Оксигенотерапия при пневмонии у детей
Поскольку основным и ведущим процессом при всех формах пневмоний является дыхательная недостаточность, все общие мероприятия должны быть направлены на ее ликвидацию, т. е. на борьбу с кислородной недостаточностью, гипоксемией. При всех видах кислородной недостаточности должна в первую очередь проводиться самая широкая аэротерапия.
Аэротерапия, т. е. лечение свежим, прохладным воздухом, в настоящее время является общепризнанным методом при всех формах пневмоний, применяемыми во всех возрастах. В то же время «лечение холодным воздухом» требует ряда исключений. Аэротерапия должна предусматриваться уже при самой организации режима ребенка, болеющего воспалением легких; должен быть обеспечен самый широкий доступ свежего воздуха к больному во всякое время года (поэтому следует открывать форточки и фрамуги, а летом – окна). Но настоящая аэротерапия достигается пребыванием больного вне палаты, на утепленной веранде зимой и на открытых террасах в теплое время года.
Постоянный приток свежего воздуха, его движение, раздражает всю систему экстерорецепторов, раздражение это вызывает торможение коры, распространяющееся на подкорку, в область вегетативных центров; в результате этого прежде всего уменьшается одышка, цианоз, снижаются явления раздражения центральной нервной системы и вскоре, почти как правило, наступает сон.
Пневмографическая запись, проведенная до и после пребывания ребенка в течение 40 минут, указывает на урежение дыхания и выравнивание его ритма. Безусловно, нормализуется и газообмен за счет лучшего использования кислорода в результате урежения и углубления дыхательных движений.
Аэротерапия должна проводиться при хронических пневмониях, когда явления кислородной задолженности и дыхательной недостаточности носят хронический и в лучшем случае рецидивирующий характер.
Кислородную терапию начали применять с лечебной целью еще во времена Лавуазье, однако техника ее применения, а также механизм действия кислорода все еще изучены недостаточно. За последние несколько десятков лет в связи с работами по гипоксемии кислородная терапия стала применяться более дифференцированно – при нарушении отдельных этапов газообмена в легких, в крови и в сосудистой сети.
Поскольку при пневмонии у детей гипоксемия в основном все же имеет гипоксический характер как результат недонасыщения артериальной крови кислородом, то необходимо создать условия для более адекватного поступления кислорода в организм, тем более что одновременно с нарушением функции дыхания нарушаются функции сердечно-сосудистой и нервной системы, а также процессы обмена. Под влиянием кислородной терапии не только улучшается самочувствие больных, но и нарастает количество кислорода как в артериальной, так и в венозной крови. Одновременно с этим значительно уменьшается цианоз и одышка, выравнивается пульс, нормализуется электрокардиограмма и снижается токсикоз.
Но применяемый обычно метод подачи кислорода из подушки через воронку увеличивает содержание кислорода воздуха только на 2%. Поэтому понятно стремление проводить кислородную терапию при помощи специальных приборов (камер, кислородных палаток). Предлагались аппараты для кислородной терапии, в которых вдыхаемый кислород поступает через особую маску и выдыхается наружу через другой клапан. Кислород подается небольшим мотором под определенным давлением и с определенной скоростью в увлажненном виде, возможно и в смеси с воздухом. Степень обогащения кислородом воздуха может регулироваться (до 70% и выше), равно как и скорость его подачи и общее количество. Вдыхание кислорода через воронку малоэффективно, поскольку для детей первых месяцев жизни характерно поверхностное дыхание и недостаточная вентиляция легких даже в физиологических условиях. Практически оправдало себя введение кислорода через обычную резиновую соску с отверстиями, надетую на трубку кислородной подушки. Такую соску можно вводить и в рот ребенка, а также держать перед носом, направляя в дыхательные пути не очень сильную струю кислорода. Вполне оправдывают себя и простые кислородные установки с централизованной подачей кислорода, дозируемого в определенной концентрации и увлажняемого при прохождении через воздух.
Аппарат кислородной терапии типа ДКП-1 предназначен для индивидуальной кислородной терапии больных детей (и взрослых) с легочной или сердечно-сосудистой недостаточностью, а также для получения высокодисперсных лекарственных аэрозолей антибиотиков.
Аппарат может быть использован во всех случаях, когда требуется применение для дыхания кислорода или воздуха, обогащенного кислородом, с концентрацией кислорода от 45 до 100%.
а) Детей (до 5-летнего возраста) помещают под прозрачный колпак (домик) из
органического стекла. Ледяной холодильник, вмонтированный в домик, снижает температуру до +12-10° и создает относительную влажность под ним (холодильник заполняется льдом или снегом). Так как холодильник расположен около головы ребенка,
то его тепло одевают (как для прогулки).
б) Из кислородного баллона любого объема под давлением 120-150 кг/см2 через
редуктор (редуктор прикладывается заводом к аппарату) кислород поступает к прибору.
в) Прибор снабжен двумя дозиметрами (ротаметрического типа), которые регулируют концентрацию и скорость подачи кислорода. Количество кислорода, проходящее через малый дозиметр в минуту, составляет от 0,1 до 5 л. Количество кислорода, проходящее через большой дозиметр в минуту, составляет от 1 до 15 л (детям до 1-2 лет малым дозиметром устанавливается скорость кислорода до 4-5 л в 1 минуту).
Концентрация кислорода в кислородно-воздушной смеси (в домике) может достигать от 45 до 60-80% (детям до 1 года достаточна концентрация кислорода 45-60%).
Для получения аэрозолей антибиотиков используется распылитель, соединяющийся с прибором резиновой трубкой. Стаканчик для антибиотиков вмонтирован в домик (может быть использован и вне домика).
Ребенок, помещенный в домик с холодильником, куда поступает кислород в концентрации 45% со скоростью 5 л в минуту, находится в нем от 20-30 минут до 1 часа (скорость или концентрацию кислорода можно уменьшать). За состоянием ребенка (нарастание цианоза, бледности и т. д.) ведется наблюдение через прозрачные стенки.
Более простая установка для кислородной терапии. От кислородного баллона через редуктор кислород поступает в аппарат Боброва с водой, где он увлажняется и подводится несколькими трубками одновременно к нескольким кроваткам (3-6), на которых под домиками (из плексигласа, прозрачных клеенок и т. п.) помещаются дети. Здесь достигается концентрация кислорода 40%. В этих домиках нет холодильников, в них жарко и душно, поэтому держать в них ребенка удается лишь 15-20 минут.
В клинике детских болезней Московского медицинского института обычно сеанс кислородной терапии продолжается от 20 до 60 минут, а иногда и дольше, в зависимости от реакции ребенка; такие сеансы проводятся от 2 до 4-5 раз в сутки, а при особенно тяжелом состоянии – чаще. Продолжительность кислородного лечения колеблется от 5-6 и до 10-12 дней.
Кислородную терапию следует применять дифференцированно: у детей в возрасте до 3 месяцев, особенно перенесших родовую травму, применение кислорода в первые дни заболевания пневмонией нередко усиливает цианоз и резко нарушает ритм дыхания. Можно допустить, что в этих случаях кислород действует как чрезмерный раздражитель, возбуждая рефлекторно регуляторные механизмы. Когда оксигенотерапия не дает желаемого клинического эффекта, газовый состав крови, несмотря на длительность ее применения, также не обнаруживает изменений и гиперкапния не снижается. Лучшим доказательством хорошего клинического действия кислорода является наступающий у ребенка длительный сон с урежением и выравниванием дыхания и исчезновением цианоза.
Применение кислорода подкожно не получило в детской практике широкого распространения и является малообоснованным.
По данным И. А. Аршавского, механизм терапевтического действия кислорода у детей раннего возраста связан не с поступлением кислорода в кровь, а с рефлекторным возбуждением дыхательного центра в результате раздражения рецепторов слизистой носа. При таком раздражении дыхательный центр отвечает нормализацией ритма и амплитуды дыхания. Применяя кислородную терапию как средство борьбы с кислородным голоданием, нужно учитывать и свойство кислорода усиливать действие некоторых фармакологических веществ, например димедрола, меркузала, эфедрина. Снятие эфедрином и димедролом спазма дыхательной мускулатуры значительно увеличивает легочную вентиляцию и способствует лучшему доступу кислорода к альвеолам. В результате увеличивается поглощение кровью кислорода и усиливаются тканевые окислительные процессы.
Оксигенотерапия, несомненно, оказывает благоприятное действие при явлениях гипоксии миокарда, вызывая чаще всего отчетливое замедление пульса и нормализацию электрокардиограммы за счет удлинения диастолической фазы; но эти улучшения не идут параллельно изменению газового состава крови и могут быть расценены как рефлекторные явления. Имеются данные и о нормализации под влиянием кислородной терапии электрической активности коры головного мозга. Все эти факты убедительно доказывают величайшую ценность оксигенотерапии как одного из способов, применяемых при комплексном лечении пневмонии.
В раннем детском возрасте под влиянием кислорода в первую очередь изменяются показатели внешнего дыхания – дыхание урежается, делается более глубоким и ритмичным.
По наблюдениям А. Г. Дембо, уже через 5 минут после вдыхания кислорода можно обнаружить положительные сдвиги, т. е. увеличение легочных объемов, повышение насыщения кислородом артериальной крови и количества поглощаемого тканями кислорода; однако эти сдвиги не устойчивы и в среднем держатся 3-5 минут. Для более стойкого уменьшения гипоксемии, а тем более для ее ликвидации требуется более длительное время, определяемое, как говорилось выше, прежде всего клиническими наблюдениями.
Большинство отечественных педиатров в настоящее время отказалось от применения 100-процентного кислорода, но некоторые зарубежные клиницисты все же придерживаются этой концентрации при некоторых особенно тяжелых видах кислородной недостаточности. По Дотребанду, применение 100-процентного кислорода увеличивает содержание кислорода в крови на 15% и парциальное давление в тканях на 50%. Наряду с этим имеется ряд наблюдений и о вредном действии кислорода в чистом виде – возникновение дистрофических процессов в центральной нервной системы, главным образом при применении его под большим давлением.
Читать далее Лечение пневмонии у детей
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Острая пневмония у детей – острое воспалительное заболевание легких с реакцией сосудистой системы в интерстициальной ткани и нарушениями в микроциркуляторном русле, с локальными физикальными симптомами, с очаговыми или инфильтративными изменениями на рентгенограмме, имеющее бактериальную этиологию, характеризующееся инфильтрацией и заполнением альвеол экссудатом, содержащим преимущественно полинуклеарные нейтрофилы, и проявляющийся общей реакцией на инфекцию.
Заболеваемость пневмониями составляет около 15-20 на 1000 детей первого года жизни и около 5-6 – на 1000 детей старше 3 лет в год.
Пневмония может возникать как первичное заболевание или вторично, осложняя другие болезни.
Согласно принятой классификации (1995), по морфологическим формам различают очаговую, сегментарную, очагово-сливную, крупозную и интерстициальную пневмонии. Интерстициальная пневмония является редкой формой при пневмоцистозе, сепсисе и некоторых других болезнях. Выделение морфологических форм имеет определенное прогностическое значение и может влиять на выбор стартовой терапии.
Характер возбудителя и его лекарственная чувствительность во многом зависят от условий, в которых произошло инфицирование. Это делает целесообразным выделение следующих основных групп пневмоний. В каждой группе указаны наиболее вероятные возбудители:
- внебольничная пневмония: пневмококк, гемофильная палочка, стафилококк, стрептококк, микоплазма, хламидии, легионелла, вирусы;
- внитрибольничная пневмония: стафилококк, кишечная палочка, клебсиелла, протей, псевдомонады, вирусы;
- при перинатальном инфицировании: хламидии, уреаплазма, цитомегаловирус, вирусы;
- у больных с иммунодефицитом: различные бактерии, пневмоцисты, грибы, цитомегаловирус, микобактерии, вирусы.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]
Код по МКБ-10
J16.8 Пневмония, вызванная другими уточненными инфекционными агентами
J10-J18 Грипп и пневмония
Причины острой пневмонии у детей
Типичными бактериальными возбудителями внебольничных пневмоний у детей являются Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, реже – Staphylococcus aureus; определенное значение имеют так называемые атипичные патогены – Mycoplasma pneumoniae, Legionella pneumophila. У детей первых месяцев жизни пневмонию вызывают чаще Haemophilus influenzae, Staphylococcus, Proteus и реже Streptococcus pneumoniae. Вирусные пневмонии встречаются значительно реже, из вирусов в этиологии могут играть роль вирусы респираторно-синцитиальцые, гриппа и аденовирусы. Вирус респираторный вызывает разрушение ресничек и мерцательного эпителия, нарушение мукоцилиарного клиренса, отек интерстиция и межальвеолярных перегородок, дёсквамацию альвеол, расстройства гемодинамики и лимфоциркуляции, нарушение сосудистой проницаемости, то есть оказывает «протравливающее» воздействие на слизистые нижних дыхательных путей. Известно также иммунодепрессивное действие вирусов.
[11], [12], [13], [14]
Факторы риска пневмонии
Внутриутробные инфекции и ЗВУР, перинатальная патология, врожденные пороки легких и сердца, недоношенность, иммунодефициты, рахит и дистрофия, полигиповитаминозы, наличие хронических очагов инфекции, аллергический и лимфатико-гипопластический диатез, неблагоприятные социально-бытовые условия, контакты при посещении детских дошкольных учреждений, особенно у детей до 3-летнего возраста.
Причины острой пневмонии у летей
Симптомы острой пневмонии у детей
Основным путем проникновения инфекции в легкие является бронхогенный с распространением инфекта по ходу дыхательных путей в респираторный отдел. Гематогенный путь возможен при септических (метастатических) и внутриутробных пневмониях. Лимфогенный путь – редкость, однако по лимфатическим путям процесс переходит из легочного очага в плевру.
ОРВИ играют важную роль в патогенезе бактериальных пневмоний. Вирусная инфекция увеличивает продукцию слизи в верхних дыхательных путях и снижает ее бактерицидность; нарушает работу мукоцилиарного аппарата, разрушает эпителиальные клетки, снижает местную иммунологическую защиту, чем облегчает проникновение бактериальной флоры в нижние дыхательные пути и способствует развитию воспалительных изменений в легких.
Симптомы пневмонии зависят от возраста, морфологической формы, возбудителя и преморбидного фона ребенка.
У детей раннего возраста чаще встречается очаговая внебольничная пневмония, возбудителем которой являются Streptococcus pneumoniae или Haemophilus influenzae. Пневмония у детей раннего возраста чаще развивается в период ОРВИ и в большинстве случаев в течение первой недели вирусного заболевания.
Для симптомов пневмонии характерно появление и нарастание явлений интоксикации: вялость, адинамия, тахикардия, не соответствующая лихорадке, бледность кожи, беспокойный сон, нарушение аппетита, может быть рвота. Появляется фебрильная температура более 3-4 дней (после 1-2 дней снижения на фоне ОРВИ), цианоз в области носогубного треугольника (ранний симптом), кашель становится глубоким и влажным. Важным диагностическим Признаком пневмонии у детей раннего возраста является изменение отношения частоты дыхания к пульсу (от 1:2,5 до 1:1,5 при норме 1:3), при этом в акте дыхания принимает участие вспомогательная мускулатура – раздувание крыльев носа, втяжение межреберных промежутков яремной ямки при отсутствии бронхообструктивного синдрома. При тяжелом состоянии дыхание становится стонущим, охающим.
Симптомы острой пневмонии
Какие анализы необходимы?
Лечение острой пневмонии у ребенка
Основные принципы антибактериальной терапии следующие:
- этиотропную терапию при установленном диагнозе или при тяжелом состоянии больного начинают незамедлительно, при сомнении в диагнозе у нетяжелого больного решение принимают после рентгенографии;
- показаниями к переходу на альтернативные препараты является отсутствие клинического эффекта от препарата первого выбора в течение 36-48 ч при нетяжелой и 72 ч при тяжелой пневмонии; развитие нежелательных побочных эффектов от препарата первого выбора;
- пневмококки устойчивы к гентамицину и другим аминогликозидам, поэтому терапия внебольничных пневмоний антибиотиками данной группы недопустима;
- при неосложненных нетяжелых пневмониях следует отдавать предпочтение назначению препаратов per os, заменяя их на парентеральное введение при неэффективности; если терапия была начата парентерально, после снижения температуры следует перейти на прием антибиотика per os;
- после курса антибактериальной терапии целесообразно назначить биопрепараты.
Другие виды лечения пневмонии
Постельный режим показан на весь лихорадочный период. Питание должно соответствовать возрасту и обязательно быть полноценным.
- Объем жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет 140-150 мл/кг массы. Целесообразно 1/3 суточного объема жидкости давать в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон, оралит), что у 80-90% больных позволяет отказаться от инфузионной терапии.
- При необходимости (эксикоз, коллапс, нарушение микроциркуляции, угроза синдрома ДВС) в вену вводится 1/3 суточного объема. При избыточной инфузии кристаллоидов возможно развитие отека легких.
- В помещении, где находится ребенок, должен быть прохладный (18-19 °С), увлажненный воздух, способствующий урежению и углублению дыхания, а также снижающий потери воды.
- Жаропонижающие средства не назначают, так как это может затруднить оценку эффективости антибактериальной терапии. Исключение составляют дети, имеющие преморбидные показания для снижения температуры тела.
- Показано назначение СВЧ в остром периоде (10-12 сеансов), индуктотермии; электрофорез с 3% раствором калия иодида.
- Массаж и ЛФК необходимы сразу же после нормализации температуры.
- В стационаре детей помещают в отдельный бокс. Ребенок может быть выписан из стационара сразу же по достижении клинического эффекта для того, чтобы избежать перекрестной инфекции. Сохранение увеличенной СОЭ, хрипов в легких или остаточных рентгенологических изменений не является противопоказанием к выписке.
Лечение острой пневмонии
- Пневмония – Лечебный режим и питание
- Антибактериальные препараты для лечения пневмонии
- Патогенетическое лечение пневмонии
- Симптоматическое лечение пневмонии
- Борьба с осложнениями острой пневмонии
- Физиотерапия, ЛФК, дыхательная гимнастика при пневмонии
- Санаторно-курортное лечение и реабилитация при пневмонии
Лечение осложнений пневмонии у ребенка
При дыхательной недостаточности проводят кислородотерапию через носовые канюли. Оптимальным методом оксигенотерапии является спонтанная вентиляция обогащенной кислородом газовой смесью с положительным давлением в конце выдоха. Обязательным условием успешной оксигенотерапии является очищение дыхательных путей после применения муколитических средств, стимуляция откашливания и/или удалением мокроты при помощи отсоса.
Отек легких обычно развивается при избыточной инфузии кристаллоидов, поэтому прекращение инфузии – предпосылка его лечения. При тяжелом состоянии проводится ИВЛ в режиме положительного давления на выдохе.
Внутрилегочные полости и абсцессы после самоопроизвольного опорожнения или хирургического вмешательства обычно хорошо поддаются консервативному лечению. Напряженные полости дренируют либо проводят бронхоскопическую окклюзию приводящего бронха.
Сердечная недостаточность. Из сердечных средств в экстренных случаях вводят внутривенно строфантин (0,1 мл 0,05% раствора на год жизни) или коргликон (по 0,1-0,15 мл 0,06% раствора на год жизни). При энергетически-динамической недостаточности сердца показаны включение в терапию панангина, кортикостероиды используют как средство борьбы с шоком, отеком мозга, кардиопатией, отеком легкого и нарушением микроциркуляции. Иммунотерапия направленного действия проводится при тяжелых пневмониях определенной этиологии (например, стафилококковой).
ДВС-синдром является показанием для назначения свежезамороженной плазмы, гепарина (по 100-250 ЕД/кг/сут. в зависимости от стадии).
Препараты железа при снижении гемоглобина в остром периоде не назначают, поскольку инфекционная анемия имеет приспособительный характер и обычно разрешается спонтанно на 3-4-й неделе болезни.
Гемотрансфузии проводят только по жизненным показаниям при гнойном деструктивном процессе у детей с гемоглобином ниже 65 г/л, а также у септических больных.
Реабилитацию детей, перенесших пневмонию, лучше проводить в санатории. Показано постепенное увеличение физических нагрузок, ЛФК в сочетании с дыхательной гимнастикой.
Профилактика заключается в:
- комплексе социально-гигиенических мероприятий;
- рациональном питании, закаливании, улучшении экологии жилища;
- предупреждении ОРВИ, вакцинопрофилактике пневмоний (конъюгированная вакцина против Н. influenzae, пневмококка, вакцинопрофилактика гриппа);
- профилактике внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы).
Источник