Задачи по пневмонии с ответами у детей

На стационарном лечении находится ребенок 8 лет. Диагноз: правосторонняя нижнедолевая крупозная пневмония, дыхательная недостаточность II степени. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на отрывистый, болезненный кашель. Боли в правой половине грудной клетки и боли в животе, особенно при кашле. Общая слабость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела, аппетит отсутствует.

Из анамнеза: 2-ой день заболевания. Заболевание началось остро с подъема температуры до 39°С, общего недомогания, болей в животе, рвоты, затем появились боли в правом боку при покашливании.

Объективно: состояние тяжелое. Очень бледный, синева под глазами, выражен цианоз носогубного треугольника. ЧД 60 в минуту, дыхание стонущее, пульс 160 уд./мин. Тоны сердца значительно приглушены. Положение в постели пассивное, температура тела 38,5°С.

Задания

1. Выявите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено.

2. Определите проблемы пациента, их обоснование.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

4. Продемонстрируйте технику подсчета ЧД и пульса с их характеристиками

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть, пить, дышать, быть здоровым, играть, поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, двигаться.

2. Проблемы пациента

Настоящие:

– боль в груди при кашле, движении

– одышка

– лихорадка

– нарушение сна и аппетита

Потенциальные:

– риск возникновения осложнений.

Приоритетная проблема

– боль в груди при кашле.

3. Краткосрочная цель: уменьшить боль в груди при кашле в течение 2-3 дней. Уменьшить одышку.

Долгосрочная цель: боль в груди и кашель пройдут к моменту выписки.

План Мотивация
1. Обеспечить психологический и физический покой пациенту.
2. Обеспечить частое проветривание палаты (не менее 4 раз в день по 30 минут).
3. Обеспечить пациенту оксигенотерапию (по назначению врача).
4. Обеспечить теплое питье, не раздражающее слизистые.
5. Придать пациенту (с приподнятой головной частью кровати) положение Фаулера.
6. Провести простейшие физиопроцедуры (по назначению врача).
7. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента, вести контроль за ЧСС, ЧДД, температурой.
 
8. Провести беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком.
9. Выполнять назначения врача.
1. Для улучшения состояния.
 
2.Для обогащения воздуха кислородом.
 
3.Для обогащения организма кислородом.
 
4. Для уменьшения кашля.
 
5.Для уменьшения кашля.
 
 
6.Для облегчения дыхания.
 
 
7. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
8. Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения и наблюдения.
9.Для лечения пациента.

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, боль в груди при кашле пройдет. Цель будет достигнута.

4. Студент продемонстрирует технику подсчета пульса и дыхания согласно протоколу простых медицинских услуг.

ЗАДАЧА № 37

На стационарном лечении находится ребенок 10 лет.

Диагноз: бронхиальная астма, инфекционно-аллергическая, тяжелая, приступный период.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на одышку с затрудненным выдохом, частый навязчивый кашель, чувство нехватки воздуха. Общая слабость.

Болен в течение 7-8 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, больной связывает это с простудным заболеванием. Объективно: в сознании, сидит, опираясь о край кровати. Бледен, цианоз вокруг рта. Одышка с участием вспомогательной мускулатуры до 46 в минуту. Дыхание шумное, свистящий выдох. Пульс 102 уд./мин., температура 36,9°С.

Задания

1. Выявите удовлетворение, каких потребностей нарушено.

2. Определите проблемы пациента.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

4. Продемонстрируйте технику пользования карманным ингалятором .

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть, пить, дышать, быть здоровым, играть, спать, отдыхать, двигаться.

2. Проблемы пациента

Настоящие:

– одышка

– кашель

– страх по поводу исхода заболевания

Потенциальные:

– риск для жизни и деятельности, связанный с приступом одышки.

Приоритетная проблема

– одышка.

3. Краткосрочная цель: уменьшить тяжесть одышки в течение 30 минут.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на затрудненное дыхание к моменту выписки.

План Мотивация
1. Обеспечить психологический и физический покой пациенту.
2. Применить карманный ингалятор с беротеком.
3. Обеспечить частое проветривание палаты (не менее 4 раз в день по 30 минут).
4. Обеспечить пациенту оксигенотерапию.
5. Провести простейшие физиопроцедуры (по назначению врача).
6. Обеспечить теплое питье, не раздражающее слизистые.
7. Создать вынужденное положение пациенту (с приподнятой головной частью кровати).
8. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента. Проводить мониторинг ЧД, АД, пульса.
 
 
9. Проведет беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком.
10. Будет выполнять назначения
врача.
1. Для улучшения состояния.
 
2.Для облегчения дыхания.
 
3.Для обогащения воздуха кислородом
 
4.Для обогащения организма кислородом.
5.Для уменьшения одышки.
 
 
6.Для уменьшения одышки.
 
7.Для облегчения дыхания.
 
 
8. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
 
9. Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения
и наблюдения.
10.Для лечения пациента

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, одышка не будет беспокоить. Цель будет достигнута.

4. Студент продемонстрирует технику использования карманного ингалятора согласно протоколу простых медицинских услуг.

Источник

Целью занятия является изучение особенностей этиологии, патогенеза и клиники пневмонии новорожденных, зависимости ее течения от состояния здоровья матери, течения беременности и родов, а также вопросов своевременной диагностики и рационального лечения.

Закончив изучение данной темы, студент должен знать:

– классификацию пневмоний у новорожденных;

– особенности этиологии пневмоний у новорожденных и недоношенных детей;

– причины развития и патогенез симптомов дыхательной недостаточности;

– диагностические критерии пневмоний новорожденных;

– клинические проявления пневмоний в зависимости от этиологии и гестационного возраста;

– дифференциальную диагностику различных видов пневмоний;

– принципы лечения пневмоний различного генеза.

В соответствии с Госстандартом студент должен уметь:

– собрать анамнез у матери больного ребёнка;

– провести осмотр больного и выявить основные симптомы заболевания;

-оценить данные лабораторного исследования, рентгенологического обследования;

– составить план дополнительного обследования больного с целью уточнения этиологии и характера пневмонии;

– обосновать патогенетическую терапию;

– назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности

– обосновать диагноз заболевания, применяя для этой цели диагностические критерии;

– назначить лечение с учетом особенностей клинических форм и вскармливания ребенка.

– назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности.

выполнять следующие манипуляции: взвешивание новорожденного ребенка, измерение пульса, дыхания, температуры тела, введение лекарственных препаратов, непрямой массаж сердца, инфузионную терапию;

-оценить физическое развитие и нервно-психический статус ребенка;

– определить индивидуальный режим и рацион питания;

– проводить работу по гигиеническому воспитанию населения;

– владеть современными методами и формами познания, профессиональным языком, медицинской терминологией.

Теоретическая справка

Пневмонии у детей раннего возраста занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и младенческой смертности. Течение пневмонии у новорожденных значительно отличается от пневмонии, развивающейся у детей в других возрастных группах.

Пневмония – воспалительный процесс в ткани легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания.

Самостоятельная работа во внеучебное время: при подготовке к занятиям студент должен повторить материал изучаемый ранее

Кафедра нормальной анатомии

Анатомия органов дыхания новорожденных.

Особенности включения малого круга кровообращения у новорожденных при рождении.

Кафедра гистологии

Этапы развития лёгочной системы.

Особенности гистологического строения дыхательной системы у новорожденных.

Кафедра нормальной физиологии

Понятие о функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения.

Кафедра патологической физиологии

Нарушение функции внешнего дыхания, газообмена.

Патогенез развития острой дыхательной недостаточности.

Кафедра патологической анатомии

Морфологическая основа пневмонии.

Анатомические и морфологические признаки острой дыхательной недостаточности.

Кафедра пропедевтики детских болезней

Оценка общего состояния ребёнка.

Методика осмотра дыхательной системы у новорожденных.

Семиотика синдрома острой дыхательной недостаточности у новорожденных.

Кафедра фармакологии

Антибиотики

Сердечные препараты

Эубиотики

Витамины

Сурфактант

Кафедра рентгенологии

Рентгенодиагностика заболевания лёгких.

Кафедра детской хирургии с курсом реанимации

Оперативное лечение аномалий развития лёгких.

Оказание неотложной помощи при острой дыхательной недостаточности.

Кафедра детских инфекций

Пневмонии при внутриутробных инфекциях.

НАГЛЯДНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

Микротаблицы: этиологии, основных клинических проявлений заболеваний легких у новорожденных. Подбор анализов крови.

3. Подбор медикаментов.

Ознакомление с методикой проведения рентгенографических исследований у новорожденных.

ФОРМЫ УИРС

– Реферирование журнальных статей и монографий

– Оценка проводимого иммунологического обследования

– Оформление реферата с анализом истории болезни как курсовой работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Во время курации и при разборе больного проводится оценка клинических, лабораторных, инструментальных и иммунологических методов исследований, отрабатывается методика обследования больного, ведение истории болезни.

КРИТЕРИИ ЗАЧЕТА И ФОРМЫ ОТРАБОТКИ

Семинар считается зачтенным при условии выполнения заданий по теоретическому собеседованию, решению ситуационных задач, по умению сформулировать диагноз, составить план обследования и назначить лечение больному. В случае не зачтения одного из разделов, пропуска занятия, студент отрабатывает его во внеурочное время.

Контрольные вопросы:

Методика обследования дыхательной системы у детей. Понятие дыхательной недостаточности. Этиология и патогенез различных форм пневмоний у новорожденных и недоношенных детей. Клинические проявления пневмоний у детей различного гестационного возраста. Дифференциальный диагноз различных форм пневмоний. Классификация пневмоний у новорожденных. Основные подходы к терапии пневмоний у новорожденных детей. Главные моменты антибактериальной терапии пневмонии Патогенетическая и симптоматическая терапия пневмоний. Диспансерное наблюдение новорожденных после перенесенной пневмонии.

Тесты для предварительного контроля

задание

ответ

Наиболее частыми возбудителями

внутриутробных пневмоний у новорожденных являются:

1.анаэробные бактерии

2.аденовирусы

3.синегнойная палочка

4.гемофильная палочка

5.цитомегаловирусы

2. Ранние неонатальные пневмонии возникают, как правило:

1.с первых часов жизни

2.на первой неделе жизни

3.со 2-ой недели жизни

4. после 1 месяца жизни

3.Для врожденных трансплацентарных пневмоний характерно заражение:

1.гематогенное

2. бронхогенное

3. лимфогенное

4. Характерными особенностями синегнойной пневмонии являются:

1.некротические изменения кожи

2. выраженная интоксикация

3. деструктивные изменения

4.Отсутствие мокроты

5.благоприятный прогноз

5. Поздние неонатальные пневмонии начинаются:

1.на 2-сутки

2. на 2 неделе жизни

3. с выраженных явлений интоксикации

4.возможны явления ОРЗ

5. как осложнение пневмопатии

6. К особенностям пневмонии у недоношенных детей относятся:

1.преобладание в клинике общих симптомов дыхательной недостаточности

2. выраженная лихорадка

3.наличие признаков угнетения ЦНС

4. отсутствие рентгенологических изменений

5.  высокая частота сочетания пневмонии с другими заболеваниями

6.  редко развиваются аспирационная и пневмоцистная пневмонии

Для постановки диагноза пневмонии у новорожденных достаточно провести обследование:

1.  клинический анализ крови

2.  рентгенографию органов грудной клетки

3.  бактериологическое

4.  нейросонографию

5.  бронхографию

При пневмонии новорожденных наиболее физиологичным является вскармливание:

1.  грудью

2.  сцеженным грудным молоком

3.  парентеральное питание

4.  адаптированные смеси

При пневмонии у новорожденных назначают иммунотерапию

1.  активную

2.  пассивную

Диспансерное наблюдение после перенесенной пневмонии в периоде новорожденности осуществляется:

1.  в течение 1 месяца

2.  в течение 1 квартала

3.  в течение 1 полугодия

4.  в течение 1 года

1,4,5

2

1

1,2,3

2,3,4

1,3,5

1,2,3

1,2

2

4

Задача № 1

Ребёнок преждевременно с массой 1500 г. От матери с патологической протекающей беременностью, страдающей пиелонефритом.

Рожден в лёгкой асфиксии, состояние тяжёлым не было, но через 8 часов после рождения состояние стало прогрессивно ухудшаться: появился общий цианоз, поверхностное дыхание с приступами апноэ по 6-8 секунд, втяжение межреберий, резкое вздутие грудной клетки. При аускультации по всем отделам лёгких масса крепитирующих хрипов. Выражена адинамия, мышечная гипотония, гипорефлексия. Тоны сердца чистые, ритмичные, Частота сердечных сокращений 140 в мин. Пастозность голеней.

– с чем связано данное состояние?

– оказать неотложную помощь.

– назначьте последующую терапию.

Эталон:

Внутриутробная пневмония у недоношенного ребенка, возможно Г(-) этиологии. Показан перевод ребенка на СДППД, антибактериальная терапия (полусинтетические пенициллины и аминогликозилы). Дезинтоксикационная терапия (глюкоза из расчета 50 мл/кг, физраствор, коррекция метаболических расстройств), внутривенные иммуноглобулины.

Задача № 2

Доношенный ребёнок родился от женщины, страдающей токсикозом 1 и 2 половины беременности, которая за 2 недели до родов перенесла ангину. Масса ребёнка 3800 г. Роды продолжались 14 часов, безводный период 18 часов. Рождён на 5 баллов, проводились реанимационные мероприятия.. Через 2 часа после рождения появилась одышка до 80 в мин., тахикардия до 180 уд. в мин. Живот вздут, в лёгких стали прослушиваться влажные хрипы. Было назначено лечение по поводу аспирационного синдрома. На второй день выявлено, что состояние не улучшается, появились приступы вторичной асфиксии, парадоксальное дыхание. Стал вялым, не сосет, выражена адинамия, мышечная гипотония, серость кожных покровов, сохраняется одышка и тахикардия, температура повысилась до 38,9.

– с чем связано ухудшение состояния у ребёнка?

– провести неотложные мероприятия.

– назначить последующую терапию.

Эталон:

Ранняя неонатальная постаспирационная пневмония. Необходим перевод на аппаратную ИВЛ, назначение антибактериальной (цефалоспорины, аминогликозиды), дезинтоксикационной, иммунозаместительной терапии.

Задача № 3

Мальчик родился с массой г., длина 52 см. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Из анамнеза известно, что во 2-ой половине беременности мать перенесла ОРВИ. В родах безводный период 16 часов. У матери хронический пиелонефрит. Состояние мальчика ухудшилось через 26 часов после рождения. Отмечено повышение температуры до 38◦, ЧД – 86, ЧСС – 184. Периоральный цианоз, акроцианоз. Скован. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры. Перкуторно: укорочение перкуторного звука паравертебрально. Дыхание жёсткое, единичные крепитирующие хрипы. Тоны сердца приглушены, эмбриокардия. Живот умеренно вздут. Печень и селезёнка не пальпируются.

– поставить предварительный диагноз

– определить план обследования.

-оказать неотложную помощь. Назначить лечение.

Эталон:

Врожденная пневмония. Обследование: ОАК, рентгенография органов грудной клетки в 2 проекциях, электролитный состав крови, газы крови, НСГ, ЭКГ. Оксигенотерапия, антибактериальная, дезинтоксикационная, иммунотерапия.

ЗАДАЧА №4

Ребенок поступил в больницу на 15 день жизни. Лечился дома по поводу ОРЗ, но состояние ухудшалось. При поступлении: гнойное отделяемое из носа, температура 38,5◦, цианоз кожных покровов. Грудная клетка вздута, отмечается втяжение межреберий, дыхание поверхностное, при аускультации – влажные хрипы, число дыханий 60 в минуту, частота сердечных сокращений – 180 в минуту. Ребенок беспокоен, тонус мышц нормален, рефлексы определяются.

– с чем связано данное состояние?

– Оказать неотложную помощь.

– Наметить план терапии в дальнейшем.

Эталон:

Поздняя неонатальная домашняя пневмония вирусной этиологии. Оксигенотерапия, дезинтоксикационная (10% глюкоза, физраствор из расчета 120-140 мл/кг/сут), антибиотики вв, пассивная иммунотерапия.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Рекомендуемая литература

1.  «Неонатология», М.,2004

2.  «Основы перинатологии» под ред. , , М., 2002

3.  «Современная терапия в неонатологии» под ред.

4.  , «Антибиотики и витамины в лечении новорожденных», С-П, 1993.

5.  «Пневмонии у детей» под ред. , , М., медицина, 1995 г.

6.  Национальное руководство по неонатологии под ред.

Источник

Задача № 11. Ребенок 1,5 лет болен в течение 7 дней правосторонней пневмонией

Ребенок 1,5 лет болен в течение 7 дней правосторонней пневмонией. Внезапно состояние ухудшилось. Появилась одышка до 80 в мин., цианоз, кряхтящее дыхание. Температура 37,5. Правая половина грудной клетки вздута. Перкуторно справа – коробочный звук, аускультативно здесь же – дыхание не прослушивается.

Ваш предварительный диагноз, план обследования и лечения.

ОТВЕТ:Деструктивная пневмония, осложненная пневмотораксом. Показана рентгенография грудной клетки и плевральная пункция

Классификация. I. Острая бактериальная деструкция: 1) по генезу: а) первичная (аэробронхогенная), б) вторичная (гематогенная); 2) по клинико-рентгенологическим формам: а) деструкция с внутрилегочными осложнениями (абсцессы, буллы); б) деструкция с плевральными осложнениями (пиоторакс, пиопневмоторакс, пневмоторакс); в) течение (острое, затяжное, септическое). II. Хронические формы (исходы острой деструкции): 1) хр. абсцесс, б) хр. эмпиема плевры, в) приобретенные кисты плевры. Клиника. В начальную стадию деструктивной пневмонии в субплевральном слое легочной паренхимы образуется инфильтрат (инфильтраты) => происходит быстрое ухудшение общего состояния, возникает высокая лихорадка, что обусловлено тяжелой интоксикацией. В периферической крови – лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, увеличение СОЭ. Нередко присоединяются абдоминальный, нейротоксический или астмоидный синдромы. Физикальные данные скудные. Если полость абсцесса сообщается с мелкими бронхами в плевральную полость попадает воздух => пневмоторакс, чаще напряженный из-за наличия клапанного мех-ма. Воспалительный процесс в плевральной полости приводит к образованию спаек и отграничению патологического очага. К этому времени нормализуется общее состояние, лихорадка прекращается, лейкоцитарная ф-ла N. сохраняется увеличение СОЭ. Лечение. 1) Пункция в III-IV межреберье по передне-подмышечной линии для перевода закрытого напряженного пневмоторакса в открытый ненапряженный. 2) А/б, дезинтоксикационная терапия.

Задача № 12

К Вам, участковому педиатру, обратились родители ребенка 7 лет с жалобами на частые приступы кашля. Температура нормальная. За 6 месяцев до этого ребенок впервые сильно закашлялся, гуляя по ржаному полю.

Ваш предварительный диагноз, план обследования и лечения.

ОТВЕТ:Инородное тело бронха. Показана ретгеноскопия грудной клетки и бронхоскопия

Использованные источники: studopedia.ru

Задача №11 (крупозная пневмония нижней доли правого легкого)

Задача №11 (крупозная пневмония нижней доли правого легкого)

В ФАП доставлена пациентка 35 лет с диагнозом крупозная пневмония нижней доли правого легкого. При сестринском обследовании выявлены жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях приминала жаропонижающие таблетки, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.

1Объективно:

состояние тяжелое, температура 39,5 0 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, а при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст, тоны сердца приглушены.

2Назначено:

1. Режим постельный, диета №13.

2. Рентгенограмма грудной клетки.

3. Общий анализ крови, мокроты, мочи.

4. Оксигенотерапия по показаниям.

5. Бензилпенициллина натриевая соль в/м по 1 млн. 6 раз.

6. Сульфадиметоксин по 1 таблетке 2 раза внутрь.

7. Отхаркивающая микстура по одной ст. ложке 5 раз.

8. Кислота ацетилсалициловая по 2 таблетки по показаниям.

9. Масляный раствор камфоры 20%–2,0 п/к.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Проведите инструктаж пациента по сбору мокроты для исследования, на БК, на бак. посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам.

4. Обучите пациента правилам пользования карманной плевательницей.

5. Продемонстрируйте технику оскигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.

Эталоны ответов

(1) Нарушены потребности:

4. поддерживать в норме температуру тела,

è Настоящие проблемы пациента:

3. боль в грудной клетке,

5. кашель с выделением мокроты.

è Потенциальные проблемы пациента:

1. тяжелой дыхательной недостаточности,

2. сердечно-сосудистой недостаточности,

4. легочного кровотечения,

è Приоритетные проблемы пациента: лихорадка.

(2) Краткосрочная цель:

снижение температуры тела в течение 3-5 дней

(3) Долгосрочная цель:

поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.

(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

(5) Оценка эффективности:

через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута

3. Студент демонстрирует инструктаж больного о сборе мокроты для исследования.

4. Студент демонстрирует обучение пациента пользованию карманной плевательницей.

5. Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действия.

Задача №12 (ревматизм, активная фаза. Ревматический полиартрит.)

Пациент 17 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом: ревматизм, активная фаза. Ревматический полиартрит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на повышение температуры до 37,8°С, боли в коленных, локтевых, лучезапястных суставах, которые носят летучий характер, неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, снижение аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.

1Объективно:

состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, коленные, локтевые, лучезапястные суставы отечны, горячие на ощупь, болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДД=18 в мин. Границы сердца не увеличены, тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс 92 уд./мин., АД=110/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена.

2Пациенту назначено:

строгий постельный режим, диета № 10;

общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови;

индометацин по 1 табл. 3 раза в день;

ампициллин по 0,5 4 раза в день в/м;

аскорбиновая кислота по 1 таблетке 3 раза в день.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте проблемы пациента.

2. Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Объясните пациенту суть его заболевания и необходимость соблюдения строгого постельного режима.

4. Обучите пациента правилам подготовки к биохимическому исследованию крови.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику измерения АД.

Эталоны ответов

(1) Нарушены потребности:

3. поддерживать нормальную температуру тела,

4. быть здоровым,

è Настоящие проблемы пациента:

неприятные ощущения в области сердца;

è Потенциальные проблемы пациента:

формирование порока сердца;

риск развития ревмокардита;

è Приоритетной проблемой пациента : являются боли в суставах.

(2) Краткосрочная цель:

пациент отметит снижение болей в суставах к концу 7-го дня стационарного лечения.

(3) Долгосрочная цель:

пациент отметит исчезновение болей и восстановление функции суставов к моменту выписки.

(4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

Использованные источники: zdamsam.ru

Занятие 14 Острые пневмонии у детей

Острые пневмонии у детей
Тестовый контроль исходных знаний студентов
Укажите правильный ответ:

1.В ЭТИОЛОГИИ ВНЕГОСПИТАЛЬНОЙ (ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ) ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ ВЕДУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ

а)разнокалиберные влажные хрипы;

в)укорочение перкуторного звука

д)одышка с втяжением уступчивых мест грудной клетки

4.НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМ АТИПИЧНЫМ ВОЗБУДИТЕЛЕМ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ

5.ПИОПНЕВМОТОРАКС ЧАЩЕ РАЗВИВАЕТСЯ ПРИ ПНЕВМОНИИ, ВЫЗВАННОЙ

6.ЗАТЯЖНАЯ ПНЕВМОНИЯ ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПНЕВМОНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СРОКИ

а)от З недель до 4 недель

б)от 2 недель до 5 недель

в)от 5 недель до 6 недель

г)от 6 недель до 8 месяцев

д)от 8 месяцев и более

7.ДЛЯ МАССИВНОГО ЭКССУДАТИВНОГО ПЛЕВРИТА ХАРАКТЕРНО

а)укорочение перкуторного звука и смещение органов средостения в больную сторону

б)коробочный характер перкуторного звука над экссудатом

в)усиленное голосовое дрожание и выраженная бронхофония над экссудатом

г)укорочение перкуторного звука и смещение органов средостения в здоровую сторону

д)усиленное голосовое дрожание и укорочение перкуторного звука

8.НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМ ВОЗБУДИТЕЛЕМ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ

9.ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 1 ДО 5 ЛЕТ РЕЖЕ ВЫЗЫВАЕТСЯ

10.ПРИЧИНОЙ ЭКСПИРАТОРНОЙ ОДЫШКИ ЯВЛЯЕТСЯ

в) бронхиальная обструкция

11.ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕЖДОЛЕВОГО ВЫПОТА ПОКАЗАНА

12.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА ЛЕЧЕНИЯ АЗИТРОМИЦИНОМ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПНЕВМОНИИ СОСТАВЛЯЕТ

13.ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПНЕВМОНИИ, ВЫЗВАННОЙ БЕТА-ЛАКТАМАЗА ПРОДУЦИРУЮЩИМИ ШТАММАМИ ГЕМОФИЛЬНОЙ ПАЛОЧКИ, ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

14.ПРИ ЛЕЧЕНИИ МИКОПЛАЗМЕННОЙ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

а) природные пенициллины

в) полусинтетические пенициллины

г) цефалоспорины 1-го поколения

15.ПРИ ЛЕЧЕНИИ МИКОПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 8 ЛЕТ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ

а) природные пенициллины

б) доксициклин и макролиды

в) полусинтетические пенициллины

16.ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПНЕВМОЦИСТНОЙ ПНЕВМОНИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

а) триметоприм/сульфаметоксазол (ко-тримоксазол)

в) полусинтетические пенициллины, потенцированные клавулановой кислотой или сульбактамом

г) цефалоспорины второго поколения;

17.ОПТИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТЕРАПИИ АНТИБИОТИКАМИ ПЕНИЦИЛЛИНОВОГО РЯДА ПРИ ПНЕВМОНИИ

а)до нормализации температуры

б)до полного рассасывания инфильтрата в лёгком

в)до нормализации СОЭ

г)до ликвидации токсикоза и 2-5 дней стойко нормальной температуры тела, при четкой положительной клинической динамике

д)до 10 дней, независимо от клинической картины заболевания

18.ДЛЯ КАКОГО ПЛЕВРИТА ХАРАКТЕРЕН СЛЕДУЮЩИЙ КЛЕТОЧНЫЙ СОСТАВ ЭКССУДАТА: ЛИМФОЦИТЫ 80%, НЕЙТРОФИЛЫ 15%, ЭРИТРОЦИТЫ 5%

19.НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА ЭКССУДАТИВНОГО ПЛЕВРИТА У РЕБЕНКА 3 ЛЕТ, В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ КОТОРОГО ПРЕОБЛАДАЮТ НЕЙТРОФИЛЫ

а) неспецифическая бактериальная плевропневмония;

г) обструктивный бронхит

д) перелом ребра

20.КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ДОЛЕВОЙ ПНЕВМОНИИ

а) патологический процесс начинается с воспалительной инфильтрации альвеол

б) пневмококк — основной возбудитель пневмонии

в) нередко сопровождается плевритом

г) заболевание типично для детей грудного возраста

д) заболевание чаще встречается у детей в возрасте 5-6 лет.

Выходной тест контроль
Выберите все правильные ответы

1.КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА КРУПОЗНОЙ ПНЕВМОНИИ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

д)мелкопузырчатыми хрипами в начале заболевания

2.ОСНОВНЫМИ ВОЗБУДИТЕЛЯМИ ОСТРОЙ ПНЕВМОНИИ У РЕБЕНКА 4 МЕСЯЦЕВ ЯВЛЯЮТСЯ

г)хламидии
Выберите один правильный ответ

3.ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИЯ СЧИТАЕТСЯ ПРИ РАЗВИТИИ ПОСЛЕ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ

в)72 часа
4.ПОЗДНЯЯ ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ ПНЕВМОНИЯ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ

а)24 часа после начала ИВЛ

в)72 часа (3 суток)

г)100 (5 суток) часов

Выберите все правильные ответы

в)наличие гнойных осложнений

Выберите один правильный ответ

6.ПОСЕВ МОКРОТЫ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ПНЕВМОНИИ ЯВЛЯЕТСЯ

Выберите все правильные ответы

7.ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ КРУПОЗНОЙ ПНЕВМОНИИ ЯВЛЯЮТСЯ

б)румянец на стороне поражения

д)выраженные воспалительные изменения в крови

е)локальное укорочение перкуторного звука

8.ПРИЗНКАМИ ПНЕВМОНИИ ЯВЛЯЮТСЯ

а)учащение дыхания при отсутствии обструкции

б)втяжение межреберий в отсутствии обструкции

в)патологическое удлинение вдоха

г)стонущее кряхтящее дыхание
Выберите один правильный ответ

9.СТАРТОВЫМ АНТИБИОТИКОМ У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 4 МЕСЯЦЕВ, ЗАБОЛЕВШИМ ДОМА

НЕОСЛОЖНЕННОЙ ПНЕВМОНИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ

г)амикацин
10.СТАРТОВЫМ АНТИБИОТИКОМ У РЕБЕНКА С НЕОСЛОЖНЕННОЙ ПНЕВМОНИЕЙ, РАНЕЕ ПОЛУЧАВШИМ АМПИЦИЛЛИН, ЯВЛЯЕТСЯ

г)ванкомицин
Выберите все правильные ответы

11. ОСНОВНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ НАПРЯЖЕННОГО ПНЕВМОТОРАКСА ЯВЛЯЮТСЯ

а)смещение средостения в сторону поражения

б)внезапное развитие заболевания

в)отсутствие дыхания на стороне поражения

г)резкое укорочение перкуторного звука на стороне поражения

д)отсутствие легочного рисунка на стороне поражения
12.ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ГНОЙНОГО ПЛЕВРИТА ЯВЛЯЮТСЯ

а)отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания

в)смещение средостения в здоровую сторону

г)отсутствие (резкое ослабление) дыхания на стороне поражения

д)распространенная инфильтративная тень в легком

Выберите один правильный ответ

13. МЕТАПНЕВМОНИЧЕСКИМ ПЛЕВРИТОМ НАЗЫВАЕТСЯ

а)плеврит, развившийся на фоне обратного развития пневмонии

б)плеврит, развившийся одновременно с пневмонией

Выберите все правильные ответы

14.ОСНОВНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ НАПРЯЖЕННОГО ПНЕВМОТОРАКСА ЯВЛЯЮТСЯ

а)тяжелая легочно-сердечная недостаточность

б)отсутствие дыхания на стороне поражения

в)коробочный перкуторный звук на стороне поражения

г)смещение средостения в здоровую сторону

д)выявление при рентгенологическом исследовании воздуха в плевральной полости, уровня жидкости, признаков плеврита
Выберите один правильный ответ

15.ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАЛИЧИЯ ВЫПОТА В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ УЗИ ЯВЛЯЕТСЯ

б)не информативным методом

Выберите все правильные ответы

16.ПО КЛИНИКО-РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВАРИАНТЫ ПНЕВМОНИЙ

б)моно- или полисегментарная

д)интерстициальная
Выберите один правильный ответ

17.ТЯЖИСТЫЕ, НЕГОМОГЕННЫЕ ТЕНИ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ

а)для атипичных пневмоний (микоплазма)

Выберите все правильные ответы

18.НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМИ ВОЗБУДИТЕЛЯМИ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ ЯВЛЯЮТСЯ

д)пневмококки
19.ИСХОДАМИ ДЕСТРУКТИВНОЙ ПНЕВМОНИИ (ПОЛОСТЬ ИЛИ ПОЛОСТЬ С ГНОЕМ) ЯВЛЯЕТСЯ

в)формирование кистообразной полости (выздоровление)

г)формирование бронхоэктазов
Выберите один правильный ответ

20.ВЫЯВЛЕНИЕ БУЛЛЫ ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О

а)осложненном течении пневмонии

б)риске формирования абсцесса легкого

в)возможности развития дыхательной недостаточности
Выберите все правильные ответы

21.ОСНОВНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПНЕВМОНИИ ХЛАМИДИЙНОЙ ЭТИОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ

а)дети первых 6 месяцев жизни

б)в анамнезе у матери выделения из гениталий во время беременности или эрозии шейки ватки

г)нарастающий кашель (стоккато – коклюшеподобный, без репризов)

д)в легких выслушивают рассеянные влажные хрипы

е)при рентгенологическом исследовании — вздутие и усиление легочного рисунка, множество мелких очажков

22. К ОСНОВНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ МИКОПЛАЗМЕННОЙ ПНЕВМОНИИ ОТНОСЯТ

б)высокую температуру при относительно нетяжелом состоянии

в)острое начало заболевания

г)скудные катаральные проявления

д)рассеянные мелкопузырчатые хрипы, чаще асимметричные

е)при рентгенологическом исследовании — негомогенная инфильтрация обоих легких, часто асимметричная

Использованные источники: zodorov.ru

Источник