Термический ожог первая помощь доклад
Ожог — повреждение тканей, возникшее от местного теплового, химического, электрического или радиационного воздействия.
Термические ожоги возникают от непосредственного воздействия на тело высокой температуры (пламя, кипяток, горящие и горячие жидкости и др.).
Тяжесть повреждения зависит от высоты температуры, длительности воздействия, обширности поражения и локализации ожога. Особенно тяжелые ожоги вызывают пламя и пар, находящийся под давлением. В последнем случае возможны ожоги полости рта, носа, трахеи и других органов, соприкасающихся с атмосферой.
Чаще всего наблюдаются ожоги рук, ног, глаза, реже — туловища и головы. Чем распространеннее ожог и чем глубже поражение, тем большую опасность представляет он для жизни больного. Ожог 1/3 поверхности тела часто заканчивается смертью.
По глубине поражения различаются четыре степени ожога.
Ожог I степени (эритема) проявляется покраснением кожи, отечностью и болью. Это самая легкая степень ожога, характеризующаяся развитием воспаления кожи. Воспалительные явления довольно быстро проходят (через 3—6 дней). В области ожога остается пигментация, в последующие дни наблюдается шелушение кожи.
Ожог II степени (образование пузырей) характеризуется развитием более резко выраженной воспалительной реакции. Сильнейшая боль сопровождается интенсивным покраснением кожи и отслоением эпидермиса с образованием пузырей, наполненных прозрачной или слегка мутноватой жидкостью. При ожоге II степени повреждения глубоких слоев кожи нет, поэтому если не происходит инфицирования ожоговой поверхности, то через неделю восстанавливаются все слои кожи без образования рубца. Полное выздоровление наступает через 10— 15 дней. При инфицировании пузырей восстановительные процессы резко нарушаются и заживление происходит вторичным натяжением и в более длительные сроки.
Ожог III степени вызывает некроз (омертвение) всех слоев кожи. Белки клеток кожи и кровь свертываются и образуют плотный струп, под которым находятся поврежденные и омертвевшие ткани. После ожога III степени заживление идет вторичным натяжением. На месте повреждения развивается грануляционная ткань, которая замещается соединительной тканью с образованием грубого звездчатого рубца.
Ожог IV степени (обугливание) возникает при воздействии на ткани очень высоких температур (пламя, расплавленный металл). Это самая тяжелая форма ожога, при которой повреждаются кожа, мышцы, сухожилия, кости и др. Заживление ожогов III и IV степени происходит медленно, и нередко закрыть ожоговые поверхности можно лишь при помощи пересадки кожи.
Ожоги вызывают тяжелые общие явления, обусловленные, с одной стороны, изменениями в ЦНС (болевой шок), с другой — изменениями крови и функции внутренних органов в результате интоксикации. Чем больше площадь ожога, тем больше повреждено нервных окончаний и тем сильнее выражены явления травматического шока. Нарушения функций внутренних органов при ожогах возникают в связи с обильным выделением через ожоговую поверхность жидкой части крови (плазмы) и отравлением организма всасывающимися из зоны повреждения продуктами распада омертвевших тканей. Это проявляется головной болью, общей слабостью, тошнотой, рвотой.
Первая помощь.
Первая помощь должна быть направлена на прекращение воздействия высокой температуры на пострадавшего: следует погасить пламя на одежде, удалить пострадавшего из зоны высокой температуры, снять с поверхности тела тлеющую и резко нагретую одежду. Вынос пострадавшего из опасной зоны, тушение тлеющей и горящей одежды необходимо осуществлять осторожно, чтобы грубыми движениями не нарушить целостность кожных покровов. Для оказания первой помощи одежду лучше разрезать, особенно там, где она прилипает к ожоговой поверхности. Отрывать одежду от кожи нельзя; ее обрезают вокруг ожога и накладывают асептическую повязку поверх оставшейся части одежды. Раздевать пострадавшего не рекомендуется, особенно в холодный период года, так как охлаждение резко ухудшит общее состояние организма и будет способствовать развитию шока.
Следующей задачей первой помощи является скорейшее наложение сухой асептической повязки для предупреждения инфицирования ожоговой поверхности. Для этой цели желательно использовать стерильный бинт или индивидуальный пакет. При отсутствии специального стерильного перевязочного материала oжoгoвvю поверхность можно закрыть чистой хлопчатобумажной тканью, проглаженной горячим утюгом или смоченной этиловым спиртом, водкой, раствором этакридина лактата (риванол) либо перманганата калия. Такие повязки несколько уменьшают боль.
Оказывающий первую помощь должен знать, что всякие дополнительные повреждения и загрязнения ожоговой поверхности опасны для пострадавшего.
Поэтому не следует:
- производить какое-либо промывание области ожога,
- прикасаться к обожженному месту руками,
- производить прокалывание пузырей,
- отрывать прилипшие к месту ожога части одежды,
- смазывать ожоговую поверхность жиром (вазелин, животное или растительное масло и др.) и присыпать порошком.
Нанесенный жир (порошок) не способствует заживлению и не уменьшает боли, но облегчает проникновение инфекции и, что наиболее опасно, резко затрудняет оказание врачебной помощи, проведение первичной хирургической обработки ожога.
При обширных ожогах II, III, IV степени довольно быстро развиваются общие явления, шок.
Пострадавшего необходимо уложить в положение, при котором меньше всего его беспокоят боли, тепло укрыть, дать выпить большое количество жидкости. Сразу следует начать противошоковые мероприятия. Для снятия болей, если есть возможность, надо ввести наркотики (омнопон, морфин, промедол—1 мл 1% раствора), можно дать горячий крепкий кофе, чай с вином, немного водки.
