Массаж при пневмонии цели и задачи

Массаж при пневмонии цели и задачи thumbnail

Воспаление легких чаще всего возникает на фоне вирусной или бактериальной инфекции, заражение происходит аспирационным, ингаляционным и гематогенным путем. Болеют люди с ослабленным иммунитетом, сопутствующими патологиями. В группе риска находятся маленькие дети и пожилые пациенты старше 60 лет. Лечение проводят комплексно, назначают медикаментозные средства, физиотерапию. Массаж при пневмонии способствует выведению мокроты, улучшению дренажа легких.

Массаж при пневмонии

Причины развития пневмонии

Возбудителем воспалительного процесса в большинстве случаев выступает β-гемолитический стрептококк группы A, спровоцировать развитие недуга также могут стафилококки, пневмококки, вирусы, простейшие грибки, легионеллы, микобактерии и хламидии.

Причины пневмонии:Причины пневмонии

  • перенесенные простудные заболевания;
  • переохлаждение;
  • хронические заболевания ЛОР-органов: гайморит, тонзиллит, аденоиды;
  • врожденные пороки дыхательных путей.

Наиболее подвержены развитию пневмонии дети дошкольного возраста, пожилые люди, пациенты с выраженным иммунодефицитом. Застой легочного секрета может вызывать симптомы воспаления у лежачих больных. Реже причиной патологии становится аспирация дыхательных путей содержимым желудка, ротовой полости, инородным телом.

Чем полезен массаж при воспалении легких

Массажные процедуры помогают усилить приток крови к легким, нормализовать циркуляцию лимфы, устранить застойные явления. Улучшается отхождение мокроты, укрепляются мышцы грудного корсета, размягчаются инфильтраты в легочной паренхиме и ускоряется процесс регенерации поврежденных тканей.

Показания к проведению лечения:

Массаж при плеврите

Массаж при плеврите

  • постоянный кашель;
  • пневмосклероз;
  • слабое отхождение вязкой мокроты;
  • плеврит;
  • дыхательная недостаточность.

При пневмонии делают вибрационный массаж дренажного типа, который стимулирует глубину дыхания, стабилизирует подвижность грудной клетки, предотвращает образование спаек, развитие тяжелых осложнений. Физиотерапевтические процедуры и легочный массаж назначают после снятия острого воспаления. Особенно полезно его делать людям, страдающим затяжной, хронической пневмонией, лежачим больным и детям.

Виды массажа при пневмонии

Применяют несколько методик массажа при воспалении легких:

Техники массажа при пневмонии

Техники массажа при пневмонии

  • классический;
  • вибрационный;
  • баночный;
  • медовый;
  • точечный;
  • перкуссионный;
  • дренажный.

Курс лечения пневмонии состоит из 10 сеансов, вибрационный массаж рекомендуется делать 2 раза в день утром и вечером. Способ лечения подбирается индивидуально для каждого пациента с учетом степени тяжести заболевания и пожеланий больного.

Техника выполнения массажных процедур при пневмонии

Массаж делают на твердой кушетке, голова пациента должна находиться немного ниже уровня тела, чтобы лучше отходила мокрота. На кожу наносят специальные масла (детское, вазелиновое), усиливает эффект лечения эфиры:

Эфирные масла для массажа

Эфирные масла для массажа

  • розмарина;
  • эвкалипта;
  • мяты;
  • лимона;
  • грейпфрута.

При выполнении физиотерапевтических процедур применяют поглаживающие, разминающие, растирающие, потряхивающие, поколачивающие движения, постукивания, щипки. После проработки мышц пациенту необходимо немного полежать, полезно выпить чашку зеленого чая и хорошо откашляться.

Баночный массаж

Баночный массажДанный вид терапии основан на раздражении кожных рецепторов разреженным воздухом. Массажная процедура стимулирует приток крови к эпидермису, вместе с кровотоком в ткани поступают витамины, минералы, активизируются обменные процессы, устраняется застой лимфы, восстанавливается местный иммунитет, выводятся продукты распада.

Для проведения массажа детям и взрослым используют силиконовую или стеклянную вакуумную банку, которая продается в аптеке. Приспособление фиксируют на спине в области грудной клетки, с помощью специального насоса откачивают воздух. Баночку плавно перемещают по направлению реберных дуг и вдоль прямых мышц позвоночника снизу вверх.

Обратите внимание! Нельзя массировать подмышечную область, так как здесь находится большое количество лимфатических сосудов.

Баночный массаж длится 10–15 минут, после первого сеанса на коже могут остаться небольшие кровоподтеки, они проходят через несколько дней. Процедуры необходимо повторять 2–3 раза в неделю. Противопоказано лечение при гипертонической болезни, варикозном расширении вен, нарушении целостности кожного покрова.

Точечная методика

Такой вид терапии предусматривает воздействие подушечками пальцев на рефлекторные точки. Зоны, отвечающие за работу легких, расположены:Точечная методика

  • в яремной впадине;
  • под седьмым отростком шейного позвонка;
  • между большим и средним пальцем кисти;
  • на подушечках фаланг руки.

Точечный массаж сможет правильно сделать только квалифицированный мастер. Врач находит восприимчивую точку, надавливает на нее в течение 1–2 минут. На начальном этапе сеансы взрослым и детям проводят через день, затем интервал постепенно увеличивают, и в конце лечения достаточно одной процедуры в неделю.

Медовый вид массажа

Для физиотерапии понадобится натуральный жидкий мед, разогретый на паровой бане до комнатной температуры. Пчелиный продукт наносят на сухую кожу спины и равномерно распределяют. После этого приклеивают ладони к коже и резко отрывают, манипуляции повторяют по всей поверхности грудной клетки. Движения можно делать одновременно двумя руками или поочередно, применяют также способ плавного отведения кистей.

Медовый массаж продолжается до тех пор, пока мед не превратится в серые хлопья. Остатки снимают бумажным полотенцем и тщательно вытирают кожу влажной салфеткой. Подобным образом прорабатывают и мышцы переднего грудного отдела, но движения должны быть более мягкими.

Медовый вид массажа

Детский массаж при пневмонии

Детям массаж при воспалении легких выполняет специалист или их родители. Грудного ребенка кладут животом вниз маме на колени, головка должна быть немного опущена. Для проработки мышц применяют:

  • щипковые манипуляции;
  • перекатывание кожного валика;
  • постукивание ребром ладони;
  • заканчивают мягким поглаживанием.

Курс лечения длится 10 дней, сеансы проводят ежедневно, можно повторять утром и вечером.

Массаж детям помогает откашляться, нормализует подвижность грудной клетки, снимает спазм гладкой мускулатуры дыхательных путей. Лечение должно выполняться под контролем педиатра. Масла для смазывания кожи нужно приобретать гипоаллергенные, чтобы не допустить появления раздражений, сыпи.

Перкуссионный массаж для ребенка

Перкуссионный массаж подразумевает использования техники постукивания, и довольно эффективен для облегчения выведения мокроты при пневмонии у ребенка. Техника выполнения:

Перкуссионный массаж

Перкуссионный массаж

  • уложить ребенка на живот, подложив под таз подушку или валик;
  • разогреть мышцы поглаживающими движениями вдоль спины, избегая позвоночника;
  • использовать движения вверх и вниз по спине, вправо и влево, от позвоночника к бокам;
  • основная часть перкуссионного массажа: постукивание подушечками пальцев в межреберном пространстве.

Длительность такого массажа — 10–15 минут, при этом необходимо каждые 2–3 минуты сажать ребенка, чтобы он мог откашляться. Для грудных детей длительность манипуляций не должна превышать 10 минут, а сами постукивания проводятся через ладонь.

Противопоказания к выполнению массажа

Нельзя делать массаж взрослым и детям в следующих случаях:

Массаж запрещен при туберкулезе

Массаж запрещен при туберкулезе

  • гипертермия;
  • лихорадочное состояние;
  • гнойное поражение кожи;
  • открытые раны грудной клетки;
  • некроз легочной ткани;
  • аллергия на продукты пчеловодства при медовом массаже;
  • гнойные абсцессы легких;
  • туберкулез;
  • гипертония;
  • раковые опухоли.

