хронический бронхит
Г.Бронхоэктатическая болезнь
6.Наиболее частой причиной кровохарканья у пожилых людей бывает:
А.Очаговая пневмония
Б.Хронический бронхит
В.Рак легкого
Г.Бронхиальная астма
7.При длительном постельном режиме необходимо проводить:
А.Усиленное питание
Б.Антибактериальную терапию
В.Профилактику пролежней и застойных пневмоний
Г. Интенсивную лечебную физкультуру.
8.К развитию застойной пневмонии у пожилых и старых людей предраспо-
лагают:
А. Переутомление
Б.Перегревание
В.Длительный постельный режим
Г.Стрессы
9.Рентгенографию легких следует обязательно провести при появлении на
фоне хронического бронхита:
А.Общей слабости
Б.Недомогания
В.Влажного кашля
Г.Кровохарканья
10. Приоритетная проблема при хроническом бронхите у пожилых и старых
людей:
А.Высокая температура
Б.Боли в грудной клетке
В.Легочное кровотечение
Г.Одышка
11.Приоритетная проблема при очаговой пневмонии у пожилых и старых
людей:
А.Повышение давления
Б.Недомогание
В.Кашель
Г.Выраженная изжога
12.Медсестра выявила особенности старения грудной клетки:
А.Снижение подвижности грудной клетки
Б.Сколиоз грудного отдела позвоночника
В.Развернутая нижняя апертура
Г.Воронкообразная грудина
13.Медсестра знает возрастные изменения органов дыхания:
А.Ухудшение дренажной функции бронхов
Б.Увеличение остаточного объема легких
В.Снижение жизненной емкости легких
Г.Все перечисленное верно
14.Приоритетные действия медсестры для профилактики застойной пнев-
монии в пожилом и старческом возрасте:
А.Применение отхаркивающих средств
Б.Оксигенотерапия
В.Применение антибиотиков
Г.Проведение дыхательной гимнастики
15.Очаговая пневмония у пожилых и старых людей отличается:
А.Внезапным острым началом
Б.Выраженным кашлем
В.Постепенным нарастанием слабости, недомоганием
Г..Высокой температурой.
2-ой уровень
Установите соответствие:
1.
1.Снижение эластичности легочной А. Гипоксемия
ткани
2.Увеличение остаточного объема Б.Старческие ателектазы
воздуха в легких
3.Ухудшение дренажной функции В.Повышенную воздушность,
бронхов эмфизему легких
4.Снижение числа функционирующих Г.Пневмония
капилляров
2.
1.Длительный постельный режим А.Внутрибольничная инфекция
2.Длительная госпитализация Б.Сенсибилизация организма
3.Недостаточное питание, злоупот- В. Застойная пневмония
ребление алкоголем
4.Обилие ковров, перин, незастеклен- Г.Снижение иммунитета
книжные шкафы
3.
1.Мать-и –мачеха, трехцветная фиалка А.Дыхательные аналептики
2.Корень солодки Б.Улучшает отхаркивание мокро-
ты
3.Ацетилцистеин, 2% р-р иодистого В.Антибактериальный эффект
калия
4.Ампиокс, макропен Г.Разжижение мокроты
4.
1.Гентомицин, стрептомицин А.Остеопороз, склонность к пере-
ломам
2.Тетрациклины Б. Ото и нефротоксичный эффект
3.Макролиды В. Аллергические реакции
4.Пенициллины Г. Угнетение кроветворной
функции
5.
1.Хронический бронхит А.Кровохарканье
2.Эмфизема легких Б. Малопродуктивный кашель по
утрам
3.Рак легких В.Одышка
4.Очаговая пневмония Г. Нарастающая слабость, потли-
вость.
3-й уровень
Продолжите предложение
1.Гериатрия –это терапия малых доз, кроме……………
2.Медсестра рекомендует пожилому пациенту фитотерапию для улучшения
отхождения мокроты……….
3.Оксигенотерапия в пожилом и старческом возрасте имеет свои особенности……………
4.Наиболее частыми осложнениями очаговой пневмонии в пожилом и стар-
ческом возрасте бывают……
5.Основные бытовые факторы риска при бронхиальной астме в пожилом и
старческом возрасте будут…………
Эталон ответа
1-йуровень
1В,2Б,3В,4Б.5А,6В.7В,8В,9Г,10Г, 11Б, 12А, 13Г, 14Г, 15В.
2-й уровень
1.
1Б,2В,3Г,4А.
2.
1В.2А,3Г,4 В.
3.
1Б,2А,3Г,4В.
4.
1Б,2А,3Г,4В.
5.
1В,2Б,3А,4Г.
3-й уровень
1.Кроме антибиотиков и витаминов, которые назначаются в обычной дози-
ровке.
2. Мать-и-мачеха, девясил, трехцветная фиалка, подорожник.
3. Кислород подается дробно, увлажненный, только в смеси с воздухом,
начиная с низких концентраций постепенно доводится до 40%., что является максимально допустимо1.
4.Абсцесс легкого, гнойный плеврит, обострение сопутствующей патологии
сердечно-сосудистой системы.
5. Обилие домашней пыли, запахи, близкое расположение кухни, шерсть
животных, цветущие растения, плесень в ванной комнате..
Опыт
Работа с пожилыми и старыми людьми требует знаний по анатомо-физиологическим особенностям старения органов дыхательной системы, что позволяет правильно отработать манипуляции и понять особенности клини-
ческих проявлений заболеваний . Предрасполагающими факторами к заболеваниям дыхательной системы являются: снижение подвижности груд-
ной клетки, ухудшение дренажной функции бронхов и гипоксемия.
Важным моментом является и умение установить хороший психологический контакт с пациентом гериатрического возраста.
1.Какой тип одышки вы чаще наблюдали у пожилых и старых людей?
2.Какие трудности возникли при работе с пациентами гериатрического воз-
раста, страдающими заболеваниями дыхательной системы?
3.Чем можно объяснить трудности, возникающие при подсчете частоты дыхания у пациентов пожилого и старческого возраста?
4, Почему пациентам гериатрического возраста не рекомендована длительная
оксигенотерапия?
5. Какие психологические проблемы могут возникнуть при общении с пациентами пожилого и старческого возраста, страдающими заболеваниями
органов дыхания?
Ситуационные задачи
Задача №1
Пациент Федоров 67 переносит очаговую бронхопневмонию, лечится амбулаторно, температура нормализовалась, но сохраняется слабость, потливость и отсутствие аппетита. Родные просят медсестру дать рекомендации по уходу.
Задача №2
Пациент 70-ти лет переносит обострение хронического бронхита, кашельвлажный малопродуктивный чаще по утрам, усилилась одышка при физиической нагрузке. Пациент просит дать рекомендации для улучшения отхождения мокроты.
Задача №3
Пациент 70-ти лет переносит пневмонию, получает антибиотики. Состояние улучшилось, температура стойко нормальная, кашель влажный, лучше отходит мокрота, но в последние 2 дня появился неустойчивый стул. Какие проблемы выявила медсестра? Составьте план ухода по приоритетной
проблеме.
Задача№ 4
При патронаже к пациентке Николаевой 72-х лет, состоящей на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы медсестра обратила внимание, что кухня близко расположена к комнате, окна выходят во двор ,где буйно цветет черемуха, в ванной комнате на стенах следы плесени, а по квартире гуляет красивый пушистый кот. Пациентка объясняет медсестре, что приступы удушья у нее возникают только после приема аспирина.
Какие бытовые факторы риска бронхиальной астмы выявила медсестра?
Задача№5
Пациент 68- ми лет курит в течение 40 лет по 1 пачке в день .Жалуется на постоянный кашель по утрам с небольшим количеством мокроты. Одышку после физической нагрузке, а вчера в мокроте появились прожилки крови.
Перечислите проблемы пациента. Составьте план наблюдения и ухода.
Эталон ответа
Задача № 1
У пациентки выраженный астенический синдром на фоне пневмонии.
1.Необходимо рациональное питание с достаточным количеством белков.
жиров и углеводов. Свежие овощи и фрукты, соки.
2.Ежедневное употребление жидкости не менее 1.5 л
3.Адекватный режим двигательной активности
4,Обязатедьные проветривания помещения и влажная уборка.
5.Дыхательная гимнастика.
Задача№2.
1.ежедневные прогулки на свежем воздухе
2.дренажные положения тела, дыхательная гимнастика .
3.Легкий вибрационный массаж грудной клетки
4.Отапр трав подорожника, мать-и-мачехи, фиалки трехцветной,
девясила.
5..Ингаляции
Задача №3
Основная проблема данного пациента – неустойчи-
вый стул на фоне приема антибиотиков. что обус-
ловлено дисбактериозом. Необходимо ввести в
рацион кисломолочные продукты., свежие овощи
и фрукты. Прием биопрепаратов по назначению
врача.
Задача№4
1.близное расположение кухни
Плесень в ванной комнате
Шерсть животных
Цветущая черемуха
Недостаточное понимание пациентом важности
бытовых факторов риска.
Задача №5
Постоянный малопродуктивный кашель по утрам
Одышка при физической нагрузке
Кровохарканье
Пациенту необходимо сделать рентгенограмму
грудной клетки
Необходимо бросить курить
Источник