Курсовая работа роль медицинской сестры в профилактике пневмонии
СОДЕРЖАНИЕ
– оформим в последний
момент
- Введение…………………………………………………………… 2
- Теоретическая часть………………………………………………. 5
- Общие сведения о сестринском
процессе. Основные виды сестринского
ухода………………………………………………
5 - Пневмония: этиология, патогенез, клинические проявления,
физикальные методы диагностики, принципы
лечения………
9 - Медицинские учреждения и их
значения………………………….. 25 - Практическая часть……………………………………………….. 29
- Должностная инструкция палатной
медицинской сестры в
стационаре……………………………………………………………
29
- Особенности работы палатной
медсестры пульмонологического
отделения……………………………………………………………. 33
- Особенности сестринского
процесса при пневмонии в
стационаре………………………………………………………….. 36
Заключение……………………………………………………………..
43
Список
литературы……………………………………………………. 44
ВВЕДЕНИЕ
– напишем в последний
момент когда все будет готово
В России ежегодно заболевают
пневмонией более 2 миллионов человек.
Распространенность пневмонии составляет
3,86 на 1000. Наиболее часто болеют лица моложе
5 лет и старше 75 лет. Пневмония является
актуальной проблемой, не смотря на достигнутые
положительные результаты в понимании
патогенеза инфекционного процесса и
применение эффективной химиотерапии.
Неуклонно растет число больных с тяжелым
течением заболевания. Смертность от внебольничных
пневмоний составляет 5%, среди пациентов,
требующих госпитализации возрастает
до 21,9%, а среди пожилых – 46%.
Сестринский
процесс – это организационная структура,
необходимая для наблюдения, ухода, выполнения
назначений врача терапевтическим больным.
Это метод организации и оказания сестринской
помощи, который обычно включает больного
(пациента) и медицинскую сестру в качестве
взаимодействующих лиц. Довольно важным
является то, что пациент в данной ситуации
должен рассматриваться не как отдельный
случай заболевания, а как личность. До
недавнего времени понятие «диагноз»
относилось только к профессии врача.
Но по мере того, как сестринское дело
стало определяться в автономную профессию,
возникла необходимость сформулировать,
в чем сущность сестринской практики и
ее отличие от деятельности специалистов
других профессий здравоохранения. В профессиональный
лексикон вошло понятие «сестринский
процесс», под которым понимают «системный
или прагматичный подход к оказанию сестринской
помощи, ориентированной на потребности
пациента». Цель его заключается в том,
чтобы предупредить, облегчить, уменьшить
или свести к минимуму проблемы (трудности),
возникающие у пациента. Сам термин «сестринский
процесс» только вводится у нас в стране.
Он раскрывает сестринскую деятельность
на современном уровне. Медсестры должны
быть компетентными, способными мыслить
и анализировать. Поэтому сестринский
процесс – это все-таки образ мышления
и действий медицинской сестры.
Актуальность
темы.
Пневмония является
распространенным заболеванием органов
дыхания, поражающим людей любого возраста
и социального положения. Несмотря на
достигнутый процесс в изучении заболевания,
количество больных с тяжелыми осложнениями
болезни возрастает с каждым годом.
Подробное раскрытие материала
по данной теме позволит повысить качество
сестринской помощи.
Объект исследования.
Сестринский уход при пневмониях.
Предмет исследования:
Особенности сестринского ухода за больным пневмонией
при его лечении в условиях стационара
Цель исследования.
Определение особенностей сестринского ухода за больным пневмонией
при его лечении в условиях стационара
Задачи исследования.
– изучить понятие «пневмония», ее классификацию,
этиопатогенез, предрасполагающие факторы,
клиническую картину, диагностику и лечение;
– изучить понятие «сестринский
уход», его принципы, классификацию, методы,
методики;
– исследовать особенности
сестринского ухода за больным
пневмонией при его лечении
в стационаре.
Методы исследования: аналитический, исследовательский,
эмпирический (наблюдение)
I ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Общие сведения о
сестринском уходе
1.1. Понятие
«сестринский уход»
Сестринское дело – это наука и искусство диагностики
и коррекции ответных реакций человека
на существующее или потенциальное болезненное
состояние.
«Глобальная миссия сестринского
дела заключается в помощи отдельным лицам,
семьям и группам населения в определении
и достижении ими физического, умственного
и социального здоровья в условиях окружающей
среды, в которой они живут и работают»
(ВОЗ, 1995 г.).
Основной технологией современного
сестринского дела признан сестринский
уход.
Сестринский
уход – это технология профессиональной
циклической деятельности медицинской
сестры и (подкрепленная научной методологией,
алгоритмами и стандартами) по организации
и оказания сестринской помощи, состоящая
из ряда этапов, каждый из которых имеет
свою цель и результат.
То есть, понятие «сестринский уход»
– это цепь последовательных действий,
предпринимаемых медсестрой при оказании
различных видов помощи пациента.
Задачи сестринского
ухода:
– удовлетворение основных
потребностей пациента;
– поддержание и восстановление
здоровья и максимальной независимости
пациента;
– обеспечение пациенту
максимального качества жизни
или условий для спокойной и безболезненной
смерти.
Методология сестринского ухода
требует от медицинской сестры точного
исполнения стандартов, регламентирующих
ее деятельность.
На современном этапе используются
следующие стандарты:
– Стандарт поведения «Этический кодекс медицинской сестры»
и характеристика моделей поведения, которые
отражают основные принципы сестринской
деонтологии и философии сестринского
дела;
– Стандарты профессиональной
деятельности – описание обязанностей
практикующих медсестер, критериев оценки их деятельности, степени
ответственности медсестры перед пациентом
и обществом: стандарты выполнение процедур,
определение целей, показаний, противопоказаний,
оснащения, обязательных условий выполнения
процедур, этапов процедуры (подготовка,
выполнения, завершение).
Методы сестринского
ухода – способы удовлетворения нарушенных
потребностей:
– оказание доврачебной
помощи;
– выполнение врачебных
назначений;
– создание комфортных
условий для жизнедеятельности
с целью удовлетворения основных
потребностей пациента;
– оказание психологической
поддержки и помощи;
– выполнение технических
манипуляций;
– мероприятия по профилактике
осложнений и укреплению здоровья;
– организация обучения
и консультирования пациентов
и членов его семьи.
На основе указанных стандартов
и методов, определены основные манипуляции
при сестринском уходе за пациентом:
– оценка функционального
состояния;
– оценка уровня сознания;
– питание и кормление
пациента;
– личная гигиена пациента;
– смена постельного и
нательного белья;
– методы простейшей физиотерапии,
ЛФК;
– профилактика осложнений;
– обеспечение психологической
поддержки;
– обучение методам самоухода;
– применение лекарственных
средств;
– инструментальные методы
исследования;
– лабораторные методы
исследования;
– катетеризация мочевого пузыря;
– клизмы, газоотводная трубка;
– терминальный уход, паллиативная
помощь;
– сердечно – легочная реанимация.
Основные принципы
ухода за больными:
– Уход не противопоставляется
лечению, а органически входит
в него как составная часть.
– Уход предполагает создание
благоприятной бытовой и психологической
обстановки на всех этапах
лечения согласно принципам охранительного
режима, оберегающего и щадящего
психику больного.
– Уход направлен на
устранение чрезмерных раздражителей,
обеспечение тишины и покоя, создание
уюта.
– Уход способствует поддержанию
у больного оптимистического
настроения, уверенности в благополучном
исходе болезни.
– Уход требует соответствующих
навыков, сострадательного отношения
к больному, душевной щедрости, чуткости, такта, умения ободрить и
поддержать больного.
Различают 3 системы сестринского
ухода (модель Д.Оурэм):
1 система – полностью компенсирующая система,
для:
– пациентов, которые не могут
осуществлять никаких действий
– пациентов в бессознательном
состоянии
– пациентов в сознании, но которым
запрещено двигаться или они
не могут передвигаться самостоятельно
– пациентов, которые не могут
самостоятельно принимать решения
и ухаживать за собой, но могут
передвигаться самостоятельно и
выполнять некоторые действия по самоуходу под руководством
и наблюдением специалистов.
2 система – частично компенсирующая, для:
– пациентов, с различной степенью
ограничений двигательной активности
– пациентов, имеющих определенные
знания, умения, навыки самоухода. А
так же готовность выполнять определенные действия
3 система – консультативно – поддерживающая,
для:
– пациентов, которые могут использовать
самоуход и могут обучиться
ему при наличии помощи. МС
при этом обучает, обеспечивает
всем необходимым, руководит, контролирует действия пациента.
- Взаимосвязь сестринского ухода и сестринского процесса
Аналогично российской современной
методологии сестринского ухода в западных
странах используется «сестринский процесс».
При изучении этих понятий можно определить
в них единство смыслов, и сходство их
этапов.
Сестринский процесс – это научный метод сестринской
практики, систематический путь определения
ситуации, в которой находится пациент
и медсестра, и возникающих при этом проблем,
в целях выполнения плана ухода, приемлемого
для обеих сторон. Сестринский процесс
состоит из пяти этапов.
I этап – оценка ситуации методом сестринского
обследования, который состоит из следующих
шагов:
– сбор необходимой информации о пациенте,
субъективных и объективных данных;
– оценка психологической ситуации,
в которой находится пациент;
– определение факторов риска,
данных об окружающей среде, влияющих
на состояние здоровья;
– анализ собранной информации
с целью определения потребностей в уходе.
II этап – сестринское диагностирование
или определение проблем пациента в уходе.
Он включает в себя:
– определение настоящих (явных)
и потенциальных (скрытых) проблем пациента
и его потребности в уходе;
– определение приоритетных проблем,
требующих немедленного решения;
– обсуждение с пациентом, когда
это возможно, его выявленных проблем,
неудовлетворенных потребностей и намеченных
приоритетов.
Сестринский диагноз – это клиническое суждение
медицинской сестры об ответной реакции
пациента на болезнь. Он состоит из трёх
компонентов: проблема пациента, причина
её нарушения, клинические проявления
проблемы пациента.
После формулировки диагнозов
выделяют приоритеты, т.е. очередность
решения проблем пациента.
Различают следующие
приоритеты:
– первичный (главный, первостепенный)
– связан с основным заболеванием и его
осложнениями, в том числе жизнеугрожающими.
Этот приоритет должен быть реализован
в короткие сроки;
– промежуточный – связан с основным
заболеванием, но риска для жизни пациента
не представляет;
– вторичный (второстепенный) –
не связан с основным заболеванием и не
влияет на его прогноз.
III этап – планирование сестринской
помощи.
Он включает в себя:
– определение целей (желаемых
результатов) ухода – поставленные цели
должны быть реальными и достижимыми,
по срокам выполнения – краткосрочными
(в течение первой недели) и долгосрочными
(более 1 недели).
– составление плана ухода, обсуждение
его с пациентом и другими участниками
лечебно-диагностического процесса.
IV этап – реализация плана ухода.
Сестринские вмешательства
могут быть:
– зависимые – действия медицинской
сестры по назначению врача (инъекции
антибактериальных препаратов, оксигенотерапия
и т.п.);
– взаимозависимые – консультации
со специалистами других специальностей
(инструктором ЛФК, физиотерапевтом, рентгенологом
и т.п.);
– независимые – медсестра выполняет
по своей инициативе (беседы о соблюдении
постельного режима, смена нательного
и постельного белья, проветривание палат
и т.п.).
Источник
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Мед. сестры это персонал больниц или поликлиник, который наиболее часто и продолжительно общается с пациентом, поэтому именно они могут определить начальные стадии пневмонии и акцентировать на этом внимание пациента. Ведь чем раньше это обнаружится, тем легче будет лечиться.
Однако, общеизвестный факт, что любое заболевание лучше предупредить, чем в будущем его лечить.
Каждый уважающий себя гражданин, должен пройти диспансеризацию, где ему расскажут о факторах риска и научат правилам профилактики, как для пневмонии так и для ряда других заболеваний.
Диспансеризация взрослого населения в России (лиц от 18 лет и старше) регламентируется приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 n 869н “Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения”. Согласно этому приказу, совершеннолетние граждане России имеют право по своему желанию, бесплатно, пройти медицинский осмотр врачами-специалистами и ряд медицинских обследований.
Периодичность диспансеризации 1 раз в 3 года: начиная с возраста 21 года, затем в 24 года и т. д. (если возраст делится на 3).
Для детей существуют медицинские осмотры в которых подразумевается прохождение перечисленных в приказе профилактических медицинских осмотров, консультаций специалистов и исследований. Регулярность осмотров: до 1 года жизни — ежемесячно, на 2-м году — 1 раз в 3 месяца, на 3-м — 1 раз в 6 месяцев, с возраста 3-х лет до достижения 18 лет — ежегодно.
После прохождения диспансеризации или медицинский осмотров, врач терапевт дает рекомендации или же направляет к более узким специалистам.
Во время диспансеризации проводиться анкетирование, где мед.сестре следует обратить внимание на пациентов которые не важно себя чувствуют. У которых есть кашель, повышенная температура или иные симптомы пневмонии.
Многим пациентам рекомендовано заниматься закаливанием, однако часто люди делают это неправильно. Медицинская сестра может вам помочь и объяснить принципы закаливания. Вы не должны бояться обратиться за помощью и задавать вопросы, которые вас беспокоят.
Следует объяснять родителям о пользе вакцинации и агитировать их проводить её для своего ребенка. Нужно предупредить, что после вакцинации возможно ухудшения состояние на некоторое время, это связанно с адаптацией организма к введенным агентам и выработки на них иммунитета. Послепрививочный уход включает в себя:
1. Наблюдение за состоянием пациента. Контроль за пульсом, артериальным давлением, чистотой дыхательных движений.
2. Не перезагружать организм в первые дни после вакцинации, снизить физические нагрузки. Не переохлаждаться.
3. Следить за температурой и измерять ее утром и вечером. При повышении температуры и жара можно положить пузырь со льдом и обратиться к врачу.
Если не удалось провести вакцинацию в срок по разным причинам, и вы уже заболели то обратитесь за помощью, где медицинские сестры и врачи грамотно справятся с вашим заболеванием.
Сестринское обследование.
Медицинская сестра устанавливает доверительные отношения с пациентом и выясняет жалобы: сухой кашель, боль в груди при дыхании, затруднение при дыхании, жар и озноб. Выясняются обстоятельства возникновения болезни (переохлаждение, перенесенный грипп), который день болезни, какой была температура тела, какими лекарствами пользовался.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на внешний вид пациента (поверхностное дыхание, односторонний румянец, участие крыльев носа в дыхании). Измеряет температуру тела (повышена или лихорадка постоянного типа), определяет пальпаторно частоту дыхательных движений (25-35 в одну минуту), пульс (тахикардия), измеряет артериальное давление.
Определение проблем пациента
Дефицит информированности о заболевании;
Боли в груди при дыхании;
Непродуктивный (позже влажный) кашель;
Отсутствие аппетита, запор;
Боли в сердце (при крупозной пневмонии);
Нарушение сна;
Лихорадка
Одышка
Беспокойство из-за невозможности работать.
Приоритетные проблемы пациента: Одышка, боли в груди при дыхании.
Возможные сестринские диагнозы:
нарушение потребности дышать – инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта дыхания доли или участка легкого;
боль в груди при дыхании и кашле – свидетельство вовлечения в воспалительный процесс плевры;
лихорадка постоянного типа или атипичная;
сухой кашель – результат раздражения плевры;
влажный кашель – средство удаления мокроты из бронхов.
По мере реализации сестринских вмешательств медицинская сестра оценивает их эффективность. Если цель не достигнута в назначенный срок, составляется дальнейший план сестринских вмешательств.
Если пациент не может самостоятельно откашливать мокроту, медицинская сестра шпателем, обернутым в салфетку, смоченную дезсредством, протирает полость рта, удаляя мокроту или пользуется баллончиком для отсасывания мокроты.
Если у пациента появляются признаки острой сердечно-сосудистой недостаточности (бледность кожи, холодный пот, нитевидный частый пульс), медсестра сообщает об этом врачу и готовит для парентерального введения кордиамин, строфантин, преднизолон.
план сестринских вмешательств
Медицинские рекомендации по питанию:
При пневмонии назначается диета №13 с повышенным содержанием белка, витаминов и жидкости.
Рекомендуемые продукты и блюда диетического стола № 13
Хлеб: пшеничный вчерашний или подсушенный, пшеничные сухари.
Супы: на некрепких обезжиренных мясных бульонах с добавлением разваренных круп,.овощей;.рекомендованы.мясные.супы-пюре.
Мясные блюда: нежирные говядина, телятина, баранина, свинина, а также курица, индейка, курица, кролик в виде паровых и отварных пюре, суфле, котлет.
Рыбные . блюда: нежирные сорта рыбы отварные куском, рубленые.
Гарниры: полужидкие и вязкие каши с добавлением бульона или молока, разваренные овощи и овощные пюре, пудинги; свежие овощи – только в период выздоровления.
Молочные продукты: кисломолочные продукты, творог и блюда из него; сметана в малых количествах в блюдах; неострый маложирный сыр в тертом виде.
Яйца: всмятку.или.в.виде.парового.белкового.омлета.
Закуски: неострая овощная икра, неострые маложирные сыры; при выздоровлении.–.салаты.из.свежих.овощей.
Соусы: овощные,.молочные,.фруктовые.
Сладкие блюда: мягкие спелые фрукты и ягоды в свежем протертом виде; фруктовые муссы, пюре, кисели, джемы, варенья; разрешены мармелад, желе.
Напитки: разбавленные водой соки, компоты, морсы, некрепкие чай и кофе, отвар шиповника.
Жиры: свежее несоленое сливочное масло – ограниченно.
Не для кого не секрет что медицинская сестра это главный помощник врача и пациента именно она помогает и соблюдает все требования и следит за их выполнениями, помогая пациенту быстрее поправиться.
Рекомендации по уходу:
1. Следить за выполнением пациента постельного режима, диеты и лекарственной терапии.
2. Контроль за состоянием. Измерения артериального давления, пульса и чистоты дыхательных движений.
3. Помощь при лихорадке, в зависимости от периода.
4. Измерения температуры утром и вечером.
5. Помощь при рвоте.
6. Позиционный дренаж. Рассказать для чего применяется и как выполняется.
7. Обучение пациента элементам самоухода.
8. Обучение членов семьи уходу и борьбе за укрепление здоровья пациента.
9. Приток свежего воздуха. Частые проветривания или оксигенотерапия.
10. Обучение пациента пользованию карманной плевательницей
11. Обучение пациента правильному сбору мокроты
12. Беседы о вреде курения.
13. Психологическая помощь и успокоение пациента.
14. Смена постельного и нательного белья.
15. Сообщить об осложнениях, если пациент не будет выполнять назначения врача.
16. При ухудшении состояния оповестить лечащего врача.
17. Противоинтоксикационные мероприятия, по назначению врача
Заключение.
В ходе изучения данной проблемы можно сделать следующее заключения.
данная проблема является очень актуальной, здесь огромная роль медицинской сестры.
Пневмонии – группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных (преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с обязательным наличием внутриальвеолярной экссудации. Этиология внебольничной пневмонии непосредственно связана с нормальной микрофлорой, колонизующей верхние отделы дыхательных путей.
Одной из особенностей деятельности медицинской сестры является проведение бесед с пациентами. Проведение бесед с пациентами позволяет повышать уровень знаний пациентов с пневмонией.
Практические рекомендации:
проводить профилактические мероприятия в виде бесед с пациентами о вредных факторах риска развития пневмонии;
Агитировать население прививаться и соблюдать правила профилактики.
проводить профилактические беседы не только в больницах, поликлиниках, а так же в образовательных учреждениях.
Медицинскому персоналу следует обращать больше внимание к своим пациентам и к их жалобам.
Не нужно игнорировать ежегодное прохождение флюорографии и профилактические осмотры у врачей. Ведение здорового способа жизни, отказ от пагубных привычек, занятия спортом и закаливание помогут укрепить иммунитет, и снизить до минимума вероятность развития скрытой патологии.
Список литературы
1. Атаман А. В. Механизмы развития болезней и синдромов /Патологическая физиология в вопросах и ответах
2. Авиценна-«Канон врачебной науки»
3. «Болезни органов дыхания». Руководство под ред. акад. РАМН, проф. Н.Р.Палеева. М., Медицина, 2016г.
4. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике: пособие для врачей. – М., 2013. – 83 c.
5. Дыхательная недостаточность и хроническая обструктивная болезнь легких. Под ред. В.А.Игнатьева и А.Н.Кокосова, 2018г.
6. Патогенез / А. И. Воробьёв, Б. Б. Мороз, А. Н. Смирнов // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ;2015—2017, ).
7. Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.2.3116-13
8. Методические указания МУ 3.1.2.3047-13 “Эпидемиологический надзор за внебольничными пневмониями” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10 января 2016 г.)
9. Э.В.Смолова «сестринское дело в терапии» 2018г.
10. Внутренние болезни: Учебник./ В.М.Боголюбов. ˗˗ М.: Медицина, 2010
11. Основы сестринского дела: практикум./ Т.П.Обуховец.
12. Чучалин А.Г., Синопальников А.А. и др. «Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике». Москва, 2012г,
13. Пульмонология + СД. Национальное ируководство. /Под ред. А.Г. Чучалина., – М.; ГЭОТАР –Медиа, Казань, 2015г
14. Всероссийский календарь прививок
15. https://yandex.ru/turbo?d=1&text=https%3A%2F%2Fupulmanologa.ru%2Fchastye-voprosy%2Fmozhno-li-umeret-ot-pnevmonii-412
16. https://www.polismed.com/articles-pnevmonija-prichiny-simptomy-sovremennaja-diagnostika-i-ehffektivnoe-lechenie.html#anchor_2
Приложение №1
Классификация пневмоний:
В зависимости от стороны локализации | В зависимости от характера распространения |
· односторонняя – при поражении одного легкого (левосторонняя или правосторонняя); · двусторонняя – если больны оба легких. | · очаговая – самый распространенный тип патологии при котором очаг поражает небольшой участок легочной ткани; · сегментарная – легкое делится на сегменты, такой диагноз ставится если хоть один поражен полностью; · долевая – при патологии целой доли или нескольких (монодолевая, бидолевая); · тотальная – поражены все доли легочной ткани т.е. оба легких. |
Приложение №2
Возраст ребенка | Процедура | Используемый препарат | Техника прививания |
Первые 24 часа жизни | Первая прививка против вирусного гепатита В | Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие | Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра) |
3–7 день жизни | Прививка против туберкулеза | БЦЖ, БЦЖ-М | Внутрикожно, с наружной стороны левого плеча |
1 месяц | Вторая прививка против вирусного гепатита В | Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие | Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра) |
Месяца
Источник