Острые пневмонии у детей раннего возраста лекция

9

  1. Этап. Вводный

Мотивация

Острая пневмония
является актуальной проблемой педиатрии
в связи с высокой частотой развития и
возможностью формирования осложнений.
Изучение пневмонии у детей имеет важное
значение, так как острые инфекции
респираторного тракта остаются одной
из основных причин детской заболеваемости
и смертности.

Цель занятия.

Научиться
диагностировать острую пневмонию у
детей на основании анамнестических,
клинических и лабораторно-инструментальных
данных, а также разработать подходы к
терапевтической коррекции.

Студент должен
знать

  1. Морфофункциональныеособенности бронхолегочной системы вдетском возрасте.

  2. Методы оценкивнешнего дыхания у детей.

  3. Определение остройпневмонии, её классификацию.

  4. Этиологию ипатогенез.

  5. Особенностиклинической картины различных формпневмонии.

  6. Критерии лабораторнойи инструментальной диагностики.

  7. Заболевания, скоторыми необходимо дифференцироватьпневмонию.

  8. Принципы терапии,применяемые лекарственные препаратыи механизм их действия.

  9. Исходы.

  10. Прогноз.

Студент должен
уметь

  1. Проводить осмотрребенка с патологией органов дыхания.

  2. Оценить физическоеразвитие пациента.

  3. Работать с историейболезни.

  4. Своевременноназначить и правильно интерпретироватьданные лабораторно-инструментальныхметодов исследования (клиническогоанализа крови, рентгенограмм груднойклетки, бронхограмм).

  5. На основаниивыраженности клинической симптоматикиоценить тяжесть заболевания и назначитьадекватную терапию.

  6. Выписать рецептына назначаемые препараты.

  7. Дать рекомендациипо режиму жизни и питания и составитьплан диспансерного наблюдения ребенка.

II этап. Контроль исходного уровня знаний по теме

  1. Из скольких долейсостоят правое и левое легкое?

  2. Какова в нормечастота дыхания у детей 1 месяца, 6месяцев, 1 года, 5 лет, 10 лет, 14 лет?

  3. Из каких отделовсостоят верхние дыхательные пути?

  4. Из каких отделовсостоят нижние дыхательные пути?

  5. Что представляетсобой альвеола?

  6. Каковы причиныпневмоний у взрослых?

  7. Какие возбудителимогут вызвать острую пневмонию увзрослых?

  8. Что такое дыхательнаянедостаточность?

  9. Каковы клиническиепризнаки острой дыхательнойнедостаточности?

  10. Сколько степенейтяжести дыхательной недостаточностивыделяют?

  11. Что такое одышка?

  12. Какие вариантыодышки можно выделить?

  13. Что такое плеврит?Какие виды плевритов вы знаете?

  14. Перечислитеосновные методы обследования больногос пневмонией.

  15. В чем преимуществакомпьютерной томографии при исследованиилегких?

  16. Перечислитеосновные группы антибиотиков, активныхпротив грамположительных возбудителей.

  17. Перечислитеосновные группы антибиотиков, активныхпротив грамотрицательных возбудителей.

  18. Какие группымукоактивных препаратов вы знаете?

  19. Назовите легочныеосложнений пневмонии.

  20. Назовите внелегочныеосложнения пневмонии.

III этап. Основной

Определение

Пневмония
(греч. рneumon
– лёгкое; син.: воспаление легких) –
острое инфекционное неспецифическое
воспаление лёгочной ткани, характеризующееся
очаговым поражением респираторных
отделов дыхательной системы с обязательным
развитием внутриальвеолярной экссудации.
Под пневмонией следует понимать группу
острых инфекционно-воспалительных
заболеваний лёгких, разных по этиологии,
патогенезу и морфологическим признакам.

Код
по МКБ-10

J12
– J18.
Вирусная пневмония. Пневмония, вызванная
Streptococcus
pneumoniae.
Пневмония, вызванная Haemophilus
influenzae.
Бактериальные пневмонии. Пневмония,
вызванная другими инфекционными
агентами, не классифицированная в других
рубриках. Пневмония при болезнях,
классифицированных в других рубриках.
Пневмония без уточнения возбудителя.

Эпидемиология

По
данным ВОЗ, в структуре заболеваемости
детей первое место, занимает патология
органов дыхания. Наибольшая ее
распространенность отмечается у детей
в возрасте от 1 года до 3 лет.

Острая
пневмония является наиболее частой
причиной смерти детей раннего возраста,
несмотря
на то, что в последние годы отмечаются
высокие темпы снижения младенческой
смертности в России от пневмоний (за
период с 2002 по 2005 гг.– с 8,8 до 5,6 на 10000
детского населения, или на 36,4%). К
группе риска по заболеваемости и
смертности от пневмонии по-прежнему
относятся: дети первого года жизни,
особенно недоношенные, дети с пороками
развития, с гипотрофией и др.

Профилактика

В
основе профилактики пневмонии лежит
предупреждение ОРВИ и гриппа, что
особенно важно у детей первого полугодия
жизни. Вакцинопрофилактика пневмоний,
вызванных H.
influenzae
типа b,
возможна с помощью соответствующей
коньюгированной вакцины (Акт-Хиб).
Необходимо также устранить необоснованное
профилактическое использование
антибиотиков у детей, в частности при
ОРВИ.

Классификация
пневмонии

1. Первичная
(является самостоятельным заболеванием).

2. Вторичная
(осложняет какое-либо другое заболевание).

По
времени возникновения:

1. Неонатальная

– Врожденная

– Аспирационная

2. Постнатальная

– Вентиляционная

– При
иммунодефиците

В зависимости
от условий возникновения:

1. Внебольничные
(домашние)

2. Внутрибольничные
(госпитальные, нозокомиальные)

По форме:

1.
Очаговая

2. Очагово-сливная

3. Сегментарная

4. Крупозная
(долевая)

5.
Интерстициальная

По
локализации:

1.
Односторонняя

2. Двусторонняя

3. Диффузная

– Легкое


Доля


Сегмент

По
течению:

1. Острая

2. Затяжная

Пневмония
считается острой, если разрешается за
4-6 недель, подострой (затяжной) – если
разрешается в сроки от 6 недель до 6
месяцев от начала болезни. Она может
быть непрерывно вялотекущей или
рецидивирующей. Причинами ее затяжного
течения, как правило, являются снижение
иммунитета, неправильное лечение,
инфицирование.

По
степени тяжести:

1. Легкая

2. Среднетяжелая

3. Тяжелая

Показатели
тяжести: степень токсикоза, дыхательная
недостаточность, сердечно-сосудистые
расстройства, наличие осложнений

По
наличию осложнений:

1. Неосложненная

2. Осложненная

а) легочные
осложнения – плеврит, легочная деструкция,
абсцесс легкого, пневмоторакс,
пиопневмоторакс;

б)
внелегочные – инфекционно-токсический
шок, ДВС-синдром, сердечно-сосудистая
недостаточность, респираторный
дистресс-синдром взрослого типа.

Этиология

Пневмония
– полиэтиологическое заболевание.
Пневмония может быть вызвана бактериальными,
вирусными, риккетсиозными, хламидийными,
микоплазменными, паразитарными
возбудителями, некоторыми химическими,
а также аллергическими факторами. Спектр
возбудителей зависит от места, где
произошло инфицирование и от состояния
иммунитета ребенка. Это учтено в принятой
в 1995 г. классификации клинических форм
бронхо-легочных заболеваний у детей.

В зависимости
от условий, в которых произошло
инфицирование:

1. Внебольничные
(развиваются у ребенка вне пределов
стационара и первые 72 часа пребывания
в стационаре).

2. Внутрибольничные
(вызываются госпитальными штаммами
микробов и диагностируются у больных
спустя 72 и более часов пребывания в
стационаре, независимо от причины
госпитализации и при условии, что у
пациентов при поступлении в стационар
отсутствовали начальные признаки
инфекционного заболевания нижних
отделов дыхательного тракта, а также в
течение 72 часов после выписки из
стационара);

3.
Пневмонии у лиц с дефектами иммунитета
(первичный и вторичный иммунодефицит,
при онкологических заболеваниях и др.);

4.
Пневмонии при перинатальном инфицировании
(т.е. внутриутробно, в родах и в первые
7 дней жизни).

Вентиляционные
пневмонии – это пневмонии, развивающиеся
у лиц, находящихся на искусственной
вентиляции легких (ИВЛ). Их делят на
ранние (первые 3 суток на ИВЛ) и поздние
(более 3-х суток).

Такое деление
важно, так как позволяет примерно
определить возбудителя пневмонии (без
специального микробиологического
обследования) и назначить лечение.

Возбудителями
внебольничной («домашней») пневмонии
чаще бывают:

– пневмококк
(60-70%). Однако нужно учитывать, что дети
первых 6 месяцев жизни пневмококковой
пневмонией не болеют, если они находятся
на грудном вскармливании;

– микоплазма
(около 15%);


хламидии (около 10%). Чаще болеют дети
первых трех месяцев, инфицированные от
матери;

– легионелла.
Она преимущественно встречается у детей
в возрасте от 1 года до 7 лет, вызывает
развитие тяжелой или среднетяжелой
пневмонии;

Читайте также:  Клебсиелла пневмония у ребенка 5 месяцев

– стрептококк
гр. В;

– гемофильная
палочка;

– относительно
редко – стафилококк, обычно у детей на
первом году жизни;

– часто вирусы,
а также вирусно-бактериальные ассоциации.

– грамм-отрицательная
флора, как правило, является причиной
второй волна.

Возбудители
внутрибольничной пневмонии:

– золотистый
стафилококк;


грам-отрицательная флора: кишечная и
синегнойная палочки, протей, серрация
(до 40%);

– грибы;

– гемофильная
палочка;

– вирусы;

– микоплазма.
Она преимущественно встречается у детей
раннего возраста, чаще в ассоциации с
вирусами и другими бактериями.

Возбудители
пневмонии при иммунодефицитных
состояниях: стафилококк, грам-отрицательная
флора, пневмоцисты, цитомегаловирус
(ЦМВ) и другие вирусы, грибы рода Candida,
aspergillus.

Возбудители
пневмонии при перинатальном инфицировании:
хламидии, пневмоцисты, уреаплазма,
листерии, стафилококк золотистый,
стафилококк эпидермальный, кишечная
палочка, клебсиелла, энтерококки, реже
– грибы, вирусы.

Патогенез:

Возбудители,
вызывающие пневмонию, проникают в легкие
такими путями как бронхогенный,
гематогенный, лимфогенный.

При
бронхогенном пути инфекция проникает
через стенку бронхов. Очаги пневмонической
инфильтрации располагаются перибронхиально.
Хуже дренируются и поэтому быстрее
поражаются сегменты нижних долей и 4,5
сегменты левого легкого. У детей первого
года жизни часто поражаются еще и 1,2
сегменты, т.е. сегменты верхней доли,
так как они недостаточно дифференцированы.

Бронхогенный
путь характерен для ОРВИ, когда имеются
явления бронхита: отек стенки бронха,
гиперсекреция слизи, сужение просвета
бронха (вплоть до полного закрытия и
развития ателектаза), что создает
благоприятные условия для размножения
бактерий, проникновения их в легочную
ткань.

Развитию
пневмонии у детей раннего возраста
способствует гастроэзофагеальный
рефлюкс. При попадании кислого содержимого
в дыхательные пути может развиться
воспаление бронхов при срыгивании,
рвоте, микроаспирации в ночное время.

Гематогенный
путь распространения инфекции характерен
для вирусов, реже для бактерий при
сепсисе или из одиночного очага при
снижении иммунитета. Такая бактериальная
пневмония обычно очаговая, тяжелая,
деструктивная.

Возможно
ли развитие чисто вирусной пневмонии?
В большинстве случаев (у 70-75% больных)
вирус только подготавливает почву для
пневмонии, которая вызывается бактериями,
простейшими. Однако, в 1-2% случаев
встречается чисто вирусная пневмония.
Она может быть вызвана вирусами
парагриппа, гриппа, респираторно-синцитиальным
вирусом, аденовирусом, а у новорожденных
и у детей со сниженным иммунитетом –
цитомегаловирусом (ЦМВ).

При
вирусной пневмонии, в первую очередь,
поражается интерстициальная ткань
легкого, так как вирус распространяется
по сосудам, проходящим в интерстициальной
ткани. Для нее характерно генерализованное
(двустороннее) повреждение эндотелия
сосудов, что приводит к повышению их
проницаемости. При этом быстро возникает
отек и лимфо-гистиоцитарная инфильтрация
межальвеолярных перегородок, нарушается
диффузия газов и развивается дыхательная
недостаточность.

При респираторной
вирусной инфекции, как правило, поражены
и бронхи. При гриппозной пневмонии
выражен геморрагический синдром. При
ЦМВИ пневмония также интерстициальная,
но имеет склонность к хронизации.

Лимфогенный
путь распространения инфекции у детей
встречается чаще, чем у взрослых, так
как у детей легкие богаты лимфатическими
сосудами. Лимфогенным путем в основном
распространяется стрептококк (из
миндалин и др.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Статьи

Опубликовано в журнале:

Лечащий врач »» 10 / 2002 В. К. Таточенко, доктор медицинских наук, профессор, НЦЗД РАМН, Москва

Как классифицируется пневмония?
Каков спектр возбудителей острой пневмонии у детей в зависимости от возраста?
Как правильно выбрать стартовый антибиотик?

Согласно принятой в России классификации, пневмония у детей определяется как острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным при наличии очаговых или инфильтративных изменений на рентгенограмме. Наличие этих рентгенологических признаков («золотой стандарт», по мнению ВОЗ) с высокой долей вероятности свидетельствует о бактериальной этиологии процесса и позволяет исключить из круга заболеваний, определяемых как пневмония, большинство поражений нижних дыхательных путей (бронхиты, в том числе обструктивные), вызываемых респираторными вирусами и не нуждающихся в антибактериальном лечении [1].

Подбор антибиотиков для лечения пневмоний оптимален при расшифровке ее этиологии; однако экспресс-методы оказываются не всегда надежны и доступны. Приемлемой альтернативой является определение наиболее вероятного возбудителя — с учетом очевидных симптомов, а также возраста больного, времени и места развития заболевания. Приводимые ниже сведения, касающиеся спектра бактериальных возбудителей пневмонии, основаны на обобщенных данных, полученных автором и его сотрудниками в ходе лечения более чем 5000 детей с пневмонией (1980–2001 гг.), а также почерпнутых из материалов зарубежных авторов. Эти данные вполне сопоставимы, хотя и были получены разными методами: с помощью выявления возбудителя или его антигена в плевральном экссудате [1, 2], определения возбудителя в пунктатах легкого [3], а также антител к хламидиям, микоплазме и пневмококковых иммунных комплексов [4, 5, 6]. Что касается данных ряда иностранных авторов относительно преобладания вирусных пневмоний, то они основаны на материалах исследований больных, у которых в качестве критериев пневмонии рассматривались только мелкопузырчатые хрипы при отсутствии инфильтративных или очаговых изменений [7,8].

Показатели заболеваемости детей пневмонией: в России (при должных рентгенологических критериях) эта цифра колеблется в пределах 4 — 12 на 1000 детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет [1]; зарубежные источники приводят те же данные относительно заболеваемости «рентгеноположительными пневмониями» (4,3 на 1000 детей [9]), но при более широких критериях определения пневмоний уровень заболеваемости оказывается на порядок выше [5].

В последние годы российские ученые неоднократно обсуждали эту проблему с учетом принципов доказательной медицины. Были одобрены поправки к Классификации неспецифических болезней органов дыхания у детей [10], сформулированы рекомендации по противомикробной терапии острых внебольничных пневмоний у детей [11] и принят консенсус в рамках программы «Острые респираторные заболевания у детей» Союза педиатров России [12].

Согласно принятой классификации, пневмонии делятся на вне- и внутрибольничные, развившиеся у лиц с иммунодефицитными состояниями, и пневмонии у больных на ИВЛ (ранние — первые 72 ч. и поздние). Внебольничные пневмонии возникают у ребенка в обычных условиях, внутрибольничные — через 72 ч пребывания в стационаре или в течение 72 ч после выписки оттуда. Выделяют также пневмонии новорожденных (в том числе внутриутробные, развившиеся в первые 72 ч жизни ребенка), однако в данной статье этого вопроса мы касаться не будем.

Практически важно различать «типичные» формы с четким, гомогенного вида, очагом или инфильтратом на рентгенограмме и «атипичные» — с негомогенными, не имеющими четких границ изменениями. Тяжесть пневмонии обусловливается легочно-сердечной недостаточностью, токсикозом и наличием осложнений (плеврит, легочная деструкция, инфекционно-токсический шок). При адекватном лечении большинство неосложненных пневмоний рассасываются за 2–4 недели, осложненные — за 1–2 месяца; затяжное течение диагностируется при отсутствии обратной динамики в сроки от 1,5 до 6 месяцев.

Читайте также:  Флемоклав при пневмонии у детей

Диагностика. Классические аускультативные и перкуторные признаки пневмонии, описываемые в учебниках, выявляются всего у 40 — 60% больных, лихорадка, одышка, кашель, хрипы в легких часто регистрируются и при других респираторных заболеваниях. Признаки (в дополнение к классическим), позволяющие заподозрить наличие пневмонии, имеют специфичность и чувствительность порядка 95%:

  • температура выше 38,0°C более 3 дней;
  • одышка в отсутствие признаков бронхиальной обструкции (>60/мин у детей до 2 месяцев, >50 в возрасте 2 – 12 месяцев и >40 у детей 1 – 5 лет);
  • асимметрия влажных хрипов.

Этиология. Поскольку большинство пневмоний у детей вызывается возбудителями, обычно вегетирующими в дыхательных путях, обнаружение этих возбудителей в мокроте не говорит об их этиологической роли. Более надежны полуколичественные методы посева мокроты, а также методы, позволяющие обнаружить возбудителя или его антиген во внутренних средах организма, однако некоторые из этих методов (ПЦР) столь чувствительны, что выявляют обычную флору дыхательных путей. Выявление любым методом вирусов, микоплазм, хламидий, грибков, пневмоцист при отсутствии клинической картины соответствующей пневмонии не является доказательством их этиологической роли, как, впрочем, и наличия самой пневмонии. Обнаружение IgM-антител к хламидиям и микоплазме имеет диагностическое значение, однако в течение первой недели с момента начала вызванной микоплазмой пневмонии они часто отсутствуют [6].

На практике предположительный этиологический диагноз ставится с учетом вероятности наличия того или иного возбудителя при данной форме пневмонии в данной возрастной группе (см. табл. 1, табл. 2).

Таблица 1.
Выбор стартового препарата при внебольничной пневмонии

Таблица 2.
Антибиотики при внутрибольничной пневмонии

Внебольничные пневмонии. В возрасте 1–6 месяцев часто наблюдаются атипичные формы (20% случаев и более), вызываемые Chlamidia trachomatis (следствие перинатальной инфекции), и достаточно редко (у недоношенных) — Pneumocystis carinii. Более чем у половины больных типичные пневмонии связаны с аспирацией пищи, муковисцидозом, первичным иммунодефицитом; их возбудители — грамотрицательная кишечная флора, стафилококки. Пневмонии, вызванные пневмококками и Haemophilus influenzae типа b, встречаются у 10% детей; обычно это дети, заболевшие в результате контакта с больным ОРЗ старшим сибсом или взрослым членом семьи.

У детей 6 месяцев — 6 лет наиболее частым (более 50%) возбудителем пневмонии является пневмококк, им обусловлены 90% осложненных пневмоний. H. influenzae типа b обусловливает до 10% осложненных форм. Стафилококк выявляется редко. Бескапсульные H. influenzae обнаруживаются в пунктатах легких достаточно часто, обычно в сочетании с пневмококком [3], однако их роль до конца не ясна. Атипичные пневмонии, вызванные M. pneumoniae, наблюдаются в этой возрастной группе не более чем у 10–15% больных, Chl. pneumoniae — еще реже [4, 6].

В возрасте 7–15 лет основным бактериальным возбудителем типичных пневмоний является пневмококк (35–40%), редко — пиогенный стрептококк, доля атипичных пневмоний превышает 50% [4,6] — их вызывают M. pneumoniae (20–60%) и Chl. pneumoniae (6–24%).

Вирусная инфекция предшествует бактериальной пневмонии примерно в половине случаев и тем чаще, чем моложе ребенок. Пневмонии только вирусной этиологии с небольшим легочным инфильтратом встречаются в 8 — 20% случаев, но у таких больных бактериальная суперинфекция наблюдается достаточно часто [1, 6]. Пневмонии у детей, вызванные Legionella pneumophila, в России встречаются, по-видимому, редко, поскольку кондиционирование воздуха в нашей стране широко не распространено.

Внутрибольничные пневмонии отличаются как спектром возбудителей, так и их резистентностью к антибиотикам. В этиологии этих заболеваний определенную роль играет либо больничная флора (стафилококки, кишечная палочка, Klebsiella pneumoniae, Proteus sp., Cytrobacter, при манипуляциях — Pseudomonas aeruginosa, Serratia sp., анаэробы), либо аутофлора больного (см. табл. 2). В большинстве случаев эти пневмонии развиваются как осложнение ОРВИ.

Пневмонии, развившиеся в первые 72 часа ИВЛ у вновь поступивших больных, обычно обусловлены аутофлорой — пневмококком, H. influenzae, M. pneumoniae, начиная с 4-х суток ИВЛ их сменяют S. aureus, P. aeruginosa, Acinetobacter, K. pneumoniae, Serratia. Если ИВЛ начали проводить после 3 — 5-го дня госпитализации, более вероятный возбудитель — внутрибольничная флора.

Пневмонии у больных с иммунодефицитами, в том числе находящихся на иммуносупрессии, вызываются как обычной, так и оппортунистической микрофлорой (P. carinii, грибы Candida). У инфицированных ВИЧ и больных СПИДом детей, а также при длительной глюкокортикостероидной терапии (> 2 мг/кг/сутки или >20 мг/сутки более 14 дней) нередки пневмонии, вызванные P. carinii, цитомегаловирусом, М. avium-intercellulare и грибами.

Чувствительность возбудителей к антибиотикам зависит как от их генетических свойств, так и от предшествующего контакта с антибиотиками. Во многих странах 20–60% пневмококков приобрели устойчивость к пенициллинам, многим цефалоспоринам и макролидам, а H. influenzae — к ампициллину. В России циркулируют 95% штаммов пневмококка, чувствительных к пенициллинам, цефалоспоринам, макролидам, но устойчивых к котримоксазолу, гентамицину и другим аминогликозидам [2, 13]. Стафилококки (внебольничные штаммы) сохраняют чувствительность к оксациллину, защищенным пенициллинам (аугментину), линкомицину, цефазолину, макролидам, рифампицину. и аминогликозидам.

H. influenzae в России [2] чувствительны к амоксициллину, защищенным пенициллинам (аугментину), азитромицину, цефалоспоринам II — III поколений, аминогликозидам, левомицетину, доксициклину и рифампицину. Однако этот возбудитель как в России, так и за рубежом, утратил чувствительность к эритромицину; к «новым» макролидам (рокситромицину, спирамицину, джосамицину, мидекамицину) чувствительны лишь единичные штаммы. Напротив, Moraxella catarrhalis чувствительны к «новым» макролидам, а также к аугментину, цефтриаксону, аминогликозидам. Микоплазмы и хламидии чувствительны к макролидам и доксициклину.

Выбор стартового антибактериального препарата. Отечественные рекомендации, построенные с учетом как возраста ребенка, так и формы пневмонии (табл. 1, табл. 2), незначительно отличаются от зарубежных — в них учтены отличия, касающиеся чувствительности флоры. При их использовании быстрый (24–36 ч) эффект от лечения наступает в 85– 90% случаев, при неэффективности стартового препарата переходят на альтернативные. Если нет уверенности в отношении этиологии, можно использовать препарат или комбинацию двух препаратов с более широким спектром.

При неосложненных типичных пневмониях используют оральные препараты — амоксициллин, амоксициллин/клавуланат (аугментин), цефуроксим-аксетил (зиннат), действующие как на пневмококки, так и на гемофильную палочку. Феноксиметилпенициллин-бензатин (сироп оспен) и цефалоспорины I поколения подавляют только кокковую флору, поэтому их лучше применять у более старших детей.

При атипичных пневмониях препаратами выбора служат макролиды и азитромицин. Поскольку они действуют и на кокковую флору, эти средства можно использовать у лиц с аллергией на b-лактамы, однако их широкое применение нежелательно из-за стимуляции ими лекарственной устойчивости флоры.

Читайте также:  Боль в ключице при пневмонии

При осложненной пневмонии лечение начинают с парентеральных препаратов, заменяя их на оральные при наступлении эффекта (ступенчатый метод).

Опыт показывает, что более 85% всех внебольничных пневмоний у детей можно излечить без единой инъекции антибиотика; в среднем за время лечения ребенок, больной пневмонией, получает менее 4 инъекций [14].

Дозы антибактериальных препаратов, используемые для лечения пневмонии, обычно подбираются в соответствии с рекомендациями производителей. С учетом возможности повышения устойчивости пневмококка оправданно назначение пенициллинов — как обычных, так и защищенных — в дозах порядка 100 мг/кг/сутки, при которых их уровень в тканях в несколько раз превысит МПК даже резистентных штаммов.

Оценка эффективности лечения проводится через 24, 36 и 48 ч лечения. Полный эффект регистрируется при падении температуры ниже 38,0°С (без жаропонижающих) и улучшении общего состояния, появлении аппетита; рентгенологическая картина при этом может улучшиться или остаться прежней. Это указывает на чувствительность возбудителя к препарату, следовательно, лечение этим лекарственным средством следует продолжать. Частичный эффект регистрируется при улучшении общего состояния и аппетита, а также отсутствии отрицательной динамики в очаге, но при сохранении фебрильной температуры; такая картина наблюдается при наличии гнойного очага (деструкция) или иммунопатологического процесса (метапневмонический плеврит). При этом антибиотик не меняют, полный эффект наступает позже — при опорожнении гнойника или назначении противовоспалительных средств. Если у больного сохраняется фебрильная температура, нарастает инфильтрация в легких и/или общие расстройства, принято считать, что эффект отсутствует; в этих случаях требуется немедленная смена антибиотика.

Длительность лечения нетяжелых пневмоний — 5 — 7 дней, осложненных форм — 10 — 14 дней (2 — 3 дня после падения температуры). При внутрибольничных пневмониях замена препарата проводится по бактериологическим данным или эмпирически уже через 24 — 36 ч — при первых признаках неэффективности. У детей старше 12 лет и в крайне тяжелых случаях у пациентов более младшего возраста при резистентности энтеробациллярной, синегнойной и атипичной флоры используют фторхинолоны. При анаэробных процессах используют метронидазол, при процессах грибковой этиологии — флуконазол, кетоконазол.

Другие виды терапии. В остром периоде дети практически не едят; восстановление аппетита — первый признак улучшения при тяжелых процессах с длительной лихорадкой. Витамины вводят детям, неправильно питавшимся до болезни, другие средства назначают при наличии соответствующих показаний. При правильном выборе антибактериального препарата быстрое улучшение состояния больного позволяет отказаться от применения других средств.

Важно соблюдение питьевого режима (1 л/сутки и более), при этом используют чай, соки, отвары или регидратационные растворы, разбавленные наполовину. Особенностью лечения тяжелых форм заболевания является ограничение внутривенного введения жидкости, поскольку пневмония сопровождается массивным выбросом антидиуретического гормона, что обусловливает олигурию. Снижение ОЦК (на 20–30%) также представляет собой компенсаторный механизм, не требующий немедленной коррекции. При необходимости внутривенно вводится не более 1/6 расчетной суточной потребности жидкости, то есть не более 15–20 мл/кг/сутки.

Имеющиеся в литературе рекомендации относительно «общеукрепляющего» лечения, как правило, не основаны на результатах строгих терапевтических испытаний. Применение при пневмонии средств так называемой патогенетической терапии — от витаминов до иммуномодуляторов, а также «дезинтоксикационных», «стимулирующих» и других аналогичных препаратов, в том числе вливания плазмы, крови, g-глобулина, гемодеза, не только не улучшает исход пневмонии, но часто являются причиной осложнений и суперинфекции, к тому же существенно повышая стоимость лечения. Такие средства следует применять по строгим показаниям; например, белковые препараты вводятся при гипопротеинемии, кровь — при резком падении гемоглобина (50 г/л, железо и витамины — при сохранении анемии и астенизации ребенка в период реконвалесценции. Физиотерапевтические процедуры на грудную клетку (ионофорез, СВЧ и т. д.), в том числе в период репарации, неэффективны.

Литература

  1. Таточенко В. К. (ред). Острые пневмонии у детей. Чебоксары, 1994, 323 с.
  2. Таточенко В. К., Катосова Л. К., Федоров А. М. Этиологический спектр пневмоний у детей // Пульмонология. 1997. 2: 29-35.
  3. Acute respiratory infections in children: Case management in small hospitals in developing countries. A manual for doctors and other senior health workers. WHO/ARI/90.5. World Health Organization. Geneva.
  4. Heiskanen-Kosma, Korppi M., Jokinen C., et al. Ethiology of childhood pneumonia: serologic results of a prospective, population-based study // Pediatr. Infect. Dis. J. 1998. 17: 986-991.
  5. Pechere J. C. (ed.). -acquired pneumonia in children: International Forum Series. Cambridge Medical Publication. 1995. 154 р.
  6. Gendrel D. Pneumonies communautaires de l’enfant: etiologie et traitement // Arch. Pediatr. 2002 ; 9 (3): 278 – 288.
  7. Hendricson K. J. Viral pneumonia in children: Seminar in Pediatric infectious Diseases. 1998. 9: 217 – 233.
  8. Wildin S. R., Chonmaitree T., Swischuk L. E. Roentgenographic features of common pediatric viral respiratory tract infections // Am. J. Dis. Child. 1988. 142: 43-46.
  9. Black S., Shinefield H. R., Ray P. et al. Efficacy of heptavalent conjugate pneumococcal vaccine in 37 000 infants and children: impact on pneumonia: otitis and an up of the disease results in Northern California//39th Interscience Conference, Sept. 26-29, 1999, Washington D.C. Aqmerican Society for Microbiology, 1999: 379 (# 1398).
  10. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей // Вестник перинатол. и педиатрии. 1996. 41, 6: 52 – 55.
  11. Таточенко В. К., Середа Е. В., Федоров А. М. и др. Антибактериальная терапия пневмонии у детей // Consilium medicum, 2001. Прил.: 4 – 9.
  12. Союз педиатров России, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка. Научно-практическая программа “Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика”. М., 2002.
  13. Страчунский Л. С., Кречикова О. И., Решедько Г. К. и др. Чувствительность к антибиотикам пневмококков, выделенных от здоровых детей из организованных коллективов // Клин. микробиология и антимикробная терапия. 1999. 1(1): 31 – 39.
  14. Таточенко В. К., Федоров А. М., Хайрулин Б. Е. Об использовании оральных антибактериальных средств в лечении острой пневмонии у детей //Педиатрия. 1992. 4 – 6: 38 – 42.
  15. Страчунский Л. С., Белоусов Ю. Б., Козлов С. Н. (ред). Антибактериальная терапия. М., 2000.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник