Внебольничная пневмония у детей москва 2011

Внебольничная пневмония у детей москва 2011 thumbnail

В статье представлены результаты исследования этиологии острых внебольничных пневмоний и острых бронхитов у детей в условиях стационара

    Введение

    Острые внебольничные пневмонии (ОВП) на сегодняшний день сохраняют свою значимость для клинической практики. Несмотря на то, что, по данным Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году», заболеваемость ОВП в 2017 г. составила 412,32 на 100 тыс. населения, что на 1,4% ниже, чем в предыдущем году (418,02), по среднемноголетнему показателю (СМП) заболеваемости ОВП в 2017 г. отмечался ее рост на 19,5% (заболеваемость на 100 тыс. населения в 2017 г. составила 412,32, а СМП (2011–2016 гг.) — 358,98) [1].
    В течение последних 7 лет доля детей в общей структуре ОВП составляет чуть больше 30% (минимально — 32,3% в 2016 г., максимально — 35,8% в 2014 г). По данным Роспотребнадзора, с 2011 по 2017 г. в нашей стране ежегодная динамика числа установленных случаев ВП у детей до 17 лет и показателя заболеваемости на 100 тыс. населения носила волнообразный характер с тенденцией к увеличению данных показателей (рис. 1) [2].
Рис. 1. Абсолютное число зарегистрированных внебольничных пневмоний у детей до 17 лет и показатель заболеваемости данными инфекциями у детей с 2011 по 2017 г.
    В возрастной структуре ОВП у детей в 2017 г. отмечалось преобладание детей в возрасте от 1 до 6 лет 
(рис. 2) [2].
Рис. 2. Возрастная структура внебольничных пневмоний у детей в 2017 г., %
    При этом, по данным Государственного доклада, в 2017 г. максимальный показатель заболеваемости ОВП наблюдался в возрастной группе 1–2 года (1470,06 на 100 тыс. населения данной возрастной группы) [1].
    По данным Роспотребнадзора, на долю вирусных пневмоний в 2017 г. приходилось 1,2% от всех случаев ОВП, бактериальных — 27,7%, а доля ОВП пневмококковой этиологии составила 1,5% [2]. При этом в Государственном докладе было подчеркнуто, что отмечается снижение заболеваемости вирусной пневмонией в 2017 г. в 2 раза по сравнению с предыдущим годом (6,8 на 100 тыс. населения в 2016 г. и 3,35 на 100 тыс. населения в 2017 г.) и сохранение показателя заболеваемости ОВП бактериальной этиологии практически без изменений (117,25 на 100 тыс. населения в 2017 г. и 112,4 на 100 тыс. населения в 2016 г.) [1].
    В Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году» поднята проблема верификации этиологии ОВП в клинической практике: «Необходимо отметить плохую этиологическую расшифровку внебольничных пневмоний в лабораториях медицинских организаций. В соответствии с отчетными формами нерасшифрованными остаются более 50% всех зарегистрированных ОВП» [1]. Своевременное установление этиологии ОВП определяет терапевтическую тактику, что становится принципиально важным, например, при вспышечной заболеваемости. Так, по данным Роспотребнадзора, в 2017 г. в 76,9% очагов ОВП этиологическим агентом явилась Mycoplasma pneumoniaе [1].
    В этой связи актуальной клинической необходимостью является мониторинг возбудителей ОВП у детей, что и послужило целью настоящего исследования.

    Материал и методы

Исследование проводилось на базе ДНО (ПК) ГБУЗ МО «Мытищинская городская клиническая больница» с февраля 2014 г. по март 2017 г. Под наблюдением находились 786 детей в возрасте от 3 до 17 лет, из них 497 детей с диагнозом ОБ и 289 детей с диагнозом ОВП легкой и средней степени тяжести (табл. 1).
Таблица 1. Нозологические формы обследованных пациентов
    Установление этиологии ОБ и ОВП осуществлялось методом ПЦР (исследование мазков и/или отделяемого слизистой полости рта, носа, мокроты) (Центр молекулярной диагностики ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора); ИФА (с определением антител к следующим инфекциям: цитомегаловирусная (CMV), Эпштейна — Барр-
вирусная инфекция, герпесвирусы 1, 2, 6 типов, хламидийная, микоплазменная инфекции); микробиологическое исследование биологического материала из зева с определением чувствительности к антибактериальным препаратам (клинико-диагностическая лаборатория МБУЗ «МКГБ»).
    Для верификации диагноза ОВП и при наличии показаний использовали инструментальные методы диагностики: рентгенографию грудной клетки, электрокардиографию (ЭКГ), исследование функции внешнего дыхания (ФВД),    ультразвуковое исследование (УЗИ), которые проводились на базе ГБУЗ МО «МКГБ» в диагностическом отделении.
    Статистическая обработка полученных данных осуществлялась на основании ГОСТ Р 50779.21–96 с использованием лицензионных программ (Microsoft Excel). Статистический анализ включал в себя анализ количественных и порядковых данных с расчетом значений среднего арифметического (M), стандартного отклонения (SD), ошибки среднего (m), медианы (Ме), 95% доверительного интервала (ДИ). Оценка качественных переменных проводилась путем расчета значений выборочной доли (W), ее стандартной ошибки (SE). Сравнение достоверности различий количественных и порядковых переменных между группами проводили после проверки допущений для применения параметрического многофакторного одномерного дисперсионного анализа с последующим расчетом достигнутых уровней значимости по t-критериям для связанных и несвязанных выборок или непараметрическим критериям. Различия считались достоверными при р<0,05, высокодостоверными — при p<0,01 и p<0,001, недостоверными — при р>0,05 [3].

    Результаты исследования

    В ходе исследования было установлено, что у более чем 60% пациентов с ОВП этиологическая структура носила сочетанный характер. Моноэтиологичные бактериальные ОВП были диагностированы у 22,7%, а доля моноэтиологичных вирусных пневмоний составила 4,5%, среди них вызванные вирусом парагриппа — 33%, RS-вирусом — 67% (рис. 3).
Рис. 3. Структура моно- и полиэтиологичных острых внебольничных пневмоний у детей, % пациентов
    Среди бактериальных агентов наиболее часто при 
ОВП у детей регистрировались Haemophilus influenzae, Mycoplasma pneumoniaе, Streptococcus pneumoniae. Обнаружение S. aureus у больных ОВП в мазках из носоглотки не свидетельствовало о значимости данного возбудителя как этиологического фактора ОВП и, наиболее вероятно, отражало носительство на слизистых верхних дыхательных путей. Среди вирусов при ОВП у детей наиболее часто определялись риновирус и вирус пара-
гриппа (рис. 4).
Рис. 4. Этиологическая структура выявленных бактериальных (А) и вирусных (Б) возбудителей при острых внебольничных пневмониях у детей, % пациентов
    В этиологической структуре сочетанных вирусно-бактериальных ОВП у детей наиболее часто сочетанные инфекции были зарегистрированы при риновирусной инфекции, которая в 27,8% случаев сочеталась с пневмококковой инфекцией, в 11,1% — с Haemophilus influenzae, в 5,6% — с Mycoplasma pneumoniaе (рис. 5). Среди сочетанных форм бактериальных ОВП наиболее часто отмечались сочетания возбудителей Haemophilus influenzae, Mycoplasma pneumoniaе, Streptococcus pneumoniae (рис. 6).
    При ОБ у детей доля сочетанных форм инфекции составляла более 73%. При этом отмечались вирусно-вирусные, вирусно-бактериальные и бактериально-бактериальные сочетанные инфекции (рис. 7).
Рис. 5. Этиологическая структура сочетанных вирусно- бактериальных острых внебольничных пневмоний у детей, % пациентов
Рис. 6. Этиологическая структура сочетанных бактериально-бактериальных острых внебольничных пневмоний у детей, % пациентов
Рис. 7. Структура моно- и полиэтиологичных острых бронхитов у детей, % пациентов
    Наиболее частыми среди бактериальных агентов, выявленных у детей с ОБ, были Haemophilus influenzae, Moraxella catarrhalis, Streptococcus pneumoniae, а среди вирусов — риновирус и RS-вирус (рис. 8).
Рис. 8. Этиологическая структура выявленных бактериальных (А) и вирусных (Б) возбудителей при острых бронхитах у детей, % пациентов
    Сочетанные формы вирусно-бактериальных ОБ у детей наиболее часто отмечались при риновирусной инфекции, а наибольшая вариабельность сочетанных форм была отмечена при RS-вирусной инфекции 
(рис. 9).
Рис. 9. Этиологическая структура сочетанных вирусно-бактериальных острых бронхитов у детей
    Наиболее часто среди сочетанных форм бактериально-бактериальных ОБ у детей были Haemophilus influenzae в сочетании с Moraxella catarrhalis или Streptococcus pneumoniae (рис. 10).
Рис. 10. Этиологическая структура сочетанных бактериально-бактериальных острых бронхитов у детей, % пациентов
    Сравнительный анализ сочетанных бактериальных форм ОВП и ОБ у детей показал, что при ОВП достоверно чаще регистрировались формы Mycoplasma pneumoniaе в сочетании с Haemophilus influenzae или Streptococcus pneumoniae, а также Haemophilus influenzae в сочетании с Chlamydophila pneumoniae. При ОП наиболее частой сочетанной формой была Haemophilus influenzae + Moraxella catarrhalis (рис. 11).
Рис. 11. Сравнительный анализ сочетанных бактериальных форм острых внебольничных пневмоний и острых бронхитов у детей
    Расчет относительных рисков ОВП и ОБ у детей для различных возбудителей показал, что при ОВП они наиболее высокие при обнаружении Mycoplasma pneumoniaе и ее сочетанных форм, а при ОБ — при сочетанных формах Moraxella catarrhalis (табл. 2).
Таблица 2. Нозологические формы обследованных пациентов

Читайте также:  Интенсивная терапия при осложнении пневмонии

    Заключение

    Таким образом, установление этиологии ОВП и ОБ у детей является насущной проблемой клинической практики. Проведение мониторинга этиологической структуры позволило у большей части больных установить сочетанный характер ОВП и ОБ. Haemophilus influenzae и Streptococcus pneumoniae являются наиболее значимыми возбудителями как при моноинфекциях ОВП и ОБ у детей, так и в случае развития сочетанных форм. Отличительной особенностью ОВП у детей является высокая частота инфекций, обусловленных Mycoplasma pneumoniaе, в т. ч. в виде сочетанных инфекций, а при ОБ — Moraxella catarrhalis.

Источник

Рекомендуемая
литература

Основная
литература

  1. Лекции
    по поликлинической педиатрии /под ред.
    Т.И. Стукаловой. – М. 2005, –
    439 с.

  2. Поликлиническая
    педиатрия: учебник / под ред. А.С.
    Калмыковой –
    М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. –
    624 с.

  3. Пигалов
    А.П., Соловьева Н.А., Кулакова Г.А., Курмаева
    Е.А., Волгина С.Я. Оценка здоровья детей
    и подростков: Учебное пособие. –
    Казань, 2006. –
    244 с.

  4. Альбицкий
    В. Ю., Баранов АА., Камаев Н.А. и др. Часто
    болеющие дети. – Нижний Новгород: НГМА,
    2003,
    296
    с.

  5. Детское
    питание: Руководство для врачей. /Под
    ред. Тутельяна В.А., Коня И.Я. –М.: ООО
    Медицинское информационное агентство,
    2009 г.- 952 с.

  6. Инфекции
    респираторного тракта у детей раннего
    возраста. Под ред. Г. А. Самсыгиной. –
    М., 2006. –
    С.
    279.

  7. Клиническая
    диетология детского возраста: Руководство
    для врачей /Под ред. Т.Э., Боровик, К.С.
    Ладодо. – М.: ООО Медицинское информационное
    агентство, 2008, – 608 с.

  8. Национальная
    программа оптимизации вскармливания
    детей первого года жизни в Российской
    Федерации. – Москва, 2011, – 68с.

  9. Острые
    респираторные заболевания у детей:
    лечение и профилактика / Научно-практическая
    программа Союза педиатров России. –
    М.: Международный Фонд охраны здоровья
    матери и ребенка, 2002.

Дополнительная
литература

  1. Антимикробная
    терапия. Карманный справочник. Дж.
    Бартлетт. 2006. – 360 с.

  2. Инфекционные
    болезни у детей. Под ред. Д. Марри. 2006. –
    928 с.

  3. Клиническая
    фармакология по Гудману и Гилману в 4
    книгах. Под общей редакцией А.Г. Гилмана.
    2006.

  4. Чучалин
    А. Г., Абросимов В. Н. Кашель. Руководство
    для врачей. –
    Рязань, 2002. –
    104 с.

  5. Пигалов
    А.П., Пигалова С.А. Охрана здоровья детей
    в дошкольных учреждениях // Руководство
    для врачей и работников детских
    дошкольных учреждений. – Казань. 2001.
    –366
    с.

Организация детского питания:
Санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы. – М.: Федеральный центр
Госсанэпиднадзора Минздрава России,
2005. – 24с.

Неонаталогия

Основная
литература

  1. Неонатология.
    Национальное руководство. Под ред.
    Володина Н.Н. Москва, «ГЭОТАР-Медиа»,
    2007.495с.

  2. Руководство
    по педиатрии. Неонатология. Под ред.
    Яцык Г.В., Неврология недоношенных
    детей. Палич А.Б., Федорова Л.А., М.,
    МедПрессИнформ, 2010.295с.

  3. Респираторный
    дистресс у новорожденных. Под ред.
    Фомичева М.Б. Екатеринбург: ООО «ИПА
    УТК», 2007.

  4. Рациональная
    фармакотерапия детских заболеваний.
    В 2-х кн. Под общ. ред. Баранова А.А.,
    Володина Н.Н., Самсыгиной Г.А. М.:
    Литература, 2007.

  5. Неонатология,
    Н.П. Шабалов, т. 1- 499с.,2 -555с.. Москва,
    2004.

  6. Основы
    перинатологии /Под ред. Шабалова Н.П. и
    Цвелева Ю.В. М. «МЕДпресс-Информ»,

  7. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации.-Москва.-2011, -68с.

  8. Воробьев
    А.С.Дифференциальная диагностика желтух
    новорожденных.- Педиатрия.1981. 7.
    С.71.

  9. Маркова
    И.В., Шабалов Н.П. Клиническая фармакология
    новорожденных.- Руководство.-
    Санкт-Петербург.-1993.- С.374

  10. Шмаков
    А.Н., Кохно В.Н. Критические состояния
    новорожденных (технология дистанционного
    консультирования и эвакуации).
    –Новосибирск. -2007. -С.165

  11. Протокол
    диагностики и лечения гипербилирубинемии
    у новорожденных детей. Российская
    ассоциация специалистов перинатальной
    медицины, Москва, 2006, 25с.

  12. Папаян
    А.В., Стяжкина И.С. Неонатальная нефрология:
    Руководство. Спутник врача. – СПб.:
    Питер, 2002. – 434 с.

Читайте также:  Как правильно делать массаж ребенку при пневмонии

Дополнительная
литература

  1. Байбарина
    Е.Н., Буркова А.С., Евтеева Н.В. Острая
    почечная недостаточность у новорожденных:
    стандарты диагностики и лечения: Пособие
    для врачей. – М.: Сфера, 2000. – 32 с.

  2. Инфекционные
    болезни у детей. Под ред. Д. Марри. 2006. –
    928 с.

  3. Клиническая
    фармакология по Гудману и Гилману в 4
    книгах. Под общей редакцией А.Г. Гилмана.
    2006

  4. Клинические
    рекомендации по детской кардиологии
    и ревматологии (под редакцией проф.
    М.А. Школьниковой, проф. Е.И. Алексеевой).
    Москва, 2011. – 512 с.

  5. Питание
    матери и ребенка. – Каталог-справочник
    для педиатров и специалистов по детскому
    питанию.- М, 2008 г.-144 с.

  6. Желтухи
    новорожденных и детей 1-го года жизни.
    Клиника, диагностика и лечение. Анохин
    В.А., Хаертынов Х.С., Волянюк Е.В. Казань,
    Изд-во МНФ «Паравитта», 2010. 118с.

  7. Внутриутробные
    инфекции. Учебное пособие. Анохин В.А.,
    Хаертынов Х.С., Хасанова Г.Р. Казань,
    2010.

  8. Синдром
    дыхательных расстройств у новорожденных
    детей. Учебно-методическое пособие.
    Габитова Н.Х. Казань, КГМУ, 2010.

  9. Заболевания
    печени и желчевыделительной системы.
    В. Герок, Х.Е. Блюм. Под общ. ред. Ивашкина
    В.Т., Шептулина А.А. М.: Медпресс-информ,
    2009.

  10. Неонатальная
    эндокринология. Под ред. Кравец Я.Б.
    Томск, 2005. 215с.

  11. Страчунский
    Л.С., Белоусов Ю.Б., Козлов С.Н.
    Антибактериальная терапия. Практическое
    руководство. Москва, Полимаг, 2000,
    461
    с.

  12. Козлов
    В.К. Сепсис: этиология, иммунопатогенез,
    концепция современной иммунотерапии.
    – СПб.: Диалект, 2006. –304 с.

  13. Классификация
    заболеваний детей периода новорожденности.
    Фазлеева Л.К., Белова Н.А., Жданова С.И.
    Методическое пособие. Казань, 2011, 95с.

  14. Гипоксия
    плода и асфиксия новорожденных. Булатов
    В.П., Полякова О.И., Белова Н.А. Методическое
    пособие. Казань, КГМУ, 2010, 76 с.

  15. Недоношенные
    дети. Булатов В.П., Фазлеева Л.К., Полякова
    О.И., Вахитова Л.Ф., Белова Н.А. Методическое
    пособие. Казань КГМУ, 2011, 100 с.

  16. Ледяев
    М.Я. и др. Общие вопросы неонатологии
    и перинатологии. – Волгоград, – 2003, – 53
    с.

Кардиология

Основная
литература

  1. Баранов
    А.А., Баженова Л.К. Детская ревматология:
    Руководство для врачей. – М.: Медицина,
    2002. – 336 с.

  2. Детская
    кардиология. Под ред. Дж. Хоффмана. 2006.
    – 543 с.

  3. Кардиология:
    национальное руководство / Под ред.
    Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. 2008. –
    1232 с.

  4. Лабораторные
    и инструментальные исследования в
    диагностике: справочник / под ред. В.Н.
    Титова. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. – 960 с.

  5. Лекции
    по кардиологии детского возраста.
    И.В.Леонтьева. Москва 2005г. 535с.

  6. Алексеева
    Е.И., Литвицкий П.Ф. Ювенильный ревматоидный
    артрит. Руководство для врачей,
    преподавателей, научных сотрудников.
    М.- «ВЕДИ», 2007, – 359 с.

Дополнительная
литература

  1. Клинические
    рекомендации по детской кардиологии
    и ревматологии (под редакцией проф.
    М.А. Школьниковой, проф. Е.И. Алексеевой).
    Москва, 2011. – 512 с.

  2. Хроническая
    сердечная недостаточность. Избранные
    лекции по кардиологии. М.: «ГЭОТАР-Медиа»,
    2006, – 428 с.

  3. Антимикробная
    терапия. Карманный справочник. Дж.
    Бартлетт. 2006. – 360 с.

  4. Клиническая
    фармакология по Гудману и Гилману в 4
    книгах. Под общей редакцией А.Г. Гилмана.
    2006

  5. Клиническая
    эхокардиография. Н. Шиллер, М.А. Осипов.
    2-е издание, исправленное и дополненное.
    2005. – 344 с.

  6. Страчунский
    Л.С., Белоусов Ю.Б., Козлов С.Н.
    Антибактериальная терапия. Практическое
    руководство. Москва, Полимаг, 2000,
    461
    с.

  7. Школьникова
    М.А. Жизнеугрожаемые нарушения ритма.
    Методическое пособие для врачей. Москва,
    2008, –
    118с.

Пульмонология

Основная
литература

Соседние файлы в папке Педиатрия_2

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Эффективное лечение внебольничной пневмонии у детей

Очень часто такое серьёзное заболевание, как воспаление лёгких, многие люди переносят на ногах, стараясь не попадать в условия больницы, однако не все знают, как опасна внебольничная пневмония, симптомы у детей связаны с тяжёлой интоксикацией, астенией и недостаточной дыхательной функцией. Это серьёзный удар по здоровью и возможность неприятных последствий для ребёнка. Такую болезнь надо вовремя выявлять и не оставлять без внимания.

Чем вызвано заболевание

Болезнь лёгких начинает развиваться у детей после попадания инфекции, которая распространяется воздушным путём и может застигнуть ребёнка на улице, в детском, дошкольном или школьном учреждении, в любом общественном месте.

Пневмония, чаще всего, возникает в нижних отделах дыхательной системы, бывает односторонней, но может охватывать и оба лёгких. Особенно ей подвержены дошкольники и люди преклонного возраста. Обе эти категории обладают уязвимым иммунитетом, поэтому входят в группу риска.

У маленьких ребятишек бронхи и трахея намного уже, чем у взрослого – из-за этого, бронхиальный секрет может задерживаться, вызывая застойные явления, приводящие к воспалительному процессу. Кроме того, у детей недостаточно развиты мышцы дыхательных органов. Болезнь может протекать в острой форме и тогда требуется около месяца, чтобы полностью вылечить эту хворь. Если необходимая терапия не предпринята вовремя, заболевание переходит в хроническую форму, что значительно усугубляет состояние малыша и грозит осложнениями.

Рекомендуем: Как быстро сбить высокую температуру у ребенка?

Возбудители, провоцирующие воспаление, это гноеродные бактерии – стафилококки, стрептококки, а также палочка Пфейфера (палочка инфлюэнцы), клебсиелла из семейства энтеробактерий. Кроме того, причиной поражения легких могут стать и другие патогенные микроорганизмы – микоплазмы, аденовирусы, хламидии.

В детский организм инфекция попадает:

  • от носителя болезни;
  • через ранки и ссадины гематогенным путём;
  • при открытой ране груди;
  • при проглатывании микробов.

Факторы, которые этому способствуют:

  • ослабленное состояние иммунной системы;
  • долгое пребывание на холодном воздухе, переохлаждение;
  • недостаточная гигиена рта и носоглотки;
  • хроническая инфекция дыхательной системы;
  • нарушение обмена веществ;
  • эпидемии в местах регулярного пребывания детей.

Усугубляющим фактором может стать и скудный рацион ребёнка, наличие у него авитаминоза, дефицита полезных микроэлементов и витаминов. Не последнюю роль играют и переживания, стрессовые ситуации дома и в школе, которые могут ухудшить самочувствие малыша.

Читайте также:  Пневмония у пожилого человека лечение

Видео: Воспаление лёгких — Школа доктора Комаровского

Внебольничная пневмония: симптомы у детей

Воспаление лёгких у детишек протекает особенно остро, из-за того, что иммунитет ещё не способен бороться с патогенной флорой в полную силу.

Основные признаки заболевания:

  1. Повышение температуры, которое вызывает озноб, вялость и слабость у детей. Очень часто на этом фоне появляется головная боль, ломота в суставах и мышцах. У малышей болит даже грудная клетка.
  2. Сопровождающим симптомом может стать герпетическая сыпь на теле. Высыпания способны проявиться и на губах у ребёнка.
  3. Из-за ухудшения состояния дети отказываются от приёма пищи. Изредка пневмонии сопутствует расстройство стула у грудных младенцев.
  4. Нарушается работа потовых желез. Поэтому они усиленно синтезируют секрецию.
  5. Поскольку воспалительный процесс приводит к образованию скопления гноя в тканях бронхов и лёгочных альвеолах, часто одним из симптомов становится кашель. Это говорит о том, что поражены лёгкие. Сначала приступы кашля сухие и непродуктивные, но со временем появляется и секреция слизи.
  6. Ещё одним признаком пневмонии является одышка и дыхание, затруднённое из-за содержимого бронхов. При этом болевой синдром в груди проявляется при вдыхании воздуха.
  7. Если началось осложнение, у ребёнка случаются обморочные состояния и даже потеря сознания. Он плохо ориентируется в пространстве и не может адекватно координировать свои движения.

При диагнозе внебольничная пневмония, симптомы у детей могут отличаться от признаков болезни у взрослых. При тотальном, распространяющемся воспалении к перечисленным проявлениям добавляется тошнота, понос, падение давления, поэтому ребёнок должен находиться под постоянным наблюдением докторов.

Рекомендуем: Что делать если не проходит кашель у ребенка?

Что касается пневмонии без температуры, у детей это явление тоже встречается и опасно тем, что помимо жара нет и признаков кашля. Получается, что определить заболевание правильно бывает довольно сложно. Если дошкольник хоть как-то может объяснить, что у него болит, то маленький ребёнок не сможет дать такой информации своим родителям. Вот почему так опасен внегоспитальный вид воспаления дыхательных органов у грудничков, в ряде случаев при позднем обращении ребёнок всё равно может погибнуть.

Взрослым следует запомнить, что определить пневмонию у малыша можно по неестественному румянцу на бледном личике, типичным розовато-красным пятнышкам в области щёк. Дыханию у детей, при этом, сопутствует одышка и характерный свист.

Когда есть подозрение, что обнаруженная патология – внебольничная пневмония, лечение у детей в домашних условиях должно проходить по всем правилам и требованиям педиатра и под его периодическим контролем.

Признаки заболевания

Один из признаков воспаления лёгких — повышение температуры, которое вызывает озноб, вялость и слабость у детей.

Внебольничная пневмония: лечение у детей в домашних условиях

Перед лечением врач должен осмотреть ребёнка – синие губки, бледность, изменения в функции дыхания, кашель и другие симптомы уже могут натолкнуть специалиста на мысль о наличии пневмонии.

Основные обследования, которые проводятся для уточнения диагноза:

  • рентгеновское исследование состояния лёгочной системы;
  • фибробронхоскопия – эндоскопический метод диагностики бронхов;
  • анализы крови – общий и биохимический;
  • изучение образца мокроты;
  • тестирование газообмена в лёгких;
  • анализы мочи на антигены;
  • сывороточная реакция на чужеродные белки методом серодиагностики.

Дополнительно используется компьютерная и магнитно-резонансная томография, полимеразная реакция – способ сканирования инфекционных микроорганизмов с помощью молекулярной биологии.

Кроме того, проводится дифференциальная диагностика с целью исключить такие заболевания, как туберкулёз, тромбоэмболию, онкологические новообразования, сердечную недостаточность.

Когда диагностирована внебольничная пневмония, лечение у детей в домашних условиях может проводиться, если очаг воспаления небольшой, а ребёнку больше чем три года. Детям до трёх лет показано обязательное помещение в стационар, поскольку терапия болезни комплексная и сочетает разные способы воздействия.

Рекомендуем: Внебольничная пневмония у взрослых: симптомы и лечение

Другие показания к госпитализации:

  • хроническая форма воспаления лёгких;
  • нарушения кровообращения;
  • у грудных детей – пороки внутриутробного развития;
  • риск осложнений.

Сюда можно отнести и неблагоприятные условия жизни маленького пациента.

При лёгком течении болезни лечение может проходить дома, но это не отменяет приёма некоторых эффективных препаратов и указаний доктора.

Домашняя терапия включает:

  1. Приём антибиотиков – это средства широкого спектра действия (Супракс, Суммад, Цефтриаксон), которые должны быть выбраны врачом индивидуально после изучения лабораторных анализов. Такие препараты должны приниматься в сочетании с пребиотиками, так как угнетают кишечную флору детского организма и имеют другие побочные действия.
  2. Лечение по основным симптомам предусматривает бронхолитические средства, способные снять спазмы органа (Эуфиллин, Эфедрин), муколитики – АЦЦ 100, Бромгексин, для снятия температуры – Панадол, Парацетамол, противоаллергические средства – Супрастин, Зиртек.
  3. Дома детям можно делать ингаляции, используя Пульмикорт, Беродуал, отхаркивающие средства на основе морской воды и травяных настоев. Полезен массаж грудной клетки.

Домашняя терапия

Дома детям можно делать ингаляции, используя Пульмикорт.

Папам и мамам следует иметь в виду, что при некоторых видах внегоспитальной пневмонии физиопроцедуры не желательны, поэтому проводить такие мероприятия можно только с разрешения специалиста.

Поскольку особую угрозу представляет внебольничная пневмония, симптомы у детей должны быть тщательно изучены родителями и детским доктором. Впредь, желательно, своевременно проводить вакцинацию, приучать детей к дыхательной гимнастике, являющейся отличным способом профилактики этого заболевания.

Автор Куделя Лариса

Все статьи проходят обязательную проверку практикующими врачами.

Гомзарь Анастасия Сергеевна
терапевт. Стаж более 20 лет Образование: ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный медицинский университет

Источник