Пневмония у детей дыхание аудио

Пневмония у детей дыхание аудио thumbnail

Как определить, что у ребенка воспаление легких? Как правильно лечить пневмонию у детей?

Воспаление лёгких – опасная болезнь, поэтому ее нужно уметь правильно лечить. Особенно это актуально по отношению к малышам, так как согласно статистике, каждый год во всем мире от пневмонии умирают 1,4 миллиона детей в возрасте до 5 лет. Несмотря на достижения современной медицины, воспаление легких по частоте смертельных исходов занимает первое место среди всех инфекционных заболеваний.

Пневмония или воспаление легких – это инфекционное заболевание, при котором поражаются самые нижние отделы дыхательной системы и нарушается функция легкого. Именно поэтому основным показателем пневмонии является не кашель и насморк, а одышка, потому что альвео-лярные мешочки при воспалении легких наполняются жидкостью или гноем, что затрудняет газообмен и вентиляцию в легких.

Частое и кряхтящее дыхание ребенка – серьезный повод для обращения к врачу, даже если насморка и кашля при этом у него нет. В норме частота дыхания у детей в спокойном расслабленном состоянии должно быть следующим:

– у новорожденных младше 2 месяцев – до 50 вдохов в минуту;

– у малышей от 2 месяцев и до 1 года – до 40 вдохов в минуту;

– у детей в возрасте 1-3 лет – до 30 вдохов в минуту;

– у дошколят в возрасте 3 -7 лет – до 25 вдохов в минуту;

– у школьников 7 -10 лет – до 20 вдохов в минуту.

При воспалении легких эти показатели намного больше.

Заболеть пневмонией ребенок может в любое время года, а не только зимой. Особенно опасна пневмония для малышей до 5 лет, иммунитет которых еще неокрепший, а организм их еще не умеет справляться с инфекцией.

Воспаление легких у ребенка

Пневмония редко бывает самостоятельной болезнью, чаще всего она развивается на фоне бронхита, сильной простуды и заболеваний горла из-за загустевания и плохого отхождения мокроты, препятствующей вентиляции легких. Причиной развития воспаления в легких могут быть вирусы, бактерии и грибки. Встречаются и смешанные воспаления, например, вирусно-бактериальные.

По степени развития болезни пневмония может быть односторонней и двусторонней. Двусторонняя пневмония наиболее опасная, именно она является основной причиной детской смертности. К сожалению, многие родители ошибочно принимают пневмонию ребенка за обычную простуду и ждут, когда вот-вот ему станет лучше. И только тогда, когда ребенок уже становится сосвсем слабым, а его температура не падает даже после приема жаропонижающих средств, вызывают скорую помощь.

Важно: если у ребенка высокая температура, он жалуется на боль в груди при кашле и дыхании, у него одышка, то обязательно надо вызвать врача, чтобы исключить воспаление лёгких. Специфические симптомы, по которым можно заподозрить пневмонию у ребенка, следующие:

– он болеет гриппом или другой вирусной инфекцией уже 3-5 дней, а состояние его не улучшается или после незначительного улучшения температура поднялась снова;

– жаропонижающие средства малоэффективны, они сбивают температура лишь на 30-40 минут ;

– у него частое и шумное дыхание, одышка;

– он часто кашляет, попытки сделать глубокий вдох каждый раз заканчиваются кашлем;

– он слабый, постоянно спит и ничего не хочет кушать;

– кожа у него стала бледной, а губы приобрели синюшный оттенок;

– он жалуется на боль в животе и тошноту.

Для диагностики пневмонии врач прослушивает дыхание ребенка стетоскопом, дает направление на сдачу анализа крови и прохождение рентгента грудной клетки. При пневмонии прослушиваются хрипы влажные и мелкопузырчатые, а при бронхите они сухие и свистящие. В последнее время для точной постановки диагноза “пневмония” терапевты используют результаты анализа крови на С реактивный белок.

По результатам такого исследования можно определить, насколько сильно воспаление в легких. Если уровень С реактивного белка меньше 20 мг/л, то, скорее всего, у ребенка – бронхит, а воспаления в легких нет. Если же этот показатель приближается к 100 мг/л, то надо срочно сделать рентгеновский снимок, чтобы окончательно подтвердить диагноз “пневмония”.

Рентгенограмма при пневмонии у ребенка
Рентгенограмма при пневмонии у ребенка.

Рентгеновский снимок – обязательный метод исследования при подозрении пневмонии (воспаления легкого).

Лечение пневмонии зависит от типа микроорганизма, который способствовал ее развитию. Вирусная пневмония, которая развивается на фоне ОРВИ, считается более легкой формы. Она не требует длительного лечения и обычно проходит вместе с вирусной инфекцией. Чего нельзя сказать о бактериальной пневмонии. Ее обязательно следует лечить антибиотиками. Они помогают не только бороться с инфекцией, но и снижают температуру. Поэтому в данном случае жаропонижающие средства врач может и не назначить.

Многие родители спрашивают врачей: “А можно ли лечить пневмонию ребенка дома?”, так как не желают оставлять его одного в больнице. Биодоступность современных антибиотиков высокая, поэтому при легких формах пневмонии врач может разрешить лечить ребенка и дома, но отказываться от госпитализации, пренебрегая врачебных рекомендаций, при воспалении легких нельзя. Особенно если родители несвоевременно вызвали терапевта и пытались лечить ребенка сами, успев дать ему попробовать 2-3 вида антибиотика. В этом случае понятно, что таблетки ребенку уже не помогут, надо делать инъекции. Начатое на ранней стадии лечение воспаления легких помогает избежать тяжелых осложнений.

Очень распространённая ошибка многих родителей – самостоятельно прекращать давать ребенку антибиотики. Полечились 3- 5 дней, температуры больше нет, и перестают давать лекарства, назначенные врачом. Этого делать ни в коем случае нельзя. Если врач назначил курс антибиотиков на 10 дней, значит, принимать их нужно именно столько времени, и ни днём меньше, даже если ребенок чувствует себя уже здоровым.

Во время болезни ребенок отказывается от еды и не хочет пить. Это нормальное явление, указывающее на то, что организм “экономит” силы, чтобы бороться с недугом. Заставлять ребенка насильно кушать не нужно, а вот поить его водой надо часто и небольшими порциями. Она разжижает слизь в легких и выводит токсины из организма. Вместо воды можно ребенку дать настой шиповника, компот из сухофруктов и ягод, а также свежевыжатые соки, разбавленные водой 1:1.

В период лечения пневмонии не нужно давать ребенку аптечные общеукрепляющие витаминные или иммуномодулирующие препараты. Они только увеличивают нагрузку на печень, которая во время болезни и так страдает. После окончания приема антибиотиков врач может назначить пробиотики, восстанавливающие микрофлору кишечника, сорбенты, чтобы ускорить очищение организма от токсинов и витаминное питание.

В комнате, где лежит больной ребенок, должно быть чисто и свежо. Полезно там поставить увлажнитель воздуха, чтобы мокроты не пересыхали и не застаивались в легких, а ребенку было легче дышать. При правильном лечении пневмонии ребенок быстро восстанавливается. К нему возвращаются прежний аппетит, отличное самочувствие и хорошее настроение.

Видео уроки техники аускультации легких

Рекомендуем посмотреть другие видео ролики по пропедевтике

Предлагаем ознакомиться со звуками аускультации легких:

1. Везикулярное дыхание:

2. Бронхиальное дыхание:

3. Влажные хрипы:

3. Сухие хрипы:

4. Шум трения плевры:

5. Крепитация:

6. Жесткое дыхание:

7. Амфорическое дыхание:

8. Побочные дыхательные шумы:

9. Аускультация легких:

– Вернуться в оглавление раздела “Пульмонология”

Автор: Искандер Милевски

Рекомендуем ознакомиться с тематичными статьями на нашем сайте:

  • Простуда прошла, а кашель остался? Лечение кашля
  • Что делать, если ребенок кашляет? Лечим кашель у ребенка
  • Неврогенный кашель. Диагностика происхождения кашля
  • Как лечить сухой кашель у ребенка? Суприма бронхо и синекод от кашля
  • Как отличить бронхит от обычной простуды? Признаки бронхита
  • Замучил обструктивный бронхит у ребенка? Ингаляция – эффективный способ лечения бронхита
  • Кашель как причина эмфиземы легких. Обтурационная эмфизема с бронхиальным стенозом

Источник

Пневмония – тяжелое заболевание, которое может серьезно навредить здоровью даже взрослого человека. Для лечения патологии мало вовремя обратиться к врачу, необходимо пройти полноценную диагностику.

Очень важно получить как можно больше сведений о развитии воспаления легких, знать масштабы поражения легочной ткани, степень прогрессирования заболевания. Часть нужной информации, особенно на начальном этапе, может принести аускультация.

Что это такое?

Аускультацией называется неинвазивный физический метод диагностики, в основе которого лежит принцип выслушивания звуков, которые образуются в процессе работы внутренних органов.

Существует несколько видов аускультации:

  1. Непрямая – подразумевается использование медработником специальных приспособлений, таких как стетоскоп или фонендоскоп (это могут быть также трубки различных форм и величины, например, которые используются в акушерской практике). Данный вид исследования используется в подавляющем большинстве случаев.
  2. Прямая – речь идет о выслушивании звуков путем обычного прикладывания уха к участку тела пациента, где позиционируется интересующий врача орган.

В большинстве случаев аускультация применяется именно для оценки работы легких и диагностики легочных заболеваний. К этому методу в обязательном порядке прибегают все педиатры и терапевты во время первичного осмотра пациента даже при рядовом ОРВИ. Также в медицинской практике его используют пульмонологи и многие другие специалисты. Разумеется, для диагностики воспаления легких аускультация применяется не реже.

Признаки болезни для составления аускультативной картины

При подозрении на пневмонию, звук в легких необходимо выслушать особенно тщательно, поочередно уделяя внимание разным частям. Таким образом, врач последовательно выслушивает следующие участки:

  1. Передняя часть грудной клетки, начинающаяся от подключичной зоны и оканчивающаяся диафрагмальной областью.
  2. Затем осуществляется выслушивание боковых участков грудной клетки (в области ребер).
  3. Выслушивание задней части, то есть спины (плечевой пояс, лопаточная зона и ниже).

Фото 2

Если проводить аускультацию по всем канонам, прописанным в медицинских справочниках, нужно соблюдать ряд правил. Например, при исследовании боковых частей грудной клетки в передней проекции, пациент должен поднять обе руки над головой.

Когда врач переходит к аускультации спины, больному необходимо наклонить голову вниз и скрестить руки на груди. На протяжении всего процесса выслушивания легких рекомендуется дышать ртом или делать глубокий вдох носом, а выдыхать ртом.

Можно выделить три пункта особенностей проведения диагностики, каждый из которых соответствует отдельному этапу исследования:

  1. Первый этап подразумевает выслушивание легких при глубоком дыхании. При этом пациент должен стараться не издавать лишних звуков, чтобы не исказить аускультативную картину. Врач проводит сравнительную характеристику звуков в правом и левом легких, поэтому дышать придется довольного долго. Учитывая тот факт, что на первом этапе аускультации пациент должен находиться в вертикальном положении, могут потребоваться перерывы, чтобы избежать гипервентиляции легких.
  2. Второй этап аускультации легких на предмет развития пневмонии у взрослых подразумевает выслушивание участков, показавшихся подозрительными. Данный этап исследования не занимает много времени, на каждый подозрительный участок требуется всего несколько глубоких вдохов. За это время специалист успевает оценить характер звуков и сделать соответствующие выводы.
  3. Третий этап отличается от предыдущих тем, что перед его началом больной должен хорошенько прокашляться. Дело в том, что после приступа кашля восстанавливается естественная вентиляция бронхов, что позволяет обнаружить новые патологические шумы или услышать старые более отчетливо. Именно после кашля становится более явным один из характерных для пневмонии тип шумов – крепитация. Однако, если определенные участки бронхов закупорены мокротой, третий этап может не дать важных результатов, за исключением понимания факта закупорки.

Важно! На всех этапах аускультации больной должен занимать вертикальное положение. Но выслушивание звуков в легких важно проводить и в горизонтальном положении, в качестве дополнительного этапа. Дело в том, что, когда пациент лежит, бронхи сужаются и если присутствуют сухие хрипы, они будут слышны более отчетливо.

Постановка диагноза у взрослых по звуку в легких

Фото 3Даже при условии проведения аускультации, первое, на что обращает внимание врач – клинические признаки болезни, проявляющиеся у пациента.

Если же говорить непосредственно об аускультации, при выслушивании легких на развитие пневмонии указывают рассмотренные в данной главе шумы и звуки. По их характеру можно строить предположения касательно формы воспаления легких.

  • Крупозная пневмония – при выслушивании легких отчетливо слышна крепитация, которую часто сравнивают с хрустом. Кроме того, хрипы классифицируют как влажные, возникающие преимущественно в момент глубокого вдоха. Возникновение крепитаций и влажных хрипов обусловлено прохождением воздуха через скопления слизи на стенках альвеол и пузырчатого экссудата в бронхах.
  • Очаговая пневмония – данной форме воспаления легких характерно так называемое грубое дыхание, сопровождающееся сухими хрипами и четко локализованной крепитацией, которая прослушивается непосредственно в области очага воспаления. При этом крепитации возникают в процессе вдоха, что объясняется раскрытием альвеол, слипшихся вследствие накопления слизи. Сухие хрипы, наоборот, возникают на выдохе, и по мере выхода воздуха, превращаются в мелкопузырчатые шумы.

Вне зависимости от формы или вида пневмонии, характерные шумы и хрипы возникают как на вдохе, так и на выдохе. После кашля патологические звуки в легких приобретают более отчетливый характер или вовсе изменяются, как и от смены положения тела. Именно по этой причине врач обязан проводить аускультацию до и после приступов кашля, а также просить пациента принять горизонтальное и вертикальное положение.

Важно! Помимо хрипов и шумов, врач должен обращать внимание на любые отклонения от нормы. Навести на мысль о воспалении легких может даже ослабленное или отягощенное дыхание.

Стереостетофонендоскоп

Человеческий слух несовершенен – мы хорошо слышим преимущественно пространственные колебания. В аускультации многое зависит от стадии развития пневмонии и особенностей слуха врача, который проводит диагностику. По этой причине некоторые детали могут ускользнуть, что грозит постановкой неправильного диагноза или позволит болезни прогрессировать до тех пор, пока врач не сможет услышать определенные шумы.

Фото 4

Чтобы подобного не случилось, можно прибегнуть в более точному методу аускультации, в процессе которого используется специальный прибор – стереостетофонендоскоп. Устройство обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • Возможность «услышать» пневмонию на самых ранних стадиях патологического процесса, то есть до появления яркой аускультативной картины. Такие звуки человеческое ухо распознать не может.
  • Возможность точно установить локализацию очага воспаления.
  • Благодаря чувствительности устройства, появляется возможность начать лечение в рекордно ранние сроки.
  • Значительно ускоряется процесс диагностики.

Заключение

Аускультация является далеко не самым информативным методом диагностики воспаления легких. Однако, процедуру можно считать золотым стандартом выявления заболеваний органов дыхания, ведь ее проводит каждый врач на первом осмотре. От того, что слышно во время аускультации, зависят дальнейшие действие специалиста (назначение флюорографии, например)

Загрузка…

Источник

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур. Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений. Одним из методов данной науки является аускультация.

аускультацияЭтот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

аускультация легких у детейОсобенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • отек легкихпневмония,
  • легочный инфаркт,
  • наличие опухоли в легком,
  • отек легких,
  • туберкулез,
  • пневмоторакс,
  • скопление жидкости в плевральной полости,
  • сердечная недостаточность.

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

хрипыПомимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

Особенности выполнения

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов. Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп). Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

  1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
  2. аускультацияПомещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
  3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
  4. В помещении не должно быть холодно.
  5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
  6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
  7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
  8. Не надавливать на инструмент.
  9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
  10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
  11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

Места аускультации лёгких

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов. Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком. Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

аускультацияОсновные точки для выслушивания – это:

  • ямки над ключицами,
  • ямки под ключицами,
  • с двух сторон тела на уровне третьего ребра,
  • участки по бокам,
  • межлопаточное пространство,
  • области вокруг лопаток.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

  • громкость,
  • однородность либо неоднородность,
  • высоту,
  • продолжительность,
  • постоянство,
  • распространенность,
  • проявление согласно фазам дыхания.

аускультацияПроцедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

  1. Исследование в нормальном состоянии.
  2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
  3. Оценка показателей при покашливании.
  4. Выявление показателей при смене положения.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

Нормы и отклонения

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

Другими признаками патологии можно назвать:

  1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
  2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
  3. Возникновение дополнительных шумов.

Дыхание при аускультации легких

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

  1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
  2. пневмосклерозОслабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
  3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
  4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
  5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
  6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Загрузка…

Источник

Читайте также:  Пневмония у детей 5 лет без кашля