Первая медицинская помощь при ожогах удушении кровотечении

Первая медицинская помощь при ожогах удушении кровотечении thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДКНО

Заместитель министратруда
и социального развития
Российской Федерации

Оказание первой помощи пострадавшим приожогах, кровотечениях, переломах, ушибах, поражении электрическим током .(рекомендуемое)

При тяжелых ожогах огнем, горячей водой, паром, расплавленнымбитумом и пр. нужно осторожно снять одежду (обувь), перевязать обожженное местостерилизованным материалом, закрепить бинтом и направить пострадавшего вбольницу.

Ни в коем случае не допускаются очистка обожженногоместа от обгоревших кусков одежды, прилипших материалов и смазка какими-либомазями и растворами.

Первая помощь при ожогах, вызванных кислотами,негашеной известью, заключается в немедленном промывании обожженного местасильной струей воды или полоскании конечностей в ведре, баке с чистой водой напротяжении 10-15 мин. Затем на обожженное место накладывается примочка изсодового раствора при ожоге кислотой и из борной кислоты при ожоге негашенойизвестью.

В зависимости от величины кровеносного сосуда ихарактера его повреждения кровотечение можно остановить при помощи давящейповязки. Для этого рану закрывают стерильным материалом и плотно забинтовывают.При этом сдавливают сосуды, и кровотечение прекращается.

Артериальное кровотечение, являющееся наиболееопасным, можно остановить, прижав пальцем артерию, согнув конечность в суставе,наложив жгут или закрутку. На теле человека имеется ряд точек, где можносильным прижатием артерии к кости остановить кровотечение. При транспортировкепострадавшего наиболее приемлемы следующие способы: при отсутствии переломовкости кровотечение можно остановить сильным сгибанием конечности в суставе, длячего во впадину в месте сгиба сустава вкладывается матерчатый валик, суставсгибается до отказа, и в таком положении конечность привязывают к туловищу.

При этом сдавливаются артерии, проходящие в местесгиба, и кровотечение останавливается. Более надежно наложение специальныхрезиновых жгутов или других предметов из резиновых материалов, которыесдавливают сосуды, приостанавливают кровотечение. Для предотвращенияповреждения кожи жгут накладывают поверх какой-нибудь ткани, рукавов, брюк.Держать жгут следует не более 1,5-2 ч, так как дальнейшее применение жгутаможет привести к омертвлению обескровленной конечности. При отсутствии жгутадля остановки кровотечения пользуются закруткой из нерастягивающегося материала(бинта, куска ткани, полотенца, веревки и т. п.).

Переломы различают двух видов: открытые и закрытые.При закрытом переломе кожный покров в месте перелома не поврежден. Признакамиперелома любой кости являются неестественная форма, изменение длины иподвижности конечности, резкая боль, припухлость, кровоизлияние.

Оказывая помощь при переломе, в первую очередь необходимопридать пострадавшему удобное и спокойное положение, исключающее движениеповрежденной части тела. Это может быть достигнуто при помощи наложения шин.

При отсутствии специальных шин можно использоватьлюбые подручные средства – доски, палки, куски картона, фанеры и т. д. Крепятсяшины к конечностям бинтами, ремнями или веревками. Правильное наложение шинпридает поврежденной части неподвижное состояние во время транспортировки иуменьшает болезненное ощущение.

Для предотвращения загрязнения раны при открытомпереломе нужно смазать поверхность кожи вокруг раны настойкой йода и наложитьстерильную повязку.

Ушибы и растяжения характеризуются появлениемприпухлости, болями, а также ограничением активности конечности. При оказаниипервой помощи необходимо обеспечить покой пострадавшему и приложить холод наповрежденное место (куски льда, снег или полотенце, смоченное в холодной воде).

Пострадавшему необходимо расстегнуть стесняющую одеждуи открыть рот. Для удаления воды из желудка спасатель кладет пострадавшего наживот и закладывает с обеих сторон большие пальцы своих рук на верхние краянижней челюсти; остальными четырьмя пальцами обеих рук нажимает на подбородок,опуская нижнюю челюсть пострадавшего вниз и выдвигая ее вперед. При этом ротпострадавшего открывается и вода выливается из желудка. Затем рог пострадавшегоочищают от водорослей. Важно добиться, чтобы не было воды и пены в верхнихдыхательных путях.

После того как удалена вода, приступают кискусственному дыханию методами «изо рта в рот» или «изо рта в нос».

Всю подготовку к искусственному дыханию надо проводитьбыстро, но с осторожностью, так как при грубом обращении может прекратитьсяослабленная сердечная деятельность.

У пострадавших, побелевших, как правило, воды вдыхательных путях не бывает, поэтому после извлечения их из воды надо сразу жеприступить к искусственному дыханию и массажу сердца.

Способ искусственного дыхания «рот в рот» и непрямоймассаж сердца

Способ искусственного дыхания «рот в рот» заключаетсяв том, что оказывающий помощь производит выдох из своих легких в легкиепострадавшего через специальное приспособление или непосредственно в рот илинос пострадавшего.

Этот способ является сравнительно новым и наиболееэффективным, поскольку количество воздуха, поступающего в легкие пострадавшегоза один вдох, в 4 раза больше, чем при старых способах искусственного дыхания.Кроме того, при применении данного метода искусственного дыхания обеспечиваетсявозможность контроля поступления воздуха в легкие пострадавшего по отчетливовидимому расширению грудной клетки после каждого вдувания воздуха кпоследующему спадению грудной клетки после прекращения вдувания в результатепассивного выдоха через дыхательные пути наружу. Для производстваискусственного дыхания пострадавшего следует уложить на спину, раскрыть ему роти после удаления изо рта посторонних предметов и слизи закинуть ему голову иоттянуть нижнюю челюсть. После этого оказывающий помощь делает глубокий вдох ис силой выдыхает в рот пострадавшего. При вдувании воздуха оказывающий помощьплотно прижимает свой рот к лицу пострадавшего так, чтобы по возможностиохватить своим ртом рот пострадавшего, а своим лицом зажать ему нос.

После этого спасающий откидывается назад и делаетвдох. В этот период грудная клетка пострадавшего опускается, и он произвольноделает пассивный выдох. При невозможности полного охвата рта пострадавшеговдувать воздух в его рот следует через нос, плотно закрыв при этом рот пострадавшего.

Вдувание воздуха в рот или нос можно производить черезмарлю, сал<|>етку или носовой платок, следя затем, чтобы при каждомвдувании происходило достаточное расширение грудной клетки пострадавшего.

При отсутствии у пострадавшего пульса для поддержанияжизнедеятельности организма необходимо независимо от причины, вызвавшейпрекращение работы сердца, одновременно с искусственным дыханием проводитьнаружный массаж сердца.

Для проведения наружного массажа сердца пострадавшегоследует уложить спиной на жесткую поверхность, обнажить у него грудную клетку,снять пояс и другие стесняющие дыхание предметы. Оказывающий помощь долженвстать с правой или левой стороны пострадавшего и занять такое положение, прикотором возможен более или менее значительный наклон над пострадавшим.

Если пострадавший уложен на стуле, оказывающий помощьдолжен встать на нижний стул, а при нахождении пострадавшего на полуоказывающий помощь должен стать на колени рядом с пострадавшим.

Определив положение нижний трети грудины, оказывающийпомощь должен положить на нее верхний край ладони разогнутой до отказа руки, азатем поверх руки наложить другую руку и надавливать на грудную клетку.Надавливание следует производить быстрым толчком так, чтобы продвинуть нижнюючасть грудины вниз в сторону позвоночника. Усилие следует концентрировать нанижнюю часть грудины, которая благодаря прикреплению ее к хрящевым окончаниямнижних ребер является подвижной.

В данном случае прежде всего необходимо освободитьпострадавшего от действия тока, а затем до прибытия врача приступить к оказаниюпомощи.

Для освобождения пострадавшего от действия токанеобходимо быстро отключить токоведущие части или провода, которых он касается:оторвать от контакта с землей или оттянуть от проводов. При этом оказывающийпомощь должен принять меры предосторожности, чтобы самому не попасть поднапряжение. Ни в коем случае нельзя касаться тела, находящегося под напряжениемпострадавшего незащищенными руками.

Обязательно следует надевать диэлектрические перчатки.Можно отделять пострадавшего от токоведущих частей палкой, доской и др.Освободив пострадавшего от действия электрического тока, в зависимости от егосостояния следует оказать первую помощь. Пострадавшему следует расстегнутьодежду, обеспечить приток свежего воздуха. При прекращении дыхания и остановкесердца необходимо делать искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. При закрытоммассаже сердца оказывающий помощь становится слева от пострадавшего и послекаждого вдувания ритмично 5-6 раз надавливает ладонями на нижнюю треть груднойклетки, смещая ее каждый раз на 4-5 см. После надавливания следует быстроотнимать руки для свободного выпрямления грудной клетки. При надавливаниисжимается сердце и выталкивает кровь в кровеносную систему. Применяя этиметоды, необходимо за минуту произвести 48-50 сжатий грудной клетки и 10-12вдуваний в минуту воздуха в легкие.

Перемещать пострадавших необходимо на стандартныхмедицинских носилках, а при отсутствии их- на подручных средствах. Следуетиметь в виду, что носилки должны быть удобны для обеспечения относительногопокоя пострадавшему.

Источник

Êóðñû ïåðâîé ïîìîùè

  Ïåðâàÿ ïîìîùü – âèä ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, êîòîðûé îêàçûâàåòñÿ íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ â ïîðÿäêå ñàìîïîìîùè èëè âçàèìîïîìîùè ïðè ÄÒÏ, ïîæàðå, çåìëåòðÿñåíèè, ñòèõèéíîì áåäñòâèè è ò.ï. Ñâîåâðåìåííîå îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ìîæåò ñïàñòè æèçíü ÷åëîâåêó.  îñíîâå èíñòðóêöèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè çàëîæåíû íåñëîæíûå íàâûêè, êîòîðûå ñìîæåò âûïîëíèòü êàæäûé âçðîñëûé ÷åëîâåê è äàæå ïîäðîñòîê èëè ðåáåíîê.

   Ðàññêàçàòü îáî âñåõ ïðèíöèïàõ è ïðèåìàõ îêàçàíèÿ ïåðâîé íåîòëîæíîé ïîìîùè íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì, íî â îñíîâíûõ è íàèáîëåå ÷àñòûõ ýêñòðåííûõ ñèòóàöèÿõ ìû ïîïðîáóåì ðàçîáðàòüñÿ.
   Òåïåðü íåìíîãî èñòîðèè:  
 “8 äåêàáðÿ 1881 ã. â Âåíñêîì òåàòðå êîìè÷åñêîé îïåðû ñëó÷èëñÿ ïîæàð. Ýòî ïðîèñøåñòâèå, ïðèíÿâøåå ãðàíäèîçíûå ðàçìåðû (479 ÷åëîâå÷åñêèõ æåðòâ), ïðåäñòàâëÿëî óæàñàþùåå çðåëèùå. Ïåðåä òåàòðîì íà ñíåãó ëåæàëè ñîòíè îáîææåííûõ ëþäåé, ìíîãèå èç êîòîðûõ ïîëó÷èëè òàêæå ðàçëè÷íûå òðàâìû âî âðåìÿ ïàäåíèÿ. Ïîñòðàäàâøèå áîëåå ñóòîê íå ìîãëè ïîëó÷èòü íèêàêîé ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, ïðè òîì, ÷òî â Âåíå â òî âðåìÿ íàõîäèëîñü ìíîæåñòâî ïåðâîêëàññíûõ è õîðîøî îñíàùåííûõ êëèíèê. Âñÿ ýòà óæàñíàÿ êàðòèíà ïîòðÿñëà íàõîäèâøåãîñÿ íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ ïðîôåññîðà-õèðóðãà ßðîìèðà Ìóíäè, êîòîðûé îêàçàëñÿ áåñïîìîùíûì ïåðåä ëèöîì êàòàñòðîôû. Îí íå ìîã îêàçàòü ïîñòðàäàâøèì äåéñòâåííîé ïîìîùè. Íà ñëåäóþùèé æå äåíü äîêòîð ß. Ìóíäè ïðèñòóïèë ê ñîçäàíèþ Âåíñêîãî äîáðîâîëüíîãî ñïàñàòåëüíîãî îáùåñòâà. Ýòèì îáùåñòâîì áûëè îðãàíèçîâàíû ïîæàðíàÿ, ëîäî÷íàÿ êîìàíäû è ñòàíöèÿ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè (öåíòðàëüíàÿ è ôèëèàë) äëÿ îêàçàíèÿ ñðî÷íîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøèì îò íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ.  ïåðâûé æå ãîä ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ Âåíñêàÿ ñòàíöèÿ ñêîðîé ïîìîùè îêàçàëà ïîìîùü 2067 ïîñòðàäàâøèì.  ñîñòàâå áðèãàä ðàáîòàëè âðà÷è è ñòóäåíòû ìåäèöèíñêîãî ôàêóëüòåòà.
    Â ñåðåäèíå XIX âåêà áóðíûé ðîñò ïðîìûøëåííîñòè îêàçàë áîëüøîå âëèÿíèå íà ïðèòîê íàñåëåíèÿ â ãîðîäà. Ðîñëî ÷èñëî ïðåäïðèÿòèé, æèëûõ äîìîâ, íà óëèöàõ óâåëè÷èëîñü äâèæåíèå òðàíñïîðòà.  ñâÿçè ñ ýòèì ïîÿâèëèñü ìíîãî÷èñëåííûå íåñ÷àñòíûå ñëó÷àè íà óëèöàõ, çàâîäàõ è ôàáðèêàõ. Æèçíü â ñàìîé ðåçêîé ôîðìå óêàçûâàëà íà íåîáõîäèìîñòü ñëóæáû, ñïîñîáíîé íåìåäëåííî îêàçûâàòü ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ïîñòðàäàâøèì îò íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ.
    Âîò ïðèìåð òîãî, êàê îñòðî âñòàåò âîïðîñ î îêàçàíèè ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøèì íà óëèöàõ Âåíû â êîíöå ïîçàïðîøëîãî âåêà. Ñ òåõ ïîð ìàëî ÷òî èçìåíèëîñü. Òàê æå ïðîèñõîäÿò ñòèõèéíûå áåäñòâèÿ, ÄÄÒ, ñëó÷àéíûå ñëó÷àè, êîãäà íåñâîåâðåìåííîå îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ìîæåò ïðèâåñòè ê íåîáðàòèìûì ïîñëåäñòâèÿì.Ïåðâàÿ ïîìîùè ïðè êðîâîòå÷åíèÿõ
&s;òî íóæíî çíàòü î êðîâîòå÷åíèÿõ?

Âî-ïåðâûõ, òî, ÷òî îíè áûâàþò íàðóæíûå è âíóòðåííèå. Ïîñëåäíèå, êàê ïðàâèëî, ñâÿçàíû ñ ïîâðåæäåíèåì ïå÷åíè è ñåëåçåíêè. Çäåñü ìû, ê ñîæàëåíèþ, íè÷åì íå ìîæåì ïîìî÷ü. Íî åñëè ÷åëîâåê áëåäåí êàê áåëàÿ ïðîñòûíÿ, à ïðèçíàêîâ íàðóæíîãî êðîâîòå÷åíèÿ íåò, òî, ñêîðåé âñåãî, ìíîãî êðîâè èçëèâàåòñÿ ïîëîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà (ãðóäíàÿ, áðþøíàÿ ïîëîñòü).  ýòîì ñëó÷àå, íóæíî äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî  ñêîðåå â áîëüíèöó.

   Ïðè íàðóæíîì êðîâîòå÷åíèè ôàêò êàê ãîâîðèòñÿ íà ëèöî.

   Âî-âòîðûõ, íåîáõîäèìî îïðåäåëèòü àðòåðèàëüíîå èëè âåíîçíîå êðîâîòå÷åíèå ó ïîñòðàäàâøåãî.
Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé êðîâü àëàÿ, ôîíòàíèðóþùàÿ èç öåíòðàëüíîé ÷àñòè ñîñóäà ïóëüñèðóþùåé ñòðóåé (âûÿâëÿåòñÿ íå âñåãäà); êðîâîòå÷åíèå èç ïåðèôåðè÷åñêîé ÷àñòè îòìå÷àåòñÿ ðåæå — îíî ìåíåå âûðàæåííîå, íåäëèòåëüíîå.

  Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü:
1. Âðåìåííî îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå ïóòåì ïàëüöåâîãî ïðèæàòèÿ àðòåðèè âûøå ìåñòà ðàíåíèÿ.

2. Ïðè ðàíåíèÿõ ëîêòåâîé, ïîäêëþ÷è÷íîé, ïîäìûøå÷íîé, ïîäêîëåííîé àðòåðèé ìîæíî ïðèìåíèòü ìåòîäû ôèêñàöèè êîíå÷íîñòè äëÿ ñäàâëåíèÿ ñîñóäîâ.
3. Çàêðûòü ðàíó, ñäàâèòü òêàíè. Íàëîæèòü ñòåðèëüíûé áèíò (èíäèâèäóàëüíûé ïåðåâÿçî÷íûé ïàêåò), â ïðèìèòèâíûõ óñëîâèÿõ — ÷èñòóþ òêàíü. Íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó.
4.  Ïðè ñèëüíîì êðîâîòå÷åíèè íàëîæèòü æãóò ()

   Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç âåí êðîâü òåìíàÿ, âûòåêàåò ñòðóåé èç ïåðèôåðè÷åñêîé ÷àñòè ñîñóäà; êðîâîòå÷åíèå èç öåíòðàëüíîãî îòäåëà îòìå÷àåòñÿ ðåäêî — ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè âåíîçíûõ êëàïàíîâ, âàðèêîçíîì ðàñøèðåíèè âåí. Îñîáîãî âíèìàíèÿ òðåáóþò ðàíåíèÿ âåí øåè, òàê êàê âîçìîæíà âîçäóøíàÿ ýìáîëèÿ. Ýìáîëèÿ êîðîíàðíûõ ñîñóäîâ ïðèâîäèò ê ïàðàëè÷ó ñåðäöà è ñìåðòè; ýìáîëèÿ ìîçãîâûõ ñîñóäîâ âûçûâàåò òÿæåëûå ìîçãîâûå íàðóøåíèÿ, ÷àñòî çàêàí÷èâàþùèåñÿ ãèáåëüþ áîëüíîãî.

  Ïåðâàÿ ïîìîùü:

  1. Íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó íà îáëàñòü ðàíåíèÿ.
  2. Ïðè ðàíåíèÿõ øåè íåîáõîäèìà òùàòåëüíàÿ ãåðìåòèçàöèÿ ïîâÿçêè.
  3. Ìàêñèìàëüíîå âíèìàíèå áîëüíîìó (âîçìîæíà ýìáîëèÿ).

  Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç êàïèëëÿðîâ êðîâü ìåíåå òåìíàÿ, íî íå àëàÿ, óìåðåííî ôîíòàíèðóþùàÿ èç öåíòðàëüíîé ÷àñòè.

   Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü:

  • îáðàáîòêà ðàíû;
  • íàëîæåíèå äàâÿùåé ïîâÿçêè.

   Ïîòåðÿâ ìíîãî êðîâè, ÷åëîâåê ÷àùå íàõîäèòñÿ â áåññîçíîòåëüíîì ñîñòîÿíèè èëè áëèçêèì ê íåìó. Òî åñòü îí ëåæèò. Åñëè òàê, òî íîãè ïîñòðàäàâøåãî íóæíî ïîëîæèòü íà ÷òî-òî âûñîòîé 20-30 ñì. Çà÷åì ?  âåíàõ íîã íàõîäèòñÿ îïðåäåëåííîå êîëè÷åñòâî êðîâè, êîòîðîå ïîä ñèëîé òÿæåñòè ïåðåìåñòèòñÿ ê ñåðäöó, à îòòóäà ê ãîëîâíîìó ìîçãó. Ñîáñòâåííî ãîâîðÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ ïðîèñõîäèò ïîòîìó, ÷òî êîëè÷åñòâî êðîâè ïðèòåêàþùåé ê ãîëîâíîìó ìîçãó íå õâàòàåò, è ìîçã êàê áû “îòêëþ÷àåòñÿ”. Òàêîé ïðèåì ïîçâîëÿåò âåðíóòü ÷àñòü êðîâè è ìîæåò òàêæå èñïîëüçîâàòüñÿ ïðè îáìîðîêå è äðóãèõ ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ.    È åùå îäíî âàæíîå äîïîëíåíèå.
Êðîâü íà 60-70 % ýòî æèäêîñòü, òî÷íåå âîäà. &s;åëîâåêó, ïîòåðÿâøåìó ìíîãî òàêîé “âîäû”, íåîáõîäèìî åå âîñïîëíèòü. Ïîýòîìó, åñëè ïîñòðàäàâøèé  â ñîçíàíèè, òî åãî íåîáõîäèìî íàïîèòü áîëüøèì êîëè÷åñòâîì æèäêîñòè (÷àé, êîôå, ñîê, âîäà).

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îòðàâëåíèè

    Íàèáîëåå ÷àñòî îòðàâëåíèÿ áûâàþò âûçâàíû ïðèåìîì âíóòðü êàêèõ-ëèáî ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, íåêà÷åñòâåííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ,  ÿäîâèòûõ è òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ.

   Èç ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè, öåëåñîîáðàçíåå ïðèìåíèòü òàêèå, êîòîðûå ìîãóò áûòü âûïîëíåíû ðàíåå äðóãèõ è ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè. Ïåðâîå ìåñòî ñðåäè íèõ çàíèìàåò ïî ïðàâó ïðîìûâàíèå æåëóäêà.

   Ïðîìûâàíèå æåëóäêà äîëæíî ïðîèçâîäèòüñÿ âî âñåõ ñëó÷àÿõ, äàæå ïî èñòå÷åíèè 8—10 ÷àñîâ ïîñëå ïîñòóïëåíèÿ ÿäà è íåçàâèñèìî îò òîãî, ïðèìåíÿëèñü èëè íåò äðóãèå ìåðîïðèÿòèÿ, à ïðè ñóèöèäíûõ ïîïûòêàõ — íåçàâèñèìî îò ñðîêà ïîñòóïëåíèÿ ÿäà â îðãàíèçì, ïîñêîëüêó áîëüíûå ìîãóò ñêðûòü èñòèííîå âðåìÿ ïðèåìà ÿäà. Ïðåèìóùåñòâà ýòîãî ìåòîäà: áûñòðîòà è ïîëíîòà âûâåäåíèè ÿäà èç æåëóäêà; ìåíüøàÿ îïàñíîñòü èíñóëüòà ó ïîæèëûõ ëþäåé áëàãîäàðÿ îòñóòñòâèþ òàêîãî ïîäúåìà êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ, êàêîå áûâàåò èç-çà ñèëüíîãî íàòóæèâàíèÿ ïðè ðâîòå.

   Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðîìûâàíèå æåëóäêà äåëàåòñÿ íå òîëüêî ïðè ïîïàäàíèè èëè ââåäåíèè ÿäà ÷åðåç ðîò. Íàïðèìåð, ìîðôèí è ôåíàìèí âûäåëÿþòñÿ ñëèçèñòîé æåëóäêà. Ïîýòîìó, ÷òîáû ïîìåøàòü îáðàòíîìó âñàñûâàíèþ â êèøå÷íèêå ìîðôèíà è ôåíàìèíà, íåîáõîäèìî ïðîèçâåñòè ïðîìûâàíèå æåëóäêà è ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ââåäåíèè ÿäà.  ýòîì ñëó÷àå ìîæíî ïî­ïðîáîâàòü ñâÿçàòü ÿä óãëåì è òåì ñàìûì ïîìåøàòü åãî ïîâòîðíîìó âñàñûâàíèþ.

   Íåîáõîäèìî èçáåãàòü ïîëüçîâàòüñÿ õîëîäíîé âîäîïðîâîäíîé âîäîé äëÿ ïðîìûâàíèÿ æåëóäêà, â îñîáåííîñòè â çèìíåå âðåìÿ, âî èçáåæàíèå ñïàçìà ïèùåâîäà, êðàéíå çàòðóäíÿþùåãî èçâëå÷åíèå çîíäà. Äëÿ èçáåæàíèÿ ýòîé îïàñíîñòè ïðîìûâàþò æåëóäîê âîäîé êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû.

   Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ââåäåíèå çîíäà âûçûâàåò ðàçäðàæåíèå ðåôëåêñîãåííîé çîíû ãëîòêè è êàê ðåçóëüòàò ýòîãî ðâîòíûå äâèæåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå âûáðàñûâàíèþ ñîäåðæèìîãî æåëóäêà ÷åðåç çîíä èëè ìèìî íåãî, ÷òî ìîæåò äîïîëíèòåëüíî òðàâìèðîâàòü ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïèùåâîäà è ïîëîñòè ðòà ïðè îòðàâëåíèè êðåïêèìè êèñëîòàìè è åäêèìè ùåëî÷àìè. Ïîýòîìó ó òàêèõ áîëüíûõ ïðîäâèæåíèå çîíäà è ïðîìûâàíèå æåëóäêà íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü ñ ìàêñèìàëüíîé îñòîðîæíîñòüþ.

   Ïðè îòñóòñòâèè çîíäà (â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ îí âðÿä ëè íàéäåòñÿ) ïðèõîäèòñÿ ïðèáåãàòü ê òàê íàçûâàåìîìó «ìàëîìó ïðîìûâàíèþ». Áîëüíîìó ïðåäëàãàþò âûïèòü 3—4 ñòàêàíà òåïëîé âîäû, ïîñëå ÷åãî èñêóññòâåííî âûçûâàåòñÿ ðâîòà. Ýòà ïðîöåäóðà ïîâòîðÿåòñÿ íåñêîëüêî ðàç. Ïî ñâîåé ýôôåêòèâíîñòè «ìàëîå ïðîìûâàíèå» íå èäåò íè â êàêîå ñðàâíåíèå ñ çîíäîâûì. Ê íåìó äîïóñòèìî ïðèáåãàòü ëèøü â èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ. Ïðè îòðàâëåíèè êðåïêèìè êèñëîòàìè è åäêèìè ùåëî÷àìè âûçûâàíèå ðâîòû ïðîòèâîïîêàçàíî (âûñîêàÿ âåðîÿòíîñòü ïîïàäàíèÿ êèñëîòû èëè ùåëî÷è â ïèùåâîä è îæîã ñëèçèñòîé ïèùåâîäà).

   Àäñîðáèðóþùèå ñðåäñòâà, íàçíà÷åíèå êîòîðûõ èìååò öåëüþ ñâÿçûâàíèå, ïîãëîùåíèå (àäñîðáöèþ) ÿäà. Èç àäñîðáèðóþùèõ ñðåäñòâ íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ àêòèâèðîâàííûé óãîëü: êàøèöó èç îäíîé ñòîëîâîé ëîæêè óãëÿ ïðîãëàòûâàþò, çàïèâàÿ âîäîé (ïîâòîðíî). Ýòî ïðèìåðíî ñîîòâåòñòâóåò 8-10 òàáëåòêàì. Óãîëü õîðîøî àäñîðáèðóåò àëêàëîèäû, ãëèêîçèäû, áàêòåðèîòîêñèíû, ðàçëè÷íûå îðãàíè÷åñêèå (êðîìå àëêîãîëÿ) è íåêîòîðûå íåîðãàíè÷åñêèå ÿäû .

   Òàíèí âûçûâàåò îñàæäåíèå ìíîãèõ ÿäîâ è çàäåðæêó èõ âñàñûâàíèÿ. Îáðàçóåò òðóäíîðàñòâîðèìûå ñîåäèíåíèÿ ñ áîëüøèíñòâîì àëêàëîèäîâ, à òàêæå ñ íåêîòîðûìè íåîðãàíè÷åñêèìè ÿäàìè. Ñîäåðæèòñÿ â íåêîòîðûõ íàïèòêàõ (÷àé, êîôå, êðàñíîå âèíî). Äëÿ ñâÿçûâàíèÿ ÿäà ðåêîìåíäóåòñÿ âûïèòü êðåïêèé ðàñòâîð, ëó÷øå ÷àÿ.

   Îáâîëàêèâàþùèå ñðåäñòâà çàäåðæèâàþò âñàñûâàíèå, çàùèùàþò ñëèçèñòûå îò ðàçäðàæàþùèõ è ïðèæèãàþùèõ ÿäîâ, àäñîðáèðóþò íåêîòîðûå èç íèõ; áåëêè îáðàçóþò ñ ñîëÿìè òÿæåëûõ ìåòàëëîâ íåðàñòâîðèìûå ñîåäèíåíèÿ. Ê èõ ÷èñëó îòíîñÿòñÿ: âçáèòûé ÿè÷íûé áåëîê èëè áåëêîâàÿ âîäà (1—3 ÿè÷íûõ áåëêà íà ëèòð âîäû), ìîëîêî, ìîëî÷íàÿ ñûâîðîòêà, ðàñòèòåëüíûå ñëèçè, êèñåëü, æåëå, ìóêà, êðàõìàë è ò. ï.

   Îáâîëàêèâàþùèå âåùåñòâà, ñîäåðæàùèå æèðû (ìîëîêî è äð.), ïðîòèâîïîêàçàíû ïðè ïîäîçðåíèè íà îòðàâëåíèå ôîñôîðîì, àíèëèíîì è íåêîòîðûìè äðóãèìè âåùåñòâàìè, ðàñòâîðÿþùèìèñÿ â æèðàõ. Íàçíà÷åíèå îáâîëàêèâàþùèõ âìåñòå ñ òàíèíîì íåðàöèîíàëüíî.

   Îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ìåðîïðèÿòèé, ñïîñîáñòâóþùèõ âûâåäåíèþ ÿäà. Íàèáîëåå áûñòðûé è âåðíûé ýôôåêò äîñòèãàåòñÿ ââåäåíèåì äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ðàñòâîðîâ ñëàáèòåëüíûõ ñîëåé: ñåðíîêèñëûõ ñîëåé ìàãíèÿ èëè íàòðèÿ (äàòü 20,0 â 400,0 âîäû èëè ââåñòè â ðàñòâîðå æåëóäî÷íûì çîíäîì). Íåçàâèñèìî îò îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà â ïîðÿäêå ïåðâîé ïîìîùè íåîáõîäèìî â ïîñëåäóþùèå äíè ïîâòîðÿòü åãî (îñîáåííî ïðè îòðàâëåíèè òÿæåëûìè ìåòàëëàìè).

   Óâåëè÷åíèå äèóðåçà òàêæå ïîìîãàåò âûâåäåíèþ ÿäà èç îðãàíèçìà. Ïîýòîìó ðåêîìåíäóåòñÿ îáèëüíîå ïèòüå ùåëî÷íûõ ìèíåðàëüíûõ âîä (2% ðàñòâîð äâóóãëåêèñëîé ñîäû), ìî÷åãîííûå ïðåïàðàòû, ñîãðåâàíèå ïî÷å÷íîé îáëàñòè (ïðèïàðêè, ãðåëêè).

   Â äîïîëíåíèå ê âûøåñêàçàííîìó ïðèâîäèòñÿ ïåðå÷åíü ñðåäñòâ  ïåðâîé ïîìîùè  äëÿ ïðîìûâàíèÿ æåëóäêà ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñëåäóþùèå ñðåäñòâà:

  • 0,5 % ðàñòâîð òàíèíà (îñàæäàåò àëêàëîèäû è ñîëè ìåòàëëîâ, îáðàçóÿ ïðî÷íûå ñîåäèíåíèÿ);
  •  êàëèÿ ïåðìàíãàíàò (ðàñòâîð ñëàáî-ðîçîâîãî öâåòà) îêèñëÿåò ìîðôèí, ôåíîë, ýòèëåíãëèêîëü;
  • îáâîëàêèâàþùèå — âîäíàÿ ñìåñü êðàõìàëà, ìóêè (70—80 ã íà 1 ë âîäû), ÿè÷íûå áåëêè. Ïðèìåíÿþòñÿ ïðè îòðàâëåíèè êèñëîòàìè è ùåëî÷àìè;
  • âàçåëèíîâîå ìàñëî (180—200 ìë) — ïðè îòðàâëåíèè æèðîðàñòâîðèìûìè âåùåñòâàìè (áåíçèí, êåðîñèí);
  • àêòèâèðîâàííûé óãîëü — äëÿ ñîðáöèè ÿäà (ïðè îòðàâëåíèÿõ áàðáèòóðàòàìè, àëêàëîèäàìè, ãëèêîçèäàìè). Äîçà 1—2 ñòîëîâûå ëîæêè ïîðîøêà íà ñòàêàí âîäû.
  • Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îæîãàõ

        Îæîãè äåëÿòñÿ íà:

    • òåðìè÷åñêèå (âîçäåéñòâèå âûñîêîé òåìïåðàòóðû);
    • õèìè÷åñêèå (äåéñòâèå ñèëüíûõ êèñëîò è ùåëî÷åé);
    • ëó÷åâûå (âîçäåéñòâèå g-ëó÷åé ïðè ÿäåðíîì âçðûâå).

       Äàëåå ìû êîñíåìñÿ òîëüêî ïåðâûõ äâóõ âèäîâ îæîãîâ.

        Òåðìè÷åñêèå.   Ïîìîùü äîëæíà îêàçûâàòüñÿ ñðàçó, íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ. Îñíîâíîå âíèìàíèå äîëæíî óäåëÿòüñÿ ïðåäóïðåæäåíèþ ðàñïðîñòðàíåíèÿ äåéñòâèÿ îæîãîâîãî àãåíòà. Ïîñëå òîãî êàê äåéñòâèå àãåíòà ïðåêðàùåíî è ïî âîçìîæíîñòè óäàëåíû âñå ìàòåðèàëû, ñîïðèêàñàþùèåñÿ ñ îáîææåííîé ïîâåðõíîñòüþ (îäåæäà, óêðàøåíèÿ è ò. ä.), íåîáõîäèìî ñíèçèòü òåìïåðàòóðó ïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ êîæè äî êîìíàòíîé, ïîìåñòèâ ïîðàæåííûå ó÷àñòêè ïîä ñòðóþ âîäîïðîâîäíîé âîäû, îáëîæèâ èõ õîëîäíûìè ïðåäìåòàìè èëè îðîøàòü âîäîé â òå÷åíèå 10—15 ìèí.

        Ïðè îæîãîâîì øîêå îõëàæäåíèå ïðîòèâîïîêàçàíî (îæîãîâûé øîê – òàêîå ñîñòîÿíèå, êîãäà ïîðàæåíà áîëüøàÿ ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ èëè ãëóáèíà ïîðàæåíèÿ î÷åíü áîëüøàÿ. Ñîïðîâîæäàåòñÿ ïàäåíèåì äàâëåíèÿ, ïîòåðåé ñîçíàíèÿ, ïîòåðåé áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ïëàçìû.  òàêîì ñëó÷àå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîãðåòü ïîñòðàäàâøåãî è íàïîèòü åãî áîëüøèì êîëè÷åñòâîì æèäêîñòè).

       Íåìåäëåííîå, íå ïîçäíåå 30 ìèí ïîñëå òðàâìû, îõëàæäåíèå îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè ñîêðàùàåò âðåìÿ ïåðåãðåâàíèÿ òêàíåé, ïðåïÿòñòâóåò äåéñòâèþ òåðìè÷åñêîãî àãåíòà íà ãëóáæåëåæàøèå ñëîè òêàíåé. Îõëàæäåíèå óìåíüøàåò îòåê è ñíèìàåò áîëü, ïðåäóïðåæäàåò ïîðàæåíèå ãëóáæåëåæàùèõ òêàíåé. Çàòåì îæîãîâóþ ðàíó ñëåäóåò çàêðûòü ÷èñòîé, à ïðè âîçìîæíîñòè àñåïòè÷åñêîé ïîâÿçêîé è äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

    Õèìè÷åñêèå.

       Ïðè ëþáûõ õèìè÷åñêèõ îæîãàõ (íåâàæíî, êèñëîòîé èëè ùåëî÷üþ) íóæíî íåìåäëåííî îìûòü ïîðàæåííóþ ïîâåðõíîñòü áîëüøèì êîëè÷åñòâîì æèäêîñòè. Êàêîé æèäêîñòüþ âû áóäåòå ïîëüçîâàòüñÿ, íå èìååò îñîáîãî çíà÷åíèÿ. Ïðîùå è áûñòðåå âñåãî âîäîé, êîòîðàÿ âñåãäà ïîä ðóêîé.

        &s;åì áîëüøå íà ðàíó ïîïàäàåò âîäû, òåì ìåíüøå ñòàíîâèòñÿ êîíöåíòðàöèÿ ïîðàçèâøåãî êîæó õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà. Ïîýòîìó åñëè âû áóäåòå íåïðåðûâíî îðîøàòü êîæó ñòðóåé âîäû, òî âñå ñäåëàåòå ïðàâèëüíî. Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ ãëàç ðåøàþùèìè ÿâëÿþòñÿ ïåðâûå 5-10 ìèíóò.  ýòî âðåìÿ îïðåäåëÿåòñÿ, êàêîâû áóäóò ïîñëåäñòâèÿ îæîãà.  ýòîì ñëó÷àå íóæíî íåïðåðûâíî ïðîìûâàòü ãëàç âîäîé. Äåéñòâóÿ òàêèì îáðàçîì, âû íå ïîâðåäèòå è íå ïîðàíèòå ãëàçà. Ïåðåâîçÿ ïîñòðàäàâøåãî ê ãëàçíîìó âðà÷ó, íóæíî ïðîäîëæàòü ïðîìûâàòü ïîðàæåííûé ãëàç è â ýòî âðåìÿ.

       Òàê, ñîáëþäàÿ ïðîñòåéøèå ìåðû îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, ìîæíî çíà÷èòåëüíî îáëåã÷èòü òÿæåñòü îæîãà ó ïîñòðàäàâøåãî.

    Òåïëîâîé (ñîëíå÷íûé) óäàð

    Òåïëîâîé óäàð ÷àùå âîçíèêàåò ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå (îò 30 äî 50°) îêðóæàþùåé ñðåäû è çíà÷èòåëüíîé âëàæíîñòè (75% è âûøå). Îäíàêî îí ìîæåò íàñòóïèòü è ïðè áîëåå íèçêîé òåìïåðàòóðå âîçäóõà ïðè óñëîâèè çíà÷èòåëüíîé òåïëîïðîäóêöèè è íåäîñòàòî÷íîé òåïëîîòäà÷è.

    Ðàçâèòèþ òåïëîâîãî óäàðà ñïîñîáñòâóþò îòñóòñòâèå äâèæåíèÿ, ïëîõàÿ âåíòèëÿöèÿ, óñèëåííàÿ ìûøå÷íàÿ ðàáîòà â òåïëîé è òÿæåëîé îäåæäå, â ÷àñòíîñòè ïðîðåçèíåííîé, îñîáåííî â ïîìåùåíèè ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé, ïåðåóòîìëåíèå, áåçâåòðèå, çàòðóäíÿþùåå èñïàðåíèå ïîòà, à òàêæå îãðàíè÷åíèå ââåäåíèÿ æèäêîñòè.
    Òåïëîâîìó óäàðó íåðåäêî ïðåäøåñòâóþò ïðåäâåñòíèêè: ðåçêîå ïîêðàñíåíèå êîæè, óñèëåííîå ïîòîîòäåëåíèå, ñóõîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ñèëüíàÿ æàæäà, ó÷àùåííîå äûõàíèå, òàõèêàðäèÿ, ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, ñîíëèâîñòü. Èíîãäà íàñòóïàåò âíåçàïíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 38—40°, îòìå÷àåòñÿ ïîáëåäíåíèå, ïîõîëîäàíèå êîæè. Ïðè òåïëîâîì óäàðå ìîæåò ðàçâèòüñÿ ãëóáîêàÿ êîìà, èíîãäà ñ ðåäêèì ïîâåðõíîñòíûì äûõàíèåì, ñóäîðîãàìè, çàêàí÷èâàþùèìèñÿ ñìåðòüþ ïðè ÿâëåíèÿõ ïàäåíèÿ ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè è îñòàíîâêè äûõàíèÿ.
    Ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò íåìåäëåííî ïåðåíåñòè â ïðîõëàäíîå ìåñòî, ñ äîñòóïîì ñâåæåãî âîçäóõà, ðàññòåãíóòü âîðîòíèê, ðàçäåòü äî ïîÿñà. Óëîæèòü ñ ïðèïîäíÿòûìè âåðõíèìè êîíå÷íîñòÿìè è îïóùåííîé ãîëîâîé. Äëÿ óñèëåíèÿ òåïëîîòäà÷è äàâàòü õîëîäíóþ âîäó. Ëåä èëè ñìî÷åííîå â õîëîäíîé âîäå ïîëîòåíöå ïîëîæèòü íà ãîëîâó.

    Ïðîôèëàêòèêà òåïëîâîãî óäàðà ñâîäèòñÿ ê ïðîâåäåíèþ ñëåäóþùèõ ìåðîïðèÿòèé:
    1) íå äîïóñêàòü îáíàæåíèÿ ãîëîâû â æàðêèå äíè ïðè ÿñíîé ñîëíå÷íîé ïîãîäå;
    2) ïåðèîäè÷åñêè ïðèìåíÿòü îõëàæäàþùèå ïðîöåäóðû.

    Ñîëíå÷íûé óäàð ïðîèñõîäèò îò ÷ðåçìåðíîãî è äëèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ ñîëíå÷íûõ ëó÷åé. Íàáëþäàåòñÿ ÷àùå âñåãî ïðè äëèòåëüíîì ïðåáûâàíèè íà ñîëíöåïåêå áåç äîëæíîé çàùèòû ó ëþäåé, íåïðèâû÷íûõ ê èíòåíñèâíîé èíñîëÿöèè, îñîáåííî ïðè óâëå÷åíèè ñîëíå÷íûìè âàííàìè.
    Ïðèçíàêè: ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà, ðâîòà, øóì â óøàõ, ðåçêàÿ ãèïåðåìèÿ ëèöà, ñêëåð. Ê îáùåìó ïåðåãðåâó ïðèñîåäèíÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííîå âëèÿíèå ñîëíå÷íûõ ëó÷åé, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ìîæåò ðàçâèòüñÿ îæîã ñ ïîÿâëåíèåì ýðèòåìû, îáðàçîâàíèåì ïóçûðåé èëè æå øåëóøåíèåì êîæè.
    Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü òà æå, ÷òî è ïðè òåïëîâîì óäàðå (ñì. âûøå). Ïðè ñîëíå÷íîì îæîãå II ñòåïåíè (ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè) íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó íà îáîææåííóþ ïîâåðõíîñòü, ïóçûðè íå âñêðûâàþòñÿ.
    Ïðîôèëàêòèêà òàêàÿ æå, êàê ïðè òåïëîâîì óäàðå. Ïîìèìî ýòîãî, äëÿ çàùèòû îò ñîëíå÷íûõ ëó÷åé ñëåäóåò ïîëüçîâàòüñÿ çîíòîì è íîñèòü ãîëîâíîé óáîð ñâåòëîãî öâåòà.► Èñòî÷íèê: genzer2.narod.ru

Источник