Симптоматическое лечение пневмонии у детей

Симптоматическое лечение пневмонии у детей thumbnail

Лечение пневмонии у детейЗаболеваемость на пневмонию является  преобладающей среди патологии дыхательной системы у детей. Актуальность этой проблемы обусловлена высоким риском развития осложнений, инвалидизации и смертности, поэтому особое место отводится  лечению пневмоний.
Лечение пневмонии у детей должно быть комплексным и предусматривает:

  • Действие на возбудителя заболевания;
  • Устранение воспаления и интоксикации;
  • Улучшение дренажной функции бронхо-легочного аппарата;
  • Нормализацию иммунобиологической реактивности;
  • Специальные методы и средства при осложненных пневмониях.

Антибактериальная терапия.

У новорожденных лечение ребенка всегда проводится в стационаре. Антибиотики вводятся парентерально.

При ранней вентиляционной пневмонии препаратом выбора является ампициллин (100-150 мг/кг/сутки с интервалом 6 часов) в сочетании с аминогликозидами. В случаи предполагаемой резистентности можно использовать защищенный сульбактамом ампициллин. Альтернативные препараты – цефотаксим + аминогликозид.

При поздней вентиляционной пневмонии применяют цефтазидим + аминогликозид или цефоперазон + аминогликозид.

Цефалоспорины III поколения активные относительно грамотрицательной флоры (но не к листерии), поэтому их назначают при энтеробактериальной пневмонии (вместе с аминогликозидами). При микоплазмозе или хламидиозе используют макролиды.

Амбулаторно

У детей до 5-ти лет в амбулаторных  условиях следует использовать амоксациллин в качестве терапии первой линии для ранее здоровых детей  с I и II степенью тяжести внебольничной пневмонии, с наибольшей вероятностью бактериального происхождения.

Кроме этого, амоксациллин следует использовать в качестве терапии первой линии для ранее здоровых детей школьного возраста и у подростков с I и II степенью тяжести пневмонии, достоверно этиологически связанной с  S.pneumoniae.

У детей в возрасте до 5-ти лет рекомендуется использовать высокие дозы амоксациллина (90 мг/кг/сутки) на протяжении  7-10 дней при внебольничной пневмонии вероятно бактериального происхождения. Эта процедура будет охватывать S.pneumoniae, наиболее распространенного возбудителя у детей этой вековой группы.

Поскольку М. pneumoniae или С. Pneumoniae менее распространенная причина внебольничной пневмонии у детей в возрасте до 5-ти лет, макролиды не являются препаратами первой линии. Макролиды могут быть добавлены к амоксациллину через 24-48 часов, когда подозревается пневмония вызванная М. pneumoniae или С. Pneumoniae. Это позволяет избежать чрезмерного использования макролидов в этой вековой группе и одновременно адекватно защитить маленького ребенка от пневмонии, вызванной стойким штампом С. Pneumoniae.

Детям с предполагаемой бактериальной внебольничной пневмонией, которые не имеют клинических, лабораторных и рентгенологических доказательств того,  что отличает бактериальную внебольничную пневмонию от атипичной, макролиды могут быть доданы до β-лактамных антибиотиков для эмпирической терапии.

При внебольничной пневмонии назначая эмпирическую терапию необходимо учитывать, что макролиды необходимо применять при заболевании хламидийной и микоплазменной этиологии, при неосложненной пневмонии I и II степени, неэффективности β-лактамных антибиотиков и их непереносимости.

Детям  в возрасте 5 лет и более, больным на внебольничную пневмонию можно использовать макролиды, которые могут охватывать М. pneumoniae или С. Pneumoniae, наиболее распространенных этиологических факторов заболевания среди детей этой вековой группы. Длительность лечения составляет от 7 до 10 дней, хотя может быть назначен пятидневный курс азитромицина. Необходимо отметить, что эффективность азитромицина при пневмонии за данными одного с первых проведенных мета-анализов становила 94%. На этом основании авторы сделали вывод, что азитромицин является более эффективным средством при лечении острой пневмонии у детей, чем другие сопоставимые препараты (90,2% эффективности). При этом азитромицин может быть антибиотиком первой линии при лечении острой пневмонии у детей, поскольку риск его недостаточной эффективности составляет 1 больной с 50, которым назначается препарат.

Согласно рекомендациям Британского торакального сообщества в лечении внебольничной пневмонии у детей  в качестве альтернативы амоксациллину было предложено использовать амоксиклав, цефалоспорины (цефподоксим, цефиксим, цефаклор и др.) и макролиды (эритромицин, азитромицин, кларитромицин).

В стационаре

В соматическом отделении назначается Цефтриаксон (50-100 мг/кг/сутки 1-2 приема) или Цефтриаксон/сульбактам (50-70 мг/кг/сутки 1-2 приема), или Цефотаксим  (150 мг/кг/сутки в 3 приема). Дополнительно Ванкомицин или клиндамицин при подозрении на MRSA.

В отделении интенсивной терапии Цефтриаксон (50-100 мг/кг/сутки 1-2 приема в/в) или Цефтриаксон/сульбактам (50-70 мг/кг/сутки 1-2 приема в/в).
Дополнительно ванкомицин (40-50 мг/кг/сутки в 3-4 приема в/в) или Клиндамицин (по 40 мг/кг/сутки в 3-4 приема в/в) при подозрении на MRSA.
Альтернатива: Левофлоксацин (по 16-20 мг/кг/сутки в 2 приема детям от 6 мес до 5-ти лет и 8-10 мг/кг/сутки однократно детям  5-16 лет в/в, максимальная суточная доза 750 мг).

При атипичной пневмонии – Азитромицин (в дополнение  к β-лактамным антибиотикам, если диагноз атипичной пневмонии вызывает сомнения). Альтернатива: кларитромицин или эритромицин, доксициклин для детей старше 7 лет; левофлоксацин для детей достигших половой зрелости или при непереносимости  макролидов.

Ступенчатая антибактериальная терапия.

Внебольничная пневмония у детей, особенно в случаях госпитализации, предвидит на первом этапе назначение антибактериальных препаратов парентерально, а после достижения клинического эффекта, переход на введение того же антибактериального препарата перорально. Как правило, возможность перевода на пероральное использование антибиотика возникает через 2-4 дня от начала лечения.

Основные требования перевода на пероральное введение антибиотика:

  • Наличие антибиотика в оральной и парентеральной формах;
  • Эффект от парентерального введения антибиотика;
  • Стабильное состояние больного;
  • Возможность приема препарата вовнутрь;
  • Отсутствие патологии со стороны кишечника;
  • Высокая биодоступность антибиотика, что принимается вовнутрь.

Основные критерии перехода на пероральное введение антибиотика:

  • Нормальная температура тела во время двух последовательных измерений с интервалом 8 часов;
  • Уменьшение выраженности одышки;
  • Ненарушенное сознание;
  • Положительная динамика других симптомов заболевания;
  • Отсутствие нарушений всасывания в желудочно-кишечном тракте;
  • Согласие пациента на пероральный прием препаратов.

Патогенетическая терапия.

  • Оксигенотерапия.
    Внебольничная пневмония может сопровождаться возникновением гипоксемии и дыхательной недостаточности.
    Необходимо помнить, что у детей с гипоксией цианоз может не проявляться. Только возбуждение ребенка может служить признаком гипоксии.
    Пациентам, больным на пневмонию с насыщением кислорода менее 92% при дыхании воздухом, необходимо дополнительно вводить кислород через носовые канюли, чтобы поддерживать насыщение кислородом более  92%. При этом поток кислорода должен составлять 2 л/мин. Его концентрация зависит от метода ингаляции: при использовании носовых канюль 30-35%, носового катетера 35-40%, назофаренгиального катетера – 45-60%.
    Введение назогастрального зонда может привести к нарушению дыхания и поэтому его следует избегать у тяжелобольных детей особенно у детей с небольшими носовыми ходами. Если его использование нельзя избежать, наименьшая трубка должна быть введена в наименьшую ноздрю.
    Лицевую маску или кислородную палатку можно использовать только при насыщении крови кислородом более 92%. При этом поток кислорода составляет соответственно 3-10 и 5-15 л/мин, а концентрация кислорода соответственно 30-40%.
  • Противовоспалительная терапия.
    Воспаление слизистой оболочки дыхательных путей приводит к нарушению мукоцилиарного клиренса и функции внешнего дыхания. При этом повреждение эпителия бронхов сопровождается стимуляцией парасимпатических нервных окончаний  и гистаминовых Н1-рецепторов с развитием гиперсекреции за счет повышения концентрации ионов натрия и хлора, а также увеличение межклеточной жидкости.
    Длительное воспаление может привести к глубокому повреждению эпителия респираторного тракта, создавая этим условия для активации аутофлоры и вторичной колонизации бактерий с развитием осложнений. Поэтому нужно проводить патогенетическую терапию, которая будет направленна на уменьшение проявлений воспаления дыхательных путей, восстановления мукоцилиарного клиренса и улучшения функции внешнего дыхания. В связи с этим является актуальным использование целенаправленной противовоспалительной терапии в лечении острых респираторных инфекций у детей.
    В последнее время в лечении воспалительных заболеваний бронхолегочной системы ведущее место занимает – фенспирида гидрохлорид (Эреспал, Инспирон, Брохомакс).
    Действие этого препарата направленно почти на все патогенетические механизмы развития и прогрессирования воспалительной реакции в дыхательных путях. По своему химическому строению он не является стероидным препаратом или «классическим» нестероидным противовоспалительными препаратом.
    Фенспирид является антагонистом гистаминовых Н1-рецепторов и α-1-адренорецепторов. Препарат блокирует  Н1-гистаминовые рецепторы, уменьшая этим биологическое действие гистамина – спазм гладкой мускулатуры бронхов, отек слизистой оболочки, катаболизм арахидоновой кислоты. Также он блокирует α-1-адренорецепторы, что приводит к бронходилятации. Блокада   α-1-адренорецепторов сопровождается угнетением активности секреторных клеток бронхиального дерева со снижением количества бронхиального секрета. Также доказано, что фенспирид снижает образование провоспалительных цитокинов и снижает образование перекиси водорода.
    Таким образом фенспирид уменьшает степень проявления клинических симптомов: уменьшает отек слизистой оболочки бронхов, снижает гиперсекрецию слизи, улучшает мукоцилиарный транспорт, уменьшает гиперреактивность бронхов и степень обструкции дыхательных путей, делает кашель более эффективным.
  • Регидратационная терапия.
    Значительных потерь жидкости при пневмонии нет (кроме потерь на перспирацию), поэтому предпочитается оральная регидратация. Объём жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет 140-150 мл/кг массы.
    Пациентам с интоксикацией  или тяжелой пневмонией может потребоваться внутривенное введение жидкости. По показаниям проводится  внутривенное введение глюкозо-солевых растворов под контролем диуреза, гематокрита и электролитов крови. Очень важно не перегружать больного введением жидкости. 
  • Симптоматическая терапия.
    — Муколитические препараты. Частым симптомом при пневмонии, который ухудшает жизнь пациентов и может быть причиной значительных осложнений, есть кашель. Клиническая эффективность противокашлевых средств определяется механизмом их специфического действия. Рациональный выбор средств, для лечения кашля с учетом причин возникновения кашля, его характера и особенностей течения воспалительного процесса в органах дыхания разрешает ликвидировать кашель или эффективно им управлять.
    Из всех многочисленных препаратов, которые используются для лечения кашля, следует выделить препараты из лекарственного плюща.
    Изучение этих препаратов позволило определить их муколитическую активность, аналогично синтетическому препарату амброксол. Также они угнетают синтез медиаторов воспаления и вызывают антиэкссудативное, ангиопротекторное и противовоспалительное действие.
    — Жаропонижающие препараты.
    Лихорадку при многих инфекционных заболеваниях, в частности при пневмонии, следует рассматривать как фактор, стимулирующий защитные силы организма. Много бактерий и вирусов быстрее гибнут при повышенной температуре. На ее фоне организм отвечает полноценным иммунным ответом — продукцией γ-интерферона, интерлейкина -2 и фактора некроза опухоли, стимулируется продукция IgG антител и клеток памяти.
    Жаропонижающие средства систематично не назначаются, поскольку это может затруднить оценку эффективности антибактериальной терапии. Наступление эффекта от антибактериальной терапии снимает вопрос о применении  антипиретиков. Исключением являются только дети, которые имеют преморбидные состояния;
    — Физиотерапия.
    На основании многочисленных исследований эксперты Британского торакального общества сделали вывод, что физиотерапия при пневмонии не имеет значительной доказательной базы и не должна рутинно проводится  у детей.

Ребенок может быть выписан из стационара сразу же после достижения клинического эффекта для того, чтобы избежать реинфекции и перекрёстной инфекции. Сохранение СОЭ, хрипов в легких или остаточных рентгенологических изменений не является противопоказанием для выписывания.

Литература: В.Г. Майданник Є.О. Ємчинська. «Клінічні настанови з діагностики та лікування поза лікарняної пневмонії у дітей». Київ – 2013.

Источник

Пнев­мо­ния у детей — ост­рый инфек­ци­он­но-вос­па­ли­тель­ный про­цесс раз­лич­ной этио­ло­гии. Меха­низ­мы раз­ви­тия забо­ле­ва­ния свя­за­ны с пре­иму­ще­ствен­ным пора­же­ни­ем респи­ра­тор­ных отде­лов легких.

Респи­ра­тор­ны­ми отде­ла­ми лег­ких явля­ют­ся ана­то­ми­че­ские струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ные за тер­ми­наль­ны­ми брон­ха­ми, — респи­ра­тор­ные, аль­вео­ляр­ные ходы и аль­ве­о­лы. Забо­ле­ва­е­мость пнев­мо­ни­ей у детей на пер­вом году жиз­ни состав­ля­ет 15–20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5–6 на 1000 детей.Предрасполагающими фак­то­ра­ми у детей могут быть сле­ду­ю­щие забо­ле­ва­ния: пери­на­таль­ная пато­ло­гия аспи­ра­ции, гипо­тро­фия, врож­ден­ный порок серд­ца с недо­ста­точ­но­стью кро­во­об­ра­ще­ния, имму­но­де­фи­цит­ные состояния.

У более стар­ших детей пред­рас­по­ла­га­ю­щи­ми фак­то­ра­ми явля­ют­ся оча­ги хро­ни­че­ской инфек­ции, пас­сив­ное и актив­ное куре­ние, пере­охла­жде­ние организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бак­те­ри­аль­ные;
  • вирус­ные;
  • мико­плаз­мен­ные;
  • рик­кет­си­оз­ные;
  • гриб­ко­вые;
  • аллер­ги­че­ские;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при инва­зи­ях гельминтами;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при воз­дей­ствии физи­че­ских и хими­че­ских факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пнев­мо­кок­ко­вая;
  • фрид­лен­де­ров­ская;
  • сине­гной­ная;
  • гемо­филь­ная;
  • стреп­то­кок­ко­вая;
  • ста­фи­ло­кок­ко­вая;
  • груп­па пнев­мо­ний, вызван­ных про­те­ем и кишеч­ной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • грип­поз­ная пневмония;
  • аде­но­ви­рус­ная пневмония;
  • пара­грип­поз­ная пневмония;
  • респи­ра­тор­но-син­ти­ци­аль­ная пневмония.

В соот­вет­ствии с при­чи­на­ми и меха­низ­ма­ми воз­ник­но­ве­ния раз­ли­ча­ют пер­вич­ные и вто­рич­ные пнев­мо­нии. Послед­ние воз­ни­ка­ют на фоне обостре­ний хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний брон­хо-легоч­ной систе­мы и дру­гих сома­ти­че­ских забо­ле­ва­ний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попа­да­ние сли­зи в лег­кие из верх­них дыха­тель­ных путей — аэро­ген­ный путь;
  • попа­да­ние мик­ро­ор­га­низ­ма в бронхи;
  • раз­ру­ше­ние защит­ных меха­низ­мов дыха­тель­ных путей;
  • гема­то­ген­ный, лим­фо­ген­ный пути рас­про­стра­не­ния инфекции.

При воз­ник­но­ве­нии пнев­мо­нии у детей нару­ша­ют­ся вен­ти­ля­ция лег­ких и газо­об­мен, сни­жа­ет­ся пита­ние мио­кар­да желу­доч­ков. По про­тя­жен­но­сти пора­же­ния пнев­мо­нии могут быть сег­мен­тар­ны­ми, доле­вы­ми, тоталь­ны­ми, одно- и дву­сто­рон­ни­ми. В меха­низ­ме раз­ви­тия пнев­мо­нии боль­шую роль игра­ет гипо­ксия с гипер­кап­ни­ей, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся в резуль­та­те нару­ше­ния как внеш­не­го, легоч­но­го, так и тка­не­во­го дыхания.

Кли­ни­че­ские симп­то­мы пнев­мо­нии зави­сят от вида пнев­мо­нии, вели­чи­ны и рас­про­стра­нен­но­сти про­цес­са. При оча­го­вой пнев­мо­нии (брон­хопнев­мо­нии) про­цесс идет ост­ро или подо­ст­ро и раз­ви­ва­ет­ся на 5–7‑й день остро­го респи­ра­тор­но­го забо­ле­ва­ния в виде его вто­рой волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повы­ше­ние температуры;
  • сла­бость;
  • голов­ная боль;
  • боль в гру­ди или под лопатками;
  • кашель;
  • уси­ле­ние интоксикации.

Над зоной пора­же­ния отме­ча­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, при аускуль­та­ции — брон­хо­фо­ния, ослаб­лен­ное дыха­ние, ино­гда кре­пи­та­ция. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски опре­де­ля­ет­ся уси­ле­ние легоч­но­го рисун­ка меж­ду оча­га­ми вос­па­ле­ния и кор­ня­ми лег­ко­го. В ана­ли­зе кро­ви опре­де­ля­ет­ся ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, повы­ше­ние СОЭ.

Сегментарная пневмония

В слу­чае гема­то­ген­но­го пути рас­про­стра­не­ния пора­жа­ют­ся один или несколь­ко сег­мен­тов лег­ко­го. Обыч­но чаще пора­жа­ют­ся пра­вые сег­мен­ты. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния начи­на­ет­ся ост­ро с повы­ше­ния тем­пе­ра­ту­ры, обыч­но выра­же­ны симп­то­мы инток­си­ка­ции, появ­ля­ют­ся боли в обла­сти груд­ной клет­ки, ино­гда — в живо­те, кашель — ред­кий. Появ­ля­ют­ся симп­то­мы дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти, объ­ек­тив­ные дан­ные выра­же­ны сла­бо. Вто­рич­ная сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся на фоне про­те­ка­ю­щей респи­ра­тор­ной инфек­ции, при этом симп­то­мы инток­си­ка­ции выра­же­ны сла­бо. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния рент­ге­но­ло­ги­че­ски про­яв­ля­ет­ся в отдель­ных оча­гах, кото­рые сли­ва­ют­ся, а затем захва­ты­ва­ют целый сегмент.

Крупозная пневмония

Вос­па­ли­тель­ный про­цесс захва­ты­ва­ет долю лег­ко­го или его часть и плев­ру. Встре­ча­ет­ся ред­ко. Часто вызы­ва­ет­ся пнев­мо­кок­ком. Нача­ло острое. Забо­ле­ва­ние начи­на­ет­ся с голо­во­кру­же­ния, ухуд­ше­ния само­чув­ствия, рез­кой голов­ной боли. Отме­ча­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра до 40–41 °С, часто боль­ные жалу­ют­ся на озноб. Кашель в пер­вые три дня ред­кий, сухой, затем — с выде­ле­ни­ем ржа­вой мок­ро­ты. Быст­ро появ­ля­ют­ся циа­ноз, одыш­ка. Часто у детей появ­ля­ет­ся абдо­ми­наль­ный син­дром, про­яв­ля­ю­щий­ся боля­ми в обла­сти пуп­ка, метео­риз­мом, рво­той. Раз­ли­ча­ют четы­ре ста­дии в тече­нии кру­поз­ной пневмонии.

При пер­вой ста­дии — ста­дии при­ли­ва, — опре­де­ля­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка с тим­па­ни­че­ским оттен­ком, ослаб­лен­ное дыха­ние, пери­о­ди­че­ски про­слу­ши­ва­ет­ся кре­пи­та­ция. Во вто­рой ста­дии раз­ви­ва­ет­ся гипе­ре­мия лица, часто — на сто­роне пора­же­ния, тяже­лое состо­я­ние. На сто­роне пора­же­ния опре­де­ля­ют­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, брон­хи­аль­ное дыха­ние, брон­хо­фо­ния. Хри­пы не про­слу­ши­ва­ют­ся. Тре­тья ста­дия раз­ви­ва­ет­ся на 4–7‑й день — уси­ли­ва­ет­ся кашель, тем­пе­ра­ту­ра пада­ет, часто кри­ти­че­ски. Пер­ку­тор­ный звук при­ни­ма­ет тим­па­ни­че­ский отте­нок, появ­ля­ет­ся крепитация.

В чет­вер­той ста­дии — ста­дии раз­ре­ше­ния, — сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, появ­ля­ет­ся частый кашель, появ­ля­ют­ся обиль­ные раз­но­ка­ли­бер­ные хри­пы. На рент­ге­но­грам­мах так­же опре­де­ля­ет­ся ста­дий­ность про­цес­са: в пер­вой ста­дии — уси­ле­ние сосу­ди­сто­го рисун­ка, огра­ни­че­ние подвиж­но­сти диа­фраг­мы; во вто­рой ста­дии появ­ля­ют­ся плот­ные тени, соот­вет­ству­ю­щие долям с вовле­че­ни­ем кор­ня и плев­ры; в тре­тьей и чет­вер­той ста­ди­ях инфиль­тра­ция исче­за­ет постепенно.

При кру­поз­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся рез­кий ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, уско­ре­ние СОЭ. Ати­пич­но про­те­ка­ет кру­поз­ная пнев­мо­ния у детей ран­не­го воз­рас­та. Обыч­но нечет­ко выра­же­ны основ­ные симп­то­мы забо­ле­ва­ния. Под вли­я­ни­ем анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии уко­ра­чи­ва­ют­ся ста­дии вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са. В слу­чае нера­ци­о­наль­ной тера­пии воз­ни­ка­ет затяж­ное тече­ние заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интер­сти­ци­аль­ная пнев­мо­ния воз­ни­ка­ет при вирус­ной, мико­плаз­мен­ной, пнев­мо­цист­ной, гриб­ко­вой и ста­фи­ло­кок­ко­вой инфек­ци­ях. Чаще эта пнев­мо­ния реги­стри­ру­ет­ся у недо­но­шен­ных и ново­рож­ден­ных детей, а так­же на фоне дис­тро­фии, имму­но­де­фи­цит­ных состо­я­ний у детей. Забо­ле­ва­ние может сопро­вож­дать­ся выра­жен­ной инток­си­ка­ци­ей, воз­мож­но паде­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния, кро­ме это­го, часто отме­ча­ют­ся изме­не­ния со сто­ро­ны цен­траль­ной нерв­ной систе­мы, а так­же желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та. Отме­ча­ет­ся изну­ри­тель­ный кашель со скуд­ной пени­стой мок­ро­той. При интер­сти­ци­аль­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся взду­тие груд­ной клет­ки. Пер­ку­тор­но — тим­па­нит. Про­слу­ши­ва­ют­ся еди­нич­ные кре­пи­ти­ру­ю­щие и сухие хри­пы на фоне ослаб­лен­но­го дыха­ния. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски выяв­ля­ют­ся эмфи­зе­ма, пере­брон­хи­аль­ная инфиль­тра­ция, яче­и­стость интер­сти­ци­аль­но-сосу­ди­сто­го рисун­ка. Со сто­ро­ны кро­ви выяв­ля­ет­ся лей­ко­ци­тоз, повы­ше­ние СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диа­гно­сти­ка про­во­дит­ся на осно­ва­нии кли­ни­ко-рент­ге­но­ло­ги­че­ских данных.

Кли­ни­че­ски­ми симп­то­ма­ми являются:

  • тем­пе­ра­тур­ная реакция;
  • при­зна­ки дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти: одыш­ка, циа­ноз, уча­стие в дыха­нии вспо­мо­га­тель­ной мускулатуры;
  • стой­кие аускуль­та­тив­ные и пер­ку­тор­ные откло­не­ния со сто­ро­ны легких;
  • рент­ге­но­ло­ги­че­ски — оча­го­вые, сег­мен­тар­ные, лобар­ные инфиль­тра­тив­ные тени;
  • со сто­ро­ны кро­ви: лей­ко­ци­тоз, ней­тро­фи­лез, повы­ше­ние СОЭ;
  • эффект от про­во­ди­мой этио­ло­ги­че­ской терапии.

Тече­ние пнев­мо­ний у детей зави­сит от этио­ло­гии, воз­рас­та и нали­чия раз­лич­ных сопут­ству­ю­щих забо­ле­ва­ний. Осо­бен­но тяже­ло про­те­ка­ют пнев­мо­нии, вызван­ные гос­пи­таль­ны­ми штам­ма­ми золо­ти­сто­го ста­фи­ло­кок­ка или гра­мот­ри­ца­тель­ны­ми бак­те­ри­я­ми. Тече­ние пнев­мо­ний в этих слу­ча­ях харак­те­ри­зу­ет­ся ран­ним абсце­ди­ро­ва­ни­ем, быст­рым про­ры­вом вос­па­ли­тель­но­го оча­га в плев­ру и воз­ник­но­ве­ни­ем пиоп­нев­мо­то­рак­са с бур­ным тече­ни­ем заболевания.

В пери­о­де ново­рож­ден­но­сти пнев­мо­ния име­ет серьез­ный про­гноз. Раз­ли­ча­ют при­об­ре­тен­ные и внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии ново­рож­ден­ных. Внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии воз­ни­ка­ют в резуль­та­те инфи­ци­ро­ва­ния пло­да во вре­мя бере­мен­но­сти или аспи­ра­ции инфи­ци­ро­ван­ны­ми око­ло­плод­ны­ми вода­ми, при этом аспи­ра­ция может быть как внут­ри­утроб­ной, так и интра­на­таль­ной. У ново­рож­ден­ных пнев­мо­нии часто сопро­вож­да­ют­ся ате­лек­та­за­ми, а так­же деструк­ци­ей легоч­ной ткани.

Важ­ную роль в раз­ви­тии пнев­мо­нии могут играть пред­рас­по­ло­жен­ность к аллер­ги­че­ско­му воз­дей­ствию внеш­них фак­то­ров и воз­ник­но­ве­ние ката­раль­но­го вос­па­ле­ния сли­зи­стых обо­ло­чек. При дан­ных пнев­мо­ни­ях харак­тер­ным явля­ет­ся при­со­еди­не­ние аст­ма­ти­че­ско­го син­дро­ма. Тече­ние пнев­мо­нии в этих слу­ча­ях при­ни­ма­ет реци­ди­ви­ру­ю­щий харак­тер. У детей, стра­да­ю­щих рахи­том, пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся чаще и име­ет затяж­ное тече­ние. У детей с гипо­тро­фи­ей воз­ни­ка­ет чаще в свя­зи со зна­чи­тель­ным сни­же­ни­ем имму­ни­те­та, отме­ча­ет­ся сла­бая выра­жен­ность симп­то­мов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В слу­чае сред­не­тя­же­лых и тяже­лых форм дети под­ле­жат ста­ци­о­нар­но­му лече­нию. Дети пер­во­го года жиз­ни — при любых формах.

Лече­ние пнев­мо­ний про­во­дит­ся ком­плекс­но и состо­ит в:

  • при­ме­не­нии этио­троп­ных средств;
  • окси­ге­но­те­ра­пии при раз­ви­тии дыха­тель­ной недостаточности;
  • назна­че­нии средств, улуч­ша­ю­щих брон­хи­аль­ную проводимость;
  • при­ме­не­нии средств и мето­дов, обес­пе­чи­ва­ю­щих транс­порт кис­ло­ро­да крови;
  • назна­че­нии пре­па­ра­тов, улуч­ша­ю­щих про­цес­сы тка­не­во­го дыхания;
  • исполь­зо­ва­нии средств, улуч­ша­ю­щих обмен­ные про­цес­сы в организме.

Пита­ние ребен­ка долж­но соот­вет­ство­вать воз­рас­ту и потреб­но­стям дет­ско­го орга­низ­ма. Одна­ко в пери­од инток­си­ка­ции пища долж­на быть меха­ни­че­ски и хими­че­ски щадя­щей. В свя­зи с кашлем из раци­о­на исклю­ча­ют­ся про­дук­ты, содер­жа­щие части­цы, кото­рые могут аспи­ри­ро­вать­ся. Назна­ча­ет­ся допол­ни­тель­но жид­кость в виде питья. Для это­го исполь­зу­ют­ся отва­ры шипов­ни­ка, чер­ной смо­ро­ди­ны, соки.

Сра­зу после поступ­ле­ния в ста­ци­о­нар про­из­во­дят­ся забор мок­ро­ты, смы­вы для бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го обсле­до­ва­ния, затем назна­ча­ет­ся этио­троп­ное лече­ние, кото­рое про­во­дят под кон­тро­лем кли­ни­че­ской эффек­тив­но­сти, в после­ду­ю­щем — с уче­том полу­чен­ных резуль­та­тов чув­стви­тель­но­сти мок­ро­ты к анти­био­ти­кам. В слу­чае вне­боль­нич­ной пнев­мо­нии назна­ча­ют­ся мак­ро­ли­ды ново­го поко­ле­ния. В слу­чае вну­т­ри­боль­нич­ных пнев­мо­ний назна­ча­ют цефа­ло­спо­ри­ны вто­ро­го, тре­тье­го поко­ле­ний и анти­био­ти­ки груп­пы резерва.

При пнев­мо­ни­ях у детей, воз­ник­ших в резуль­та­те внут­ри­утроб­ной инфек­ции, назна­ча­ют новое поко­ле­ние мак­ро­ли­дов — спи­ро­ми­цин, рок­сит­ро­ми­цин, ази­т­ро­ми­цин. В слу­чае пнев­мо­нии у детей с имму­но­де­фи­ци­та­ми назна­ча­ют­ся цефа­ло­спо­ри­ны тре­тье­го, чет­вер­то­го поко­ле­ний. При сме­шан­ной инфек­ции, вза­и­мо­дей­ствии воз­бу­ди­те­ля грип­па и ста­фи­ло­кок­ка наря­ду с вве­де­ни­ем анти­био­ти­ков широ­ко­го спек­тра дей­ствия вво­дит­ся про­ти­во­грип­поз­ный у‑глобулин по 3–6 мл.

Анти­био­ти­ки при­ме­ня­ют ком­плекс­но по сле­ду­ю­щей схеме:

  • цефа­ло­спо­ри­ны;
  • цефа­ло­спо­ри­ны плюс аминогликозиды.

Назна­ча­ют­ся муко­ли­ти­че­ская тера­пия, брон­хо­ли­ти­че­ские сред­ства, физио­те­ра­пия, имму­но­кор­ре­ги­ру­ю­щее лече­ние. При скоп­ле­нии сек­ре­та в дыха­тель­ных путях необ­хо­ди­мо уда­лять содер­жи­мое носо­глот­ки, гор­та­ни, круп­ных брон­хов. При выра­жен­ных симп­то­мах дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти при­ме­ня­ет­ся оксигенотерапия.

При при­зна­ках сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти назна­ча­ют сер­деч­ные гли­ко­зи­ды — стро­фан­тин, а так­же суль­фо­кам­фо­ка­ин. При­ме­ня­ют­ся и сред­ства имму­но­те­ра­пии. При лече­нии пнев­мо­нии про­во­дят симп­то­ма­ти­че­скую и посин­дром­ную тера­пии. В пери­о­де выздо­ров­ле­ния боль­шое зна­че­ние име­ют дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, физио­те­ра­пев­ти­че­ские мето­ды лече­ния. Для улуч­ше­ния дре­наж­ной функ­ции брон­хов при­ме­ня­ют­ся сред­ства, спо­соб­ству­ю­щие повы­ше­нию сек­ре­ции мок­ро­ты или ее разжижению.

Отхар­ки­ва­ю­щие средства:

  • Натрия бен­зо­ат
  • Аммо­ния хлорид
  • Калия йодид
  • Бром­гек­син
  • Тер­пин­гид­рат
  • Тер­моп­сис
  • N‑ацетилцистин
  • Мукал­тин
  • Пер­ту­син
  • Корень алтея
  • Лакрич­ный корень
  • Элик­сир грудной
  • Плод ани­са
  • Листья мать-и-маче­хи

При­ме­ня­ют­ся сред­ства, умень­ша­ю­щие спазм брон­хов. К ним отно­сит­ся эуфиллин.

Прогноз

Про­гноз при свое­вре­мен­ном при­ме­не­нии анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии бла­го­при­ят­ный. Выпи­сан­ные из ста­ци­о­на­ра в пери­од кли­ни­че­ско­го выздо­ров­ле­ния берут­ся на дис­пан­сер­ный учет. После выпис­ки из ста­ци­о­на­ра 2–4 неде­ли ребе­нок не дол­жен посе­щать дет­ские учре­жде­ния. Дети до шести меся­цев пер­вый месяц осмат­ри­ва­ют­ся раз в неде­лю, затем — два раза в месяц; с шести до две­на­дца­ти меся­цев — раз в десять дней в тече­ние пер­во­го меся­ца, затем — раз в месяц. После одно­го года до трех лет — раз в пер­вый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осмат­ри­ва­ют­ся ото­ла­рин­го­ло­гом и пуль­мо­но­ло­гом после трех­лет­не­го воз­рас­та — через месяц после выпис­ки из ста­ци­о­на­ра, затем — раз в квар­тал. Опти­маль­ной явля­ет­ся реа­би­ли­та­ция в отде­ле­ни­ях боль­ниц или в сана­то­ри­ях. Режим назна­ча­ет­ся с мак­си­маль­ным исполь­зо­ва­ни­ем све­же­го воз­ду­ха. Назна­ча­ют­ся еже­днев­но дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, ЛФК с посте­пен­ным повы­ше­ни­ем физи­че­ских нагру­зок. Пита­ние долж­но быть раци­о­наль­ным для соот­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та. Меди­ка­мен­тоз­ная реа­би­ли­та­ция осу­ществ­ля­ет­ся по инди­ви­ду­аль­ным пока­за­ни­ям. Сти­му­ли­ру­ю­щая тера­пия про­во­дит­ся повтор­ны­ми 2–3‑недельными кур­са­ми: нук­ле­и­нат натрия, мети­лу­ра­цил, диба­зол, жень­шень, алоэ, настой эле­у­те­ро­кок­ка, вита­ми­ны B этих целях исполь­зу­ет­ся и фито­те­ра­пия. Она при­ме­ня­ет­ся для сана­ции брон­хов и успо­ка­и­ва­ю­ще­го вли­я­ния на цен­траль­ную нерв­ную систе­му: корень алтея, лист мяты переч­ной, тра­ва шал­фея, корень девя­си­ла, мать-и-маче­ха, липо­вый цвет, сос­но­вые поч­ки, чабрец и др. У детей, склон­ных к аллер­ги­че­ским реак­ци­ям, при­ме­ня­ет­ся с боль­шой осто­рож­но­стью. Широ­ко исполь­зу­ет­ся физио­те­ра­пия. При­ме­ня­ют­ся гор­чич­ни­ки, щелоч­ные и фито­ин­га­ля­ции, ком­прес­сы, озо­ке­ри­то­вые аппли­ка­ции на груд­ную клет­ку. Широ­ко при­ме­ня­ет­ся мас­саж груд­ной клет­ки. После пнев­мо­нии реко­мен­ду­ет­ся сана­тор­ное лече­ние в мест­ных сана­то­ри­ях, а так­же на курор­тах Гаг­ра, Наль­чик, Гелен­джик, Новый Афон, Южно­го бере­га Крыма.

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми к сана­тор­но­му лече­нию являются:

  • актив­ность вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са в брон­хо-легоч­ной системе;
  • при­зна­ки аст­ма­ти­че­ско­го состояния;
  • нали­чие «легоч­но­го сердца».

К пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ке отно­сят­ся здо­ро­вый образ жиз­ни роди­те­лей, исклю­ча­ю­щий воз­дей­ствие вред­но­стей на плод во вре­мя бере­мен­но­сти, раци­о­наль­ное вскарм­ли­ва­ние детей, зака­ли­ва­ю­щие процедуры.

 Вто­рич­ная про­фи­лак­ти­ка включает:

  • про­фи­лак­ти­ку и лече­ние ОРВИ;
  • ран­нюю гос­пи­та­ли­за­цию боль­ных пнев­мо­ни­ей детей с отя­го­щен­ным пре­мор­бид­ным фоном;
  • свое­вре­мен­ное лече­ние гипо­тро­фии, рахи­та, имму­но­де­фи­цит­ных состояний;
  • сана­цию хро­ни­че­ских оча­гов инфекции.

Источ­ник…

Источник