Оказание первой помощи при ожогах список литературы

Оказание первой помощи при ожогах список литературы thumbnail

Манаков Владимир Юрьевич
Поволжский государственный технологический университет
студент

Аннотация
Классификация ожогов по степени тяжести.Оказание первой помощи при ожогах.

Библиографическая ссылка на статью:
Манаков В.Ю. Ожоги. Первая помощь // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88393 (дата обращения: 04.04.2021).

Ожог. Первая помощь при ожоге

Каждый человек обязан знать, как вести себя в самых трудных ситуациях, когда решение нужно принимать незамедлительно. Ожог – это самое распространённое кожное повреждение и к тому же очень опасная травма, которую можно получить в любой момент, когда этого менее всего ожидаешь. По количеству смертельных исходов впоследствии несчастного случая, тяжёлые ожоги располагаются на втором месте, уступая только ДТП.

Классификация ожогов по степени тяжести

Оказание первой помощи при ожогах список литературыРисунок 1 – Виды степеней ожогов

Первая степень

Характеризуется незначительным ожогом, так как повреждён лишь наружный слой кожи. Сопровождается исключительно покраснением и незначительной припухлостью.

Вторая степень

Поражается не только наружный слой кожи, но и часть дермы. Впоследствии подобных ожогов кожа краснеет и покрывается пятнами, могут образовываться пузыри, которые провоцируют невыносимую боль и дискомфорт. Данную травму можно считать неопасной, если площадь поражённого участка составляет не больше 7,5 сантиметров. В противном случае нужно немедленно обратиться к врачу.

Третья степень

Сопровождается углублёнными ожогами, которые охватывают кожу во всю толщину. Повреждается жировая прослойка, мышцы, а также кость. Явный признак третьей стадии ожога – это сухость и почернение кожного покрова. В данной ситуации еще возможна самостоятельная эпителизация ожога: на месте повреждения наслаивается молодая кожа.

Четвёртая степень

Свойственно полный некроз кожного покрова, мышечной и костной ткани. Поверхность повреждённой зоны покрыта толстой коркой тёмного цвета. Пострадавшая площадь не будет воспринимать внешние факторы и неспособна к регенерации.

Первая помощь при ожоге

Для начала нужно избавиться от первопричины поражения и удалить одежду с обожжённой зоны.

Категорически не рекомендуется:

  • сдирать остатки одежды с обожжённой области, нужно осторожно обрезать одежду вокруг раны и налаживать повязку на поражённый участок, оставляя там кусок ткани;
  • смазывать повреждённые места маслом, мазью, пеной, так как это только еще больше усугубит ситуацию: в дальнейшем будет трудно извлечь образовавшуюся масляную плёнку;
  • нарушать целостность пузырей;
  • прикладывать к увечью посторонние вещи и обливать ожог неприемлемыми жидкостями (лёд, пластырь, перекись, йод)

При легких ожогах первых двух степеней необходимо:

  • наложить холодный компресс, или облить прохладной водой;
  • закрыть всю поражённую область не влажной тканью;
  • чтобы избавиться от болевых и раздражающих ощущений в области травмы воспользоваться средствами специального назначения;
  • использовать солнцезащитные средства, так как обожжённая кожа может значимо болеть при контакте с лучами солнца.

Если будут заметны любые сигналы инфекционных заболеваний на месте поражения, необходимо в срочном порядке направиться к врачу.

В случае ожога 3 и 4 стадии следует:

  • избавиться от источника поражения;
  • вызвать «скорую помощь»;
  • поражённую область охладить с помощью специального приспособления (влажной косынки) без предварительной обработки водой;

Во время предоставления первой помощи потерпевшему с 3 или 4 степенью могут появиться непредвиденные осложнения, связанные с потерей жидкости: бледнота, обильное выделение пота, вялость, учащённое дыхание и сердцебиение, потеря сознание.

Незамедлительно вызывать «Скорую помощь» требуется если:

  • Пространство ожога на теле человека занимает больше размера пяти ладошек;
  • Увечье нанесено ребёнку или пожилому человеку;
  • Стадия ожога третья и четвёртая;
  • Повреждённая зона – паховая часть, ротовая или носовая полость, голова;
  • Повреждены обе конечности.

Термический ожог

Термический ожог образуется в результате влияния высоких температур, к примеру, действия огня, пара, раскалённых предметов, кипятка. Из всего перечисленного, самым опасным является открытый огонь и пар, так как данные факторы могут негативно повлиять на дыхательную систему, а также на органы зрения. Раскалённые объекты и нагретые жидкости, рискованны тем, что оставляют после себя, хоть и не массовые, но углублённые увечья.

Первая помощь:

  • Держать зону увечья под холодной водой со слабым напором приблизительно 5 минут;
  • Не рекомендуется пользоваться льдом или замороженными продуктами, так как кожа не осуществляет свои защитные функции и может перейти в стадию обморожения;
  • Незначительные ожоги можно вылечить самостоятельно, используя специальную мазь или спрей (исключительно на водной основе);
  • Категорически запрещается обтирать травму жиром, таким образом, под пленкой жира может задержаться тепло, что лишь усугубит ситуацию и сделает рану еще глубже;
  • Нельзя индивидуально нарушать целостность волдырей, потому что это спровоцирует развитие нежелательной инфекции;
  • При невыносимых болях, повышенной температуре или лихорадке стоит экстренно обратиться к доктору.

