Вывод курсовой работы по пневмонии

Ι. Введение

Первые упоминания
о воспалении в респираторных 
отделах дыхательного тракта приводились
Цельсом, в дальнейшем, за счет накопления
клинического опыта с подробным описанием
Виллисом 1684 году приблизило врачей к
пониманию пневмонии как самостоятельного
заболевания. Выделение Рокитанским (1842г.)
двух морфологических вариантов пневмонии:
долевой и бронхопневмонии, затем открытие
Рентгеном (1895) возможности лучевой диагностики
создало основы классификации и диагностики
пневмонии, которыми пользуются и современные
клиницисты. Проблема диагностики и лечения
пневмонии являются одной из самых актуальных
в современной терапевтической практике.

В России ежегодно
более 1,5 млн. человек наблюдаются врачами
с данным заболеванием, из них 20% в связи
с тяжестью состояния госпитализируются.
В России по официальной статистике ежегодно
регистрируется не менее 400 тысяч новых
случаев. В развитых странах заболеваемость
пневмонии составляет от 3,6 – 16 на 1000 человек,
а по статистическим данным ДМП №1 8%. Среди
больных пневмонией преобладают мужчины.
Они составляют от 52 до 56% больных, женщины
от 44 до 48%.

ΙΙ.Классификация
пневмоний.

Пневмония – 
острое инфекционное заболевание с 
очаговым поражением респираторных 
отделов легких и внутриальвеолярной
экссудацией, выявляемое при объективном
и рентгенологическом обследовании, протекающее
с выраженными в различной степени лихорадкой
и интоксикацией.

Факторы риска 
развития пневмонии:

– возраст (дети
и пожилые люди);

– курение (табачный
дым снижает механизм защиты органов
дыхания);

– хронические 
заболевания легких, сердца, почек;

– иммунодефицитные
состояния;

– сердечная 
недостаточность.

Факторы риска 
развития госпитальных пневмоний:

– тяжесть заболевания;

– длительная госпитализация;

– длительное нахождение
в блоке интенсивной терапии;

– пожилой возраст;

– антибактериальная 
терапия;

– эндотрахеальная 
интубация;

– трахеостомия;

– антацидная терапия;

– хирургичекие
вмешательства;

– уремия.

1. По 
этиологии:

– бактериальная;

– вирусная;

– риккетсиозная 
или микоплазменная;

– обусловленная
патогенными грибами;

-обусловленная 
физическими или химическими 
факторами;

-аллергическая;

– смешанная.

2. По 
клинико – морфологическим признакам:

– крупозная;

– очаговая;

– интерстициальная.

3. По 
локализации:

– правое легкое;

– левое легкое;

-двусторонняя.

4. По
тяжести:

– крайне тяжелые;

– тяжелые;

– средней тяжести;

– легкие.

5. По 
течению:

–острая;

– затяжная;

-рецидивирующая.

6. По 
патогенезу:

-первичная;

-вторичная.

7. В 
зависимости от условий, в которых
развивалось заболевание:

 –  Внегоспитальная
пневмония (ВП). Синонимы: домашняя, амбулаторная,
внебольничная.

– Госпитальная
пневмония (ГП). Синонимы: нозокомиальная,
внутрибольничная, внутригоспитальная.
Диагностируется в том случае, если клинические
и рентгенологические признаки легочного
воспаления появляются спустя 48 часов
пребывания больного в стационаре.

-Аспирационная
пневмония.

– Пневмония у лиц
с тяжелыми дефектами иммунитета (врожденный
иммунодефицит, ВИЧ-инфекция, ятрогенная
иммуносупрессия).

ΙΙΙ.Патогенез.

Выделяют четыре
основных патогенетических механизма 
развития пневмонии:

–  аспирация
секрета ротоглотки;

– вдыхание аэрозоля,
содержащего микроорганизмы;

– гематогенное
распространение микроорганизмов из внелегочного
очага инфекции (например, при инфекционном
эндокардите, септическом тромбофлебите);

– непосредственное
распространение инфекции из соседних
пораженных органов (например, при абсцессе
печени) или в результате инфицирования
при проникающих ранениях грудной клетки.

Основным путем 
инфицирования и важнейшим патогенетическим
механизмом развития пневмонии, как 
было установлено исследованиями последних 
лет, является аспирация содержимого 
ротоглотки. Не менее распространенным
механизмом развития пневмонии признается
активация собственной микрофлоры нижних
дыхательных путей больного, которая может
отмечаться у ослабленных лиц, на фоне
снижения иммунитета, под воздействием
факторов, повреждающих эпителий дыхательных
путей, а также при дисбактериозе (в том
числе ятрогенном).

Микроорганизм,
попадая в мелкие бронхиолы вызывает воспалительный
процесс вовлекая альвеолярную ткань.
Под влиянием микроорганизмов и их токсинов
происходит повреждение клеток, повышается
проницаемость клеточных мембран и сосудистой
стенки и возникает отек интерстициальной
ткани, что способствует образованию экссудата
в альвеолах. Отек и инфильтрация способствуют
возникновению недостаточности верхнего
дыхания, возникает одышка со сниженной
глубиной дыхания. Патоморфологические
изменения в легочной ткани при крупозной
пневмонии проходит в 4 стадии:

1.  Стадия 
прилива, которая характеризуется 
гиперемией легочной ткани, воспалительным 
отеком. Стадия длится от 1 до 3 суток;

2.  Стадия 
«красного опеченения» характеризуется 
пропотеванием в альвеолы эритроцитов.

3.  Стадия 
«серого опеченения» характеризуется 
пропотеванием в альвеолы лейкоцитов.
Продолжительность от 2 до 6 суток.

4.  Стадия 
разрешения, которая характеризуется
рассасыванием экссудата.

IV. Клинические
проявления.Осложнения.

Легочные 
проявления пневмонии:

– одышка;

– кашель;

– выделение 
мокроты (слизистая, слизисто-гнойная,
«ржавая»)

– боль при дыхании;

– локальные 
клинические признаки (притупление 
перкуторного звука, бронхиальное дыхание,
крепитирующие хрипы, шум трения
плевры);

– локальные рентгенологические
признаки (сегментарные и долевые затемнения).

Внелегочные
проявления пневмонии:

– лихорадка;

– ознобы и потливость;

– головная боль;

– цианоз;

– кожная сыпь,
поражения слизистых;

– изменения 
со стороны крови (лейкоцитоз, сдвиг
формулы влево, повышение СОЭ).

Характерно повышение
температуры тела 38- 39 С°, проявления интоксикации:
ухудшение общего состояния, головная
боль, снижение аппетита, нарушение сна,
бледность кожи, вегетативно-сосудистые
расстройства (потливость, мраморный рисунок
кожи, холодные конечности при высокой
температуре тела). Кашель чаще бывает
влажным. Выражена одышка в покое. При
вовлечении в процесс плевры возникает
«короткий» (поверхностный) кашель, боли
в боку усиливающиеся при глубоком дыхании
и кашле. Для пневмонии характерны мелкопузырчатые
и крепитирующие хрипы над очагами поражения.
Отмечаются изменения крови: лейкоцитоз,
повышения СОЭ. Быстро развивается гипоксия,
ацидоз. Присоединяются сердечно-сосудистые
нарушения: тахикардия, глухость тонов
сердца, отмечается расстройство функций
желудочно-кишечного тракта (рвота, срыгивание,
жидкий стул).

При крупозной 
пневмонии болезнь начинается остро,
появляются выраженные признаки интоксикации,
температура тела 39- 40 °C, озноб, появляется
боль в грудной клетке усиливающаяся при
дыхании. Лицо больного осунувшееся, цианотичные
губы, герпес на губах. Отставание при
дыхании пораженной половины грудной
клетки, перкуторный звук укорочен, прослушивается
крепитация. На вторые сутки болезни появляется
«ржавая» мокрота. В стадии разрешения
состояние больных постепенно улучшается,
уменьшается притупление перкуторного
звука, вновь начинает прослушиваться
крепитация, а затем дыхание становится
везикулярным. Рентгенологическое исследование:
сегментарное или долевое затемнение
легких.

Читайте также:  Стандарт при пневмонии средней степени тяжести

При очаговой пневмонии
– начало заболевания установить не удается,
так как оно не редко развивается на фоне
бронхита. Наиболее характерными симптомами
являются: кашель, лихорадка, одышка, отмечается
отставание «больной» половины грудной
клетки в акте дыхания. При наличии крупного
очага воспаления определяется притупление
перкуторного звука, при аускультации
– жесткое дыхание, на его фоне влажные
хрипы и крепитация. Начало заболевание
не острое, постепенное повышение температуры
до 39 °C, упорный кашель со слизисто- гнойной
мокротой. Рентгенологические исследования:
затемнение, соответсвующее очагу воспаления.

Хроническая пневмония 
– признаки интоксикации чаще отсутствуют,
реже наблюдаются недомогание, утомляемость,
снижение аппетита. К основным симптомам
болезни относят кашель. Сухой кашель
чаще возникает в начале обострения болезни,
в дальнейшем становится влажным. При
обширных поражениях в фазе обострения
мокрота обычно бывает гнойной или слизисто-
гнойной. При перкуссии определяется притупление
перкуторного звука, выслушивает жесткое
дыхание. При аускультации – средние и
мелкопузырчатые хрипы.

Осложнения 
пневмонии.

Легочные 
осложнения:

 – парапневмонический 
плеврит;

 – эмпиема 
плевры;

 – абсцесс 
и гангрена легкого;

 – множественная 
деструкция легкого;

 – бронхообструктивный 
синдром;

 – острая 
дыхательная недостаточность (дистресс-синдром) 
в виде консолидарного варианта
(за счет массивного поражения 
легочной ткани, например при 
долевых пневмониях) и отечного (отек 
легких).

Внелегочные
осложнения:

 – острое 
легочное сердце;

 – инфекционно-токсический 
шок;

 – неспецифический 
миокардит, эндокардит, перикардит;

 – сепсис
(часто при пневмококковых пневмониях);

 – менингит,
менингоэнцефалит;

 – ДВС-синдром;

 – психозы 
(при тяжелом течении, особенно у
пожилых);

 – анемии
(гемолитические анемии при микоплазменных 
и вирусных пневмониях, железоперераспределительные 
анемии).

V. Диагностика

Основывается 
на результатах рентгенологического 
и лабораторно- инструментальных исследований.
Рентгенография позволяет оценить тяжесть
пневмонии (по объему поражения легочной
ткани, наличию осложнений), ориентировочно
предположить этиологию заболевания,
провести дифференциальную диагностику,
определить прогноз и эффективность лечения.
Рентгенологическое исследование легких
показано также при длительно сохраняющейся
лихорадке (более 5 дней) у больных с острой
респираторно-вирусной инфекцией.

Несмотря на
высокую диагностическую ценность
метода, следует помнить о существовании 
рентгеннегативных пневмоний. Последние
могут иметь место в случаях, если рентгенография
выполнена в первые часы после начала
заболевания, когда клинические признаки
пневмонии уже определяются, а рентгенологически
значимая инфильтрация в легких еще не
сформировалась. В связи с этим и во избежание
дополнительной лучевой нагрузки на больного
нецелесообразно проведение рентгенографии
легких в первые 12 — 24 ч заболевания. Рентгенологические
изменения могут не определяться или быть
невыраженными при вирусных интерстициальных
пневмониях. В таких случаях для уточнения
диагноза полезной может оказаться компьютерная
томография. По сравнению с рентгенографией
она обладает в 2 раза более высокой чувствительностью
при диагностике пневмоний и незаменима
при проведении дифференциальной диагностики
с опухолями и рядом других заболеваний.

Ведущая же роль
принадлежит микробиологическим методам.
Биологическим материалом для исследования
могут служить мокрота, кровь, плевральная 
жидкость, бронхоальвеолярная лаважная
жидкость, пунктат инфильтрата или 
абсцесса легких, ткань (биоптат) легкого.
Наиболее доступным материалом является
мокрота, но в связи с тем, что она легко
подвергается контаминации микрофлорой
верхних дыхательных путей, трактовка
результатов микробиологического исследования
не всегда однозначна. Необходимо соблюдать
следующие правила забора мокроты: до
начала антибактериальной терапии после
полоскания зева и полости рта кипяченой
водой или раствором питьевой соды свободно
откашливаемую мокроту (лучше первую утреннюю
порцию, до еды) собирают в стерильную
посуду с плотно закрывающейся крышкой.
Для улучшения отхождения мокроты пациенту
натощак дают отхаркивающие средства,
проводят ингаляцию ультразвуком солевого
раствора. Сроки доставки мокроты в лабораторию
не должны превышать 1,5 — 2 ч с момента
ее получения (допускается хранение в
холодильнике не более 6 ч).

Источник

. , , . , . , .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru

..

:

:

403

..

: ,

..

2015

– , , , , , .

– , , . , , , , , . , .

– . , – . , .

40 – 60% . Streptococcus pneumoniae , ( 20%).

, S. pneumoniae . . (Legionella spp Chlamydia pneurnoniae, .).

() 65 65 , , . 65 : Streptococcus pneumoniae 8,5-36,0% Haemophilus influenzae 10,0-12,0% Mycoplasma pneumoniae 2,0-18,0% Chlamydia pneumoniae 6,0-11,0% 30-50,0%.

: , .

:

1) – :

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

2) ( , );

3) / .

:

1) ;

2) _;

3) ( , , ).

, .

– , , , , , , (), -.

, , : .

1978 . . .

: — ( ), ( ), ( ), , , ; — ; — ; — .

. , , . ( , ), , , – , (, ), , .

. , . . (1976), 9–13% , (73–77%).

. (-) , . , , . , , . (, , )

– – : (Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae), (Staphylococcus aureus, Streptococcus haemolyticus, Pseudomonas aeruginosa, Klebsiella pneumoniae, Escherichia coli, Proteus sp. ) (Staphylococcus epidermidis, Streptococcus viridans, Streptococcus anhaemolyticus ).

(Streptococcus pneumoniae). , . . , 70 96%.

Haemophilus influenzae.

, (. Wenta, 1975), 0,4–5%. 3–8% , (. Davidson, 1976) (. Finland, 1976), , (Klebsiella pneumoniae) (Pseudomonas aeruginosa).

10– 15 , – , , . , – Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli, Proteus sp., .

(, , , ) .

, , Candida. . 3–8% . , — , , , , . . . (1979), 1 11,2% , 2 — 14,9%. , , , . ; , – .

.

6–20%, 52% . 70% , Mycoplasma pneumoniae, . -, Mycoplasma pneumoniae – .

(, , , , , , , , , , , ), . , , .

, , . (1979) : 1. : ) , ) , ) , ) , (Klebsiella, Pseudomonas, Neisseria, Escherichia ), ) ( , , ), ) (, , , , , ). 2. : ) , ) , ) , ) –, ) , ( , , ). 3. . 4. ( -). 5. , 6. , ( , , , ). 7. , . 8. , (-, – ).

. , . , , , – (, ).

, , . , , , , , , .

, . . . , . . (1971), II–IV 38% . ( ), – .

, ( ).

. . . (1969) 7,3% , . . (1974) — 4,1% .

, , , . (, , , ), . , , , , , .

,

, , ( , , , , ) . . , , .

, , , , . .

, , , , , , . . (18%), (35,8%), (17,5%). – , . . . . (1971) .

(, ) , , . 2,5 , , — 3,6 , 1/3 .

, . , .

, ( , ) , , , . , . , , . : , , , . , , .

. , . . . . . (1971). , — .

: , , .

. : , , , , , , , , ( ) , , . .

. . . (1946), .

1925 . . , . : – -. . ˸ , , .

, . , – , . , , , .

– – , , . . -, . , – – ( – -), . , , — . , – , , . . . , .

, , , , , . , , , , , , , . , . , , . : , , . , , , , , . , , , . , , . , , , , .

. . (1976), – . . – , .

, . .

, – . , . : — .

, , – , , , . , , – . , , , ; , -, – . , , , , , , . .

, , . , . .

, , . .

, , . , ; , . . , . .

– , . , . , .

. , 4% , , — 1–2%.

, , , , , , . . , , , . – . , , , , , . , , , , .

, . , , ( – 6–8 ). , . . , . . , . . . . , , , (, , , ), . , , , .

Читайте также:  Определение степени тяжести при пневмонии

50- , , . — , , , , , . , , , , , . , , , . . , . . , . . ,– 1–2% . , , , , .

, , , .

, , . . , .

, . , , . , , ( , . . , 1956), , . , . , . , ( , , , , ), , . . . . , . , . , .

, , , , , . , . , , . , .

1. : ( ).

, – , 3 – , .

: ; ; ; ; .

2. : ( , ) 2,5-3,0 ; – , , , – 10 15; .

3. : – .

:

) ,

)

) ,

) , ( 3-4 ), , .

) 2-3 ,

) , . .

) , ; ,

) , . . .

( 60 ): ( ) 1,0 4 , – 10-14 , – : 0,5 4 / 0,1 2 / 2 2 3-5 , – 10-14 , – .

( 60 ): II (, ) / 3-5 , – 14-21 , – : 0,5 4 ; 0,5-1,0 3-5 ; – 14-21 , – .

4. :

) : (, / , , 5-7 ), ( 2-3 , 1- ); – 1% 1% .

) : ( / , , b2-).

) : 25 100 / 3-4 , 4-6 ; – 100 1 3-4 /; 10-20 / 5-7 ; 0,2 3-4 ; () 150 1 3 , 4 ; 3 ; ( 1 2-3 ; 20-30 3 ; 30-40 3 ; ( 1 1 , / 1 1-2 10-12 ).

) : 1 2-3 2-3 ; 2 3 ; 4-6 // / .

5. : / (400 1 ), , 5% ; , , ; – , .

6. :

) : ( 0,1 3-4 , 0,01-0,02 3 ).

) , ( 0,5 2-3 ; 0,025 2-3 )

7. , , : ( 4 4 ; , ; ); , , , ; , , ; (, , ) ; ( – , 3-4 , ; , ); .

8. – .

. () , , . , , ( ., , .) (, , ).

: 20-21 ; 28-29 ; , : 65-70 .

: , , 6 1, 3 6 ; , , 12 1, 3, 6 12 .

. 2 15 1000 . : 25-44 1000 70 68-110 1000 , , .

, .

. .

, (, , , , , , ). . – . , , – , , – , . .

, , . , , , , , .

1. / . .. . – .: , 2003 – 156 .

2. .. // / … . 2_ . ., 2007. . 1. . 474-509.

3. . 4, 2012 . . : .. , .. . . 46-49.

4. 2, 2013 . . .. . . 1-25.

5. ߻/ 2006/ 3/ 4 . : .. , .. , .. , .. . . 22-31.

6. 3, 2014 . : ߻ : . ., – . . .56-60.

7. – ; .. .: : , , , . – : , 2004

8. ..: , . – .: . 2002

9. .. , .. , .. .: . . .. ; … : . – , 2000.

10. ..: . – : , 2000.

Allbest.ru

  • . . , , , . . .

    [320,1 K], 10.01.2017

  • – – . – . . . .

    [22,1 K], 21.12.2008

  • , . . , . .

    [330,0 K], 07.08.2015

  • – . , . . .

    [1,9 M], 30.10.2013

  • . . . .

    [3,7 M], 05.10.2014

  • , , , . , . ; .

    [224,0 K], 06.02.2014

  • . . . . , .

    [20,3 M], 27.02.2016

          • ?

          , , ..
          PPT, PPTX PDF- .
          .

          Источник

          СОДЕРЖАНИЕ

          – оформим в последний
          момент

          1. Введение……………………………………………………………        2
          2. Теоретическая часть……………………………………………….        5
            1. Общие сведения о сестринском
              процессе. Основные виды сестринского
              ухода………………………………………………          
              5
            2. Пневмония: этиология, патогенез, клинические проявления,
              физикальные методы диагностики, принципы
              лечения………          
              9
            3. Медицинские учреждения и их
              значения…………………………..     25
          3. Практическая часть………………………………………………..     29
            1. Должностная инструкция палатной
              медицинской сестры в

          стационаре……………………………………………………………    
          29

            1. Особенности работы палатной
              медсестры пульмонологического

          отделения…………………………………………………………….      33

            1. Особенности сестринского 
              процесса при пневмонии в

          стационаре…………………………………………………………..       36

                Заключение……………………………………………………………..       
          43

                Список 
          литературы…………………………………………………….        44

          ВВЕДЕНИЕ

          – напишем в последний
          момент когда все будет готово

          В России ежегодно заболевают
          пневмонией более 2 миллионов человек.
          Распространенность пневмонии составляет
          3,86 на 1000. Наиболее часто болеют лица моложе
          5 лет и старше 75 лет.  Пневмония является
          актуальной проблемой, не смотря на достигнутые
          положительные результаты в понимании
          патогенеза инфекционного процесса и
          применение эффективной химиотерапии.
          Неуклонно растет число больных с тяжелым
          течением заболевания. Смертность от внебольничных
          пневмоний составляет 5%,  среди пациентов,
          требующих госпитализации возрастает
          до 21,9%, а среди пожилых – 46%.

          Сестринский
          процесс – это организационная структура,
          необходимая для наблюдения, ухода, выполнения
          назначений врача терапевтическим больным.
          Это метод организации и оказания сестринской
          помощи, который обычно включает больного
          (пациента) и медицинскую сестру в качестве
          взаимодействующих лиц. Довольно важным
          является то, что пациент в данной ситуации
          должен рассматриваться не как отдельный
          случай заболевания, а как личность. До
          недавнего времени понятие «диагноз»
          относилось только к профессии врача.
          Но по мере того, как сестринское дело
          стало определяться в автономную профессию,
          возникла необходимость сформулировать,
          в чем сущность сестринской практики и
          ее отличие от деятельности специалистов
          других профессий здравоохранения. В профессиональный
          лексикон вошло понятие «сестринский
          процесс», под которым понимают «системный
          или прагматичный подход к оказанию сестринской
          помощи, ориентированной на потребности
          пациента». Цель его заключается в том,
          чтобы предупредить, облегчить, уменьшить
          или свести к минимуму проблемы (трудности),
          возникающие у пациента. Сам термин «сестринский
          процесс» только вводится у нас в стране. 
          Он раскрывает сестринскую деятельность
          на современном уровне. Медсестры должны
          быть компетентными, способными мыслить
          и анализировать. Поэтому сестринский
          процесс – это все-таки образ мышления
          и действий медицинской сестры.

          Актуальность
          темы.

          Пневмония является
          распространенным заболеванием органов
          дыхания, поражающим людей любого возраста
          и социального положения. Несмотря на
          достигнутый процесс в изучении заболевания,
          количество больных с тяжелыми осложнениями
          болезни возрастает с каждым годом.

          Подробное раскрытие материала
          по данной теме позволит повысить качество
          сестринской помощи.

          Объект исследования.

          Сестринский уход при пневмониях.

          Предмет исследования:

          Особенности сестринского ухода за больным пневмонией
          при его лечении в условиях стационара

          Цель исследования.

          Определение особенностей сестринского ухода за больным пневмонией
          при его лечении в условиях стационара

          Задачи исследования.

          – изучить понятие «пневмония», ее классификацию,
          этиопатогенез, предрасполагающие факторы,
          клиническую картину, диагностику и лечение;

          – изучить понятие «сестринский
          уход», его принципы, классификацию, методы,
          методики;

          – исследовать особенности 
          сестринского ухода за больным 
          пневмонией при его лечении 
          в стационаре.

          Методы исследования: аналитический, исследовательский,
          эмпирический (наблюдение)

          I ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

          1. Общие сведения о
            сестринском уходе

          1.1. Понятие
          «сестринский уход»

          Сестринское дело – это наука и искусство диагностики
          и коррекции ответных реакций человека
          на существующее или потенциальное болезненное
          состояние.

          «Глобальная миссия сестринского
          дела заключается в помощи отдельным лицам,
          семьям и группам населения в определении
          и достижении ими физического, умственного
          и социального здоровья в условиях окружающей
          среды, в которой они живут и работают»
          (ВОЗ, 1995 г.).

          Основной технологией современного
          сестринского дела признан сестринский
          уход.

          Сестринский
          уход – это технология профессиональной
          циклической деятельности медицинской
          сестры и (подкрепленная научной методологией,
          алгоритмами и стандартами) по организации
          и оказания сестринской помощи, состоящая
          из ряда этапов, каждый из которых имеет
          свою цель и результат.

          Читайте также:  Техника массажа детям после пневмонии

          То есть, понятие «сестринский уход»
          – это цепь последовательных действий,
          предпринимаемых медсестрой при оказании
          различных видов помощи пациента.

          Задачи сестринского
          ухода:

          – удовлетворение основных 
          потребностей пациента;

          – поддержание и восстановление 
          здоровья и максимальной независимости 
          пациента;

          – обеспечение пациенту 
          максимального качества жизни 
          или условий для спокойной и безболезненной
          смерти.

          Методология сестринского ухода
          требует от медицинской сестры точного
          исполнения стандартов, регламентирующих
          ее деятельность.

          На современном этапе используются
          следующие стандарты:

          – Стандарт поведения «Этический кодекс медицинской сестры»
          и характеристика моделей поведения, которые
          отражают основные принципы сестринской
          деонтологии и философии сестринского
          дела;

          – Стандарты профессиональной 
          деятельности – описание обязанностей 
          практикующих медсестер, критериев оценки их деятельности, степени
          ответственности медсестры перед пациентом
          и обществом: стандарты выполнение процедур,
          определение целей, показаний, противопоказаний,
          оснащения, обязательных условий выполнения
          процедур, этапов процедуры (подготовка,
          выполнения, завершение).

          Методы сестринского
          ухода – способы удовлетворения нарушенных
          потребностей:

          – оказание доврачебной 
          помощи;

          – выполнение врачебных 
          назначений;

          – создание комфортных 
          условий для жизнедеятельности 
          с целью удовлетворения основных 
          потребностей пациента;

          – оказание психологической 
          поддержки и помощи;

          – выполнение технических 
          манипуляций;

          – мероприятия по профилактике 
          осложнений и укреплению здоровья;

          – организация обучения 
          и консультирования пациентов 
          и членов его семьи.

          На основе указанных стандартов
          и методов, определены основные  манипуляции
          при сестринском уходе за пациентом:

          – оценка функционального 
          состояния;

          – оценка уровня сознания;

          – питание и кормление 
          пациента;

          – личная гигиена пациента;

          – смена постельного и 
          нательного белья;

          – методы простейшей физиотерапии,
          ЛФК;

          – профилактика осложнений;

          – обеспечение психологической 
          поддержки;

          – обучение методам самоухода;

          – применение лекарственных 
          средств;

          – инструментальные методы 
          исследования;

          – лабораторные методы 
          исследования;

          – катетеризация мочевого пузыря;

          – клизмы, газоотводная трубка;

          – терминальный уход, паллиативная 
          помощь;

          – сердечно – легочная реанимация.

          Основные принципы
          ухода за больными:

          – Уход не противопоставляется 
          лечению, а органически входит 
          в него как составная часть.

          – Уход предполагает создание 
          благоприятной бытовой и психологической 
          обстановки на всех этапах 
          лечения согласно принципам охранительного 
          режима, оберегающего и щадящего 
          психику больного.

          – Уход направлен на 
          устранение чрезмерных раздражителей,
          обеспечение тишины и покоя, создание
          уюта.

          – Уход способствует поддержанию 
          у больного оптимистического 
          настроения, уверенности в благополучном 
          исходе болезни.

          – Уход требует соответствующих 
          навыков, сострадательного отношения 
          к больному, душевной щедрости, чуткости, такта, умения ободрить и
          поддержать больного.

           Различают 3 системы сестринского
          ухода (модель Д.Оурэм):

          1 система – полностью компенсирующая система,
          для:

          – пациентов, которые не могут 
          осуществлять никаких действий

          – пациентов в бессознательном 
          состоянии

          – пациентов в сознании, но которым 
          запрещено двигаться или они 
          не могут передвигаться самостоятельно

          – пациентов, которые не могут 
          самостоятельно принимать решения 
          и ухаживать за собой, но могут 
          передвигаться самостоятельно и 
          выполнять некоторые действия по самоуходу под руководством
          и наблюдением специалистов.

          2 система – частично компенсирующая, для:

          – пациентов, с различной степенью 
          ограничений двигательной активности

          – пациентов, имеющих определенные 
          знания, умения, навыки самоухода. А 
          так же готовность выполнять определенные действия

          3 система – консультативно – поддерживающая,
          для:

          – пациентов, которые могут использовать 
          самоуход и могут обучиться 
          ему при наличии помощи. МС 
          при этом обучает, обеспечивает 
          всем необходимым, руководит, контролирует действия пациента.

            1. Взаимосвязь сестринского ухода и сестринского процесса

          Аналогично российской современной
          методологии сестринского ухода в западных
          странах используется «сестринский процесс».
          При изучении этих понятий можно определить
          в них единство смыслов, и сходство их
          этапов.

          Сестринский процесс – это научный метод сестринской
          практики, систематический путь определения
          ситуации, в которой находится пациент
          и медсестра, и возникающих при этом проблем,
          в целях выполнения плана ухода, приемлемого
          для обеих сторон. Сестринский процесс
          состоит из пяти этапов.

          I этап – оценка ситуации методом сестринского
          обследования, который состоит из следующих
          шагов:

          – сбор необходимой информации о пациенте,
          субъективных и объективных данных;

          – оценка психологической ситуации,
          в которой находится пациент;

          – определение факторов риска,
          данных об окружающей среде, влияющих
          на состояние здоровья;

          – анализ собранной информации
          с целью определения потребностей в уходе.

          II этап – сестринское диагностирование
          или определение проблем пациента в уходе.

          Он включает в себя:

          – определение настоящих (явных)
          и потенциальных (скрытых) проблем пациента
          и его потребности в уходе;

          – определение приоритетных проблем,
          требующих немедленного решения;

          – обсуждение с пациентом, когда
          это возможно, его выявленных проблем,
          неудовлетворенных потребностей и намеченных
          приоритетов.

          Сестринский диагноз – это клиническое суждение
          медицинской сестры об ответной реакции
          пациента на болезнь. Он состоит из трёх
          компонентов: проблема пациента, причина
          её нарушения, клинические проявления
          проблемы пациента.

          После формулировки диагнозов
          выделяют приоритеты, т.е. очередность
          решения проблем пациента.

          Различают следующие
          приоритеты:

          – первичный (главный, первостепенный)
          – связан с основным заболеванием и его
          осложнениями, в том числе жизнеугрожающими.
          Этот приоритет должен быть реализован
          в короткие сроки;

          – промежуточный – связан с основным
          заболеванием, но риска для жизни пациента
          не представляет;

          – вторичный (второстепенный) –
          не связан с основным заболеванием и не
          влияет на его прогноз.

          III этап – планирование сестринской
          помощи.

          Он включает в себя:

          – определение целей (желаемых
          результатов) ухода – поставленные цели
          должны быть реальными и достижимыми,
          по срокам выполнения – краткосрочными
          (в течение первой недели) и долгосрочными
          (более 1 недели).

          – составление плана ухода, обсуждение
          его с пациентом и другими участниками
          лечебно-диагностического процесса.

          IV этап – реализация плана ухода.

          Сестринские вмешательства
          могут быть:

          – зависимые – действия медицинской
          сестры по назначению врача (инъекции
          антибактериальных препаратов, оксигенотерапия
          и т.п.);

          – взаимозависимые – консультации
          со специалистами других специальностей
          (инструктором ЛФК, физиотерапевтом, рентгенологом
          и т.п.);

          – независимые – медсестра выполняет
          по своей инициативе (беседы о соблюдении
          постельного режима, смена нательного
          и постельного белья, проветривание палат
          и т.п.).

          Источник