Потенциальные проблемы при острой пневмонии
Диспансеризация.
Наблюдаются у терапевта в течении 6 месяцев: через 1, 3 и 6 месяцев. При тяжелых пневмониях – последнее посещение через год
Проблемы пациента:
Настоящие: одышка, синдром интоксикации, лихорадка, боль в грудной клетке, кашель с выделением ржавой мокроты.
Потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной недостаточности, сердечно-сосудистой недостаточности, плеврита, легочного кровотечения, абсцедирования.
Приоритетные проблемы: лихорадка с синдромом интоксикации, одышка, кашель сухой или с мокротой, боли в грудной клетке.
Краткосрочная цель: На фоне проводимой терапии в течение нескольких дней температура тела снизится, симптомы интоксикации уменьшатся, одышка и кашель будут беспокоить меньше. К моменту выписки температура тела нормализуется, кашель, одышка, симптомы интоксикации беспокоить не будут.
Долгосрочная цель: обучить пациентку здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1. Уход во 2 периоде лихорадки. | Для облегчения состояния и снижения температуры. |
2. Контроль за соблюдением постельного режима до нормализации температуры. | Для профилактики осложнений. |
3. Придать удобное положение в постели с возвышенным изголовьем. | Для уменьшения кашля и одышки. |
4. Контроль за соблюдением диеты и передачами из дома. Питание дробное, легкоусвояемое, витаминизированное. | С целью повышения иммунитета. |
5. Обильное витаминизированное питье. | С целью дезинтоксикации. |
6. Теплое щелочное питье. | Для улучшения отхождения мокроты. |
7.Подготовить пациента к обследованиям по назначению врача: ОАК, БАК, ОАМ, анализам мокроты: общему, на бак. посев, на КУМ, Rg, спирометрии, ЭКГ. Подготовить пациента к консультации пульмонолога. | С диагностической целью. |
8. По назначению врача проводить лечение: антибиотики, дезинтоксикационная терапия, бронхолитики, муколитики, витаминотерапия, сердечно-сосудистые средства. | С целью стабилизации состояния. |
9. Обучить пациента правилам приема лекарственных препаратов. Обучить пользоваться небулайзером. | Для эффективного лечения. |
10. Проводить контроль за соблюдением СЭР: обучить пациента кашлевому режиму; обеспечить плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором; регулярное проветривание палаты; дезинфекция мокроты и плевательниц. | Для профилактики ВБИ. |
11. Обучить пациента проведению постурального дренажа, контроль за его проведением. | С целью улучшения отхождения мокроты. |
12. Наблюдать за состоянием, АД, ЧДД, пульсом, характером мокроты. | Для раннего выявления возможных осложнений. |
13. Термометрия с графической записью в температурный лист. | Для контроля за динамикой состояния. |
14.Оксигенотерапия. | Для борьбы с гипоксией. |
15.Обучить пациента дыхательной гимнастике. | Для улучшения кровообращения и лучшего отхождения мокроты. |
16.Объяснить пациенту сущность заболевания, провести беседу о необходимости диспансерного наблюдения в течение 6 месяцев и факторах риска по данному заболеванию. | Для достижения взаимопонимания и профилактике повторного заболевания. |
.
Источник
Сегментарная пневмония
Очаговая.
Острая пневмония – острый воспалительный процесс в паренхиме легких, характеризуется признаками интоксикации, дыхательной недостаточностью, локальными физикальными изменениями.
Независимые сестринские вмешательства
Лечение
I этап – проведение мероприятий, направленных на купирование приступа.
II этап – противорецидивное лечение. Назначают препараты, стимулирующие тучные клетки – интал, тайлед, кетотифен, задитен (курсы лечения 3 – 6 мес.)
III этап – специфическая иммунотерапия.
В межприступный период проводится специфическая гипосенсибилизация аллергенами пыльцы, домашней пыли, микробными аллергенами.
В тяжелых случаях аэрозольная терапия проводится при помощи спейсеров и небулайзеров.
• Спейсер – приспособление с лицевой маской для объемного распыления аэрозоля перед вдохом.
• небулайзер – электрический прибор с распыляющим устройством, где аэрозольное лекарство смешивается с кислородом.
Контроль астмы – пикфлоуметрия- это метод измерения пиковой (максимальной) скорости выдоха, портативный способ мониторинга в течение суток.
• Дыхательная гимнастика.
• Увлажнение воздуха в квартире.
• Аэрация помещения – частые проветривания.
• Проведение постурального дренажа и вибрационного массажа.
Профилактика
1. Исключить контакт с причинно-значимым аллергеном:
• при бытовых аллергенах – освобождение квартиры от ковров, мягкой мебели, штор, книг в не застекленных шкафах, плюшевых игрушек, животных, аквариумов с рыбками;
• обеспечение пациента гипоаллергенным бельем, матрацем, подушкой;
• обеспечение достаточной аэрации, частая влажная уборка помещения, использование в уборке «моющих» пылесосов.
2. Своевременное выявление и санация очагов хронической инфекции.
3. Вакцинация по индивидуальной схеме.
4. Проведение дыхательной гимнастики.
ВИДЫ ПНЕВМОНИЙ:
• Очаговая.
• Сегментарная.
• Крупозная.
• Интерстициальная.
• Встречается наиболее часто, обычно на 5-7 день ОРИ. Воспаление развивается вблизи бронхиол.
• Стойкая лихорадка. Интоксикация.
• Признаки дыхательной недостаточности.
• При аускультации – мелкопузырчатые, влажные локальные хрипы в легких.
• Рентгенологические изменения в легких – инфильтративные тени.
• Воспалительные изменения в периферической крови.
• Поражается один или несколько сегментов с закупоркой сегментарного бронха.
• Чаще имеют вялотекущее, затяжное течение с развитием пневмосклероза и абсцедирования.
• Иногда возможно бессимптомное течение.
• Протекает тяжело. Поражается вся доля лёгкого.
• Начинается остро с повышения T до 40 град., озноба, бреда, головной боли.
• При дыхании – боли в грудной клетке.
• Кашель вначале сухой, болезненный, затем малопродуктивный с «ржавой» мокротой.
• Возможно развитие абдоминального синдрома.
Интерстициальная.
• Воспалительный процесс развивается в соединительной и межальвеолярной ткани с микроателектазами.
• У детей раннего возраста протекает с быстрым развитием дыхательной, сердечнососудистой недостаточности и поражения ЖКТ и ЦНС.
• Частый, мучительный, приступообразный кашель с пенистой кровянистой мокротой.
• Грудная клетка вздута.
Потенциальные проблемы пневмонии
• ОДН.
• Бронхообструктивный синдром.
• Ателектазы.
• Абсцедирование.
• Пневмосклероз.
• Переход в хроническую форму.
Лабораторно-инструментальная диагностика
• Мазок из зева на флору и чувствительность к антибиотикам.
• Общий анализ крови.
• Рентгенография органов грудной клетки.
Лечение:
Госпитализация – дети до 1 года и с тяжелыми формами.
- Антибактериальная терапия, в/м, в/в.
- Дезинтоксикационная терапия.
- Кислород.
- Витамины.
- Антигистаминные средства.
- Отхаркивающие препараты.
- Дыхательная гимнастика, массаж, физиолечение.
Уход
• Изоляция в боксированные палаты.
• Постельный режим на время лихорадки.
• Запрещается тугое пеленание грудных детей.
• Частое поворачивание ребенка для профилактики застойных явлений.
• Проветривание палат 5-6 раз в день по 30 мин.
• Питание полноценное, жидкое, исключить твердые и сухие продукты.
• Частое витаминизированное питье.
• Мониторинг. Помощь при лихорадке.
• Подготовка ребёнка к обследованию и манипуляциям с помощью терапевтической игры.
Сестринский процесс при остром бронхите и острой пневмонии:
I. Сбор информации:анамнез, мед. документы, осмотр, лабораторные и аппаратные исследования.
II. Выявление нарушенных потребностей и формулирование проблем:
– нарушение общего состояния: синдром общей интоксикации:
¨ лихорадка;
¨ слабость, утомляемость;
¨ нарушение поведения: капризный, плаксивый, раздражительный, не интересуется окружающим (игрушками, общением со сверстниками);
¨ нарушение сна;
¨ нарушение аппетита;
– кашель (сухой, влажный);
– акроцианоз или цианоз кожи, слизистых;
– одышка: инспираторная, экспираторная
– Участие в акте дыхания вспомогательной дыхательной мускулатуры. Какой?
– учащение сердцебиений;
– угроза судорог из-за:
Ø высокой температуры;
Ø гипоксии;
Ø интоксикации.
– угроза развития сосудистой недостаточности:
Ø обморок;
Ø коллапс.
III. Планирование сестринских вмешательств:
– обеспечить инфекционную безопасность;
– обеспечить санитарно-гигиенический режим в помещении;
– соблюдать личную гигиену пациента;
– оказать помощь и научить пациента поведению при сухом и влажном кашле;
– обеспечить помощь при гипоксии;
– выполнять назначения врача по:
¨ борьбе с инфекцией – антибиотики;
¨ ликвидации воспалительного процесса;
¨ симптомов интоксикации;
¨ неотложной помощи при дыхательной недостаточности или остановке дыхания;
¨ применению вспомогательных методов лечения: ингаляции, горчичники, банки.
Источник
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная – пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная – вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая – наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная – наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная – возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) – пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная – редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.
Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:
1 этап. Сбор информации
– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
– активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
– наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
– динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
– обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
– консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
– проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Источник