Термический ожог площадь у детей
Термические ожоги кожи: как оценить степень поражения
По статистике, большая часть ожогов происходит в бытовых условиях и вызвана воздействием пламени, кипятка, горячего пара или раскаленных предметов. И – увы! – их нередко получают дети. Именно поэтому каждый взрослый человек должен ориентироваться в определении степени ожогов, так как от этого зависит выбор способа оказания первой помощи, метода дальнейшего лечения ожога и оценка необходимости во врачебной (в том числе, стационарной) помощи.
Итак, в связи с тем, что при термических ожогах (в отличие от химических ожогов и ожогов глаз) определить их степень достаточно легко, это должен уметь делать каждый человек. Для начала следует, по возможности, уточнить у пострадавшего или окружающих, что произошло, для того, чтобы убедиться в том, что у пострадавшего именно термический ожог, затем осмотреть пораженную поверхность и оценить площадь ожога и степень.
Выделяют 4 степени ожога:
1. Первая степень: покраснение и отек кожи в месте термического ожога. Возможно появление мелких пузырей с прозрачным содержимым.
2. Вторая степень: покраснение и отек кожи в месте термического ожога, а также напряженные или вскрывшиеся пузыри и тонкий струп, который начинает формироваться.
3. Третья степень. При третьей степени термического повреждения имеется глубокий ожог до мышц и костей с формированием струпа. Пузыри при третьей степени, как правило, уже лопнувшие. При этом вокруг зоны глубокого ожога могут быть мелкие пузыри с прозрачным содержимым (вторая степень ожога), покраснение (первая степень ожога).
4. Четвертая степень. При четвертой степени ожога происходит обугливание обожженной части тела. Возможно комбинирование четвертой степени с первой, второй и третьей.
То есть, у одного пострадавшего могут быть ожоги разной степени. При этом тяжесть состояния пострадавшего оценивают по наиболее глубоким ожогам в зависимости от площади пораженной поверхности.
Термические ожоги кожи: как оценить площадь поражения
Уметь определять площадь термического ожога крайне важно – это позволяет выбрать правильную тактику лечения и порой даже спасти жизнь пострадавшему. Один из самых простых способов оценки площади ожога – «правило ладони». Площадь ладони человека составляет в среднем 1% площади его тела. Так, с помощью ладони можно определить, сколько процентов тела поражено.
Существует также правило «девятки» для взрослых: рука, половина ноги, половина спины, грудь, живот, голова – по 9%, и промежность – 1%. Но у детей голова с шеей составляет около 21% площади тела.
Термические ожоги кожи: как выбрать правильную стратегию оказания первой помощи.
При поверхностных термических ожогах более 10% площади тела взрослых (у детей – более 5%) и при более глубоких ожогах от 5% тела взрослого человека (соответственно, более 2,5% тела ребенка) после оказания первой помощи требуется обязательная врачебная помощь с последующей госпитализацией. Такие ожога приводят к нарушению общего состояния, угрожают жизни пострадавшего и в последующем могут потребовать оперативного вмешательства.
Кроме этих случаев, обязательной госпитализации подлежат пострадавшие с глубокими ожогами кистей рук и стоп и поверхностными обширными ожогами кистей рук и стоп, с ожогами глаз, ушей, лица и промежности, а также с предполагаемыми ожогами дыхательных путей из-за вдыхания крайне горячего воздуха.
Термические ожоги кожи: как оказать первую помощь
Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:
– Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
– Успокоить пострадавшего и окружающих.
– Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
– При солнечных ожогах следует просто перенести пострадавшего в тень.
– Если вы не знаете, что произошло, кратко и быстро уточнить обстоятельства («ребенок вылил на себя чашку горячего бульона», «загорелась одежда от пламени костра»).
– Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
– На обожженную поверхность нанести Солкосерил® гель, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, взбитое яйцо, сметану, кефир, спиртовые растворы и прочие средства, а также прикладывать к ране листья алоэ, сок каланхоэ, золотой ус и прочие. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку, а только нанести гель.
– При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
– При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду, чай, компот. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
– При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).
– Приступить к проведению сердечно-легочной реанимации (искусственному дыханию и непрямому массажу сердца) при отсутствии у пострадавшего дыхательной и (или) сердечной деятельности.
– При показаниях для госпитализации вызвать «Скорую помощь» или доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Лучше все же воспользоваться услугами «Скорой помощи», так как обычно мы не знаем, в каком отделении какой больницы производят лечение ожогов. По возможности, это должна быть специализированная клиника или специализированное отделение.
Когда можно лечить термические ожоги кожи в домашних условия.
Далеко не все ожоги требуют дальнейшего лечения в стационаре и даже поликлинике. В домашних условиях самостоятельно можно лечить поверхностные небольшие ожоги без инфицирования (без красных отечных краев раны, без гнойного отделяемого из раны, повышения температуры тела, озноба, усиления болей в ране, появления дергающих болей в ране и т.д.).
Взрослым можно начинать лечить дома ожоги площадью до 1% тела (размером с ладонь этого человека), если только это не обширные ожоги кисти, стопы, лица, половых органов. Это важно знать, так как при заживлении могут образовываться рубцы, которые нарушат функцию этих частей тела. В домашних условиях можно лечить только неинфицированные ожоги кисти, стопы или лица (размером приблизительно с монету).
Следует помнить о том, что в случае длительно незаживающего ожога, особенно нижних конечностей при сопутствующей нервно-сосудистой патологии ног, углублении раны, появлении гнойного отделяемого, неприятного запаха из раны, при усилении болей и нарушении общего состояния следует обязательно обратиться к хирургу поликлиники.
Любые ожоги у новорожденных требуют врачебной помощи и, как правило, лечения в стационаре.
Если в рану во время ожога попала земля, или ожог был получен на природе, следует в тот же день обратиться в любой травмпункт или к хирургу поликлиники, чтобы сделать прививку от столбняка – опасного инфекционного заболевания. Хорошо, если врач еще и обработает эту ожоговую поверхность. В дальнейшем можно будет продолжать лечение в домашних условиях.
Что необходимо приготовить для лечения ожогов в домашних условиях
– Стерильный бинт – 1-2 упаковки в день (размер и объем – в зависимости от площади ожога).
– Средство для обработки рук (антисептик).
– Стерильные медицинские перчатки – 1 пара перчаток на одну перевязку.
– Перекись водорода (3%-раствор) – 1-2 флакона на перевязку.
– Спиртовые растворы йода или бриллиантового зеленого (так называемая «зеленка») – 1 флакон.
– Ватные палочки – 1 упаковка.
– Тампоны из марли (для обработки раны) – их можно сделать самостоятельно из стерильного бинта, надев стерильные перчатки. Хранят их в упаковке от стерильного бинта. Лучше готовить новые тампоны из марли перед каждой перевязкой.
– Ножницы.
– Пластырь (иногда бывает необходим для фиксации повязки к неповрежденной коже).
Как лечить термические ожоги кожи в домашних условиях
Внимание! Нельзя самостоятельно вскрывать ожоговые пузыри и использовать вату и пластырь при обработке раневой поверхности. Максимум, что допустимо – наполненный содержимым плотный пузырь можно осторожно надрезать по одному из краев стерильным лезвием или проколоть стерильной иглой.
Перевязки (обработку ожога) производят 1- 2 раза в день. Предварительно надо подготовить все материалы и обработать руки того, кто будет это делать. Если была наложена повязка, следует ее снять. Если внутренняя часть повязки зафиксировалась на ране, смочить ее 3%-ной перекисью водорода и дождаться ее отделения от раны.
Неповрежденную кожу вокруг раны необходимо обработать раствором йода или бриллиантового зеленого, а на рану нанести препарат, который улучшит питание тканей и активизирует заживление раны.
Источник
ïÖÏÇÉ Õ ÄÅÔÅÊ – ÒÁÚÎÏ&s;ÉÄÎÏÓÔØ ÔÒÁ&s;ÍÙ, &s;ÏÚÎÉËÁÀÝÅÊ ÐÒÉ ÐÏÒÁÖÅÎÉÉ ÔËÁÎÅÊ ÆÉÚÉÞÅÓËÉÍÉ É ÈÉÍÉÞÅÓËÉÍÉ ÆÁËÔÏÒÁÍÉ (ÔÅÐÌÏ&s;ÏÊ ÜÎÅÒÇÉÅÊ, ÜÌÅËÔÒÉÞÅÓÔ&s;ÏÍ, ÉÏÎÉÚÉÒÕÀÝÉÍ ÉÚÌÕÞÅÎÉÅÍ, ÈÉÍÉËÁÔÁÍÉ É ÄÒ.). ëÌÉÎÉËÁ ÏÖÏÇÏ&s; Õ ÄÅÔÅÊ ÚÁ&s;ÉÓÉÔ ÏÔ &s;ÏÚÄÅÊÓÔ&s;Ï&s;Á&s;ÛÅÇÏ ÆÁËÔÏÒÁ, ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÉ, ÇÌÕÂÉÎÙ, ÏÂÛÉÒÎÏÓÔÉ ÐÏ&s;ÒÅÖÄÅÎÉÑ ÔËÁÎÅÊ É &s;ËÌÀÞÁÅÔ ÍÅÓÔÎÙÅ (ÂÏÌØ, ÇÉÐÅÒÅÍÉÀ, ÏÔÅË, ÏÂÒÁÚÏ&s;ÁÎÉÅ ÐÕÚÙÒÅÊ) É ÏÂÝÉÅ ÐÒÏÑ&s;ÌÅÎÉÑ (ÛÏË). çÌÁ&s;ÎÙÍÉ ÚÁÄÁÞÁÍÉ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÉ ÏÖÏÇÏ&s; Õ ÄÅÔÅÊ Ñ&s;ÌÑÅÔÓÑ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÅ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ ÏÖÏÇÏ&s;ÏÊ ÔÒÁ&s;ÍÙ, ÇÌÕÂÉÎÙ É ÐÌÏÝÁÄÉ ÐÏ&s;ÒÅÖÄÅÎÉÑ, ÄÌÑ ÞÅÇÏ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔÓÑ ÉÎÆÒÁËÒÁÓÎÁÑ ÔÅÒÍÏÇÒÁÆÉÑ, ÉÚÍÅÒÉÔÅÌØÎÙÅ ÍÅÔÏÄÉËÉ. ìÅÞÅÎÉÅ ÏÖÏÇÏ&s; Õ ÄÅÔÅÊ ÔÒÅÂÕÅÔ ÐÒÏ&s;ÅÄÅÎÉÑ ÐÒÏÔÉ&s;ÏÛÏËÏ&s;ÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ, ÔÕÁÌÅÔÁ ÏÖÏÇÏ&s;ÏÊ ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÉ, ÎÁÌÏÖÅÎÉÑ ÐÏ&s;ÑÚÏË.
óÉÍÐÔÏÍÙ ÔÅÒÍÉÞÅÓËÉÈ ÏÖÏÇÏ&s; Õ ÄÅÔÅÊ
÷ ÚÁ&s;ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÇÌÕÂÉÎÙ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÔËÁÎÅÊ ÔÅÒÍÉÞÅÓËÉÅ ÏÖÏÇÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÞÅÔÙÒÅÈ ÓÔÅÐÅÎÅÊ.
ïÖÏÇ I ÓÔÅÐÅÎÉ (ÜÐÉÄÅÒÍÁÌØÎÙÊ ÏÖÏÇ) ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÍ ÐÏ&s;ÒÅÖÄÅÎÉÅÍ ËÏÖÉ &s;ÓÌÅÄÓÔ&s;ÉÅ ËÒÁÔËÏ&s;ÒÅÍÅÎÎÏÇÏ ÉÌÉ ÓÌÁÂÏÇÏ ÐÏ ÉÎÔÅÎÓÉ&s;ÎÏÓÔÉ &s;ÏÚÄÅÊÓÔ&s;ÉÑ. õ ÄÅÔÅÊ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÌÏËÁÌØÎÁÑ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØ, ÇÉÐÅÒÅÍÉÑ, ÏÔÅË É ÞÕ&s;ÓÔ&s;Ï ÖÖÅÎÉÑ. ÷ ÍÅÓÔÅ ÏÖÏÇÁ ÍÏÖÅÔ ÎÁÂÌÀÄÁÔØÓÑ ÎÅÂÏÌØÛÏÅ ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ ÜÐÉÄÅÒÍÉÓÁ; ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÅ ÏÖÏÇÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÚÁÖÉ&s;ÁÀÔ ÞÅÒÅÚ 3-5 ÄÎÅÊ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ ÓÏ&s;ÅÒÛÅÎÎÏ ÂÅÓÓÌÅÄÎÏ ÉÌÉ Ó ÏÂÒÁÚÏ&s;ÁÎÉÅÍ ÎÅÂÏÌØÛÏÊ ÐÉÇÍÅÎÔÁÃÉÉ.
ïÖÏÇ II ÓÔÅÐÅÎÉ (ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÊ ÄÅÒÍÁÌØÎÙÊ ÏÖÏÇ) ÐÒÏÔÅËÁÅÔ Ó ÐÏÌÎÙÍ ÏÍÅÒÔ&s;ÅÎÉÅÍ ÜÐÉÄÅÒÍÉÓÁ, ÐÏÄ ËÏÔÏÒÙÍ ÓËÁÐÌÉ&s;ÁÅÔÓÑ ÐÒÏÚÒÁÞ-ÎÁÑ ÖÉÄËÏÓÔØ, ÏÂÒÁÚÕÀÝÁÑ ÐÕÚÙÒÉ. ðÒÉÐÕÈÌÏÓÔØ, ÂÏÌØ É ÐÏËÒÁÓÎÅÎÉÅ ËÏÖÉ &s;ÙÒÁÖÅÎÙ ÓÉÌØÎÅÅ. óÐÕÓÔÑ 2-3 ÄÎÑ ÓÏÄÅÒÖÉÍÏÅ ÐÕÚÙÒÅÊ ÓÔÁÎÏ&s;ÉÔÓÑ ÇÕÓÔÙÍ É ÖÅÌÅÏÂÒÁÚÎÙÍ. úÁÖÉ&s;ÌÅÎÉÅ É &s;ÏÓÓÔÁÎÏ&s;ÌÅÎÉÅ ËÏÖÎÏÇÏ ÐÏËÒÏ&s;Á ÄÌÉÔÓÑ ÏËÏÌÏ 2-È ÎÅÄÅÌØ. ðÒÉ ÏÖÏÇÁÈ II ÓÔÅÐÅÎÉ Õ ÄÅÔÅÊ &s;ÏÚÒÁÓÔÁÅÔ ÒÉÓË ÉÎÆÉÃÉÒÏ&s;ÁÎÉÑ ÏÖÏÇÏ&s;ÏÊ ÒÁÎÙ.
ïÖÏÇ III ÓÔÅÐÅÎÉ (ÇÌÕÂÏËÉÊ ÄÅÒÍÁÌØÎÙÊ ÏÖÏÇ) ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ Ä&s;ÕÈ &s;ÉÄÏ&s;: IIIÁ ÓÔÅÐÅÎÉ – Ó ÓÏÈÒÁÎÅÎÉÅÍ ÂÁÚÁÌØÎÏÇÏ ÓÌÏÑ ËÏÖÉ É III ÓÔÅÐÅÎÉ – Ó ÎÅËÒÏÚÏÍ &s;ÓÅÊ ÔÏÌÝÉ ËÏÖÉ É ÞÁÓÔÉÞÎÏ ÐÏÄËÏÖÎÏÇÏ ÓÌÏÑ. ïÖÏÇÉ III ÓÔÅÐÅÎÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏÔÅËÁÀÔ Ó ÏÂÒÁÚÏ&s;ÁÎÉÅÍ ÓÕÈÏÇÏ ÉÌÉ &s;ÌÁÖÎÏÇÏ ÎÅËÒÏÚÁ. óÕÈÏÊ ÎÅËÒÏÚ ÐÒÅÄÓÔÁ&s;ÌÑÅÔ ÓÏÂÏÊ ÐÌÏÔÎÙÊ ÓÔÒÕÐ ÂÕÒÏÇÏ ÉÌÉ ÞÅÒÎÏÇÏ Ã&s;ÅÔÁ, ÎÅÞÕ&s;ÓÔ&s;ÉÔÅÌØÎÙÊ Ë ÐÒÉËÏÓÎÏ&s;ÅÎÉÑÍ. ÷ÌÁÖÎÙÊ ÎÅËÒÏÚ ÉÍÅÅÔ &s;ÉÄ ÖÅÌÔÏ&s;ÁÔÏ ÓÅÒÏÇÏ ÓÔÒÕÐÁ Ó ÒÅÚËÉÍ ÏÔÅËÏÍ ËÌÅÔÞÁÔËÉ &s; ÚÏÎÅ ÏÖÏÇÁ. þÅÒÅÚ 7-14 ÄÎÅÊ ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÏÔÔÏÒÖÅÎÉÅ ÓÔÒÕÐÁ, Á ÐÏÌÎÙÊ ÐÒÏÃÅÓÓ ÚÁÖÉ&s;ÌÅÎÉÑ ÚÁÔÑÇÉ&s;ÁÅÔÓÑ ÎÁ 1-2 ÍÅÓÑÃÁ. üÐÉÔÅÌÉÚÁÃÉÑ ËÏÖÉ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÚÁ ÓÞÅÔ ÓÏÈÒÁÎÉ&s;ÛÅÇÏÓÑ ÒÏÓÔËÏ&s;ÏÇÏ ÓÌÏÑ. ïÖÏÇÉ III ÓÔÅÐÅÎÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÚÁÖÉ&s;ÁÀÔ Ó ÏÂÒÁÚÏ&s;ÁÎÉÅÍ ÇÒÕÂÙÈ, ÎÅÜÌÁÓÔÉÞÎÙÈ ÒÕÂÃÏ&s;.
ïÖÏÇ IV ÓÔÅÐÅÎÉ (ÓÕÂÆÁÓÃÉÁÌØÎÙÊ ÏÖÏÇ) ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÐÏÒÁÖÅÎÉÅÍ É ÏÂÎÁÖÅÎÉÅÍ ÔËÁÎÅÊ, ÚÁÌÅÇÁÀÝÉÈ ÇÌÕÂÖÅ ÁÐÏÎÅ&s;ÒÏÚÁ (ÍÙÛÃ, ÓÕÈÏÖÉÌÉÊ, ÓÏÓÕÄÏ&s;, ÎÅÒ&s;Ï&s;, ËÏÓÔÅÊ É ÈÒÑÝÅÊ). ÷ÉÚÕÁÌØÎÏ ÐÒÉ ÏÖÏÇÁÈ IV ÓÔÅÐÅÎÉ &s;ÉÄÅÎ ÔÅÍÎÏ ËÏÒÉÞÎÅ&s;ÙÊ ÉÌÉ ÞÅÒÎÙÊ ÓÔÒÕÐ, ÞÅÒÅÚ ÔÒÅÝÉÎÙ ËÏÔÏÒÏÇÏ ÐÒÏÇÌÑÄÙ&s;ÁÀÔ ÐÏÒÁÖÅÎÎÙÅ ÇÌÕÂÏËÉÅ ÔËÁÎÉ. ðÒÉ ÔÁËÉÈ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÈ ÏÖÏÇÏ&s;ÙÊ ÐÒÏÃÅÓÓ Õ ÄÅÔÅÊ (ÏÞÉÝÅÎÉÅ ÒÁÎÙ, ÏÂÒÁÚÏ&s;ÁÎÉÅ ÇÒÁÎÕÌÑÃÉÊ) ÐÒÏÔÅËÁÅÔ ÍÅÄÌÅÎÎÏ, ÞÁÓÔÏ ÒÁÚ&s;É&s;ÁÀÔÓÑ ÍÅÓÔÎÙÅ, ÐÒÅÖÄÅ &s;ÓÅÇÏ ÇÎÏÊÎÙÅ, ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ – ÁÂÓÃÅÓÓÙ, ÆÌÅÇÍÏÎÙ, ÁÒÔÒÉÔÙ. ïÖÏÇÉ IV ÓÔÅÐÅÎÉ ÓÏÐÒÏ&s;ÏÖÄÁÀÔÓÑ ÂÙÓÔÒÙÍ ÎÁÒÁÓÔÁÎÉÅÍ &s;ÔÏÒÉÞÎÙÈ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ &s; ÔËÁÎÑÈ, ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÕÀÝÅÇÏ ÔÒÏÍÂÏÚÁ, ÐÏ&s;ÒÅÖÄÅÎÉÅÍ &s;ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÏÒÇÁÎÏ&s; É ÍÏÖÅÔ ÚÁËÏÎÞÉÔØÓÑ ÇÉÂÅÌØÀ ÒÅÂÅÎËÁ.
ïÖÏÇÉ I, II É IIIÁ ÓÔÅÐÅÎÉ Õ ÄÅÔÅÊ ÒÁÓÃÅÎÉ&s;ÁÀÔÓÑ ËÁË ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÅ, ÏÖÏÇÉ IIIÂ É IV ÓÔÅÐÅÎÉ – ËÁË ÇÌÕÂÏËÉÅ. ÷ ÐÅÄÉÁÔÒÉÉ, ËÁË ÐÒÁ&s;ÉÌÏ, &s;ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ÏÖÏÇÏ&s; ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÓÔÅÐÅÎÅÊ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÏÖÏÇÏ&s; Õ ÄÅÔÅÊ
äÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ ÏÖÏÇÏ&s;ÏÇÏ ÛÏËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ &s;ÉÄÙ ÏÂÅÚÂÏÌÉ&s;ÁÎÉÑ (ÏÍÎÏÐÏÎ, ÐÉÐÏÌØÆÅÎ; ÈÌÏÒÁÌÇÉÄÒÁÔ, ÚÁËÉÓØ ÁÚÏÔÁ É Ô. Ä.) Ó ÏÄÎÏ&s;ÒÅÍÅÎÎÙÍ &s;ÏÓÓÔÁÎÏ&s;ÌÅÎÉÅÍ ÏÂßÅÍÁ É ÓÏÓÔÁ&s;Á ÃÉÒËÕÌÉÒÕÀÝÅÊ ËÒÏ&s;É. ÷ ÔÑÖÅÌÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ ÐÒÉÍÅÎÑÔØ ÌÉÔÉÞÅÓËÕÀ ÓÍÅÓØ, ÓÏÓÔÏÑÝÕÀ ÉÚ ÌÁÒÇÁËÔÉÌÁ, ÆÅÎÅÒÇÁÎÁ É ÄÏÌÁÎÔÉÎÁ. òÅÂÅÎËÁ ÓÌÅÄÕÅÔ ÓÏÇÒÅÔØ. âÏÌØÛÉÎÓÔ&s;Ï ÄÅÔÓËÉÈ ÈÉÒÕÒÇÏ&s; ÎÁÓÔÁÉ&s;ÁÅÔ ÎÁ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÉ ÐÁÒÜÎÔÅÒÁÌØÎÏÇÏ &s;&s;ÅÄÅÎÉÑ ÖÉÄËÏÓÔÅÊ. ÷ ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒ&s;ÙÈ ÓÕÔÏË ÂÏÌÅÚÎÉ &s;&s;ÏÄÑÔ ËÒÏ&s;Ø ÉÌÉ ÅÅ ÚÁÍÅÎÉÔÅÌÉ ÉÚ ÒÁÓÞÅÔÁ 1,5 ÍÌ ÎÁ 1 ËÇ &s;ÅÓÁ ÂÏÌØÎÏÇÏ É ÎÁ 1 % ÏÂÏÖÖÅÎÎÏÊ ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÉ É 1 ÍÌ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÒÁÓÔ&s;ÏÒÁ ÐÏ&s;ÁÒÅÎÎÏÊ ÓÏÌÉ ÎÁ 1 ËÇ &s;ÅÓÁ É ÎÁ 1% ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÉ ÏÖÏÇÁ. ðÒÉ ÏÔÓÕÔÓÔ&s;ÉÉ Ò&s;ÏÔÙ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÏÂÉÌØÎÏÅ ÐÉÔØÅ.
ðÅÒ&s;ÁÑ ÐÏÍÏÝØ ÐÒÉ ÏÖÏÇÅ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÅÄÐÏÌÁÇÁÅÔ ÐÒÅËÒÁÝÅÎÉÅ ÄÅÊÓÔ&s;ÉÑ ÔÅÒÍÉÞÅÓËÏÇÏ ÁÇÅÎÔÁ, ÏÓ&s;ÏÂÏÖÄÅÎÉÉ ÐÏÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÕÞÁÓÔËÁ ËÏÖÉ ÏÔ ÏÄÅÖÄÙ É ÅÇÏ ÏÈÌÁÖÄÅÎÉÉ (Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÏÂÍÙ&s;ÁÎÉÑ &s;ÏÄÏÊ, ÐÕÚÙÒÑ ÓÏ ÌØÄÏÍ). äÌÑ ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉËÉ ÛÏËÏ&s;ÏÇÏ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÁ ÄÏÇÏÓÐÉÔÁÌØÎÏÍ ÜÔÁÐÅ ÒÅÂÅÎËÕ ÍÏÖÎÏ &s;&s;ÅÓÔÉ ÁÎÁÌØÇÅÔÉËÉ.
÷ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÏÍ ÕÞÒÅÖÄÅÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÒÏ&s;ÏÄÑÔ ÐÅÒ&s;ÉÞÎÙÊ ÔÕÁÌÅÔ ÐÏÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÕÞÁÓÔËÁ ÐÏÄ ÏÂÝÉÍ ÎÁÒËÏÚÏÍ. éÚ ÒÁÎÙ ÕÄÁÌÑÀÔ ÉÎÏÒÏÄÎÙÅ ÐÒÅÄÍÅÔÙ, ÐÒÏ&s;ÏÄÑ ÏÂÒÁÂÏÔËÕ ËÒÁÅ&s; ÒÁÎÙ ÁÎÔÉÓÅÐÔÉËÏÍ. åÓÌÉ ÓÏÈÒÁÎÅÎÁ ËÏÖÁ, ÔÏ ÅÅ ÕËÌÁÄÙ&s;ÁÀÔ ÎÁ ÐÏÒÁÖÅÎÎÕÀ ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔØ, ÞÔÏÂÙ ÓÎÉÚÉÔØ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØ É ÕÓËÏÒÉÔØ ÚÁÖÉ&s;ÌÅÎÉÅ ÒÁÎÙ. ðÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔØ ÒÁÎÙ ÓÍÁÚÙ&s;ÁÀÔ ÓÔÅÒÉÌØÎÙÍ &s;ÁÚÅÌÉÎÏ&s;ÙÍ ÍÁÓÌÏÍ. äÁÌØÎÅÊÛÁÑ ÔÁËÔÉËÁ ÌÅÞÅÎÉÑ &s;ÏÚÍÏÖÎÁ Ä&s;ÕÍÑ ÓÐÏÓÏÂÁÍÉ: ÏÔËÒÙÔÏÅ É ÚÁËÒÙÔÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ. ïÔËÒÙÔÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÐÒÅÄÐÏÞÔÉÔÅÌØÎÏ Õ ÓÔÁÒÛÉÈ ÄÅÔÅÊ. üÔÏÔ ÓÐÏÓÏ ÍÅÎÅÅ ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÙÊ, ÎÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÓÏÚÄÁÎÉÅ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÈ ÕÓÌÏ&s;ÉÊ &s; ÐÁÌÁÔÅ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÑ, ÓÔÒÏÇÁÑ ÁÓÅÐÔÉËÁ, ÞÔÏÂÙ ÐÒÅÄÕÐÒÅÄÉÔØ ÚÁÎÅÓÅÎÉÅ ÉÎÆÅËÃÉÉ &s; ÒÁÎÕ.
ðÒÉ ÚÁËÒÙÔÏÍ ÓÐÏÓÏÂÅ ÌÅÞÅÎÉÑ ÎÁ ÒÁÎÕ ÎÁËÌÁÄÙ&s;ÁÅÔÓÑ ÓÔÅÒÉÌØÎÁÑ ÐÏ&s;ÑÚËÁ, ËÏÔÏÒÁÑ ÍÅÎÑÅÔÓÑ ÐÏ ÍÅÒÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ &s; ÚÁ&s;ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÇÌÕÂÉÎÙ É ÐÌÏÝÁÄÉ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ. ðÒÉ ÓÍÅÎÅ ÐÏ&s;ÑÚËÉ ÐÒÏ&s;ÏÄÑÔ ÔÕÁÌÅÔ ÒÁÎÙ É ÓÍÁÚÙ&s;ÁÎÉÅ ÐÏ&s;ÅÒÈÎÏÓÔÉ ÐÏÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÕÞÁÓÔËÁ ÉÎÔÉÓÅÐÔÉÞÅÓËÉÍÉ É ÚÁÖÉ&s;ÌÑÀÝÉÍÉ ÍÁÚÑÍÉ.
ðÒÉ ÇÌÕÂÏËÉÈ ÏÖÏÇÁÈ ÐÏËÁÚÁÎÏ ÐÒÏ&s;ÅÄÅÎÉÅ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÌÅÞÅÎÉÑ ÄÌÑ &s;ÏÓÓÔÁÎÏ&s;ÌÅÎÉÑ ÃÅÌÏÓÔÎÏÓÔÉ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ&s;Ï&s;, ÔÁË ËÁË ÜÔÏ Ñ&s;ÌÑÅÔÓÑ ÚÁÌÏÇÏÍ ÉÚÌÅÞÅÎÉÑ. ðÒÏ&s;ÏÄÉÔÓÑ ÉÓÓÅÞÅÎÉÑ ÏÍÅÒÔ&s;Å&s;ÛÉÈ ÕÞÁÓÔËÏ&s; ÔËÁÎÉ É ÚÁËÒÙÔÉÅ ÄÅÆÅËÔÁ ËÏÖÎÙÍ ÌÏÓËÕÔÏÍ. èÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÐÒÏ&s;ÏÄÉÔÓÑ ÓÔÕÐÅÎÞÁÔÏ, ÉÎÏÇÄÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÐÒÏ&s;ÅÄÅÎÉÅ ÄÏ 10 ÏÐÅÒÁÔÉ&s;ÎÙÈ &s;ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ&s;.
Ï&s; Õ ÄÅÔÅÊ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÈÉÒÕÒÇÏÍ-ËÏÍÂÕÓÔÉÏÌÏÇÏÍ ÉÌÉ ÄÅÔÓËÉÍ ÔÒÁ&s;ÍÁÔÏÌÏÇÏÍ.
Источник
Ожоги и ошпаривания детей. Диагностика, лечение
Ожоги и ошпаривания являются частыми причинами смерти от несчастных случаев, хотя большинство случаев гибели, происходящих при домашних пожарах, происходят из-за вдыхания газа и дыма, а не от термического повреждения. Ошпаривания распространены у детей 1-2 лет, возникают вследствие опрокидывания чашек с горячей жидкостью или соприкосновения с кастрюлей с кипятком на кухонной плите или от слишком горячей воды в ванной.
Выраженность травмы оценивают по следующим критериям:
• Состояние дыхательных путей: удовлетворительны ли их проходимость, дыхание, кровообращение?
• Произошло ли вдыхание дыма? Если да, есть опасность последующих осложнений, в том числе отравления угарным газом. Всех поражённых детей необходимо обследовать в клинике и оказать им первую помощь по защите дыхательных путей во избежание развития вторичных осложнений.
• Глубина ожога. При поверхностных ожогах возникает повреждение дермы, часто с появлением волдырей. Кожа розовая или пятнистая. Регенерация поверхностных ожогов и ожогов с поражением части толщи кожи происходит от краев раны и от базального эпителиального слоя вокруг волосяных фолликулов глубоко в дерме. При глубоких (на всю толщу) ожогах кожа поражается в глубоких слоях, включая дерму, и выглядит белой или обуглившейся.
Она нечувствительна к боли, поражённые участки затрагивают волосяные фолликулы, поэтому часто требуется трансплантация кожи. Глубокие ожоги необходимо исследовать и лечить в стационаре.
• Площадь поверхности ожога. Её вычисляют по таблице площади поверхности тела. Ладонь и сведённые пальцы покрывают около 1% поверхности тела. Ожоги площадью больше 5% на всю толщу и 10% на часть толщи требуют консультации специалиста по ожогам (комбустиолога). При поражении более 70% поверхности тела шансы на выживание небольшие.
• Поражения особой локализации. Ожоги лица могут его обезображивать. Если они расположены у рта, возникает риск нарушения функции дыхательных путей из-за часто возникающего при этом отёка тканей, а поражение рук может привести к функциональным нарушениям из-за формирования рубцов.
Лечение ожогов у детей
Лечение следует проводить в следующих направлениях:
• Облегчение боли. Может потребоваться применение сильных анальгетиков, например внутривенное введение морфина.
• Терапия шока внутривенным введением жидкостей, особенно плазмозаменителей, постоянный мониторинг гематокрита и мочевыделения. Детям с площадью ожоговой поверхности более 10% обязательно назначают внутривенное введение жидкостей.
• Обеспечение ухода за раневой поверхностью. Ожоги необходимо покрывать липкой пленкой (пластиковое покрытие), которая снижает боль от контакта с холодным воздухом и снижает риск инфицирования. Волдыри трогать не нужно. Проводить ирригацию холодной водой следует только кратковременно при поверхностных и средней глубины ожогах площадью менее 10% тела, поскольку это может быстро спровоцировать чрезмерное переохлаждение. Необходимо определить статус иммунизации против столбняка и при необходимости провести ревакцинацию.
Проводить лечение тяжёлых или обширных ожогов особой локализации лучше всего в специализированных отделениях. Необходимо привлекать пластических хирургов для трансплантации кожи и лечения контрактур. Психологические последствия тяжёлых ожогов всегда выраженные и длительно протекающие, поэтому необходима психологическая поддержка.
Ожоги и ошпаривания:
• Оценка состояния — определение необходимости реанимации, например, если произошло вдыхание любого дыма, ожоги обширные и глубокие, вовлечены особые зоны.
• Ведение пациентов — контроль выраженности болевого синдрома, лечение шока, уход за раневой поверхностью (липкая плёнка), направление в специализированные центры, если ожог более 5% на всю толщу кожи, 10% — на часть толщины кожи или значительные ожоги особой локализации.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
– Также рекомендуем “Неотложная помощь при утоплении детей”
Оглавление темы “Детские болезни”:
- Причины лихорадки у ребенка. Диагностика
- Септицемия у детей. Клиника, лечение
- Угрожающие жизни состояния у детей. Причины, диагностика
- Синдром внезапной смерти ребенка. Причины
- Несчастные случаи среди детей. Типы, профилактика
- Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с участием детей
- Травмы головы, внутренних органов у детей. Тактика
- Ожоги и ошпаривания детей. Диагностика, лечение
- Неотложная помощь при утоплении детей
- Случайные отравления детей. Профилактика
Источник