Химический ожог

Химический ожог происходит благодаря воздействию кислот, щелочей и солей некоторых металлов. Представляет опасность поражение слизистых оболочек и глаз.

Первая помощь:

  • Остановить действие фактора, смывая вредное химическое вещество под сильным давлением воды;
  • Если ожог образован сыпучим элементом, необходимо максимально стряхнуть и промыть текучей водой;
  • Не нужно пытаться нейтрализовать действие кислоты щелочью и наоборот, категорически нельзя использовать соду, поскольку любая ошибка в пропорции может оказаться плачевной.

Электрический ожог

Электрические ожоги происходят от влияния на человеческий организм тока. К примеру, ожог образуется при воздействии с оголёнными проводами, впоследствии удара молнии. Ожог, приобретённый благодаря удару, очень напоминает термический. Увечье определяется в зависимости от мощности тока, а также от срока его действия.

Первая помощь:

  • В первую очередь нужно исключить воздействие тока на пострадавшего, перенести его в более безопасное место, и позвонить в «скорую помощь», так как зрительные повреждения могут быть менее значительными, нежели внутренние;
  • Вначале, нужно узнать, как человек себя чувствует, если он без сознания и не дышит, тогда нет смысла искать ожог, нужно срочно начинать сердечно лёгочную реанимацию;
  • После того как пострадавший придёт в себя, его нужно укрыть тёплым пледом и дать попить.
  • Следует наложить повязку на повреждённый участок только когда потерпевший находиться в полном сознании.

Лечение ожогов

Если ожоги 1 стадии, то содействие доктора не требуется, в этом случае ожоговую рану можно вылечить самостоятельно. От ожога 2 стадии тоже можно избавиться индивидуально, если поражённый участок по размеру не больше ладони. Травмы 3 и 4 стадий нуждаются в участии врачей, так как самостоятельно устранить проблему не удастся.
Легкий ожог можно вылечить специальными медицинскими препаратами, или же народными средствами.

Самым общеизвестным народным средством в борьбе с ожогами является картофель. Его нужно натереть на тёрке и охладить. После нанести на пораженный участок и наложить повязку, которую следует менять сразу после того, как картофель нагреется. Также существует множество рецептов эффективных мазей, которые прекрасно заживляют кожу и избавляют от воспаления.

Народные средства не смогут полностью заменить медицинскую помощь, поэтому необходимо всё же проконсультироваться с доктором, в случае ухудшении или отсутствия каких-либо изменений. Врачи советуют в таких случаях пользоваться аэрозолями «Пантенол» или «Винизол», нанося их на травму несколько раз в день, не накладывая повязки.

На сегодняшний день человек все чаще подвергает себя опасности, совершенно не думая о последствиях. Каждый необдуманный шаг может оказаться плачевным, поэтому не стоит забывать об осторожности и беречь в первую очередь своё здоровье.

Библиографический список

  1. Приемы оказания первой медицинской неквалифицированной помощи: практикум по безопасности жизнедеятельности / Л. А. Скорикова, Н. А. Филина ; М-во образования и науки РФ, ГОУВПО “Мар. гос. техн. ун-т”. – Йошкар-Ола : МарГТУ, 2011. – 119 с.
  2. Парамонов Б.А., Порембский Я.О., Яблонский В.Г. «Ожоги», 2000.
  3. Петров С. В. Общая хирургия: Учебник для вузов. 2004 г. – 768 с.
  4. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях: практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. – 88 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Манаков Владимир Юрьевич»

Источник

Ïîíÿòèå îæîãà, õàðàêòåðèñòèêà ïîâðåæäåíèé òêàíåé îðãàíèçìà, âûçâàííûõ äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû èëè äåéñòâèåì íåêîòîðûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ. Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó îò õèìè÷åñêèõ, ýëåêòðè÷åñêèõ, òåðìè÷åñêèõ è ñîëíå÷íûõ îæîãîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

4Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå êàçåííîå

îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé óíèâåðñèòåò ÌÂÄ Ðîññèè»

Êàôåäðà ñóäåáíî-ýêñïåðòíîé äåÿòåëüíîñòè

Ôàêóëüòåò ïîäãîòîâêè ñëåäñòâåííûõ ðàáîòíèêîâ

Ðåôåðàò

Ïî äèñöèïëèíå «Ïåðâàÿ ïîìîùü»

Òåìà: Îæîã. Âèäû, ïåðâàÿïîìîùü è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ.

Âûïîëíèë:

Ñíèñàðü Âÿ÷åñëàâ Àíäðååâè÷

Ïðîâåðèë:

Ãàëüöåâ Þðèé Âèêòîðîâè÷

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2015ã.

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Òåðìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 2. Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 3. Ñîëíå÷íûå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 4. Õèìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 5. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ
  • 6. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå îæîãîâ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Îæîãîì íàçûâàåòñÿ ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âîçíèêàþùåå îò ìåñòíîãî òåïëîâîãî, õèìè÷åñêîãî, ýëåêòðè÷åñêîãî èëè ðàäèàöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ.

Îæîãè ÷àùå âñåãî ïîðàæàþò êîæó (åå îáúåì ñîñòàâëÿåò ïî÷òè îäíó øåñòóþ îáúåìà âñåãî òåëà ÷åëîâåêà). Ýòî íåóäèâèòåëüíî, ïîñêîëüêó èìåííî êîæà, âûïîëíÿÿ â îðãàíèçìå ìàññó ôóíêöèé, çàùèùàÿ íàñ, ïåðâîé âñòðå÷àåò ìíîãèõ àãðåññîðîâ, â òîì ÷èñëå è òåðìè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ. Ïåðèôåðèþ êîæè ñîñòàâëÿåò íåïðåðûâíî îòìèðàþùèé ýïèäåðìèñ. Ýòà îñîáåííîñòü êîæè “ëèíÿòü” ïðåäñòàâëÿåòñÿ âåñüìà âàæíîé, ïîñêîëüêó îáóñëîâëèâàåò, â ÷èñëå ïðî÷åãî, ïîâûøåííóþ ñïîñîáíîñòü ê ðåãåíåðàöèè (âîññòàíîâëåíèþ). Ïîòîâûå è ñàëüíûå æåëåçû, îñîáåííî âîëîñÿíûå ëóêîâèöû (ôîëëèêóëû) îïðåäåëÿþò ïîòåíöèàë ðåãåíåðàöèè êîæè; èõ ÷èñëî è ðàçâèòèå âëèÿþò íà õàðàêòåð è ñòåïåíü çàæèâëåíèÿ îæîãîâ.

Îæîãè ìîãóò áûòü âûçâàíû ïëàìåíåì, êèïÿòêîì, ïàðîì, ðàçëè÷íûìè õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè: êèñëîòàìè, ùåëî÷àìè; íåêîòîðûìè ìåäèêàìåíòàìè: éîä, íàøàòûðíûé ñïèðò; ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì, ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè, ñîëíå÷íûìè ëó÷àìè è ò.ï.

 çàâèñèìîñòè îò âûçâàâøåé îæîã ïðè÷èíû ðàçëè÷àþò:

òåðìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ñâåòîâûå, ýëåêòðè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ôîñôîðíûå.

 çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ òêàíåé ðàçëè÷àþò îæîãè ÷åòûðåõ ñòåïåíåé:

· îæîã I ñòåïåíè – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì è ïðèïóõëîñòüþ êîæè, ææåíèåì è áîëüþ â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå. Ñïóñòÿ 4-5 ñóòîê îòìå÷àþòñÿ øåëóøåíèå êîæè è âûçäîðîâëåíèå;

· îæîã 2 ñòåïåíè – ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîÿâëåíèåì íà ïîêðàñíåâøåé è îòå÷íîé êîæå ïóçûðåé, íàïîëíåííûõ ïðîçðà÷íîé æåëòîâàòîé æèäêîñòüþ. Îáîææåííûé ó÷àñòîê êîæè ðåçêî áîëåçíåí. Ïðè ðàçðûâå èëè óäàëåíèè ïóçûðåé âèäíà áîëåçíåííàÿ ïîâåðõíîñòü ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà.  ñëó÷àå áëàãîïðèÿòíîãî, áåç íàãíîåíèÿ, òå÷åíèÿ îæîã çàæèâàåò áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ â òå÷åíèå 10-15 ñóòîê;

· îæîã 3 ñòåïåíè – ìîæåò áûòü ñ ïîðàæåíèåì ñîáñòâåííî êîæè íà âñþ åå òîëùèíó (III À ñòåïåíü) ëèáî ñ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè (III Á ñòåïåíü). Íà êîæå îáðàçóåòñÿ ñòðóï ñåðîãî èëè ÷åðíîãî öâåòà. Îìåðòâåâøèå ó÷àñòêè êîæè ïîñòåïåííî îòäåëÿþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ íàãíîåíèå, îáðàçóåòñÿ âÿëî çàæèâàþùàÿ ðàíà;

· îæîã 4 ñòåïåíè – ïðîÿâëÿåòñÿ îìåðòâåíèåì íå òîëüêî êîæè, íî è ãëóáæåëåæàùèõ òêàíåé (ôàñöèé, ìûøö, êîñòåé).

Îæîã êèïÿòêîì õàðàêòåðèçóþòñÿ òåì, ÷òî âîçìîæíàÿ òåìïåðàòóðà ñîñòàâëÿåò 100°Ñ èëè íåñêîëüêî áîëüøå. Ýòî îáñòîÿòåëüñòâî â ñî÷åòàíèè ñ òåì, ÷òî íà ïóòè ê êîæå æèäêîñòè îñòûâàþò, âåäåò ê òîìó, ÷òî âûçûâàåìûå ïîðàæåíèÿ ïîâåðõíîñòíû.

Îæîã ïàðîì. Íåêîòîðûå îñîáåííîñòè èìåþò îæîãè, âûçûâàåìûå äåéñòâèåì âîäÿíîãî ïàðà, îñîáåííî èñïîëüçóåìîãî â ïðîìûøëåííîñòè.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå îí ìîæåò áûòü ïåðåãðåòûì (ïîä äàâëåíèåì), à ýòî îçíà÷àåò, ÷òî òåìïåðàòóðà åãî 120°Ñ è âîçìîæíî ñïëîøíîå ïîðàæåíèå áîëüøèõ ïëîùàäåé. Åùå õóæå, åñëè îæîã âûçâàí ïàðîì êèïÿùèõ ùåëî÷åé èëè èíûõ õèìè÷åñêèõ àãðåññèâíûõ ðàñòâîðîâ. Ãîðÿ÷èå áèòóì, ñìîëû, êëåé ïëîòíî ïðèëèïàþò ê êîæå, ïåðåäàâàÿ ïîñëåäíåé âåñü çàïàñ òåïëà. Èõ íåâîçìîæíî ñòðÿõíóòü, âûòåðåòü, ïîýòîìó ñðîê èõ äåéñòâèÿ âñåãäà äëèòåëåí. Âíåøíèé âèä îò îæîãîâ áèòóìîì, îñîáåííî, åñëè ïîðàæåíî ëèöî, óñòðàøàþùèé: ÷åðíàÿ ïëåíêà ñìîëû ñîçäàåò âïå÷àòëåíèå ãëóáîêîãî ïîðàæåíèÿ êîæè.

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: óäàëåíèå áèòóìà ñ êîæè çàòðóäíèòåëüíî, äëèòåëüíî è òðåáóåò ðàñòâîðèòåëåé. Íåò íåîáõîäèìîñòè ýòî âûïîëíÿòü ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè. Äîñòàòî÷íî îñâîáîäèòü ðîò, íîñ, ãëàçà, óøíûå ðàêîâèíû.

Îæîãè ïëàìåíåì. Íàèáîëåå òÿæåëûå îæîãè âûçûâàåò ïëàìÿ, îñîáåííî, åñëè ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðîïèòàíà êåðîñèíîì, áåíçèíîì, ñïèðòîì. Âîñïëàìåíåíèå îäåæäû ïðèâîäèò ê òÿæåëûì îæîãàì â ñëó÷àÿõ, åñëè îíà íå ñíÿòà ñ ïîñòðàäàâøåãî èç-çà ïîòåðè èì ñîçíàíèÿ èëè âñëåäñòâèå áåñïîìîùíîñòè (äåòè, ñòàðèêè; ëþäè â ñîñòîÿíèè àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ, îòðàâëåíèÿ).

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: ÷åì äîëüøå ãîðèò îäåæäà, òåì áîëüøå ñòåïåíü îæîãà áóäåò ïîòîì, òåì áîëüøå ïðîöåíòîâ ïîâåðõíîñòè êîæè áóäåò ïîâðåæäåíî. Åñëè çàãîðåëàñü îäåæä – íè â êîåì ñëó÷àå íå áåæàòü – îíà ðàçãîðèòñÿ åùå áîëüøå.  ïåðâóþ î÷åðåäü íàäî ïîñòàðàòüñÿ ñáðîñèòü å¸ ëèáî ïåðåêàòûâàòüñÿ ïî ïîëó, ïîêà ïëàìÿ íå ïîòóõíåò. Åñëè âû õîòèòå ïîìî÷ü ãîðÿùåìó ÷åëîâåêó, îáëåéòå åãî õîëîäíîé âîäîé, çàêèäàéòå ïåñêîì èëè íàáðîñüòå íà íåãî ïàëüòî, ïîêðûâàëî, áðåçåíò (íåîáõîäèìî ïåðåêðûòü ïëàìåíè äîñòóï ê âîçäóõó). &s;åëîâåêà â ãîðÿùåé îäåæäå íåëüçÿ óêóòûâàòü ñ ãîëîâîé, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîðàæåíèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è îòðàâëåíèþ òîêñè÷åñêèìè ïðîäóêòàìè ãîðåíèÿ. Îäíàêî èìåéòå â âèäó: êîãäà ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðèæàòà ê êîæå, âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà âîçäåéñòâóåò íà íåå áîëåå äëèòåëüíî è, ñëåäîâàòåëüíî, âîçìîæåí áîëåå ãëóáîêèé îæîã. &s;òîáû íå äîïóñòèòü ýòîãî, íàäî òîò÷àñ ïîñëå ëèêâèäàöèè ïëàìåíè óáðàòü íàêèíóòóþ òêàíü.

&s;òîáû ñîêðàòèòü âðåìÿ ïåðåãðåâà òêàíåé è ïðåäîòâðàòèòü ñèëüíûé îæîã, ïîñëå ëèêâèäàöèè îãíÿ îáëåéòå îæîã õîëîäíîé âîäîé èëè îáëîæèòå ñíåãîì íà 15-20 ìèíóò. Ýòî óìåíüøàåò áîëü è ïðåäóïðåæäàåò îòåê òêàíåé.

Ïîâåðõíîñòü îæîãà òùàòåëüíî î÷èùàþò, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü èíôèöèðîâàíèå. Íà ïîâðåæä¸ííóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàåòñÿ ìàçü, ñîäåðæàùàÿ àíòèáèîòèê è çàùèùàþùàÿ îò âíåøíåé ñðåäû. Çàòåì íåîáõîäèìî íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó èëè èç ëþáîé òàêæå ñòåðèëüíîé òêàíè, îêàçàâøåéñÿ ïîä ðóêîé (ïëàòîê, ìàòåð÷àòàÿ ñàëôåòêà è ò.ä.). Ïîâåðõíîñòü îæîãà ìîæåò áûòü ïîêðûòà òîëüêî íåïðèëèïàþùèì ìàòåðèàëîì èëè ñòåðèëüíîé ìàðëåé. Ìàðëÿ óäàëÿåòñÿ ïîñëå ðàçìà÷èâàíèÿ â âîäå. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî ïèòü áîëüøå æèäêîñòè.

Äî ïðèåçäà ñêîðîé ïîìîùè, ó ïîñòðàäàâøåãî ìîæåò ïîÿâèòüñÿ îçíîá, òîãäà åãî íåîáõîäèìî ñîãðåòü: óêðîéòå òåïëûì îäåÿëîì, è äàéòå âûïèòü ëþáîé ñïèðòîñîäåðæàùåé ïèùåâîé æèäêîñòè äëÿ ñíÿòèÿ áîëåâîãî øîêà.  ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè ïðîâîäèòñÿ ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íàÿ âàêöèíàöèÿ.

Åñëè îáîææåíû ðóêè, òî â ïåðâûå äíè íåîáõîäèìî èõ äåðæàòü â ïîäíÿòîì ïîëîæåíèè, ÷òî óìåíüøàåò îò¸êè, áîëü.

Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì. Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì ïî÷òè âñåãäà ãëóáîêèå, ÷àùå ñëó÷àþòñÿ îíè íà ïðîèçâîäñòâå (ìåòàëëóðãè÷åñêèå çàâîäû). Ñî÷åòàíèå â ðàñïëàâëåííîì ìåòàëëå âûñîêîé òåìïåðàòóðû è ôèçè÷åñêèõ ñâîéñòâ æèäêîñòè ñîçäàåò âîçìîæíîñòè äëÿ íàèáîëüøåãî ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ïîâåðõíîñòüþ êîæè. Òåìïåðàòóðû ðàñïëàâëåííûõ ìåòàëëîâ êîëåáëþòñÿ â ïðåäåëàõ 800-1500°Ñ, ïîýòîìó ïðè òàêèõ îæîãàõ ñòðàäàþò è ðàñïîëîæåííûå ãëóáæå êîæè òêàíè (ìûøöû, ñóõîæèëèÿ, êîñòè).

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè òåðìè÷åñêîì îæîãå ñåò÷àòêè ãëàçà: Íåîáõîäèìî ïðîìûòü ãëàçà âîäîé, çàêàïàòü â ãëàçà 20% ðàñòâîð ñóëüôàöèë-íàòðèÿ; 0,25% ðàñòâîð ëåâîìèöåòèíà; 0,02% ôóðàöèëèíà, çàëîæèòü çà âåêî 1-5% ýìóëüñèþ ñèíòîìèöèíà; 1% ìàçü òåòðàöèêëèíà;1% ìàçü ýðèòðîìèöèíà, ðàíåâóþ ïîâåðõíîñòü êîæè ñìàçàòü ìàçüþ àíòèáèîòèêà. Íàëîæèòü àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò, êîãäà ÷åðåç òêàíè ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ýëåêòðè÷åñêèé òîê èëè âñëåäñòâèå îáðàçóþùåãîñÿ ïðè ýòîì òåïëà. Ýëåêòðè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå îæîãè òðåáóþò îñîáîãî âíèìàíèÿ. Ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ òêàíåé ïðè ýëåêòðè÷åñêîì îæîãå òðóäíî îöåíèòü, ïîñêîëüêó âíóòðåííèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíî ñåðüåçíåå, ÷åì ýòî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñíà÷àëà. Ýëåêòðîîæîãè, ïðèâîäÿùèå ê âîñïëàìåíåíèþ îäåæäû, ìîãóò ïðèâîäèòü ê âîçíèêíîâåíèþ è òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü:

Ãëàâíîå, âûâåñòè ïîñòðàäàâøåãî èç çîíû âîçäåéñòâèÿ òîêà – îáåñòî÷èòü èñòî÷íèê ïîðàæåíèÿ ëèáî ïîñòàðàòüñÿ îòòàùèòü ÷åëîâåêà ñ ïîìîùüþ ëþáîãî ïðåäìåòà, íå ïðîâîäÿùåãî ýëåêòðè÷åñêèé òîê, òàê, ÷òîáû ñàìîìó íå ïîëó÷èòü óäàð òîêîì. Çàòåì:

1. Íåìåäëåííî îòêëþ÷èòå ýëåêòðè÷åñòâî – âûâåðíèòå ïðîáêè èëè âûòàùèòå øòåïñåëü, èëè ïîëíîñòüþ îòêëþ÷èòå ïîäà÷ó ýëåêòðè÷åñòâà.

2. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïîìîãàéòå ñåáå ðóêîÿòêîé ìåòëû èëè äåðåâÿííûì ñòóëîì, ñòîÿ ïðè ýòîì íà ñóõîì ðåçèíîâîì êîâðèêå, êíèãå èëè ñëîæåííîé ãàçåòå, ÷òîáû îòîäâèíóòü ïîñòðàäàâøåãî îò ýëåêòðè÷åñêîãî ïðèáîðà èëè ïðîâîäà.

3. Åñëè ýëåêòðè÷åñêèé îæîã âûçûâàåò îïàñíîå íàðóøåíèå ñåðäå÷íûõ ðèòìîâ èëè îñòàíîâêó ñåðäöà èëè äûõàíèÿ, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî íà÷àòü ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ.

4. Êîãäà ïîñòðàäàâøèé áóäåò â áåçîïàñíîñòè, ïðîâåðüòå åãî äûõàíèå è ïóëüñ.

5. Ïðè íåîáõîäèìîñòè – èñêóññòâåííîå äûõàíèå è íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà.

6. Óëîæèòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê, åñëè îí áåç ñîçíàíèÿ.

7. Îáðàáîòàéòå ìåñòà îæîãîâ â òî÷êàõ, ãäå ýëåêòðè÷åñêèé òîê âõîäèë è âûõîäèë èç òåëà, îõëàäèâ èõ âîäîé. Íèêîãäà íå ëåéòå âîäó, åñëè ïîñòðàäàâøèé âñ¸ åù¸ êàñàåòñÿ ýëåêòðè÷åñêîãî ïðîâîäà.

8. Íàëîæèòå ñòåðèëüíóþ èëè ÷èñòóþ ñàëôåòêó è çàáèíòóéòå.

&s;òî êàñàåòñÿ ýëåêòðîïðîâîäîâ âûñîêîãî íàïðÿæåíèÿ, òî êîíòàêò ñ íèìè, íàïðèìåð ñ âûñîêîâîëüòíîé ëèíèåé, îáû÷íî áûâàåò ôàòàëüíûì äëÿ ïîñòðàäàâøåãî. Âû òîæå ìîæåòå áûòü óáèòû ýëåêòðè÷åñêîé äóãîé, åñëè íàõîäèòåñü â 18 ìåòðàõ èëè ìåíüøå îò èñòî÷íèêà. Íå ðàçðåøàéòå ïîäõîäèòü ê ïîñòðàäàâøåìó è äðóãèì ëþäÿì è íåìåäëåííî ïîçâîíèòå â ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû.

Õèìè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò ïðè ïîïàäàíèè íà êîæó êîíöåíòðèðîâàííûõ êèñëîò, ùåëî÷è, ôîñôîðà, ýòî ñëó÷àåòñÿ â ïðîìûøëåííîñòè, ñåëüñêîì õîçÿéñòâå, â áûòó: ìîþùèå, ÷èñòÿùèå ñðåäñòâà è ò.ä.

Ïåðâàÿïîìîùü:

Âî-ïåðâûõ, ïåðåä òåì, êàê îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü, íóæíî ñíÿòü ïðîïèòàííóþ õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè îäåæäó.

Âî-âòîðûõ, ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ, íåçàâèñèìî îò âûçâàâøåãî èõ âåùåñòâà, ïîâðåæäåííûå ó÷àñòêè òåëà â òå÷åíèå 10–15 ìèí ïîäâåðãàþò äåéñòâèþ ñòðóè âîäû. Êîíöåíòðàöèÿ õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà ïðè ýòîì óìåíüøàåòñÿ, è îíî ìåõàíè÷åñêè óäàëÿåòñÿ ñ ïîâåðõíîñòè òåëà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò íåãàøåíàÿ èçâåñòü, êîòîðàÿ ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîäîé îáðàçóåò ìíîãî òåïëà, ïîýòîìó íåëüçÿ ïðîìûâàòü âîäîé îáîææåííûå íåãàøåíîé èçâåñòüþ ÷àñòè òåëà, èõ ñëåäóåò ñìàçàòü êàêèì-ëèáî æèðîì, ïîñëå ÷åãî íàëîæèòü ïîâÿçêó ñ öèíêîâîé èëè áîðíîé ìàçüþ è îòïðàâèòü ê âðà÷ó.

Â-òðåòüèõ, íåîáõîäèìî çíàòü, ÷òî â îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ âõîäèò íåéòðàëèçàöèÿ äåéñòâèÿ õèìâåùåñòâ. Åñëè âû îáîæãëèñü êèñëîòîé – îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè ìûëüíîé âîäîé èëè 2%-íûì ðàñòâîðîì ïèòüåâîé ñîäû (ýòî 1 ÷àéíàÿ ëîæêà ïèòüåâîé ñîäû íà 2,5 ñòàêàíà âîäû), ÷òîáû íåéòðàëèçîâàòü êèñëîòó. Åñëè âû îáîæãëèñü ùåëî÷üþ, òî îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè 1-2%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé èëè óêñóñíîé êèñëîòû. Ïðîöåññ çàíèìàåò 15–20 ìèí.

Â-÷åòâåðòûõ, íàëîæèòü ñóõóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó è îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Íî åñëè âäðóã âû ïðîâîäèëè îïûòû ñ ôîñôîðîì è â ðåçóëüòàòå åãî ïîïàäàíèÿ íà êîæó ïîëó÷èëè îæîã, òî åãî ìîæíî íåéòðàëèçîâàòü 5% ðàñòâîðîì ìåäíîãî êóïîðîñà (ñåðíîêèñëîé ìåäè), è íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.

Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ ãëàç èëè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, çåâà èõ ñëåäóåò ïðîìûòü âîäîé, à çàòåì ïðè îæîãàõ ùåëî÷üþ — íåéòðàëèçîâàòü 1%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé êèñëîòû; ïðè îæîãå êèñëîòîé — 1 %-íûì ðàñòâîðîì ñîäû. Íåéòðàëèçàöèþ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, ïîïàâøèõ â ãëàç, ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ, èíîãäà â òå÷åíèå öåëîãî ÷àñà è áîëüøå, äî òåõ ïîð ïîêà íå ïðîéäåò ïîìóòíåíèå ðîãîâîé îáîëî÷êè è ê ïîñòðàäàâøåìó íå âîçâðàòèòñÿ èñ÷åçíóâøåå ñ ìîìåíòà îæîãà çðåíèå. Ïîñëå ýòîãî â ãëàçà çàêàïûâàþò ïî 1–2 êàïëè ñòåðèëüíîãî âàçåëèíîâîãî èëè ïîäñîëíå÷íîãî ìàñëà, íàêëàäûâàþò ïîâÿçêó è îòïðàâëÿþò ê ñïåöèàëèñòó.

îæîã õèìè÷åñêèé ýëåêòðè÷åñêèé ìåäèöèíñêèé

Íåëüçÿ ïðèêëàäûâàòü íàòóðàëüíûé ëåä ê îáîææåííîé êîæå, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îìåðòâåíèþ êëåòîê êîæè è íå âîññòàíîâëåíèþ â äàëüíåéøåì. Íåëüçÿ îáðàáàòûâàòü êîæó ñïèðòîì, îäåêîëîíîì. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü îáðàçîâàâøèåñÿ ïóçûðè (îíè ïðåäîõðàíÿþò ðàíó îò èíôåêöèè). Íåëüçÿ ñðûâàòü ïðèëèïøèå ê ìåñòó îæîãà ÷àñòè îäåæäû, ïðèêàñàòüñÿ ê îáîææåííîìó ìåñòó ðóêàìè (ýòî ïðèâîäèò ê ïðîíèêíîâåíèþ èíôåêöèè). Íåëüçÿ ðàçðåøàòü ïîñòðàäàâøåìó ñàìîñòîÿòåëüíî äâèãàòüñÿ (âîçìîæåí øîê). Íåëüçÿ ïîëèâàòü ïóçûðè è îáóãëåííóþ êîæó âîäîé. Íåëüçÿ ñìàçûâàòü îæîãè ÿè÷íûì æåëòêîì, æèðîì, çåëåíêîé, êðåïêèì ðàñòâîðîì ìàðãàíöîâêè, çàñûïàòü ïîðîøêàìè, ïîäñîëíå÷íûì ìàñëîì, ñàëîì, ìàçÿìè è ò.ä., (ýòî çàòðóäíèò äàëüíåéøåå ëå÷åíèå, à òàê æå ïîñïîñîáñòâóþò çàãðÿçíåíèþ îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè è äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ ãíîÿ).

Ïîâÿçî÷íûé ìåòîä

Çàùèùàåò îáîææåííóþ îáëàñòü îò çàãðÿçíåíèÿ è âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ (ìåõàíè÷åñêàÿ òðàâìà, îõëàæäåíèå), õîðîøî âñàñûâàåò ãíîéíîå îòäåëÿåìîå, óìåíüøàåò èñïàðåíèå âîäû ñ ðàíåíîé ïîâåðõíîñòè. Îí íåîáõîäèì ïðè ïîðàæåíèè ñîïðèêàñàþùèõñÿ ïîâåðõíîñòåé òåëà, öèðêóëÿðíûõ îæîãàõ òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé. Áåç íàëîæåíèÿ ïîâÿçîê íåâîçìîæíà òðàíñïîðòèðîâêà îáîææåííûõ. Ïðè èñïîëüçîâàíèè çàêðûòîãî ìåòîäà ñîçäàþòñÿ îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ìåñòíîãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ îæîãîâûõ ðàí. Ïîä ïîâÿçêîé ñîõðàíÿåòñÿ ïîâûøåííàÿ àêòèâíîñòü ðàíåâûõ ïðîòåàç, îáåñïå÷èâàþùèõ ôåðìåíòàòèâíîå ðàñïëàâëåíèå ïîãèáøèõ òêàíåé. Çàêðûòûé ìåòîä ëå÷åíèÿ ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí êàê â ñòàöèîíàðå, òàê è â àìáóëàòîðíîé ïðàêòèêå. Íåäîñòàòêàìè åãî ÿâëÿþòñÿ òðóäîåìêîñòü, áîëüøîé ðàñõîä ïåðåâÿçî÷íîãî ìàòåðèàëà, áîëåçíåííîñòü ïåðåâÿçîê; ñäàâëèâàíèå êîæè, íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ òåðìè÷åñêèì ôàêòîðîì, óõóäøàþò åå çàùèòíûå ñâîéñòâà.

Áåçïîâÿçî÷íûé ìåòîä

Ëèøåí ýòèõ íåäîñòàòêîâ. Óñêîðåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ïëîòíîãî ñòðóïà íà îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè ïîä âëèÿíèåì âûñóøèâàþùåãî äåéñòâèÿ âîçäóõà, óëüòðàôèîëåòîâîãî îáëó÷åíèÿ èëè ñìàçûâàíèÿ îæîãîâîé ðàíû íåêîòîðûìè êîàãóëèðóþùèìè áåëêîâûìè âåùåñòâàìè ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ èíòîêñèêàöèè (îòðàâëåíèÿ) ïîñòðàäàâøåãî ïðîäóêòàìè ðàñïàäà ïîãèáøèõ òêàíåé. Ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè ñîçäàåòñÿ âîçìîæíîñòü ïîñòîÿííîãî íàáëþäåíèÿ çà èçìåíåíèÿìè, ïðîèñõîäÿùèìè â îæîãîâîé ðàíå, è ýôôåêòèâíîñòüþ ëå÷åáíûõ ïðîöåäóð. Ïðèìåíåíèå êîíöåíòðèðîâàííûõ ðàñòâîðîâ äóáÿùèõ, êîàãóëèðóþùèõ è êðàñÿùèõ âåùåñòâ (òàííèí, àçîòíîêèñëîå ñåðåáðî, àíèëèíîâûå êðàñêè, õëîðèñòîå æåëåçî, íàñûùåííûé ðàñòâîð ìàðãàíöåâî-êèñëîãî êàëèÿ – “ìàðãàíöîâêà”) äëÿ îáðàçîâàíèÿ ñòðóïà ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè îæîãîâ çàòðóäíÿåò äèàãíîñòèêó ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ.

Îòêðûòîå ëå÷åíèå ãëóáîêèõ îæîãîâ íå ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèÿ ãíîéíîãî âîñïàëåíèÿ â ðàíå. Ïîâåðõíîñòíûå îæîãè II-III ñòåïåíè ïðè îòêðûòîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ çàæèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñóùåñòâåííîé ðàçíèöû â ñðîêàõ çàæèâëåíèÿ è ÷àñòîòå îñëîæíåíèé ïðè îòêðûòîì è çàêðûòîì ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ ïîâåðõíîñòíûõ îæîãîâ íå âûÿâëåíî. Èõ íóæíî èñïîëüçîâàòü â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî, óñëîâèé, â êîòîðûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ëå÷åíèå, ëîêàëèçàöèè è ãëóáèíû îæîãà, ñòàäèè ïðîöåññà.

Îòêðûòûé ìåòîä ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ãëàâíûì îáðàçàì ïðè îæîãàõ ëèöà, ïîëîâûõ îðãàíîâ, ïðîìåæíîñòè, ãäå ïîâÿçêè çàòðóäíÿþò óõîä è ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ. Îäíàêî åãî èñïîëüçîâàíèå íå îçíà÷àåò ïîëíîãî îòêàçà îò ïîâÿçîê ïðè îæîãàõ è ýòèõ ëîêàëèçàöèé. Îòêðûòîå ëå÷åíèå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ìíîæåñòâåííûõ îñòàòî÷íûõ ìåëêèõ ðàíàõ, êîòîðûå ìåäëåííî çàæèâàþò ïîä ïîâÿçêîé è ïîýòîìó, íàäîëãî çàòÿãèâàþò ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ. Îñòàâëåííàÿ îòêðûòîé îæîãîâàÿ ðàíà 3-4 ðàçà â ñóòêè ñìàçûâàåòñÿ êàêîé-ëèáî ìàçüþ, ñîäåðæàùåé àíòèáèîòèêè èëè àíòèñåïòèêè (ñèëüâåäåðì, áåòàäèí, äåðìàçèí)

1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óãðîæàþùèõ æèçíè ÷åëîâåêà ñîñòîÿíèÿõ: ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / ïîä ðåä. ïðîô. Þ.Â. Ãàëüöåâà. ÑÏá.: Èçä-âî ÑÏá óí-òà ÌÂÄ Ðîññèè, 2013. – 88 ñ.

2. Âîåííî-ìåäèöèíñêàÿ ïîäãîòîâêà. Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ìåäèöèíñêèõ ó÷èëèù. Ì.: Ìåäèöèíà, 2010.

3. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü; Ïîïóëÿðíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ãë. ðåäàêòîð àêàä. ÐÀÌÍ Â.È.Ïîêðîâñêèé. Ì.: Áîëüøàÿ Ðîññèéñêàÿ Ýíöèêëîïåäèÿ. 2012. 254 ñ.

4. Áåëîâ Â.È. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ. Ì.: «Õèìèÿ», 2005.

5. https://primamunc.ru/public/article/article-0020.shtml

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник