Основные виды травм у детей младшего школьного возраста ожоги

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста ожоги thumbnail

Травматизм
– совокупность травм, полученных  при определенных обстоятельствах. Слово « травма»  (переводится как рана)    повреждение  в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

Детский травматизм – одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей.   Чаще травмы возникают  дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в  школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления  и отравления.

Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление. 

Без имени-8.jpg

Чаще  травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще(73,3%) , чем у девочек.  Травмы являются ведущей причиной смерти детей  старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей,  чем от детских инфекций. В России ежегодно от транспортных наездов погибает около 10000 детей, тонет до 3500 детей в год. Ежегодно  обращаются в травматические пункты свыше 500000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений  имеют значение  анатомо-физиологические и психологические особенности детей,   их физическое и психическое развитие, недостаточность  житейских навыков.

Чаще смертельные  исходы (более 75%) встречаются у детей  с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе. 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15 % – двигательную заторможенность.

Причины травм:                                        

1.Беспечность взрослых – когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых  произошло 98,7% автотравм.

 В 78,9%  случаев дети получали травмы дома.

2.Халатность взрослых –  невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.

3.Недисциплинированность детей ( более25% случаев).

4. Несчастные случаи – непредвиденные  события, когда никто не виноват(2%).

5.Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.

6.Самоубийства(5%)-чаще подростки 10-15 лет.

7.Прочие причины(10% случаев)

Бытовой травматизм
у детей занимает первое место среди повреждений и составляет   70-75%. Бытовые травмы снижаются  в школьном возрасте. Уличный  нетранспортный травматизм  обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная  транспортная травма  является самой тяжелой.

Школьный травматизм: среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены,  в основном,  нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения  спортивных упражнений.

Существует еще одна классификация  по характеру повреждений:Утопления  и другие виды асфиксий;

  • Дорожно-транспортные происшествия;

  • Травмы от воздействия температурных факторов(ожоги, обморожения);

  • Отравления (лекарства  из аптечки);

  • Повреждение электрическим током;

  • Огнестрельные ранения;

  • Прочие (укусы животных, инородные тела, жестокость)

Профилактика детского травматизма

Детский травматизм и его предупреждение – очень  важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают  свободным временем, чаще находятся на улице и остаются  без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:

1. Устранение травмоопасных ситуаций;

2.Систематическое обучение детей основам профилактики  травматизма.

 Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя  правильно.

Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему  правила техники безопасности.

Без имени-6.jpg

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

– находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;

– ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;

– на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком – вас могут вытолкнуть под колеса;

– при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

Как уберечь детей от ожогов?

– нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;

– ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из- под  пищевых  продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых  маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;

Важно помнить правила поведения на воде:

– дети могут утонуть менее  чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда  не следует оставлять одних в воде или близ воды. 

Без имени-7.jpg

Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм  на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

План – конспект внеклассного мероприятия.

2-4 класс.

Провела:_________________

(Дульнева О.Н.)

Цели: развивать речь, мышление, память; учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия

I. Вводное слово.

Воспитатель. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на занятиях по ОБЖ. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах.

II. Вопрос – ответ (беседа).

• Каждая травма всегда неожиданна. Я уверена, что травму получал каждый из вас. Царапина, порез, ушиб, вывих, перелом, сотрясение мозга, ожог….

И кто же чаще всего бывает виноват в получении травмы? (Мы сами.)

• Да, часто вы не обдумываете свои поступки, хотите показаться смелыми, обратить внимание товарищей на себя. И все ваше безумное лихачество оборачивается непоправимой бедой.

Где чаще всего ребята получают травмы? (Там, где они живут, играют, проводят свободное время. Ваша квартира, двор, улица, река, школа – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай.

Читайте также:  Чем лечить солнечный ожог с волдырями в домашних условиях ребенку

А такие необходимые для вас предметы, как велосипед, лыжи, коньки, мяч, могут «помочь» получить травму, если забыть о том, как ими следует пользоваться.)

– Что же произошло с ребятами? (Неприятные истории.)

– Почему так случилось? (забыли об осторожности.)

III. Рассказы учащихся.

1. Двенадцатилетний Алеша прыгал с товарищами с крыши беседки в сугроб. При прыжке край крыши обломился, толчка не получилось и Алеша упал на лед. С сотрясением мозга и переломом ноги он был доставлен в больницу.

2. Десятилетний Коля катался на велосипеде и решил проехать не держась за руль. Внезапно появилась машина. Коля потерял равновесие и упал. В результате вывих голеностопного сустава и сотрясение мозга.

Учитель. Царапины заживают, проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь этого можно было избежать, травма сопутствует неосторожности.

IV. Практикум «Как помочь себе при травмах».

плакат н а  д о с к е.

Запомни!

Внимательный человек, привыкший
обдумывать свои поступки,
редко получает травму.

Воспитатель. Пока не произошел несчастный случай, вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как правильно оказать первую помощь. Ведь несчастье случается чаще всего при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет. Поэтому важно, чтобы каждый человек, в том числе и каждый школьник, знал основные правила оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.

1. Р а с с м о т р и м  л е г к и е  т р а в м ы (травмы-царапины).

Иногда нам кажется, что на них не следует обращать внимание, но это не так. Через маленькую ранку в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача – предохранить рану от загрязнения. Как это сделать?

1) Освободить раненое место от одежды.

2) Смазать края раны йодом.

3) Наложить чистую повязку.

Нельзя класть на рану вату, мази. (Практические занятия. Учимся обрабатывать рану.)

2. У ш и б ы.

1) если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).

2) при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.

3) при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.

4) при ушибах груди – полный покой.

5) при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

3. П е р е л о м ы.

При переломе поврежденной конечности нужно создать покой. Для этого необходимо наложить шину. Шинами могут служить палки, узкие доски, картон. Приложить шину с двух сторон к конечности, чтобы суставы были неподвижными, и закрепить бинтами, платками, полотенцем. Если шину сделать не из чего, то пострадавшую руку привязать к здоровой ноге в нескольких местах.

4. С о л н е ч н ы й  у д а р.

При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение:

а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

б) дайте ему холодное питье;

в) положите на голову холодный компресс.

В ы п о л н е н и е  практических заданий (закрепление).

1. Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава, идя ему навстречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя.

В о п р о с. Кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? Как оказать первую помощь?

2. На уроке физкультуры, когда учитель разговаривал с Машей, Слава подошел к брусьям и решил показать друзьям, чему он научился в спортивной секции. Он выполнял сложный элемент, как вдруг кто-то из ребят подбежал к нему и схватил его за ногу. Слава упал. Сломал руку. (Ответы на вопросы.)

V. Итог.

Воспитатель. Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение, научиться самим, уберечь себя от несчастья. Этому мы и будем учиться на всех последующих занятиях.

Источник

Ожоги у детей составляют 15% бытового травматизма, который у них охватывает 65% всех травм. Среди обожженных преобладают дети до трехлетнего возраста. Маленькие дети часто сами вызывают ожоги, садясь или падая в сосуды с горячей жидкостью, в таком случае получаются ожоги ягодиц, половых органов, поясницы, бедер. Нередко они тянут к себе чашки или другую посуду с горячим чаем, молоком и т. д., тогда типичной локализацией является кожа лица, груди, шеи, верхних конечностей и живота.

В клиническое содержание понятия ожогов входит, кроме местных повреждений тканей, вызванных действием тепла или другими физическими или химическими воздействиями, широкий комплекс общих повреждений организма.

Ожоги возникают при прикосновении к горячим предметам, которые могут быть в различном физическом состоянии, жидком, газообразном, твердом. Лучистая энергия (солнечные лучи – инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, электрическая и атомная энергия) вызывают ожоги, которые, хотя по характеру кожных поражений и очень похожи на ожоги, возникающие от обыкновенного тепла, но коренным образом отличаются от последних по своему патогенезу, клинике и естеству общих повреждений организма.

Течение и исход ожогов

Течение и исход ожогов у детей различны и более неблагоприятны, чем у взрослых. Тяжесть заболевания зависит от нескольких основных моментов:

• от величины обожженной поверхности;

• от степени ожога;

• от возраста больного ребенка;

• от его состояния до заболевания.

Определение площади ожога кожи по отношению к общей поверхности тела необходимо производить, имея ввиду, что величина кожных поверхностей различных частей тела у детей изменяется с возрастом. В клинической практике наиболее точное вычисление производят с помощью таблицы Ланда и Броудера, которая дана сообразно возрастным изменениям.

Читайте также:  Чем помочь от ожога крапивой

Глубина поражения у детей играет меньшую и позднее проявляющуюся роль. Тяжесть клинической картины, динамика заболевания и исход его зависят прежде всего от величины обожженной поверхности кожи.

Из-за общих анатомо-физиологических особенностей детского организма, и, в частности, детской кожи, у грудных и маленьких детей под действием сравнительно слабого термического агента возникают тяжелые формы ожога.

Детская кожа нежна и значительно легче ранима, а у грудных детей ее роговой слой очень тонок. Легкая ее доступность для микробов, как и частота экссудативных диатезов, характерные для раннего детства, являются другими факторами с отрицательным отражением на клиническое течение ожогов. С другой стороны, недостаточная морфологическая дифференцировка коры головного мозга и функциональное несовершенство ЦНС являются важными моментами, определяющими тем худшую реактивность у детей с ожогами, чем меньше их возраст.

Изменения в организме, наступающие при ожоге

Механизм теплового ожога заключается в следующем: высокая температура оказывает непосредственное влияние на белки тканей и вызывает их коагуляцию.

• При ожогах I степени коагулируют только белковые субстанции поверхностного слоя эпидермиса.

• При ожогах II степени процесс коагуляции достигает сосочкового слоя.

• При ожоге III степени, кроме коагуляции белков кожи и подлежащих тканей, наступают и другие более значительные поражения в травматическом очаге.

Коагуляция протеинов не является единственным местным изменением. В тканях, расположенных под слоем, подвергнутым коагуляции белков, также развиваются большие патологические изменения. Наиболее значительно поражаются сосудистый и нервный аппараты. Развивается асептическое воспаление (в первые моменты), которое сопровождается расширением капилляров и увеличением проходимости их стенок. В кровеносных сосудах, находящихся в секторе белковой коагуляции и отчасти в подлежащих слоях, развивается тромбоз сосудов.

Последний имеет важное патогенетическое значение для развития одного из наиболее серьезных осложнений ожогов у детей – тромботических эмболий.

Как последствие раздражения огромного количества кожных рецепторов и постоянного массивного потока болевых афферентных импульсов в болезненный процесс вовлекается нервная система, дело доходит до срыва работы коры головного мозга. Все это сопровождается быстрой и опасной дезорганизацией важных систем и функций организма, наступает повышение проницаемости артериальных и венозных капилляров и создаются условия перехода жидких составных частей крови в окружающие ткани в месте поражения и образования отека. Ожоги I степени сопровождаются незначительным отеком. При ожогах II степени накапливающаяся в большом количестве плазма крови быстро пропитывает окружающие ткани и приподнимает роговой слой кожи. Так образуются пузыри различных размеров. При ожогах III степени жидкость проникает в межтканевые пространства и образует значительный отек. Потеря вышедшей из кровеносных сосудов плазмы может принять угрожающие размеры, и наступает так называемое «белое кровотечение». При ожоге, охватившем 16-17% кожной поверхности, в первые сутки организм взрослого человека теряет более 3 литров плазмы крови. Вследствие этого наступает значительное сгущение крови с относительным увеличением форменных элементов крови. В первые часы после массивного ожога число эритроцитов может превышать 10 миллионов, а гемоглобин может быть более 150. Это является результатом значительного сгущения крови. Если ожог не усложняется инфекцией, нормальная проницаемость капилляров восстанавливается за 5-6 дней, ангидремия улучшается и тогда обнаруживается наличие значительной анемии. Последняя может быть обнаружена еще в первые дни, если вводят большие количества жидкостей в кровообращение. Следовательно, анемия имеет первичное происхождение, она обусловливается:

• первичным гемолизом;

• нарушением регенеративной способности костного мозга;

• кровотечением из обожженного участка кожи;

• гиповитаминозом С;

• нагноительными процессами на обожженной поверхности.

Один из наиболее важных моментов в патогенезе ожога – большая потеря белков, наступающая в организме обожженного ребенка. Она основывается, главным образом, на потере плазмы из кровеносных сосудов и отчасти на распаде белка в пораженных тканях. В тяжелых случаях количество белков в крови может уменьшиться ниже 5%. Имея ввиду огромную роль глобулиновых фракций белков плазмы в иммунной реактивности, и вообще белков плазмы в поддержании онкотического давления и водно-электролитного равновесия, оценка наступающей тяжелой гипопротеинемии требует быстрого и систематического лечения для повышения ее.

При ожогах наступают важные изменения в электролитном балансе организма. Снижается содержание хлоридов крови, увеличивается еще в первые часы количество остаточного азота. Вначале наблюдается гипергликемия, которая на второй неделе сменяется гипогликемией.

Еще в первые часы понижается активность окислительных процессов в организме и уменьшается дыхательный коэффициент. Щелочно-кислотное равновесие смещается в направлении ацидоза.

Все изменения в обмене веществ, наступающие у обожженного ребенка в первые часы и дни после травмы, – последствия нарушения нервно-гуморальной регуляции.

Симптомы и клиническая картина

У детей различают 3 степени ожогов – такие же, как и у взрослых. У них степень поражения зависит не только от температуры термического агента, но и от продолжительности действия, возраста и общего состояния ребенка до ожога.

Оценка степени поражения у детей очень трудна, потому что у них ожоги, считаемые незначительными, позднее могут оказаться II степени, а кожная поверхность с пузырями в следующие часы или дни может оказаться с глубоким поражением тканей.

Морфологическая характеристика местных изменений кожи и слизистой у детей не имеет особенных отличий от таковой у взрослых.

При ожогах (особенно на обширной площади) у детей всегда наблюдаются и общие явления. Сильная, доходящая до нетерпимой боль, сопутствует ожогам при всех трех степенях. Ее интенсивность и продолжительность больше всего при II и III степени ожогов.

Температура в первые часы никогда не повышается, а чем больше площадь и глубина ожога, тем она ниже. К концу первых суток температура повышается. Ее высота определяется площадью поражения и степенью развивающейся интоксикации, видом и массивностью возникшей инфекции.

Все ожоги II степени, занимающие более 8% кожной поверхности ребенка, как и поражения III степени, всегда сопровождаются вскоре после травмы общими клиническими явлениями. Наиболее серьезное осложнение, развивающееся в ранний период болезни, это шок. Он является ведущим осложнением в клинике ожогов у детей в первые трое суток. Признаки его следующие: тяжелое общее состояние, апатичность, ускоренный и слабо наполненный пульс, значительная бледность или цианоз, гипотермия. Кровяное давление прогрессивно падает. Мочеотделение слабое, может доходить и до анурии. Вначале ребенок возбужден, но это состояние быстро сменяется апатией, слабостью, в некоторых случаях сонливостью и даже потерей сознания. Больные дети испытывают сильную жажду, а иногда имеют рвоту.

В развитии шока большее значение имеет площадь ожога, чем глубина поражения. Ожоги, возникшие под влиянием пламени, чаще осложняются шоком, чем ожоги, вызванные горячими жидкостями.

В патогенезе шока играют роль многие, тесно переплетающиеся между собой причины. Первое место среди них занимает чрезмерное рефлекторное возбуждение ЦНС, как последствие интенсивных, продолжительных и массивных болевых импульсов, поступающих в кору головного мозга. Немалую роль выполняют потеря плазмы и интоксикация организма токсическими продуктами, образующимися от распада ткани в очаге поражения. В результате, главным образом, наступивших изменений в ЦНС вызываются нарушения гемодинамики и в химизме крови и тканей.

Читайте также:  Чем мазать волдыри от солнечных ожогов на лице

Первичный шок, наступающий сразу после травмы, наблюдается редко – преимущественно при очень тяжелых и обширных поражениях. Чаще наблюдается вторичный шок. Он проявляется приблизительно через два часа после поражения, но иногда и позднее, в первые сутки.

Следующий период в динамике заболевания – наступление токсемической фазы. Она, обусловливается, главным образом, резорбцией токсинов, получающихся при распаде тканей в области ожога. Характеризуется данный период повышением температуры, усилением жажды, ухудшением общего состояния, сонливостью, потерей сознания, иногда судорогами. Функция почек значительно нарушается. Диурез уменьшается. В моче находят белок, эритроциты, лейкоциты и почечный эпителий. Сердечная деятельность и состояние периферийного кровообращения ухудшаются. Со стороны картины крови наблюдается лейкоцитоз с олевением, анемия, ускорение РОЭ.

Затем наступает переход от токсемической в септическую фазу, что происходит на 5-6 день заболевания и сопровождается септической температурой, повторным повышением лейкоцитоза, прогрессивным нарастанием анемии, которая упорна, продолжительна и не поддается обыкновенному лечению; печень и селезенка иногда увеличиваются. Септический период является следствием гнойных процессов на обожженной кожной поверхности. Продолжительное нагноение ведет к значительному истощению больных детей. Кроме этого инфицированные обожженные поверхности медленно заживают, образуя грубые, обезображивающие, келоидные рубцы.

В клинике трудно разграничить описанные фазы заболевания. Обыкновенно они постепенно переходят одна в другую и влияние их на симптомы и синдромы болезни взаимно переплетается.

Несмотря на то, что одной из анатомо-физиологических особенностей детей является быстрое заживление ран, восстановительные процессы при ожогах очень часто протекают вяло. Причинами этого являются трофические изменения в тканях и периферических нервных окончаниях, наступившие в результате прямого воздействия на них термического агента и в результате изменений ЦНС.

Осложнения

При тяжелых случаях ожогов у детей может развиться ряд осложнений. Когда создаются условия для отрыва и попадания в ток крови частиц из закупоренных сосудов пораженной области, они могут попасть в различные органы и вызвать там тромбоэмболию с соответствующими признаками. Иногда это происходит в слизистой двенадцатиперстной кишки или желудка с клинической картиной язвы. Могут наблюдаться токсические гепатиты, токсические нефриты, токсические гастриты, абсцедирующие пневмонии, отиты, острое расширение желудка и др. В результате продолжительного нагноения обожженной поверхности иногда возникают дегенеративные изменения в ряде внутренних органов – амилоидное перерождение.

Известное осложнение при ожогах у детей – появление скарлатины. Действительно, в некоторых случаях наблюдается настоящая скарлатина, которая появляется в результате ослабления сопротивляемости обожженных детей и его плохой реактивности. В этих случаях вопрос касается «раневой» или «хирургической» скарлатины.

Лечение ожогов у детей

Лечение ожогов местное и общее.

Местное лечение можно проводить закрытым, открытым или смешанным методом. Открытый метод (без наложения повязки) дает хороший результат при ожогах лица и небольших кожных поверхностей в тех областях тела, которые не движутся усиленно. Закрытый метод следует предпочитать в большинстве случаев ожогов в детском возрасте.

Тщательная хирургическая обработка раны – необходима и обязательна, независимо от того, какой метод будет применен. Она является ценным профилактическим средством против инфекции и токсикемии и благоприятным фактором для снятия сильного раздражения нервной системы. Производить ее необходимо в операционной зале при сохранении обязательных правил асептики и антисептики. Первичную хирургическую обработку следует производить после выведения больного ребенка из шокового состояния, если его проявления налицо или же имеются предшествующие ему признаки.

При обработке поверхность около обожженного участка чистят кусочком стерильной марли, стерильной водой и мылом. Все загрязненные участки предварительно протирают спиртом. Пораженный участок нежно и осторожно моют теплым физиологическим раствором. Все пузыри и омертвевший эпидермис полностью удаляют. Всю обожженную поверхность обмывают снова теплым стерильным физиологическим раствором и подсушивают стерильной марлей. Затем обожженную поверхность смазывают мазью из стерильного вазелина с пенициллином, биомицином или сульфамидами. Кроме этих мазей можно употреблять мазь Вишневского.

Перевязку производят следующим способом: на раневую поверхность накладывают 3-4 слоя марлевой салфетки, пропитанной соответствующей мазью или линиментом, осторожно, чтобы слои марли легли без складок и равномерно. Они должны покрыть и часть здоровой кожи, так как вероятно, что позднее и эти участки окажутся пораженными и во избежание смещения при фиксировании повязки. На них накладывают несколько слоев сухой стерильной марли и обкладывают слоем ваты толщиной в 2-3 см. Затем накладывают не очень тугую повязку. Повязку снимают на 10-15 день. При ожогах I и II степени проведенное таким образом местное лечение обыкновенно обеспечивает полную эпителизацию. Если необходимо эту же повязку можно повторить. В некоторых случаях можно использовать наложение гипсовой повязки.

Существует метод местного лечения полным закрытием обожженной поверхности стерильным липким пластырем. Для этой цели используют широкий и хорошо клеящийся липкий пластырь.

При ожогах грудных и маленьких детей независимо от применения противошоковых мероприятий всегда необходима подготовка ребенка перед обработкой. Для этой цели используют введение люминала. Очень неспокойных пациентов обрабатывают под общим наркозом.

Общее лечение занимает существенное место в лечении обожженного ребенка. Оно включает следующие основные моменты:

• Для борьбы с ожидаемой инфекцией и профилактикой ее, вводят антибиотики. Введение противостолбнячной сыворотки обязательно и производится еще при амбулаторном осмотре.

• Для преодоления гипотермии обеспечивают оптимальную температуру в операционной и больничной палате. Согревания конечностей бутылками и грелками следует избегать из-за опасности оттока крови к конечностям и опасного обескровления важных внутренних органов.

• Для борьбы с болью применяют обезболивающие.

• Для борьбы с нарушением проницаемости капилляров используют соответственные препараты. Кроме этого вводят большие количества витаминов – витамин С, витамин В, с витамином А, первый из которых имеет важное значение в тонизировании сосудистого эндотелия.

• Для борьбы с потерей плазмы переливают плазму в количестве 15-20 мл на кг веса. При отсутствии плазмы проводят переливание крови.

Все перечисленные мероприятия имеют одновременно и лечебное действие против шока.

Для восстановления водного и электролитного баланса вливают физиологический раствор, глюкозу и растворы, содержащие калий. Введению этих средств должны предшествовать мероприятия, улучшающие нарушенную проницаемость сосудов. При нарушениях диуреза и при гипохлоремии показаны концентрированные растворы поваренной соли.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребенка ожога, обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста ожоги

Источник