Литература по лфк при пневмонии

Литература по лфк при пневмонии thumbnail

1. Адаптивная физическая культура. Под ред. Н.Н. Чеснокова. – М.: Физическаякультура, 2010. – 164 с.

2. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – 208 с.

3. Бабенкова, Е.А. Оздоровительная технология для детей в образовательных учреждениях: методические рекомендации. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 78 с.

4. Болезни органов дыхания, клиника и лечение/ под ред. Кокосова Т.И., «Лань» СПб, 1999.

5. Борисова В.В., Артамонова Л.Л., Панфилов О.П. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Физическая культура”. – М.: Владос, 2010. – 389 с.

6. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. – М.: ФиС, 1990. – 208 с.

7. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. – 179 с.

8. Воробьева И.И. Двигательный режим и лечебная физкультура в пульмонологии.- М.: Медицина, 2000.

9. Галунов Г. Цигун для начинающих. – М.: Вектор, 2011. – 127 с.

10. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. Лечебная физическая культура и массаж – М.: Медицина, 1987.

11. Гриненко М.Ф. Целебная сила движений. – М.: Изд-во «Знание», 1991.

12. Детские болезни. /Под редакцией А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1040 с.

13. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. – М.: Гум. Изд. Центр «Владос», 1998.

14. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (Цель, содержание, место в системе знаний о человеке) //Теория и практика физической культуры, 1998, – №1.

15. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

16. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. – Л.: ВИФК. – 133 с.

17. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 304 с.

18. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.

19. Калашникова А. Книга о физических упражнениях и хорошем самочувствии. – М., 1996.

20. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. – М.: ФОН, 1995. – 174 с.

21. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. «Цветок здоровья» методическое руководство для врачей, педагогов и родителей. – М.: 1993.

22. Лечебная гимнастика Цигун для внутренних органов. Перевод Порогер Г. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 128 с.

23. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – 400 с.

24. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.

25. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.

26. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. – М.: ФиС, 1983. – 128 с.

27. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

28. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А.Лечебная физкультура. Новейший справочник. – Санкт-Петербург: «Сова», 2003.

29. Попов С. Н. Физическая реабилитация. – Ростов на Дону.: Феникс, 2008

30. Популярная медицинская энциклопедия, – М.: 1961.

31. Самыличев А.С., К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся// Дефектология, 1997

32. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. – М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. – 272 с. Т. II. – 292 с.

33. Силуянова В. А. Лечебная физкультура после острой пневмонии. // Ежемесячный научно-популярный журнал Здоровье [Электронный документ] – Режим доступа: https://www.silknet.ru/content/lechebnaya-fizkultura-posle-ostroi-pnevmonii

34. Современные технологии профилактики – перспективы медицинского бизнеса в России //Социальный выпуск журнала “Медицинские технологии”, 1995, № 4. – 88 с.

35. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учебник для техн. Физкульт. Под редакцией С.Н. Попова – М.: Физкультура и спорт 1985.

36. Таточенко В. К. ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ: этиология и лечение // Лечащий врач, 2002. – №10.

37. Углов Ф.Г., Стрельцова Э.В. Пути развития клинической медицины в XXI веке. Газета “Земля русская”, 1997. – № 11-12 (45-46), с. 3.

38. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер /под ред. А.Г. Сафонова. – М.: Медицина, 1966.

39. Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. /Под ред. В.И. Сухарева. – М.: 1965.

40. Физическая реабилитация. /Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

41. Физическая культура и спорт: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

42. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

43. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. – Киев: Наукова думка, 2000. – 358с.

44. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1989. N 4.

45. Щетинин Н.М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2011. – 128 стр.

Читайте также:  Через сколько дней развивается пневмония

46. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1984.

47. McLuckie [editor] A. Respiratory disease and its management – New York: Springer, 2009. – P. 51.

48. Leach, Richard E. Acute and Critical Care Medicine at a Glance – 2. – Wiley-Blackwell, 2009.

Источник

Ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ïíåâìîíèþ – çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ âîñïàëåíèåì âñåõ ñòðóêòóð ëåãî÷íîé òêàíè. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ ê ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêå. Îáúåêòèâíûå ïðèçíàêè óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïî îêîí÷àíèè êóðñà êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ëå÷åáíàÿôèçè÷åñêàÿêóëüòóðàïðèîñòðîéïíåâìîíèè

ËÔÊïðèîñòðîéïíåâìîíèè

Ïíåâìîíèÿ – ýòî çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ âîñïàëåíèåì âñåõ ñòðóêòóð ëåãî÷íîé òêàíè. Òÿæåñòü è ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïíåâìîíèè âî ìíîãîì çàâèñèò îò òèïà âîçáóäèòåëÿ è ðåàêöèè îðãàíèçìà. Âîñïàëåíèå ëåãî÷íîé ïàðåíõèìû îõâàòûâàåò äèñòàëüíóþ ÷àñòü òåðìèíàëüíûõ áðîíõèîë, äûõàòåëüíûå áðîíõèîëû, àëüâåîëÿðíûå õîäû, àëüâåîëÿðíûå ìåøî÷êè è àëüâåîëû, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé îãðàíè÷åíèå äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ. Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ÷àñòî íå îãðàíè÷èâàåòñÿ ëåãî÷íîé ïàðåíõèìîé è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà áëèçëåæàùèå áðîíõè, ñîñóäû è ïëåâðó – òîãäà ìîæíî ãîâîðèòü î ñîïóòñòâóþùåì áðîíõèòå, âàñêóëèòå, ïëåâðèòå.

 îñíîâó ñîâðåìåííîé êëàññèôèêàöèè ïíåâìîíèé ïîëîæåí ýòèîëîãè÷åñêèé ôàêòîð. Âûÿñíåíèå ýòèîëîãèè ïíåâìîíèè èìååò çíà÷åíèå íå òîëüêî äëÿ ïðàâèëüíîãî âûáîðà ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, â ÷àñòíîñòè àíòèáèîòèêà, íî è äëÿ ñâîåâðåìåííîãî íàçíà÷åíèÿ ËÔÊ, ôèçèîòåðàïèè. Çíàíèå ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â òêàíÿõ ëåãêèõ è áðîíõîâ ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé òåì èëè èíûì âîçáóäèòåëåì, ôîðìû è ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ ñïîñîáñòâóåò ïðàâèëüíîìó è ñâîåâðåìåííîìó íàçíà÷åíèþ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû è âûáîðó àäåêâàòíûõ ñðåäñòâ.

ËÔÊ ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â êîìïëåêñíîé òåðàïèè ïíåâìîíèè. Ðàííåå èñïîëüçîâàíèå ñïåöèàëüíûõ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñ ó÷åòîì ïîêàçàíèé è ïðîòèâîïîêàçàíèé çàìåòíî óñêîðÿåò âûçäîðîâëåíèå áîëüíûõ.

Ëå÷åáíîå äåéñòâèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè çàáîëåâàíèÿõ äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà îñíîâûâàåòñÿ ïðåæäå âñåãî íà âîçìîæíîñòè ïðîèçâîëüíîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ãëóáèíû è ÷àñòîòû äûõàíèÿ, åãî çàäåðæêè è ôîðñèðîâàíèÿ. Ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ ñòàòèñòè÷åñêèõ è äèíàìè÷åñêèõ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ìîæíî ïåðåâîäèòü ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå íà áîëåå ãëóáîêîå, óäëèíÿòü èëè óêîðà÷èâàòü ôàçû âäîõà è âûäîõà, óëó÷øàòü ðèòì äûõàíèÿ, óâåëè÷èâàòü âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ. Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðè ðàöèîíàëüíîì ñî÷åòàíèè îáùåóêðåïëÿþùèõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñî ñïåöèàëüíûìè äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè è ðàçíûìè ôàçàìè äûõàíèÿ óñèëèâàþò ëèìôî-è, êðîâîîáðàùåíèå â ëåãêèõ è ýòèì ñïîñîáñòâóþò áîëåå áûñòðîìó è ïîëíîìó ðàññàñûâàíèþ èíôèëüòðàòîâ è ýêññóäàòà â ëåãêèõ è â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè, ïðåäóïðåæäåíèþ îáðàçîâàíèÿ â íåé ñïàåê è äðóãèõ âêëþ÷åíèå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè â êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå îñòðûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåò åãî ýôôåêòèâíîñòü è ñîõðàíÿåò ó áîëüíûõ â äàëüíåéøåì ðàáîòîñïîñîáíîñòü. Ïðè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ëåãêèõ ñ ïîìîùüþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ìîæíî äîáèòüñÿ íîðìàëèçàöèè íàðóøåííîé äûõàòåëüíîé ôóíêöèè.