При обширных ожогах пострадавшего лучше завернуть в чистую проглаженную простыню и организовать срочную доставку в лечебное учреждение. Прежде чем транспортировать обожженного в больницу, необходимо произвести транспортную иммобилизацию. Иммобилизация должна обеспечить такое положение обожженных участков тела, при котором кожа будет находиться в максимально растянутом положении. Например, при ожоге внутренней поверхности локтевого сгиба конечность фиксируется в разогнутом положении, при ожоге задней поверхности локтевого сгиба руку фиксируют согнутой в локтевом сгибе, при ожоге ладонной поверхности кисти рука фиксируется в положении с максимальным разгибанием кисти и пальцев и т. д.
В стационар пострадавшего лучше доставлять на специальных машинах; при их отсутствии можно использовать любой транспорт, создав больному максимальный покой и удобное положение. Следует помнить, что охлаждение резко ухудшает состояние больного, способствует развитию шоковых явлений. Поэтому в период от момента травмы до оказания квалифицированной врачебной помощи за больным необходимо тщательно следить: тепло укрывать его, давать горячие напитки.
Транспортировать пострадавшего с обширными ожогами следует с крайней осторожностью, в положении лежа на той части тела, которая не повреждена (на боку, животе и др.). Для облегчения перекладывания больного необходимо заранее подложить прочную ткань (брезент, одеяло), взявшись за которую, можно довольно легко переложить больного на носилки, не вызвав у него дополнительно болевых ощущений.
Больные с небольшими по площади ожогами I и II степени, а иногда и III степени могут прийти сами в лечебное учреждение. Таким больным (за исключением больных с ожогами глаз, половых органов и промежности) оказывают амбулаторную помощь.
При транспортировке необходимо проводить мероприятия по профилактике шока, а при развившемся шоке — противошоковые мероприятия.
Источник
Термические ожоги кожи: как оценить степень поражения
По статистике, большая часть ожогов происходит в бытовых условиях и вызвана воздействием пламени, кипятка, горячего пара или раскаленных предметов. И – увы! – их нередко получают дети. Именно поэтому каждый взрослый человек должен ориентироваться в определении степени ожогов, так как от этого зависит выбор способа оказания первой помощи, метода дальнейшего лечения ожога и оценка необходимости во врачебной (в том числе, стационарной) помощи.
Итак, в связи с тем, что при термических ожогах (в отличие от химических ожогов и ожогов глаз) определить их степень достаточно легко, это должен уметь делать каждый человек. Для начала следует, по возможности, уточнить у пострадавшего или окружающих, что произошло, для того, чтобы убедиться в том, что у пострадавшего именно термический ожог, затем осмотреть пораженную поверхность и оценить площадь ожога и степень.
Выделяют 4 степени ожога:
1. Первая степень: покраснение и отек кожи в месте термического ожога. Возможно появление мелких пузырей с прозрачным содержимым.
2. Вторая степень: покраснение и отек кожи в месте термического ожога, а также напряженные или вскрывшиеся пузыри и тонкий струп, который начинает формироваться.
3. Третья степень. При третьей степени термического повреждения имеется глубокий ожог до мышц и костей с формированием струпа. Пузыри при третьей степени, как правило, уже лопнувшие. При этом вокруг зоны глубокого ожога могут быть мелкие пузыри с прозрачным содержимым (вторая степень ожога), покраснение (первая степень ожога).
4. Четвертая степень. При четвертой степени ожога происходит обугливание обожженной части тела. Возможно комбинирование четвертой степени с первой, второй и третьей.
То есть, у одного пострадавшего могут быть ожоги разной степени. При этом тяжесть состояния пострадавшего оценивают по наиболее глубоким ожогам в зависимости от площади пораженной поверхности.
Термические ожоги кожи: как оценить площадь поражения
Уметь определять площадь термического ожога крайне важно – это позволяет выбрать правильную тактику лечения и порой даже спасти жизнь пострадавшему. Один из самых простых способов оценки площади ожога – «правило ладони». Площадь ладони человека составляет в среднем 1% площади его тела. Так, с помощью ладони можно определить, сколько процентов тела поражено.
Существует также правило «девятки» для взрослых: рука, половина ноги, половина спины, грудь, живот, голова – по 9%, и промежность – 1%. Но у детей голова с шеей составляет около 21% площади тела.
Термические ожоги кожи: как выбрать правильную стратегию оказания первой помощи.
При поверхностных термических ожогах более 10% площади тела взрослых (у детей – более 5%) и при более глубоких ожогах от 5% тела взрослого человека (соответственно, более 2,5% тела ребенка) после оказания первой помощи требуется обязательная врачебная помощь с последующей госпитализацией. Такие ожога приводят к нарушению общего состояния, угрожают жизни пострадавшего и в последующем могут потребовать оперативного вмешательства.
Кроме этих случаев, обязательной госпитализации подлежат пострадавшие с глубокими ожогами кистей рук и стоп и поверхностными обширными ожогами кистей рук и стоп, с ожогами глаз, ушей, лица и промежности, а также с предполагаемыми ожогами дыхательных путей из-за вдыхания крайне горячего воздуха.
Термические ожоги кожи: как оказать первую помощь
Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:
– Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
– Успокоить пострадавшего и окружающих.
– Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
– При солнечных ожогах следует просто перенести пострадавшего в тень.
– Если вы не знаете, что произошло, кратко и быстро уточнить обстоятельства («ребенок вылил на себя чашку горячего бульона», «загорелась одежда от пламени костра»).
– Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
– На обожженную поверхность нанести Солкосерил® гель, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, взбитое яйцо, сметану, кефир, спиртовые растворы и прочие средства, а также прикладывать к ране листья алоэ, сок каланхоэ, золотой ус и прочие. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку, а только нанести гель.
– При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
– При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду, чай, компот. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
– При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).
– Приступить к проведению сердечно-легочной реанимации (искусственному дыханию и непрямому массажу сердца) при отсутствии у пострадавшего дыхательной и (или) сердечной деятельности.
– При показаниях для госпитализации вызвать «Скорую помощь» или доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Лучше все же воспользоваться услугами «Скорой помощи», так как обычно мы не знаем, в каком отделении какой больницы производят лечение ожогов. По возможности, это должна быть специализированная клиника или специализированное отделение.
Когда можно лечить термические ожоги кожи в домашних условия.
Далеко не все ожоги требуют дальнейшего лечения в стационаре и даже поликлинике. В домашних условиях самостоятельно можно лечить поверхностные небольшие ожоги без инфицирования (без красных отечных краев раны, без гнойного отделяемого из раны, повышения температуры тела, озноба, усиления болей в ране, появления дергающих болей в ране и т.д.).
Взрослым можно начинать лечить дома ожоги площадью до 1% тела (размером с ладонь этого человека), если только это не обширные ожоги кисти, стопы, лица, половых органов. Это важно знать, так как при заживлении могут образовываться рубцы, которые нарушат функцию этих частей тела. В домашних условиях можно лечить только неинфицированные ожоги кисти, стопы или лица (размером приблизительно с монету).
Следует помнить о том, что в случае длительно незаживающего ожога, особенно нижних конечностей при сопутствующей нервно-сосудистой патологии ног, углублении раны, появлении гнойного отделяемого, неприятного запаха из раны, при усилении болей и нарушении общего состояния следует обязательно обратиться к хирургу поликлиники.
Любые ожоги у новорожденных требуют врачебной помощи и, как правило, лечения в стационаре.
Если в рану во время ожога попала земля, или ожог был получен на природе, следует в тот же день обратиться в любой травмпункт или к хирургу поликлиники, чтобы сделать прививку от столбняка – опасного инфекционного заболевания. Хорошо, если врач еще и обработает эту ожоговую поверхность. В дальнейшем можно будет продолжать лечение в домашних условиях.
Что необходимо приготовить для лечения ожогов в домашних условиях
– Стерильный бинт – 1-2 упаковки в день (размер и объем – в зависимости от площади ожога).
– Средство для обработки рук (антисептик).
– Стерильные медицинские перчатки – 1 пара перчаток на одну перевязку.
– Перекись водорода (3%-раствор) – 1-2 флакона на перевязку.
– Спиртовые растворы йода или бриллиантового зеленого (так называемая «зеленка») – 1 флакон.
– Ватные палочки – 1 упаковка.
– Тампоны из марли (для обработки раны) – их можно сделать самостоятельно из стерильного бинта, надев стерильные перчатки. Хранят их в упаковке от стерильного бинта. Лучше готовить новые тампоны из марли перед каждой перевязкой.
– Ножницы.
– Пластырь (иногда бывает необходим для фиксации повязки к неповрежденной коже).
Как лечить термические ожоги кожи в домашних условиях
Внимание! Нельзя самостоятельно вскрывать ожоговые пузыри и использовать вату и пластырь при обработке раневой поверхности. Максимум, что допустимо – наполненный содержимым плотный пузырь можно осторожно надрезать по одному из краев стерильным лезвием или проколоть стерильной иглой.
Перевязки (обработку ожога) производят 1- 2 раза в день. Предварительно надо подготовить все материалы и обработать руки того, кто будет это делать. Если была наложена повязка, следует ее снять. Если внутренняя часть повязки зафиксировалась на ране, смочить ее 3%-ной перекисью водорода и дождаться ее отделения от раны.
Неповрежденную кожу вокруг раны необходимо обработать раствором йода или бриллиантового зеленого, а на рану нанести препарат, который улучшит питание тканей и активизирует заживление раны.
Источник
Ïîíÿòèå îæîãà, õàðàêòåðèñòèêà ïîâðåæäåíèé òêàíåé îðãàíèçìà, âûçâàííûõ äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû èëè äåéñòâèåì íåêîòîðûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ. Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó îò õèìè÷åñêèõ, ýëåêòðè÷åñêèõ, òåðìè÷åñêèõ è ñîëíå÷íûõ îæîãîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
4Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå êàçåííîå
îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé óíèâåðñèòåò ÌÂÄ Ðîññèè»
Êàôåäðà ñóäåáíî-ýêñïåðòíîé äåÿòåëüíîñòè
Ôàêóëüòåò ïîäãîòîâêè ñëåäñòâåííûõ ðàáîòíèêîâ
Ðåôåðàò
Ïî äèñöèïëèíå «Ïåðâàÿ ïîìîùü»
Òåìà: Îæîã. Âèäû, ïåðâàÿïîìîùü è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ.
Âûïîëíèë:
Ñíèñàðü Âÿ÷åñëàâ Àíäðååâè÷
Ïðîâåðèë:
Ãàëüöåâ Þðèé Âèêòîðîâè÷
Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2015ã.
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- 1. Òåðìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
- 2. Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
- 3. Ñîëíå÷íûå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
- 4. Õèìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
- 5. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ
- 6. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå îæîãîâ
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Îæîãîì íàçûâàåòñÿ ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âîçíèêàþùåå îò ìåñòíîãî òåïëîâîãî, õèìè÷åñêîãî, ýëåêòðè÷åñêîãî èëè ðàäèàöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ.
Îæîãè ÷àùå âñåãî ïîðàæàþò êîæó (åå îáúåì ñîñòàâëÿåò ïî÷òè îäíó øåñòóþ îáúåìà âñåãî òåëà ÷åëîâåêà). Ýòî íåóäèâèòåëüíî, ïîñêîëüêó èìåííî êîæà, âûïîëíÿÿ â îðãàíèçìå ìàññó ôóíêöèé, çàùèùàÿ íàñ, ïåðâîé âñòðå÷àåò ìíîãèõ àãðåññîðîâ, â òîì ÷èñëå è òåðìè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ. Ïåðèôåðèþ êîæè ñîñòàâëÿåò íåïðåðûâíî îòìèðàþùèé ýïèäåðìèñ. Ýòà îñîáåííîñòü êîæè “ëèíÿòü” ïðåäñòàâëÿåòñÿ âåñüìà âàæíîé, ïîñêîëüêó îáóñëîâëèâàåò, â ÷èñëå ïðî÷åãî, ïîâûøåííóþ ñïîñîáíîñòü ê ðåãåíåðàöèè (âîññòàíîâëåíèþ). Ïîòîâûå è ñàëüíûå æåëåçû, îñîáåííî âîëîñÿíûå ëóêîâèöû (ôîëëèêóëû) îïðåäåëÿþò ïîòåíöèàë ðåãåíåðàöèè êîæè; èõ ÷èñëî è ðàçâèòèå âëèÿþò íà õàðàêòåð è ñòåïåíü çàæèâëåíèÿ îæîãîâ.
Îæîãè ìîãóò áûòü âûçâàíû ïëàìåíåì, êèïÿòêîì, ïàðîì, ðàçëè÷íûìè õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè: êèñëîòàìè, ùåëî÷àìè; íåêîòîðûìè ìåäèêàìåíòàìè: éîä, íàøàòûðíûé ñïèðò; ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì, ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè, ñîëíå÷íûìè ëó÷àìè è ò.ï.
 çàâèñèìîñòè îò âûçâàâøåé îæîã ïðè÷èíû ðàçëè÷àþò:
òåðìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ñâåòîâûå, ýëåêòðè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ôîñôîðíûå.
 çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ òêàíåé ðàçëè÷àþò îæîãè ÷åòûðåõ ñòåïåíåé:
· îæîã I ñòåïåíè – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì è ïðèïóõëîñòüþ êîæè, ææåíèåì è áîëüþ â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå. Ñïóñòÿ 4-5 ñóòîê îòìå÷àþòñÿ øåëóøåíèå êîæè è âûçäîðîâëåíèå;
· îæîã 2 ñòåïåíè – ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîÿâëåíèåì íà ïîêðàñíåâøåé è îòå÷íîé êîæå ïóçûðåé, íàïîëíåííûõ ïðîçðà÷íîé æåëòîâàòîé æèäêîñòüþ. Îáîææåííûé ó÷àñòîê êîæè ðåçêî áîëåçíåí. Ïðè ðàçðûâå èëè óäàëåíèè ïóçûðåé âèäíà áîëåçíåííàÿ ïîâåðõíîñòü ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà.  ñëó÷àå áëàãîïðèÿòíîãî, áåç íàãíîåíèÿ, òå÷åíèÿ îæîã çàæèâàåò áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ â òå÷åíèå 10-15 ñóòîê;
· îæîã 3 ñòåïåíè – ìîæåò áûòü ñ ïîðàæåíèåì ñîáñòâåííî êîæè íà âñþ åå òîëùèíó (III À ñòåïåíü) ëèáî ñ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè (III Á ñòåïåíü). Íà êîæå îáðàçóåòñÿ ñòðóï ñåðîãî èëè ÷åðíîãî öâåòà. Îìåðòâåâøèå ó÷àñòêè êîæè ïîñòåïåííî îòäåëÿþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ íàãíîåíèå, îáðàçóåòñÿ âÿëî çàæèâàþùàÿ ðàíà;
· îæîã 4 ñòåïåíè – ïðîÿâëÿåòñÿ îìåðòâåíèåì íå òîëüêî êîæè, íî è ãëóáæåëåæàùèõ òêàíåé (ôàñöèé, ìûøö, êîñòåé).
Îæîã êèïÿòêîì õàðàêòåðèçóþòñÿ òåì, ÷òî âîçìîæíàÿ òåìïåðàòóðà ñîñòàâëÿåò 100°Ñ èëè íåñêîëüêî áîëüøå. Ýòî îáñòîÿòåëüñòâî â ñî÷åòàíèè ñ òåì, ÷òî íà ïóòè ê êîæå æèäêîñòè îñòûâàþò, âåäåò ê òîìó, ÷òî âûçûâàåìûå ïîðàæåíèÿ ïîâåðõíîñòíû.
Îæîã ïàðîì. Íåêîòîðûå îñîáåííîñòè èìåþò îæîãè, âûçûâàåìûå äåéñòâèåì âîäÿíîãî ïàðà, îñîáåííî èñïîëüçóåìîãî â ïðîìûøëåííîñòè.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå îí ìîæåò áûòü ïåðåãðåòûì (ïîä äàâëåíèåì), à ýòî îçíà÷àåò, ÷òî òåìïåðàòóðà åãî 120°Ñ è âîçìîæíî ñïëîøíîå ïîðàæåíèå áîëüøèõ ïëîùàäåé. Åùå õóæå, åñëè îæîã âûçâàí ïàðîì êèïÿùèõ ùåëî÷åé èëè èíûõ õèìè÷åñêèõ àãðåññèâíûõ ðàñòâîðîâ. Ãîðÿ÷èå áèòóì, ñìîëû, êëåé ïëîòíî ïðèëèïàþò ê êîæå, ïåðåäàâàÿ ïîñëåäíåé âåñü çàïàñ òåïëà. Èõ íåâîçìîæíî ñòðÿõíóòü, âûòåðåòü, ïîýòîìó ñðîê èõ äåéñòâèÿ âñåãäà äëèòåëåí. Âíåøíèé âèä îò îæîãîâ áèòóìîì, îñîáåííî, åñëè ïîðàæåíî ëèöî, óñòðàøàþùèé: ÷åðíàÿ ïëåíêà ñìîëû ñîçäàåò âïå÷àòëåíèå ãëóáîêîãî ïîðàæåíèÿ êîæè.
Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: óäàëåíèå áèòóìà ñ êîæè çàòðóäíèòåëüíî, äëèòåëüíî è òðåáóåò ðàñòâîðèòåëåé. Íåò íåîáõîäèìîñòè ýòî âûïîëíÿòü ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè. Äîñòàòî÷íî îñâîáîäèòü ðîò, íîñ, ãëàçà, óøíûå ðàêîâèíû.
Îæîãè ïëàìåíåì. Íàèáîëåå òÿæåëûå îæîãè âûçûâàåò ïëàìÿ, îñîáåííî, åñëè ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðîïèòàíà êåðîñèíîì, áåíçèíîì, ñïèðòîì. Âîñïëàìåíåíèå îäåæäû ïðèâîäèò ê òÿæåëûì îæîãàì â ñëó÷àÿõ, åñëè îíà íå ñíÿòà ñ ïîñòðàäàâøåãî èç-çà ïîòåðè èì ñîçíàíèÿ èëè âñëåäñòâèå áåñïîìîùíîñòè (äåòè, ñòàðèêè; ëþäè â ñîñòîÿíèè àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ, îòðàâëåíèÿ).
Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: ÷åì äîëüøå ãîðèò îäåæäà, òåì áîëüøå ñòåïåíü îæîãà áóäåò ïîòîì, òåì áîëüøå ïðîöåíòîâ ïîâåðõíîñòè êîæè áóäåò ïîâðåæäåíî. Åñëè çàãîðåëàñü îäåæä – íè â êîåì ñëó÷àå íå áåæàòü – îíà ðàçãîðèòñÿ åùå áîëüøå.  ïåðâóþ î÷åðåäü íàäî ïîñòàðàòüñÿ ñáðîñèòü å¸ ëèáî ïåðåêàòûâàòüñÿ ïî ïîëó, ïîêà ïëàìÿ íå ïîòóõíåò. Åñëè âû õîòèòå ïîìî÷ü ãîðÿùåìó ÷åëîâåêó, îáëåéòå åãî õîëîäíîé âîäîé, çàêèäàéòå ïåñêîì èëè íàáðîñüòå íà íåãî ïàëüòî, ïîêðûâàëî, áðåçåíò (íåîáõîäèìî ïåðåêðûòü ïëàìåíè äîñòóï ê âîçäóõó). ×åëîâåêà â ãîðÿùåé îäåæäå íåëüçÿ óêóòûâàòü ñ ãîëîâîé, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîðàæåíèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è îòðàâëåíèþ òîêñè÷åñêèìè ïðîäóêòàìè ãîðåíèÿ. Îäíàêî èìåéòå â âèäó: êîãäà ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðèæàòà ê êîæå, âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà âîçäåéñòâóåò íà íåå áîëåå äëèòåëüíî è, ñëåäîâàòåëüíî, âîçìîæåí áîëåå ãëóáîêèé îæîã. ×òîáû íå äîïóñòèòü ýòîãî, íàäî òîò÷àñ ïîñëå ëèêâèäàöèè ïëàìåíè óáðàòü íàêèíóòóþ òêàíü.
×òîáû ñîêðàòèòü âðåìÿ ïåðåãðåâà òêàíåé è ïðåäîòâðàòèòü ñèëüíûé îæîã, ïîñëå ëèêâèäàöèè îãíÿ îáëåéòå îæîã õîëîäíîé âîäîé èëè îáëîæèòå ñíåãîì íà 15-20 ìèíóò. Ýòî óìåíüøàåò áîëü è ïðåäóïðåæäàåò îòåê òêàíåé.
Ïîâåðõíîñòü îæîãà òùàòåëüíî î÷èùàþò, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü èíôèöèðîâàíèå. Íà ïîâðåæä¸ííóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàåòñÿ ìàçü, ñîäåðæàùàÿ àíòèáèîòèê è çàùèùàþùàÿ îò âíåøíåé ñðåäû. Çàòåì íåîáõîäèìî íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó èëè èç ëþáîé òàêæå ñòåðèëüíîé òêàíè, îêàçàâøåéñÿ ïîä ðóêîé (ïëàòîê, ìàòåð÷àòàÿ ñàëôåòêà è ò.ä.). Ïîâåðõíîñòü îæîãà ìîæåò áûòü ïîêðûòà òîëüêî íåïðèëèïàþùèì ìàòåðèàëîì èëè ñòåðèëüíîé ìàðëåé. Ìàðëÿ óäàëÿåòñÿ ïîñëå ðàçìà÷èâàíèÿ â âîäå. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî ïèòü áîëüøå æèäêîñòè.
Äî ïðèåçäà ñêîðîé ïîìîùè, ó ïîñòðàäàâøåãî ìîæåò ïîÿâèòüñÿ îçíîá, òîãäà åãî íåîáõîäèìî ñîãðåòü: óêðîéòå òåïëûì îäåÿëîì, è äàéòå âûïèòü ëþáîé ñïèðòîñîäåðæàùåé ïèùåâîé æèäêîñòè äëÿ ñíÿòèÿ áîëåâîãî øîêà.  ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè ïðîâîäèòñÿ ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íàÿ âàêöèíàöèÿ.
Åñëè îáîææåíû ðóêè, òî â ïåðâûå äíè íåîáõîäèìî èõ äåðæàòü â ïîäíÿòîì ïîëîæåíèè, ÷òî óìåíüøàåò îò¸êè, áîëü.
Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì. Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì ïî÷òè âñåãäà ãëóáîêèå, ÷àùå ñëó÷àþòñÿ îíè íà ïðîèçâîäñòâå (ìåòàëëóðãè÷åñêèå çàâîäû). Ñî÷åòàíèå â ðàñïëàâëåííîì ìåòàëëå âûñîêîé òåìïåðàòóðû è ôèçè÷åñêèõ ñâîéñòâ æèäêîñòè ñîçäàåò âîçìîæíîñòè äëÿ íàèáîëüøåãî ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ïîâåðõíîñòüþ êîæè. Òåìïåðàòóðû ðàñïëàâëåííûõ ìåòàëëîâ êîëåáëþòñÿ â ïðåäåëàõ 800-1500°Ñ, ïîýòîìó ïðè òàêèõ îæîãàõ ñòðàäàþò è ðàñïîëîæåííûå ãëóáæå êîæè òêàíè (ìûøöû, ñóõîæèëèÿ, êîñòè).
Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè òåðìè÷åñêîì îæîãå ñåò÷àòêè ãëàçà: Íåîáõîäèìî ïðîìûòü ãëàçà âîäîé, çàêàïàòü â ãëàçà 20% ðàñòâîð ñóëüôàöèë-íàòðèÿ; 0,25% ðàñòâîð ëåâîìèöåòèíà; 0,02% ôóðàöèëèíà, çàëîæèòü çà âåêî 1-5% ýìóëüñèþ ñèíòîìèöèíà; 1% ìàçü òåòðàöèêëèíà;1% ìàçü ýðèòðîìèöèíà, ðàíåâóþ ïîâåðõíîñòü êîæè ñìàçàòü ìàçüþ àíòèáèîòèêà. Íàëîæèòü àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.
Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò, êîãäà ÷åðåç òêàíè ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ýëåêòðè÷åñêèé òîê èëè âñëåäñòâèå îáðàçóþùåãîñÿ ïðè ýòîì òåïëà. Ýëåêòðè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå îæîãè òðåáóþò îñîáîãî âíèìàíèÿ. Ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ òêàíåé ïðè ýëåêòðè÷åñêîì îæîãå òðóäíî îöåíèòü, ïîñêîëüêó âíóòðåííèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíî ñåðüåçíåå, ÷åì ýòî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñíà÷àëà. Ýëåêòðîîæîãè, ïðèâîäÿùèå ê âîñïëàìåíåíèþ îäåæäû, ìîãóò ïðèâîäèòü ê âîçíèêíîâåíèþ è òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ.
Ïåðâàÿ ïîìîùü:
Ãëàâíîå, âûâåñòè ïîñòðàäàâøåãî èç çîíû âîçäåéñòâèÿ òîêà – îáåñòî÷èòü èñòî÷íèê ïîðàæåíèÿ ëèáî ïîñòàðàòüñÿ îòòàùèòü ÷åëîâåêà ñ ïîìîùüþ ëþáîãî ïðåäìåòà, íå ïðîâîäÿùåãî ýëåêòðè÷åñêèé òîê, òàê, ÷òîáû ñàìîìó íå ïîëó÷èòü óäàð òîêîì. Çàòåì:
1. Íåìåäëåííî îòêëþ÷èòå ýëåêòðè÷åñòâî – âûâåðíèòå ïðîáêè èëè âûòàùèòå øòåïñåëü, èëè ïîëíîñòüþ îòêëþ÷èòå ïîäà÷ó ýëåêòðè÷åñòâà.
2. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïîìîãàéòå ñåáå ðóêîÿòêîé ìåòëû èëè äåðåâÿííûì ñòóëîì, ñòîÿ ïðè ýòîì íà ñóõîì ðåçèíîâîì êîâðèêå, êíèãå èëè ñëîæåííîé ãàçåòå, ÷òîáû îòîäâèíóòü ïîñòðàäàâøåãî îò ýëåêòðè÷åñêîãî ïðèáîðà èëè ïðîâîäà.
3. Åñëè ýëåêòðè÷åñêèé îæîã âûçûâàåò îïàñíîå íàðóøåíèå ñåðäå÷íûõ ðèòìîâ èëè îñòàíîâêó ñåðäöà èëè äûõàíèÿ, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî íà÷àòü ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ.
4. Êîãäà ïîñòðàäàâøèé áóäåò â áåçîïàñíîñòè, ïðîâåðüòå åãî äûõàíèå è ïóëüñ.
5. Ïðè íåîáõîäèìîñòè – èñêóññòâåííîå äûõàíèå è íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà.
6. Óëîæèòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê, åñëè îí áåç ñîçíàíèÿ.
7. Îáðàáîòàéòå ìåñòà îæîãîâ â òî÷êàõ, ãäå ýëåêòðè÷åñêèé òîê âõîäèë è âûõîäèë èç òåëà, îõëàäèâ èõ âîäîé. Íèêîãäà íå ëåéòå âîäó, åñëè ïîñòðàäàâøèé âñ¸ åù¸ êàñàåòñÿ ýëåêòðè÷åñêîãî ïðîâîäà.
8. Íàëîæèòå ñòåðèëüíóþ èëè ÷èñòóþ ñàëôåòêó è çàáèíòóéòå.
×òî êàñàåòñÿ ýëåêòðîïðîâîäîâ âûñîêîãî íàïðÿæåíèÿ, òî êîíòàêò ñ íèìè, íàïðèìåð ñ âûñîêîâîëüòíîé ëèíèåé, îáû÷íî áûâàåò ôàòàëüíûì äëÿ ïîñòðàäàâøåãî. Âû òîæå ìîæåòå áûòü óáèòû ýëåêòðè÷åñêîé äóãîé, åñëè íàõîäèòåñü â 18 ìåòðàõ èëè ìåíüøå îò èñòî÷íèêà. Íå ðàçðåøàéòå ïîäõîäèòü ê ïîñòðàäàâøåìó è äðóãèì ëþäÿì è íåìåäëåííî ïîçâîíèòå â ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû.
Õèìè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò ïðè ïîïàäàíèè íà êîæó êîíöåíòðèðîâàííûõ êèñëîò, ùåëî÷è, ôîñôîðà, ýòî ñëó÷àåòñÿ â ïðîìûøëåííîñòè, ñåëüñêîì õîçÿéñòâå, â áûòó: ìîþùèå, ÷èñòÿùèå ñðåäñòâà è ò.ä.
Ïåðâàÿïîìîùü:
Âî-ïåðâûõ, ïåðåä òåì, êàê îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü, íóæíî ñíÿòü ïðîïèòàííóþ õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè îäåæäó.
Âî-âòîðûõ, ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ, íåçàâèñèìî îò âûçâàâøåãî èõ âåùåñòâà, ïîâðåæäåííûå ó÷àñòêè òåëà â òå÷åíèå 10–15 ìèí ïîäâåðãàþò äåéñòâèþ ñòðóè âîäû. Êîíöåíòðàöèÿ õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà ïðè ýòîì óìåíüøàåòñÿ, è îíî ìåõàíè÷åñêè óäàëÿåòñÿ ñ ïîâåðõíîñòè òåëà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò íåãàøåíàÿ èçâåñòü, êîòîðàÿ ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîäîé îáðàçóåò ìíîãî òåïëà, ïîýòîìó íåëüçÿ ïðîìûâàòü âîäîé îáîææåííûå íåãàøåíîé èçâåñòüþ ÷àñòè òåëà, èõ ñëåäóåò ñìàçàòü êàêèì-ëèáî æèðîì, ïîñëå ÷åãî íàëîæèòü ïîâÿçêó ñ öèíêîâîé èëè áîðíîé ìàçüþ è îòïðàâèòü ê âðà÷ó.
Â-òðåòüèõ, íåîáõîäèìî çíàòü, ÷òî â îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ âõîäèò íåéòðàëèçàöèÿ äåéñòâèÿ õèìâåùåñòâ. Åñëè âû îáîæãëèñü êèñëîòîé – îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè ìûëüíîé âîäîé èëè 2%-íûì ðàñòâîðîì ïèòüåâîé ñîäû (ýòî 1 ÷àéíàÿ ëîæêà ïèòüåâîé ñîäû íà 2,5 ñòàêàíà âîäû), ÷òîáû íåéòðàëèçîâàòü êèñëîòó. Åñëè âû îáîæãëèñü ùåëî÷üþ, òî îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè 1-2%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé èëè óêñóñíîé êèñëîòû. Ïðîöåññ çàíèìàåò 15–20 ìèí.
Â-÷åòâåðòûõ, íàëîæèòü ñóõóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó è îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Íî åñëè âäðóã âû ïðîâîäèëè îïûòû ñ ôîñôîðîì è â ðåçóëüòàòå åãî ïîïàäàíèÿ íà êîæó ïîëó÷èëè îæîã, òî åãî ìîæíî íåéòðàëèçîâàòü 5% ðàñòâîðîì ìåäíîãî êóïîðîñà (ñåðíîêèñëîé ìåäè), è íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ ãëàç èëè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, çåâà èõ ñëåäóåò ïðîìûòü âîäîé, à çàòåì ïðè îæîãàõ ùåëî÷üþ — íåéòðàëèçîâàòü 1%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé êèñëîòû; ïðè îæîãå êèñëîòîé — 1 %-íûì ðàñòâîðîì ñîäû. Íåéòðàëèçàöèþ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, ïîïàâøèõ â ãëàç, ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ, èíîãäà â òå÷åíèå öåëîãî ÷àñà è áîëüøå, äî òåõ ïîð ïîêà íå ïðîéäåò ïîìóòíåíèå ðîãîâîé îáîëî÷êè è ê ïîñòðàäàâøåìó íå âîçâðàòèòñÿ èñ÷åçíóâøåå ñ ìîìåíòà îæîãà çðåíèå. Ïîñëå ýòîãî â ãëàçà çàêàïûâàþò ïî 1–2 êàïëè ñòåðèëüíîãî âàçåëèíîâîãî èëè ïîäñîëíå÷íîãî ìàñëà, íàêëàäûâàþò ïîâÿçêó è îòïðàâëÿþò ê ñïåöèàëèñòó.
îæîã õèìè÷åñêèé ýëåêòðè÷åñêèé ìåäèöèíñêèé
Íåëüçÿ ïðèêëàäûâàòü íàòóðàëüíûé ëåä ê îáîææåííîé êîæå, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îìåðòâåíèþ êëåòîê êîæè è íå âîññòàíîâëåíèþ â äàëüíåéøåì. Íåëüçÿ îáðàáàòûâàòü êîæó ñïèðòîì, îäåêîëîíîì. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü îáðàçîâàâøèåñÿ ïóçûðè (îíè ïðåäîõðàíÿþò ðàíó îò èíôåêöèè). Íåëüçÿ ñðûâàòü ïðèëèïøèå ê ìåñòó îæîãà ÷àñòè îäåæäû, ïðèêàñàòüñÿ ê îáîææåííîìó ìåñòó ðóêàìè (ýòî ïðèâîäèò ê ïðîíèêíîâåíèþ èíôåêöèè). Íåëüçÿ ðàçðåøàòü ïîñòðàäàâøåìó ñàìîñòîÿòåëüíî äâèãàòüñÿ (âîçìîæåí øîê). Íåëüçÿ ïîëèâàòü ïóçûðè è îáóãëåííóþ êîæó âîäîé. Íåëüçÿ ñìàçûâàòü îæîãè ÿè÷íûì æåëòêîì, æèðîì, çåëåíêîé, êðåïêèì ðàñòâîðîì ìàðãàíöîâêè, çàñûïàòü ïîðîøêàìè, ïîäñîëíå÷íûì ìàñëîì, ñàëîì, ìàçÿìè è ò.ä., (ýòî çàòðóäíèò äàëüíåéøåå ëå÷åíèå, à òàê æå ïîñïîñîáñòâóþò çàãðÿçíåíèþ îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè è äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ ãíîÿ).
Ïîâÿçî÷íûé ìåòîä
Çàùèùàåò îáîææåííóþ îáëàñòü îò çàãðÿçíåíèÿ è âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ (ìåõàíè÷åñêàÿ òðàâìà, îõëàæäåíèå), õîðîøî âñàñûâàåò ãíîéíîå îòäåëÿåìîå, óìåíüøàåò èñïàðåíèå âîäû ñ ðàíåíîé ïîâåðõíîñòè. Îí íåîáõîäèì ïðè ïîðàæåíèè ñîïðèêàñàþùèõñÿ ïîâåðõíîñòåé òåëà, öèðêóëÿðíûõ îæîãàõ òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé. Áåç íàëîæåíèÿ ïîâÿçîê íåâîçìîæíà òðàíñïîðòèðîâêà îáîææåííûõ. Ïðè èñïîëüçîâàíèè çàêðûòîãî ìåòîäà ñîçäàþòñÿ îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ìåñòíîãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ îæîãîâûõ ðàí. Ïîä ïîâÿçêîé ñîõðàíÿåòñÿ ïîâûøåííàÿ àêòèâíîñòü ðàíåâûõ ïðîòåàç, îáåñïå÷èâàþùèõ ôåðìåíòàòèâíîå ðàñïëàâëåíèå ïîãèáøèõ òêàíåé. Çàêðûòûé ìåòîä ëå÷åíèÿ ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí êàê â ñòàöèîíàðå, òàê è â àìáóëàòîðíîé ïðàêòèêå. Íåäîñòàòêàìè åãî ÿâëÿþòñÿ òðóäîåìêîñòü, áîëüøîé ðàñõîä ïåðåâÿçî÷íîãî ìàòåðèàëà, áîëåçíåííîñòü ïåðåâÿçîê; ñäàâëèâàíèå êîæè, íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ òåðìè÷åñêèì ôàêòîðîì, óõóäøàþò åå çàùèòíûå ñâîéñòâà.
Áåçïîâÿçî÷íûé ìåòîä
Ëèøåí ýòèõ íåäîñòàòêîâ. Óñêîðåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ïëîòíîãî ñòðóïà íà îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè ïîä âëèÿíèåì âûñóøèâàþùåãî äåéñòâèÿ âîçäóõà, óëüòðàôèîëåòîâîãî îáëó÷åíèÿ èëè ñìàçûâàíèÿ îæîãîâîé ðàíû íåêîòîðûìè êîàãóëèðóþùèìè áåëêîâûìè âåùåñòâàìè ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ èíòîêñèêàöèè (îòðàâëåíèÿ) ïîñòðàäàâøåãî ïðîäóêòàìè ðàñïàäà ïîãèáøèõ òêàíåé. Ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè ñîçäàåòñÿ âîçìîæíîñòü ïîñòîÿííîãî íàáëþäåíèÿ çà èçìåíåíèÿìè, ïðîèñõîäÿùèìè â îæîãîâîé ðàíå, è ýôôåêòèâíîñòüþ ëå÷åáíûõ ïðîöåäóð. Ïðèìåíåíèå êîíöåíòðèðîâàííûõ ðàñòâîðîâ äóáÿùèõ, êîàãóëèðóþùèõ è êðàñÿùèõ âåùåñòâ (òàííèí, àçîòíîêèñëîå ñåðåáðî, àíèëèíîâûå êðàñêè, õëîðèñòîå æåëåçî, íàñûùåííûé ðàñòâîð ìàðãàíöåâî-êèñëîãî êàëèÿ – “ìàðãàíöîâêà”) äëÿ îáðàçîâàíèÿ ñòðóïà ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè îæîãîâ çàòðóäíÿåò äèàãíîñòèêó ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ.
Îòêðûòîå ëå÷åíèå ãëóáîêèõ îæîãîâ íå ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèÿ ãíîéíîãî âîñïàëåíèÿ â ðàíå. Ïîâåðõíîñòíûå îæîãè II-III ñòåïåíè ïðè îòêðûòîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ çàæèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñóùåñòâåííîé ðàçíèöû â ñðîêàõ çàæèâëåíèÿ è ÷àñòîòå îñëîæíåíèé ïðè îòêðûòîì è çàêðûòîì ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ ïîâåðõíîñòíûõ îæîãîâ íå âûÿâëåíî. Èõ íóæíî èñïîëüçîâàòü â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî, óñëîâèé, â êîòîðûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ëå÷åíèå, ëîêàëèçàöèè è ãëóáèíû îæîãà, ñòàäèè ïðîöåññà.
Îòêðûòûé ìåòîä ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ãëàâíûì îáðàçàì ïðè îæîãàõ ëèöà, ïîëîâûõ îðãàíîâ, ïðîìåæíîñòè, ãäå ïîâÿçêè çàòðóäíÿþò óõîä è ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ. Îäíàêî åãî èñïîëüçîâàíèå íå îçíà÷àåò ïîëíîãî îòêàçà îò ïîâÿçîê ïðè îæîãàõ è ýòèõ ëîêàëèçàöèé. Îòêðûòîå ëå÷åíèå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ìíîæåñòâåííûõ îñòàòî÷íûõ ìåëêèõ ðàíàõ, êîòîðûå ìåäëåííî çàæèâàþò ïîä ïîâÿçêîé è ïîýòîìó, íàäîëãî çàòÿãèâàþò ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ. Îñòàâëåííàÿ îòêðûòîé îæîãîâàÿ ðàíà 3-4 ðàçà â ñóòêè ñìàçûâàåòñÿ êàêîé-ëèáî ìàçüþ, ñîäåðæàùåé àíòèáèîòèêè èëè àíòèñåïòèêè (ñèëüâåäåðì, áåòàäèí, äåðìàçèí)
1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óãðîæàþùèõ æèçíè ÷åëîâåêà ñîñòîÿíèÿõ: ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / ïîä ðåä. ïðîô. Þ.Â. Ãàëüöåâà. ÑÏá.: Èçä-âî ÑÏá óí-òà ÌÂÄ Ðîññèè, 2013. – 88 ñ.
2. Âîåííî-ìåäèöèíñêàÿ ïîäãîòîâêà. Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ìåäèöèíñêèõ ó÷èëèù. Ì.: Ìåäèöèíà, 2010.
3. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü; Ïîïóëÿðíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ãë. ðåäàêòîð àêàä. ÐÀÌÍ Â.È.Ïîêðîâñêèé. Ì.: Áîëüøàÿ Ðîññèéñêàÿ Ýíöèêëîïåäèÿ. 2012. 254 ñ.
4. Áåëîâ Â.È. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ. Ì.: «Õèìèÿ», 2005.
5. https://primamunc.ru/public/article/article-0020.shtml
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник