Термические ожоги у детей курсовая работа

Термические ожоги у детей курсовая работа thumbnail

Содержание

Введение
……………………………………………………………………………..3

Глава 1
Анализ теоретических источников……………………………………….6

1.1.История
…………………………………………………………………………..6

1.2Классификация 
и стадии …………………………………………………………7

    1. Определение ожоговой площади ………………………………………………10
    2. Основные клинические проявления ожогов …………………………………11
    3. Лечение …………………………………………………………………………15
    4. Кожная пластика при лечении ожогов ……………………………………….22
    5. Реабилитация …………………………………………………………………..26
    6. Питание ………………………………………………………………………..27
    7. Осложнения после ожогов …………………………………………………….29

Глава 2Сестринский
уход при ожогах и отморожениях ………………………..33

2.1 Сестринский 
уход при ожогах…………………………………………………33

2.2. Перевязки при ожогах …………………………………………………………34

2.3. Сестринский 
уход при отморожениях ……………………………………….40

Глава 3 Практическое
осуществление ухода за пациентом с термическими
поражениями кожи…………………………………………………………………44

Заключение
…………………………………………………………………………54

Список
литературы …………………………………………………………………55

Приложения
…………………………………………………………………………

Введение

Обморожение— повреждение тканей организма под воздействием
низки температур. Нередко сопровождается
общим переохлаждением организма и особенно
часто затрагивает выступающие части
тела, такие как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног. Распространяется
от более удаленных областей (кончиков) органов к менее удалённым.

Ожоги — одно из самых распространённых
в мире травматических поражений. Наука,
изучающая, ожоговую медицину называется
комбустиология– это сравнительно молодая
отрасль, которая изучает тяжёлые ожоговые поражения и связанные с ними патологические
состояния. По количеству смертельных
исходов ожоги уступают только травмам,
полученным в автомобильных авариях. Лечение
ожогов — трудное и многоплановое мероприятие:
термические повреждения — одни из самых
опасных, они приводят к разрушению сложных белков, что являются основой клеток и тканей. Любое
тепловое воздействие, превышающее 45°С
и длящееся свыше 1 мин, ведет к перегреванию
и гибели клеток в результате денатурации
белка, инактивации ферментов, паралича
тканевого дыхания и других метаболических
нарушений. При этом гипертермия в тканях
продолжается и даже усиливается, после
прекращения действия термофактора. Термические
поражения занимают 3-е место среди других
повреждений тела человека.

Мой выбор темы выпускной квалификационной
работы остановился на термических поражениях,
в связи с глобальностью этой проблемы
среди населения. Проблема лечения ожогов
и обморожений имела место в течение всего
времени существования цивилизации. С
ростом медицинских знаний увеличивалась
специализация, что закономерно привело
к тому, что появились специалисты, занимающиеся
травмами, связанными с термическими поражениями
тела.

Наибольший интерес в выбранной мной
теме у меня вызвали травмы связанные
с воздействием высоких температур на
тело человека. Поэтому я решила акцентировать
на них своё внимание

Я заинтересовалась темой ожогов, потому
что каждый человек ежедневно подвергает
себя опасности получить данную травму,
независимо от возраста, социального положения
и национальности.

Меня заинтересовала
актуальность проблемы термических поражений.
Ведь особенно в весенне – летний  период
люди подвергаются ожогам. Это период
обострения термических травм, так как
жаркие дни ведут население в лес на шашлыки.
Оттуда и появляется всплеск пациентов
в ожоговых отделениях лечебных учреждений.

В настоящее
время больные с ожогами составляют от
5% до 12% среди всех пострадавшихот травм.

При
глубоких ожогах более 30% поверхности тела погибает
до 90-95% пострадавших, а ожоги свыше 40% поверхности
тела считаются несовместимыми с жизнью. Средняя продолжительность
лечения больных с глубокими ожогами составляет
от 68,4 до 141,5 койка – дней. Из-за развившихся осложнений в виде рубцовых контрактур
и осложнений со стороны внутренних органов
2,3-1% больных становятся инвалидами, а
35-40% больных с глубокими ожогами нуждаются
в дальнейших реконструктивно-восстановительных
операциях. Более трети больных этой группы
являются лицами трудоспособного возраста,
что определяет социально-экономическую

значимость решения данной проблемы.

В связи
с выше изложенным, совершенствование
существующих, разработка новых, научно
обоснованных подходов к организации
лечения и выхаживания пациентов с обширными и глубокими, 
ожогами является одной из важнейших задач
науки и практики здравоохранения. Важность
этого вопроса связана и с тем, что процесс
выздоровления тяжело обожженных в конечном
итоге зависит от того, насколько согласованны
и профессиональны совместные действия
врачей и медицинских сестёр. В работе
по достижению одной общей цели – сохранению
жизни, снижению инвалидизации пострадавших, врачи и медицинские сестры решают
свои специфичные задачи. Первоочередной
задачей для врачебного персонала является максимально
скорое восстановление утраченного кожного покрова, выведение из ожогового шока, восстановление нарушенного
гомеостаза, устранение раневой инфекции.

Сестринский персонал ожоговых отделений
обеспечивает вторую составляющую лечебного процесса – организацию оптимальных
условий внешней среды пациента, оценку
его проблем, осуществляет планирование
ухода, выполнение назначений врача. Роль медицинской сестры значительно
изменяется в настоящее время, особенно
в специализированных отделениях.

Сестринский
персонал должен не только обладать такими
добродетелями как – доброта, аккуратность,
отзывчивость, трудолюбие, сострадание,
которые вкладывались в понятие, «сестра
милосердия». Сестра должна иметь интеллект,
организаторские способности, творческое
мышление, профессиональную компетентность.

Цели и задачи моего исследования заключаются
в разработке и осуществлении адекватного
ухода за пациентами с различными термическими
поражениями, плана сестринских зависимых
и независимых вмешательств. Составление
рекомендаций по профилактике послеожоговых
осложнений.

Объектами моего исследования
послужили пациенты страционара хирургической
больницы – ожогового отделения. На протяжении
некоторого времени я наблюдала  и принимала
участие в сестринском уходе за пострадавшими
от различныхтермическихпоражений. Я
проследила за динамикой заживления и
восстановления тканей на ожоговой поверхности,
уделила значительное внимание адекватности
ухода за раневыми поверхностями, стерильности
рабочего места, перевязочного материала
и используемых инструментов. Так же обратила
внимание на индивидуальный подход к каждому
пациенту, взаимодействие медицинской
сестры с врачом и его назначениями.

Глава 1 Анализ теоретических
источников

1.1.История

В русскоязычной медицинской литературе
выделяется раздел ожоговой медицины
— комбустиология, изучающий ожоги и
связанные с ними медицинские аспекты.
В постсоветских странах существует специализация
врачей по лечению ожогов; таких специалистов
называют комбустиологами.

История:

Ожоги сопутствуют человеку
с незапамятных времен. История их лечения
имеет многовековую давность. Огромный
период времени был посвящен только накоплению
опыта и эмпирическому применению различных
местных средств.

На Руси с давних времен использовали
для лечения ожоговых ран лечебные свойства
различных растений.

Только на рубеже XVII—XVIII
столетий сложилось принципиально правильное
представление об изменениях, происходящих
на обожженном участке. Эта заслуга принадлежит
немецкому хирургу В. Гильданусу, который
в 1607 г. впервые опубликовал классификацию
ожогов по глубине, разделив их на 3 степени.
Однако эти наблюдения никак не повлияли
на способы лечения ожогов. По-прежнему
весь акцент делался на местные средства.
Ни одно из огромного арсенала применявшихся
средств не могло восстановить утраченного
кожного покрова. Раны заживали очень
длительно; наблюдались случаи развития
злокачественных опухолей на месте постоянно
изъязвляющихся рубцов; летальность при
ожогах оставалась очень высокой. Лишь
в 50-х годах нашего столетия ученые пришли
к выводу, что исходы ожогов зависят от
глубины поражения тканей. Тогда же стало
очевидным, что лечение поверхностных
ожогов может быть успешным при применении
любого местного средства, если оно обеспечивает
подавление инфекции и покой обожженному
участку, но при глубоком ожоге единственным
способом восстановления утраченных покровов
является пересадка кожи. Улучшить исходы
обширных глубоких ожогов позволила разработка
методики свободной пересадки кожи, т.
е. пересадки тонких кусочков кожи больного
(кожных аутотрансплантатов) с одного
(здорового) места на другое, лишенное
кожного покрова.

Уже в середине XIX столетия хирурги обратили
внимание на общие нарушения, сопутствующие
ожогу, и на связь их с размерами обожженной
поверхности. В дальнейшем механизм развития
ожоговой болезни подвергался тщательному
изучению. Наряду с накоплением практического
опыта расширились и теоретические представления
об особенностях ожоговой болезни.

Читайте также:  Ожог жирным бульоном чем лечить

1.2Классификация и стадии

Существует
множество классификаций ожогов, большая
часть из них основана на клиническом
течении и тактике врача при той или иной
ожоговой травме. Две наиболее распространённые
и наглядные классификации — по глубине
поражения и по типу повреждения.

Также условно можно выделить
термические, химические, электрические
и радиационные ожоги.

Различают 4 степени ожога:

  1. покраснение кожи,
  2. образование пузырей,
  3. омертвение всей толщи кожи,
  4. обугливание тканей. (Приложение 1)

По глубине поражения

  • Первая степень. Поражается верхний слой ороговевшего эпителия. Проявляется покраснением кожи, небольшим отёком и болью. Через 2—4 дня происходит выздоровление. Погибший эпителий слущивается, следов поражения не остаётся.
  • Вторая степень. Повреждается ороговевший эпителий до росткового слоя. Формируются небольшие пузыри с серозным содержимым. Полностью заживают за счёт регенерации из сохранившегося росткового
    слоя за 1—2 недели.
  • Третья степень. Поражаются все слои эпидермиса и дерма.
    • Третья А степень. Частично поражается дерма, дном раны служит неповреждённая часть дермы с оставшимися эпителиальными элементами (сальными, потовыми железами, волосяными фолликулами). Сразу после ожога выглядит, как чёрный или коричневый струп. Могут формироваться
      пузыри большого размера, склонные к слиянию,
      с серозно-геморрагическим содержимым.
      Болевая чувствительность снижена. Возможно
      самостоятельное восстановление поверхности
      кожи, если ожог не осложнитсяинфекцией и не
      произойдёт вторичного углубления раны.
    • Третья Б степень. Тотальная гибель кожи до подкожно-жировой клетчатки.
  • Четвёртая степень. Гибель подлежащих тканей, обугливание мышц, костей, подкожно-жировой клетчатки.

По типу повреждения

  • Термические. Возникают в результате воздействия высокой температуры.

Факторы поражения:

1.Пламя. Площадь ожога относительно
большая, по глубине преимущественно 2-я
степень. При первичной обработке раны
представляет сложность удаление остатков
обгоревшей одежды, незамеченные нити
ткани могут в последующем служить очагами
развития инфекции. Могут поражаться органы
зрения, верхние дыхательные пути.

2.Жидкость. Площадь ожога относительно
небольшая, но относительно глубокая,
преимущественно 2—3-й степеней.

3.Пар. Площадь ожога большая,
но относительно неглубокая. Очень часто
поражаются дыхательные пути.

4.Раскалённые предметы. Площадь
ожога всегда ограничена размерами предмета
и имеет относительно чёткие границы и
значительную глубину, 2—4-й степеней.
Дополнительные травмы могут происходить
при удалении предмета, нанёсшего травму.
Происходит отслоение поражённых слоёв
кожи.

  • Химические. Возникают в результате воздействия химически активных веществ:

1.Кислоты. Ожоги относительно
неглубоки, что связано с коагулирующимэффектом кислоты:
из обожжённых тканей формируется струп,
который препятствует дальнейшему её
проникновению. Ожоги концентрированными
кислотами менее глубоки, поскольку из-за
большей концентрации и струп формируется
быстрее.

2.Щёлочи. Щёлочь, воздействуя
на ткани, проникает довольно глубоко,
барьер из коагулированного белка, как
в случае с кислотой, не формируется.

3Соли тяжёлых металлов. Ожоги, как
правило,поверхностны,по внешнему виду
и клинике такие поражения напоминают
ожоги кислотой.

  • Электрические и ожоги вольтовой дугой. Возникают
    в точках входа и выхода заряда из тела.
    Особенностью является наличие нескольких
    ожогов малой площади, но большой глубины.
    Особенно опасны подобные ожоги при прохождении
    через область сердца (электротравма). Ожоги вольтовой дугой напоминают ожоги пламенем и возникают при коротких замыканиях без прохождения тока через тело пострадавшего.
  • Лучевые. Возникают в результате воздействия излучения разных типов:

1.Световое излучение. Ожоги, возникающие
под действием солнечных лучей, в летнее
время — обычное явление. Глубина преимущественно
1-й, редко 2-й степени. Ожоги также могут
вызываться световым излучением любой
части спектра, в зависимости от длины
волны отличаются глубина проникновения
и, соответственно, тяжесть поражения.
Наиболее сильные ожоги такого рода возникают
при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва.

Источник

08.02.2019

Барашков Иван Иванович, преподаватель

Ноговицына Любовь Васильевна, студентка

Якутский медицинский колледж
Якутский медицинский колледж

Ожог – это повреждение тканей организма, возникающее в результате местного действия высокой температуры, а также химических веществ, электрического тока или ионизирующего излучения.

Изучение проблемы ожогов имеет давнюю историю, однако только во второй половине 19 в. с развитием биологии, химии, физики и других наук возникли предпосылки для глубоких исследований в области комбу-стиологии. В этот период и в первые десятилетия 20 в. появились работы, раскрывающие нек-рые стороны патогенеза О. К ним относятся, в частности, работы Шультце (М. Schultze, 1865) — о разрушении эритроцитов под воздействием термического фактора, В. С. Авдакова (1876) — о накоплении в организме обожженного токсических продуктов, Фалька (F. Falk, 1871) — о сосудистой реакции при О. (расширении периферических сосудов с последующим скоплением в них крови и развитием анемии), Андерхилла (F. P. Underhill, 1923) — о плазмопотере при О., приводящей к расстройству гемодинамики, Олдрича (R. Н. Aldrich, 1933) — о неблагоприятном влиянии гнойной инфекции на течение раневого процесса, И. Р. Петрова (1950) — о ведущей роли болевого фактора в развитии ожогового шока. Анализ этих и других научных данных позволил прийти к выводу, что при тяжелых О. возникает повреждение всех систем организма и развивается специфический для этой травмы симптомокомплекс — ожоговая болезнь.

В последующие десятилетия проблему О. стали изучать комплексно с участием представителей различных мед. специальностей на новой методической основе с применением методов электрофизиологии, гистохимии, электронной микроскопии, радиоизотопной диагностики и т. д. Такая интеграция научных исследований позволила выявить и обобщить новые данные о патогенезе ожоговой болезни, что послужило основанием для уточнения классификации О. и периодизации ожоговой болезни, а также для разработки патогенетической тераиии.

Во второй половине 20 в. усилиями большого числа ученых различных стран разработаны и внедрены в мед. практику оптимальные методы местного лечения глубоких ожогов с помощью временного закрытия раневой поверхности ксе-нотрансплантатами и постоянного аутотрансплантатами; эффективные методы коррекции иммунол, сдвигов в организме обожженного; методика лечения обожженных в абак-териальной управляемой среде и гно-тобиологических условиях и другие лечебные и диагностические методики.

Успехам комбустиологии способствовало создание в 50—60-х гг.20в. различных ожоговых учреждений — Международного ожогового об-ва, специальных кафедр, ожоговых центров, а также совершенствование организации медпомощи обожженным. В Советском Союзе ожоговые центры ведут большую научно-исследовательскую работу и осуществляют методическое руководство работами других учреждений по проблеме О. и подготовку специализированных кадров.

В нашей стране впервые в мире создана стройная государственная система поэтапного лечения обожженных, начиная с первой медпомощи на месте происшествия и кончая специализированным лечением в ожоговых центрах и реабилитацией пострадавших.

Читать работу полностью (оригинал работы):

Курсовая работа на тему: «Неотложная помощь при термических ожогах, на догоспитальном этапе»

Назад к списку

Источник

Ïîíÿòèå îæîãîâ è èõ õàðàêòåðèñòèêà. Îñíîâíûå ïðîáëåìû, âîçíèêøèå ó ïàöèåíòîâ ñ òåðìè÷åñêèì ïîðàæåíèåì, ìåðîïðèÿòèÿ ïî èõ ðåøåíèþ. Äåÿòåëüíîñòü ôåëüäøåðà ïî âûÿâëåíèþ è ðåøåíèþ ïðîáëåì ïàöèåíòà ñ òåðìè÷åñêèì ïîðàæåíèåì. Óõîä çà ïîñòðàäàâøèì îò îæîãîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

Ââåäåíèå

ÃËÀÂÀ 1. ÏÎÍßÒÈß ÎÆÎÃÎÂ È ÈÕ ÑÒÀÄÈÈ

1.1 Ïîíÿòèå îæîãîâ è èõ õàðàêòåðèñòèêà

Читайте также:  Ожог слизистой глаза при наращивании ресниц

1.2 Ñòàäèè îæîãà

ÃËÀÂÀ 2. ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÀß ÐÀÁÎÒÀ

2.1 Óõîä çà ïîñòðàäàâøèì îò îæîãîâ

2.2 Ìåòîäû ëå÷åíèÿ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Àêòóàëüíîñòü êóðñîâîé ðàáîòû. Ïðîáëåìà óõîäà çà ïàöèåíòàìè ñ îæîãàìè çàñëóæèâàåò ïðèñòàëüíîãî âíèìàíèÿ.

Äàæå îãðàíè÷åííûå ãëóáîêèå îæîãè îòäåëüíûõ îáëàñòåé òåëà ìîãóò âûçûâàòü ðàçíîîáðàçíûå íàðóøåíèÿ ôóíêöèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êîñòíîé è öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Îäíàêî íàèáîëåå ÷àñòûìè è ñåðüåçíûìè ïîñëåäñòâèÿìè îæîãîâ ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðóáöîâûõ äåôîðìàöèé, êîíòðàêòóð, äåôåêòîâ òêàíåé è òðîôè÷åñêèõ ÿçâ. Ó áîëüíûõ ñ ôèçè÷åñêèìè óðîäñòâàìè è îáåçîáðàæèâàíèåì â ñâÿçè ñ ïåðåíåñåííûìè îæîãàìè, äàæå áåç íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ïîðàæåííûõ ÷àñòåé òåëà, âîçíèêàåò ÷óâñòâî óùåðáíîñòè, íåïîëíîöåííîñòè, íàáëþäàåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ñ ïðåîáëàäàíèåì òîðìîçíûõ èëè âîçáóäèìûõ ÷åðò, ÷òî ñàìî ãðîçèò ïîòåðåé òðóäîñïîñîáíîñòè è óñëîæíÿåò æèçíü â îáùåñòâå. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ñ âûÿâëåíèåì è ðåøåíèåì ïðîáëåì, çíà÷èòåëüíî óñêîðÿåò âûçäîðîâëåíèå ïàöèåíòîâ ñ òåðìè÷åñêèìè îæîãàìè.

Öåëü êóðñîâîé ðàáîòû

1. Ïðîáëåìû, âîçíèêøèå ó ïàöèåíòîâ ñ òåðìè÷åñêèì ïîðàæåíèåì è ìåðîïðèÿòèÿ ïî èõ ðåøåíèþ.

Çàäà÷à.

1. Ïðîâåñòè àíàëèç è íàó÷èòüñÿ ëèòåðàòóðû ïî òåìå.

2. Âûÿâèòü ïðîáëåìû ïàöèåíòà ñ òåðìè÷åñêèì ïîðàæåíèåì

3. Ðàçðàáîòàòü ïëàí ìåðîïðèÿòèé ïî ðåøåíèþ ïðîáëåì.

Îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ óõîä çà ïàöèåíòîì.

Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ äåÿòåëüíîñòü ôåëüäøåðà ïî âûÿâëåíèþ è ðåøåíèþ ïðîáëåì ïàöèåíòà ñ òåðìè÷åñêèì ïîðàæåíèåì.

Ãèïîòåçà: äåÿòåëüíîñòü ôåëüäøåðà ïî óõîäó çà áîëüíûìè ñ òåðìè÷åñêèì ïîðàæåíèåì áóäåò óñïåøíà, åñëè áóäóò òåîðåòè÷åñêè îáîñíîâàíû ïðîáëåìû ïàöèåíòà. Ðàçðàáîòàí è ðåàëèçîâàí ïëàí ìåðîïðèÿòèÿ ïî ðåøåíèþ ýòèõ ïðîáëåì.

Ïðàêòè÷åñêèå ìåòîäû: Ðàçðàáîòêà ïëàíà ìåðîïðèÿòèé ïî óõîäó çà ïàöèåíòîì.

1. ÏÎÍßÒÈÅ ÎÆÎÃÎÂ È ÈÕ ÑÒÀÄÈÈ

1.1 Ïîíÿòèå îæîãîâ è èõ õàðàêòåðèñòèêà

Îæîã – ýòî îòêðûòîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé (êîæè, åå ïðèäàòêîâ, ñëèçèñòûõ) â ðåçóëüòàòå ìåñòíîãî äåéñòâèÿ âûñîêîé òåìïåðàòóðû, àãðåññèâíûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ èëè êîìïëåêñà ýòèõ ôàêòîðîâ.

Îáøèðíûé ãëóáîêèé îæîã, çàíèìàþùèé áîëåå 10-15% ïîâåðõíîñòè òåëà, ñîïðîâîæäàåòñÿ îæîãîâîé áîëåçíüþ, ò.å. íàðóøåíèåì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ âàæíåéøèõ ñèñòåì îðãàíèçìà.

Îæîãè ñîñòàâëÿþò îêîëî 60% îò îáùåãî ÷èñëà òðàâì, 2/3 èç íèõ – áûòîâûå îæîãè. Ê ñîæàëåíèþ, äîëÿ òÿæåëûõ è ñðåäíå-òÿæåëûõ òðàâì â ýòîé êàòåãîðèè ïî-ïðåæíåìó ðàñòåò.

Ñóùíîñòü òåðìè÷åñêîãî îæîãà çàêëþ÷àåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, â íàðóøåíèè ñòðóêòóðû è ôóíêöèè ïîêðîâíûõ, à èíîãäà è áîëåå ãëóáîêî ðàñïîëîæåííûõ òêàíåé, âîçíèêàþùèõ ïîä äåéñòâèåì âûñîêîãî òåðìè÷åñêîãî àãåíòà. Ãèáåëü òêàíåé ïðè îæîãàõ íàñòóïàåò ïåðâè÷íî, ïðè ýòîì ïðîèñõîäÿò ñâåðòûâàíèå è ðàñïàä áåëêîâûõ ÷àñòèö îò íåïîñðåäñòâåííîãî âëèÿíèÿ òåðìè÷åñêîãî ôàêòîðà.

 îáû÷íûõ óñëîâèÿõ îæîã ïîêðûòûõ òêàíåé íàñòóïàåò ïðè âîçäåéñòâèè íà íèõ òåïëîâîãî èçëó÷åíèÿ, íåïîñðåäñòâåííîãî ïðèêîñíîâåíèÿ ãîðÿ÷èõ òâåðäûõ ïðåäìåòîâ, ïàðà èëè æèäêîñòåé, ñîîáùàþùèõ èì òåìïåðàòóðó íå íèæå 45-50 .Ñòåïåíü îæîãà ÿâëÿåòñÿ â îñíîâíîì ïðîèçâîäíûì âûñîòû òåìïåðàòóðû, ïåðåäàþùåéñÿ ïîêðîâàì, è ýêñïîçèöèè; èçìåíÿÿ ýòè ïîêàçàòåëè â ýêñïåðèìåíòå, ìîæíî ïîëó÷èòü ðàçëè÷íîé ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ. Ïðèðîäà èñòî÷íèêà òåïëà èìååò âòîðè÷íîå çíà÷åíèå äëÿ ñòåïåíè èëè ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ, ïîñêîëüêó ïîêðîâíûì òêàíÿì ïðè ýòîì ñîîáùàåòñÿ òîëüêî òåïëîâàÿ ýíåðãèÿ-èçëó÷åíèå èëè îòäà÷à òåïëà. Òåì íå ìåíåå ãîðÿ÷èå æèäêîñòè, ïàð è äàæå ïëàìÿ âûçûâàþò îáøèðíûå ïî ïëîùàäè îæîãè, à òâåðäî ðàñêàëåííûå ïðåäìåòû, îòäàþùèå òêàíÿì âåñüìà âûñîêóþ ýíåðãèþ, ÷àùå âûçûâàþò ãëóáîêèå, íî îãðàíè÷åííûå ïî ïëîùàäè ïîðàæåíèÿ.

Íå òîëüêî âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà íàãðåâà òâåðäûõ òåë èëè ñðåäû, ñîïðèêàñàþùèõñÿ ñ ïîâåðõíîñòüþ êîæè, íî è ñïîñîáíîñòü èõ ê òåïëîîáìåíó âëèÿþò íà ñòåïåíü îæîãà. Ïëàñòìàññîâàÿ ðó÷êà êàñòðþëè, íàïîëíåííîé êèïÿùåé âîäîé, è ñàìà ñòåíêà ìåòàëëè÷åñêîé êàñòðþëè íàãðåâàþòñÿ äî îäèíàêîâîé òåìïåðàòóðû. Ìåæäó òåì ïðèêîñíîâåíèå ê ðó÷êå êàñòðþëè íå âûçûâàåò îæîãà, â òî âðåìÿ êàê ïðèêîñíîâåíèå ê ñòåíêå êàñòðþëè îáæèãàåò êîæó.

