Курсовая роль медицинской сестры в профилактике пневмонии

Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа на тему- Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

Выполнила  Бондаренко Вероника, студентка 401 группы.

Научный руководитель Зуенок Валентина Александровна.

Актуальность

данной темы обусловлена тем, что пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. Среди инфекций нижних дыхательных путей пневмония представляет одну из серьезных проблем детского возраста. По данным Минздрава РФ болезни органов дыхания у детей в возрасте 0–17 лет занимают третье место в структуре причин смерти после внешних причин и пороков развития.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы сформулировали тему Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

 Цель выпускной квалификационной работы: изучить роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. оценить уровень знаний родителей о профилактике пневмонии у детей раннего возраста;
  2. установить причины недостаточной информированности родителей в вопросе профилактики пневмонии рахита у детей раннего возраста;
  3. предложить способы повышения информированности родителей в вопросе профилактики пневмонии  у детей раннего возраста

Объект исследования: пневмония у детей раннего возраста  

Предмет исследования: роль медсестры детской поликлиники в профилактике  пневмония у детей раннего возраста

Методы исследования:

  • анализ источников литературы;    
  •  (анкетный опрос);
  • статистический метод.

База: кабинет здорового ребенка ГБУЗ АО «Зейская больница им. Смирнова Б.Е”                               

      Структура работы: данная работа состоит из введения, теоретической части; материалов собственного исследования, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения. Кроме того, работа дополнена таблицами, графиками и диаграммами. Работа изложена на 50-ти  страницах.

В 1 главе  были рассмотрены вопросы: 

  1. 1 Этиопатогенез , клиника, диагностика, лечение и профилактика пневмонии
  2.  Особенности сестринской деятельности по  профилактике пневмонии у детей  раннего   возраста

Во 2 главе был проведен анализ деятельности сестринского персонала детской поликлиники г.Зея  по профилактике пневмонии

С этой целью нами был проведен анкетированный опрос. Анкетирование проходило среди родителей пациентов детской поликлиники (30 человек)

Мы  проанализировали,  насколько родители информированы о причинах,  клинике, диагностики, профилактики пневмонии и нами были сформулированы  следующие  выводы выпускной квалификационной работы:

Нами были сформулированы выводы выпускной квалификационной работы:

1. Практически все  опрошенные родители знают о пневмонии и понимают важность проблемы. Они знают основные клинические проявления заболевания  (кашель, одышка, хрипы)

2.Однако, уровень информированности родителей о факторах риска развития пневмонии не достаточен. Они считают основными факторами риска развития пневмонии  недоношенность – 42%,  низкий иммунитет  -17%, охлаждение -13%

Родители  считают, что  снижает риск  развития пневмонии  вакцинация, рациональное питание, закаливание, однако знаний родителей по профилактике пневмонии у детей раннего возраста    не достаточно, это видно по следующим результатам анкетирования:

3. У 37% опрошенных родителей дефицит знаний о данном заболевании;

      многие родители не предают значение основным факторам риска развития пневмонии и не занимаются  их профилактикой:

  • только 57 % респондентов поддерживают грудное вскармливание;
  • 25% родителей вводили прикорм несвоевременно, в связи с чем, мы можем предположить, что ребенок может быть предрасположен к развитию рахита, анемии,  гипотрофии, которые способствуют простудным заболеваниям, в том числе и пневмонии.
  • 43 % детей получают недостаточное количество овощей и фруктов
  • 30% респондентов не соблюдают режим дня ребенка; 
  • только 35 % родителей соблюдают временные нормы пребывания ребенка на свежем воздухе; 

4.Положительным моментом является достаточно хорошее представление о видах профилактики и ответственное отношение к вакцинации, как способе профилактики пневмонии,   около 80- 90% все детей привиты от гриппа, кори, пневмококковой инфекции.

5.Причины дефицита знаний родителей о профилактике пневмонии следующие:                             Анализируя полученные ответы на данные вопросы, мы сделали вывод, что у 37% опрошенных родителей есть дефицит знаний о данном заболевании, способах профилактики.

Читайте также:  Ампициллин при пневмонии не назначают

  35% респондентов узнают информацию от знакомых и интернета, а не от медработников

Предложения

1. Достаточно большое количество страхов у родителей обусловлено недостаточной информированностью. В последние годы все очевиднее становится то факт, что достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между медицинским работником и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. Одним из путей формирования «медик – пациент» является обучение родителей, предоставление им полной и достоверной информации как о мерах профилактики, так и о самом заболевании.

2. В связи с молодым возрастным контингентом родителей и популярностью использования средств массовой информации (в частности Интернет), 100% участников анкетирования хотели бы получать необходимую информацию о заболевании пневмония с персонального сайта участковой медицинской сестры.

3. Для повышения уровня информированности родителей о профилактике заболевания пневмония, нами были разработаны памятки: «Что нужно знать о пневмонии?», «Первые проявления пневмонии»,  «Режим дня и особенности питания ребенка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В России за год пневмонией заболевают около 1,5 млн. человек.
Работа над темой дипломной работы «Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста»  позволила мне сделать следующие выводы:

1. Пневмония – актуальная проблема современной медицины, в профилактике которой играет большую роль медсестра детской поликлиники.

2.Правильно спланированная и проведенная работа медицинской сестры позволит наиболее эффективно проводить профилактику пневмонии у детей раннего возраста.

3.Анкетирование родителей показало, что они имеют дефицит знаний по многим вопросам профилактики пневмонии, часто занимаются самолечением.

4.Недостаточная настороженность родителей по  профилактике пневмонии во многом обусловлена недостаточной их информированностью.
5. Медицинская сестра должна активно заниматься обучающей работой среди пациентов по различным аспектам профилактики пневмонии. Родители  активно идут на сотрудничество с медицинской сестрой, если обучающая работа проводится правильно! Создание памяток и рекомендаций повышает эффективность санитарно-просветительной работы.

6.Данная работа помогла нам лучше понять роль медсестры в организации профилактики пневмонии, систематизировать знания и осознать возможности медсестры, понять круг своих компетенций. Информирование и обучение родителей правилам профилактики пневмонии должно стать приоритетными задачами работы медсестры.

 В результате исследования цель была достигнута, задачи решены.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мы, изучив эту тему, смогли проанализировать основные проблемы в организации профилактики пневмонии и особое внимание уделили роли медсестры организации профилактики пневмонии у детей раннего возраста.

Практическая значимость работы. Для повышения уровня информированности родителей о профилактике заболевания «Пневмония», нами были разработаны памятки, буклеты, презентации, которые могут быть использованы патронажными медсестрами в санпросветработе и студентами при проведении бесед во время практики.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

– оформим в последний
момент

  1. Введение……………………………………………………………        2
  2. Теоретическая часть……………………………………………….        5
    1. Общие сведения о сестринском
      процессе. Основные виды сестринского
      ухода………………………………………………          
      5
    2. Пневмония: этиология, патогенез, клинические проявления,
      физикальные методы диагностики, принципы
      лечения………          
      9
    3. Медицинские учреждения и их
      значения…………………………..     25
  3. Практическая часть………………………………………………..     29
    1. Должностная инструкция палатной
      медицинской сестры в

стационаре……………………………………………………………    
29

    1. Особенности работы палатной
      медсестры пульмонологического

отделения…………………………………………………………….      33

    1. Особенности сестринского 
      процесса при пневмонии в

стационаре…………………………………………………………..       36

      Заключение……………………………………………………………..       
43

      Список 
литературы…………………………………………………….        44

ВВЕДЕНИЕ

– напишем в последний
момент когда все будет готово

В России ежегодно заболевают
пневмонией более 2 миллионов человек.
Распространенность пневмонии составляет
3,86 на 1000. Наиболее часто болеют лица моложе
5 лет и старше 75 лет.  Пневмония является
актуальной проблемой, не смотря на достигнутые
положительные результаты в понимании
патогенеза инфекционного процесса и
применение эффективной химиотерапии.
Неуклонно растет число больных с тяжелым
течением заболевания. Смертность от внебольничных
пневмоний составляет 5%,  среди пациентов,
требующих госпитализации возрастает
до 21,9%, а среди пожилых – 46%.

Читайте также:  Нужно ли делать прививку от пневмонии взрослым

Сестринский
процесс – это организационная структура,
необходимая для наблюдения, ухода, выполнения
назначений врача терапевтическим больным.
Это метод организации и оказания сестринской
помощи, который обычно включает больного
(пациента) и медицинскую сестру в качестве
взаимодействующих лиц. Довольно важным
является то, что пациент в данной ситуации
должен рассматриваться не как отдельный
случай заболевания, а как личность. До
недавнего времени понятие «диагноз»
относилось только к профессии врача.
Но по мере того, как сестринское дело
стало определяться в автономную профессию,
возникла необходимость сформулировать,
в чем сущность сестринской практики и
ее отличие от деятельности специалистов
других профессий здравоохранения. В профессиональный
лексикон вошло понятие «сестринский
процесс», под которым понимают «системный
или прагматичный подход к оказанию сестринской
помощи, ориентированной на потребности
пациента». Цель его заключается в том,
чтобы предупредить, облегчить, уменьшить
или свести к минимуму проблемы (трудности),
возникающие у пациента. Сам термин «сестринский
процесс» только вводится у нас в стране. 
Он раскрывает сестринскую деятельность
на современном уровне. Медсестры должны
быть компетентными, способными мыслить
и анализировать. Поэтому сестринский
процесс – это все-таки образ мышления
и действий медицинской сестры.

Актуальность
темы.

Пневмония является
распространенным заболеванием органов
дыхания, поражающим людей любого возраста
и социального положения. Несмотря на
достигнутый процесс в изучении заболевания,
количество больных с тяжелыми осложнениями
болезни возрастает с каждым годом.

Подробное раскрытие материала
по данной теме позволит повысить качество
сестринской помощи.

Объект исследования.

Сестринский уход при пневмониях.

Предмет исследования:

Особенности сестринского ухода за больным пневмонией
при его лечении в условиях стационара

Цель исследования.

Определение особенностей сестринского ухода за больным пневмонией
при его лечении в условиях стационара

Задачи исследования.

– изучить понятие «пневмония», ее классификацию,
этиопатогенез, предрасполагающие факторы,
клиническую картину, диагностику и лечение;

– изучить понятие «сестринский
уход», его принципы, классификацию, методы,
методики;

– исследовать особенности 
сестринского ухода за больным 
пневмонией при его лечении 
в стационаре.

Методы исследования: аналитический, исследовательский,
эмпирический (наблюдение)

I ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Общие сведения о
    сестринском уходе

1.1. Понятие
«сестринский уход»

Сестринское дело – это наука и искусство диагностики
и коррекции ответных реакций человека
на существующее или потенциальное болезненное
состояние.

«Глобальная миссия сестринского
дела заключается в помощи отдельным лицам,
семьям и группам населения в определении
и достижении ими физического, умственного
и социального здоровья в условиях окружающей
среды, в которой они живут и работают»
(ВОЗ, 1995 г.).

Основной технологией современного
сестринского дела признан сестринский
уход.

Сестринский
уход – это технология профессиональной
циклической деятельности медицинской
сестры и (подкрепленная научной методологией,
алгоритмами и стандартами) по организации
и оказания сестринской помощи, состоящая
из ряда этапов, каждый из которых имеет
свою цель и результат.

То есть, понятие «сестринский уход»
– это цепь последовательных действий,
предпринимаемых медсестрой при оказании
различных видов помощи пациента.

Задачи сестринского
ухода:

– удовлетворение основных 
потребностей пациента;

– поддержание и восстановление 
здоровья и максимальной независимости 
пациента;

– обеспечение пациенту 
максимального качества жизни 
или условий для спокойной и безболезненной
смерти.

Методология сестринского ухода
требует от медицинской сестры точного
исполнения стандартов, регламентирующих
ее деятельность.

На современном этапе используются
следующие стандарты:

– Стандарт поведения «Этический кодекс медицинской сестры»
и характеристика моделей поведения, которые
отражают основные принципы сестринской
деонтологии и философии сестринского
дела;

– Стандарты профессиональной 
деятельности – описание обязанностей 
практикующих медсестер, критериев оценки их деятельности, степени
ответственности медсестры перед пациентом
и обществом: стандарты выполнение процедур,
определение целей, показаний, противопоказаний,
оснащения, обязательных условий выполнения
процедур, этапов процедуры (подготовка,
выполнения, завершение).

Методы сестринского
ухода – способы удовлетворения нарушенных
потребностей:

– оказание доврачебной 
помощи;

– выполнение врачебных 
назначений;

– создание комфортных 
условий для жизнедеятельности 
с целью удовлетворения основных 
потребностей пациента;

– оказание психологической 
поддержки и помощи;

– выполнение технических 
манипуляций;

– мероприятия по профилактике 
осложнений и укреплению здоровья;

– организация обучения 
и консультирования пациентов 
и членов его семьи.

На основе указанных стандартов
и методов, определены основные  манипуляции
при сестринском уходе за пациентом:

– оценка функционального 
состояния;

Читайте также:  Профилактика пневмонии у тяжелобольных пациентов

– оценка уровня сознания;

– питание и кормление 
пациента;

– личная гигиена пациента;

– смена постельного и 
нательного белья;

– методы простейшей физиотерапии,
ЛФК;

– профилактика осложнений;

– обеспечение психологической 
поддержки;

– обучение методам самоухода;

– применение лекарственных 
средств;

– инструментальные методы 
исследования;

– лабораторные методы 
исследования;

– катетеризация мочевого пузыря;

– клизмы, газоотводная трубка;

– терминальный уход, паллиативная 
помощь;

– сердечно – легочная реанимация.

Основные принципы
ухода за больными:

– Уход не противопоставляется 
лечению, а органически входит 
в него как составная часть.

– Уход предполагает создание 
благоприятной бытовой и психологической 
обстановки на всех этапах 
лечения согласно принципам охранительного 
режима, оберегающего и щадящего 
психику больного.

– Уход направлен на 
устранение чрезмерных раздражителей,
обеспечение тишины и покоя, создание
уюта.

– Уход способствует поддержанию 
у больного оптимистического 
настроения, уверенности в благополучном 
исходе болезни.

– Уход требует соответствующих 
навыков, сострадательного отношения 
к больному, душевной щедрости, чуткости, такта, умения ободрить и
поддержать больного.

 Различают 3 системы сестринского
ухода (модель Д.Оурэм):

1 система – полностью компенсирующая система,
для:

– пациентов, которые не могут 
осуществлять никаких действий

– пациентов в бессознательном 
состоянии

– пациентов в сознании, но которым 
запрещено двигаться или они 
не могут передвигаться самостоятельно

– пациентов, которые не могут 
самостоятельно принимать решения 
и ухаживать за собой, но могут 
передвигаться самостоятельно и 
выполнять некоторые действия по самоуходу под руководством
и наблюдением специалистов.

2 система – частично компенсирующая, для:

– пациентов, с различной степенью 
ограничений двигательной активности

– пациентов, имеющих определенные 
знания, умения, навыки самоухода. А 
так же готовность выполнять определенные действия

3 система – консультативно – поддерживающая,
для:

– пациентов, которые могут использовать 
самоуход и могут обучиться 
ему при наличии помощи. МС 
при этом обучает, обеспечивает 
всем необходимым, руководит, контролирует действия пациента.

    1. Взаимосвязь сестринского ухода и сестринского процесса

Аналогично российской современной
методологии сестринского ухода в западных
странах используется «сестринский процесс».
При изучении этих понятий можно определить
в них единство смыслов, и сходство их
этапов.

Сестринский процесс – это научный метод сестринской
практики, систематический путь определения
ситуации, в которой находится пациент
и медсестра, и возникающих при этом проблем,
в целях выполнения плана ухода, приемлемого
для обеих сторон. Сестринский процесс
состоит из пяти этапов.

I этап – оценка ситуации методом сестринского
обследования, который состоит из следующих
шагов:

– сбор необходимой информации о пациенте,
субъективных и объективных данных;

– оценка психологической ситуации,
в которой находится пациент;

– определение факторов риска,
данных об окружающей среде, влияющих
на состояние здоровья;

– анализ собранной информации
с целью определения потребностей в уходе.

II этап – сестринское диагностирование
или определение проблем пациента в уходе.

Он включает в себя:

– определение настоящих (явных)
и потенциальных (скрытых) проблем пациента
и его потребности в уходе;

– определение приоритетных проблем,
требующих немедленного решения;

– обсуждение с пациентом, когда
это возможно, его выявленных проблем,
неудовлетворенных потребностей и намеченных
приоритетов.

Сестринский диагноз – это клиническое суждение
медицинской сестры об ответной реакции
пациента на болезнь. Он состоит из трёх
компонентов: проблема пациента, причина
её нарушения, клинические проявления
проблемы пациента.

После формулировки диагнозов
выделяют приоритеты, т.е. очередность
решения проблем пациента.

Различают следующие
приоритеты:

– первичный (главный, первостепенный)
– связан с основным заболеванием и его
осложнениями, в том числе жизнеугрожающими.
Этот приоритет должен быть реализован
в короткие сроки;

– промежуточный – связан с основным
заболеванием, но риска для жизни пациента
не представляет;

– вторичный (второстепенный) –
не связан с основным заболеванием и не
влияет на его прогноз.

III этап – планирование сестринской
помощи.

Он включает в себя:

– определение целей (желаемых
результатов) ухода – поставленные цели
должны быть реальными и достижимыми,
по срокам выполнения – краткосрочными
(в течение первой недели) и долгосрочными
(более 1 недели).

– составление плана ухода, обсуждение
его с пациентом и другими участниками
лечебно-диагностического процесса.

IV этап – реализация плана ухода.

Сестринские вмешательства
могут быть:

– зависимые – действия медицинской
сестры по назначению врача (инъекции
антибактериальных препаратов, оксигенотерапия
и т.п.);

– взаимозависимые – консультации
со специалистами других специальностей
(инструктором ЛФК, физиотерапевтом, рентгенологом
и т.п.);

– независимые – медсестра выполняет
по своей инициативе (беседы о соблюдении
постельного режима, смена нательного
и постельного белья, проветривание палат
и т.п.).

Источник