Цели и план сестринского ухода при пневмонии

Цели и план сестринского ухода при пневмонии thumbnail

Пневмония – воспаление легочной ткани. Большинство ее видов поддаются терапии только в больничных условиях. План лечения пациента разрабатывается врачом, а сестринский уход при пневмонии помогает его реализовать.

Виды пневмонии, требующие сестринского ухода

Сестринский процесс при пневмонии необходим в случае ее возникновения в детском и пожилом возрасте, при появлении осложнений, тяжелой форме ее протекания, наличии сопутствующих болезней. Необходимость ухода медицинской сестры, в зависимости от формы пневмонии:

  • очаговая – воспаление участка площадью не более 1 см у ребенка младше 5 лет;
  • очагово-сливная – присутствие нескольких очагов поражения;
  • долевая – распространение воспаления на весь орган;
  • острая – необходимо срочное помещение в реанимацию.

Виды пневмонии

Основные этапы ухода за больными

Поэтапный уход обеспечивает контроль здоровья пациента. Каждый этап сестринского процесса при пневмонии состоит из определенных мер диагностики, способов лечения, и других манипуляций.

Обследование пациента

На данном этапе пациенту оказывается первая сестринская поддержка, происходит знакомство. Больной осведомляется о местоположении туалета, столовой, комнат врачей, и о возможности экстренного вызова специалиста. При размещении в палате пациент должен подписать лист с согласием на медицинское обследование и лечение, в котором прописаны все обязательства обеих сторон.

Обследование начинается со сбора анамнеза и жалоб. Сестра должна выяснить следующую информацию у пациента:Обследование начинается со сбора анамнеза

  • наличие хронических заболеваний – особое влияние на течение пневмонии оказывают туберкулез, гепатиты, сифилис, ВИЧ-инфекция;
  • медикаментозное лечение в настоящее время;
  • необходимость регулярного приема лекарств – для поддержания самочувствия при сахарном диабете, нарушении давления и т. д.;
  • наличие аллергии;
  • злоупотребление вредными привычками;
  • нарушение сна или стула;
  • боязнь крови;
  • повышенная светочувствительность.

По окончании беседы сестрой устанавливается диагноз, включающий в себя сопутствующие болезни и симптомы пневмонии. Указываются и индивидуальные особенности пациента, которые могут повлиять на дальнейшее лечение – частые мигрени, присутствие аллергии, повышенная нервная возбудимость.

Симптомы пневмонии, определяемые во время обследования медицинской сестрой:

  • лихорадочное состояние;
  • высокая температура тела;
  • кашель, отхождение темной мокроты;
  • учащение пульса;
  • неравномерное дыхание;
  • общая слабость и недомогание;
  • болезненные ощущения в грудной клетке.

По результатам обследования сестрой, предыдущим анализам и прочим жалобам пациента врачом устанавливается тяжесть заболевания и особенности его протекания.

Оценка выявленных проблем

Кислородный ингалятор для облегчения дыхания при пневмонии

Кислородный ингалятор для облегчения дыхания при пневмонии

Следующий этап основывается на информации, полученной сестрой при диагностике пациента. Для улучшения его состояния при пневмонии назначается симптоматическое лечение. Оно включает в себя применение обезболивающих, жаропонижающих, мочегонных препаратов. При сильной одышке путем сестринского вмешательства устанавливается специальный кислородный ингалятор, облегчающий дыхание.

Примерный терапевтический курс определяется по установленному первичному диагнозу. Более точный вид болезни выявляется при проведении диагностических исследований. На данном этапе сестра определяет сопутствующие заболевания или симптомы, требующие дополнительной терапии. Пневмония может сопровождаться следующими осложнениями:

  • интоксикация – проявляется головокружением, нарушением пищеварения, тошнотой, рвотой;
  • дыхательная недостаточность – тахикардия, сильная боль в грудной клетке, одышка;
  • расстройства неврологического характера – повышенная тревожность, нарушение сна, страх перед болезнью.

Пневмония может сопровождаться тахикардией

Пневмония может сопровождаться тахикардией

При отсутствии терапии данных болезней и симптомов могут возникнуть осложнения, приводящие к хронической форме заболевания. В некоторых случаях при отсутствии врачебного и сестринского вмешательства возможно появление сердечно-сосудистой и легочной недостаточности, панических атак, нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

Составление и реализация плана терапии

Медикаментозное лечение пневмонии

Медикаментозное лечение пневмонии

После проведения первых двух этапов сестринского вмешательства при пневмонии окончательно определяется курс лечения. Больному рекомендуется соблюдать постельный режим, находиться в состоянии покоя, принимать назначенные препараты. Терапия направлена на снижение температуры, устранение кашля, снятие болевых ощущений. Если кашель сухой, то назначаются средства для улучшения отхождения мокроты.

Сестринское ассистирование может помочь при затруднении самостоятельного отхаркивания. Для этого используются специальные шпатели или баллончики. Сестра обязана оказать помощь и при других проблемах – при нарушении стула она устанавливает клизму, а при воспалении кожных покровов осуществляет втирания. При необходимости вводятся дополнительные препараты для улучшения самочувствия.

Питание при пневмонии корректируется медицинским персоналом и сестрой – пациенту предлагают блюда с большим количеством молочных продуктов, овощей и фруктов. Такая диета укрепляет иммунитет и способствует выздоровлению. При интоксикации она строго ограничена и представляет собой прием жидких супов и безмолочных каш, морсов и травяных отваров. В тяжелом случае назначается голодание – сестра поддерживает организм за счет внутривенного вливания питательных растворов.

Сестринская помощь пациенту на данном этапе:

Контроль положения пациента при пневмонии

Контроль положения пациента при пневмонии

  • поддержание климата и чистоты в палате;
  • сообщение о начале медицинских процедур;
  • контроль положения пациента – его нужно периодически переворачивать;
  • своевременная чистка медицинских приборов личного пользования;
  • стимулирование активности пациента соответственно возрасту и степени тяжести болезни;
  • обучение больного правильному дыханию;
  • проведение гигиенических процедур или напоминание об их необходимости.

Анализ эффективности терапии

Скорость выздоровления определяется активностью медицинской сестры и правильностью подобранного лечения. При соблюдении всех условий пневмония отступает через 2 недели после начала терапии в больничных условиях. При отсутствии улучшений лечебный курс корректируется врачом – изменяется дозировка препаратов, питание, частота и вид физиотерапии. Сестринская помощь заключается только в уходе за пациентом и контроле за прохождением процедур.

Лечение пневмонии не редко зависит от сестринской поддержки

Лечение пневмонии не редко зависит от сестринской поддержки

Нередко эффективность лечения пневмонии зависит от сестринской поддержки. При установлении доверия пациенты могут жаловаться на ухудшение самочувствия именно ей, врачам об этом часто ничего не говорят. Чаще всего сестре поступают жалобы на отсутствие эффекта от терапии, появление запоров, одышки, непрекращающуюся боль в груди.

При полном выздоровлении пациент выписывается. Для предотвращения возникновения рецидива пневмонии рекомендуется проходить регулярные обследования в течение года. Дополнительно для поддержания восстановительного процесса врач может назначить курс иммуностимулирующих препаратов и витаминных комплексов, рекомендовать изменение образа жизни – следует отказаться от вредных привычек, регулярно выполнять гимнастику. Хороший эффект окажет периодическое санаторно-курортное лечение.

Обязанности медсестры

Медицинская сестра ежедневно должна выполнять следующие обязанности:

Медсестра собирает биоматериала для диагностики пневмонии

Медсестра собирает биоматериал для диагностики пневмонии

  • проверка состояния пациента, знакомство с больничным распорядком при его поступлении;
  • осуществлять контроль санитарного состояния больничных палат, регулярной уборки и проветривания;
  • сбор биоматериала для диагностики (кал, моча, кровь);
  • смена постельного белья по мере необходимости;
  • измерение температуры тела, пульса, дыхания, количества мокроты пациента, занесение данных в больничный лист;
  • информирование врача о состоянии больных;
  • транспортировка пациентов до процедурных или диагностических кабинетов;
  • раздача медикаментов;
  • проведение некоторых медицинских процедур – постановка уколов, горчичников, банок, клизм;
  • ведение учета выдачи лекарственных препаратов и дежурств;
  • оказание экстренной доврачебной помощи.
Читайте также:  Клебсиелла пневмония в посеве из влагалища

У детей пневмония протекает более тяжело, поэтому маленьким пациентам необходим особый уход. Наибольшее внимание медицинской сестре следует оказывать младенцам и детям младше трех лет. Такая сестринская помощь заключается в следующих рекомендациях для родителей:

Следить за личной гигиеной ребенка

Следить за личной гигиеной ребенка

  • чаще брать ребенка на руки;
  • кормить большим количеством фруктов;
  • не кормить младенца насильно;
  • не пеленать туго;
  • следить за гигиеной ребенка.

Медицинская сестра предупреждает взрослых о возможных побочных эффектах терапии, проводит профилактику вздутия живота. Многие молодые родители негативно относятся к большому количеству лекарств в младенческом возрасте – в этом случае сестринская помощь заключается в убеждении в правильности и необходимости приема медикаментов для лечения пневмонии.

Лечебная дыхательная гимнастика

С ее помощью улучшаются газообменные процессы в легких, местное кровообращение, восстанавливаются функции капилляров. Это снимает одышку при пневмонии, улучшает работу органов дыхания, укрепляет местную мускулатуру и расслабляет мышцы туловища. Проведение такой гимнастики под контролем сестринской поддержки ускоряет процесс выздоровления. Упражнения имеют некоторые противопоказания:

  • высокая температура;
  • лихорадка;
  • интоксикация;
  • сердечная недостаточность;
  • сильная слабость;
  • присутствие ВИЧ-инфекции;
  • онкологические болезни.

Как правило, медицинская сестра рекомендует ее выполнение пациентам при начале выздоровления. Она осуществляет контроль за частотой и правильностью ее проведения. Упражнения следует делать сидя или лежа на кровати, не торопясь. Сестринское вмешательство в это время заключается в контроле пульса – он не должен повышаться.

Дыхательную гимнастику при пневмонии нужно выполнять трижды в день по 10–15 минут. В процессе выздоровления сестра может добавить ходьбу во время дыхания – тогда продолжительность упражнений возрастает до 20–30 минут.

Основные упражнения:

  • очищающее дыхание – глубокий вдох задерживается на несколько секунд, затем воздух через рот выталкивается короткими толчками;
  • с плотно сжатыми губами – глубокий вдох носом, выдох ртом через несколько секунд, губы при этом не разжимать;
  • произношение звуков – выполняется так же, как очищающее дыхание, но при выдохе необходимо произносить короткие звуки.

Лечебная дыхательная гимнастика

Каждое упражнение нужно повторять по 8–10 раз.

Видео по теме: Пневмония

Источник

1 этап. Сбор информации

– Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке,одышка.

История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

– Объективные методы обследования:

Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.

При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови – нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ;

Рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного. У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

Цели:

· Краткосрочная – не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений, уменьшить выраженность одышки в течение недели.

· Долгосрочная – устранить симптомы болезни к моменту выписки.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает: организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию. Независимые вмешательства: активное посещение больного до полного выздоровления, наблюдение за реакцией ребенка на лечение,  динамическое наблюдение и оценка общего состояния пациента: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания, обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции, консультирование и его родителей относительно его здоровья, проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.

Сестринский процесс при пневмонии

План ухода:

1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родственниками о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родственникам о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день.

Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты

3. Обеспечивать организацию и контроль над питанием

4. Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом о питании; рекомендовать употребление продуктов с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи.

Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей

4. Организация досуга

Реализация ухода:

Независимое вмешательство: Рекомендовать родственникам принести любимые книги, газеты и др.

Мотивация: Создание условий для соблюдения режима.

5. Создание комфортных условий в палате

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате

Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне.

6. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи. Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; рекомендовать принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.

Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым

7. Выполнять назначения врача

Реализация ухода:

Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии

Читайте также:  Что показывает анализ крови при пневмонии у взрослых

Независимые вмешательства: Объяснить пациенту про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры.

Мотивация: Этиотропное лечение.

Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечениеРеализация ухода:Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачуМотивация:Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник

Сестринский уход при пневмонии у взрослых

Чтобы организовать сестринский процесс при пневмонии, нужно грамотно выстроить этапы оказания помощи, верно оценить тяжесть течения болезни и ряд других факторов. Давайте, разберемся.   

Пневмония – это неспецифическое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются НДП и альвеолы.

Патология сопровождается нарушением дыхания (кашель, затрудненное дыхание, хрипы и др.), а также воспалительной инфильтрацией здоровых участков легочной ткани, что подтверждается данными рентгенологического исследования.


Больше статей в журнале

«Главная медицинская сестра»

Активировать доступ

Пневмония: показания к госпитализации, принципы лечения

Пневмония относится к одним из самых распространенных инфекционных патологий. Так, среди пациентов старшей возрастной группы процент заболеваемости воспалением легких стремится к 40%.

При этом точный диагноз удается установить лишь в каждом третьем случае, а у остальных пациентов не выявленное вовремя заболевание способно привести к тяжелым осложнениям и смерти.

Дополнительные критерии внебольничной формы пневмонии, требующей лечения в стационаре:

  1. Септицемия.
  2. Вовлечение в процесс нескольких долей легкого.
  3. Образование плеврального выпота или полостей в легком.

Дети школьного и дошкольного возраста при неосложненном течение пневмонии могут лечиться амбулаторно.

Принципы организации наблюдения за пациентами

Рекомендации НАСКИ по профилактике пневмонии, посмотреть и скачать вы можете в Системе Главная медсестра

 Сестринский уход при пневмонии

Скачать рекомендации

Показаниями к срочной госпитализации являются:

  • детский возраст до 6 месяцев;
  • дети, вне зависимости от возраста, в тяжелом состоянии или с осложненным течением заболевания;
  • отсутствие положительного эффекта от амбулаторной терапии;
  • дети из семей группы социального риска.

Основные принципы лечения пневмонии:

  1. Постельный режим на весь период повышения температуры тела.
  2. Полноценное питание с учетом возрастных особенностей.
  3. Антибиотикотерапия.
  4. Инфузионная терапия.
  5. Симптоматическое лечение (муколитики).
  6. Физиотерапия (ЛФК, массаж).

Как организовать сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс – неотъемлемое понятие современной модели сестринского дела.

Он включает в себя:

  • беседу с больным и его близкими на предмет возможных проблем (о которых сам пациент может даже не догадываться);
  • помощь в решении проблем в пределах своей компетентности.

Сестринский уход при пневмонии у детей

Сестринский процесс при пневмонии у детей достаточно специфичен. Дело в том, что дети-пациенты могут идти на различные ухищрения для того, чтобы избежать неприятных лечебных процедур (уколов, капельниц, ингаляций и др.).

Именно поэтому они нуждаются в пристальном внимании со стороны сестринского персонала отделения.

Сестринский уход при пневмонии у детей включает в себя 5 этапов:

  1. Обследование (сбор анамнеза).
  2. Диагностику (определение потребностей).
  3. Целеполагание, планирование ухода.
  4. Выполнение плана ухода.
  5. Оценка и пересмотр ухода (при необходимости).

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

I этап: сестринское обследование

Зрительная оценка общего состояния больного и жизненно важных функций:

  • сознания;
  • дыхания;
  • кровообращения.

Это помогает выявить:

  1. Бледность кожи.
  2. Акроцианоз.
  3. Герпетическое поражение кожи.
  4. Меньшее участие грудной клетки на стороне пораженного легкого в акте дыхания.

После этого медицинская сестра подсчитывает пульс и ЧСС (для того, чтобы исключить тахикардию), производит аускультацию легких, замеряет АД (проверяет наличие артериальной гипертензии), температуру тела, собирает сведения о принимаемых медикаментах.

Исследование легких позволяет обнаружить:

  • укорочение перкуторного звука в области пораженного легкого;
  • усиление бронхофонии и голосового дрожания;
  • аускультативно – ослабленное дыхание на ограниченном участке, локально выслушиваемое бронхиальное дыхание, мелкопузырчатые хрипы, инспираторная крепитация.

Описание сестринского процесса

В ходе сестринского ухода при пневмонии медсестра должна наладить добрые, доверительные отношения с больным и выяснить, на что он жалуется:

  1. Сухой кашель.
  2. Боль в груди при дыхании.
  3. Затрудненное дыхание.
  4. Лихорадка;
  5. Озноб.

Необходимо обратить внимание на обстоятельства возникновения заболевания (общее переохлаждение, перенесенная ОРВИ, грипп и др.), на длительность заболевания (в днях), а также то, до каких значений поднималась температура тела, и какие препараты принимал больной.

Медсестра отмечает внешний вид больного (поверхностное дыхание, румянец с одной стороны, участие крыльев носа в дыхании), производит термометрию, измеряет ЧДД, пульс, АД.

Как разработать СОПы и алгоритмы для медсестер процедурного кабинета

Чтобы процедурные медсестры соблюдали эпидбезопасность, правильно выполняли манипуляции и заполняли документы, регламентируйте их работу с помощью СОПов и алгоритмов.

Какие документы разработать и что в них учестьчитайте в Системе Главная медсестра.

Скачайте готовые СОПы по забору крови и журналы учета прививок и инфекционных заболеваний.

Скачать готовые алгоритмы

Основные симптомы пневмонии, учитывающиеся в сестринском уходе при пневмонии у взрослых и детей:  

  • высокая температура тела;
  • озноб;
  • боль в груди;
  • поверхностное дыхание;
  • цианоз губ в сочетании с румянцем на щеках;
  • герпетические высыпания;
  • отставание пораженной части грудной клетки в дыхании;
  • ограничение подвижности края легкого;
  • укорочение перкуторного звука над стороной поражения;
  • дыхание везикулярное, ослабленное (при аускультации легких);
  • крепитации, хрипы (сухие или влажные);
  • шум трения плевры (при ее вовлечении);
  • выраженная интоксикация вплоть до развития инфекционно-токсического шока.

II этап: определение проблем пациента

Основные проблемы больного, которые выявляет сестринский уход при пневмонии:

  • подъем температуры тела до 38-39°С;
  • головная боль, боль в мышцах;
  • боль в груди;
  • озноб;
  • кашель (сначала сухой, затем влажный);
  • одышка;
  • отхождение мокроты (с примесью гноя или крови);
  • повышенное потоотделение;
  • плохой сон и аппетит;
  • общая слабость.

На догоспитальном этапе решение этих проблем включает в себя мероприятия по снижению температуры, строгий постельный режим и обильное теплое питье.

Описание этапа

Проблемы больного делятся на:

  1. Настоящие (перечислены выше, кроме высокой температуры и боли в груди).
  2. Потенциальные (связаны с риском развития тяжелых осложнений).
  3. Приоритетные (лихорадка, боль в груди).
Читайте также:  Для лечения пневмонии был назначен антибиотик широкого спектра

 Сестринские диагнозы при пневмонии

  • одышка (инспираторная или смешанная) – связана с прекращением участия пораженной доли легкого в дыхательном акте;
  • боль в груди при кашле или дыхании – признак перехода воспалительного процесса на плевру;
  • лихорадка (постоянная или атипичная);
  • сухой кашель (возникает при раздражении плевры);
  • влажный кашель (способствует выведению мокроты из бронхов и легких).

☆ Организация профилактики внутрибольничной пневмонии, скачайте памятку по профилактике ВП и ВАП в Системе Главная медсестра.

Сестринский уход при пневмонии

Скачать памятку

III этап: план ухода при пневмонии

План сестринского ухода при пневмонии включает в себя следующие мероприятия:

  1. Обеспечение следования больными предписанному режиму.
  2. Уход за больными с высокой температурой тела.
  3. Четкое и своевременное выполнение врачебных назначений.
  4. Контроль дыхания, пульса, АД пациентов.
  5. Контроль характера и количества отделяемой при кашле мокроты.
  6. Контроль регулярной смены постельного и нательного белья.
  7. Контроль качества и режима питания больных.
  8. Обучение пациентов дыхательным и дренажным упражнениям.

Описание сестринского процесса

Для того, чтобы уменьшить одышку у больного с воспалением легких, медсестра:

  • помогает ему принять удобное возвышенное положение в сухой и чистой постели;
  • обеспечивает приток свежего воздуха (достигается путем проветривания помещения);
  • подает увлажненный кислород каждый час по 5-10 минут (по назначению врача).

Мероприятия для уменьшения болевых ощущений при кашле и дыхании:

  • уложить больного на больной бок в возвышенном положении;
  • обеспечить больному покой, научить его методике расслабления мышц в первые дни заболевания;
  • использовать круговые горчичники при снижении температуры тела;
  • использовать анальгетики в виде таблеток или уколов и противокашлевые препараты (и то, и другое – по назначению врача).

Для постепенного снижения температуры без развития осложнения медсестра:

  • применяет влажное обтирание пациента водой с добавлением этилового спирта;
  • раздевает больного, обеспечивает свежий воздух в помещении;
  • накладывает грелки со льдом на проекции крупных сосудов через чистую ткань;
  • готовит 2 мл в/м 50%-ного раствора анальгина и 1 мл 1%-ного раствора димедрола (смесь вводится по назначению врача);
  • вводит антибиотики строго в назначенное врачом время;
  • регулярно контролирует самочувствие, АД, пульс, дыхание, внешний вид пациента;
  • организует дробное питание малыми порциями и обильное теплое питье;
  • внимательно следит за психическим состоянием больного во избежание развития психоза.  

Как устранить риски при вербальном назначении препаратов расскажем в журнале «Главная медицинская сестра».

В помощь  –  пошаговая инструкция для персонала и памятки для пациентов.

Вербальные назначения лекарств

Скачайте инструкции

Для перехода сухого непродуктивного кашля во влажный со свободным отхождением мокроты медсестра проводит следующие мероприятия:

  1. Дает больному теплое щелочное питье.
  2. Дает муколитические, бронхолитические, отхаркивающие средства, ставит горчичники (по назначению врача).
  3. Выполняет массаж грудной клетки.
  4. Обучает больного технике дыхательной гимнастики.

Медсестра в ходе сестринского процесса при пневмонии должна:

  • обеспечить больному полный физический и психологический покой, постельный режим, успокаивает его, следит за состоянием и поведением, разъясняет суть заболевания и лечения;
  • использует методы физического охлаждения – компрессы, обтирания и др.;
  • обеспечивает больного обильным витаминизированным питьем – соками, морсами, травяными чаями и настоями;
  • смазывает губы больного вазелином или глицерином 2 раза в день;
  • обеспечивает питание больного 6-7 раз в день небольшими порциями жидкой и протертой пищей;
  • регулярно проветривает палату пациента;
  • тщательно ухаживает за кожей и слизистыми;
  • дает больному жаропонижающие препараты по назначению лечащего врача.

Эти мероприятия проводятся с целью:

  1. Снижение нагрузки на организм.
  2. Нормализации психического состояния больного.
  3. Снижения температуры тела, снятия лихорадки.
  4. Уменьшения проявлений интоксикации.
  5. Профилактики растрескивания губ.
  6. Повышения защитных сил организма.
  7. Обогащения кислородом воздуха помещения.
  8. Предупреждения тяжелых инфекционных осложнений.

На этом этапе сестринского ухода при пневмонии медсестра контролирует общее состояние больного – цвет кожи, пульс, ЧСС, ЧДД, АД.

Кроме того, она должна обучить родственников пациента организовывать его питание, проветривать палату, ухаживать за кожей и слизистыми, осуществлять влажную уборку с использованием антисептических растворов.

IV этап: сестринские вмешательства

Сестринский процесс при пневмонии на данном этапе осуществляется в соответствии с составленным планом.

Его цели:

  • психологическая поддержка пациента;
  • профилактика осложнений, борьба с ними;
  • соблюдение диеты, режима, всех врачебных назначений;
  • осуществление плана сестринских вмешательств.

IV этап: сестринские вмешательства

Действие медсестры делятся на:

  • независимые:
  • успокоение больного;
  • обеспечение физического и психологического покоя;
  • помощь в принятии удобного положения в постели;
  • обеспечение доступа свежего воздуха;
  • предоставление больному теплого щелочного питья;
  • постановка горчичников;
  • подача кислорода;
  • своевременная смена постельного и нательного белья;
  • обработка плевательниц;
  • кормление тяжелобольных пациентов;
  • контроль жизненных показателей – пульса, ЧДД, ЧСС, АД, физиологических отправлений;
  • контроль характера мокроты.
  • взаимозависимые:
  • организации консультации по физиотерапии, лечебной физкультуре, дыхательной гимнастике;
  • зависимые:
  • забор биоматериала на исследование;
  • подготовка пациента к исследованиям и консультациям;
  • своевременная раздача медикаментов, введение инъекций;
  • выполнение всех врачебных назначений.

V этап: оценка сестринского ухода при пневмонии

Этот этап сестринского ухода при пневмонии у детей и взрослых включает в себя оценку эффективности сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели, а также корректировку мероприятий при необходимости.

Пациент обязательно ставится в известность о результатах оценки – он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

Оценка носит индивидуальный характер и производится медсестрой непрерывно. Если проблема успешно решена, медсестра обосновывает это в сестринской истории болезни.

Если же задача не решена, нужно выявить причины этого и скорректировать план сестринского ухода при пневмонии у взрослых и детей. Ошибки выявляются путем поэтапного анализа всех действий медицинской сестры.  

Критерии эффективности

Если в течение 6 дней пациент отмечает снижение температуры сначала до субфебрильных значений, а затем полную ее нормализацию, то цель считается достигнутой. В свою очередь, цель делится на:

  • краткосрочную – уменьшение лихорадки к концу недели до субфебрильных цифр;
  • долгосрочную – полное исчезновение лихорадки к моменту выписки.

 Эффективность сестринских вмешательств оценивается по мере их реализации. Если в запланированный срок цель не достигнута, составляется дальнейший план сестринского ухода при пневмонии.

Узнать, какие подходы применяют к лечению пневмонии в США, вы можете на сайте Центров по контролю заболеваний CDC. О контроле качества медпомощи читайте экспертные материалы в Академии Google.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Источник