Василий аксенов ожог о чем
Роман Василия Аксенова «Ожог», донельзя напряженное действие которого разворачивается в Москве, Ленинграде, Крыму 60-70-х гг. и «столице Колымского края» Магадане 40-50-х гг.
«Ожог» вырвался из души Аксенова как крик, как выдох. Невероятный, немыслимо высокий градус свободы — настоящая обжигающая проза.
В своем романе Аксенов бесстрашно и остроумно говорит о своих современниках, пугающе — о сталинских лагерях, откровенно — о любви, честно — о высокопоставленных мерзавцах, романтично — о молодости и о себе и, как всегда, пронзительно — о судьбе России.
Роман «Ожог» в середине застойных 70-х оказался свободен от давления идеологии и от «внутреннего цензора», от штампов соцреализма, от любых запретов и догм. В одной книге писатель высказал все, чего нельзя и как нельзя: смешно — о советской действительности, страшно — о сталинских лагерях, откровенно — о сексе честно — о мерзавцах любого уровня, романтично — о молодости и о себе и как всегда, пронзительно — о судьбах русской интеллигенции. Этот роман был написан просто потому, что не мог быть не написан. Он вырвался из души как крик, как выдох. Невероятный, невозможный, немыслимо высокий для тех лет градус свободы — настоящая обжигающая проза.
Роман «Ожог» был написан в Москве в 1969-1975 гг. — в расплывчатое, неясное время между освобождением и компромиссом. Аксенов предстает здесь изощренно сложным творцом, почти маньеристом: композиция этого произведения — намеренно пародийная, раздробленная, слегка сумасшедшая. Саксофонные соло, как брызги лиризма, расплывается по ткани романа. Все плавает в какой-то пьяной неразберихе: щедрые хвалы воздаются московскому ритуалу, согласно которому первую бутылку надо распивать втроем. Перед нами «Москва глазами пьяницы»; она без ума от джаза, она заигрывает с иностранцами, за ней наблюдают люди из «органов». В описании этой «Москвы шестидесятых» есть привкус горьковатой поэзии, толика меланхолии. События внешнего мира, как вспышки магния, задают тон эпохе: вот два митинга против американского вторжения во Вьетнам -в Оксфорде и в Москве (московских манифестантов, собравшихся стихийно, разгоняет милиция). Смутный эротизм объединяет аксеновских нонконформистов, прорываясь в эротических соло, параллельных соло на саксофоне. Поэзия также будоражит героев: великолепная строка Мандельштама («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…») переносит трех приятелей, на берегу моря в Ялте грезящих о Древней Элладе, в мир мечты. Они позабыли имя поэта, но энергия его ностальгии не испарилась.
Ночная Москва, Москва гуляк и гонений служит рамой повествования для этого огромного и полубезумного хэппенинга. Но издалека возвращаются воспоминания о морских воротах Колымского края — городе, отделенном от Москвы пятью тысячами километров и стоящем в глубине бухты Нагаева. Там пятнадцатилетний подросток встречается с матерью, бывшей заключенной, а ныне ссыльной. Этот подросток — Аксенов, его мать — Евгения Гинзбург, автор незабываемой книги «Крутой маршрут». Самые горькие и волнующие страницы «Ожога» посвящены этой встрече. О ней рассказала и мать Аксенова («<…> мальчуган приехал в Магадан с томиком Блока в потертом рюкзаке»). Вот что она пишет далее: «Свет этой первой нашей магаданской беседы лег на все дальнейшие отношения с сыном. Бывало всякое. Ему выпал сложный путь, на котором его искушала и популярность у читателей, и далеко не беспристрастная хула конъюнктурной критики, и вторжение в его жизнь людей, органически чуждых и мне, да и ему самому. И в трудные минуты я всегда вспоминала прозрачный незамутненный родник его души, раскрывшейся передо мной в ту первую его колымскую ночь».
Одно из самых сильных впечатлений от «Ожога» -рассказ об этой встрече двух душ, пережитой иначе и встроенной в усложненную структуру романа, где все двоится, троится, где образ автора умножен в пяти двойниках.
Убийственная ирония стирает следы волнения. В России, по словам рассказчика, нет «утонченной, пряной и целительной» литературы, которой обладает Запад; там она подается «как серебряное блюдо, где на ложе из коричневых водорослей лежат устрицы, присыпанные мелким колотым льдом».
Насмешка, с которой Аксенов говорит о старом, вечном примате этического в русской литературе, выдает его с головой: ему бы хотелось, чтобы русская литература обладала утонченностью французской и пряностью американской.
Источник
Здравствуйте.
Недавно я дочитал роман Аксенова “Ожог” и хотел бы поделиться с Вами впечатлениями.
Начну с того, что Василия Аксенова я сначала увидел, а потом прочитал. В Казани, в городе где родился Аксенов, а потом, спустя 58 лет и я, проходил фестиваль под названием “Аксенов-фест”. Это очень заметное событие для нашего города. Надо сказать, что фестиваль прошел на очень высоком уровне, я с удовольствием сидел в партере Театра оперы и балета и смотрел на немолодых и интересных мне людей. Конечно, интереснее всех прочих мне был Макаревич.
Но дольше всех на сцене был виновник торжества – Василий Аксенов. Мощный старик, с усами, глубоким громким голосом, довольно бодрый, довольно крепкий, довольный происходящим. Таким он мне и запомнился. Он читал тогда свои стихи. Стихи эти мне не нравились совершенно, как и его манера прочтения. Но это не испортило впечатления о фестивале.
После окончания программы, я пробрался за кулисы и взял автограф у Макаревича и Аксенова. Таким была моя первая встреча с писателем.
Через несколько лет Интеллигент artyom_malutin дал мне книгу “Скажи изюм”. Так состоялось первое знакомство непосредственно с творчеством Аксенова. В целом мне нравилось всё кроме концовки, которая совершенно не вязалась с основным сюжетом. Я не понимаю таких “смелых” ходов. Я читал историю, а концовка свела на нет мои переживания, мои положительные ощущения от книги. У Интеллигента были схожие ощущения. Нам обоим казалось, что мы просто прочли не лучшее произведение автора. Ведь наверняка есть другие – лучшие.
К слову, он читал Аксенова гораздо больше чем я. У него дома можно увидеть множество книг “мощного старика”.
Мы разговаривали об Аксенове с моей университетской преподавательницей по Истории Отечества – Бродовской. Она немолода, то есть её молодость приходилась как раз на момент выхода первых книг Аксенова. Тогда Василий Павлович уже находился в тяжелом состоянии и понятно было что скорее всего из тяжелого состояния он уже не выйдет. Бродовская сказала мне тогда – “Больше всего меня удивляет смелость этого человека. Когда мы ходили строем и счастливо выкрикивали советские лозунги, он уже писал такие вещи”. Безусловно, это справедливое замечание.
Аксенов умер 6 июля 2009 года. Смерть его не была неожиданной. В связи с этим событием, у меня снова появился интерес к его творчеству. Я подумал “О каких произведениях Аксенова я вообще что нибудь слышал?” В голову помимо обширной “Московской саги”, которую я не готов был читать, пришли “Остров Крым” и “Ожог”. Я приобрел два последних произведения.
“Остров Крым” взяла читать malinka_a , а я принялся за “Ожог”. То есть, выбор был случайным. malinka_a довольно быстро прочитала “Остров Крым” и сказала, что ничего особенного в этом произведении нет.
А я читал “Ожог”. И это было мучением.
Роман довольно объёмный. Вначале читалось легко, но потом…потом текст стал бессвязным. Мне приходилось очень серьезно напрягаться для того чтобы сопоставить то, что было вначале и то, что я читаю сейчас. Я надеялся, что в конце все встанет на свои места, что в конце все мои мучения будут оправданы.
Ничего подобного. Роман закончился очередной порцией бреда.
Я решил больше не читать Аксенова.
Чем он запомнился мне? Не считая внешности писателя, он запомнился мне ненавистью, которой пропитаны его произведения, отдельными отличными моментами, которые нельзя соединить в один сюжет. Мерзостью мира, которая досконально изложена, до мельчайших подробностей. Запах мочи и блевотины, грязный секс, насилие, обилие мата. Это – другая сторона жизни. Хорошо, если она описывается. Плохо – если ничего нет большего. Если это помножить на откровенный бред, которого в произведениях Аксенова предостаточно, то картина получается совсем унылая.
Это исключительно моё мнение, я никому его не навязываю. И если есть у Вас иной взгляд на творчество Аксенова, я бы с удовольствием с Вами об этом поговорил.
Источник
Все уведомления
Рецензии
Цитаты
Василий Аксенов
Роман Василия Аксенова “Ожог”, донельзя напряженное действие которого разворачивается в Москве, Ленинграде, Крыму шестидесятых-семидесятых годов и “столице Колымского края” Магадане сороковых-пятидесятых, обжигает мрачной фантасмагорией советских
Лучшая рецензия на книгу
4
Ожог — повреждение кожи, вызванное действием высокой температуры. Тяжесть ожога определяется величиной и глубиной повреждения. Чем больше и глубже повреждение, тем тяжелее переносится ожог.
Вот и здесь так. Василий Аксенов – сын репрессированных по политической статье. Мать 18 лет провела в лагерях и ссылках. Отец был приговорён к смертной казни, но потом приговор заменили. Он также 18 лет провел в лагерях и ссылках. Аксенов будучи подростком уезжает в Магадан к матери. Там же заканчивает среднюю школу. Там же видит оборотную сторону советской жизни. Все это отразилось на будущем писателе. Возможно, отсюда название романа – “Ожог”. Незаживающая рана.
В книге нет устоявшихся героев. Действие происходит в разное время с разными людьми. Все намешано: лица, времена, страны. Получилась…
Развернуть
Содержание
Дополнительная информация об издании
ISBN: 5-699-19236-0
Год издания: 2006
Язык:
Русский
Возрастные ограничения: 18+
Жанры и теги
Жанры:
Русская литература, Современная русская литература, Литература 20 века
Теги: Русская литература, Ссср, Современная литература, Россия, Аксенов, Отечество, Дайте две, 1970s, Художественная литература, МозгодробилкаВсе теги
Я представляю интересы автора этой книги
Подробнее о книге
16 августа 2018 г. 07:35
5K
2
Вот не люблю я диссидентскую прозу. Во-первых, меня всегда смущают её шаткие, на мой взгляд, моральные основания. Во-вторых, эта книжка на мой вкус откровенно плоха.
Сбежать за границу и оттуда публиковать, как всё в СССР ужасно – достаточно циничное занятие по отношению к своей стране, друзьям и родным. Пусть даже речь идёт об отдельно взятом Мурманске, пусть даже главный герой, состоящий из пяти личностей, – как будто бы частный случай.
Тем более, пафос книги таков, что атмосфера города и судьба этого расползающегося на куски Малькольмова-Пантелея-Саблера-Куницера-Хвастищева – претензия на портрет целого поколения.
Но я автору не верю. Потому что 1960-е – расцвет советской прозы. И, помимо Аксёнова с его “Ожогом”, есть Трифонов, Окуджава, Ефремов, Стругацкие, Солженицын, в конце…
Развернуть
11 апреля 2018 г. 13:57
4K
3
“Переоценка ценностей, недооценка ценностей – так и называлась эта тема”.
Сонмы москвичей месили кашу на улице Горького в поисках сладкого. Сладкая жизнь на улице Горького, мало кого из искателей тревожил дешевый парадокс, живущий в этих словах.
Начав читать эту книгу, я подумала, что это просто набор невразумительных фраз, потом это впечатление сгладилось, потом снова появилось, потом я запуталась в сюжете и героях, потом вовсе пропустила несколько страниц, а к концу книги вздохнула, что, может быть, все-таки все хорошо и хорошо, что она закончилась. В общем сложно. Неоднозначно. Вдохнула с первой страницы и выдохнула с последней.
– Когда меня спрашивают, кто твой любимый писатель, я отвечаю – Жизнь! Когда меня спрашивают, что я ненавижу, я отвечаю – войну, лицемерие, капитулянтство!
Сильными и емкими метафорами, насмешками, идиомами строится текст; да, много…
Развернуть
27 марта 2017 г. 13:01
4K
5
Советские Улиссы
Вершина творчества Аксенова или, по крайней мере, одна из вершин. Четко-выверенный, сложно-организованный, стилистически изысканный и гениально написанный бред. Ритмизованная проза со сменой повествовательных инстанций, расщепление главного героя на пять разных человек с одинаковым существованием в пограничном состоянии постоянного опьянения: между жизнью и смертью, вымыслом и явью, сном и реальностью.
«В основу романа положена немного наивная (Аксенов вообще наивен, и этим он хорош) идея: нарисовать портрет поколения, взяв одного героя и расщепив его на пять самостоятельных индивидов: писателя, ученого, врача, музыканта и скульптора», – поясняет основную идею романа Олег Давыдов с статье об Аксенове «Ожог шестидестничества». Без этого пояснения роман невозможно читать, ибо совершенно…
Развернуть
7 ноября 2016 г. 20:16
3K
0.5
В издательской аннотации к книге написано, что “Ожог” вырвался из души Аксенова как выдох. Даже спустя пару месяцев после прочтения, от этого выдоха у меня остается отвратный тошнотворно сивушный привкус. Всю книгу напролет главные герои ужираются “в сопли”, творят хрен знает что и совершают всякие другие излишества нехорошие. В перерывах между описаниями попоек, автор вставляет небольшие “исторические” фрагменты, которые рассказывают о пережитом действующими лицами нечеловечески тяжелом прошлом, что, видимо, должно полностью оправдывать их безобразия. Объемом и концентрацией алкоголя на количество символов с этим произведением может потягаться разве что “Москва – Петушки” В.В. Ерофеева. Хотя для сравнения лучше взять Сергея Довлатова. Тоже был большой недурак выпить о чем часто и писал.…
Развернуть
16 октября 2015 г. 15:57
2K
4
Роман усатого писателя Йилисава Вонески «Гожо» бойко повествует о том, как справляются с существованием в условиях советской власти солдаты алкогольной фортуны, изгрызаемые изнутри детскими травмами сталинизма. Судя по первой части романа, справляются они шустро и хреново. По счастью, первой частью книга не исчерпывается (или не исперчивается?).
А теперь серьёзно. Предположим, не знаю я, кто такой Аксёнов, что за роман попал ко мне в руки, а просто заинтересовался кратким и клеймующим названием и купил для ознакомления – а нередко так и случается! Больной, ох, больной вопрос неизбывен: что писатель имеет право скармливать читателю (делать с читателем), а что – не имеет? Как часто именно ответ на этот вопрос и определяет нашу оценку книги. Не уважай я изначально Василия Павловича, не знай…
Развернуть
5
Хотите понять сегодняшнюю нашу действительность? Хотите посмотреть со стороны на Россию наших дней? Креативный класс, “болотное дело”, расколовшую общество крымскую кампанию, “Тангейзер” и многое другое? Не нужно читать новости, там только пропаганда и истерика. Откройте “Ожог” и читайте внимательно! Тут не будет ответов на болезненные вопросы, но беспристрастно рассказанная история может помочь очистить собственную голову от информационного хлама.
Нам казалось, что нас очень много, нам казалось, что вся Москва уже наша…. Сырой зимой Москва судила двух парней…. Потом еще четырех. Потом еще по одному, по двое, пачками.
Наших профессоров понижали, наших режиссеров вышибали, наши кафе закрывали.
Режим хмуро молчал, на претензии сучки-интеллигенции не отвечал, но лишь вяловато,…
Развернуть
5
В этой книге прекрасно всё. Суховато, да? Когда человек пытается выразить невыразимое, самую суть проистекающих в нём таинственных процессов, он всегда скатывается в пошлость. Можно даже функцию вывести: при невыразимости, стремящейся к максимуму, пошлость стремится к бесконечности. Обидно, да? Но есть выход! Можно забить на невыразимое и пойти простым путём: поведать миру простую незатейливую до ломоты в суставах историю. Всё про жизнь, да про соседей, про любовь, какой не знали – вот же она, заря нового откровения. А есть второй выход. Он, пардон, через вход: когда функция пошлости достигает невыносимо бесконечного значения, то функция невыразимости достигает-таки своего экстремума (апогея). И тогда наступает, прости господи, постмодернизм. Запомните, постмодерн – это когда пошлость…
Развернуть
12 декабря 2013 г. 09:03
1K
5
Первая моя книга Аксенова. И точно не последняя.
С одной стороны, поражает, как можно всё это носить в своей голове. Это ведь с ума можно сойти. Хотя, наверное, все гениальные писатели немного сумасшедшие. А для меня Аксенов точно гениальный писатель.
С другой стороны, поражает, как можно этим делиться со всем миром. Это ведь такое личное.
В общем, я вся в противоречии. И чуть сама не сошла с ума, пока читала.
Надо что-нибудь простенькое почитать, чтобы прийти в себя.
2
О ужас:( Мне стыдно писать эту первую крайне негативную рецензию на книгу писателя, которого я до сегодняшнего дня упорно считала мало того, что одним из лучших в своем поколении, так еще и любимым…
После “Острова Крым” я в Аксенова просто влюбилась. После “Московской саги” неделю ходила в экстазе. После “Таинственная страсть: Роман о шестидесятниках” занесла его в любимые авторы и скачала все книги.
Но ЭТО…:( Простите, не это – “Ожог”. У меня просто нет слов. Первые процентов 5 книги я надеялась, что вот-вот, еще совсем чуть-чуть, еще буквально 2 странички, еще одна глава – и случится. И просто не смогу оторваться. Но в буквальном смысле прорвавшись сквозь первые 25% этого феерического бреда, я просто закрыла книгу. Что делаю, в принципе, крайне редко. Я просто не смогла…
Развернуть
Источник