Течение пневмонии у детей с атопическим дерматитом

Дети наиболее подвержены заболеваниям дыхательной системы из-за низкого иммунитета. Респираторные и вирусные инфекции, поражающие легкие и протекающие с кашлем, быстро лечатся и не причиняют вред организму. Однако по ряду причин у ребенка может начаться пневмония, которая затрагивает легкие. Это заболевание вызывает тяжелые осложнения при несвоевременном или неправильном лечении, поэтому для оказания необходимой помощи родители должны знать, как отличить первые признаки и почему развивается воспаление.

Описание и характеристика заболевания

Пневмония – заболевание дыхательной системы, вызванное размножением бактерий или грибков в легких. При большом скоплении патогенных микроорганизмов в легочной ткани происходит воспаление. Орган перестает получать достаточное количество кислорода и не может полностью выполнять свою работу. Это приводит к ухудшению общего состояния ребенка, вялости, сонливости, потере аппетита и апатии.

Пневмония развивается на фоне других заболеваний при неправильном лечении. Например, после перенесенного гриппа, простуды, бронхита или отита. Заболевание начинается со скопления большого количества мокроты в дыхательной системе. Дети до 3-х лет не могут откашлять накопившуюся слизь из-за недоразвитости мускулатуры дыхательной системы. Мокрота загустевает, препятствуя нормальной вентиляции органа. Бактерии и микроорганизмы попадают в легкие из носоглотки, провоцируя развитие заболевания.

Если после облегчения симптомов вирусной патологии наступает сильное ухудшение состояния, нужно обратиться за помощью к врачу. Заболевание стремительно развивается, вызывая сильный отек легких. Такое состояние может привести к летальному исходу.

У детей старше года

Типичные симптомы проявления пневмонии у детей от года до 5-6 лет:

  • Повышение температуры тела до 39 градусов. При приеме жаропонижающих препаратов лихорадка спадает на небольшой период времени, затем начинается снова.
  • Появление обильных выделений из носа. В начале заболевания сопли бывают прозрачными и жидкими, при развитии патологии слизь становится густой, приобретает зеленый цвет.
  • Кашель. В первые дни характер кашля сухой, приступообразный, с выделением небольшого количества мокроты. После 3-4 дней с начала заболевания начинает выделяться обильная мокрота со слизью. Возможно появление приступов с удушьем.
  • Невозможность глубоко вдохнуть.
  • Появление одышки. Усиливается при плаче, нарастает с каждым днем.
  • Изменение цвета кожи малыша. Она становится бледной или синего оттенка. При сильном плаче может синеть носогубная область.
  • Нарушение режима дня. Ребенок может постоянно спать, быть вялым или, наоборот, отказываться от сна, капризничать.

У новорожденных и детей до года

Воспаление легких у детей младше года характеризуется следующими симптомами:

  • вялостью и сонливостью;
  • отказом от груди или смеси;
  • обильными и частыми срыгиваниями;
  • поносом;
  • изменением цвета кожных покровов (бледностью, синюшностью);
  • сильным кашлем;
  • одышкой.

У новорожденных и грудничков пневмония может протекать без повышения температуры тела. В этом возрасте воспаление проходит на фоне гипотермии – незначительного снижения температуры тела.

Отличительны особенности

Пневмонию легко отличить от респираторных и вирусных инфекций по характеру дыхания. При развитии патологии всегда появляется одышка, частота дыхания увеличивается. Это объясняется тем, что орган не получает достаточное количество кислорода. На поздних этапах заболевания во время вдыхания происходит заметное втягивание межреберных промежутков. Если патология поражает 2 органа или большую часть одного легкого, возможны приступы кратковременной остановки дыхания и нарушение дыхательного ритма.

Виды и классификация

В зависимости от места инфицирования, пневмонию подразделяют на следующие группы:

  1. Внебольничная. Заражение происходит при контакте с носителем заболевания воздушно-капельным путем. Характер патологии легкий, устранение симптомов происходит в короткое время.
  2. Госпитальная. Ребенок заражается при лечении других болезней дыхательной системы. Терапия сложная, т. к. возбудители пневмонии устойчивы к воздействию антибактериальных препаратов. Возможны осложнения.
  3. Аспирационная. Появляется при попадании инородного предмета в легкие, например, мелкой игрушки, рвотных масс или частичек пищи. Чаще всего поражает новорожденных, которые страдают частыми срыгиваниями и с незрелой дыхательной системой. Бывает, что малыш родился с патологией.

Воспаление легких различается по степени поражения:

  • очаговое – затрагивает небольшой участок органа;
  • сегментарное – поражает несколько сегментов органа;
  • долевое – затрагивает определенную долю легкого;
  • сливное – происходит разрастание небольших участков воспаления в крупные очаги;
  • тотальное – наиболее опасное, поражает весь орган.

Характер пневмонии зависит от места расположения очага воспаления. Виды:

  1. Левосторонняя. Локализация патологического процесса находится в левом легком. Заболевание отличается необратимостью возникающих последствий. Орган поражается, когда иммунная система не может справиться с воздействием патогенных микроорганизмов респираторных болезней. Симптомы выражены слабо, чаще всего появляются тошнота, кашель без выделения мокроты, высокая температура тела и сильная боль при вдохе.
  2. Правосторонняя. Поражает одну долю правого легкого. У грудных детей течение болезни тяжелое. Характерные признаки: кашель с выделением слизи, изменение цвета кожи, лейкоцитоз.
  3. Двусторонняя. Патология затрагивает 2 легких и лечится в стационаре. У детей до года появляется бледность кожных покровов, кашель, одышка. Двухсторонняя пневмония прогрессирует с большой скоростью, слышимые хрипы усиливаются с каждым днем. У малышей старше двух лет заболевание развивается после респираторной инфекции. Наблюдается резкое повышение температуры тела (до 40 градусов), кашель, цианоз, одышка. Двухсторонняя пневмония опасна развитием осложнений в виде сепсиса.
  4. Вялотекущая. Характеризуется воспалением стенок бронхиол. Чаще всего поражает детей до 3-х лет. Проходит без лихорадки, с одышкой и кашлем.
  5. Атипичная. Появляется при слабом иммунитете под воздействием хламидий и микроплазмы. Чаще всего заболевание провоцирует бесконтрольный прием антибактериальных препаратов совместно со средствами против кашля. В этом случае происходит блокировка процесса отхаркивания мокроты из легких, что способствует развитию заболевания. Пневмония проявляется увеличением лимфатических узлов, потерей аппетита, сильной интоксикацией и головными болями.

Причины возникновения воспаления легких

Факторы, провоцирующие развитие патологии:

  • хронические заболевания дыхательной системы;
  • переохлаждение;
  • предрасположенность к аллергии;
  • дистрофия и рахит;
  • недостаток микроэлементов и витаминов;
  • аномалии нервной системы;
  • врожденные патологии;
  • вдыхание паров стирального порошка, пыли, плесени и табачного дыма;
  • недостаточное нахождение на свежем воздухе;
  • длительный прием антибактериальных препаратов.

Причины возникновения пневмонии:

  1. Инфицирование бактериями, грибками или вирусами.
  2. Наличие гельминтов.
  3. Слабая работа иммунной системы. Иммунитет маленького ребенка развивается медленно. Риск заболевания увеличивается при частом посещении мест большого скопления людей и отправлении в дошкольное учреждение. В случае частых простуд, кашля, ангин и других вирусных болезней иммунитет ребенка не справляется с воздействием возбудителя пневмонии.
  4. Ухудшение местного иммунитета. Носовые ходы устроены таким образом, что проходящий через них воздух очищается от патогенных микроорганизмов. При сильном насморке или другом нарушении слизистой у ребенка может быть ротовое дыхание, при котором бактерии и вирусы легко проникают в организм, вызывая развитие заболевания, в том числе пневмонии.
  5. Плохое развитие костей ребер. При этом замедляется вентиляция органов дыхания.
  6. Неразвитая дыхательная система.
  7. Частое положение ребенка лежа (происходит застой и скапливание слизи).

Пневмония может возникнуть при неправильном лечении простудных и вирусных болезней. Чаще всего это происходит при невыполнении рекомендаций врача и допущении опасных ошибок.

К развитию патологии предрасполагает:

  1. Неправильное сочетание лекарственных препаратов. Нельзя использовать противокашлевые средства с муколитическими, т. к. при этом разжиженная мокрота не может выйти из-за подавления кашлевых рефлексов.
  2. Частое применение антибиотиков. Данные средства негативно влияют на иммунную систему, ослабевая ее действие, поэтому использование антибактериальных препаратов без назначения врача запрещено.
  3. Длительное лечение сосудосуживающими каплями. При использовании лекарств дольше трех дней происходит поражение слизистой носа, через открытые раны вирусы и бактерии проникают внутрь организма.
  4. Нарушение питьевого режима. При недостатке жидкости слизь становится густой, ее выведение усложняется.

Диагностика пневмонии

При обнаружении симптомов пневмонии необходимо обратиться в поликлинику или вызвать врача на дом (при высокой температуре тела). Диагностика включает в себя:

  • осмотр ребенка и прослушивание (так легко распознать двухстороннее воспаление);
  • рентгенографию легких сбоку и спереди;
  • биохимический и серологический анализ крови (помогает определить характер инфекции);
  • посев мокроты (нужен, чтобы распознать наличие бактерий).

Осложнения и последствия для детей

Возможные осложнения при несвоевременном лечении:

  • плеврит – скопление жидкости в легких;
  • легочный абсцесс – застой гноя в дыхательной системе;
  • заражение крови – опасное явление, которое может закончиться смертью;
  • заболевания сердца;
  • анемия – характеризуется бледностью кожных покровов, происходит неполное усвоение полезных веществ;
  • психоз – нарушение в работе нервной системы, которое проявляется в виде беспокойства и стресса.

Когда необходима госпитализация?

Лечение пневмонии может проводиться в домашних условиях, но существуют ситуации, когда малыша необходимо госпитализировать:

  • тяжелая форма патологии;
  • наличие осложнений (абсцесса легкого, нарушения сознания, сердечной недостаточности);
  • поражение большого участка органа;
  • возраст до 1 года (болезнь в этом возрасте проходит тяжело, поэтому необходимо постоянное наблюдение врачей);
  • слабый иммунитет.

Методы лечения

Для проведения грамотной терапии необходимо точно определить тип возбудителя, т. к. при вирусах, бактериях и грибках используются разные лекарственные препараты. Виды пневмонии по происхождению:

  1. Бактериальная. Возникает как на фоне других заболеваний, так и самостоятельно. Для лечения используются антибиотики. При данном виде происходит посинение кожных покровов, т. к. при размножении бактерии выделяют токсины, которые провоцируют спазм кровеносных сосудов.
  2. Вирусная. Характеризуется слабыми проявлениями симптомов. Наиболее распространенная форма. При правильном лечении не вызывает осложнений.
  3. Грибковая. Встречается редко, чаще всего появляется при неправильном лечении других заболеваний антибактериальными средствами.

При терапии в домашних условиях родители должны выполнять предписания врача. Основные правила:

  • Принимать по графику антибиотики при пневмонии у детей (какие назначил педиатр). Не допускается увеличение или уменьшение дозировки и курса.
  • Использовать жаропонижающие препараты при повышении температуры тела выше 39 градусов (детям младше трех лет – выше 38 градусов). Лихорадка является признаком работы иммунной системы и выработки антител.
  • Не заставлять ребенка есть при отсутствии аппетита. Лучше варить легкие каши и пюре, давать овощи и фрукты.
  • Обеспечить малыша обильным питьем. При отказе от питья подавать Регидрон или другое средство, способное поддержать водно-солевой баланс (рекомендуем прочитать: как разводить «Регидрон» для детей при рвоте?).
  • Регулярно проветривать и проводить влажную уборку в комнате.
  • Использовать пробиотики для восстановления микрофлоры кишечника после антибиотиков.

Лекарственные препараты

Лечение пневмонии подразумевает использование следующих видов препаратов:

  • антибактериальные – для уничтожения грибков и бактерий в организме (Амоксициллин, Амоксиклав, Цефикс, Сумамед) (рекомендуем прочитать: дозировка таблеток «Амоксиклав 250 мг» для детей );
  • отхаркивающие – для разжижения мокроты и ее выведения (Лазолван, Гербион, Проспан, АЦЦ);
  • сосудосуживающие – для снятия заложенности носа (Пиносол, Ксилен);
  • жаропонижающие – для снижения высокой температуры тела (Парацетамол и Ибупрофен в виде сиропа и свечей);
  • иммуностимулирующие – для повышения иммунитета (Интерферон, Виферон);
  • пробиотики – для восстановления микрофлоры (Линекс, Лактофильтрум).

Физиотерапия

Физиопроцедуры проводятся в стационаре с помощью специальных аппаратов под наблюдением медицинских работников. Врач назначает необходимое лечение и его длительность. Таким способом можно добиться быстрого облегчения симптомов и выздоровления.

Основные методы:

  • ингаляции;
  • электрофорез;
  • магнитотерапия;
  • индуктотермия;
  • тепловые процедуры.

Народные средства в домашних условиях

Лечение пневмонии в домашних условиях проводится в качестве вспомогательных мер. Все действия должны быть согласованы с врачом. Эффективные способы:

  • сок капусты с медом помогает отхаркивать мокроту;
  • травяной отвар из душицы, зверобоя и лаванды с добавлением настойки калины снижает развитие воспалительного процесса;
  • сок лука с медом облегчает симптомы заболевания;
  • ингаляции с эвкалиптовым или пихтовым маслом способствуют разжижению вязкой мокроты;
  • компресс из меда, камфорного масла и спирта эффективно борется с кашлем.

Профилактика пневмонии у детей

Воспаление легких у ребенка — опасное заболевание, которое лучше предотвратить, чем лечить. Для снижения риска развития пневмонии следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Проходить все необходимые обследования во время планирования ребенка и беременности. Это поможет избежать хламидийной и микроплазменной пневмонии у новорожденного.
  2. Кормить малыша грудным молоком как минимум первые полгода. Так новорожденный получает антитела матери для формирования своего иммунитета.
  3. Проводить закаливающие процедуры.
  4. Составить правильный рацион, включающий необходимые витамины и микроэлементы.
  5. Обеспечить ребенка обильным питьем при кашле и проветривать помещение. Влажный воздух и жидкость разжижают мокроту и способствуют ее легкому выведению.
  6. Больше времени проводить на улице.
  7. Своевременно лечить респираторные и вирусные заболевания.
  8. После выздоровления не посещать места скопления людей около 2-х недель, не отправлять ребенка в детский сад. Его иммунитет не способен бороться с новыми вирусами после болезни.
  9. Лечить заболевание препаратами, назначенными педиатром.
  10. Не курить в помещении, где находится ребенок.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник

АННОТАЦИЯ

Тяжесть развития пневмонии в детском возрасте во многом определяется наличием сопутствующих заболеваний, в частности атопическим дерматитом. Психосоматические взаимоотношения определяют наличие взаимосвязей различных систем организма. Изучены психологические особенности детей с внебольничной пневмонией при атопическом дерматите.

Методы. Для верификации диагноза проведено клинико-лабораторное обследование с включением набора психологических методов: беседы, опросники, шкалы, критерии самооценки, эмоциональный профиль, метод цветовых выборов теста Люшера, тест Кеттела. Полученные данные обработаны статистическими методами.

Результаты. Выявлены психологические особенности детей с внебольничной пневмонией при атопическом дерматите, которые определялись изменениями в когнитивной сфере и проявлялись негативными эмоциональными реакциями: повышенной тревожностью, раздражитель­ностью, утомляемостью, нарушением сна. Не менее значимыми в динамике течения внебольничной пневмонии на фоне атопического дерматита у детей оказались показатели познавательной и игровой активности. При проведении лечебных мероприятий необходимо учитывать эти особенности для определения комплекса психокорригирующих мероприятий у детей с пневмонией на фоне атопического дерматита. Сформировавшиеся психологические особенности в условиях соматического заболевания требуют проведения мероприятий по созданию условий для развития ребенка с включением комплекса социально значимых мероприятий.

ABSTRACT

The severity of pneumonia in children is largely determined by the presence of concomitant diseases, in particular atopic dermatitis. Psychosomatic relations are defined by the linkages of various body systems. Psychological characteristics of children with community-acquired pneumonia under atopic dermatitis are studied.

Methods. To verify the diagnosis, clinical and laboratory examination of the inclusion of a set of psychological methods is conducted: conversations, questionnaires, scales, self-assessment criteria, emotional profile, the method of color choice of Luscher’s test, Cattell’s test. The obtained data is processed by statistical methods.

Results. Psychological features of children with extra hospital pneumonia under atopic dermatitis which are defined by changes in the cognitive sphere and shown by negative emotional reactions are revealed: the increased uneasiness, irritability, fatigue, sleep disorder. In dynamics of a course of extra hospital pneumonia against atopic dermatitis children have not less significant indicators of informative and game activity. When carrying out medical actions it is necessary to consider these features for definition of a complex of psychocorrective actions in children with pneumonia against atopic dermatitis. The created psychological features in conditions of a somatic disease demand carrying out actions for creation of conditions for development of the child with inclusion of a complex of socially important actions.

Актуальность изучения пневмонии, несмотря на большое количество исследовательских работ, не снижается, в связи с тем, что уровень заболеваемости в детском возрасте остается высоким. Мультифакторность развития неблагоприятного прогноза пневмонии в детском возрасте во многом определяется наличием сопутствующих заболеваний, в частности атопического дерматита, частота которого, по данным ряда исследователей, составляет от 13 до 37 % [1, с. 26].

В последние годы возрос интерес к субъективной стороне заболевания, «внутренней картине болезни» как к важному патогенетическому фактору формирования заболеваний. Психологические особенности зависят от особенностей течения патологического процесса, а значит, могут иметь значение при определении тактики лечебных мероприятий. Известно, что психосоматические взаимоотношения определяют наличие взаимосвязей различных систем функционирования организма в целом [3, с. 2].

Целью настоящего исследования являлось изучение психологических особенностей течения пневмонии c атопическим дерматитом у детей.

Под наблюдением находилось 47 детей в возрасте от 7 до 14 лет, из них девочки составили 43,5 %. Обследованные дети были объединены в группы: в 1-ю группу вошли дети с пневмонией, 2-ю группу составили дети с пневмонией на фоне атопического дерматита. Диагноз определялся при помощи комплекса клинико-лабораторных методов, в соответствии с протоколом диагностики. Для оценки психологического статуса использовались: беседа, опросники, шкалы, критерии самооценки, метод цветовых выборов теста Люшера, тест Кеттела [2, с. 121–143]. В общем комплексе клинического наблюдения оценивалась когнитивная сфера. Для анализа полученных данных использованы статистической методы обработки, используемые при анализе медицинских данных. Расчет производился на основе использования прикладных программ Microsoft Excel 7.0 и SPSS 12.0.

Анализ психологических особенностей показал, что наиболее значительные изменения психологического статуса у больных детей определялись в первые дни пребывания в стационаре, на фоне наиболее выраженных проявлений инфекционно-токсического синдрома, при этом возникавшие симптомы возбуждения чередовались со слабостью, плаксивостью, головными болями, снижением аппетита. У детей 1-й группы негативные эмоциональные реакции, проявляющиеся плаксивостью, выявлялись в 47,6+3,02 случаев, повышенная тревожность в 35,4+3,02, раздражительность в 59,6+4,32, соответственно во 2-й группе эти показатели составили 51,4+2,34; 46,5+3,24; 69,7+4,26, в большинстве случаев уровень степень их выраженности имел зависимость от тяжести заболевания.

Анализ показателей состояния эмоционального портрета у обследованных детей показал, что у детей 1-й группы в динамике оценки состояния ребенка
 (1-й; 3-й; 7-й день) уровень тревожности составил 79,3+5,26; 56,4+3,21; 14,5+0,93 соответственно дням наблюдения. Во 2-й группе этот показатель имел менее выраженную динамику: 86,4+4,93; 69,3+4,1 и 26,5+1,32 соответственно. Не менее значимыми в динамике течения патологического процесса у детей оказались показатели познавательной и игровой активности. В динамике эти показатели у детей 1-й группы имели более выраженную положительную тенденцию и составили в зависимости от срока наблюдения: низкая познавательная активность – 56,1+4,03; 26,5+2,11; 5,6+1,03 соответственно; низкая игровая активность – 22,6+3,21; 11,6+2,03; 2,6+0,46 соответственно. У детей 2-й группы эти показатели имели ту же тенденцию, но этих значений достигали на 3–4 дня позже.

На основании полученных данных возможно определить наличие особенностей психологического статуса у детей в условиях пневмонии с атопическим дерматитом. Следовательно, в комплексе лечебных мероприятий необходимо учитывать эти особенности для проведения оптимальных корригирующих мероприятий в зависимости от наличия сопутствующих заболеваний. Сформировавшиеся психологические особенности, в первую очередь в условиях соматического заболевания, требуют проведения мероприятий по созданию условий для развития ребенка с включением комплекса социально значимых мероприятий. В борьбе за здоровье детского населения сегодня, несомненно, должны использоваться результаты не только всех основных, но и прикладных исследований в области естественных наук, которые хоть каким-нибудь образом касаются ребенка, с целью повышения уровня здоровья детей.

Список литературы:

1. Баранов А.А., Балаболкина И.И. Детская аллергология. – М., 2006. – 226 c. 

2. Кабанов М.Ы., Личко Е.А., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 2003. – 321 с.
3. Рычкова Л.В. Роль психосоматических нарушений в генезе ряда заболеваний у детей : автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Новосибирск, 2004. – 23 с.

References:

1. Baranov A.A., Balabolkina I.I. Children’s allergology. Moscow, 2006. 226 p. (In Russian). 

2. Kabanov M.Y., Lichko E.A., Smirnov V.MI. Methods of psychological diagnostics and correction in clinic. Leningrad, Meditsina Publ., 2003. 321 p. (In Russian).
3. Rychkova L.V. The role of psychosomatic violations in genesis of a number of diseases in children. Dr. med. sci. diss. Novosibirsk, 2004. 23 p. (In Russian).

Источник