Урок обж оказание первой помощи при ожогах

Урок обж оказание первой помощи при ожогах thumbnail

Тема: «Первая помощь при ожогах»

Цель: Изучить правила и способы оказания первой медицинской помощи при различных видах ожогов.

Вопросы:

  1. Виды и степени ожогов.
  2. Оказание первой помощи пострадавшему при ожоге.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Ожоги – это повреждения, вызванные термическим действием высокой температуры (пламя,  горячий пар, кипяток).

Термические ожоги возникают чаще всего в быту при пользовании неисправными нагревательными приборами, но они могут носить и массовый характер, например при пожарах, катастрофах, авариях.

Особенно опасны ожоги,  нанесенные открытым пламенем, когда поражаются верхние дыхательные пути и значительная часть тела. Чем обширнее ожог, тем тяжелее общее состояние пострадавшего и хуже прогноз.

Виды ожогов                                                    Причины ожогов

Термические ожоги                     Пламя. Контакт с горячими предметами. Трение (например,  ожоги от                                                    веревок), пар, горячие жидкости.

Химические ожоги

                                                  Промышленные химические вещества, включающие пары и газ.                                                           Химикаты домашнего употребления,  такие как растворители,                                                             различные чистящие вещества, отбеливатели.

Электрические ожоги                 Ток низкого напряжения в электрических приборах. Разряды молнии.

Лучевые ожоги                           Солнечный ожог. Длительное пребывание под ультрафиолетовой                                                        лампой.

Термические ожоги

Термический ожог – это повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры (огня, кипятка, пламя, раскаленного утюга).

Основные причины ожогов:

  • Шалость с огнем;
  • Небрежное поведение на кухне, при курении, у костра;
  • Чаще случаются ожоги рук, ног и глаз, реже – туловища и головы.

Тяжесть ожогов зависит от высоты, длительности воздействия, от площади и глубины повреждения тела, а также от возраста пострадавшего ( у ребенка она максимальная). Чем обширнее ожог, тем глубже повреждение тканей, тем большую опасность он представляет для жизни человека.  При  больших по площади ожогов происходит опасное для жизни обезвоживание организма.

Правила определения ожога:

  • Поверхность головы и шеи- 9%
  • Рука- 9%
  • Грудь и живот – 9%
  • Нога – 18%

Когда площадь поражений кожи  превышает 10% следует ожидать развития ожогового шока.

Степени ожогов:

Ожог 1 степени проявляется покраснением кожи, ощущением незначительной боли.

Ожог 2 степени характеризуется сильной болью, интенсивным покраснением кожи с образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью.

При ожоге 3 степени место ожога выглядит как обнаженная рана.

4 степень ожога (обугливание)- самая тяжелая форма ожога, при которой повреждается кожа, мышцы, сухожилия, кости.

Как действовать при ожогах или в случае опасности их получить?

Оказание первой мед. помощи начинается с тушения воспламенившейся одежды.  С этой целью пострадавшего нужно облить водой, а если воды нет набросить на него одеяло, пальто, чтобы прекратить доступ кислорода.

  • Если загорелась одежда, надо погасить пламя или быстро скинуть ее. Чтобы не травмировать пострадавшего, нельзя пламя сбивать, нужно укутать горящего несинтетической плотной тканью, чтобы прекратить доступ кислорода к огню и таким образом потушить его.
  • Нельзя бежать в горящей одежде: огонь только усилится.

Что категорически нельзя делать при ожогах !

  • Сдирать с поврежденной кожи одежду;
  • Вскрывать пузыри и отслаивать кожу;
  • Обрабатывать рану на месте лопнувшего пузыря йодом, зеленкой и другим спиртосодержащими растворами;
  • Накладывать на ожоги бактерицидный пластырь;
  • Смазывать место кремами и жирами, мазями (кроме специальных),   посыпать мукой и крахмалом.
  1. Вопрос.

Оказания первой помощи при термических ожогах.

При ожогах 1 степени. Приложить на место ожога холод или подставить под струю холодной воды на 5-10 минут. Обожженную поверхность спиртом, водкой.

При ожогах 2- 4 степени. Обработать ожоговую поверхность пенообразующими аэрозолями или накрыть стерильной простыней, поверх которой положить пузыри со льдом или пакеты со снегом, холодной водой.

Дать пострадавшему 1-2 таблетки анальгина.

Вызвать «скорую помощь».

Предложить пострадавшему обильное питье (теплый чай, минеральная вода и др.)
 

Химические ожоги.  Возникают при попадании на кожу и слизистые оболочки концентрированных кислот (соляной, серной, азотной, уксусной и щелочей (едкий калий и едкий натр, негашеная известь).

Как правило, эти ожоги серьезны, и требуют специализированной медицинской помощи.

Важно выяснить и записать название вещества, вызвавшего ожог.

Первая помощь при химическом ожоге.

  • При ожогах кожи кислотой нужно промыть пораженное место водой (10-15 минут), наложить примочку с раствором питьевой соды из расчета: 1 чайная ложка соды на 1 стакан воды.
  • При ожогах кожи щелочами также промыть пораженное место водой, сделать примочки с раствором борной или лимонной кислоты (1 чайная ложка кислоты на стакан воды) или раствором столового уксуса (1:1).

Ожог негашеной известью.

  • Если на кожу попадает негашеная известь, ни в коем случае нельзя допускать ее соприкосновение с влагой, так как произойдет бурная химическая реакция, усиливающая травму.
  • Удаление извести и обработку кожи производят растительным маслом. На поврежденный участок накладывают стерильную повязку.

Химически ожоги глаза.

  1. Держите пораженный глаз под тонкой струей воды по крайней  мере 10 минут. Проследите за тем, чтобы были тщательно промыты оба века.
  2. Если глаз плотно закрыт, осторожно, разомкните веки. Следите за тем, чтобы зараженная вода не попала на здоровый глаз.
  3. Наложите повязку на глаз.
  4. Госпитализируйте пострадавшего

Закрепление пройденного материала.

Тест по теме: Термические ожоги и ПМП.

1.Что означает понятие «термический ожог»?

А) повреждение тканей тела, вызванное воздействием низкой температуры; Б)воздействие на кожу солнечных лучей, кислот и щелочей; В)повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры.

2.Основными причинами ожогов являются:

А) небрежное поведение на кухне, шалости с огнем, у костра, тушение пожара, спешка и невнимательность при обращении с нагретыми или раскаленными предметами;

Б) ссора с соседями, пожар в соседнем доме,

В) укус собаки, отравление угарным газом, удар грома;

3.Какой ожог поверхности тела может закончиться смертью?

А) ½; Б) 1/3; В) ¼.

4.Сколько степеней ожогов существует?

А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.

5.Какими признаки появляются на поверхности кожи при ожоге второй степени?

А) образуются волдыри (пузыри с жидкостью);

Б) покраснела кожа на месте ожога;

В) видна обнаженная рана.

6.Как выглядит на поверхности кожи ожог третьей степени?

А) покраснела кожа на месте ожога;

Б) образуются волдыри;

В) обнаженная рана;

Г) произошло обугливание и пахнет жареным мясом.

7. Как рекомендуется стаскивать, или отдирать одежду, нижнее белье или обувь, если они «приварились» к поверхности?

А) сначала рукава, потом остальную часть;

Б) разрезать на части;

В) ничего не трогать до приезда скорой помощи.

8.Что рекомендуется проделать в первую очередь для уменьшения боли при ожогах первой степени?

А) обожженное место завернуть в чистую ткань, подставить под струю холодной воды на 10-15 минут;

Б) выпить обезболивающую таблетку;

В) приложить лед или снег, повязку пропитанную спиртом;

Г) засунуть обожженную часть в морозильную камеру.

9.Как следует поступать при тяжелых ожогах (3-й и 4-й степени) для предотвращения ожогового шока?

А) дать выпить обезболивающее средство с горячим чаем, или минеральной водой, уложить спать, позвонить по телефону «03»;

Б) освободить пострадавшего от одежды, дать выпить обезболивающее средство, придать телу удобное положение, обеспечить обильным питьем.

10.При ожогах категорически нельзя делать:

А) давать пострадавшему обильное питье, обезболивающие таблетки, разрезать одежду и обувь, отслаивать кожу, раздевать пострадавшего, обрабатывать раны различными животными жирами;

Б) отрывать одежду от тела, вскрывать волдыри, обрабатывать раны различными мазями и посыпать порошками, накладывать на ожог лейкопластырь;

В) отрывать часть одежды вместе с кожей, придавать обожженной части удобное положение, давать обезболивающее средство, транспортировать пострадавшего в медицинское учреждение, обрабатывать место ожога различными мазями и порошками.

Рефлексия.

Что вы изучили сегодня на уроке?

Что узнали нового?

Итог урока.  Оценки за урок, Д/з. Составить конспект по теме: ««Первая помощь при ожогах».

Просмотр содержимого документа

«План конспект по ОБЖ на тему: “Первая помощь при ожогах”»

Источник

Технологическая карта урока ОБЖ 6 класс

Познакомить учащихся с понятиями «Ожог», с причинами и видами . Познакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при ожогах.

Развивающие

  • способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;

  • развивать логическое мышление, творческие способности у школьников;

развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку

Воспитывающие

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;

  • воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;

продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

Предметные

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

  • владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии

Основные термины и понятия

«Ожог», «Термические ожоги», «Химические ожоги», «Лучевые ожоги», «Электрические ожоги»

Оборудование и ресурсы:

компьютер, презентация, видеофрагменты, раздаточный материал.

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа в группах

этапы урока задача этапа

деятельность учителя

деятельность

обучающихся

. Организационный момент(мотивация кучебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, я всем вам говорю это слово, потому что желаю всем здоровья. А чтобы быть здоровым, нужно знать и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации.
– Присаживайтесь

Психологический настрой обучающихся на работу.

– Ребята, прошу вас настроиться на плодотворную работу. Я уверена, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения.
– Начнём наш урок с небольшого пожелания!

-Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно!

– Ребята проверьте все ли у вас готово к уроку…

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация знаний .

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

– Ребята,скажите пожалуйста , какой раздел мы сейчас изучаем?(Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.)

– Верно. С какими темами мы познакомились? (средства оказания первой медицинской помощи; правила оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей)

-Верно. А сейчас возьмите карточки с тестовым заданием подпишите и начинайте выполнять..

(как только закончили выполнять проводится взаимо проверка и выставление оценок, проверяются работы по правильным ответам на слайде №2)/

– Сдали работы

Выполняют проверочную работ.

Проверяют работы (взаимопроверка)

Оценивают работы по критериям, которые показаны на слайде№2

III. Мотивация (создание проблемной ситуации) и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

– Ребята, а сейчас попрошу вашего внимания на экран (просмотр фильма) слайде №3

– Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

(высказывание ребят)

– Ребята, давайте попробуем определить тему и цель урока.

Тема урока: «Ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах». слайде №4
Запишем в тетради.

– А как вы думаете какие вопросы затронем сегодня на уроке?(Ребята отвечают)

– Итак мы должны выполнить следующие задачи:

  • 1.определение :

термина «ожог»;

  • причин ожогов;

  • видов ожогов;

  • классификация ожогов по степени поражения ткани;

  • изучить приемы оказания первой медицинской помощи при ожогах.

Просмотр фильма

Отвечают на вопросы учителя

Определяют тему урока.

Записывают в тетради.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

IV. Основной этап «Открытие нового знания»(Изучение новой темы)

Задача этапа:Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Слайд6

– Посмотрите внимательно на картинки и попробуйте дать определение термину ожог…(учащиеся говорят свои предложения)

– А сейчас я вам предлагаю выполнить задание под названием «Путаница»

На столе лежат листочки с заданием

Учащиеся выполняют задание, а затем зачитываю полученное предложение.

Термин выводится на экране слайд№7

Работа в парах

– Ребята возьмите карточку с картинками, работая в парах вы должны все картинки распределить по группам по каким общим признакам ,стрелками показываете к какой группе относится та или иная картинка.(ребята работают)

Обсуждение выполненной работы

– А сейчас я предлагаю выполнить задание «Не ошибись»

– Для этого возьмите карточку с этим заданием, работать так же будете по парам у вас должно получиться 4 словосочетания. (выполняют задание)
– ребята, как вы думаете что это за словосочетания? (виды ожогов

Соотносим полученные словосочетания группам картинок

Подводим итог на слайде№8

– Для следующей работы я попрошу вас сесть группами .каждая группа получит свое задание. Ваша задача проработать информацию выбрать главное и предоставить ее остальным (работают 2 мин)

– Слово предоставляется первой группе …. И тд.(характеристика степени ожога сопровождается показом слайда)во время выступления учащиеся заполняют таблицу Классификация ожогов по степени поражения тканей
(таблицы получили в начале урока)

Физминутка

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
 (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. 
  (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! 
   (Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем
Ноги выше поднимаем. 
  (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. 
  (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт. 
 (Дети садятся за парты.)

– Сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотр еще одного фильма , в котором будет идти речь о первой медицинской помощи при ожогах. (просмотр фильма) слайде №14

– обсуждение фильма

Помощь до приезда врача:

– убедиться что не чего не угрожает пострадавшему

– остудить под прохладной водой 10-15 мин
– наложить стерильную повязку или максимально чистую
обезболить
-снять стесняющую одежду ремень кольцо
нельзя делать;
– Прикладывать лед
– смазывать маслом
– прикладывать вату
– отрывать одежду

Мед.помощь:
– ожог большой площади
– ожог 3 степени
– дети пожилые люди
– глаза дыхательные пути слизистые

Рассуждают, отвечают на вопросы

Записывают понятие и определение

Работа в парах , определяют виды ожогов

Работают в группах

Отвечает один представитель группы

Разминаются

Просмотр фильма

Обсуждение фильма
Рассуждают, отвечают на вопросы

V. Закрепление материала методом практической работы.(Решение ситуационных задач)

– как оказать доврачебную помощь, если травма произошла? …

– предлагаю решить ситуационную задачу – готовы?

Задача 1

1. Ситуация на кухне. Папа по рассеянности взялся рукой за горячую сковородку. На его правой руке появились покраснение и отечность кожи.

Окажите папе первую медицинскую помощь.-

время на обсуждение 2 минуты.

– время закончилось.

– какие приемы первой помощи вы использовали?

– Молодцы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

VI. Рефлексия и оценивание.

Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

Работа с картами самооценки

слайде №15

Какова была тема урока?

Сегодня я узнал…

Выполнены задачи урока

– Спасибо за работу на уроке. Все вы очень хорошо работали.

И заключительный момент нашего урока: оцените свою работу на уроке по карте сомооценки .

Заполните карту самооценки и самоконтроля.
сдайте мне карты самооценки

– Урок окончен до свидания.

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Оценивают свою деятельность на уроке.(заполняют карту самооценки)

Сдают карты самооценки

Источник

Конспект урока

Тема урока:  «Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах .»

Цели урока:  познакомить учащихся со степенями ожогов, овладеть приемами оказания помощи при ожогах .

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Объяснение нового материала.

I. При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые обо лочки возникают радиационные ожоги. (слайд 3)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тка ней различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (слайд 4—7  )

1  степень – на пораженном участке возникают покраснение и бо лезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо ос вободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко из лечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень – на обожженном месте появляются волдыри, заполнен ные тканевой жидкостью.

3  степень – происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень – обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице. 

Ока зывается, наш “второй хлеб”, наша “палочка-выручалочка” в домашнем меню, любимая наша картошка – еще и чудодейственное лекарство от ожогов. Если ребенок перегрелся на солнце, возьмите пару картофелин, натрите их на мелкой терке и мажьте тонким слоем обгоревшие места. Ес ли ожоги не солнечные, а более тяжелые, прикладывайте к обожженному месту чистые тряпочки, смазанные густым слоем картофельной массы, периодически меняя ее на свежеприготовленную. Эффективно лечит ожоги также настойка крапивы, ее нужно приготовить заранее и держать дома на всякий случай. Итак, собираем и измельчаем свежую траву жгучей крапи вы: один стакан на 0,5 л водки, настаиваем 2 месяца. Если понадобится, смачиваем в этой настойке кусок чистого бинта и прикладываем к месту ожога.

Для излечения даже самых тяжелых ожогов будет достаточно 3-4 повязок из такого снадобья: хорошо прокипяченных вместе со 100 г ело вой живицы столько же свиного сала и пчелиного воска. Ожог сначала нужно промыть известковой водой (столовая ложка негашеной извести на литр кипяченой воды), а затем наложить повязку с приготовленной мазью.

И еще одно народное средство от ожога: кашица из свежего калан хоэ, предварительно чисто вымытого и тщательно размятого. Она снимает боль, способствует быстрому заживанию.

Размеры ожоговой поверхности выражают в процентах от общей поверхности кожного покрова.

Для взрослых поверхность головы и шеи принимают равной 9% (от всей поверхности тела), поверхность одной верхней конечности – 9%, по верхность груди и живота – 18%, задняя поверхность туловища – 18%, по верхность одной нижней конечности – 18%, поверхность промежности и наружных половых органов -1%.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая бо лезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нару шением в организме процессов водного и солевого обмена, часто ослож няется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи: (слайд 8)

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пора женного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее во круг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности ру ками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

Чего категорически нельзя делать при ожогах: (слайд 9 )

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополни тельный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и уси лить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специ альных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

Закрепление изученного материала 

(слайд 10 )

Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.

По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защища ет ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на пу тях его распространения.

По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызван ный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

Источник