Урок биологии первая помощь при ожогах
Первая помощь при ожогах.
Цели.
Обучающая:
Расширить знания, умения и навыки обучающихся в оказании первой
помощи при ожоге и обморожении.
Коррекционно- развивающая:
Развивать речь, логическое мышление, самостоятельность в принятии решений при оказании помощи. Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера, умение работать в группе и самостоятельно.
Воспитательная:
Воспитывать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Социализация
Воспитывать познавательный интерес, умение ориентироваться в окружающем мире.
Словарь: ожог, первая помощь.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный ( рассказ, беседа), практическая работа, коррекционно- развивающие упражнения.
Оборудование: перевязочный материал, аптечка, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тематические карточки .
Оснащение урока: карточки с заданием, перфокарты, магнитная доска, оценочный лист, иллюстрации, таблица.
Материал для практического задания: бинты, салфетки, ткань, обезболивающие таблетки, лёд в пакете, кукла для демонстрации практического задания, тёплый чай.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой.
Назвать по одному правила техники безопасности работы с электрическими бытовыми приборами.
Сообщение темы и цели урока
Не всегда люди соблюдают правила техники безопасности получают травмы.
А вот о какой травме мы будем говорить на уроке вы узнаете по ключевому слову, разгадав кроссворд.
О
Наружный покров тела человека (кожа)
Ж
Мед. повязка, перетягивающая конечность (жгут)
О
Мед. учреждение для стационарного лечения (больница)
Г
Пламя (огонь)
И
Длинная узкая лента из марли (бинт)
Проблемная ситуация: В походе, один из твоих одноклассников обжёг пальцы. Он плакал, махал руками, кричал, что больно. Что делать?
Исходя из прочитанного текста, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Введение в тему.
-Что может произойти во время любого возгорания?
Ожоги – повреждение тканей, возникающие под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей, тонизирующего излучения.
-Различают виды ожогов: термические, электрические, химические, лучевые ожоги.
-Какие из них наиболее часты?
Термические ожоги встречаются чаще и получают их люди часто в результате пожаров.
-Назовите причины возникновения пожара?
–Какие вы ещё знаете предметы, от которых возникает пожар? (свеча, угольки, утюг, папироса и т. д.)
Всем известно, что от крохотного пламени может сгореть дом, улица или даже город. Москва, например, полностью или частично выгорала около 60раз.
-Почему это происходило? (много было деревянных домов)
Теперь дома каменные, но выгорают они также быстро. Отчего? (появились легковоспламеняющиеся предметы).
-Какие легковоспламеняющиеся предметы знаете?
А сейчас послушайте заметки из нашей городской газеты «Тракт». Эти сообщения говорят, что и в нашем городе случаются пожары.
(сообщение детей)
-Что является основной причиной пожаров в нашем городе?
Часто причиной возникновения пожара является несоблюдение правил техники безопасности правил.
Задание №1. Работа с инструкционной карточкой. Что может вызвать ожог? Выбери правильный вариант, объясни.
Облака, горячий утюг, кипяток, радуга, солнце, раскалённый металл, дождь, пар от жидкости, голубое небо, доска, пожар.
-Если в доме начался пожар, какие будут ваши действия?
-попытаться потушить;
-вызвать 01;
-если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение
позвать на помощь взрослых.
Объяснение нового материала.
В зависимости от силы действия, времени различают ожоги по степеням с 1 по 4 степень.
– Чем характеризуется каждая степень ожога? (дополнение)
Задание №2. Работа с инструкционной картой. Дополните пропущенные слова.
Различают следующие степени термических ожогов:
1степень – …, отёчность, чувство … .
2cтепень – образование …, которые содержат прозрачную жидкость, вокруг них …, чувство жжения.
3степень – кожа тёмного или серого цвета, обширные …, поверхностное частичное обугливание … .
4степень – обугливание не только кожи, но и расположенных под ней тканей, мышц, … .
(боль, жжения, пузырей, отёчность, краснота, кожи, кости)
Физминутка.
Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.
VI. Работа с учебником. Прочитать на стр.182
VII. Практическая работа. Посмотрите, пожалуйста, на предметы, подумайте и скажите, почему я их вам показываю? Как назвать все предметы? Для чего они нужны?
а) Оказание первой помощи при ожоге I и II степени.
Выполнение работы по плану – показ действий оказания помощи при ожоге на кукле.
Обожжённую поверхность подставить под струю холодной воды.
Обожжённую поверхность накрыть чистой сухой тканью, на поверхность ткани положить пузырь со льдом, пакет с холодной водой.
Перечислить этапы оказания первой помощи при ожоге пальца.
б) Оказание первой медицинской помощи при обширных термических ожогах. На коже кровавые пузыри, повреждение ткани под кожей, мышц, костей. Какая степень ожога? Твои действия? Показ на кукле.
Вызвать «Скорую помощь».
Наложить на повреждённую поверхность сухую чистую ткань, поверх положить пузырь со льдом, пакет с холодной водой.
Давать пострадавшему обильное питьё, успокоить.
Дать пострадавшему обезболивающее средство.
Закрепление материала
Задание. Заполнить таблицу
Степени ожогов
Симптомы
Первая помощь
1степень
2степень
3степень
4степень
Задание. Работа с деформированным текстом. Составь правила оказания первой помощи при ожогах, запиши в тетрадь.
Пузыри, вскрывать, бинтовать, поверхность, обожжённую.
Одежду, повреждённой, снимать, кожи, осторожно.
Грязь, сажу, кожи, смыть, с повреждённой.
Ожог, спиртом, йодом, и, спиртовыми растворами, вокруг, обрабатывать.
Составь предложения устно, используя данные слова: чай, холод, повязка, анальгин.
Объясни смысл пословицы: «Болен лечись, а здоров – берегись».
Итог урока.
Сформулируй для себя правило: чтобы у меня не было ожога, я буду …
X. Рефлексия. Я взял для себя… .
Источник
Кожа постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, которые иногда вызывают воспалительные процессы кожи — дерматиты (потёртости, опрелости, ожоги и обморожения).
Потёртость — местное воспаление кожи, возникающее под влиянием механического раздражения.
Потёртость чаще всего образуется на пятках и пальцах ног при ношении неудобной обуви. Для лечения потёртости кожи больное место можно присыпать пудрой, присыпкой или смазать жирным кремом.
Опрелость — воспаление кожи в складках, возникающее в результате трения влажных поверхностей (часто возникает у грудных детей и людей с излишним весом). При опрелости заметно покраснение кожи, иногда появляются мокнущие участки с неровными контурами. Часто опрелости осложняются гнойничковой или грибковой инфекцией.
Для предупреждения опрелости необходим регулярный гигиенический уход за кожей. При предрасположенности к опрелости после мытья кожные складки следует просушить и присыпать пудрой или тальком.
Ожоги — повреждение тканей, вызванное действием высокой температуры, солнца, химических веществ, электрического тока и радиоактивного излучения.
Чаще всего встречаются термические и солнечные ожоги.
Химические ожоги чаще всего являются следствием попадания на кожу концентрированной кислоты (серной, азотной, соляной) или едких щелочей (едкого калия или натрия, нашатырного спирта), хлорной извести.
Тяжесть состояния пострадавшего от ожога зависит от площади ожоговой поверхности и глубины ожога.
По глубине поражения ожоги бывают четырёх степеней:
I степень — покраснение кожи, болезненность, иногда припухлость. Волдыри не появляются.
II степень — появление пузырей (волдырей), заполненных тканевой жидкостью;
III и IV степени — полное разрушение кожи, обугливание с поражением лежащих ниже мышц.
При получении обширных ожогов человек может погибнуть. Если площадь поражения превышает 10% всей поверхности тела, то у человека неизбежно развивается ожоговый шок. При ожогах более 50% поверхности тела ожоговый шок является основной причиной смерти.
Пример:
Поверхность кожи руки составляет примерно 9% общей площади кожных покровов, ноги — 18%, груди и спины, живота и поясницы — по 9%, промежности и пищевого тракта — 1% площади покровов тела.
Примерную площадь ожога можно определить по «правилу девяток»: площадь отдельных анатомических областей в процентах равна числу, кратному 9 (голова и шея составляют 9%, передняя и задняя поверхность туловища по 9×2=18 (36%), верхние конечности по 9% (всего 18%), нижние конечности по 9×2=18 (всего 36%).
Ещё площадь поражения определяется количеством ладоней, которые помещаются на поверхности ожога (площадь ладони составляет примерно 1 % поверхности тела ).
Ожоговый шок развивается в связи с раздражением огромного количества нервных окончаний поражённой области и связан не только с сильной болью, но и со значительной потерей жидкости организмом через повреждённые ткани (за несколько часов потеря жидкости может составить 3-4 л, в зависимости от площади ожога).
Боль от ожогов доставляет страшные мучения, поэтому для предотвращения развития шока необходимо как можно скорее ввести пострадавшему обезболивающее средство.
Также, пострадавшему необходимо компенсировать потери жидкости или хотя бы постараться уменьшить их. Для этого можно обложить обожжённую поверхность пузырями со льдом или целлофановыми пакетами, наполненными холодной водой и постараться обеспечить пострадавшего обильным тёплым питьём.
Нарушение целостности кожного покрова делает организм абсолютно беззащитным перед любой инфекцией. Кроме того, разрушенные ткани начинают выделять токсические вещества, которые с кровотоком разносятся по организму, начинают его отравлять и вызывают нарушение работы выделительной системы. Таким образом, происходит постепенное развитие ожоговой болезни, которая развивается после ожогового шока.
При ожогах нельзя:
- удалять с поверхности ожога остатки сгоревшей одежды;
- смазывать ожоговую поверхность жиром или посыпать её мукой или крахмалом;
- вскрывать пузыри;
- бинтовать обожжённую поверхность.
Все эти действия только усугубят положение травмированного, усилят шок или спровоцируют проникновение инфекции.
Первая помощь при ожогах
При солнечных ожогах используют различные средства, которые продаются в аптеках. Это могут быть эфирные масла (ромашковое), а также крема от солнечных ожогов с витамином Е.
Первая помощь при химических ожогах — немедленное промывание поражённой кожи слабым раствором соды (при ожоге кислотами), уксуса (при ожоге щелочами) либо просто большим количеством проточной воды.
Обморожение — повреждение тканей тела под влиянием холода. Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже —10°С. Основная причина повреждения тканей при обморожении — стойкие изменения в кровеносных сосудах, вызванные их длительным спазмом, являющимся защитной реакций организма на охлаждение. Чаще всего обмораживаются ушные раковины, пальцы рук и ног. Кровообращение в них постепенно замедляется, а затем и вовсе прекращается. Наступает момент, когда организм уже не может противостоять действию холода, и в тканях происходят глубокие изменения, ведущие к гибели клеток, кожа теряет чувствительность и белеет.
Факторы, способствующие обморожению: тесная (затрудняющая кровообращение) или сырая одежда и обувь, физическое переутомление, голод, вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение, ослабление организма в результате перенесённых заболеваний, потливость ног, курение и пр.
Первая помощь при обморожении состоит в прекращении охлаждения, согревании конечности, восстановления кровообращения в поражённых холодом тканях и предупреждения развития инфекции. Первое, что надо сделать при признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу.
При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием.
При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует . Нужно наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку (в качестве теплоизолирующего материала можно использовать, например, шерстяную ткань или верхнюю одежду).
При обморожениях нельзя:
- растирать кожу снегом, так как кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции;
- втирать масла, жир, растирать спиртом ткани при глубоком обморожении;
- использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения.
Следует помнить, что обмороженные участки тела в дальнейшем их нужно тщательно оберегать от воздействия холода, т.к. они становятся особенно чувствительны к нему.
Источники:
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г./Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8 класс.– М.: Просвещение
Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель
https://nebolet.com/bolezni/ozhog-tretej-stepeni.html
https://ofburns.ru/stepen-ozhoga.php
https://mokb51.ru/polezno_znat/302/
Источник
Тема: Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении.
Цель: Формировать у учащихся представление о признаках теплового и солнечного ударов, ожогов, обморожений и способах оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с признаками теплового и солнечного ударов, ожогов, обморожений;
формировать представление о способах оказания первой медицинской помощи;
Коррекционно – развивающие:
расширять словарный запас путем введения и использования новых слов и понятий;
учить анализировать, давать полный ответ на поставленный вопрос;
развивать умение устанавливать последовательность оказания первой медицинской помощи при разных видах повреждений кожи;
развивать умение анализировать и выбирать правильный ответ при тестовом опросе;
формировать познавательную активность в процессе просмотра презентации;
формировать умение работать с текстом учебника.
Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к собственной безопасности;
воспитывать навыки взаимопомощи;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Основные знания, термины и понятия: тепловой удар, солнечный удар, перегрев, ожог, обморожение, кожа, терморегуляция, закаливание.
Оборудование и материалы: таблица «Строение кожи», технологические карты, карточки со словарными словами, ребусы, листы самопроверки, презентация «Первая медицинская помощь при перегреве, ожогах, обморожении».
Ход урока:
Подготовительный
УЭ – 0
Цель: подготовить рабочее место и подготовиться самому.
Действия:
Проверь на своём столе задания, ручку, учебник.
Оцени свою готовность.
Если всё на месте и ты подготовился в перемену – поставь себе 2 балла.
УЭ – 1
Цель: Определить уровень знаний по предыдущей теме, выполняя задания.
Запиши тему урока и подумай над целью.
Тема урока:
___________________________________
___________________________________
В процессе учебной работы над заданием вы должны:
1. Изучить меры оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, при ожогах, при обморожении.
2. Познакомиться с признаками теплового и солнечного ударов, ожогов, обморожений.
3. Уметь работать с текстом учебника.
Старайся чаще отвечать, поднимай руку и зарабатывай жетоны.
Сосчитай количество жетонов – они соответствуют количеству баллов.
УЭ – 2
Цель: Самостоятельно получить представления об оказании первой медицинской помощи при перегревании, ожогах и обморожении.
Действия:
Прочитайте параграф 47 учебника.
Подготовьте письменно ответы на вопросы к параграфу и обсудите в группе.
Руководитель группы отчитывается о выполненном задании.
Работайте самостоятельно.
Обсудите в группе.
За выполненное задание ставим
5 баллов.
УЭ – 3
Цель: Проверить полученные задания по теме.
Действия:
Внимательно читай задания и выполняй.
1. Перегрев организма – это:
А) ожог
Б) обморожение
В) тепловой или солнечный удар
2. Что является причиной солнечного удара:
А) длительное пребывание на солнце
Б) употребление спиртных напитков
В) проникновение в организм инфекции
3. Какой степени ожог, если на коже образовались волдыри:
А) 1 степени
Б) 2 степени
В) 3 степени
4. Какой степени ожог, если произошло омертвление кожи:
А) 1 степени
Б) 2 степени
В) 3 степени
5. Нарушение целостности кожи – это:
А) ожог
Б) обморожение
В) тепловой удар
6. Первый признак обморожения:
А) появление белых пятен на коже и потеря чувствительности
Б) жжение кожи
В) загар на коже
7. В каких случаях повышается температура тела человека:
А) при ожогах
Б) при тепловом и солнечном ударе
В) при обморожении
8.Какие участки тела чаще всего обмораживаются:
А) пальцы рук и ног
Б) нос, уши, щеки
В) кожа спины и живота
9. Почему обмороженные участки кожи нельзя растирать?
А) это может вызвать ожог
Б) это может вызвать переохлаждение
В) это может повредить кожу
Если закончил, подними руку и попроси лист проверки.
Оценивай каждое задание. Поставь себе баллы по количеству правильных ответов.
УЭ – 4
Цель: Оценить себя и узнать домашнее задание.
Действия:
Сосчитай сложением все баллы.
Определи оценку.
Если у тебя от 20 до 15 баллов, твоя оценка «5».
Ты умница, мы тобой гордимся.
Задание: прочитать учебник стр. 196-199, выполнить задание №1(!)
Если у тебя от 15 до 10 баллов, твоя оценка «4».
Ты молодей, ещё немного упорства, и ты получишь «5».
Задание: прочитать учебник стр. 196-199, выполнить задание №2(!)
Если у тебя от 10 до 5 баллов, твоя оценка «3».
Очень жаль, постарайся хорошо выучить домашнее задание и ответить на следующем уроке.
Задание: прочитать учебник стр. 196-199, ответить на вопросы.
Ваша оценка. Желаем успеха!
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Лист самопроверки
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. А,Б
9. В
Источник