4 класс окружающий мир ожоги

4 класс окружающий мир ожоги thumbnail

Классный час

«Первая помощь при ожогах».

                                                                   Индрисова  Светлана  Юрьевна

                                                                 учительница начальных классов

                                                                        МБОУ СОШ №5

                                                                   а.Блечепсин  Республика Адыгея

Тема: «Первая помощь при ожогах»

Цели: ознакомить учащихся с причинами получения ожогов. степенью их тяжести, обучить действиям по оказанию первой помощи при ожогах.

Оборудование: плакат – характеристика ожогов; чайная ложка, пищевая сода, стакан воды, столовый уксус, стерильная повязка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Учитель. Неосторожное с огнем обращение

                 Ведет к ожогам, к сожалению.

                   На всякий случай надо знать,

                   Как при  ожогах помощь оказать.

        Будем сегодня этому учиться.

                    Следуя принципу – все в жизни пригодится.

2. Введение в тему занятия.

Учитель. Всегда ли мы знаем, как поступить, чем помочь, если человек попал в беду.

Наверное, многим, к  сожалению, приходилось быть свидетелем типичной картины дорожного происшествия: скрежет тормозов автомашины, человек, распростертый на асфальте… К пострадавшему немедленно устремляются десятки людей. Толпа растет. Все хотят помочь. Но,   кроме желания, необходимо умение. И тут, как правило,   выясняется, что для типичной картины несчастного случая типично и неумение оказать первую доврачебную помощь.

Конечно, в городе можно достаточно быстро вызвать «скорую помощью», и минут через десять-двадцать зазвучит сирена приближающейся машины. Но и за это короткое время человек может истечь кровью, если не нало жить жгут, погибнуть от удушья, если не сделать искусственное дыхание , может впасть в состояние глубокого шока от боли при неумелой попытке «вправить перелом» или  «переложить поудобнее». А вдруг у пострадавшего перелом позвоночника или основания черепа, или костей таза? Тогда такая «помощь» становится смертельно опасной.

Так можно ли в наше время мириться с подобным невежеством? Разве не должен каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь своему ближнему?

Зачем нужны такие знания? Только медицински грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, от чего зависят не только здоровье, но зачастую и жизнь попавшего в беду человека. Вот почему этому нужно учиться самым серьезным образом.

Поэтому основная цель нашего сегодняшнего занятия – приобрести прочные знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при ожогах.

3.  Беседа « Как оказать помощь при ожогах».

Учитель. Ожоги возникают вследствие несчастных случаев при неосторожном обращении с огнем, горячими жидкостями, разнообразными химическими веществами, горючими материалами. Тяжесть ожога зависит от глубины повреждения и еще в большей степени от его распространения. Ожоги, занимающие не более 10 % поверхности тела, считаются легкими. Более обширные ожоги (свыше 10 %) сопровождаются тяжелым осложнением – ожоговым шоком – и представляют серьезную опасность для жизни.

В зависимости от характера местных изменений специалисты различают четыре степени ожоги: 1 степень – появляется краснота, припухлость, болезненность, все эти явления обычно проходят через 2-3 дня, 2 степень- образуются пузыри, заживление наступает не ранее чем на 5-6-е сутки, а то и позднее, 3 степень – поражена вся толща кожи, 4 степень – наступает омертвение кожи и глубжележащих тканей, иногда вплоть до обугливания.

   Благоприятный прогноз бывает при ожоге кипятком и паром, так как при этом возникает поражение только верхнего слоя кожи. Наиболее глубокие ожоги вызывает пламя.

В таких случаях нужно действовать быстро и решительно. Если на пострадавшем горит или тлеет одежда, немедленно накиньте на него одеяло, брезент, плащ или другую плотную ткань и прижмите ее к телу. Если одежда продолжает тлеть ее заливают водой. При ошпаривании кипятком или паром рекомендуется быстро снять одежду с пострадавшего( ожоги при этом бывают поверхностные, и эта процедура не вызывает у больных дополнительных страданий). Если ожог связан с воздействием пламени, одежду разрезают. При этом прилипшие к телу части одежды нельзя отрывать от кожи. Их осторожно обрезают по краям и поверх них накладывают стерильную повязку( повязки применяют при ожогах 2 и 3 степени). В случае обширного ожога больного завертывают  в чистую, проглаженную утюгом простыню. Оказывая первую помощь, ни в коем случае не смазывайте кожу, мазями, маслом или другими домашними средствами, также нельзя прокалывать ожоговые пузыри.

        При химических ожогах обожженное место обильно промывают водой. Если есть возможность, применяют средства, нейтрализующие действие химических веществ. Кислоты нейтрализуют слабыми растворами щелочей (например, пищевой содой  – из расчета 1 чайная ложка на 1 стакан воды), а щелочи – слабыми растворами кислот (например, столовым уксусом – из расчета  1 чайная ложка  на стакан воды). На обожженную поверхность накладывают сухую чистую повязку.

    Можно применять холодную воду и при обычных местных ожогах. Обожженную конечность надо немедленно погрузить в холодную воду либо подставить под струю на 20 -30 минут до прекращения жжения и болей. Более сильного  охлаждения и болеутоляющего эффекта можно достичь, смочив кожу одеколоном. В целях уменьшения болей до приезда врача обожженному можно дать внутрь обезболивающие лекарства – амидопирин , анальгин. Кроме того , рекомендуется поить его горячим чаем.

4. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания для закрепления:

  1. Назовите причины возникновения ожогов.
  2. Какие показатели влияют на тяжесть ожогов.
  3. Какие ожоги считаются легкими?
  4.  Какие ожоги представляют наибольшую опасность?
  5. Дайте характеристику ожогам 1 степени; 2 степени ; 3 степени; 4 степени.
  6. При каком поражении (чем?) ожог благоприятнее поддается лечению?
  7. Что вызывает  наиболее глубокие ожоги?
  8. Что нужно сделать, если на пострадавшем горит или тлеет одежда?
  9. Что в первую очередь нужно сделать пострадавшему, ошпаренному кипятком или паром?
  10.  В каком случае разрезают одежду?
  11.  При каких ожогах применяют стерильную повязку?
  12.  Какими мазями можно смазывать ожоги?
  13.  При каких ожогах обожженное место промывают водой?
  14.  Для чего обожженную конечность погружают в холодную воду?
  15.  При каких обстоятельствах и для каких целей коже смачивают одеколоном?
  16.  Какие обезболивающие средства можно дать потерпевшему?
  17.  Части одежды прилипли к телу. Что нужно делать?
  18.  Покажите, как вы будете накладывать стерильную повязку на преждевременную поверхность.
  19.  Сделайте раствор для оказания помощи при ожоге химическими кислотными веществами.
  20.  Что предпримите в случае обширного ожога?
  21.  Приготовьте раствор для оказания помощи при ожоге химическими щелочными веществами.

5. Итог занятия.

Учитель. Вы молодцы, достаточно хорошо овладели знанием действий и приемов оказания первой помощи при ожогах. Нужно ли это вам? Пригодятся ли эти знания и умения в жизни?

В жизни ребята надо уметь

Опасность предвидеть, на помощь поспеть.

Пожаров , ожогов лучше не допускать,

Но если придется, действия верные выполнять.

                  Учащийся (читает  стихотворение).

                  Пламенем охвачена нога…

                 Будь решительным, когда пришла беда.

                Ткань или вода потушит все сполна,

                  И одежда снята быть должна.

Кусочки от раны нельзя отрывать,

А осторожно с ожога срезать,

Повязку поверх надо нам наложить,

Как можно быстрее, «03» позвонить.

Источник

МКОУ «Безголосовская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

«Оказание первой помощи при ожогах»

Выполнила учитель начальных классов

Проскурина Любовь Викторовна

Барнаул 2017г.

Содержание

Введение

  1. Понятие. Виды ожогов.

  2. Первая помощь при ожогах.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Нам не раз приходилось бывать в экстремальных ситуациях, когда дорога каждая секунда, когда требуется максимально собраться и принять верное решение. Одна из таких ситуаций, когда вы, ваши родные или просто посторонний человек нуждаются в оказании первой помощи при ожогах.

Первая помощь – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшего при повреждениях, несчастных случаях.

Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу же на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.

  1. Понятие. Виды ожогов.

Ожог –это повреждение покровов тела (реже слизистых оболочек) человека в результате воздействия различных факторов: высоких температур (термический ожог), химических веществ (концентрированные кислоты, едкие щелочи – химический ожог), электротока (электротермический ожог) и ионизирующего излучения (лучевые ожоги)

Термический ожог может быть вызван действием горячей жидкости, пара, пламени, раскалённых инструментов и т.д.

Химический ожог возникает при воздействии химических веществ, обладающих прижигающим действием, – кислот, щелочей, солей тяжёлых металлов.

Солнечный ожог возникает после длительного пребывания на солнце и дополняется он общим перегреванием тела.

Электротермический ожог возникает при нахождении человека вблизи места короткого замыкания в сети с образованием вольтовой дуги или искры. К электротравмам относится и поражение молнией.

  1. Первая помощь при ожогах.

  1. Термический ожог

Признаки и симптомы при ожогах:

  • Боль. Покраснение кожи – 1 степень

  • Появились волдыри – 2 степень

  • Раны, волдыри лопнули – 3 степень

  • обугливание и отсутствие чувствительности – 4 степень

Что нужно делать:

  • Убрать поражающий фактор!

  • Охладить место ожога

  • 1 и 2 степень – охлаждать проточной водой 10 – 15 мин

  • 3 и 4 – чистая влажная повязка, потом охладить с повязкой в стоячей воде

  • закрыть влажной повязкой

  • покой и противошоковые меры

  • Снять все вещи с обожженного участка тела. Прилипшую одежду отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога.

  • Вызвать «Скорую помощь» или доставить в медицинское учреждение.

Чего делать нельзя:

  • Смазывать любым маслом, кремом, мазью, белком и т.п., наносить пену (пантенол) на только что обожженное.

  • Отрывать прилипшую одежду.

  • Прокалывать пузыри.

  • Мочиться (писать) на ожог.

  1. Химический ожог

  • снять пропитанную химическими веществами одежду.

  • обильно промыть обожженные участки тела под струей воды. необходимо знать, что в оказание первой помощи при химических ожогах входит нейтрализация действия химических веществ:

если вы обожглись кислотой – обмойте поврежденный участок кожи мыльной водой или 2-х процентным раствором питьевой соды (это 1 чайная ложка питьевой соды на 2,5 стакана воды), чтобы нейтрализовать кислоту;

если ожог вызван щелочью, промытые водой пораженные участки кожи обработайте раствором лимонной или борной кислоты (половина чайной ложки порошка на стакан воды) или столовым уксусом, наполовину разбавленным водой.

  • на область ожога наложить сухую стерильную повязку.

  • обратиться к врачу.

  1. Солнечный ожог

При солнечном ожоге:

во-первых, необходимо принять холодной или прохладный душ. Если пострадавший не в состоянии самостоятельно принять душ, его следует обмыть холодной водой.

во-вторых, необходимо пить много жидкости (чай, молоко, морс) для восстановления баланса воды в организме.

в-третьих, в число методов оказания первой помощи при сильных солнечных ожогах, смазать кожу борным вазелином или сделать компресс из раствора календулы. Календула – это лекарственное растение, настойка календулы продается в любой аптеке. Для компресса необходимо развести настойку календулы в холодной воде в пропорции 1: 10.

в-четвертых, если поднялась температура, необходимо выпить любое жаропонижающее средство, например, аспирин.

Если пострадавший с обширным ожогом, то следует вызвать врача. Врач введет обезболивающее средство и назначит лечение.

  1. Электротермический ожог

Правила оказания первой помощи: главное, вывести пострадавшего из зоны воздействия тока – обесточить источник поражения либо постараться оттащить человека с помощью любого предмета, не проводящего электрический ток. Далее необходимо следовать тем же правилам оказания первой помощи, что и при термических ожогах.

Заключение

Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей. В соответствии с этим первая помощь делится на: дилетантскую (неквалифицированную), санитарную и специальную.

Жизнь и здоровье пострадавшего человека обычно зависят от оказания первой помощи лицами без специального медицинского образования – дилетантами; в связи с этим необходимо, чтобы каждому гражданину были, известны сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи. Это необходимо еще и потому, что бывают случаи, когда пострадавшему приходится оказывать первую помощь самому себе; это так называемая “самопомощь”.

Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Ее задача заключается в предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

Список использованной литературы

1. Большая энциклопедия народной медицины. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 1088с.

2. Под ред. акад. АМН СССР В.И. Покровского – Малая медицинская энциклопедия (том 1)., Изд-во: М.: Советская энциклопедия, 2001г.

Источник

Урок «Окружающий мир» в 4 классе

по УМК под редакцией Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века»

Занятие – практикум в 4 классе

«Первая помощь при несчастных случаях»

Цели:

  1. Научить учащихся оказывать первую помощь,
  2. Развивать навыки совместных действий по оказанию первой медицинской помощи;
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Плакаты с пословицами, иллюстрациями по теме, памятка ” Помощь при несчастных случаях”.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Звучит первый куплет песни ” Улыбка”.

– Ребята подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка- успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при    любых обстоятельствах.   Знания, которые   вы   получите   сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай.

2. Мотивация к учебной деятельности.

– Обратите внимание на оформление доски. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашей встречи. (Мнения детей)

–  Итак, тема нашего занятия: ” Первая помощь при несчастных случаях».
– Для успешной работы у нас открыто медицинское рекламное агентство. Два ученика произносят девиз: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу”.

Если с вами случится беда-

Доктор рядышком с вами всегда.

 Всех излечит, исцелит

Наш школьный доктор….

– Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие  ”  несчастный  случай”.  Какие  случаи относятся к несчастным? (Ответы детей.)

– Обратимся за справкой: ” Несчастный случай- нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.

– Как вы считаете, что нужно делать, если произошел несчастный случай? (Ответы детей) – В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода врача сделать всё возможное,    чтобы    облегчить    боль,    спасти    жизнь пострадавшего, помешать развитию последствий серьёзных травм. Такая помощь (называется первой помощью)

– Сделаем вывод: Мы выяснили, что   означают понятия “несчастный случай”, “первая помощь”, ” самопомощь”.

Рекламная и физкультурная пауза.

Движение- это здоровье,

Движение- это жизнь.

Не ленись – подтянись,

Руки набок, ноги врозь,

Три наклона вниз. На четвёртый поднимись.

Раз – направо, два – налево,

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

3. Работа над новым материалом.

– Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.

Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика.

-Что случилось с вами, ребята? (Учащиеся жестами объясняют ситуацию).

– Ребята, вам повезло: у нас в гостях наш доктор. (К доктору)

– Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.

Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших.

– Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа).

Слушаем и выполняем рекомендации доктора.

1. При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.

2. Положите на нос холодную примочку, попросите дышать ртом, а затем сжать рукой нос пониже переносицы (на 3 минуты).

3.Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.

4. После   остановки   кровотечения   пострадавшему   нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось. Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки)

– Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.

Несчастный случай – соринка в глазу.

Доктор. Первая помощь при попадании инородного тела в глаз.

1. Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.

2.Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.

3. Поморгайте, обильные слёзы помогут вымыть соринку из
глаза.

Вывод:   всё   в   порядке,   мы   оказали   помощь   второму пострадавшему.

– Обратимся за справкой. Глаза-главные помощники человека. Брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.

– Перед   вами   правила   бережного   отношения   к   глазам. Ознакомьтесь с ними. Зачеркните то, что вы считаете неверным.

Правила бережного отношения к глазам.

-умываться по утрам

-тереть глаза грязными руками

-не читать лёжа или в транспорте

-смотреть телевизор, сидя близко к нему

-следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу

-смотреть на яркий свет

-пользоваться чужими очками

-делать гимнастику для глаз

Физкультминутка для глаз.

Закрыли глаза, тихонько открываем их; следим только глазами за предметом, смотрим в окно. Повернулись и смотрим в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза – ясные, чистые, весёлые, Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.

Несчастный случай – внутреннее кровотечение. Справка. При  внутреннем кровотечении  надо  охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки.

-Какие еще предметы можно использовать, чтобы предотвратить

внутреннее кровотечение? (Ответы детей)

4. 3акрепление изученного.

– Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются).

– Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать   помощь,   используя   подручные   средства,   если поблизости нет медикаментов.

– Закрепить ваши знания помогут тесты” Помоги себе сам!”.

Проверка тестов

5. Подведение итогов.

“Берегись бед, пока их нет” – гласит русская народная пословица, а башкирский народ говорит так: “Здоровье дороже богатства.”

– А вы, знаете ли вы еще пословицы о здоровье?

 Вывод: Только сам человек может сохранить своё здоровье.

Источник