Òåðìè÷åñêèå àãåíòû îäèíàêîâîé ñèëû, âîçäåéñòâóþùèå ñ îäèíàêîâîé ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ íà ðàçëè÷íûå ó÷àñòêè êîæè, ìîãóò âûçâàòü îæîãè ðàçíîé ãëóáèíû. Íà îðîãîâåâøåé ÷àñòè êîæè, íàïðèìåð, íà ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè êèñòè è íà ïîäîøâå ñòîïû, ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ îæîã áóäåò çíà÷èòåëüíî ñëàáåå, ÷åì íà êîæå ïðîìåæíîñòè, ìîøîíêè èëè øåè.

Ïîêðîâíûå òêàíè îáëàäàþò âåñüìà íèçêîé òåïëîïðîâîäíîñòüþ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî äåéñòâóþùàÿ íà íèõ òåïëîâàÿ ýíåðãèÿ âûñîêîé ñèëû íà êàæäîé äåñÿòîé äîëå ìèëëèìåòðà òîëùè ïîêðîâà çíà÷èòåëüíî òåðÿåò ñâîþ èíòåíñèâíîñòü. Íàïðèìåð, ïðè ìãíîâåííîì äåéñòâèè ïëàìåíè âñïûõíóâøåãî áåíçèíà íåïîñðåäñòâåííî íà ïîâåðõíîñòè êîæè ñîáàêè îáðàçóåòñÿ òåìïåðàòóðà äî 3000;îäíàêî íà ãëóáèíå 2 ìì â òîëùèíå êîæè òåìïåðàòóðà ñíèæàåòñÿ óæå äî 47, à íà ãëóáèíå 1,5 ìì – äî 42 . Àíàëîãè÷íûå óñëîâèÿ, î÷åâèäíî, ñîçäàþòñÿ è ïðè îæîãàõ ó ëþäåé. Ïðè îæîãàõ, âîçíèêøèõ â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ãîðÿ÷èõ æèäêîñòåé, íàñòóïàåò ôèêñàöèÿ ïåðâè÷íîãî îìåðòâåâøèõ ñëîåâ êîæè â òîì ñîñòîÿíèè, â êàêîì îíè áûëè ïðè æèçíè. Ñîïðèêîñíîâåíèå ñ ïëàìåíåì è ðàñêàëåííûìè òâåðäûìè ïðåäìåòàìè ïðèâîäèò ê îáóãëèâàíèþ êîæè.

Ïðè âîçäåéñòâèè íà ïîêðîâû î÷åíü âûñîêîé òåìïåðàòóðû âîäà, ñîäåðæàùàÿñÿ â òêàíÿõ, áûñòðî èñïàðÿåòñÿ; ïðîèñõîäÿò îáåçâîæèâàíèå, êîàãóëÿöèÿ è äàæå ìóìèôèêàöèÿ òêàíåé. Ýòî ñïîñîáñòâóåò áîëåå ïðèÿòíîìó òå÷åíèþ â îñòðîé ñòàäèè áîëåçíè, òàê êàê ïðè ìóìèôèêàöèè çàòðóäíÿåòñÿ âñàñûâàíèå â êðîâü ïðîäóêòîâ ðàñïàäà áåëêà è ýòèì óìåíüøàåòñÿ èíòîêñèêàöèÿ îðãàíèçìà.

1.2 Ñòàäèè îæîãà

îæîã òåðìè÷åñêèé ôåëüäøåð ïàöèåíò

Îæîãè âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ: âûñîêèõ òåìïåðàòóð – ïëàìåíè, ïàðà ãîðÿ÷èõ æèäêîñòåé è ïðåäìåòîâ (òåðìè÷åñêèå); êèñëîò, ùåëî÷åé, ýëåêòðîëèòà è äð. (õèìè÷åñêèå); ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà (ýëåêòðîîæîãè); èîíèçèðóþùåãî èçëó÷åíèÿ, êâàðöà, ñîëíöà (ëó÷åâûå).

Òÿæåñòü ïîðàæåíèÿ çàâèñèò îò: ãëóáèíû (ñòåïåíè) îæîãà; ïëîùàäè îæîãà; ëîêàëèçàöèè; ñîïóòñòâóþùèõ îæîãîâ äûõàòåëüíûõ ïóòåé; ñîïóòñòâóþùèõ îòðàâëåíèé óãàðíûì ãàçîì; ñîïóòñòâóþùèõ ìåõàíè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé.

Ñòåïåíè îæîãà:

1 ñòåïåíü – ïîâåðõíîñòíûé îæîã.

Õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâðåæäåíèåì ïîâåðõíîñòíûõ ñëîåâ êîæè (ýïèäåðìèñà): ïîêðàñíåíèåì, óìåðåííîé îòå÷íîñòüþ ïîâåðõíîñòè êîæè è åå áîëåçíåííîñòüþ.

2 ñòåïåíü – ïîâåðõíîñòíûé îæîã.

Õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâðåæäåíèåì ïîâåðõíîñòíûõ è ÷àñòè÷íî ãëóáîêèõ ñëîåâ êîæè (ýïèäåðìèñà è äåðìû): çíà÷èòåëüíûì îòåêîì è îáðàçîâàíèåì ïóçûðåé, íàïîëíåííûõ æåëòîâàòîé æèäêîñòüþ (ñåðîçíîé) è âûðàæåííîé áîëåçíåííîñòüþ.

3 ñòåïåíü õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëî¸â êîæè, âêëþ÷àÿ ñîñóäèñòûå ñïëåòåíèÿ, îìåðòâåíèå åå – îáðàçîâàíèå ñòðóïà.

3à – ïîâåðõíîñòíûé îæîã. Õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì îòåêîì, ñîäåðæèìîå ïóçûðÿ æåëåîáðàçíîå; íà ìåñòå ðàçðóøåííûõ ïóçûðåé îáðàçóåòñÿ ñâåòëî-êîðè÷íåâûé ñòðóï.

3á -ãëóáîêèé îæîã. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ãåìîððàãè÷åñêèì (ñ ïðèìåñÿìè êðîâè) ñîäåðæèìûì ïóçûðåé, êîðè÷íåâûì èëè ñåðî-áóðûì ñòðóïîì, îòñóòñòâèåì áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïîðàæåííîé ïîâåðõíîñòè.

4 ñòåïåíü – ãëóáîêèé îæîã. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîëíûì ðàçðóøåíèåì êîæè, ìûøö è ñóõîæèëèé. Îáðàçóåòñÿ ïëîòíûé îæîãîâûé ñòðóï òåìíî-êîðè÷íåâîãî öâåòà è ó÷àñòêè îáóãëèâàíèÿ.

Åñëè ïëîùàäü îæîãà áîëåå 10-12% (ïðè ïîâåðõíîñòíîì îæîãå), à ïðè ãëóáîêîì îæîãå- áîëåå 5-10%,òî âîçíèêàåò òàê íàçûâàåìàÿ îæîãîâàÿ áîëåçíü (ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà â îòâåò íà îæîã)

Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ – áîëåå 20% ïîâåðõíîñòè òåëà (äàæå ïîâåðõíîñòíûõ) è ïðè âñåõ ãëóáîêèõ îæîãàõ – áîëåå 10%, íî ëîêàëèçóþùèõñÿ íà ãîëîâå, ðàçâèâàåòñÿ òÿæåëîå ñîñòîÿíèå – îæîãîâûé øîê (÷åðåç 5-6 ÷àñîâ ïîñëå òðàâìû).

Îæîãè äûõàòåëüíûõ ïóòåé (èíãàëÿöèîííûå îæîãè) îáû÷íî ïðîèñõîäÿò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ âûñîêèõ òåìïåðàòóð, äûìà, ïàðà èëè âðåäíûõ ãàçîâ.

Ïðåäïîëîæåíèå îá èíãàëÿöèîííîì îæîãå äîëæíî âîçíèêàòü, åñëè ïîñòðàäàâøèé îò òåðìè÷åñêîãî îæîãà íàõîäèòñÿ â çàêðûòîì ïðîñòðàíñòâå (íàïðèìåð, â íåáîëüøîì ïîìåùåíèè).

Ïðèçíàêàìè ïîðàæåíèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ÿâëÿþòñÿ: îæîãè êîæè ëèöà èëè øåè; îïàëåííûå âîëîñû ðåñíèöû, áðîâè; êîïîòü â îáëàñòè íîñà; îñèïëîñòü ãîëîñà; îäûøêà.

ÃËÀÂÀ 2. ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÀß ÐÀÁÎÒÀ

2.1 Óõîä çà ïîñòðàäàâøèì îò îæîãîâ

Читайте также:  Ожог полости рта что делать

Ïðè îñìîòðå ïàöèåíòà ñ îæîãàìè íåîáõîäèìî îïðåäåëèòü ñòåïåíü è ïëîùàäü îæîãà.

Îñíîâíîé æàëîáîé ÿâëÿåòñÿ áîëü. Ïîñòðàäàâøèå áåñïîêîéíûå, ìå÷óòñÿ. Ïðè ðàçâèòèè îæîãîâîãî øîêà ìåäñåñòðà ìîæåò âûÿâèòü èçìåíåíèå ãåìîäèíàìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé (ñíèæåíèå ÀÄ, ó÷àùåíèå ïóëüñà), íàðóøåíèÿ ñîçíàíèÿ.  ýðåêòèëüíóþ ôàçó ïîñòðàäàâøèé âîçáóæäåí, ÀÄ â íîðìå èëè ïîâûøåíî, ïóëüñ ó÷àùåí. Òîðïèäíàÿ ôàçà ñîïðîâîæäàåòñÿ ðåçêèì óãíåòåíèåì: áîëüíîé àïàòè÷åí, òåìïåðàòóðà òåëà è ÀÄ ñíèæàþòñÿ, êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå, àêðîöèàíîç, ñíèæåíèå äèóðåçà.

Ïðîáëåìû:

– áîëü;

– íàðóøåíèå äûõàíèÿ, ñâÿçàííîå ñ áîëüþ;

– íàðóøåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ, ñâÿçàííîå ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèè ïî÷åê;

– íàðóøåíèå ñíà;

– íàðóøåíèå àïïåòèòà;

– ñíèæåíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;

– ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû â ïåðèîä îæîãîâîé òîêñåìèè è ñåïòèêîòîêñåìèè;

– îãðàíè÷åíèå ñàìîóõîäà;

– ñòðàõ, òðåâîãà.

1.Äåéñòâèÿ:

– ââåäåíèå ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (îáåçáîëèâàíèå);

– íàáëþäåíèå çà ñîñòîÿíèåì áîëüíîþ (êîíòðîëü ÀÄ, ïóëüñà, òåìïåðàòóðû òåëà, äèóðåçà);

– ïîäãîòîâêà ê äèàãíîñòè÷åñêèì è ëå÷åáíûì ïðîöåäóðàì.

2. Ïîäãîòîâêà ê ïåðåâÿçêàì è èõ ïðîâåäåíèå:

– îáùèå èëè ìåñòíûå âàííû ñ àíòèñåïòèêàìè äëÿ óìåíüøåíèÿ òðàâìàòèçàöèè òêàíåé. Áîëüíûõ ïîìåøàþò â âàííó ñ òåïëûì ðàñòâîðîì ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ. Ïðè íåáîëüøèõ îæîãàõ ïîâÿçêè ñìà÷èâàþò ðàñòâîðîì ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ èëè ïåðåêèñüþ âîäîðîäà. Ïåðåä îáðàáîòêîé íåáîëüøèõ îæîãîâûõ ïîâåðõíîñòåé áîëüíûì ââîäÿò àíàëüãåòèêè, à ïðè îáðàáîòêå áîëüøèõ ïîâåðõíîñòåé äàþò íàðêîç;

– ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ïðàâèë àñåïòèêè è àíòèñåïòèêè ïðè ïðîâåäåíèè ïåðåâÿçîê.

3. Ïðîôèëàêòèêà ïðîëåæíåé.

4. Îðãàíèçàöèÿ äèåòè÷åñêîãî ïèòàíèÿ. Ïèùà äîëæíà áûòü âûñîêîêàëîðèéíîé, áîãàòîé áåëêàìè, âèòàìèíàìè, ìèíåðàëüíûìè ñîëÿìè.

5. Ïîìîùü â ïðîâåäåíèè ãèãèåíè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.

6. Ïîìîùü ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû.

7. Ðàáîòà ñ ïàöèåíòîì è ðîäñòâåííèêàìè.

2.2 Ìåòîäû ëå÷åíèÿ

Ìåñòíîå ëå÷åíèå îæîãîâ ïðîâîäèòñÿ çàêðûòûì è îòêðûòûì ñïîñîáîì.

Ïåðâè÷íûé òóàëåò îæîãîâîé ðàíû: âíà÷àëå îêðóæàþùóþ êîæó îòìûâàþò îò çàãðÿçíåíèé 0,25% ðàñòâîðîì íàøàòûðíîãî ñïèðòà èëè ìûëüíîé âîäîé è çàòåì îáðàáàòûâàþò òàìïîíàìè, ñìî÷åííûìè ñïèðòîì. Óäàëÿþò èíîðîäíûå òåëà, îòñëîåííûé ýïèäåðìèñ. Ìåëêèå ïóçûðè íå òðîãàþò, êðóïíûå íàäðåçàþò è âûïóñêàþò ñêîïèâøóþñÿ æèäêîñòü. Ñèëüíî çàãðÿçíåííóþ îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü îáðàáàòûâàþò ïåðåêèñüþ âîäîðîäà è ïðîñóøèâàþò ñàëôåòêàìè. Óêàçàííóþ îáðàáîòêó ïðîèçâîäÿò ïîñëå âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ ïðîìåäîëà ñ öåëüþ îáåçáîëèâàíèÿ.

Ìåòîä çàêðûòîãî ëå÷åíèÿ ïðèìåíÿåòñÿ áîëåå ÷àñòî – ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ ïîä ïîâÿçêàìè ñ ìàçåâûìè ñóáñòàíöèÿìè. Óäîáíû è ýôôåêòèâíû âîäîðàñòâîðèìûå ìàçè: ìàôèëîí (ñóëüôàìèëîíà ãèäðîõëîðèä), ñóëüôàäèàçèíîâûå ìàçè, ïðèìåíÿþò òàêæå ñèíòîìèöèíîâóþ ýìóëüñèþ. Ïîâÿçêè ïðèõîäèòñÿ ìåíÿòü ÷àñòî, òàê êàê îíè áûñòðî ïðîìîêàþò ýêññóäàòîì. Ïðè ýòîì çíà÷èòåëüíûé ðàñõîä ïåðåâÿçî÷íîãî ìàòåðèàëà. Ïðèìåíÿþòñÿ êîíòóðíûå ïîâÿçêè. Ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà çàêðûòîãî ìåòîäà – ïîäâèæíîñòü, òðàíñïîðòàáåëüíîñòü áîëüíîãî.

Îòêðûòûé ìåòîä ïðèìåíÿåòñÿ ïðè îæîãàõ ëèöà, ïðîìåæíîñòè. Îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü 3-4 ðàçà â ñóòêè ñìàçûâàþò ïåðå÷èñëåííûìè âûøå ìàçÿìè èëè ïîêðûâàþò ñïåöèàëüíûìè àýðîçîëÿìè (ïàíòåíîëü, îëàçîëü, âèíèçîëü è äð.). Îæîãè II è III À ñòåïåíè çàæèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî: ïðè II ñòåïåíè ÷åðåç 1-2 íåäåëè ïðîèñõîäèò ýïèòåëèçàöèÿ, ïðè III À ñòåïåíè – íà 4-îé íåäåëå. Ïðè ãëóáîêèõ îæîãàõ îòêðûòûé ìåòîä ëå÷åíèÿ ïðèìåíÿåòñÿ ñ öåëüþ ïîäñóøèâàíèÿ è áûñòðåéøåãî ôîðìèðîâàíèÿ ñòðóïà, äåìàðêàöèÿ êîòîðîãî íàáëþäàåòñÿ íà 2-îé íåäåëå. Âàæíî ïðåâðàòèòü âëàæíûé ñòðóï â ñóõîé, òàê êàê âëàæíûé èìååò íàêëîííîñòü ê äàëüíåéøåìó ðàñïðîñòðàíåíèþ è óãëóáëåíèþ, ðàçâèòèþ íàãíîåíèÿ è áîëåå âûðàæåííîé èíòîêñèêàöèè. Äîñòèãàåòñÿ ïîäñóøèâàíèå ñòðóïà ïîìåùåíèåì îáîææåííîãî â ñïåöèàëüíûå ïàëàòû èëè êàìåðû ñ óñòàíîâêàìè äëÿ òåïëîâîãî îáëó÷åíèÿ áîëüíîãî (èíôðàêðàñíûìè, óëüòðàôèîëåòîâûìè ëó÷àìè), îáäóâàíèÿ ëàìèíàðíûìè ïîòîêàìè òåïëîãî î÷èùåííîãî âîçäóõà â àìèêðîáíîé ñðåäå (â ãíîòîáèîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ). Óñêîðÿåòñÿ îòòîðæåíèå ñòðóïà ïðèìåíåíèåì ïðîòåîëèòè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ, 40% ñàëèöèëîâîé èëè áåíçîéíîé êèñëîòû.

Ãëóáîêèå îæîãè, êàê ïðàâèëî, ïîäëåæàò õèðóðãè÷åñêîìó ëå÷åíèþ. Íà ðàííèõ ýòàïàõ âûïîëíÿþò íåêðîòîìèè ïðè ñäàâëèâàþùèõ öèðêóëÿðíûõ îæîãàõ ãðóäè (çàòðóäíÿþò äûõàíèå), êîíå÷íîñòåé (ñäàâëèâàþò êðîâåíîñíûå ñîñóäû).  ïîðÿäêå ïîäãîòîâêè ê ðàííåé äåðìîïëàñòèêå ïðîèçâîäÿò ðàííèå íåêðýêòîìèè – óäàëåíèå ñòðóïà, íåêðîòè÷åñêèõ òêàíåé ïîñëå âûâåäåíèÿ áîëüíîãî èç îæîãîâîãî øîêà ÷åðåç 2-4 ñóòîê ïîñëå îæîãîâîé òðàâìû.

Âàæíåéøåå äîñòèæåíèå êîìáóñòèîëîãèè — ïðèìåíåíèå àóòîäåðìîïëàñòèêè äëÿ çàêðûòèÿ îáøèðíûõ, ãëóáîêèõ îæîãîâûõ ðàí â öåëÿõ ïðåäîòâðàùåíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ îáåçîáðàæèâàþùèõ ðóáöîâ è ñîõðàíåíèÿ ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ. Ñïåöèàëüíûìè àïïàðàòàìè (äåðìàòîìàìè) çàáèðàþò ó áîëüíîãî íà íåïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêàõ ðàñùåïëåííûå êîæíûå ëîñêóòû, êîòîðûå ïåðåñàæèâàþò íà îæîãîâóþ ðàíó. Òîëùèíà òàêîãî ëîñêóòà 0,2-0,4 ìì. Ïðèìåíÿþò êëååâîé äåðìàòîì, ëîñêóò êîæè ñðåçàþò âîçâðàòíî-ïîñòóïàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè äëèííîãî ëåçâèÿ (ïî òèïó áðèòâû).  ýëåêòðè÷åñêîì äåðìàòîìå èñïîëüçóþòñÿ ëåçâèÿ áåçîïàñíîé áðèòâû ñ âðàùàòåëüíûìè èëè âîçâðàòíî-ïîñòóïàòåëüíûìè èõ äâèæåíèÿìè.

Âçÿòûé ëîñêóò êîæè ïî âñåé ïîâåðõíîñòè ïåðôîðèðóþò îñòðîêîíå÷íûì ñêàëüïåëåì (äëÿ îòòîêà ðàíåâîãî ýêññóäàòà), óêëàäûâàþò íà ðàíåâóþ ïîâåðõíîñòü è ïîäøèâàþò ðåäêèìè øâàìè ê êðàÿì ðàíû. Îäíîìîìåíòíî ìîæíî âçÿòü ëîñêóòû îáùåé ïëîùàäüþ 1000 êâ.ñì (100 õ 10 ñì). Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ ïðèõîäèòñÿ íåñêîëüêî ðàç îïåðèðîâàòü áîëüíîãî, áðàòü íîâûå ëîñêóòû, íî íåðåäêî ó îáîææåííûõ íå õâàòàåò äîíîðñêèõ ìåñò. Ïîýòîìó â öåëÿõ ýêîíîìèè òðàíñïëàíòàòîâ ïðèìåíÿþò ñåò÷àòûå ëîñêóòû: íà ñïåöèàëüíûõ óñòðîéñòâàõ íà âçÿòûé êîæíûé ëîñêóò íàíîñÿò ÷àñòûå, ðàñïîëîæåííûå â øàõìàòíîì ïîðÿäêå íàñå÷êè. Ïðè ðàñòÿãèâàíèè òàêîãî ëîñêóòà îí ïðåâðàùàåòñÿ â ñèòî, íàïîìèíàåò ðûáîëîâíóþ ñåòü. Ïëîùàäü ëîñêóòà îò ýòîãî óâåëè÷èâàåòñÿ â 2-3 ðàçà. Ñîîòâåòñòâåííî çàêðûâàåòñÿ çíà÷èòåëüíî áîëüøàÿ ðàíåâàÿ ïîâåðõíîñòü. Ïåðåñàæåííûé ëîñêóò ïîêðûâàþò ïîâÿçêîé, ñìî÷åííîé â ðàñòâîðå àíòèáèîòèêîâ.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ïðè òåðìè÷åñêèõ ïîðàæåíèÿõ ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà òå÷åíèå è èñõîäû îêàçûâàþò ñâîåâðåìåííîñòü è ïîëíîöåííîñòü ïåðâîé ïîìîùè, íàïðàâëåííîé íà ïðîôèëàêòèêó è îñëàáëåíèå îæîãîâîãî øîêà, èçîëÿöèþ îæîãîâûõ ðàí îò âíåøíåé ñðåäû, ïðåäîòâðàùåíèå åå çàãðÿçíåíèÿ.

Äàëüíåéøåå ëå÷åíèå äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ íåîáõîäèìûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ ñòåïåíè è âèäà îæîãà.

Íåîáõîäèìî ïðèíÿòü ìåðû ïðîôèëàêòèêè ñòîëáíÿêà: ïðèâèòûì ââîäÿò ïîäêîæíî 0,5 ìë ñòîëáíÿ÷íîãî àíàòîêñèíà, íå ïðèâèòûì – 1500 ÀÅ ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íîé ñûâîðîòêè è îòäåëüíî 1 ìë ñòîëáíÿ÷íîãî àíàòîêñèíà ñ ïîâòîðíîé èíúåêöèåé 0,5 ìë àíàòîêñèíà ÷åðåç 1 ìåñÿö.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Áîãîëþáîâ Â.Ì. Áîëüíåîòåðàïèÿ âðà÷à, ñåãîäíÿ, çàâòðà. Ôèçèîòåðàïèÿ, áîëüíåîëîãèÿ, ðåàáèëèòàöèÿ. – 2010, ¹1 , ñ. 3 – 7.

2. Ñîêðóò Â.Ï. Ìåäèöèíñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â êëèíèêå âíóòðåííèõ çàáîëåâàíèé. – Äîíåöê , 2001ã.

3. Ïîïîâà Ñ.Í. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ èçäàíèå 2 – å – Ðîñòîâ Í / Ä:èçäàòåëüñòâî «Ôåíèêñ», 2008ã. – 608ñ

4. Âåñòíèê õèðóðãèè. Èìåíè È.È. Ãðåêîâà. Ëåíèíãðàä «Ìåäèöèíà»

5. Êîøåëåâà, Ï. Ìîðîçîâ, Ë. Ñìèðíîâà. «Êèñëîðîäíî – îçîíîâàÿ òåðàïèÿ»Åæåìåñÿ÷íûé íàó÷íî – ïðàêòè÷åñêèé è ïóáëèöèñòè÷åñêèé æóðíàë Âðà÷ ¹3,2005ã.

6. Âîïðîñû êóðîðòîëîãèè, ôèçèîòåðàïèè è ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. Ïîä ðåäàêöèåé Î.À. Ðîæåíåöêàÿ. – Ìîñêâà. , 2009ã. 56ñ.

7. Ëüâîâà Í.Â. , Êîìàðîâà Ë.À. Ïðèìåíåíèå óëüòðàôèîëåòîâîãî èçëó÷åíèÿ â ôèçèîòåðàïèè è êîñìåòîëîãèè. – Ìîñêâà. , 2009ã. 56ñ.

8. Êàðïóõèí È.Å. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ è ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè. Ìîñêâà. , 2009ã. Íàó÷íî – ïðàêòè÷åñêèé æóðíàë.

9. Âîðîáüåâ À.È. ,Ãîðîäåöêèé Â.Ë. ,Áðèëëèàíò Ì.Ä. Ïëàçìàôåðåç â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå ¹6 – ñ 3-9.

10. Ñûòíèê À. À. , Áåëåöêèé À. Â. Ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ îæîãîâ ¹4, 62ñ.

11. Þðèíà Ò. Ì. Î. À. Ðîæåíåöêàÿ. Ìîñêâà. , 2007ã. Íàó÷íî – ïðàêòè÷åñêèé æóðíàë. Îæîãè.

12. Ôèçèîòåðàïèÿ è ëå÷åáíî – ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà Ãåëüôîíä Â. Á.- Ìîñêâà. , 2010ã. 56ñ.

13. Áàáêî À. Ì. , Ãåðàñèìåíêî Ñ.È., Èâàí÷åíêî Ë. À. Èñêóññòâåííîå îáùåå ÓÔÎ. Íàó÷íî – ïðàêòè÷åñêèé æóðíàë. Âðà÷. 2011ã – 40ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник