Физическая реабилитация при острой пневмонии

Физическая реабилитация при острой пневмонии thumbnail

пневмония:

воспаление
легких:

Пневмония,
иначе — воспаление легких, наиболее
распро­страненное заболевание легких,
может возникнуть либо само­стоятельно,
либо как осложнение после какой-то
другой болез­ни. По течению болезни
различают острую
и хроническую
пнев­монию,
по клинической картине — очаговую
и крупозную.
При острой
пневмонии, как правило, поражается в
основном парен­хима легких, а при
хронической пневмонии — не только
паренхиматозная, но и интерстициальная
промежуточная) ткани. Отличительной
особенностью очаговой
пневмонии
является вовлечение в воспалительный
процесс отдельных участков лег­ких
— сегментов или долек. Возникает она в
разных участках легких, часто начинаясь
с поражения бронхов, а затем легоч­ной
ткани. При крупозной
пневмонии
воспалительный процесс захватывает
всю долю легких или ее значительную
часть. В патогенезе заболевания важное
место занимают три пути про­никновения
возбудителей: бронхогенный,
гематогенный
и
лимфогенный.
При первичных
пневмониях ведущим считается брон­хогенный
путь заражения, при вторичных пневмониях
отмеча­ется эндогенный механизм
развития воспаления легких.

В.И. Маколкин и
СИ. Овчаренко (1987) в клинической кар­тине
острых пневмоний выделяют следующие
синдромы:

* интоксикационный
— общая слабость, бледность, сни­жение
аппетита;

* общие воспалительные
изменения — жар, озноб, резкое повышение
температуры до 39—40°С, лейкоцитоз,
уве­личение СОЭ;

* воспалительные
изменения легочной ткани — появление
кашля и мокроты, изменение частоты и
характера дыха­ния, появление влажных
хрипов;

* вовлечение других
органов и систем — изменения со сто­роны
сердечно-сосудистой, нервной и других
систем.

К этому следует
добавить возникновение сильной колю­щей
боли в груди, усиливающейся при дыхании,
нарушение механизма правильного дыхания.
Рефлекторное нарушение функций
дыхательного аппарата приводит к
возникновению у больного поверхностного
дыхания и недостаточной вентиля­ции
легких. Слабая экскурсия грудной клетки,
недостаточная глубина дыхательных
движений приводит у больных, особен­но
тяжелобольных, к развитию застойных
явлений в легких. При воспалении больших
участков легких в патологический процесс
может вовлекаться и миокард, где
происходят дистро­фические процессы,
что ведет к снижению сократительной
спо­собности миокарда.

Крупозная и
очаговая пневмония характеризуется
образо­ванием в просвете альвеол
легких экссудата. Экссудат в легоч­ной
ткани может полностью рассасываться
или осложниться нагноением. Под влиянием
медикаментозного лечения, с па­дением
температуры, уменьшением лейкоцитоза
усиливается кашель с отделением мокроты.
С этого момента необходимы элементарные
дыхательные упражнения, способствующие
отделению мокроты.

Течение хронической
пневмонии — длительное, затяжное, с
периодами обострений и ремиссий, поэтому
ЛФК показана при всех периодах и формах
заболевания. Применяется она в комплексе
с медикаментозным лечением, физиотерапией,
пси­хотерапией и диетотерапией.
Противопоказания носят времен­ный
характер, к ним относятся: общее тяжелое
состояние боль­ного, температура тела
37,5°С и выше, сильные боли, кровоте­чение,
абсцесс легкого, полный ателектаз
легкого, дыхатель­ная недостаточность
III степени, а также тахикардия (ЧСС свы­ше
100 уд/мин).

Основные задачи
физической реабилитации при пневмо­нии:

  1. усиление крово-,
    лимфообращения в легких для ускорения
    рассасывания воспалительного экссудата
    и предупрежде­ния осложнения;

  2. способствование
    более полному выведению мокроты,
    про­филактика развития бронхов,
    бронхоэктазов;

  3. укрепление
    дыхательных мышц, увеличение экскурсии
    легких и жизненной емкости легких;

  4. нормализация
    механики дыхания: урежение и углубление
    дыхания;

  5. восстановление
    адаптации дыхательного аппарата и
    всего организма к физической нагрузке;

  6. реабилитирующее
    воздействие на сердечно-сосудистую,
    дыхательную, нервную и другие системы
    организма для повышения их функции и
    поддержания общей физической
    работоспособности.

Методика
реабилитации на стационарном этапе.
При пнев­монии
в условиях стационара больному
рекомендуется один из перечисленных
двигательных режимов: строгий постельный
(редко при необходимости), постельный,
расширенный постель­ный (палатный) и
свободный. Назначение двигательного
ре­жима зависит от тяжести болезни,
ее течения и других факторов. При
улучшении клинической картины заболевания
боль­ной последовательно переводится
на следующий двигательный режим.

Постельный
двигательный режим.
ЛФК
чаще всего назна­чается на 3—4-й день
пребывания больного в стационаре, при
улучшении самочувствия пациента и
уменьшения температу­ры тела ниже
37,5 °С. Средства ЛФК: гимнастические
упраж­нения, дыхательные упражнения,
лечебный массаж. Формы занятий: утренняя
гигиеническая гимнастика УГГ (5—7 мин),
лечебная гимнастика Л Г (10—15 мин).

Метод проведения
— гимнастический, способ — индивиду­альный
(в палате) или малогрупповой (если в
одной палате 3— 5 больных). Исходное
положение: лежа на спине, боку, сидя на
кровати, спустив ноги. Применяются
простые гимнастичес­кие упражнения,
которые охватывают мелкие и средние
мы­шечные группы верхних и нижних
конечностей, выполняются повороты и
наклоны туловища для предупреждения
плевраль­ных спаек. На выдохе больной
кашляет, а методист может сдав­ливать
грудную клетку синхронно с кашлевыми
толчками, по­могая выведению мокроты,
с этой же целью используется и
толчкообразный выдох. При кашлевом
толчке кратковременно повышается
внутригрудное давление, что способствует
более полному расправлению легкого.
Дозировка каждого упражне­ния 2—4
раза, темп выполнения — медленный, для
мелких мышечных групп — средний,
соотношение дыхательных уп­ражнений
к гимнастическим — 1:1, 1:2.

Сначала выполняются
статические упражнения, а затем
динамические. В конце занятия пульс
увеличивается на 8— 12 уд/мин по сравнению
с исходным. После окончания заня­тия
рекомендуется массаж (особенно лицам
пожилого возра­ста) конечностей и
грудной клетки (поглаживание, растира­ние,
ударные приемы — для отхождения мокроты)
в течение 8—10 мин.

Расширенный
постельный (палатный) двигательный
режим.

Средства ЛФК:
дыхательные и гимнастические упражнения,
воздушные ванны в палате, лечебный
массаж. Формы заня­тий: УГГ (8—10 мин),
Л Г (15—20 мин), дозированная ходьба на
месте и по палате.

Последовательно
используются исходные положения лежа
на спине, боку, сидя и стоя. В комплексе
ЛГ преобладают гим­настические
упражнения для плечевого пояса и верхних
конеч­ностей в сочетании с дыхательными.
Включаются упражнения с предметами:
гимнастической палкой, медицинболом.
Дози­ровка упражнений 4—6 раз. Темп —
для мелких мышечных групп — быстрый,
для средних и больших — средний.
Соотно­шение ДУ к ГУ — 1:1; 1:2. Дыхательным
упражнениям на этом этапе уделяют
большое внимание, они призваны увеличивать
силу дыхательной мускулатуры и подвижность
диафрагмы, спо­собствовать отхождению
мокроты и восстановить правильный
механизм внешнего дыхания.

После окончания
занятия рекомендуется массаж плечевого
пояса, грудной клетки и нижних конечностей.

Свободный
двигательный режим. При благоприятном
тече­нии пневмонии больной с остаточными
явлениями в легочной ткани на 10—14-й
день пребывания в стационаре переводится
на свободный режим. Средства физической
реабилитации по­зволяют восстановить
структуру органов дыхания и их функ­цию,
адаптировать организм больного к
постоянно возрастаю­щим физическим
нагрузкам и подготовить его к бытовой
и профессиональной деятельности.

Средства ЛФК:
физические упражнения, естественные
фак­торы природы, лечебный массаж, по
возможности механоте­рапия. Формы
ЛФК: УГГ (10—15 мин), ЛГ (20—25 мин),
са­мостоятельные занятия физическими
упражнениями, трениро­вочная ходьба
по ступенькам лестницы, дозированная
ходьба и др. Занятия проводятся в
положении больного сидя и стоя, уп­ражнения
охватывают все мышечные группы,
используются различные предметы и
снаряды. Так, часть упражнений прово­дится
у гимнастической стенки — наклоны
туловища в сочета­нии с дыхательными
упражнениями в соотношении с
гимнас­тическими 1:2, 1:3. Занятия включают
также подвижные игры и ряд общеразвивающих
и дыхательных упражнений, выпол­няемых
при ходьбе. Лечебный массаж назначается
по показа­ниям и после занятий
физическими упражнениями.

Читайте также:  Пневмония у пожилых больных сахарным диабетом

Тренировочная
ходьба по ступенькам лестницы начинается
с освоения 9—11 ступеней, с каждым занятием
увеличиваясь на 3—5 ступеней. Скорость
подъема — 1 ступень за 1—2 с. Дози­рованная
ходьба назначается больному на территории
парковой зоны стационара (если она
имеется). В первый день ему реко­мендуют
пройти 300—500 м со скоростью 50—60 шагов/мин.
Расстояние ежедневно следует увеличивать
на 100—200 м, а ско­рость ходьбы — на 5—7
шагов/мин. Во время занятий необхо­дим
контроль за состоянием больного.

После выписки из
стационара больным, перенесшим пнев­монию,
рекомендуется продолжить занятия
лечебной физкуль­турой по месту
дальнейшего восстановительного лечения:
либо в поликлинике (в домашних условиях
под контролем методис­та ЛФК), либо в
санаторно-курортных условиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

. , , . . . , .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

ƻ

34.02.01

:

331-

. 2014.

1.

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6 ,

2.6.1

2.6.2 ,

2.6.3

2.6.4

2.7 –

3. , ,

, , , . , ( 25% ) .

, , , , , , , , [13].

, 72% – , 82% – , [14].

, . , . , , , [28].

– . [17].

, , , , -, – – , , , [17].

.

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) [17].

1.

( ) – , . ( , , ), (, ) (, , ) – , . [7].

. , :

;

, 7 , , ;

;

, ;

;

(, , ).

, , , , , . [18].

, . , ( 40-41 ), . , , . .

. , , , , , . , , .

. , . , , , , . , . , , . .

, .

, – , . , , . . , , , , . .

. , , 16 30%[30].

2.

, – , , , . ( ) .

(2002), – , , ( ) , .

, . , .

, , , , , ( , , – )[17].

2.1

.

, , , , – – , . ( 3-4-7- ) .

:

( 38 ),

– ,

,

II-III ,

– ,

,

,

.

– ( 37,5 ) [17].

2.2

-, ;

, , ;

, ;

: ;

;

-, , [6].

2.3

: ( ), , () . , . [3].

2.4

. , , , , – -4 , . ( 3-4 – ) . : , – , , II-III., – , , , . – ( 37,5) :

1. . (..) . , , . .. , , . . .. . 2,5-3 , , 10-12 . 5-6 , . 2.. – , , – . . -4 – – 1 -3. – . – 15-20 ., 10-12 , . -30, -80 ( ), . , 10 ., 8-10 , . 5

3. , , , . ( ) , Th10 – L3 ( ). . – 3-4 , 30-40 , 7-10 . . 10 , . .

4. . , , . 3 – 5 14 30-40 , 10 . – 10-12 ,

5. . , , 35-50 . 5-10 . 10-14 . ( 1) . , 5 . , . 2 4, 15-20-30 , 15-20 , . (10-1) .

6. . , , , , , . 6 (, ), (, , ), (, , .), , , , , . – (, , , ). , . , , – :

) – ( (1:5000), (0,1%), (1%) .

) – , , .

) – , 1:10, 1:20, 1:50, , .

) , – -1-2% – , , – ., , -, ; (, , 10-25 , 50 ) [18].

7. () , . , (2-5 ), 1 250-400 2. 2-3 , 2 . 2 , 1 [8].

8. , , , . , 15-20 . 10-15 , . 7 .

9. . 400 2000 , . 5 ( ), 20 ( ). 40 /

. . , . . 4-8 , . 2-3 . 20 [10].

10. . – , , , .

. , , ( ), (2 , 2 h3-9), [15].

: , 2 h3-4 .

: , 2 h5-6

: , 2 h7-8. 7 . – 2 , 1,9 /, – 2-4 , 10-12 .

2.5

1.

, . , . .

2. .

. , , . , [5].

3. .

. .

4. .

, . . [16].

5. .

. . , . 5-6 [5].

2.6 ,

, , , , [1].

2.6.1

, , III . 2-3- .

: 3-4 . ( ). . . , ( )[11].

. [19].

, , . . , [8].

( ), , [11].

2.6.2 ,

1. :

;

;

;

;

2. , :

;

;

3. ;

4. .

: , () , ; — () (), () . . , , , . , . 2–4 , — , — , — 1:1, 1:2 , . 8– 12 / . . , , . (10–15 ) (5–7 ) — . ( ) (, , — ) 8–10 [1].

: (10–15 ), (20–25 ), , , . , , . , — 1:2, 1:3. , . . 9–11 , 3–5 . — I 1–2 . ( ). 300–500 50–60 /. 100–200 , — 5–7 /. [20].

2.6.3

1. : , . . 40-60. .

2. : , . ; . 6-8. .

3. : , . – ; – ; . 3-4. .

4. : , . ; . 8-10. .

5. : , . – ; – . 3-4. .

6. : , . , ; . 3-4. .

7. : , . , – , – . – 2-3. .

8. : , . . 40-60. .

9. : , . , , – , 0 . 3-4. .

10. : , . , . 2-3. .

11. : , . . 30-40. .

12. : , . ; . 2-3. .

13. : , , . – , – . 3-4. [12].

14. : , . . 30-40. .

15. : , . , ; . 2-3. .

16. : , . , – , – . 3-4. .

17. : , . . 40-60. .

, , [12].

2.6.4

, , , , -, – – , , , [17].

2.7 –

, , , , . – , . – . , , . . 10–15 20 [17].

(, , ). , . , , . , [15].

, , . , , – , . . . , – . [17].

3. ( 02.02 )

: 46 .

:

:

:

331-

3.1

46

2. .

:

:

3. (, . , . , .) .

( , )

4. , , ,

5. . 3

– (, , ) 12

-,

6.

– (, , , , )

1 , ,

– , ,

– ( , , . )

. , .

– ( )

. . . . 34 . 21

. . – . 6 . 16

– ( )

7.

– ( )

8. :

,

()

( ):

, , , , , , , , , , , .

9. ( )

-: , ,

– ( ): , , , ..

-: , (, , )

– (, , )

– 169 75 26,8

37,8

– : , , , (, , ), ( , , , , , , )

– : , , :

– : ,

— : ( , , )

– : 21 . : , ; : ,

– () ,

-: , ,

-: ,

-: , ; – – 5 .

– (, , )

: ,

– ( , ), : ,

– :

: -77 . -77 .

: :

: : 77 /

:130/90 /. 125/86 /.

— :

: : , ; : ,

: , ,

: , ; :

: , , , , ,

: : , ;

: ,

– :

: –

– :

: ,

– : ,

: ,

: ,

– :

(, , )

: ,

: ,

, : ,

: ,

: ,

: ,

3.2

1

3.3

1. -, ;

2. , , ;

3. , ;

4. : ;

5. ;

6. -, , .

3.4

2

: (, [], )

3.5

3

/

( )

1

, /, /

5

,

2

(13)

, /, / , . , / , ,

, , , , .

3

(, )

, /. /, . ,

. , , .

4

: -; – ; –

, /, /, . ,

. , .

5

: –

, /, ,

3.6 ,

______________________

___________

4

, ()

(.) 237 : . .

: 46 :

() :

:

5

(): , ,

, ( )

: . .

– : . .

.

, . , . . – – .

. , , , . .

. .

, . 9 , , 15, -. , .

. 15 , 30-40 . 15 . . 20-30 .

– , .

. .

, , . , , , , , .

.

, – , , , .

, , . , , , , . , .

.

1. .. : . … . . . — ., 1989.

2. 3.. // . . — 1980. — 6. -. 31-33.

3. .., .., .. // 9- , , 31 –3 1999: . — ., 1999. – . 284.

4. .., .. // . . — 1994. — . 72, 5. – . 7-12.

5. ., . : . . — ., 1965.

6. .. : . . — ., 1997.

7. .. ( )., 1996.

8. .. // . . . — 1996. — . 4, 11. . 684-694.

9. ., .., .. // . .1986. – 1. -. 86-88.

10. .., .. . — 3- . — , 1996.

11. .. . — ., 2000.

12. .. // . . — 1974. — . 36, . 2. — . 77-80.

13. ., ., . : . . — ., 1993.

14. .., .., .. // . .1984. – 3. – . 113-115.

15. .., .. . — ., 2002.

16. / . .. .: . . — ., 1983.

17. : / . .. . — ., 2005.

18. .. : . …. . . . , 1983.

19. .. // – . — , 1963. — . 7–17.

20. .., .. . — , 1975.

21. – / . . . . — , 1969.

22. .. : . . — , 1992.

23. .., .., .. . // . .1996. – . 68, 11. – . 33-35.

24. .., .. . — , 1990.

25. .., .., .. . // . . , . — 1999. — 4. — . 7–10.

26. : : VIII . — -, 1975.

27. .., .., .. // . . — 1990. – . 52, . 6. – . 3-7.

28. . : , , . — ., 2002.

29. / . .. . — ., 2004.

30. .. . — , 1996.

31. .., .. . — ., 1978. — . 73–125.

32. .., .., .. . // . . – 1982. – 10. – . 69-72.

33. .. . — ., 1986.

34. .., .. . — ., 1987.

35. .. // . . – 1990. — . 68, 10. — . 111-118.

36. .. ( ): . . … . . . — , 1995.

37. .. . –1996. — 2. — . 54–57.

38. .., .., .. . // 6- , , 1–6 1996 .: . — , 1996. — . 356.

39. .. // III . , 1986. — . 307–308.

40. .. : . … – . . — ., 1995.

41. .. // (, , ). — ., 1958. — . 30–43.

42. .. : : . — ., 1993.

Читайте также:  Признаки дыхательной недостаточности при пневмонии

Allbest.ru

  • . . . . .

    [74,5 K], 05.12.2009

  • , , . . , .

    [2,3 M], 09.06.2014

  • . , . . , – .

    [2,9 M], 01.08.2019

  • , . – , . -.

    [43,0 K], 08.06.2011

  • , . . . , . .

    [32,7 K], 08.06.2011

  • . , . – . .

    [5,2 M], 16.05.2016

  • . . . .

    [38,4 K], 14.01.2015

          • ?

          , , ..
          PPT, PPTX PDF- .
          .

          Источник

          Все уже давно знают, что коронавирусная инфекция может
          приводить к развитию пневмонии или воспаления легких. Подобное происходит не
          всегда, но требует особенного внимания, поскольку после перенесения столь серьезного
          воспалительного процесса, организму требуется грамотная реабилитация для
          полноценного восстановления. Ведь нарушения в работе органов дыхания приводят к
          дефициту кислорода в организме, что отрицательно сказывается на работе всех
          органов. Но даже перенесение COVID-19
          в легкой форме не проходит для легких бесследно, поэтому реабилитация требуется
          абсолютно всем пациентам, перенесшим эту чуму XIX века.

          Коронавирус в легких

          Изменения в легких при коронавирусе

          Инфицирование новым штаммом вируса SARS-CoV-2 вызывает в органах дыхания острый воспалительный процесс.
          Изначально вирус поражает верхние дыхательные пути, а затем может проникать в
          легкие и провоцировать развитие вирусной пневмонии. Она в свою очередь может
          осложняться присоединением вторичной бактериальной инфекции, что приведет к
          вирусно-бактериальному воспалению легких, которое лечится уже серьезнее, дольше
          и хуже переносится организмом.

          При коронавирусной инфекции больше всего страдают альвеолы,
          являющиеся мельчайшими легочными структурами. Они имеют форму пузырьков и
          отвечают за осуществление газообменных процессов, т. е. поглощение кровью
          кислорода и ее очищение от углекислого газа. Коронавирус разрушает стенки
          альвеол, что приводит к нарушению этих процессов, а также накоплению в альвеолах
          воспалительного экссудата.

          Строение легких

          Это может приводить к замене пораженных участков плотной
          соединительной тканью, не способной к растяжению, что и называют фиброзом
          легких. В таких ситуациях они не смогут полноценно выполнять дыхательную
          функцию, а их жизненный объем уменьшится, что при обширном замещении нормальной
          ткани легких даже может стать причиной инвалидности.

          Возникающая в результате нарушения газообмена гипоксия, т.
          е. кислородное голодание, отрицательно сказывается на работе всего организма,
          поскольку все органы страдают от нехватки кислорода. На КТ или рентгеновских
          снимках в таких ситуациях становятся заметными белые пятна, что еще называют
          эффектом матового стекла. Впоследствии при развитии фиброза на снимках могут
          визуализироваться особые затемнения, указывающие на пневмофиброз. Хотя подобные
          изменения характерны не только для коронавирусной инфекции, но и для других
          тяжелых бактериальных и вирусных пневмоний.

          Развитие пневмофиброза приводит к возникновению одышки,
          особенно после физической нагрузки, снижению работоспособности вплоть до
          инвалидности, приступам головокружения, сухому кашлю, болям в груди. В тяжелых
          случаях человек может не только терять способность к труду, но и к
          самообслуживанию. Именно для того, чтобы избежать подобных нежелательных последствий
          и требуется проведение восстановительных мероприятий или реабилитации после
          пневмонии и коронавируса.

          Пневмофиброз

          Когда можно приступать к реабилитации

          Многие, кто на себе почувствовал, что такое коронавирус,
          жалуются на одышку, быструю утомляемость, приступы головокружения и других
          подобные нарушения. Их наличие указывает на сохранение изменений в состоянии и
          функционировании легких. Именно на их устранение и направлена в большей степени
          программа реабилитации.

          Начинают работать над восстановлением организма после коронавирусной инфекции и тем более пневмонии можно с разрешения врача после окончательного купирования острого воспалительного процесса и нормализации температуры тела. Важно при этом исключить наличие нарушений работы сердечно-сосудистой системы и почек, поскольку в таких ситуациях восстановление будет проводиться по другой, особой программе.

          Реабилитацию стоит начинать как можно раньше, так как это обеспечит получение наилучшего эффекта, но и слишком спешить не стоит, чтобы не спровоцировать ухудшение самочувствия. Оптимальным вариантом станет получение разрешения лечащего врача, которое большинству больных предоставляется на 20—25 день после начала лечения.

          Здоровые легкие

          Что включает программа реабилитации

          При начале работы над восстановлением организма нужно
          учитывать тот факт, что программа реабилитации для каждого больного
          разрабатывается индивидуально с учетом степени тяжести перенесенного
          заболевания, характера пневмонии, обширности поражений легких, пола, возраста,
          веса, наличия сопутствующих заболеваний и ряда других факторов. В среднем
          программа восстановления после коронавирусной инфекции рассчитана на 2—12
          недель, причем, чем тяжелее протекало заболевание, тем дольше потребуется
          восстанавливаться после него. В тяжелых случаях реабилитация может растянуться
          на 6 и даже 12 месяцев. При этом при перенесении пневмонии стоит проходить реабилитацию
          курсами по 10 дней с перерывами в 3—5 дней.

          Чтобы максимально полно восстановить организм после
          коронавируса и в особенности пневмонии, больным рекомендуются:

          • дыхательная гимнастика;
          • ЛФК;
          • ингаляции;
          • лечебный массаж;
          • диета;
          • физиотерапия.

          Важно обеспечить человеку, перенесшему пневмонию или даже
          просто переболевшему коронавирусом, полный покой и правильный питьевой режим с
          употреблением не менее 2 литров воды в сутки за исключением других напитков.
          Важно соблюдать режим дня, придерживаться графика занятий дыхательной
          гимнастикой, ЛФК и приема пищи, а также ложиться спать в одно и то же время. Не
          лишним будет 30—60 минут прогуляться в парке вдали от скоплений людей, но
          только в сухую, теплую погоду. В холод, ветер, сырость лучше остаться дома.
          Одежду выбирают по сезону, а обувь обязательно должна быть удобной.

          Семейная прогулка в парке

          В помещении, где проживает больной, необходимо ежедневно
          проводить влажную уборку и регулярное проветривание. До полного восстановления
          рекомендуется отказаться от посещения сауны, бани и принятия горячей ванны.
          Обязательно требуется бросить вредные привычки, в частности отказаться от
          курения и употребления алкоголя.

          Таким образом, основными задачами реабилитации после
          пневмонии являются:

          • усиление кровотока и лимфотока в легких, что способствует
            рассасыванию воспалительного экссудата и является эффективной профилактикой
            развития осложнений, в частности фиброза легких;
          • обеспечение максимально полного выведения
            мокроты;
          • укрепление дыхательных мышц, восстановление
            нормальных параметров дыхания;
          • восстановление способности организма и органов
            дыхания адаптироваться к физическим нагрузкам, устранение синдрома хронической
            усталости;
          • восстановление работы сердечно-сосудистой,
            нервной и других систем организма.

          Поэтому разработка программы реабилитации должна
          осуществляться пульмонологом, а при наличии других сопутствующих заболеваний
          целой группой специалистов, в том числе кардиологом, неврологом,
          эндокринологом, офтальмологом. Качество восстановления организма проверяют
          путем проведения анализов на С-реактивный белок, lgE, антистрептолизин О, эозинофильный
          катионный белок, D-диаметр.
          Также через месяц и более может назначаться проведение контрольного рентгена
          или КТ легких, ЭКГ, спирографии и других видов исследований.

          Дыхательная гимнастика

          После перенесения воспаления легких следует выполнять ряд
          специальных упражнений, направленных на стимуляцию кровообращения, увеличение
          эластичности легочной ткани и стимулирование дыхательной мускулатуры. Весь
          комплекс следует выполнять ежедневно за час до еды в хорошо проветриваемом
          помещении, где предварительно была сделана влажная уборка. Изначально следует
          начинать с 7 минут, но постепенно продолжительность занятий доводят до 15
          минут.

          • Лежа на спине, следует медленно вдохнуть через
            нос на 3 счета, а затем на 5 счетов сделать протяжный выдох.
          • Сидя на стуле с прямой спиной и опущенными вдоль
            тела руками необходимо на вдохе поднять прямые руки над головой ладонями вверх
            и медленно опустить вниз на выдохе.
          • Стоя прямо с согнутыми в локтях руками и кистями
            на плечах на вдохе стоит на счет 3 плавно развести руки в стороны, а затем,
            медленно выдыхая через рот, сложив губы трубочкой, нужно вернуть кисти назад на
            плечи.
          Читайте также:  Положен ли отпуск солдату после пневмонии

          Каждое предложенное упражнение выполняют до 10 раз. Но в
          дыхательной гимнастике важно не количество повторений, а плавность,
          размеренность и регулярность повторов. При этом стоит избегать переутомления,
          поскольку этот нанесет вред организму. Поэтому стоит все упражнения выполнять в
          индивидуальном ритме. Иногда могут возникать головокружения, но если это
          происходит редко и не носит слишком острый характер, подобное стоит расценивать
          в качестве варианта нормы. Но появление других неприятных ощущений или
          изменений в состоянии следует расценивать в качестве признака неправильного
          выполнения упражнения.

          Поначалу, когда еще присутствует слабость, можно надувать шарики даже из положения лежа,а также выдыхать воздух через коктейльную трубочку, один конец которой опущен в стакан с водой или просто петь.

          Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

          Как только организм более-менее окрепнет, можно переходить к
          дыхательной гимнастике А. Стрельниковой, очень хорошо себя зарекомендовавшей
          при борьбе с последствиями пневмонии и COVID-19.

          ЛФК

          После вирусной пневмонии важно заниматься общеукрепляющей
          лечебной гимнастикой, так как это способствует быстрейшему восстановлению. ЛФК
          способствует укреплению ослабленных после длительного постельного режима мышц,
          стимулирует кровообращение и оказывает успокоительное действие на нервную
          систему. К выполнению упражнений следует приступать после дыхательной
          гимнастики, но они также должны быть подобраны в соответствии с состоянием
          больного и его индивидуальными особенностями.

          В среднем при отсутствии осложнений со стороны
          сердечно-сосудистой системы и других тяжелых нарушений показано выполнение
          следующего комплекса:

          • Поставив ноги на ширину плеч, руки положив на
            талию нужно плавно подниматься с вдохом на носки и с выдохом перекатиться на
            пятки.
          • Облокотившись на спинку стула предплечьями на
            вдохе необходимо плавно отвести ногу назад, чтобы она образовала с полом угол
            30°,
            а на выдохе вернуть в исходное положение. Затем упражнение повторяют со второй
            ногой.
          • В руки берут мяч и выводят их прямо перед собой
            на уровне груди. На вдохе мяч поднимают вверх, а на выдохе опускают назад.
          • Выполняют круговые движения плечами вперед, а
            затем в обратном направлении.
          • Стоя делают повороты туловищем влево и вправо,
            осуществляет в момент поворота выдох, а при возвращении в исходное положение
            вдох.

          ЛФК при пневмонии

          Все предложенные упражнения выполняют медленно не менее 12
          раз. Но перед началом занятий все же стоит проконсультироваться у лечащего
          врача во избежание развития нежелательных последствий.

          На более поздних сроках восстановления рекомендуется заниматься плаванием.

          Ингаляции

          Любые ингаляции пациентам, перенесшим пневмонию и
          коронавирусную инфекцию, могут назначаться только врачом в зависимости от
          особенностей состояния легких. Это определяет, какие препараты необходимы для
          более быстрого восстановления. К их числу могут принадлежать:

          • муколитики и отхаркивающие средства – АЦЦ,
            Лазолван;
          • бронхолитики – Беродуал, Вентолин, Сальбутамол;
          • ингаляционные кортикостероиды – Пульмикорт,
            Фликсотид.

          Также нередко рекомендуется выполнять ингаляции с
          минеральной водой. Как правило, предпочтение отдают сульфатно-магниевым водам.
          Предварительно из минералки выпускают газы и подогревают ее до 36–37°С.
          При использовании небулайзера взрослому и ребенку старше 12 лет необходимо
          налить в камеру прибора 10 мл подготовленной минеральной воды, для ребенка доза
          определяется на основании возраста.

          Ингаляция небулайзером

          Ингаляции проводят в спокойной обстановке как минимум через
          1,5 часа после еды. После завершения процедуры рекомендуется не есть и не пить
          хотя бы 30 минут, а также запрещается выходить на улицу в течение часа.

          Лечебный массаж

          О пользе лечебного массажа для восстановления после
          пневмонии уже давно известно. Он помогает улучшить кровообращение, ускорить
          протекание обменных процессов и тем самым способствует быстрому и максимально
          полному восстановлению легких. Дополнительно сеансы лечебного массажа помогут
          снять мышечное и нервное напряжение, повысить качество сна, побороть усталость
          и повысить настроение, что не менее важно для людей, перенесших коронавирус, в
          особенности с осложнениями.

          Лечебный массаж

          Также показано проведение специального перкуссионного
          массажа, с которым можно справиться в домашних условиях самостоятельно. Для
          этого больной ложится на спину или садиться. Помощник кладет руку ладонью ему
          на грудь и наносит по ней с умеренной силой ритмичные удары, прорабатывая всю
          область грудной клетки, начиная с нижнего края. Затем процедуру повторяют со стороны
          спины. Но важно выполнять все удары на симметричных зонах.

          Диета

          После перенесения тяжелых инфекционных заболеваний важно
          обеспечить организм всеми необходимыми ему питательными веществами, что
          позволит обеспечить максимально эффективное протекание процессов регенерации.
          Поэтому после пневмонии и коронавируса стоит уделить особое внимание рациону и
          построить повседневное меню так, чтобы основными его компонентами были:

          • легкоусвояемый белок, например, курятина,
            индейка, говядина, яйца, творог;
          • жирные кислоты, которыми особенно богаты лосось,
            треска, сельдь, орехи, натуральные растительные масла;
          • пищевые волокна, основными источниками которых
            являются свежие овощи и фрукты;
          • пробиотики, в качестве природных источников
            которых можно выделить молочнокислую продукцию и квашеную капусту;
          • железо, содержащееся в куриной и говяжьей
            печени, гречке.

          Диета после пневмонии и коронавируса

          При этом питание должно быть дробным, т. е. рекомендуется
          кушать не менее 5—6 раз в день небольшими порциями. Пить рекомендуется воду,
          хотя также можно употреблять несладкие компоты, морсы и травяные чаи. Например,
          хорошо помогают восстановиться после заболеваний легких чаи, приготовленные на
          основе цветков календулы, ромашки, травы чабреца. Они способствуют быстрейшему
          устранению воспалительного процесса и устранению интоксикации. Также можно
          употреблять отрав из плодов шиповника и облепихи в качестве естественного
          средства для укрепления иммунитета. Кроме того, в аптеках можно купить уже
          готовый грудной сбор, содержащий необходимые для быстрого восстановления
          органов дыхания травы в нужных пропорциях.

          Рекомендуется на время восстановления отказаться от употребления острой, жареной, копченой и чрезмерно сладкое еды и напитков.

          Дополнительно рекомендуется употреблять витаминно-минеральные комплексы, особенно если коронавирус и пневмония настигли человека в холодное время года, когда свежих овощей и фруктов не так много. Наиболее важны для правильного восстановления витамины А, С и группы В.

          Физиотерапия

          В ряде случаев пациентам назначается прохождение курса
          физиотерапевтических процедур, включая:

          • СМТ-терапию – подразумевает использование
            синусоидальных модулированных токов, что позволяет устранять спазмы и
            обструкцию бронхов, улучшать дренажную функцию легких;
          • полихроматически?