Задачи лфк на постельном режиме при острой пневмонии

Пневмония

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное дыхание характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха.

Нижнегрудное, или реберное, дыхание сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости.

Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и при этом полноценно вентилируются только нижние доли легких.

При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

Задачи ЛФК:

• оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

• улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

• уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

• ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

• уменьшить проявление бронхоспазма;

• увеличить отделение мокроты;

• стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

Задачи ЛФК при острой пневмонии:

• максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

• усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

• противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3–5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5–10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4–8 раз с максимальной амплитудой движения. Продолжительность процедуры — 10–15 мин.; самостоятельные занятия — по 10 мин. 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5–7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами.

Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 1–15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8–10 раз в среднем темпе.

Продолжительность занятия — 15–30 мин., используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7–10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин.; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП — лежа на спине.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе — опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП — лежа на боку.

6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания акцент приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП — сидя на стуле.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад — вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох — в ИП, выдох — руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя за плечи.

ИП — стоя.

6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

7. Круговые движения руками — гребля.

8. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе — наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20–25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП — стоя.

Ходьба по залу на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3–5 мин.).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках «медицинбол», руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3–5 мин.).

6. ИП — стоя, палка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох — с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру лечебной гимнастики можно ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ðåôëåêòîðíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ðàçëè÷íûå îðãàíû è ñèñòåìû, à òàêæå îðãàíèçì â öåëîì, ïðè êîòîðîì èñïîëüçîâàíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ êîððåêöèè ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé, âûçâàííûõ çàáîëåâàíèÿìè è (èëè) èõ ïîñëåäñòâèÿìè, îñíîâàíî íà ÷åòêîé öåëåíàïðàâëåííîñòè ýòèõ óïðàæíåíèé, èõ ïîâòîðÿåìîñòè è, êàê ïðàâèëî, ïîñòåïåííîì óâåëè÷åíèè íàãðóçêè.

Ïðè ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â îðãàíèçìå, êàê èçâåñòíî, ñàìîïðîèçâîëüíî ôîðìèðóþòñÿ íåêîòîðûå ïðèñïîñîáèòåëüíûå ìåõàíèçìû (âîâëå÷åíèå äîïîëíèòåëüíîé äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû â àêò äûõàíèÿ, èçìåíåíèå áèîìåõàíèêè äûõàíèÿ, ðàáîòû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñîñòàâà êðîâè è äð.), íàïðàâëåííûå íà óäîâëåòâîðåíèå êèñëîðîäíûõ çàïðîñîâ.

Îäíà èç çàäà÷ ËÔÊ — ñòèìóëèðîâàòü ðàçâèòèå òåõ êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå äëÿ äàííîãî áîëüíîãî ñ êîíêðåòíîé áîëåçíüþ è ñòàäèåé åå ðàçâèòèÿ áóäóò íàèáîëåå ýôôåêòèâíû.

Èçâåñòíî, ÷òî â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ ÷åëîâåê èñïîëüçóåò ëèøü 20–25% äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ, îñòàëüíûå 75–80% âêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â ñëó÷àå ïðåäúÿâëåíèÿ ê îðãàíèçìó ïîâûøåííûõ òðåáîâàíèé. Ýòî óêàçûâàåò íà íàëè÷èå áîëüøèõ ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò áûòü çàäåéñòâîâàíû â ïàòîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ.

Ïîñòîÿííàÿ òðåíèðîâêà ìûøå÷íîé òêàíè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ñèëû ìûøö, íîðìàëèçàöèè èõ ýëàñòè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïîñëå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Âñå ýòî èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå â ðåãóëÿöèè ôóíêöèè äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà, òàê êàê ãëàäêàÿ ìóñêóëàòóðà äûõàòåëüíîé ñèñòåìû èãðàåò ñóùåñòâåííóþ ðîëü, êàê â àêòå âíåøíåãî äûõàíèÿ, òàê è â ñàìîî÷èùåíèè âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé îò âðåäíûõ ýëåìåíòîâ ïðè îñóùåñòâëåíèè òàê íàçûâàåìîé ìîòîðíîé ôóíêöèè áðîíõîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, äâèæåíèÿ áðîíõîâ íåîòäåëèìû îò àêòà äûõàíèÿ. Ñîêðàùåíèå ìóñêóëàòóðû, óêîðî÷åíèå è ñóæåíèå áðîíõîâ íà÷èíàþòñÿ ñ ìåëü÷àéøèõ áðîíõîâ è ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ïî íàïðàâëåíèþ ê êðóïíûì áðîíõàì è òðàõåå, ýòî ñïîñîáñòâóåò âûòàëêèâàíèþ âîçäóõà (âûäîõó) è óäàëåíèþ âðåäíûõ ÷àñòèö èç ëåãêèõ è ãëóáîêî ðàñïîëîæåííûõ áðîíõîâ ïî íàïðàâëåíèþ ê òðàõåå. Ïðè ôîðñèðîâàííîì äûõàíèè óêàçàííûå äâèæåíèÿ áðîíõîâ áîëåå ýíåðãè÷íû. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ïðè ñîñòàâëåíèè ìåòîäèêè äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ïðàâèëîì: äîáèâàòüñÿ ó áîëüíîãî ãëóáîêîãî ðèòìè÷íîãî äûõàíèÿ ñ àêöåíòîì íà ìàêñèìàëüíûé âûäîõ. Áåç äîñòàòî÷íîãî óâåëè÷åíèÿ ñèëû äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, êàê ïîêàçûâàþò äèíàìè÷åñêèå ñïèðîãðàôè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, íåâîçìîæíî äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíîãî óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.

Ðåãóëÿðíîå âûïîëíåíèå äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè â êîìïëåêñå ñ óïðàæíåíèÿìè îáùåðàçâèâàþùåãî õàðàêòåðà ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå îáðàçîâàíèÿ ñëèçèñòûõ, ãíîéíûõ ïðîáîê, àòåëåêòàçîâ è ãèïîâåíòèëÿöèè ëåãêèõ. Îáó÷åíèå â ïðîöåññå çàíÿòèé ËÔÊ ïðàâèëüíîìó ãëóáîêîìó ðèòìè÷íîìó äûõàíèþ è èñêóññòâó êàøëÿòü íà âûäîõå ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïðè ïîìîùè êàøëÿ ñîäåðæèìîå áðîíõîâ ìîùíûì ïîòîêîì âîçäóõà âûíîñèòñÿ ê òðàõåå. Êðîìå òîãî, ñîòðÿñåíèå ãðóäíîé êëåòêè, âûçâàííîå êàøëåì è ïîääåðæèâàåìîå ïóòåì íàäàâëèâàíèÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè, ñïîñîáñòâóåò óñêîðåíèþ òîêà ìîêðîòû èç áðîíõîâ.  ýòèõ óñëîâèÿõ ëåãêî îòäåëÿþòñÿ ïðèëèïøèå ê ñòåíêàì áðîíõîâ ÷àñòèöû ãóñòîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæèìîãî, è ïðîõîäèìîñòü áðîíõîâ óëó÷øàåòñÿ. Ïîìèìî ñîêðàùåíèÿ ìóñêóëàòóðû áðîíõîëåãî÷íûõ ñåãìåíòîâ, ïðè êàøëå ðåôëåêòîðíî ñîêðàùàþòñÿ ìûøöû ãðóäíîé êëåòêè, ÷òî òàêæå ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ è óãëóáëåíèþ äûõàíèÿ, à, ñëåäîâàòåëüíî, óëó÷øåíèþ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è ñàìîî÷èùåíèþ áðîíõîâ.

Òàêèì îáðàçîì, äåéñòâèå ËÔÊ íàïðàâëåíî íà ìàêñèìàëüíîå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè áðîíõîâ ïóòåì îñâîáîæäåíèÿ èõ îò ñëèçèñòî-ãíîéíîãî ñîäåðæèìîãî, à òàêæå íà àêòèâèçàöèþ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ è óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ. Êðîìå ñïåöèàëüíîãî âëèÿíèÿ äûõàòåëüíûõ è ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, çàíÿòèÿ ËÔÊ îêàçûâàþò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå, ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà íàñòðîåíèå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî; îíè ñïîñîáíû íå òîëüêî èçìåíÿòü îáùóþ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà, íî è ïîâûøàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü è ñòîéêîñòü ñèñòåìû îðãàíîâ äûõàíèÿ ê íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû.

Çàäà÷è ËÔÊ ïðè ïíåâìîíèè:

1) óñèëèòü êðîâî-è ëèìôîîáðàùåíèå â ëåãêèõ, ÷òîáû áûñòðåå ðàññîñàëñÿ ýêññóäàò è âûäåëÿëàñü ìîêðîòà;

2) ïðåäóïðåæäàòü îñëîæíåíèå (àòåðîñêëåðîç ëåãêèõ, ñïàéêè â ïîëîñòè ïëåâðû);

3) íîðìàëèçîâàòü òêàíåâûé îáìåí äëÿ ëèêâèäàöèè èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà;

4) âîññòàíîâèòü íîðìàëüíîå äûõàíèå è ïðèñïîñîáèòü îðãàíèçì ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì;

5) óëó÷øèòü íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå è îáùåå ñîñòîÿíèå.

Ïðåæäå ÷åì ïåðåéòè ê îïèñàíèþ ìåòîäèêè çàíÿòèé ËÔÊ, íåîáõîäèìî îòìåòèòü ñëåäóþùåå:

– ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ äëèòåëüíî, íåïðåðûâíî, öåëåíàïðàâëåííî âîçäåéñòâóÿ íà îñíîâíûå ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû çàáîëåâàíèÿ;

– âûáîð ìåòîäèêè, ñðåäñòâ è ôîðì ËÔÊ çàâèñèò îò õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ, íàëè÷èÿ õðîíè÷åñêîãî ëåãî÷íîãî ñåðäöà, ñòåïåíè è òèïà íàðóøåíèé ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ïàöèåíòà;

– íåîáõîäèìî ñòðîãî äèôôåðåíöèðîâàòü íàçíà÷åíèå äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà, ïåðåõîäÿ ê êàæäîìó ïîñëåäóþùåìó ëèøü ïðè õîðîøåé (àäåêâàòíîé) ïåðåíîñèìîñòè áîëüíûì ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè ïðåäûäóùåãî ðåæèìà;

– âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé äûõàíèÿ íå ÿâëÿåòñÿ óñòîé÷èâûì ïðîöåññîì è òðåáóåò ïîñòîÿííîé òðåíèðîâêè; ïîíèìàíèå ýòîãî ïàöèåíòîì (ïîñëå ðàçúÿñíåíèé ëå÷àùåãî âðà÷à) âî ìíîãîì ñòèìóëèðóåò åãî àêòèâíîå ó÷àñòèå â ëå÷åíèè è îáåñïå÷èâàåò óñïåõ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê íàçíà÷åíèþ ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ:

– òÿæåëîå îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî;

– òåìïåðàòóðà òåëà âûøå 37,5°Ñ;

– ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé (×ÑÑ) áîëåå 100 óä./ìèí;

– îñòðàÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

– íàðàñòàíèå äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè;

– ëåãî÷íî-ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü III ñòåïåíè;

– êðîâîòå÷åíèÿ è êðîâîõàðêàíüå;

– âûðàæåííûå ïðèçíàêè ïåðåãðóçêè ïðàâûõ îòäåëîâ ñåðäöà íà ýëåêòðîêàðäèîãðàììå (ÝÊÃ).

Ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé ìîæíî çàíèìàòüñÿ, êîãäà òåìïåðàòóðà ñíèçèòñÿ äî 37,5ºÑ è åñëè ñåðäöåáèåíèå íå ó÷àùåííîå.

Ïðè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðè íîðìàëüíîé èëè ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðå.

Ïðèìåíÿþòñÿ òðè äâèãàòåëüíûõ ðåæèìà: ùàäÿùèé, ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé è òðåíèðóþùèé.

 I ïåðèîäå (ïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) çàíÿòèÿ ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, âêëþ÷àþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå äâèæåíèÿì ãðóäíîé êëåòêè â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ, äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Âíà÷àëå ðåêîìåíäóþòñÿ ýëåìåíòàðíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ äëÿ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè ëåæà. Áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó 3—4 ðàçà â äåíü. Òàêîå ïîëîæåíèå óëó÷øàåò àýðàöèþ áîëüíîãî ëåãêîãî. Äëÿ óìåíüøåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ñïàåê â äèàôðàãìàëüíî-ðåáåðíîì óãëó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó ñ âàëèêîì ïîä ãðóäíîé êëåòêîé. Ïîëîæåíèå íà ñïèíå óìåíüøàåò îáðàçîâàíèå ñïàåê ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è çàäíåé ñòåíêîé ãðóäíîé êëåòêè, ïîëîæåíèå íà ñïèíå — ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è ïåðåäíåé ãðóäíîé ñòåíêîé.

Ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà

Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Âîçäóøíûå âàííû, çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû. Îáÿçàòåëåí ïîñëåîáåäåííûé îòäûõ, à òàêæå îòäûõ ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè.

Çàäà÷è ËÔÊ

– Ñîõðàíåíèå ñòàáèëüíîñòè ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé è íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà áîëüíîãî

– Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåõàíèçìîâ äûõàòåëüíîãî àêòà, äðåíèðîâàíèå áðîíõîâ, óëó÷øåíèå ïîêàçàòåëåé âíåøíåãî äûõàíèÿ.

– Óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ïîâûøåíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.

– Óëó÷øåíèå òðîôèêè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ íåéðîìîòîðíîãî àïïàðàòà.

– Âîññòàíîâëåíèå ñèë è ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà ïàöèåíòà.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

– Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).

– Ëà â çàëå (30 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå.

– Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå.

Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ÄÓ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:2, ñîõðàíÿþòñÿ ýëåìåíòû àêòèâíîé ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ïîñòóðàëüíûõ ïîëîæåíèÿõ ñîîòâåòñòâåííî ëîêàëèçàöèè ïîðàæåíèÿ, âêëþ÷àþò ïàóçû äëÿ îòäûõà è âûäåëåíèÿ ìîêðîòû.

Íå áîëåå 20 ñåàíñîâ íåïðåðûâíî

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Îöåíêà ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî, ôèçèêàëüíûõ äàííûõ, ÷àñòîòû äûõàíèÿ, ×ÑÑ, ÀÄ, äèíàìè÷åñêàÿ ñïèðîãðàôèÿ, ñïèðîìåòðèÿ, ïðîáû Øòàíãå è Ãåí÷å äî è ïîñëå ËÃ, ìàññàæà è õîäüáû. Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé âåëîýðãîìåòðèÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

ÝÊÃ-êîíòðîëü ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ.

Âî II ïåðèîäå (ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùåå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ñèäÿ è ñòîÿ.

Ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â îñíîâíîì ñòîÿ, óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî óïðàæíåíèé äëÿ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà, óñëîæíÿþòñÿ äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ïëåâðàëüíûõ ñïàåê ââîäÿòñÿ óïðàæíåíèÿ, óâåëè÷èâàþùèå ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè.

Ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà

Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Ìàëîïîäâèæíûå èãðû. Ïðîãóëêè, âîçäóøíûå âàííû, øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå çàêàëèâàþùèõ ïðîöåäóð.

Çàäà÷è ËÔÊ

– Äàëüíåéøàÿ àêòèâèçàöèÿ ðåçåðâíûõ âîçìîæíîñòåé àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû.

– Ñîõðàíåíèå è óâåëè÷åíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.

– Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîèçâîëüíîãî óïðàâëåíèÿ äûõàíèåì âî -ðåìÿ íàãðóçêè, çàêðåïëåíèå íàâûêîâ ïîëíîãî äûõàíèÿ.

– Óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, ïîçâîíî÷íèêà, óëó÷øåíèå îñàíêè.

– Äàëüíåéøåå ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, óâåëè÷åíèå ýêîíîìè÷íîñòè ðàáîòû äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.

– Ïîâûøåíèå óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ê äåéñòâèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû, íèçêèõ òåìïåðàòóð, âëàæíîñòè è ò.ï.

– Ñòàáèëèçàöèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

– Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).

– Ëà â çàëå (35-40 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå, äðåíèðóþùèå. Ãèìíàñòèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ (ãðåáíîé ñòàíîê, âåëîýðãîìåòð, áåãóùàÿ äîðîæêà, ýñïàíäåð). Âîçìîæíû óïðàæíåíèÿ ñ óñèëèåì è íàïðÿæåíèåì ñ îáÿçàòåëüíîé ïîñëåäóþùåé ðåëàêñàöèåé ó÷àñòâóþùèõ ìûøö.

– ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (20 ìèí).

– Òåððåíêóð (óãîë ïîäúåìà 5-10°).

– Âåëîïðîãóëêè.

– Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå. Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé, àìïëèòóäà äâèæåíèé ïîëíàÿ. ×èñëî ïîâòîðåíèé äî 10-12 ðàç. Ñîîòíîøåíèå äûõàòåëüíûõ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:3. Âñå íàèáîëåå íàãðóçî÷íûå óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà âûäîõå, ñëåäèòü çà ñîõðàíåíèåì ïðàâèëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ äûõàòåëüíûõ è äâèãàòåëüíûõ ôàç ïðè íàãðóçêå. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ çàíÿòèÿ íà÷èíàþò è çàêàí÷èâàþò ïîñòóðàëüíûìè ïîëîæåíèÿìè, ñî÷åòàþùèìèñÿ ñî ñïåöèàëüíûìè äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè, îáëåã÷àþùèìè âûäåëåíèå ìîêðîòû.

Óïðàæíåíèÿ â âîäå äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ãðóäíîé êëåòêè, ñïèíû è æèâîòà, äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ïîçâîíî÷íèêà. Òðåíèðîâêà äûõàíèÿ ñ ýëåìåíòàìè ñîïðîòèâëåíèÿ íà âûäîõå. Ðåëàêñàöèÿ ìûøö ðóê è ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ýëåìåíòû àóòîòðåíèíãà – ðàññëàáëåíèå íà ïåíîïëàñòîâûõ êðóãàõ.

Ñêîðîñòü õîäüáû 4,5-5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì. Ïðè õîäüáå ïî ëåñòíèöå ñêîðîñòü ïðîèçâîëüíàÿ.

Òîëüêî â õîðîøóþ ïîãîäó ïðè îòñóòñòâèè âñòðå÷íîãî âåòðà (íå áîëåå 30 ìèí), ñ îñòàíîâêàìè äëÿ îòäûõà è ðåëàêñàöèè ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà è íîã.

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Ñì. øàäÿùèé ðåæèì + ÝÊÃ â áàññåéíå ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ, èññëåäîâàíèå ôóíêöèé âíåøíåãî äûõàíèÿ è öåíòðàëüíîé ãåìîäèíàìèêè äî è ïîñëå ËÃ â áàññåéíå.

 III ïåðèîäå (òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ, ñ ïðåäìåòàìè è áåç íèõ, íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, âî âðåìÿ õîäüáû.

Òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèì

Ïðîãóëêè ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé ìåñòíîñòè â ëþáóþ ïîãîäó. Ãèìíàñòèêà íà ïðîèçâîäñòâå. Çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû

Çàäà÷è ËÔÊ

– Äàëüíåéøàÿ òðåíèðîâêà è èíòåíñèôèêàöèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, ãàçîîáìåíà, êðîâîîáðàùåíèÿ â ìàëîì êðóãå è îðãàíèçìå â öåëîì.

– Çàêàëèâàíèå.

– Óêðåïëåíèå àäàïòàöèîííûõ ìåõàíèçìîâ, ïîâûøåíèå ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà, ñíèæåíèå ìåòåîëàáèëüíîñòè.

– Ïîëíàÿ ñòàáèëèçàöèÿ ñîñòîÿíèÿ è óâåëè÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè ðåìèññèè.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

– Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà (25–30 ìèí).

– Ëà â çàëå. Êîìïëåêñ Ëà äîïîëíÿåòñÿ óïðàæíåíèÿìè ñ âêëþ÷åíèåì ñîïðîòèâëåíèé è îòÿãîùåíèé.

– ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (30 ìèí).

– Äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé (óãîë ïîäúåìà 10–15°) ìåñòíîñòè äî 3-4 êì â äåíü ïðè óñëîâèè ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîãî ðèòìà è ãëóáèíû äûõàíèÿ.

– Â çàâèñèìîñòè îò ñåçîíà âåëîïðîãóëêè èëè õîäüáà íà ëûæàõ, ýëåìåíòû ïîäâèæíûõ èãð, áàäìèíòîí, áîëüøîé è ìàëûé òåííèñ.

– Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè è ïëå÷åâîãî ïîÿñà ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå. Ïðè âûïîëíåíèè ÄÓ è óïðàæíåíèé íà ðàññëàáëåíèå òåìï ìåäëåííûé,

äëÿ îáùåðàçâèâàþùèõ — ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ìåæäó íèìè 1:4.

Øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå ðàçëè÷íûõ ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ.

Ñêîðîñòü õîäüáû 5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì áåç ýëåìåíòîâ ñîðåâíîâàíèÿ. Äîïóñêàåòñÿ ïîñòðîåíèå íàãðóçêè ïî ñõåìå: õîäüáà — ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ — õîäüáà — áå㠗 õîäüáà ñ ïðîáåæêîé 2–3 îòðåçêîâ ïî 100–150 ì.

Çàíÿòèÿ íà ëûæàõ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äèàïàçîíå òåìïåðàòóð 3–20°Ñ.  óñëîâèÿõ ïëîõîé âèäèìîñòè (ñíåãîïàä, òóìàí, èçìîðîçü è ò.ä.), ïðè ñèëüíîì âåòðå çàíÿòèÿ çàïðåùåíû.

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Ñì. ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé ðåæèì

ñîäåðæàíèå   .. 
729 
730 
731   ..

Источник