Массаж при разных видах пневмонии позволяет восстановить дренажную функцию легочных тканей, ускорить выздоровление больного и повысить иммунитет. Лечение взрослым и детям назначает врач после снятия острого воспаления, методика подбирается с учетом характера заболевания и степени тяжести.

Видео по теме: Пневмония

Источник

МЕТОДИКА МАССАЖА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ ПНЕВМОНИЕЙ

Источник: «Лечебный массаж». Учебник для ВУЗов.
Автор: профессор А.А. Бирюков; Изд. «Академия», 2004.

Пневмония (воспаление легких) бывает очаговая, когда воспален отдельный участок легочной ткани, и крупозная, поражающая целую долю или все легкое. Заболевание это затрагивает сердечно-сосудистую и нервную системы. При крупозной и очаговой пневмонии в просветах альвеол образуется экссудат (скопление мокроты), что исключает пораженный участок из акта дыхания. После крупозной пневмонии могут оставаться спайки, ограничивающие нормальное дыхание.

Задачи лечебного массажа при пневмонии: усилить крово-и лимфообращение в легких, способствовать рассасыванию экссудата и выделению мокроты; предупредить осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры); нормализовать тканевый обмен, что важно для ликвидации интоксикации организма; восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам; улучшить нервно-психическое и общее состояние.

Больным хронической пневмонией нельзя делать массаж при обострении воспалительного процесса. Следует учитывать и общие противопоказания к массажу. Так что, прежде чем приступать к массажным процедурам, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

Массаж начинают с 4 — 5-годня пребывания больного в стационаре. В условиях поликлиники к массажу приступают с момента стихания воспалительного процесса.

Методика массажа в первом периоде лечения. В это время соблюдается постельный режим и массаж проводится в положении лежа на спине.

На груди применяют продольное попеременное поглаживание (7 — 9 раз), выжимание (3 — 5 раз), на больших грудных мышцах — разминание двойное кольцевое (3 — 5 раз), фалангами пальцев, согнутых в кулак (3 — 6 раз), потряхивание и еще раз повторяют разминание (по 3 — 5 раз).

На межреберных промежутках делают растирание: прямолинейное, комбинированное и спиралевидное с отягощением (по 3 — 5 раз). Во время каждого растирания больному надо делать выдох, не задерживая при этом дыхания. Далее массажист накладывает руки основаниями ладоней на реберный угол и проводит давление (3 — 5 раз). То же самое выполняет на грудине, но накладывает одну руку на другую (3 — 5 раз). После этого проводит выжимание, разминание, потряхивание на большой грудной мышце (по 2 — 4 раза) и вибрацию на грудине и в области сердца (3 — 5 с). Массаж можно продолжить на руках и ногах.

В положении пациента лежа на животе массируют спину, шею и надплечье. На спине проводят продольное поглаживание (4 — 7 раз), выжимание (3 — 6 раз); на длинных мышцах спины разминание выполняют фалангами пальцев, согнутых в кулак (3 — 4 раза), подушечками четырех пальцев (4 — 6 раз), на широчайшей мышце — двойное кольцевое, «двойной гриф» (по 3 — 5 раз); затем делают потряхивание и поглаживание (по 3 — 5 раз). Теперь подушечкой большого пальца прямолинейно и спиралевидно растирают зоны спинномозговых сегментов L5 —L1и D9—D3(по 4 — 6 раз).

В этих же зонах проводят выжимание ребром ладони (3 — 5 раз) и растирание подушечками 2-гои3-гопальцев и гребнем кулака (по4—6раз). Заканчивают поглаживанием и приступают к растиранию межреберных промежутков, фасции трапециевидной мышцы и под углом лопатки (по 2 — 3 раза). Далее в области лопаток делают растирание и проводят вибрацию.

Читайте также:  Массаж для детей при пневмонии видео

На шее и надплечье применяют поглаживание, выжимание (по 3 — 5 раз), разминание щипцевидное и ребром ладони (по 3 — 5 раз). После прямолинейного растирания шейного отдела позвоночника (3 — 5 раз) выполняют растирание подушечками больших пальцев в паравертебральной зоне С4 — СЗ (4 — 7 раз). Заканчивают массаж на шее поглаживанием, выжиманием, разминанием (по 2 — 3 раза).

Методика массажа во втором периоде лечения (постельный режим). Массаж может проводиться и в положении сидя. Время сеанса можно увеличить. Он проводится ежедневно, 1 — 2 раза в день по 12— 18 мин.

Читайте также

  • Массаж при заболеваниях органов дыхания
  • Массаж при бронхиальной астме
  • Массаж при эмфиземе легких

Источник

При данном заболевании происходит поражение всей структуры легких с обязательным выявлением альвеол. Эта болезнь возникает вследствие инфекционного воспаления легочной ткани.

В педиатрии пневмония подразделяется на острую и хроническую, а в терапевтической практике термином «пневмония» обозначается только острый воспалительный процесс в легочной ткани.

Возникает эта болезнь и самостоятельно, и как осложнение других заболеваний.

При остаточных явлениях пневмонии показан массаж.

Цели массажа

1. Способствование улучшению общего состояния больного.

2. Достижение углубления дыхания.

3. Укрепление дыхательной мускулатуры.

4. Увеличение крово- и лимфообращения в легких.

Методика массажа

1. Массаж передней поверхности грудной клетки.

Производится поглаживание снизу вверх по направлению к подмышечным лимфатическим узлам. Потом делается выжимание, при этом не

массируется грудная железа у женщин и сосок у мужчин. Затем — разминание на большой грудной мышце — ординарное, двойное кольцевое, фалангами согнутых пальцев, кругообразное клювовидное. После этого выполняются потряхивание и поглаживание.

Следующий этап — разминание на межреберных промежутках — прямолинейное подушечками пальцев обеих рук попеременно, прямолинейное подушечками четырех пальцев, кругообразное подушечками четырех пальцев, прямолинейное и зигзагообразное подушечкой большого пальца.

В конце растираются грудина, ключица и места прикрепления ключицы.

2. Массаж спины.

Вначале на всей поверхности спины выполняется поглаживание, затем выжимание. За этим следует разминание на длинных мышцах спины — кругообразное подушечкой большого пальца, кругообразное подушечками четырех пальцев, «щипцевидное», кругообразное подушечками больших пальцев, кругообразное ребром большого пальца и бугром большого пальца.

Разминание на широчайших мышцах спины производят в таком порядке — ординарное, двойной гриф, двойное кольцевое, кругообразное фалангами согнутых пальцев.

Разминание на фасции трапециевидной мышцы (участок между позвоночником, лопаткой

и надлопаточной областью) — прямолинейное фалангами согнутых пальцев, кругообразное ребром большого пальца, кругообразное бугром большого пальца.

3. Массаж шеи.

Массаж шеи осуществляется одновременно с трапециевидной мышцей. Схема его проведения такова: поглаживание, выжимание, разминание — ординарное, двойное кольцевое, кругообразное подушечками четырех пальцев, кругообразное фалангами согнутых пальцев, кругообразное лучевой стороной кисти.

4. Массаж передней поверхности грудной клетки (повторно).

Делается повторный массаж передней поверхности грудной клетки: поглаживание снизу вверх по направлению к подмышечным лимфатическим узлам. Потом выжимание, не задействуя грудную железу у женщин и сосок у мужчин. Следующий этап — разминание на большой грудной мышце —ординарное, двойное кольцевое, фалангами согнутых пальцев, кругообразное клювовидное. Заканчивается массаж потряхиванием и поглаживанием.

Растирание на межреберных промежутках — прямолинейное подушечками пальцев обеих рук попеременно, прямолинейное подушечками четырех пальцев, кругообразное подушечками четырех пальцев, прямолинейное и зигзагообразное подушечкой большого пальца. В заключение растирание грудины, ключицы и места прикрепления ключицы.

5. Дыхательный массаж.

После предварительного массажа межреберных промежутков рекомендуется проводить дыхательный массаж, который выполняется приемами поглаживания и растирания. Дыхательный массаж проводится по одному из нижеописанных вариантов.

I вариант.

На межреберные промежутки от D9 до D5 как можно ближе к позвоночному столбу следует установить концевые фаланги 2-5-го пальцев рук. По 5-6 раз сдавливать толчкообразными движениями грудную клетку при выдохе по боковым поверхностям, передвигаясь в это же время по направлению к грудине. Паузу делать при вдохе, а затем на выдохе повторять движение. Надавливание увеличивается по мере продвижения кистей рук массирующего к грудине.

Эти движения нужно повторить 6-8 раз, все время начиная от позвоночника.

II вариант.

Одной рукой следует придерживать переднюю поверхность грудной клетки (около мечевидного отростка, где точки Vc 15). Вторая рука в это время находится на спине симметрично относительно первой. Когда массируемый начинает выдох, нужно, чтобы обе кисти одновременно двигались снизу вверх: по передней поверхности грудной клетки к ключицам, а по задней к ости лопаток. В этом месте движение заканчивается прессацией (надавливанием) основанием ладоней по 5-6 раз. В зависимости от состояния больного нужно в конце движения постепенно увеличивать усилие.

Читайте также:  Супракс при пневмонии у взрослых

Количество повторов 4-6, прием нужно проводить как по правой стороне грудной клетки, так и по левой, усиливая давление на больной стороне.

Количество проводимых сеансов дыхательной гимнастики — 10-12, ежедневно или через день.

При обострении воспалительного процесса больным пневмонией массаж назначать нельзя.

Обновлено: 2019-07-09 23:36:32

Источник

. , , , , , , .

     
. , , , – III , , , , , , .

     
. ; ; – ; .

     
. – , , .

     
, . . – , , .

     

     
1) – , , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , ;

. 141. ,

3) – , , , , , , ;

     
4) – , , , – -, , , .

     

     
1) – , ;

     
2) – , ;

     
3) – , “”;

     
4) – , . -; 7- .

     
( , )

     
1) – ;

     
2) – ;

     
3) – , , , , ;

     
4) – .

     

     
1) – ;

     
2) – , , , ;

     
3) – ;

     
4) – , , .

     

     
1- . II- T9(D9) T5(D5), . 5-6 .;. , . , (). 6-8 , ‘ .

     
2- . ( – -). . : , – , () 5-6 . , .

     
2- 7-8 , , , .

     
, , . – . , . – 15-25 . – 15-20 . . – , .

     
. – , , , . .

     
. , .

     
. – , .

     
, ( ).

     
T7(D9)

     
T2(D2)

     
1) – , , , , ;

     
2) – , , , , , , ;

     
3) – , , , ;

     
4) – , , , . .

     
( )

     
1) – ) ; ) ; ) ;

     
2) – , , , – ;

     
3) – , , , , ;

     
4) – .

     
.

     

     
1) – , , , , ;

     
2) – , , , , , ;

     
3) – , , , ;

     
4) – , , , .

     

     
, , , :

     
1) – , , , , , ;

     
, – ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , , , , ;

     
4) – .

     

     
., , .

     
, , .

     
– 15-20 . – 12-15 . 2-4 .

     
. – () – . . .. . , .

     
1- . , , (80-90% ) (10-20%). . .

     
2- . , . . . – 30-40 . – 3-5 3-5 . 4 (2 2 ) , .

     
. , – III , II-III 60 .

     
– – . .

     
– . , . – 10-20 . – 12 , .

     
. – , . ().

     
; .

     
. , , – , , .

     
. . L5-1, D5-3, 4-3, , , , . , — . , (, , , , ); -. (, , , , ); , , ; a ( ; V-VII (. 142).

     
. – 12-20 . – 12-15 , .

     
. . ( ) (); – .

     
– , , .

     
. , , , 15-20 ; , , . (8 ); – , – , . 2-3 10-12 .

     
. 143-146.

     
. . , , , , , , , , .

     
. – . L.2 ( , , ).

. 142. .

. 143. ,

. 144. , ()

. 145. , ( )

. 146. , 274

1- 2- , , “”, – . – , , . .

     
() , , . , , . (, , ), – , , –. . , , , . (3 ) – “” .

     
( ), – .

     
, , ( 3-4 ).

     
– 15-20 .

     
– 8-10 , 2-3 .

     

     

     

     
. – ; ; , ; , , ; .

     
. ; – ; , ; ; ; ; – ( 2 .).

     
. – ( – ).

     
– , , , , (. 147).

     
. ( ). , -: – , , , – , , , . – 10-15 . – 12-15 , . – , . ; , ; , . , , ; , . D9-5, 5-4 (, “”, ). , . , , .

. 147. .

, – , – , .

     
— , , Dg- . ( , , ). ( ), – – ( ), , . , , , . , , , , , .

     
, , . 100 0,3 .

     
. 3 .

     
( ).

     
. . XI , – 1,5-2 VIII , V , – ( 3-4 , 1-2 ). .

     
. , . , , .

     
– 10-15 . – 10-12 , .

     
. – , , – .

     
.

     
. – , , , , . .

     
, , (. 148). .

     
, , , . – , . ( ; – , – ). , , – . ( “”, “”), D9-5 7-3 , – ( D2-4).

     
( ). , (, , – ). ( ) , .

     
, . ,

.148. . , . 121

, . . .

     
– 12-15 . – 12 , , , 20 .

     
. , , , , , .

     
. , ; ; ; .

     
. – , . , . D10-8 , 4 ; – D10-4 .

     
, , . , . . L10- 4-3, D7-9, – , – . . , , ; ( ). ( , – , , , ), ( , ) (. 149).

     
, , . – 12-15 . – 12 , .

     
. . , ; .

     
. . , , (, ); (, ). , , .

     
. , , ; ( ). ; ( , , ). , .

     
– 12-16 , – 10-15 , 2-3 .

     
. – , , . , , , .

     
, (- .); .

. 149. .

     

     
– , , , , .

     
, , – (), . . , , () – , , , .

     
. , , , .

     
. – ; .

     
. (- , ), , , . , . : , , , . . .

     
, .

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , -, , , , ;

     
4) – , , , , , , .

     
“”, .

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , ;

     
3) – , , , , , ;

     
4) – , , , , , .

     
.

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , , , , , ;

     
4) – , , , , , , .

     
, , , , .

     

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , -, , ;

     
3) – , , , , , , ;

     
4) – , , , , , , .

     
(, , ).

     

     
. .

     
, ( ), .

     

     
:

     
1) – , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , , ;

     
3) – , , , , , ;

     
4) -. .

     
( ) .

     

     
1) – , , , , , , ;

     
2) – , , , , , , , ;

     
3) – ” , – , , , ;

     
4) – , , , , , .

     
. .

     
– 15-20 , , , . .

     

     
1. – , , – .

     
2. , , , , ; (, ).

     
3. 15 60 .

     
4. 1-2 .

     
5. , , : .

     
6. 15-30 . 10-15 , .

     
7. , .

     
– , , .

     
. 150.

. 150. , 288

. ( , ) – , ( – ).

     
– .

     
, .

     
. , – . , , , , – , , , , ( , , ). . , – , : , , ; , ; ; ; , ; ; ; ; , . , , , . , , . , , .

     
, . – 30-40 , – 12-15 , .

     
, .

     
. , , , , .

     
. ; – . ; D5-1, -2. : , , , , , , .

     
. , – . , . -12-15 , .

     
– . -1, L5-1, D12-ll, . , , , , . , , . 20-25 . – 15-20 , .

     

     
1. .

     
2. , , , .

     
3. .

     
4. .

     
5. , , .

     

     

Источник