Пневмония курсовая работа актуальность проблемы

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Фатуллаева Г.А.

1

Богданова Т.М.

1

1 Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

Статья посвящена актуальности изучения пневмонии в современном мире. Показатели осложнений и летальных исходов повышаются, несмотря на совершенствование медицины. Появление новых штаммов микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам растет. Современные лекарственные средства помогают избежать тяжелых осложнений и вылечить практически любые формы воспаления легких без последствий. Однако необходимо помнить, что для эффективного лечения и успешной профилактики осложнений терапией данного заболевания должен заниматься специалист. Все эти трудности формируют необходимость создавать новые медицинские препараты, а также совершенствовать уже имеющиеся знания о причинах и факторах риска пневмоний различной этиологии. Выделены основные методы терапии, направленные на избавление от воспалительного процесса в легочной ткани. Различия между течением, диагностикой и тактикой лечения пневмонии между мужчинами и женщинами. Диагноз пневмония ставиться на основании клинической картины, и ряда инструментальных и лабораторных исследований. На основе исследований изучены основные причины возникновения болезни. Выявлены группы людей склонные к данному заболеванию. В работе указаны всевозможные виды пневмонии и ее возбудителей, картины течения болезни, а также группы риска, осложнения, методы лечения и профилактики.

профилактика

осложнения

статистика

пневмония

1. А. Л. Гребнев, В. Х. Василенко- Пропедевтика внутренних болезней. 5-е изд., доп и перераб. — М.: Медицина, 2001 г. – 592с. — [3, 4]

2. В. И. Покровский Этиологическая диагностика и этиотропная терапия острых пневмоний/ В.И Покровский, С.В. Прозоровский, В.В. Малеев и др. – М.: Медицина. – 1995. – 272с. — [8]

3. Игнатова Г. Л., Федосова Н. С., Степанищева Л. А. Профилактическое и терапевтическое использование пневмококковой вакцины у работающих на промышленном предприятии пациентов с хроническими бронхолегочными заболеваниями. («Урал-Трак ЧТЗ», Челябинск). Пульмонология, 2007, № 3 — [6]

4. Н.А Мухин, Моисеев- Пропедевтика внутренних болезней: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. —М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 г. – 848с. — [1, 2]

5. Таточенко В. К., Антибактериальная терапия пневмоний у детей. Фарматека, № 11, 2002 — [7]

6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)- Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., З-46 2017. – 170 с. — [5]

Лечение пневмонии в последнее время является одной из самых актуальных проблем в современной медицинской практике.

Пневмония является достаточно распространенным заболеванием органов дыхания. С каждым столетием течение данного заболевания усугубляется, так как появляются все больше новых штаммов вирулентных микроорганизмов, являющихся возбудителями пневмонии. Действие антибиотиков слабеет, летальность заболевания увеличивается. В России ежегодно отмечается около 1,5 млн случаев пневмоний. Число больных с осложненным течением болезни растет из-за недостаточной оценки тяжести состояния больного. Количество больных пневмонией остается одной из главных проблем в нашей стране.

Цель: изучить причины возникновения пневмонии, методы профилактики, а также определение дальнейших перспектив в разрешении проблемы резистентности бактерий к антибиотикам.

Материалы и методы. Изучение статистических данных России и анализ научной литературы.

Результаты и обсуждение.

Два столетия назад воспаление легких считали одним из самых опасных заболеваний, так как большинство из числа больных погибали. Казалось, что с открытием антибиотиков, лечение станет лучше, но, к сожалению, микроорганизмы стали более устойчивы к антибиотикам, что стало новым препятствием перед медиками.
Возбудители данного заболевания с каждым годом становятся более резистентными, меняя свой геном, мутируя, становятся более вирулентными.
Первое упоминание о воспалении легких говорится в трудах древнеримского целителя Цельса.
Также знаменитый древнегреческий целитель – Гиппократ высказывал суждения о воспалительных процессах органов дыхания, как о болезни всего организма.

Пневмонию он считал местным воспалительным процессом. Чтобы вылечить это заболевание, в то время применяли обильные кровопускания, что безусловно, увеличивало смертность.
В 1684 году английский доктор Томас Виллис выделил основные симптомы пневмонии: лихорадка, высокая температура тела, кашель, одышка, диспноэ, мокрота.
В 1830 году английский врач Лаэнком описал аускультативную картину пневмонии. Доктор выделил несколько форм данного заболевания: крупозная, долевая и бронхопневмония.
В XIX веке пневмонию называли «Лихорадочная грудная болезнь».
В конце XIX века подтвердился инфекционный характер пневмонии, как раз после открытия пневмококков, гемофильной палочки, риккетсии.

Благодаря новым открытиям, ученые разработали новую классификацию болезни, а также определили новые методики лечения.
«Пневмония- воспалительное поражение легочной паренхимы, альвеол, частично мелких бронхов, инфекционной природы, чаще всего обратимое.» [1]
Пневмония бывает различной по происхождению и локализации.

«Безусловно, данное заболевание вызывает инфекция различного рода. Она может быть бактериальной (пневмококки, стафилококки), вирусной, микоплазменной, грибковой (аспергиллез, кандидоз), риккетсиозной, хламидийной. А также выделяют легионеллу, как возбудитель острой пневмонии. » [2]

«По локализации бывает: пневмония долевой (крупозная, плевропневмонию) и очаговой (дольковая, бронхопневмония)
Крупозная пневмония- поражение одной или нескольких долей легкого c воспалительным процессом плевры.
Возбудителем данной пневмонии являются в основном пневмококки, иногда могут быть стафилококки или клебсиелла.
Клиническим проявлением долевой пневмонии является повышенная температура тела до 39-40 С, тяжелая интоксикация, кашель, мокрота.» [3]
«Очаговая пневмония- воспалительный процесс в лёгочной паренхиме и в смежных бронхах.

Возбудителем очаговой пневмонии является палочка Пфайффера, стафилококк, пневмококк.» [4]

Главным возбудителем большинства пневмоний является S. Pneumoniea (15-35%)

Вторым по частоте является Legionella pneumoniea, следующий агент, вызывающий пневмонию – Haemophilus influenzae (10%).

Так мы можем сделать вывод, что наиболее часто выявляются ассоциации пневмококков и гемофильной палочки (51%), хламидий и пневмококков (20%).

Не стоит забывать атипичную пневмонию. Такая пневмония может быть вызвана микоплазмами, хламидиями, синегнойной палочкой и золотистым стафилококком. Частота микоплазменной и хламидийной пневмонии варьирует от 5 до 15 %, чаще всего страдают молодые люди.

«Атипичная пневмония возникает в результате заражения человека нетипичными возбудителями пневмонии, вызывая необычное клиническое течение болезни.» [8]

Так, например, пневмонии могут быть вызваны грамотрицательными бактериями E. coli, Pseudomonas aeruginosa.

Такая пневмония, вызванная этими возбудителями, чаще встречается у пациентов, перенесших операции на органах мочевыделительной системы, кишечнике, а также у больных пациентов резко ослабленных, истощенных, страдающих нейтропенией или с синдромом приобретённого иммунодефицита.

Атипичная пневмония является очень коварной, так как тяжело на первой стадии ее диагностировать, из-за чего не сразу начинается лечение.

В результате тяжелого течения пневмоний различного рода, могут возникать самые разнообразные осложнения.

Плевриты, миокардиты, перикардиты и эндокардиты, менингиты, инфекционно-токсический шок, сепсис, обструкция легочной ткани и многое другое.

Нагноения с образованием абсцессов возникают в клеточных инфильтратах легких, вызываемые пневмококками, клебсиеллой, стрептококками и стафилококками. Клеточный инфильтрат развивается в первые дни болезни, поэтому применение антибиотиков часто не оказывает влияния на ход событий.

Такие абсцессы сопровождаются стойкой лихорадкой, нейтрофильным лейкоцитозом до момента высвобождения гнойного содержимого полости в легкое. Если опорожнение произойдет в полость плевры возникнет пневмоторакс.

Гангрена легкого менее чаще встречающееся осложнение, но являющийся очень опасным. Гангрена легкого это гнойно-гнилостный некроз одной доли или всего легкого, имеющий тенденцию распространятся. Дает о себе знать гангрена только тогда, когда части пораженного легкого начинают отторгаться.

Острая дыхательная недостаточность также является серьезным осложнением. Из-за резкой нехватки кислорода повреждаются органы, системы органов.

Организм прекращает полноценно функционировать.

Эмпиема плевры развивается если к плевриту присоединяется вторичная инфекция. В результате чего возникает более интенсивное  интоксикационно-воспалительный синдромом.

Сепсис, как самое опасное осложнение в медицине является очень тяжелым, из всех существующих видов осложнений пневмонии. В кровь попадают микроорганизмы, которые размножаются и циркулируют в кровяном русле. Самая высокая смертность наблюдается при сепсисе.

Осложненная пневмония может затронуть не только бронхи и легкие, но и другие органы и даже весь организм.

Пневмонией подвержены не только взрослые, но и дети. Зачастую воспаление легких у детей определяется чаще.

По статистики пневмония занимает приблизительно 75% всех легочных болезней в педиатрии.

К группе риска детей, которые могут заболеть пневмонией относятся: недоношенные дети; дети, которые часто болеют ОРВИ, а также дети с хроническими заболеваниями дыхательной системы (ларингит, синусит, тонзиллит).

Пневмонии у детей протекают своеобразно, обычно в тяжелой форме и занимают одно из первых мест среди причин смерти.

«Чаще всего у детей пневмония возникает после перенесения осложнений острой респираторной инфекции.

У новорожденных детей болезнь может возникнуть благодаря внутриутробной инфекции. Такая пневмония возникает из-за герпеса, грибков, клебсиелл, хламидий.» [7]

Причем данные возбудители вызывают атипичную пневмонию, что повышает риск осложнений. Картина данной болезни не является характерной для пневмонии, что затрудняет постановку диагноза. Чем младше ребенок, тем более тяжелое и серьезное течение заболевания.

Выводы.

«Статистические данные Здравоохранения России показывают, что за январь- июль 2017 года было зафиксировано всего – 341421 случаев внебольничного инфицирования.
Из них у детей до 17 лет – 112725 человек, у детей до 14 лет – 106870. А за январь- июль 2016 года следующие показатели: всего – 367011 человек, у детей до 17 лет – 114687, у детей до 14 лет – 109467.» [5]
Пневмония является достаточно распространенным заболеванием, так из 1000 человек у 12 – 14 взрослых будет выявлена болезнь.
С возрастом люди более подвержены пневмонии. Так у людей старше 55 лет соотношение будет равно 17:1000.
Среди больных преобладают мужчины. Они составляют 52 – 56% больных, женщины 44 – 48%.

Для лечения больных с пневмонией используют антибиотики широкого спектра. Такие как бета-лактамы (цефалоспорины, карбопенемы, монобактамы), левофлоксацин, амоксициллин.

Пневмония, вызванная гриппом (вирусом), лечится противовирусными препаратами. Стоит заметить, что вирусные инфекции являются причиной 5% всех тяжелых пневмоний.

Вирусная пневмония осложняется присоединением бактериального агента, поэтому назначаются антибиотики.
Лечение пневмонии является достаточно сложным процессом, и для получения эффекта и сохранения здоровья необходимо провести ряд диагностических исследований и проводить длительную комплексную терапию, а также не забывать о профилактических мероприятиях.

Профилактика пневмоний заключается прежде всего в предупреждении ОРВИ, так как вирусная пневмония часто осложняется присоединением бактериальной пневмонии.

«К обязательной вакцинации относят вакцины от коклюша, кори и туберкулеза, возбудители которых нередко являются причиной развития пневмонии. Кроме того, применение вакцин против гриппа снижают не только заболеваемость гриппом, но и уменьшают смертность от гриппа и воспаления легких. Не стоит забывать и о пневмококковой вакцине, которая снижает заболеваемость пневмониями в 2-3 раза.» [6].

В заключение хочется сказать, что своевременное обращение к врачу и выявление пневмонии с последующим лечением способно спасти жизнь человека.

Библиографическая ссылка

Фатуллаева Г.А., Богданова Т.М. ПНЕВМОНИЯ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА МЕДИЦИНЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19158 (дата обращения: 04.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Проблема диагностики и лечения пневмоний является одной из самых актуальных в современной терапевтической практике. Только за последние 5 лет в Беларуси рост заболеваемости составил 61%. Смертность от пневмонии, по данным разных авторов, колеблется от 1 до 50%. В нашей республике летальность за 5 лет увеличилась на 52%. Несмотря на впечатляющие успехи фармакотерапии, разработку новых генераций антибактериальных препаратов, доля пневмонии в структуре заболеваемости достаточно велика. Так, в России ежегодно более 1,5 млн человек наблюдаются врачами по поводу данного заболевания, из них 20% в связи с тяжестью состояния госпитализируется. Среди всех госпитализированных больных с бронхолегочным воспалением, не считая ОРВИ, число пациентов с пневмонией превышает 60%.

В современных условиях «экономного» подхода к финансированию здравоохранения первоочередным является наиболее целесообразное расходование выделенных бюджетных средств, что предопределяет выработку четких критериев и показаний для госпитализации больных пневмонией, оптимизацию терапии с целью получения хорошего конечного результата меньшими затратами. Опираясь на принципы доказательной медицины, нам представляется важным обсуждение данной проблемы в связи с настоятельной необходимостью внедрения в повседневную практику четких критериев госпитализации больных пневмонией, что позволило бы облегчить работу участкового терапевта, экономить бюджетные средства, своевременно прогнозировать возможные исходы заболевания.

Смертность от пневмонии сегодня является одним из основных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений. От организаторов здравоохранения и врачей требуется постоянное снижение данного показателя, к сожалению, без учета объективных факторов, приводящих к летальному исходу у различных категорий пациентов. Каждый случай смерти от пневмонии обсуждается на клинико-анатомических конференциях.

Между тем, мировая статистика свидетельствует об увеличении летальности от пневмонии, несмотря на успехи в ее диагностировании и лечении. В США данная патология занимает шестое место в структуре летальности и является самой частой причиной смерти от инфекционных заболеваний. Ежегодно регистрируется более 60 000 фатальных исходов от пневмонии и ее осложнений.

Следует исходить из того, что в большинстве случаев пневмония является серьезным и тяжелым недугом. Под её маской нередко скрываются туберкулез и рак легкого. Изучение протоколов вскрытия умерших от пневмонии за 5 лет в Москве и Санкт-Петербурге показало, что правильный диагноз в течение первых суток после поступления в стационар был установлен менее чем у трети пациентов, в течение первой недели – у 40%. В первые сутки пребывания в стационаре умерло 27% больных. Совпадение клинического и патологоанатомического диагнозов отмечалось в 63% случаев, причем гиподиагностика пневмонии составила 37%, а гипердиагностика – 55% (!). Можно предполагать, что выявляемость пневмонии в Беларуси сравнима с таковой в крупнейших российских городах.

Возможно, причиной столь удручающих цифр является изменение на современном этапе «золотого стандарта» диагностики пневмонии, включающего острое начало заболевания с лихорадкой, кашель с мокротой, боль в грудной клетке, лейкоцитоз, реже лейкопению с нейтрофильным сдвигом в крови, рентгенологически выявляемый инфильтрат в легочной ткани, который ранее не определялся. Многие исследователи отмечают также формальное, поверхностное отношение врачей к вопросам диагностики и лечения такого «давно известного и хорошо изученного» заболевания, как пневмония.

=================

Вы читаете тему:

К проблеме диагностики и лечения пневмоний

  1. Актуальность проблемы пневмоний
  2. О классификации пневмоний
  3. Определение степени тяжести пневмонии
  4. О выборе лечебной тактики при пневмонии
  5. Выбор эмпирической антибактериальной терапии пневмоний

Сорока Н. Ф., Савченко М. А., БГМУ
Опубликовано: “Медицинская панорама” № 9, ноябрь 2002.

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèé ñîãëàñíî ìåæäóíàðîäíîìó ñîãëàøåíèþ. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà êëèíè÷åñêîé êàðòèíû çàáîëåâàíèÿ: ñèìïòîìû è òå÷åíèå. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå, ýòèîëîãèÿ ãîñïèòàëüíûõ (íîçîêîìèàëüíûõ) ïíåâìîíèé. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÏÍÅÂÌÎÍÈß

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

Ââåäåíèå

1 Êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèé

2 Ýòèîëîãèÿ

3 Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

4 Äèàãíîñòèêà

5 Ëå÷åíèå

6 Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ

Çàêëþ÷åíèå

Ëèòåðàòóðà

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ïíåâìîíèÿ – îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò îáðàçîâàíèå âîñïàëèòåëüíîãî èíôèëüòðàòà â ïàðåíõèìå ëåãêîãî, ïîäòâåðæäåííîå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

Ñèñòåìà äûõàíèÿ âîîáùå è ëåãêèå â ÷àñòíîñòè – âåñüìà óÿçâèìû äëÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Ïðè âñåì ðàçíîîáðàçèè ñïîñîáîâ çàðàæåíèÿ, âîçäóøíî-êàïåëüíûé ïóòü ïåðåäà÷è âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïåðåäîâûì îòðÿäîì áîðüáû ñ ìíîæåñòâîì âèðóñîâ è áàêòåðèé ÿâëÿþòñÿ âåðõíèå äûõàòåëüíûå ïóòè.

Ìèêðîáèîëîãè÷åñêàÿ èäåíòèôèêàöèÿ âîçáóäèòåëÿ âîçìîæíà ëèøü â 40 – 60% ñëó÷àåâ âñåõ ïíåâìîíèé. Streptococcus pneumoniae ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé ïðè÷èíîé âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé êàê ñðåäè áîëüíûõ ñ ëåãêîé, òàê è òÿæåëîé ïíåâìîíèåé (îêîëî 20%).

Ñðåäè áîëüíûõ ïíåâìîíèåé ñ áàêòåðèåìèåé, íà äîëþ S. pneumoniae ïðèõîäèòñÿ äî äâóõ òðåòåé âñåõ ïðè÷èí çàáîëåâàíèÿ. Âòîðîå ìåñòî ïî çíà÷åíèþ ñðåäè ïðè÷èí âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé çàíèìàþò àòèïè÷íûå ìèêðîîðãàíèçìû. Íàðÿäó ñ èçâåñòíûìè ïíåâìîòðîïíûìè èíôåêöèîííûìè àãåíòàìè ïîÿâèëèñü è íîâûå (Legionella spp„ Chlamydia pneurnoniae, îïïîðòóíèñòè÷åñêèå èíôåêöèè è äð.).

Ñðåäè ðàñïðîñòðàíåííûõ (âíåáîëüíè÷íûõ) ïíåâìîíèé öåëåñîîáðàçíî âûäåëèòü äâå ïîäðóáðèêè ðàñïðîñòðàíåííûå ïíåâìîíèè ó ëèö äî 65 ëåò è ðàñïðîñòðàíåííûå ïíåâìîíèè ó ëèö ñòàðøå 65 ëåò, íåðåäêî íà ôîíå òàêèõ ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé êàê õðîíè÷åñêàÿ îáñòðóêòèâíàÿ áîëåçíü ëåãêèõ, ñàõàðíûé äèàáåò è äð. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà ðàñïðîñòðàíåííûõ ïíåâìîíèé ó ëèö ìîëîæå 65 ëåò ïðåäñòàâëåíà ñëåäóþùåì ïåðå÷íåì âîçáóäèòåëåé: Streptococcus pneumoniae 8,5-36,0% Haemophilus influenzae 10,0-12,0% Mycoplasma pneumoniae 2,0-18,0% Chlamydia pneumoniae 6,0-11,0% Âîçáóäèòåëü íå îáíàðóæåí 30-50,0%.

1 ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÏÍÅÂÌÎÍÈÉ

Ñîãëàñíî ìåæäóíàðîäíîìó ñîãëàøåíèþ â êëàññèôèêàöèþ ââåäåíû äîïîëíèòåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè ïíåâìîíèé:

1 – âíåáîëüíè÷íûå (ïåðâè÷íûå):

– ãîñïèòàëüíûå ïíåâìîíèè;

– ïíåâìîíèè ó ïàöèåíòîâ ñ èììóíîäåôèöèòîì.

2 – ïî ýòèîëîãèè: ïíåâìîêîêêîâûå, ñòàôèëîêîêêîâûå è ò.ä.

3 – ïî ëîêàëèçàöèè (äîëåâûå, ñåãìåíòàðíûå, î÷àãîâûå).

4 – ïî îñëîæíåíèÿì (ïëåâðèò, àáñöåññ, èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé øîê)

5 – ïî òÿæåñòè.

 çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ïîäðàçäåëÿþò ïíåâìîíèè íà äâå áîëüøèå ãðóïïû: âíåáîëüíè÷íûå è íîçîêîìèàëüíûå (ãîñïèòàëüíûå) ïíåâìîíèè. Îòäåëüíî âûäåëÿþò ïíåâìîíèè ó áîëüíûõ ñ òÿæåëûìè äåôåêòàìè èììóíèòåòà è àñïèðàöèîííûå ïíåâìîíèè.

Òàêîé ïîäõîä îáîñíîâàí ðàçëè÷íûìè ïðè÷èííûìè ôàêòîðàìè ïíåâìîíèé è ðàçëè÷íûìè ïîäõîäàìè ê âûáîðó àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Âíåáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè óñëîâíî ìîæíî ðàçäåëèòü íà 3 ãðóïïû:

1. Ïíåâìîíèè, íå òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè. Äàííàÿ ãðóïïà áîëüíûõ ñàìàÿ ìíîãî÷èñëåííàÿ, íà åå äîëþ ïðèõîäèòñÿ äî 80% âñåõ áîëüíûõ ñ ïíåâìîíèåé; ýòè áîëüíûå èìåþò ëåãêóþ ïíåâìîíèþ è ìîãóò ïîëó÷àòü òåðàïèþ â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ, ëåòàëüíîñòü íå ïðåâûøàåò 15%.

2. Ïíåâìîíèè, òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ â ñòàöèîíàð. Ýòà ãðóïïà ñîñòàâëÿåò îêîëî 20% âñåõ ïíåâìîíèé, áîëüíûå ïíåâìîíèåé èìåþò ôîíîâûå õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ è âûðàæåííûå êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû, ðèñê ëåòàëüíîñòè ãîñïèòàëèçèðîâàííûõ áîëüíûõ äîñòèãàåò 12%.

3. Ïíåâìîíèè, òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ â îòäåëåíèÿ èíòåíñèâíîé òåðàïèè. Òàêèå ïàöèåíòû îïðåäåëÿþòñÿ êàê áîëüíûå ñ òÿæåëîé âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé. Ëåòàëüíîñòü ïðè òÿæåëîé ïíåâìîíèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 40%.

2 ÝÒÈÎËÎÃÈß

Ýòèîëîãèÿ ãîñïèòàëüíûõ (íîçîêîìèàëüíûõ) ïíåâìîíèé ñóùåñòâåííî îòëè÷àåòñÿ îò ýòèîëîãèè ðàñïðîñòðàíåííûõ ïíåâìîíèé. Áîëüíûå, îñëàáëåííûå îñíîâíûì çàáîëåâàíèåì, ÿâèâøèìñÿ ïðè÷èíîé ãîñïèòàëèçàöèè, îïåðàòèâíûìè âìåøàòåëüñòâàìè è ò.ä. èíôèöèðóþòñÿ òàê íàçûâàåìîé íîçîêîìèàëüíîé ìèêðîôëîðîé, ìàëîïàòîãåííîé äëÿ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû çäîðîâûõ ëèö.

Äëÿ ýòèîëîãèè àñïèðàöèîííûõ ïíåâìîíèé õàðàêòåðíî ó÷àñòèå íåêëîñòðèäèàëüíûõ îáëèãàòíûõ àíàýðîáîâ (Bacteroides fragilis, Bacteroides metaninogenicus, Fusobacterium nucleatum, Peptococcus è äð.) â ÷èñòîì âèäå èëè â ñî÷åòàíèè ñ ïðåèìóùåñòâåííî ãðàìîòðèöàòåëüíîé ïàëî÷êîâîé ôëîðîé, óïîìèíàâøåéñÿ âûøå. Ýòè ìèêðîîðãàíèçìû âûçûâàþò, êàê ïðàâèëî, òÿæåëóþ è ðàíî âîçíèêàþùóþ äåñòðóêöèþ ïîðàæåííîé ëåãî÷íîé òêàíè (àáñöåññ, ãàíãðåíîçíûé àáñöåññ).

Äëÿ ïíåâìîíèé ó ëèö ñ òÿæåëûìè èììóíîëîãè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè õàðàêòåðíî ó÷àñòèå â ýòèîëîãèè ïíåâìîíè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ öèòîìåãàëîâèðóñíîé èíôåêöèè, Pneumocystis carinii, ïàòîãåííûõ ãðèáîâ, à òàêæå ìèêîáàêòåðèé òóáåðêóëåçà, íàðÿäó ñ ïðî÷èìè ìèêðîáíûìè àãåíòàìè, âñòðå÷àþùèìèñÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ äðóãèõ ðóáðèê.

Ïðîíèêàÿ â ó÷àñòêè ëåãî÷íîé òêàíè, ìèêðîîðãàíèçìû âûäåëÿþò òîêñèíû, êîòîðûå íàðóøàþò ïðîíèöàåìîñòü ñîñóäîâ. Ïðîèñõîäèò ýêññóäàöèÿ ôèáðèíà è êëåòîê êðîâè â àëüâåîëû.

 âîçíèêíîâåíèè ãîñïèòàëüíûõ ïíåâìîíèé (íîçîêîìèàëüíûõ, âíóòðèáîëüíè÷íûõ; ðàçâèâàþòñÿ ÷åðåç 2 è áîëåå ñóòîê ïðåáûâàíèÿ ïàöèåíòà â ñòàöèîíàðå ïðè îòñóòñòâèè êëèíèêî-ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ïîðàæåíèÿ ëåãêèõ ïðè ïîñòóïëåíèè) èãðàþò ðîëü ïîäàâëåíèå êàøëåâîãî ðåôëåêñà è ïîâðåæäåíèå òðàõåîáðîíõèàëûþãî äåðåâà âî âðåìÿ îïåðàöèè, èñêóññòâåííîé âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, òðàõåîñòîìèè, áðîíõîñêîïèè; íàðóøåíèÿ ãóìîðàëüíîãî è òêàíåâîãî èììóíèòåòà âñëåäñòâèå òÿæåëîãî çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, à òàêæå ñàì ôàêò ïðåáûâàíèÿ áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå.  ýòîì ñëó÷àå â ðîëè âîçáóäèòåëÿ ÷àùå âñåãî âûñòóïàåò ãðàìîòðèöàòåëüíàÿ ôëîðà (êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà, ïðîòåé, êëåáñèåëëà, ñèíåãíîéíàÿ ïàëî÷êà), ñòàôèëîêîêêè è äð. Ïî ñðàâíåíèþ ñ âíåáîëüíè÷íûìè, âíóòðèáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè íåðåäêî ïðîòåêàþò áîëåå òÿæåëî, îòëè÷àþòñÿ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé è áîëåå âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ. Ó ëèö ñ èììóíî-äåôèöèòíûìè ñîñòîÿíèÿìè (ïðè îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, âñëåäñòâèå õèìèîòåðàïèè, ïðè ÂÈ×-èíôåêöèè) âîçáóäèòåëÿìè ïíåâìîíèè ìîãóò áûòü ãðàìîòðèöàòåëüíûå ìèêðîîðãàíèçìû, ñòàôèëîêîêê, ãðèáû, ííåìîöèñòû, öèòîìåãàëîâèðóñû è äð.

Ïî ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè ìîãóò áûòü ïåðâè÷íûìè è âòîðè÷íûìè (ðàçâèâøèìèñÿ â ñâÿçè ñ äðóãèì ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì àñïèðàöèîííûå, çàñòîéíûå, ïîñòòðàâìàòè÷åñêèå, èììóíîäåôèöèòíûå, èíôàðêòíûå, àòåëåêòàòè÷åñêèå).

 çàâèñèìîñòè îò îáúåìà ïîðàæåíèÿ âûäåëÿþò ïíåâìîíèè êðóïîçíûå (ïëåâðîïíåâìîíèè, ñ ïîðàæåíèåì äîëè ëåãêîãî), î÷àãîâûå (áðîíõîïíåâìîíèè, ñ ïîðàæåíèåì ïðèëåæàùèõ ê áðîíõàì àëüâåîë) è èíòåðñòèöèàëüíûå. Ñëåäóåò, îäíàêî, ó÷èòûâàòü, ÷òî êðóïîçíîå âîñïàëåíèå ëåãêèõ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òîëüêî îäíó èç ôîðì ïíåâìîêîêêîâîé ïíåâìîíèè è íå âñòðå÷àåòñÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ èíîé ïðèðîäû, à èíòåðñòèöèàëüíîå âîñïàëåíèå ëåãî÷íîé òêàíè ïî ñîâðåìåííîé êëàññèôèêàöèè îòíåñåíî ê àëüâåîëèòàì.

3 ÊËÈÍÈ×ÅÑÊÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

Ñèìïòîìû è òå÷åíèå çàâèñÿò îò ýòèîëîãèè, õàðàêòåðà è ôàçû òå÷åíèÿ, ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñóáñòðàòà áîëåçíè è åãî ðàñïðîñòðàíåííîñòè â ëåãêèõ, à òàêæå îñëîæíåíèé (ëåãî÷íîå íàãíîåíèå, ïëåâðèò è äð.). Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ îáû÷íî îñòðîå. Ïîÿâëÿåòñÿ îáùåå íåäîìîãàíèå, ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, íåðåäêî – îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî âûñîêèõ öèôð (ïîñòîÿííàÿ ëèõîðàäêà). Âîçíèêàþò áîëè â ãðóäíîé êëåòêå, êîòîðûå óñèëèâàþòñÿ ïðè êàøëå è ãëóáîêîì âäîõå. Ïîÿâëÿþòñÿ ñóõîé êàøåëü, ïîçæå – ñ îòäåëåíèåì íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà âÿçêîé, ñëèçèñòîé ìîêðîòû ðæàâîãî öâåòà, îäûøêà.

Óæå â ïåðâûé äåíü ìîæåò áûòü îòìå÷åíà ãèïåðåìèÿ ùåê è íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ, íåðåäêî ïîÿâëÿþòñÿ âûñûïàíèÿ òèïà ïðîñòîãî ãåðïåñà. Ïåðêóññèÿ ëåãêèõ âûÿâëÿåò òóïîé èëè ïðèòóïë¸ííûé ïåðêóòîðíûé çâóê. Ïðè àóñêóëüòàöèè äûõàíèå âíà÷àëå íåñêîëüêî îñëàáëåíî, âûñëóøèâàåòñÿ êðåïèòàöèÿ, çàòåì ïðèîáðåòàåò õàðàêòåð áðîíõèàëüíîãî.  ñòàäèè ðàçðåøåíèÿ ìîãóò âûñëóøèâàòüñÿ ðàññåÿííûå ñóõèå è âëàæíûå õðèïû. Ïðè ðàñïðîñòðàíåíèè âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà ïëåâðó âûñëóøèâàåòñÿ øóì òðåíèÿ ïëåâðû. Îáùèå íàðóøåíèÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ ïîñòîÿííû, Ñòîéêèé ôåáðèëèòåò õàðàêòåðåí äëÿ áîëüøèíñòâà ôîðì, îäíàêî ñóäîðîãè â íà÷àëå áîëåçíè íàáëþäàéòñÿ ðåæå, ÷åì ïðè ÎÐÂÈ. Ïîñòîÿííû âîçáóæäåíèå èëè àäèíàìèÿ, àíîðåêñèÿ, ðàññòðîéñòâà ñíà.

Îáû÷íû òàõèêàðäèÿ, öåíòðàëèçàöèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ – âûðàæåííûå íàðóøåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿöèè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ìåòàáîëè÷åñêèì àöèäîçîì; ïðè ïíåâìîíèÿõ, âûçâàííûõ ãðàìîòðèöàòåëüíîé ôëîðîé, ðàçâèâàåòñÿ ÄÂÑ-ñèíäðîì, õîòÿ ïðèçíàêè ãèïåðêîàãóëÿöèè èìåþòñÿ ó áîëüøèíñòâà áîëüíûõ.

 ñâÿçè ñ òåì, ÷òî èç äûõàíèÿ âûêëþ÷åíà öåëàÿ äîëÿ ëåãêîãî è ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ, ñòðàäàþò âñå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû; òàõèêàðäèÿ, ãëóõîñòü òîíîâ ñåðäöà, îáëîæåííîñòü ÿçûêà, ñóõîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, ãóá, çàïîð, îëèãóðèÿ.

4 ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÀ

Íàä çîíîé âîñïàëåíèÿ ïðè ïåðêóññèè ëåãêèõ îïðåäåëÿåòñÿ óêîðî÷åíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà, äûõàíèå ïðèîáðåòàåò áðîíõèàëüíûé îòòåíîê, ðàíî ïîÿâëÿþòñÿ ìåëêîïóçûð÷àòûå âëàæíûå êðåïèòèðóþùèå õðèïû.

Õàðàêòåðíû òàõèêàðäèÿ äî 100 óäàðîâ â ìèí è íåêîòîðîå ñíèæåíèå ÀÄ. Íåðåäêè ïðèãëóøåíèå I òîíà è àêöåíò II òîíà íà ëåãî÷íîé àðòåðèè. Âûðàæåííàÿ ïëåâðàëüíàÿ ðåàêöèÿ èíîãäà ñî÷åòàåòñÿ ñ ðåôëåêòîðíîé áîëüþ â ñîîòâåòñòâóþùåé ïîëîâèíå æèâîòà, áîëåçíåííîñòüþ ïðè ïàëüïàöèè â åãî âåðõíèõ îòäåëàõ. Èêòåðè÷íîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ â ïîðàæåííîé äîëå ëåãêîãî è, âîçìîæíî, îáðàçîâàíèÿ î÷àãîâûõ íåêðîçîâ â ïå÷åíè.

Õàðàêòåðåí íåéòðîôèëüíûé ëåéêîöèòîç; îòñóòñòâèå åãî (òåì áîëåå ëåéêîïåíèÿ) ìîæåò áûòü ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíûì ïðèçíàêîì. Ïîâûøàåòñÿ ÑÎÝ.

Ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè îïðåäåëÿåòñÿ ãîìîãåííîå çàòåíåíèå âñåé ïîðàæåííîé äîëè èëè åå ÷àñòè, îñîáåííî íà áîêîâûõ ðåíòãåíîãðàììàõ. Ðåíòãåíîñêîïèÿ ìîæåò îêàçàòüñÿ íåèíôîðìàòèâíîé â ïåðâûå ÷àñû áîëåçíè. Ðàçðåøåíèå ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé ïðè ïíåâìîíèè îáû÷íî îòñòàåò îò óëó÷øåíèÿ êëèíè÷åñêîé êàðòèíû. Óëó÷øåíèå ðåíòãåíîëîãè÷åñêîé êàðòèíû ïðîèñõîäèò áîëåå ìåäëåííî ó ïîæèëûõ áîëüíûõ, ó êóðÿùèõ

Äèàãíîç óòî÷íÿåòñÿ ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ, âûÿâëÿþùåì èíôèëüòðàò â ëåãêèõ; äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ýòèîëîãè÷åñêîãî äèàãíîçà ïåðåä íà÷àëîì ëå÷åíèÿ ïðîâîäÿò ìèêðîáèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû (èíîãäà ñìûâîâ èç áðîíõîâ, ïëåâðàëüíîãî âûïîòà) íà áàêòåðèè, âêëþ÷àÿ ìèêîáàêòåðèè òóáåðêóëåçà; èñïîëüçóþò òàêæå èììóíîëîãè÷åñêèå ìåòîäû.

Âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ ïíåâìîíèè: ëåãî÷íûå: ýêññóäàòèâíûé ïëåâðèò, àáñöåäèðîâàíèå, ïèîïíåâìîòîðàêñ, îòåê ëåãêèõ, è âíåëåãî÷íûå: èíôåêöèîííîòîêñè÷åñêèé øîê, ïñèõîç, ïåðèêàðäèò, ìèîêàðäèò, ñåïñèñ è äð.

5 ËÅ×ÅÍÈÅ

Ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ ïíåâìîíèè äîëæíà íà÷èíàòüñÿ íåìåäëåííî ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà íà îñíîâàíèè ýìïèðè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé î íàèáîëåå âåðîÿòíîì âîçáóäèòåëå, ïîñêîëüêó áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû òðåáóåò çàòðàòû äðàãîöåííîãî âðåìåíè (íå ìåíåå äâóõ ñóòîê).

Ëå÷åíèå ïíåâìîíèé ïðè ëåãêîì òå÷åíèè è áëàãîïðèÿòíûõ áûòîâûõ óñëîâèÿõ ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ íà äîìó, íî áîëüøèíñòâî áîëüíûõ íóæäàþòñÿ â ñòàöèîíàðíîì ëå÷åíèè.

Ïðè âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèÿõ ïðåïàðàòàìè âûáîðà ÿâëÿþòñÿ ïåíèöèëëèíû, ìàêðîëèäû è öåôàëîñïîðèí. Ñïîñîá ââåäåíèÿ è äîçû çàâèñèò îò òÿæåñòè òå÷åíèÿ ïíåâìîíèé.

Ïðè ãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè – ïåíèöèëëèíû ñ êëàâóëàíîâîé êèñëîòîé, öåôàëîñïîðèíû 3 ïîêîëåíèÿ, ôòîðõèíîëîíû, àìèíîãëèêîçèäû è äð. Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (èç äâóõ-òðåõ àíòèáèîòèêîâ) íàçíà÷àåòñÿ ïðè íåèçâåñòíîé ýòèîëîãèè.

 ðàçãàð áîëåçíè ïîêàçàíû ïîñòåëüíûé ðåæèì, ìåõàíè÷åñêè è õèìè÷åñêè ùàäÿùàÿ äèåòà ñ îãðàíè÷åíèåì ïîâàðåííîé ñîëè è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì âèòàìèíîâ, îñîáåííî À è Ñ.

Ñ èñ÷åçíîâåíèåì èëè çíà÷èòåëüíûì óìåíüøåíèåì ÿâëåíèé èíòîêñèêàöèè ðàñøèðÿþò ðåæèì, íàçíà÷àþò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó, ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé (áîëåçíè ñåðäöà, îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ) áîëüíîãî ïåðåâîäÿò íà äèåòó ¹15.

Ñðàçó æå ïîñëå âçÿòèÿ ìîêðîòû, ìàçêîâ èëè ñìûâîâ äëÿ áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ íà÷èíàþò ýòèîòðîïíóþ òåðàïèþ, êîòîðóþ ïðîâîäÿò ïîä êîíòðîëåì êëèíè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè, â ïîñëåäóþùåì, ñ ó÷åòîì âûñåÿííîé ìèêðîôëîðû è åå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê àíòèáèîòèêàì.

6 ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÈÉ ÏÐÎÖÅÑÑ ÏÐÈ ÎÑÒÐÎÉ ÏÍÅÂÌÎÍÈÈ

ïíåâìîíèÿ äèàãíîñòèêà ëå÷åíèå

Öåëè ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ

Ïëàí ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ

 òå÷åíèå ñóòîê îäûøêà çíà÷èòåëüíî óìåíüøèòñÿ

1. Ïðèäàòü ïàöèåíòó óäîáíîå âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå â ñóõîé ïîñòåëè.

2. Îáåñïå÷èòü ïðèòîê ñâåæåãî âîçäóõà.

3. Ïîäàâàòü óâëàæíåííûé êèñëîðîä (÷åðåç 2% ðàñòâîð íàñòîÿ ãèäðîêàðáîíàòà) ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à êàæäûé ÷àñ ïî 5~ 10 ìèíóò.

4.Íàáëþäàòü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà, öâåòîì êîæíûõ ïîêðîâîâ, õàðàêòåðîì äûõàíèÿ

×åðåç 2-3 ÷àñà ïàöèåíò íå áóäåò èñïûòûâàòü áîëü â ãðóäè ïðè äûõàíèè è êàøëå

. Óäîáíî óëîæèòü ïàöèåíòà íà áîëüíîé áîê â âîçâûøåííîì ïîëîæåíèè (óìåíüøèòñÿ îùóùåíèå áîëè).

2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ïîêîé, íàó÷èâ åãî ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè â ïåðâûå äíè áîëåçíè.

3. Ïðè ñíèæåíèè òåìïåðàòóðû òåëà ïðèìåíèòü êðóãîâûå ãîð÷è÷íèêè.

4. Ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ïðèìåíèòü àíàëüãåòèêè âíóòðü èëè ïàðåíòåðàëüíî (àíàëüãèí, áàðàëãèí, òðàìàë è äð.) è â ïåðâûå äíè – ïðîòèâîêàøëåâûå ñðåäñòâà êîäòåðïèí, ëèáåêñèí)

Òåìïåðàòóðà òåëà áóäåò ïîñòåïåííî ñíèæàòüñÿ, íå âûçûâàÿ îñëîæíåíèé

1. Íà âûñîòå ëèõîðàäêè âûïîëíèòü âëàæíîå îáòèðàíèå êîæè ðàñòâîðîì âîäû ñ äîáàâëåíèåì ñïèðòà, õîëîäíóþ ïðèìî÷êó íà ëîá.

2.Îáåñïå÷èòü ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ è îáíàæåíèå ïàöèåíòà.

3. Íàëîæèòü ïóçûðè ñî ëüäîì íà ïðîåêöèè êðóïíûõ ñîñóäîâ ÷åðåç òêàíåâûå ïðîñëîéêè.

4. Ïðèãîòîâèòü äëÿ âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ 2 ìë 50% ðàñòâîðà àíàëüãèíà è 1 ìë 1% ðàñòâîðà äèìåäðîëà (ââåñòè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à).

5. Ââîäèòü àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû â ñòðîãî íàçíà÷åííîå âðà÷îì âðåìÿ.

6. Ðåãóëÿðíî èçìåðÿòü ÀÄ, ñëåäèòü çà ïóëüñîì, äûõàíèåì ïàöèåíòà, çà åãî âíåøíèì âèäîì.

7. Îðãàíèçîâàòü äðîáíîå ïèòàíèå ìàëûìè ïîðöèÿìè è îáèëüíîå ïèòüå (åñëè íàçíà÷èë âðà÷).

8. Ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ïñèõè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà – èíäèâèäóàëüíûé nocò (âîçìîæåí ïñèõîç)

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ïíåâìîíèÿ îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà. Çàáîëåâàåìîñòü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé êîëåáëåòñÿ îò 2 äî 15 ñëó÷àåí ïà 1000 ÷åëîâåê è ãîä. Ýòîò ïîêàçàòåëü çíà÷èòåëüíî âûøå ó ïîæèëûõ áîëüíûõ: 25-44 ñëó÷àÿ íà 1000 ÷åëîâåê â ãîä ó áîëüíûõ ñòàðøå 70 ëåò è äî 68-110 ñëó÷àåí íà 1000 ÷åëîâåê â ãîäó ó ïîæèëûõ áîëüíûõ, íàõîäÿùèõñÿ â äîìàõ èíâàëèäîâ, äîìàõ óõîäà.

Ôîðìà ïíåâìîíèè çàâèñèò îò âèðóëåíòíîñòè âîçáóäèòåëÿ, óðîâíÿ ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà è îñîáåííîñòåé ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà.

 ëèõîðàäî÷íûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò óõîä çà ïàöèåíòîì. Íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà íèì.

Ïðåäðàñïîëàãàþùèìè óñëîâèÿìè ê ðàçâèòèþ ïíåâìîíèé ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå õèìè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû, ñíèæàþùèå çàùèòíûå ñèëû îðãàíèçìà (ïåðåîõëàæäåíèå, íàðóøåíèå äðåíàæíîé ôóíêöèè áðîíõîâ, âèðóñíûå èíôåêöèè ðåñïèðàòîðíîãî òðàêòà, àëêîãîëü, òðàâìû, ãèïîêñèÿ, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ). Ïðàêòè÷åñêè ëþáîé ìèêðîîðãàíèçì ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè. Êàêîé êîíêðåòíî – çàâèñèò îò öåëîãî ðÿäà ôàêòîðîâ. Îò âîçðàñòà áîëüíîãî, îò òîãî ìåñòà, ãäå âîñïàëåíèå ëåãêèõ âîçíèêíåò – äîìà èëè â áîëüíèöå, åñëè â áîëüíèöå, òî â êàêîì îòäåëåíèè – â õèðóðãèè îäíè ìèêðîáû, â òåðàïèè äðóãèå. Îãðîìíóþ ðîëü èãðàåò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ îðãàíèçìà â öåëîì è ñîñòîÿíèå èììóíèòåòà â ÷àñòíîñòè.

Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ ïíåâìîíèé çàêëþ÷àåòñÿ â ñàíàöèè î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè, çàêàëèâàíèè îðãàíèçìà, èçáåãàíèè ïåðåîõëàæäåíèÿ. Ïíåâìîíèÿì íàèáîëåå ïîäâåðæåíû ëèöà äåòñêîãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà, êóðÿùèå, ñòðàäàþùèå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ñ èììóíîäåôèöèòîì, ïîñòîÿííî êîíòàêòèðóþùèå ñ ïòèöàìè, ãðûçóíàìè.

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1. Âíóòðèáîëüíè÷íûå èíôåêöèè / Ïîä ðåä. Ð.Ï. Âåíöåëà. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2003 – 156 ñ.

2. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Âåáåð Â.Ð., ×óâàêîâ Ã.È., Ëàïîòíèêîâ Â.À., è äð. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2001. – 216 ñ.

3. Ñïðàâî÷íèê âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè.  2-õ òîìàõ. / Ïîä ðåä. Âîðîáüåâà Í.Ñ. -Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2005. – 410 ñ.

4. Ñìîëåâà Ý.Â. Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè. – Ðîñòîâ í/Ä : Ôåíèêñ, 2007 -115 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник