Урок сбо первая помощь при ожогах обморожении

Урок сбо первая помощь при ожогах обморожении thumbnail

Урок:  Первая помощь при несчастных случаях  (обморожение).

Цели деятельности учителя:

Коррекционно-образовательная:

1. систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.

2. формировать умения действовать в случае пребывания на морозе.

3. формировать у учащихся понятие о причинах возникновения несчастных          случаев, их разновидности. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.

   коррекционно-развивающая:

активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать культуру  безопасной жизнедеятельности.

Здоровьесберегающая:

Профилактика обморожений

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа,  мыслительная деятельность, дифференцированная работа.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение:  компьютер; видео ролик; карточки-памятки; загадки, пословицы, вата и бинт.

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем занятия со слов министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу: «Сколько жизней можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками первой доврачебной помощи».

        В вашей жизни ребята может наступить момент, когда не надеясь на поддержку взрослых, в сложной ситуации, вам придётся самим принимать решения, быстро делать выбор, от которого порой будут зависеть и ваше здоровье, и ваша жизнь, и жизнь пострадавшего человека.

        Чтобы поступить правильно, действовать быстро, надо много уметь и много знать.

  1. Актуализация знаний

Сообщение темы, целей урока

  • Познакомимся с причинами обморожения
  • Рассмотрим степени обморожения
  • И научимся оказывать первую помощь при обморожениях
  1. Освоение нового материала

Беседа:

-никто из нас, к сожалению не застрахован от несчастного случая, аварии, поражения электрическим током, ожога, отравления или обморожения.

        Мы с вами живём в Сибири и не по наслышке знаем о сильных морозах.  К сожалению, в таких условиях многие люди становятся подвержены переохлаждению и обморожению, что может иметь очень серьёзные последствия для здоровья. О том, как правильно распознать признаки обморожения, предохраниться от обморожения и оказать первую помощь – мы с вами и изучим на этом уроке.

        Что такое обморожение?

Обморожение – это повреждение какой-либо части тела по воздействием низких температур.

К обморожению на морозе приводят:

  • Тесная и влажная одежда и обувь;
  • Физическое переутомление;
  • Вынужденное длительное  неподвижное и неудобное положение;
  • Предшествующая холодовая травма;
  • Ослабление организма в результате перенесённых заболеваний;
  • Голод;
  • Потливость ног;
  • Хронические заболевания;
  • Курение и пр.причины.

Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения!

Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:

I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, которое после согревания переходит в покраснение, поражённый участок немеет, утрачивает чуствительность, возможны жжение, зуд, боли.

II степень – симптомы те же, что и первой степени, но через несколько дней на поражённом участке появляются пузыви, заживление происходит в течении 1-2 недель.

III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым, заживают такие травмы около месяца, образуя рубцы.

IV степень – пузыри образуются на наименее обмороженных участках кожи, наиболее поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает после согревания. При обморожении  IV степени поражаются все мягкие ткани, возможно поражение суставов  и костей.

Первая помощь при обморожениях.

Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения. Первое, что нужно сделать при первых признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, рукавицы. Одновременно с проведением мероприятий  первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.

        При обморожении  I степени охлаждённые участки следует согреть  до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.  Учитель на ученике показывает  на практике наложение ватно-марлевой повязки: слой марли, толстый слой ваты, вновь слой  марли, а сверху клеёнку или полиэтиленовый пакет. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.

        При обморожении  II – IV быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку.  Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, «но-шпа».

Почему нельзя растирать замёрзшие участки кожи снегом?

        Кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции.

Нельзя использовать быстрое согревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла,, поскольку это ухудшает течение обморожения. Нельзя втирать масла, жиры, растирать спиртом  при глубоком обморожении.

Почему нельзя согревать обмороженную конечность у открытого огня, батареи, обогревателя? Чувствительность таких поражённых тканей снижена. Возможен случай дополнительного поражения кожи, но уже в форме термального ожога.

  1. Физминутка

А сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной  несколько упражнений, которые помогут  вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.

  • Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
  • Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а так же  сжимайте и разжимайте пальцы рук.
  • При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
Читайте также:  Что делать если ожог 3 степени

Профилактика обморожений  (карточка – памятка №1)

Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать обморожений на сильном морозе:

  • Не пейте спиртного – алкогольное опьянение на самом деле вызывает большую потерю тепла, в то же время вызывая иллюзию тепла.
  • Не курите на морозе – курение уменьшает циркуляцию крови, и таким образом делает конечности наиболее уязвимыми.
  • Носите свободную одежду – это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста» – при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло.
  • Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для обморожения.
  • Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа.
  • Не носите на  морозе металлических украшений – колец, серёжек и т.п. металл остывает гораздо быстрее тела,  вследствии чего возможно «прилипание» к кожи с болевыми ощущениями.
  • Пользуйтесь помощью друга – следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.
  • Не позволяйте обмороженному месту снова замёрзнуть – это вызовет куда более сильные повреждения кожи.
  • Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей – они распухнут и вы не сможете снова одеть обувь. Необходимо как можно скорее дойти до тёплого помещения. Если замёрзли руки – попробуйте отогреть их под мышками. Прячьтесь от ветра, вероятность обморожений на ветру значительно выше.
  •  Перед выходом на мороз нужно поесть – вам понадобиться энергия.

Карточки-памятки раздаются ученикам и вклеиваются в тетрадь.

Наконец, ребята помните, что лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любите экстримальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.

  1. Закрепление изученного материала.

-отгадайте мои загадки, а их отгадки станут вам подсказкой.

  • сижу верхом, не ведаю на ком   (шапка)
  • чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят (варежка).
  • Весь в шерсти, а кожи нет (валенок).
  • Два брата не могут расстаться: утром – в дорогу, ночью – к порогу (сапоги).
  • Зимой протянулся, а летом свернулся (шарф).

-Как это всё называется? (одежда и обувь).

-да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.

ребята, а что греет лучше комбинезон или 2-3 свитера? И почему?

Работа с пословицами.

В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт, неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.

– На доске  записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит.

( Да не велит стоять Мороз невелик)

Мороз невелик, да стоять не велит.

(ленивого хватает, а перед  за нос шапку снимает Мороз  проворным)

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

( и железо рвёт, Мороз птицу бьёт и на лету)

Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

( Два – мороз да вьюга друга)

Два друга – мороз да вьюга.

  1. Подведение итогов. Видео ролик как итог урока

-Закончите предложения, написанные на доске:

 Если человек ещё дрожит от холода, значит,  дело…(не так уж плохо).

Нельзя замёрзшего человека усаживать…(близко к огню).

Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Дифференцированное.

Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней способы выживания при сильных морозах.

Прочитать родителям  памятки по профилактике обморожений.

Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать.

А я желаю вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались  подобным ситуациям. 

Источник

РАЗДЕЛ «МЕДИЦИНА»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:«Первая помощь при ожоге, обморожении»

8 класс

Цель: Расширять знания и умения учеников правил оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Задачи:

Образовательные: Формировать умение оказать первую помощь пострадавшему при ожоге, обморожению.

Развивающие: развивать мышление, умение самостоятельно действовать в экстремальной ситуации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемой теме, ответственность за качественное оказание помощи пострадавшему.

Словарь:ожог, обморожение, несчастный случай, первая помощь.

Оборудование: Плакаты, средства первой помощи, презентация «Оказание первой помощи», рабочая тетрадь.

План урока:

Организационный момент.

Сообщение темы урока

Сообщение теоретических сведений

Помощь пострадавшему при ожоге.

Помощь пострадавшему при обморожении.

Двигательная физкультминутка «Зарядка»

Запись в тетрадь

Просмотр презентации «Первая помощь пострадавшему»

Задания

Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Проверка присутствующих, готовности класса к уроку. 

Посмотрите на доску. Здесь много наглядного материала по медицине. А для чего они нужны? Чтобы научиться правильно, оказывать медицинскую помощь.

Сообщение темы урока

Поэтому тема нашего урока звучит так: «Первая помощь при ожоге, обморожении»

Сообщение теоретических сведений

Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или

материально-культурные ценности, но, в первую очередь, люди, его населяющие.

Читайте также:  Чем как вывести ожог от йода

Ухудшение экологических и психологических условий негативно сказалось на здоровье населения России. Увеличиваются случаи травматизма.

Одним из наиболее важным фактором человека является его умение правильно и быстро оказать первую помощь пострадавшему в экстремальной ситуации. Для этого ему необходимы знания, которые вы сегодня получите.

Что же такое первая помощь? Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).

Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо:

устранить воздействие на организм повреждающих факторов;

оценить состояние пострадавшего;

определить характер и тяжесть полученной травмы;

выполнить мероприятия по спасению пострадавшего;

до прибытия медицинской помощи необходимо поддерживать основные жизненные функции организма пострадавшего;

помочь при транспортировке пострадавшего в больницу.

Помощь пострадавшему при ожоге

Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды.

Ожоги бывают:

Термические ожоги

Электрические ожоги

Химические ожоги

При воздействии высоких температур

Местные поражающие действия электрического тока

Поражения тканей кислотами, щелочами и солями некоторых металлов

Ожоги 1 степени – проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи.

Ожоги 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.

Ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности.

Ожоги 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.

Первая помощь при ожоге

Убрать с поверхности тела горячий предмет.

При ожогах 1-й, 2-й степени поливать струйкой холодной воды.

Наложить асептическую повязку.

Дать обезболивающие

Поверх повязки положить пакет со льдом

Первая помощь при обморожении

Обморожение – это повреждение тканей, вызванное их переохлаждением организма в

результате длительного воздействия низких температур окружающей среды.

Обморожения 1 степени – проявляются потерей кожной чувствительности, отечностью.

Обморожения 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.

Обморожения 3 степени – характеризуются омертвлением отмороженных участков кожи.

Первая помощь при обморожении

Прекратить воздействие холода на кожу

Растереть сухой тканью.

3.     Поместить в теплую воду.

4.     Обработать спиртом.

5.     Наложить повязку.

6.     Дать горячее питье.

Двигательная физкультминутка «Зарядка»

Запись в тетрадь

Словарные слова: ожог, обморожение, несчастный случай, первая помощь.

Просмотр презентации «Первая помощь пострадавшему»

Задания

Расставь в правильной последовательности:

При ожогах 1-й, 2-й степени поливать струйкой холодной воды.

Дать обезболивающие

Убрать с поверхности тела горячий предмет.

Поверх повязки положить пакет со льдом

Наложить асептическую повязку.

Определи степень обморожения кожи

Омертвление отмороженных участков кожи.

Потеря кожной чувствительности, отечность.

Появление пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.

Подведение итогов.

Источник

Урок-соревнование по теме :

« Первая помощь при  термических ожогах».         8 класс

Цель: Расширить знания  о первой помощи при термическом ожоге.

Задачи:

Обучающая:

Расширить знания, умения и навыки учащихся в оказании первой помощи при ожоге.

Коррекционно- развивающая:

Развивать речь, логическое мышление, самостоятельность в принятии решений при оказании помощи.Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера. Развивать умения выполнять самоанализ своей деятельности.

Воспитательная :

Воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать в группе и самостоятельно.

Социализация

Воспитывать познавательный интерес, умение ориентироваться в окружающем мире.

Словарь: Ожог, первая помощь.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы: словесный( рассказ, беседа), практическая работа, коррекционно- развивающие упражнения.

Оснащение урока: проектор, компьютер, магнитная доска, оценочный лист, иллюстрации, слайды,

материал для  практического задания. ( бинты, салфетки, ткань, обезболивающие таблетки, «Пантенол», лёд в пакете, тёплый чай, кукла для демонстрации практического задания).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель- подготовка учащихся к работе на уроке.

– приветствие;

– проверка учащихся

– проверка готовности учащихся.

 2. Психологический настрой

 Цель- переключить внимание на предстоящий урок

Называют учащиеся день недели,  урок по счёту,  название месяца, какой день следующий и т. д.

 3.   Актуализация знаний.

Цель- организовать познавательную деятельность учащихся.

Привлечь внимание и вызвать интерес к изучаемой новой темы.

Коррекционно- развивающие упражнения

Слово учителя.

Сегодня мы проведём не обычный урок, урок – соревнование. Соревнование будет проходить в несколько этапов. Выполнять будете задания, которые будут оцениваться в баллах. Задания по повторению изучаемого ранее материала, и задания по новой теме.

Я надеюсь , что вы все будете очень внимательны , наблюдательны, смекалисты.

Каждый получил оценочный лист, выполняя задания  ставить себе баллы.

Коррекционно- развивающие упражнения на повторение пройденного материала.

Какая тема урока была на прошлом уроке, давайте вспомним вместе, выполняя задание.

1 этап соревнования ( два уровня)

 Задание под названием  – «Не ошибись». Среди букв  найти спрятанные слова.

Зачеркните все буквы М и Н   (мтнемрнмнимчнемснкминйм монжмонгм)

 Кто правильно выполнит задание получает один балл. Поставьте в оценочный лист.

2 этап соревнования ( два уровня)

Задание под названием  – « Путаница» Слова запутались и нарушился порядок слов в предложении. Навести порядок .

Ожог  действия от  высокой или химических веществ повреждение это тканей организма

температуры.   Проставьте над каждым словом номер по порядку и получите предложение.

Читайте также:  Долго ли заживает ожог на лице

Прочитайте предложение.  Получаете один балл. Заполните оценочный лист.

 – (Ожог – это повреждение тканей организма от действия высокой температуры

или химических веществ).

3 этап  соревнования ( два уровня)

Задание под названием –« Угадайка» Что может вызвать термический ожог?

Отметь правильный вариант ответа знаком « +»

Горячий утюг, радуга, солнце, раскалённый металл, дождь, пар от жидкости, голубое небо, кипяток.

Прочитайте слова.

На рисунке проставьте степень ожога карандашом ,

Получаете один балл за ответ. Заполните оценочный лист. Вы получили  3  балла.

4.   Сообщение нового материала.

Цель- Дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале.

Обращение к учащимся .  Мы не определи тему урока. Посмотрите , пожалуйста на предметы, подумайте и скажите, почему я их вам показываю? Как назвать все предметы.  Для чего они нужны. (для оказания первой помощи). Записать тему урока. Первая помощь при ожоге.

Цель нашего занятия научиться оказывать первую помощь при термическом ожоге.

Будьте внимательны и наблюдательны. Следующие баллы вы получите  при выполнении практических заданий после просмотра теоретического материала.

Показ слайдов 1-10.  После просмотра провести  физминутку.

5. Физминутка . Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора , физминутка нам нужна. Слайд – физминутка.

 Теперь на практике покажем как оказать первую помощь при ожоге

 6.Практическая работа – показ  действий оказания помощи  при ожоге на кукле.

 Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в ситуации.  Рассмотреть ситуации. Вызов ученика по  его желанию. Показ на кукле.

Ситуация № 1

Пролил горячий чай на руку, покраснение , пузырей нет . Твои действия?. Какой степени ожог.?

Выбрать правильный ответ.  Показ на кукле.

1.Подставить руку под воду , подержать 10-15 минут.

2.Обработать спреем «Пантенол».

Ситуация № 2

Ожог горячим утюгом. Покраснение кожи, отёчность, появились пузыри. Ожог какой степени? Твои действия?  Показ на кукле.

Выбрать правильный ответ.

1.Сделать не тугую повязку.

2. Наложить лёд  на повязку или воду в пакете.

3. Обратиться к врачу.

Ситуация № 3

Человек оказался в зоне пожара. На коже кровавые пузыри, повреждение ткани под кожей , мышц, костей.  Какая степень ожога? Твои действия? Показ на кукле.

Выбрать правильный ответ.

  1. Накрыть тканью.
  2. Дать обезболивающее средство ( анальгин).
  3. Дать тёплый чай.
  4. Вызвать скорую помощь.

Чего нельзя делать?  Учитель называет все средства , которые нельзя применять при ожоге.

Четвёртый этап соревнования-  « Смекалисмый» разгадать кроссворд. Получаете два балла.

  1. Закрепление полученных знаний.

Цель- закрепить знания и умения , полученные на практической работе.

      Дифференцированный подход.

      Первый  уровень усвоения

Кроссворд.

  1. Необходимое средство при ожоге.
  2. Что накладывают при ожоге 2 степени?
  3. Какое обезболивающее средство дают при ожоге 3 степени? Вставь две буквы А , получишь слово.    . н . льгин
  4. Что ещё  дают при ожоге 3 степени, так как  организм человека теряет много жидкости.

Получаете два балл.

Первый  уровень усвоения.

Необходимое средство при ожоге.

  1. Убери все буквы после  буквы Д

Холодильник

  1. Что накладывают при ожоге 2 степени? Вместо красной буквы О вставь буквуЯ
  2. Повозка  о =я
  1. Какое обезболивающее средство дают при ожоге 3 степени?

      Вставь вместо точек букву А ,  получишь слово       . н . льгин

  1. Что ещё  дают при ожоге 3 степени, так как  организм человека теряет много жидкости.  

      Убери все буквы в слове Чайка после  буквы Й .

       Второй уровень усвоения. Получаете два балла.

Записать слова : холод , повязка,  анальгин, чай.  

Составь предложения  устно, используя  данные слова.

  1. Повторение.

Цель : систематизировать, обобщить, и воспроизвести учебный   материал.

Пятый этап соревнования.

      Игра “Не навреди”.

– Первым врачом, труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ, он жил в 460 году до н.э. “Не навреди больному!” – говорил Гиппократ. Я надеюсь, что ваши познания в оказании  первой помощи, которые вы изучили и усвоили на уроке, помогут тем, кому вы будете оказывать помощь. Все громко говорят «да» или «нет». За правильный ответ ставите плюс, за неправильный  минус .

  1. Ожог первой степени необходимо держать под водой 10- 15 минут.
  2. Пузыри при  ожоге можно прокалывать.
  3. При ожоге необходимо дать тёплый чай.
  4. При ожоге третьей степени можно держать ожог под водой.
  5. При ожоге первой степени можно обработать ожог спреем « Пантенол».
  6. Ожог можно смазать зелёнкой.
  7. Ожог можно обработать йодом.
  8. При ожоге 3 степени необходимо вызвать скорую помощь.
  9. При ожоге первой степени обязательно вызвать скорую помощь.
  1. Подведение итогов.

Цель- сделать вывод, подвести итог, как работал класс на уроке, отметить учащихся, выяснить , что нового учащиеся узнали.

Итоги подводятся по оценочному листу . Все зачитывают сколько набрали баллов. Учитель дополняет учеников.

Наш урок подошёл к концу и главным итогом урока является не баллы , которые вы заработали, а умения , которые вы получили на уроке.

Урок окончен .Всем спасибо. До свидания.

Источник