Çàäà÷èËÔÊ:

1. âîññòàíîâëåíèå èëè ïîâûøåíèå ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ;

2. óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû;

3. óâåëè÷åíèå ýêñêóðñèè ãðóäíîé êëåòêè è äèàôðàãìû;

4. ñïîñîáñòâîâàòü ðàñòÿæåíèþ ïëåâðàëüíûõ ñïàåê è î÷èùåíèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé îò ïàòîëîãè÷åñêîãî ñåêðåòà.

5. âîññòàíîâëåíèå ðàâíîìåðíîñòè âåíòèëÿöèè ëåãêèõ;

6. óñòðàíåíèå ìûøå÷íîãî äèñáàëàíñà;

7. óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè íåéðîãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìîâ ðåãóëÿöèè ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ;

8. óëó÷øåíèå âåíòèëÿöèîííî-ïåðôóçèîííûõ îòíîøåíèé (óñòðàíåíèå äèññîöèàöèè ìåæäó àëüâåîëÿðíîé âåíòèëÿöèåé è ëåãî÷íûì êðîâîòîêîì);

9. óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è çàùèòíûõ ñâîéñòâ îðãàíèçìà;

10. ïîâûøåíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà è òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò óâåëè÷åíèþ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, êîòîðîå äîñòèãàåòñÿ ïðè ïîâûøåíèè ïîäâèæíîñòè íèæíåãî ëåãî÷íîãî êðàÿ è ýêñêóðñèè ëåãêèõ, óñòðàíåíèè êðàåâûõ àòåëåêòàçîâ, óñêîðåíèè ðàññàñûâàíèÿ â î÷àãå âîñïàëåíèÿ áëàãîäàðÿ àêòèâèçàöèè ëèìôîòîêà è êðîâîòîêà ïî ñèñòåìå áðîíõèàëüíîé àðòåðèè, äðåíèðîâàíèþ áðîíõîâ. Èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ: ñòàòè÷åñêèå (ëîêàëèçîâàííîå äûõàíèå), äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå, äðåíèðóþùèå è ðàñòÿãèâàþùèå ñïàéêè. Óëó÷øåíèå òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â òêàíè ëåãêèõ ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå ïíåâìîôèáðîçà.

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ è äâèæåíèÿ äëÿ ìûøö øåè, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ðóê è íîã âëèÿþò íà äåÿòåëüíîñòü ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ïîâûøàÿ ôóíêöèîíàëüíûå ðåçåðâû ìèîêàðäà, óâåëè÷èâàÿ ìûøå÷íûé êðîâîòîê, ñíèæàÿ îáùåå ïåðèôåðè÷åñêîå ñîñóäèñòîå ñîïðîòèâëåíèå, ïîâûøàÿ îêñèãåíàöèþ êðîâè è óòèëèçàöèþ êèñëîðîäà.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿêíàçíà÷åíèþëå÷åáíîéãèìíàñòèêè:

1. îñòðàÿ ñòàäèÿ áîëåçíè (âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, àñòìàòè÷åñêèé ïðèñòóï);

2. çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ ëåãêèõ;

3. îñòðûå ãíîéíûå âîñïàëåíèÿ;

4. îïàñíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ.

5. òÿæåëàÿ ñåðäå÷íàÿ è ëåãî÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Îáùèå êðèòåðèè íàçíà÷åíèÿ ËÔÊ: óëó÷øåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû äî ñóáôåáðèëüíûõ èëè íîðìàëüíûõ öèôð, óìåíüøåíèå ëåéêîöèòîçà, èñ÷åçíîâåíèå îñòðîôàçíûõ ðåàêöèé ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè. Îïðåäåëåíèþ ñðîêà íàçíà÷åíèÿ ËÔÊ â êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïîìîãàåò çíàíèå âîçáóäèòåëåé çàáîëåâàíèÿ, ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ïàòîôèçèîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé, êîòîðûå îíè âûçûâàþò â îðãàíèçìå.

Êîìïëåêñ ¹ 1. Óïðàæíåíèÿ äëÿ áîëüíûõ îñòðîé ïíåâìîíèåé (ïîñòåëüíûé ðåæèì)

ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå

1. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, ðóêè äëÿ êîíòðîëÿ ëåæàò íà ãðóäè è æèâîòå.

2. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, íà âûäîõå — îïóñòèòü. Âûäîõ âäâîå äëèííåå âäîõà.

3. Íà âäîõå îòâåñòè ïðÿìóþ íîãó â ñòîðîíó, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

4. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ. Íà âäîõå ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû, íà âûäîõå ðóêè îïóñòèòü.

5. Íà âäîõå ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû, íà âûäîõå êîëåíè ïîäòÿíóòü ê æèâîòó ðóêàìè.

ÈÏ – ëåæà íà áîêó

6. Íà âäîõå ðóêó îòâåñòè íàçàä ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà íàçàä, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ, ðóêó ïîëîæèòü íà ýïèãàñòðàëüíóþ îáëàñòü.

Читайте также:  Все признаки пневмонии а рентген не показывает

7. Ðóêó ïîëîæèòü íà íèæíèå ðåáðà, íà âäîõå, íàäàâëèâàÿ íà íèæíèå ðåáðà ëàäîíüþ, ñîçäàòü ñîïðîòèâëåíèå.

8. Ëàäîíüþ îõâàòèòü øåþ ñçàäè, ñîçäàâ ñòàòè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà. Ïðè âûïîëíåíèè ãëóáîêîãî äûõàíèÿ «àêöåíò « ïðèõîäèòñÿ íà íèæíþþ äîëþ. Çàêîí÷èòü êîìïëåêñ â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå äèàôðàãìàëüíûì äûõàíèåì.

Êîìïëåêñ ¹ 2. Óïðàæíåíèÿ äëÿ áîëüíûõ îñòðîé ïíåâìîíèåé (ïàëàòíûé ðåæèì)

ÈÏ — ñèäÿ íà ñòóëå

1. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, ðóêè äëÿ êîíòðîëÿ ëåæàò íà ãðóäè è æèâîòå.

2. Ðóêó ïîäíÿòü ââåðõ, íàêëîí â ïðîòèâîïîëîæíóþ ñòîðîíó, íà âûäîõå ðóêó îïóñòèòü.

3. Îòâåñòè ëîêòè íàçàä, âäîõ, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

4. Ðóêàìè ïîâòîðÿòü äâèæåíèÿ ïëîâöà áðàññîì. Âäîõ – â ÈÏ, âûäîõ – ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû.

5. Íà âäîõå ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû, íà âûäîõå «îáíÿòü» ñåáÿ çà ïëå÷è.

ÈÏ — ñòîÿ

6.  ðóêàõ ãèìíàñòè÷åñêàÿ ïàëêà. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòüñÿ, íîãó îòâåñòè íàçàä, ïîñòàâèòü íà íîñîê.

7. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè — «ãðåáëÿ».

8. Â ðóêàõ áóëàâó. Íà âäîõå ðóêè â ñòîðîíû, áóëàâû ïàðàëëåëüíû ïîëó.

Íà âûäîõå íàêëîí, áóëàâû ïîñòàâèòü íà ïîë.

9. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, íà âûäîõå ïðèñåäàíèå, ðóêè â óïîðå î ïîë.

10. Ïàëêà ñçàäè çàâåäåíà çà ëîêòåâûå ñãèáû, íà âäîõå ïðîãíóòüñÿ íàçàä, íà âûäîõå íàêëîí âïåðåä.

Çàêîí÷èòü êîìïëåêñ â ÈÏ ñèäÿ. Îáùåå êîëè÷åñòâî óïðàæíåíèé â ïðîöåäóðå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè — 20-25.

Êîìïëåêñ ¹ 3. Óïðàæíåíèÿ äëÿ áîëüíûõ îñòðîé ïíåâìîíèåé (îáùèé ðåæèì)

ÈÏ -*- ñòîÿ

Õîäüáà ïî çàëó ËÔÊ, õîäüáà íà íîñêàõ, ïÿòêàõ, íàðóæíîé è âíóòðåííåé ñòîðîíå ñòîï (3-5 ìèí).

1. Ïîäíÿòüñÿ íà íîñêè, ïëå÷è ïîäíÿòü, ïàëüöû â êóëàê, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â È Ï.

2. Íà âäîõå ðóêè ââåðõ, ãîëîâó ïîäíÿòü, ïðîãíóòüñÿ, íà âûäîõå — ïðèñåäàíèå, êèñòè ðóê íà êîëåíÿõ.

3. «Íàñîñ». Íà âäîõå ïîî÷åðåäíûå íàêëîíû â ñòîðîíû, ðóêà ñêîëüçèò ïî áåäðó âíèç. Íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

4. Â ðóêàõ ìåäèöèíáîë, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ. Íà âäîõå ïîâîðîòû â ñòîðîíû, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

5. Õîäüáà ñ âûñîêèì ïîäíèìàíèåì áåäðà è àêòèâíîé ðàáîòîé ðóê (3-5 ìèí).

6. ÈÏ — ñòîÿ, ïàëêà ëåæèò íà ñòóëå. Âäîõ — ðóêè ïîäíÿòü, íà âûäîõå íàêëîíèòüñÿ, âçÿòü ïàëêó. Ñëåäóþùèé âäîõ ñ ïàëêîé â ðóêàõ. Íà âûäîõå ïàëêó ïîëîæèòü íà ñèäåíüå.

7. Ñòîÿ áîêîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ðóêîé äåðæàòüñÿ çà ïåðåêëàäèíó íà óðîâíå ãðóäè. Íà âäîõå îòêëîíèòüñÿ îò ñòåíêè, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

8. Ñòîÿ ëèöîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, òÿíóòüñÿ ðóêàìè ê âåðõíåé ñòóïåíüêå, íà âûäîõå ðóêàìè äåðæàòüñÿ çà ïåðåêëàäèíó íà óðîâíå ïîÿñà, ëåãêîå ïðèñåäàíèå.

9.  ðóêàõ ãèìíàñòè÷åñêàÿ ïàëêà, ðóêè îïóùåíû. Íà âäîõå ðóêè ââåðõ, íà âûäîõå êîëåíî ïîäæàòü ê æèâîòó ñ ïîìîùüþ ïàëêè.

10. Ðóêè ïåðåä ãðóäüþ, íà âäîõå ðóêè â ñòîðîíû, ïîâîðîò òóëîâèùà â ñòîðîíó, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

Çàêîí÷èòü ïðîöåäóðó Ëà õîäüáîé â ñðåäíåì òåìïå ñ ïåðåõîäîì íà ìåäëåííûé.

ËÔÊïðèêðóïîçíîéïíåâìîíèè

Ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè (ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé) ËÔÊ íàçíà÷àþò íà 3-7-é äåíü çàáîëåâàíèÿ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñà íå ìåíåå 4-6 íåäåëü. Ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ, âûçâàííûõ äðóãèìè áàêòåðèàëüíûìè è âèðóñíî-áàêòåðèàëüíûìè âîçáóäèòåëÿìè, ËÔÊ íàçíà÷àþò â áîëåå ïîçäíèå ñðîêè – ïðèìåðíî íà 7-10-é äåíü, à ïðè çàòÿæíûõ ïíåâìîíèÿõ – íà 14-é äåíü è ïîçæå; êóðñ ëå÷åíèÿ – 5-8 è áîëåå íåäåëü.

I ýòàï – ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì (2-4 äíÿ): ñòàöèîíàð, ïîëèêëèíèêà. Âåñü êîìïëåêñ óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî ïîâòîðÿòü 2-3 ðàçà â äåíü. Çàíÿòèÿ ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, âêëþ÷àþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå äâèæåíèÿì ãðóäíîé êëåòêè â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ, äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

II ýòàï – ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé ðåæèì (6-9 äíåé): ñòàöèîíàð – ïîëèêëèíèêà – ðåàáèëèòàöèîííûé öåíòð. Ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ çàíÿòèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿò â è.ï. ëåæà è ñèäÿ, â îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ – ëåæà, ñèäÿ, ñòî.  çàíÿòèÿ âõîäÿò óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè (ðåçèíîâûé ìÿ÷ è ãèìíàñòè÷åñêàÿ ïàëêà).

Ëîêàëèçîâàííîå äûõàíèå âûïîëíÿþò íå òîëüêî äëÿ óëó÷øåíèÿ âåíòèëÿöèè â íåïîðàæåííûõ îòäåëàõ ëåãêèõ (â ïåðâûå äíè ëå÷åíèÿ), íî è íåïîñðåäñòâåííî â ó÷àñòêå âîñïàëåíèÿ.

Ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò ñ óäëèíåííûì âûäîõîì è ïîñòåïåííûì óãëóáëåíèåì âäîõà.

Óâåëè÷èâàþò êîëè÷åñòâî äðåíèðóþùèõ óïðàæíåíèé.

Âûïîëíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ ìåëêèõ, ñðåäíèõ è êðóïíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï êîíå÷íîñòåé, êîòîðûå îêàçûâàþò áëàãîòâîðíîå âëèÿíèå íà ýêñòðàêàðäèàëüíûå è êàðäèàëüíûå ôàêòîðû êðîâîîáðàùåíèÿ.

Åñëè ïíåâìîíèÿ îñëîæíåíà ïëåâðèòîì, íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî ââåñòè â êîìïëåêñ ËÃ óïðàæíåíèÿ äëÿ ðàñòÿãèâàíèÿ ñïàåê, ïîêà âîçìîæíà èõ ëèêâèäàöèÿ èëè ðàñòÿãèâàíèå.

Äûõàòåëüíûå è äðåíèðóþùèå óïðàæíåíèÿ öåëåñîîáðàçíî ÷åðåäîâàòü ñ óïðàæíåíèÿìè äëÿ êîíå÷íîñòåé è â ðàññëàáëåíèè ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà, øåè, ëèöà, ðóê, íîã è òóëîâèùà â ñîîòíîøåíèè 2:1:1:1.

Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèé ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðàçëè÷íûå ïðåäìåòû, à ïðè ëåãêîì òå÷åíèè è õîðîøåé ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêå ïàöèåíòà – ëåãêèå ñíàðÿäû (íàïðèìåð, ãàíòåëè 1-3 êã) è òðåíàæåðû (âåëîòðåíàæåð). Çàíÿòèÿ ãðóïïîâûå. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïîâòîðÿþò 2-3 ðàçà âäåíü (îäèí ðàç ñ èíñòðóêòîðîì, îñòàëüíûå – ñàìîñòîÿòåëüíî). Êðîìå òîãî, ïàöèåíòó ðåêîìåíäóþò ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå (â òåïëîå âðåìÿ ãîäà) ïî 30-40 ìèí â ñóò, âîçäóøíûå âàííû è òåïëûå îáòèðàíèÿ.

Читайте также:  Результат общего анализа крови пневмонии

III ýòàï – òðåíèðóþùèé ïåðèîä (15-20 è áîëåå çàíÿòèé) – ðåàáèëèòàöèîííûé öåíòð – ïîëèêëèíèêà – ñàíàòîðèé. Çàíÿòèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿò îäèí ðàç â äåíü, íî ïàöèåíò îáÿçàí íåîäíîêðàòíî â òå÷åíèå äíÿ ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿòü ðåêîìåíäîâàííûå åìó äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Ôèçè÷åñêèåóïðàæíåíèÿâûïîëíÿþòâëþáûõèñõîäíûõïîëîæåíèÿõ:

1. ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óãëóáëåííûì âäîõîì;

2. äðåíèðóþùèå óïðàæíåíèÿ;

3. óïðàæíåíèÿ, ðàñòÿãèâàþùèå ïëåâðàëüíûå ñïàéêè;

4. åñëè ó ïàöèåíòà åñòü ïðèçíàêè íàðóøåíèÿ áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè, åìó ðåêîìåíäóþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì;

5. óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö êîíå÷íîñòåé è òóëîâèùà ìîæíî âûïîëíÿòü ñ îòÿãîùåíèÿìè è íà òðåíàæåðàõ.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèÿ – 30-40 ìèí; ïëîòíîñòü – îò 60-70 äî 70-80%; ×ÑÑ – îò 55 äî 75% ìàêñèìàëüíîãî âîçðàñòíîãî ïóëüñà. Ðåêîìåíäóþòñÿ äîçèðîâàííàÿ õîäüáà (îò 1500 äî 3000 ì è áîëåå â ñóò), ïîñòåïåííîå ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû âîäû ïðè îáòèðàíèÿõ, çàòåì ïåðåõîä ê áîëåå àêòèâíûì çàêàëèâàþùèì ïðîöåäóðàì ñ ó÷åòîì âðåìåíè ãîäà è ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà (îáëèâàíèå, áàíÿ, ïëàâàíèå).

 III ïåðèîäå (òðåíèðîâî÷íûé) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ, ñ ïðåäìåòàìè è áåç íèõ, íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, âî âðåìÿ õîäüáû. Ðåêîìåíäóþòñÿ ïðîãóëêè, èãðû – âîëåéáîë, òåííèñ, íàñòîëüíûé òåííèñ, ãðåáëÿ.

È.ï. – ñèäÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ñòóïíè íà ïîëó, ðóêè îïóùåíû. Ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, ïîëîæèòü êèñòè íà êîëåíè è ñêîëüçèòü èìè ê íîñêàì. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. – òî æå, ðóêè íà ïîÿñå. Ïîâåðíóòü òóëîâèùå íàïðàâî è áåç îñòàíîâêè íàëåâî. Ïîâòîðèòü ïî 2-4 ðàçà â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. – òî æå. Ïîäíÿòü ïëå÷è ââåðõ – âäîõ, îïóñòèòü – âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. – ñèäÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ðóêè â ñòîðîíû. Ïîäíÿòü ñîãíóòóþ â êîëåíå ïðàâóþ íîãó è ðóêàìè ïðèæàòü åå ê ãðóäè, çàòåì âåðíóòüñÿ â è.ï. Òî æå ëåâîé íîãîé. Ïîâòîðèòü ïî 2-4 ðàçà êàæäîé íîãîé. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. – òî æå, ðóêè îïóùåíû. Íàêëîíèòüñÿ ìàêñèìàëüíî âïåðåä, ñãèáàÿñü â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ è îäíîâðåìåííî ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ íàçàä, çàòåì âåðíóòüñÿ â è.ï. Ïîâòîðèòü 2-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. – ñèäÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷. Ïîäíÿòü ðóêè ÷åðåç ñòîðîíû ââåðõ, ñîåäèíèòü ëàäîíè òûëüíûìè ñòîðîíàìè âìåñòå – âäîõ, îïóñòèòü – âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. – ñòîÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, â ðóêàõ ðåçèíîâûé ìÿ÷. Ïîäíÿòü ìÿ÷ íàä ãîëîâîé, ïðîãíóòüñÿ è îïóñòèòü ê íîñêàì íîã. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. – ñòîÿ, ðóêè ñ ìÿ÷îì ïîäíÿòû íàä ãîëîâîé. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ òóëîâèùåì ïî ÷àñîâîé è ïðîòèâ ÷àñîâîé ñòðåëêè. Ïîâòîðèòü ïî 4-6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. – òî æå. Îïóñòèòü ðóêè ñ ìÿ÷îì ê ïðàâîìó êîëåíó, íàêëîíèâ òóëîâèùå âïðàâî – âûäîõ, âåðíóòüñÿ â è.ï. – âäîõ. Òî æå â ëåâóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü ïî 2 ðàçà â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. – ñòîÿ, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Íàêëîíèòüñÿ âïðàâî, ñêîëüçÿ ïðàâîé ðóêîé ïî òóëîâèùó âíèç, à ëåâîé – ââåðõ ê ïîäìûøå÷íîé âïàäèíå. Òîæå â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. – ñòîÿ, â îïóùåííûõ ðóêàõ ïàëêà. Ïðèñåñòü, ïîäíèìàÿ ïàëêó ïåðåä ãðóäüþ – âûäîõ, âñòàòü – âäîõ. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. – ñòîÿ, ïàëêà çàæàòà ñçàäè â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ. Íàêëîíÿòüñÿ âïðàâî, âëåâî. Ïîâòîðèòü ïî 4-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

Ñïîêîéíàÿ õîäüáà 1-2 ìèí., ïîëíîñòüþ ðàññëàáü ìûøöû ðóê è òóëîâèùà.

Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè (êëàññè÷åñêèé ëå÷åáíûé, ñåãìåíòàðíûé, àïïàðàòíûé – âèáðàöèîííûé) ñ èñïîëüçîâàíèåì âñåõ ïðèåìîâ íàçíà÷àþò â êîíöå 2-ãî – íà÷àëå 3-ãî ïåðèîäà ëå÷åíèÿ (ïðè âûðàæåííûõ îáñòðóêòèâíûõ ïðîÿâëåíèÿõ íå èñïîëüçóþò ïðåðûâèñòóþ âèáðàöèþ âïëîòü äî êóïèðîâàíèÿ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ).

Îñîáîå âíèìàíèå ïðè ìàññàæå îáðàùàþò íà óñòðàíåíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â êîæå è ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè ïðèåìàìè ðàñòèðàíèÿ â îáëàñòÿõ íàä è ïîä êëþ÷èöàìè, íàä ãðóäèíîé è ëîïàòêàìè, â ïàðàâåðòåáðàëüíûõ îáëàñòÿõ, íàä íèæíåé ðåáåðíîé äóãîé è â ìåñòàõ ïðèêðåïëåíèÿ ðåáåð ê ãðóäèíå. Îñîáåííî òùàòåëüíî íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ïðèåìû ïîëóêðóæíîãî ðàçìèíàíèÿ è ðàñòÿæåíèÿ ïðè ìàññàæå ìûøö ïàðàâåðòåáðàëüíîé îáëàñòè íà ñòîðîíå âîñïàëåíèÿ ëåãî÷íîé òêàíè.

Îáúåêòèâíûå ïðèçíàêè óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïî îêîí÷àíèè êóðñà êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ: èñ÷åçíîâåíèå êëèíè÷åñêèõ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ, ëàáîðàòîðíûõ ïðîÿâëåíèé ïíåâìîíèè; óëó÷øåíèå âåíòèëÿöèîííîé ôóíêöèè ëåãêèõ; óìåíüøåíèå èëè èñ÷åçíîâåíèå îáñòðóêöèè áðîíõîâ; óìåíüøåíèå èçìåíåíèé â êîæå è ìèîôàñöèàëüíûõ ñòðóêòóðàõ; ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì

ïíåâìîíèÿ ëåãî÷íûé ëå÷åáíûé ãèìíàñòèêà

Ëèòåðàòóðà

1. Åïèôàíîâ Â. À. //Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà//- Â. À.Åïèôàíîâ Ì. Ìåäèöèíà 1999 139, 140 ññ

2. Êàëàøíèêîâà À. //Êíèãà î ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèÿõ è õîðîøåì ñàìî÷óâñòâèè. //À.Êàëàøíèêîâà 1996 ã.-156-159 ññ

3. Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ.

4. Òîëêà÷åâ Á.Ñ. /»Ôèçêóëüòóðíûé çàñëîí» ÎÐÇ / Á.Ñ Òîëêà÷åâ 1992 ã.- 45,46ññ

5. Òðàíêâèëëèòàòè À.Í./ «Âîññòàíîâèòü çäîðîâüå» /À.Í. Òðàíêâèëëèòàòè 1992 ã. ñòð 66

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник