Ситуационные задачи по пневмонии у детей с ответами

Ситуационные задачи по пневмонии у детей с ответами thumbnail

Ребенок
2-месячного возраста болен в течение 5
дней: повышение температуры тела до
37,7ОС,
слизистые выделения из носа, сухой
кашель. Аппетит снижен, спит беспокойно.
Получал симптоматическое лечение
острого респираторно-вирусного
заболевания.

На 6-й день
болезни состояние ухудшилось: температура
повысилась до 38,5ОС,
кашель стал частым, влажным. Ребенок
вялый, отказывается от еды. При осмотре:
состояние тяжелое, дышит часто,
поверхностно, участие крыльев носа в
акте дыхания. Кожа бледная, периоральный
цианоз. Частота дыхания 52 в 1 мин., пульс
128 уд/мин. Над легкими – коробочный
оттенок перкуторного звука, дыхание
жесткое, особенно под углами лопаток.
В тех же отделах выслушиваются звучные
влажные мелкопузырчатые и крепитирующие
хрипы, не исчезающие после кашля. Выдох
не удлинен. Тоны сердца слегка приглушены,
ритмичные. Границы сердца соответствуют
возрасту. Живот мягкий, печень выступает
из-под края реберной дуги на 1 см.

Клинический
анализ крови

– Нв-130 г/л, эр.-4,2×1012/л,
тромб.-316×109/л,
лейк.-15,8×109/л,
СОЭ-27 мм/ч.

Задание

  1. Ваш предполагаемый
    диагноз?

  2. Какие дополнительные
    исследования необходимы для его
    подтверждения?

  3. Опишите вероятную
    рентгенологическую картину заболевания.

  4. Составьте план
    лечения.

Задача 2

Ребенок 6 лет,
болеет острым респираторно-вирусным
заболеванием в средне-тяжелой форме.
На 5-й день болезни наступило ухудшение:
температура тела повысилась до 39ОС,
кашель стал частым и влажным. Появились
слабость и потливость, исчез аппетит,
нарушился сон. Жалобы на боли в правой
половине грудной клетки.

Состояние
средней тяжести. Кожа бледная, носогубный
треугольник с сероватым оттенком, в
дыхании участвуют крылья носа. Пульс
139 уд/мин, ритмичный. Частота дыхания 34
в минуту. При перкуссии легочный звук
с притуплением под углом правой лопатки,
там же – ослабленное жесткое дыхание,
постоянные мелкопузырчатые влажные и
крепитирующие хрипы. Тоны сердца умеренно
приглушены, границы сердца соответствуют
возрасту. Живот мягкий, слабо болезненный
в правом подреберье при глубокой
пальпации Печень выступает на 1 см из-под
края реберной дуги.

Клинический
анализ крови

– Нв-111 г/л, эр.-3,2×1012/л,
лейк.-13,1×109/л,
СОЭ-32 мм/ч.

Задание

  1. Ваш предполагаемый
    диагноз?

  2. Какие дополнительные
    исследования необходимы для подтверждения
    диагноза?

  3. Опишите вероятную
    рентгенологическую картину заболевания.

  4. Составьте план
    лечения

Задача 3

Больной 5 лет,
осмотрен врачом неотложной помощи по
поводу гипертермии и болей в животе.

Ребенок от I
нормально протекавшей беременности,
стремительных родов. В периоде
новорожденности – токсическая эритема.
С рождения находился на искусственном
вскармливании. Страдает поливалентной
пищевой аллергией.

Из анамнеза
известно, что мальчик заболел накануне,
остро, когда на фоне полного здоровья
вдруг повысилась температура до 39,4ОС.
Мама отметила резкое ухудшение общего
состояния ребенка, появление болезненного
непродуктивного кашля, сильный озноб.
Ребенок стал жаловаться на появление
боли в правом боку. Ночь провел
беспокойство, температура держалась
на высоких цифрах. Утром мама вызвала
«неотложную помощь».

При осмотре
врач «неотложной помощи» обратил
внимание на заторможенность мальчика,
стонущее дыхание, бледность кожных
покровов с выраженным румянцем, бледность
ногтевых лож, одышку в покое смешанного
характера с втяжением уступчивых мест
грудной клетки. Ребенок лежал на правом
боку с согнутыми ногами. Наблюдалось
отставание правой половины грудной
клетки в акте дыхания, ограничение
подвижности нижнего края правого
легкого. В легких отмечалось укорочение
перкуторного звука в нижних отделах
правого легкого по задней поверхности.
Там же – ослабление дыхания, хрипов
нет. ЧД – 42 в 1 мин. Тоны сердца приглушены,
патологических шумов нет, ЧСС – 110 в
мин. Ребенок был госпитализирован.

Клинический
анализ крови

– Нв-134 г/л, эр.-4,8×1012/л,
лейк.-23×109/л;
метамиелоциты-2%, п/я-8%, с/я-64%, лимф.-24%,
мон.-2%, СОЭ-22 мм/ч.

Рентгенограмма
грудной клетки:
выявляется
инфильтративная тень, занимающая нижнюю
долю правого легкого, повышение
прозрачности легочных полей слева.

Посев
трахеального аппарата:
высев
пневмококка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Пример оценки общего анализа крови

Ребёнок Иванов Саша, возраст 3 года

Эритроциты Гемоглобин Цв. Показ. Тромбоциты Лейкоциты Базофилы Эозинофилы Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты СОЭ
м/ц ю п/я с/я
4, 5 0,8 15,8

Заключение по анализу крови: лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, нейтрофилёз, лимфопения, увеличение СОЭ, что может свидетельствовать о наличии воспалительного процесса в организме.

ЗАДАЧА №1.

На стационарном лечении находится ребёнок 9 лет с диагнозом: Острая правосторонняя пневмония. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнка беспокоит частый, болезненный, отрывистый влажный кашель, общее недомогание, нарушение сна, аппетита, температура до 38,70.

Объективно: Кожные покровы бледные, синева под глазами, лёгкий периоральный цианоз, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 100 ударов в 1 минуту, артериальное давление 100/60 мм рт. ст. Живот мягкий, участвует в акте дыхания.

Задания:

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
  2. Выявите проблемы больного ребёнка.
  3. Определите цели
  4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием
  5. Продемонстрируйте технику сбора мокроты на посев и чувствительность к антибиотикам.

Эталон ответа:

1 Нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

Читайте также:  Сколько лечится пневмония левого легкого

2. Проблемы пациента:

  • настоящие:

– одышка

– кашель

– нарушение сна

– нарушение аппетита

– повышение температуры тела

– дефицит знаний о заболевании

  • потенциальные:

– риск развития осложнений

– риск заражения окружающих

  • приоритетная проблема:

– одышка

3. Цели:

  • краткосрочная – одышка уменьшится к концу недели
  • долгосрочная – симптомы заболевания будут устранены через 3 – 4 недели.
План сестринского вмешательства Мотивация
Медицинская сестра: 
1. Проинформирует ребёнка и его родственников о заболевании 1. Обеспечение права на информацию, осознанное участие в лечении
2. Обеспечит соблюдение постельного режима на период лихорадки 2. Для нормализации температуры тела
3. Обеспечит положение с возвышенным головным концом до исчезновения одышки, эмоциональный покой 3. Для устранения одышки, облегчения дыхания
4. Обеспечит приём пищи небольшими порциями и обильное питьё 4. Для облегчения дыхания и отхождения мокроты
5. Обучит пациента дисциплине кашля, обеспечит индивидуальной плевательницей 5. Обеспечение инфекционной безопасности
6. Будет проводить ежедневную оценку частоты дыхательных движений и визуальную оценку характера мокроты 6. Контроль состояния пациента
7.Организует регулярное проветривание палаты, влажную уборку, контроль температуры воздуха в палате 7. Для облегчения дыхания, профилактики осложнений
8. Обеспечит сбор мокроты, забор крови на общий анализ, транспортировку ребёнка на рентгенологическое исследование 8. Для подтверждения диагноза, исключения развития возможных осложнений
9. Выполнит назначения врача 9. Лечение заболевания

ЗАДАЧА №2

Ребёнок 5 лет отдыхал в лесу с родителями. Вокруг было много цветущих деревьев. Внезапно у ребёнка появился кашель, чувство стеснения за грудиной, затруднён выдох. Температура тела нормальная, кожа бледная, выражен цианоз носогубного треугольника. Врачебный диагноз: Бронхиальная астма, приступный период.

Задания:

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
  2. Выявите проблемы больного ребёнка.
  3. Определите цели
  4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием
  5. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.

Эталон ответа:

  1. Нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.
  1. Проблемы пациента:
  • настоящие:

– кашель

– затруднённое дыхание

– дефицит знаний о заболевании, способах лечения, профилактики

  • потенциальные:

– риск удушья

– риск осложнений

  • приоритетная проблема:

– затруднённое дыхание

  1. Цели:
  • краткосрочная – улучшить состояние пациента в течение 30 минут
  • долгосрочная – пациент продемонстрирует знания о способах профилактики приступа
План сестринского вмешательства Мотивация
Медицинская сестра: 
1. Немедленно вызовет врача 1. Обеспечение врачебной помощи
2. Устранит воздействие аллергена 2.Для облегчения дыхания
3. Придаст пациенту полусидячее положение
4. Применит карманный ингалятор
5. Обеспечит наблюдение за состоянием больного 3. Для предупреждения развития повторного приступа и возникновения осложнений
6. Выполнит назначение врача 4. Для эффективного лечения
7. Проведёт беседу о заболевании и профилактике приступов удушья 5. Устранение дефицита знаний

Источник

’åEñTSÇ©9Ù#¦S›È¨•óiÃ=(ëÜð~AåÉJÌ :UÇÔ7gó6×8›Jý0mGSW^.J±U½’c¦Ÿš5äâ/.s³Ô‚Yåâ8‘óÃcÖuŸ~¥ZsËÌìkù>ÞqdcE*ó„·M ÷ً”ë³¾RÄ£NGKä{rqÃ¯EJш!. ™&²e¤ÑuÆdqC˜†IŸ_a‹÷|…¼œ…فõK‰”Ø
ÿ“g4ïkà×®-ô„N?Òd5ôÕãL¶fÊë”g’‹3îc·vuTiZ©^±
¸ý+äžrìúªFÿ©¶CäQ÷ î/¡ü°w ’w@×|Ø;ˆöԙ§¦ÞW«¸ì¸¿×=ˆsjû}˜¶•ƒ1ڌrW´„3 b)‡°mËä ×X2G«†$RùRÓ!†akõÄQé5À¥^XiY¨Wôë^ €Q„ËX¡N´ˆ6+ çAº¢­¼ùlûeÙþ¾ûEØ2÷@°Çg•äMßɋ›44òg!ÌwÑ4Åó¢,‚5KEæB-6ðtmÒªlãéãY
õGîxQ/:G‰r²üÒbƒ5oß
iŒèùƒ‚©g‘±±œ!O€ˆ¨X0n·(k^E5þ¸¸ªEˏÔ:ªèJ‘eîÔݘu‘Ã60ÅLËЂÈàSô
|έ6µP’âB#9E´À¼>؟Û~]·P©Àâûâ¨$c, Ÿ Z±Bë6¸€›ÉãXUÏ®>zTæsOæ ª¾ãáo™µz:۝ìä#­ZW³Éxœ2ؐ@ç²1á€9P&½ {þŽÖÑúf)zÞÝ[ܔ־·•Û½‚L®¸ZqÓЦ°
–$(¡(s­íJ›ýFZ@ÃQËҁժB灶Bò“9€µo‡æsÍPŸ÷päZçÜ罪Š¤aÀ—¦KMO@_C©‰hz©rԉì¤ý²ºˆ¾ar²¢-ÒäSgÒÿŸ¦˜Ù:—T:ÙQl*^¼&/uvXÂ:¬‘àóæ‘V@­D5jx%‘1Ì b _š¡D†›96›6¸¥ÎÅߜó®ŠQ·£j¼ŽŽ5‰CsżϬŽð¨Ï׎}fGâmÚê%=P
öö2RgæÁûµœ4pVšD©kÊ»Yý¢‘‹“œÄ8øìqŸ‚Å|EM‚¨AÀ j7…b³b’ú±§UÏNRšk´w© ϱ_sàŽöÕ&ê}œa¨~_­O›µ0çâpüºèA)TÈVä§Y
üÝHª°ÂQk “+±2¥ 6>Áðí󾣡&QÈé°î”n¶IšGÓڃ¦Lp’S6öd³|ӚAìˆÝÉ»‡¶^D೘¦s¾÷C‚ÆÛ­í!ô¾Ú­¢²à%²¸µ`§8²Ë±Mii4Ô{ì§VÙø¢—7¸ºYñ£C>>dZœú†2›+iXI´ö¾¼•|žÅª„*¿ÍäKgŠöøc¬ê!’‚3ZŸ‰fw“ɏiµ “?ù€}›…Qš•ãì{bMˍ¢Á%C4¾²Š!ÇàÚâÆ(Íð,IAÊ0p×FÏ»áD¾Ÿ&œ’ˆFûñQ65v‘£Ÿ­v=Mº‰
ÌL󅟤ˆw°àԆŠ&5Z¬ý¯YH^‡šXÖ¶QÄ·mð&„:*FŒí“l,*óEœ Ãr¼êaBUMAÚ;gìÎ5©/Ñ©Ö
±:Öê¢ây3ëxÐh–â(îïâo*Éwü0¹.ªËlp¸i)ˆÛVø‡¼Â§••ŠÚÀ{BÌá¦G³9åáá+Lˆd;Z¢ap—öNðϧ,[Å4klγ¢Ç3¼ô-1—
/ÈëYå°GÞF貒^íXýDT•xÝ÷¢ýV‡$ßë´yŠ™õN¤ÔÁoðL]½?‘+I)eÕ¢Kýؤ?@ßgÓS’MâÞÑÁ4[ÖáÆIeR!Ô3ÓFGFJÎÍ¢1‹Øà; :+UÉK
NÚ¦ s¿”mºRœ@nàÁøõÅ$ðւö˜Äԝڭ.@+¢º@Y¿h^_ß9Ö½~Küa)hY»µpéFÃ4‹a–Ã+eQ8·!äÂ)m

|ÏÍû+õ(¡d›UU½f®âé•D³„Í6Yò;+x÷þ¨wŸÂ)•µvàHªè‰öÍKz0*3®…mnÙj™«}¢¡4.—=tDï©5w°5ñîbEáÎ +TWE랚M½ˆÞ©& €91W:bNØÜ4Æç’%폗IÅH”•#9Þë&¨èmÃ-,M[ þf€ÎȐã0¯ÃÓ¸¼¶4øҖþ+‚6döKŒ’aFí’wƒ¨¯ÎÕ,*©“’ş„’H sìt™e%¥¨[¸¾Y ‰auhHu$¾uæ$k¶ºŠŽ-GüÚqXa¨ ¡Ÿ!„ÀP¿”bŠ5Ӆr«ãܹPnM!*”D2÷ ¦›e¦dÇ*9-‡®S”Àu2YÙ^;giÙõŒK8QÀÖ¯.1″ë›Qý 8L‹+§åY% ÁŽš‘@=Ê4¹!Ɨ›%u¿ðƒÇ©ª]î¡U£êU˜

~4©e
&Q–A
w²YL?„sñ0A¦#ÿh¡k)Äø̲RÈ •Ç•4Dq–äš#ÔD_°ºPƒÞÛ,mÍ+1£o
¾7ٜ 9OCˆd¼ê_ZÕXDù¥Èt•2m®‚­{3p„ÀµŸ¯m™ç¼;⧕Ä$Ì=õ¯M*â|˜´TªÝqþxK“:ýµ›áæ¿@ºôP4âM’ûaùÃy*wûÈ9EΩgÖ£»h»”ˆèõÒèÙ®¡@Õù`š¡oÅØsCDÐV˜Äl¹aÎdD –¯ômFCÚ¡·ß•›Áã”m„¥©·Ì*bM½ØTçÛK*§U£P|û×¹½Ïw¿!bvÓNùÂë&&’rÏqÃqú|Ñô/ÜV‡.>”§È£Uv1t»Ý€õÌÒËqPnp¸kòÉ¥X$”¸u¿múâU@¾Ò’?¾gæTÈצôEg~ζA…íaOOõj–Uò§$vhÕQ”-Ä/ØšÌ}EZí†Ð *«BœÜ
-£âÙCK£Š?¾ŽZ× øn¨Á‚@þ@(]Äó°¨r‡Õ¾0•a^_#oÄùvµØ֑+Vïí𬥍u$ÇÖ õD4éDviV3Ý{4Dqâhe½
/õŠ?yŽ;ðÕqçúìÇ¢«´öt©Æ¦Y´b¯%ˆÕSàBË{½{[­-›+îÒ]ý˜îoä”øΐ}áS!)ç®qD»U†Wl¢ .ô4¨vݬ¾.×¹ðI¶{ñÅצyË{‘®¦àR—È:LS%ÀC
Mõš_p»ÃvåÚÐ@ßN‰7ãñi·´…æØ×vÿ˜Wj
^¼HµÍ¿›g“õ RYÇïlñ3¡‹¾Â΁‚h ª®³tTðÿmÐCX
sGrœEüd{„˺Ç+7ÔAN ®ÃÇnlEmj‰´©‰¶]Á¼Ówh­†úrXÍ9ˆÙê >äih¼i¨tƒ!asNú^Zä:쵞t²{ Ce ƒ¤í9°È¥!3e]ŒÔ‚hsïà¿aw$ÃÀ¶À;e4¿ÑµÚB“»ÕÅ«[“?7Àå:e,QOËv -Ã×D^[ÀpfTªö¶˜úLó̶©t`ýð¸#—Æ1u$Ë+PŒ 5{„ “t£¢Ó÷Ó.ÍV…‰dhkÑbrèÏ·Á÷ü” —‹idë(°ÝÁT®rVb

®•ctd`ÊqB{`F-ӜÐ*ꅍX{ÛGôD
?…)‘µÄ f‡vÅ(Ÿz!],„˜´‹Õtº€SòÇ·ÀZ¯*´ÝYèRpW½Hbùªö¤˜‡åE¯Í°4É‚ìö˜ÛŽr¨…hDˆXÿÀµÓù5σbkH{EŠdô=f݈.µ²£™¾¢¥5½k¦ï:›ïç%Ù!¥Õã>‰[Y7j_2½zAôŽÔþíKq·F½÷¶¦£ž
Tÿ՗ú™jÄk³§¿$±ânЉ±zÇì¡èyTg”v-§QðQ©´ù™i¥^”¦-ý^
ÚÍìUMђ3°›¢ÍñÑÿk>
endobj
6 0 obj
>
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
[ 9 0 R]
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
[ 16 0 R]
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 20 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
20 0 obj
>
stream
xœ­I¯#9r¾PÿAǞÁ¼,îÌHzO†
0àCav÷¸ÓmêâonAF“)êÙè¥J׈`ÄùåòÏï¿þòãOßO¯¯_.ß¿ÿøÓþü§o_®¿ÿþû?þöåëÿü×Ï_þòãßýíÇï¿þþÛù|º¾ÝNׯŸ?}¹Ë“T§¯¿|þ$O”ü#O«]¤0’½.j=}ýÇçOâô÷ø¿ùüéÛ§?üíôõß>z}ÿûó’kܲ†¶vQ~;¹%%õ²žþùóçOÿþÇÓo¼ÑºÛ&.f‡Æuöo?(4ç_?0¢U|Ä1ü{zÿóítúò—HÀ?ßþõí$‘ÌIš%e‡NޫźåEø»
nBH)„Ðç/Cs?›×ÜÆ]Î/õï&ö=¯ñã=ýqþlãëùE¿–ALû”Íæ®á¿·³$Ÿã*nyu~QyTÔÿ–Lj?¤™¯gÚ:“?Â,ò,E^§0Ljw/
Ðrâ†ÉӖ.¹KÚû
í |_vžH #:ÜïLôŠð‚l¶vIS¹sc7‘•˜Ê9¸ŽškE7iO‰^·D§8óþ 2Ö-ÚÔì5oÉÛBýHE÷“ö°&îÝÒïžP.ï^‰ñçB·ý¹¥_—Íó¹+çtš›±×TÙÌ+IÔÜÿ
ÅÛJµ·QÚÊ×ö¹/S§$aMâŠÀÞ)꨹;žüésQšÚ[Â@uW†ÛâY-ÝޛôeÙF¤+„4ŒIÉvúÃJ¿ˆ•0䇗?ðž{šÇ*¹8.FBnMI ‘‚lTԅ¨ÿI,B8>üô­è
)±‹r¥wéÔÈ~ŸM†™HŸoù”ƃ›uà=±”®Þ썴OC©ü²Ñq‰rÓP†Ã¬ù‚ª>CÒ钘ÙÌ|›…npÂÖ |7æHÈu[œíšËzL֚Á|LÑB…¯´Ó¢3q’˜8µG¤`VMÐxAOʵ.ÑlÔ”Ù¢û*½•”¨Õ¶çTð3ÐdÝȄ³üÜÂî5_*(+_m`:ïQÝH¬.

i´9‡ôÅQ+©‘3Õ¸K3ñ¨0{RLYk^Øw¾3IœH›k†>ÛÔUˆk_өΦÅlú5,Xã1‹^ñv”3¥š±sb]d3sï,Äޑ Hoe‰)Ɣ¨ZÛtó­´TiÍù¬T~¥óS!U¦iÔ2ÑHƱ½MÌ_i§Lž+5TEÜ+rJ¦ýÙÅNI½¶?cr5{pݦ¡æn&S“°”•/»*otzýâ5™uúôªEz¾^‚eæ7–]/3ñ#FÓjùaØøºê‚ŒWŒÈ²Vai–/Í_†Í×EoÝNÊ¡+z# ºT¤qÈY/ÌÌjÏåñÒ6¿8÷xiš, ÛX…bªVÖäaÀóqqh“W ¸Ç¸µé–)ð켍&¿°–†s9°º2xƒŠÒß­ H€”ÀŠ´#j,_‚¢¾4µ#²TfLNìQøXÉMRg&‹ºÄjšZ¨¢þ}FJà…_MC1hÀJ|ÓoUóƒÙhŒL}¸ÕhAhðæ¨EÊ%ŸW¦v• ÷Ç4°é3HÃÐu‰xU:̳àUg·Å†W÷7[¤–+®}Ek–ÕáÁ“¢-“¤Ï¶Õ´æ¯³¸÷Ã¦Mô0~ÿœ$+™T¾J®:±=WÊg¤Aw’w;8±¡Ãb66°¸NÂÙÀm»}h?~[´ìöÜsˆ¢È¤¾G÷FN£:
´2xdëâ/W®ÅK‰ùÉn‘ŠòjüÐ˦:*qÄҚo{ÍÛ
mÕ!U¸ÑÑqI¬‹I¨Îº’ñª¤šq´’¥3 rWAññUd8~Ã}·]¦˜¢rôEƒNIð*+Én’|%|G§‘œ¥XE+?–]q’?EWó·™äÁ#+ÏBO¦°Œ­ª‚i¦æéþ€qˆÈDÝï@¯Š_ùÅ®LñcËñÏêÜ[‚ß÷¢ŸMúòƃ¡jò§DE„¯,^ê´¨§!bnԔö8¾Kàƒ¨1:ØnµùIJ²Gpe»µƒD# D@‡)RtD½8r^1_ÜLG8NR.¶™sG$…ÐÊU³±sòÊ9ä(mꔫzrHnè¡N
î¢F°Š¤QÎÖaŒ ¡;iyÄ3ó(äY–@wUo±Fⶱ.Ákp ð¤7|+Z•àp]ÇN/AA¨(ù¨ËÇ*Ân6r}¬”®uïiY*ù6ö™%šböhK­Â–pÇ8«oà^K*8ŽÒ4(
kó:Ô
õpxÊ4Œ,R2‡¼Óªä¤ºØnÕ¡I´©Á½æD1éDÈë1mÀUQDõ
7¼ñÈånî,µµoùì4ªÿ
w¬0jøÐíq£©Ó¤.[ŠÍ´Ùpô.LÃp†ŽE=ƒcàòò¦‡ïn5íWS•~Î J!ªdÃ×l™ 8¸“/p´mÒjÈMÄDYÛ¡Õ0³VÃ:½È¶hóÞb¦ÚdŒ£
2ƒPhÇû«€8qŽDÁpµ‹ÜŽœ2¹¨
¯5*L)RÈ;wŒÃWš•´ç´Ÿæ#>fT«¢]ðéf뚁˜ìCh™ÝióM‡Ð–¿ÛwÑÙ·¤PÞæpˆ¢DöA(ê’ªˆˆ¨ù´

Ð$ëUªZøå;rg‘ÜqI§$P¾Vgô§«uˆAeÔ~:$«d:¨g5ÅÄ´ò…æPÝöÊ°F┊µ·L@ýœ¤Ú6Y‡þÓUîå¸ÑµY&GQÜ³s”ù>&ǎIØñÍðMÝc
‘±7}Že¨’Vñw‚ËŠ7X‚µÑÝb#!oY+VwU,#ØϙҶ+˜Ç‡+ë’k‡Tkü•ÿ‡?E$¦YœM=&}ÇjÀêôs¬ÆMŸc5ê¹óÓ)5´CˆlC„CÐÞ#GnÖ:¨mYí1†A›ÅH¾9ïÛ1ߪӺ“ÎŒ¦ Sšä6GÎ ][pÅJÄìȤX4È:fs’VëX¬ÌüýmJ¬HÓY±R1¸‚{î)P¨kg{•-n½ß”¥ìô(é@ ×w4»‚pAƞˆ,8”ÿ
ySAª*(.±OÒtyÝQd3sX#²§k‘Æ*}Àå¨c2Y~fVµx¸ÐàD¤1-0ô—âìMâm³-™ôXø·Ùì¶qnqšøB=UTÿ64n:†x÷bÉXuØqÓ_ûmïæÜb,›¹ ¶.¹¨uÞC)´î¤ˆúƒlHðž¬qÑgû
Ô²ÂAÚØ%G©#W–Ou°»¤F±Åíiº”„¸HŽµ‚ʪ®ð‰„•h‘Fq}¼*̯U|ÇÇ à:Ó6ärÊæ› V²’v8ÁØ!ÅØìՑ€wfòàTsÜ
n¥P¨nÃ#1ƒ¨ªQšH»XۋhPM‚J¢é{ÙÕf*u̧òé

Источник

ГОУ ВПО «Оренбургская государственная

медицинская академия Федерального агентства

по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра госпитальной педиатрии

ПНЕВМОНИИ НОВОРОЖДЁННЫХ ДЕТЕЙ

Учебное пособие для студентов 6 курса

педиатрического факультета

Оренбург 2009

УДК

– к. м.н., доцент

Учебное пособие составлено на кафедре госпитальной педиатрии ОГМА, заведующий кафедрой – д. м.н., профессор .

Под редакцией заведующего кафедрой госпитальной педиатрии д. м.н., профессора .

Пособие предназначено для проведения практических занятий у студентов 6 курса педиатрического факультета по теме «Пневмонии новорожденных». Знание изложенного материала необходимо также для успешной сдачи II и III этапа ИГА, и для дальнейшей практической работы.

Рецензенты:

– зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА, д. м.н., профессор

– д. м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней и ухода за больными детьми ОрГМА

Рассмотрено и рекомендовано в печать редакционно-издательским советом ОрГМА

Оглавление

Тема занятия ………………….……….…………..…..стр.4 Цель занятия……………………………………………стр.4 Теоретическая справка……………………………..….стр.5 Самостоятельная работа студентов во внеучебное время…………………………………………………….стр.5 Самостоятельная работа студентов на практическом занятии………………………………………..………..стр.7 Тестовые задания……………………………………………стр.8 Клинические задачи…………………….…………….стр.10 Приложение……………………………………………стр.13 Список литературы…………………………….……..стр.32

Читайте также:  Как называется пневмония целой доли

Тема: ПНЕВМОНИИ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Целью занятия является изучение особенностей этиологии, патогенеза и клиники пневмонии новорожденных, зависимости ее течения от состояния здоровья матери, течения беременности и родов, а также вопросов своевременной диагностики и рационального лечения.

Закончив изучение данной темы, студент должен знать:

– классификацию пневмоний у новорожденных;

– особенности этиологии пневмоний у новорожденных и недоношенных детей;

– причины развития и патогенез симптомов дыхательной недостаточности;

– диагностические критерии пневмоний новорожденных;

– клинические проявления пневмоний в зависимости от этиологии и гестационного возраста;

– дифференциальную диагностику различных видов пневмоний;

– принципы лечения пневмоний различного генеза.

В соответствии с Госстандартом студент должен уметь:

– собрать анамнез у матери больного ребёнка;

– провести осмотр больного и выявить основные симптомы заболевания;

-оценить данные лабораторного исследования, рентгенологического обследования;

– составить план дополнительного обследования больного с целью уточнения этиологии и характера пневмонии;

– обосновать патогенетическую терапию;

– назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности

– обосновать диагноз заболевания, применяя для этой цели диагностические критерии;

– назначить лечение с учетом особенностей клинических форм и вскармливания ребенка.

– назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности.

выполнять следующие манипуляции: взвешивание новорожденного ребенка, измерение пульса, дыхания, температуры тела, введение лекарственных препаратов, непрямой массаж сердца, инфузионную терапию;

-оценить физическое развитие и нервно-психический статус ребенка;

– определить индивидуальный режим и рацион питания;

– проводить работу по гигиеническому воспитанию населения;

– владеть современными методами и формами познания, профессиональным языком, медицинской терминологией.

Теоретическая справка

Пневмонии у детей раннего возраста занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и младенческой смертности. Течение пневмонии у новорожденных значительно отличается от пневмонии, развивающейся у детей в других возрастных группах.

Пневмония – воспалительный процесс в ткани легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания.

Самостоятельная работа во внеучебное время: при подготовке к занятиям студент должен повторить материал изучаемый ранее

Кафедра нормальной анатомии

Анатомия органов дыхания новорожденных.

Особенности включения малого круга кровообращения у новорожденных при рождении.

Кафедра гистологии

Этапы развития лёгочной системы.

Особенности гистологического строения дыхательной системы у новорожденных.

Кафедра нормальной физиологии

Понятие о функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения.

Кафедра патологической физиологии

Нарушение функции внешнего дыхания, газообмена.

Патогенез развития острой дыхательной недостаточности.

Кафедра патологической анатомии

Морфологическая основа пневмонии.

Анатомические и морфологические признаки острой дыхательной недостаточности.

Кафедра пропедевтики детских болезней

Оценка общего состояния ребёнка.

Методика осмотра дыхательной системы у новорожденных.

Семиотика синдрома острой дыхательной недостаточности у новорожденных.

Кафедра фармакологии

Антибиотики

Сердечные препараты

Эубиотики

Витамины

Сурфактант

Кафедра рентгенологии

Рентгенодиагностика заболевания лёгких.

Кафедра детской хирургии с курсом реанимации

Оперативное лечение аномалий развития лёгких.

Оказание неотложной помощи при острой дыхательной недостаточности.

Кафедра детских инфекций

Пневмонии при внутриутробных инфекциях.

НАГЛЯДНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

Микротаблицы: этиологии, основных клинических проявлений заболеваний легких у новорожденных. Подбор анализов крови.

3. Подбор медикаментов.

Ознакомление с методикой проведения рентгенографических исследований у новорожденных.

ФОРМЫ УИРС

– Реферирование журнальных статей и монографий

– Оценка проводимого иммунологического обследования

– Оформление реферата с анализом истории болезни как курсовой работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Во время курации и при разборе больного проводится оценка клинических, лабораторных, инструментальных и иммунологических методов исследований, отрабатывается методика обследования больного, ведение истории болезни.

КРИТЕРИИ ЗАЧЕТА И ФОРМЫ ОТРАБОТКИ

Семинар считается зачтенным при условии выполнения заданий по теоретическому собеседованию, решению ситуационных задач, по умению сформулировать диагноз, составить план обследования и назначить лечение больному. В случае не зачтения одного из разделов, пропуска занятия, студент отрабатывает его во внеурочное время.

Контрольные вопросы:

Методика обследования дыхательной системы у детей. Понятие дыхательной недостаточности. Этиология и патогенез различных форм пневмоний у новорожденных и недоношенных детей. Клинические проявления пневмоний у детей различного гестационного возраста. Дифференциальный диагноз различных форм пневмоний. Классификация пневмоний у новорожденных. Основные подходы к терапии пневмоний у новорожденных детей. Главные моменты антибактериальной терапии пневмонии Патогенетическая и симптоматическая терапия пневмоний. Диспансерное наблюдение новорожденных после перенесенной пневмонии.

Тесты для предварительного контроля

задание

ответ

Наиболее частыми возбудителями

внутриутробных пневмоний у новорожденных являются:

1.анаэробные бактерии

2.аденовирусы

3.синегнойная палочка

4.гемофильная палочка

5.цитомегаловирусы

2. Ранние неонатальные пневмонии возникают, как правило:

1.с первых часов жизни

2.на первой неделе жизни

3.со 2-ой недели жизни

4. после 1 месяца жизни

3.Для врожденных трансплацентарных пневмоний характерно заражение:

1.гематогенное

2. бронхогенное

3. лимфогенное

4. Характерными особенностями синегнойной пневмонии являются:

1.некротические изменения кожи

2. выраженная интоксикация

3. деструктивные изменения

4.Отсутствие мокроты

5.благоприятный прогноз

5. Поздние неонатальные пневмонии начинаются:

1.на 2-сутки

2. на 2 неделе жизни

3. с выраженных явлений интоксикации

4.возможны явления ОРЗ

5. как осложнение пневмопатии

6. К особенностям пневмонии у недоношенных детей относятся:

1.преобладание в клинике общих симптомов дыхательной недостаточности

2. выраженная лихорадка

3.наличие признаков угнетения ЦНС

4. отсутствие рентгенологических изменений

5.  высокая частота сочетания пневмонии с другими заболеваниями

6.  редко развиваются аспирационная и пневмоцистная пневмонии

Для постановки диагноза пневмонии у новорожденных достаточно провести обследование:

1.  клинический анализ крови

2.  рентгенографию органов грудной клетки

3.  бактериологическое

4.  нейросонографию

5.  бронхографию

При пневмонии новорожденных наиболее физиологичным является вскармливание:

1.  грудью

2.  сцеженным грудным молоком

3.  парентеральное питание

4.  адаптированные смеси

При пневмонии у новорожденных назначают иммунотерапию

1.  активную

2.  пассивную

Диспансерное наблюдение после перенесенной пневмонии в периоде новорожденности осуществляется:

1.  в течение 1 месяца

2.  в течение 1 квартала

3.  в течение 1 полугодия

4.  в течение 1 года

1,4,5

2

1

1,2,3

2,3,4

1,3,5

1,2,3

1,2

2

4

Читайте также:  Ивл при пневмонии у новорожденного

Задача № 1

Ребёнок преждевременно с массой 1500 г. От матери с патологической протекающей беременностью, страдающей пиелонефритом.

Рожден в лёгкой асфиксии, состояние тяжёлым не было, но через 8 часов после рождения состояние стало прогрессивно ухудшаться: появился общий цианоз, поверхностное дыхание с приступами апноэ по 6-8 секунд, втяжение межреберий, резкое вздутие грудной клетки. При аускультации по всем отделам лёгких масса крепитирующих хрипов. Выражена адинамия, мышечная гипотония, гипорефлексия. Тоны сердца чистые, ритмичные, Частота сердечных сокращений 140 в мин. Пастозность голеней.

– с чем связано данное состояние?

– оказать неотложную помощь.

– назначьте последующую терапию.

Эталон:

Внутриутробная пневмония у недоношенного ребенка, возможно Г(-) этиологии. Показан перевод ребенка на СДППД, антибактериальная терапия (полусинтетические пенициллины и аминогликозилы). Дезинтоксикационная терапия (глюкоза из расчета 50 мл/кг, физраствор, коррекция метаболических расстройств), внутривенные иммуноглобулины.

Задача № 2

Доношенный ребёнок родился от женщины, страдающей токсикозом 1 и 2 половины беременности, которая за 2 недели до родов перенесла ангину. Масса ребёнка 3800 г. Роды продолжались 14 часов, безводный период 18 часов. Рождён на 5 баллов, проводились реанимационные мероприятия.. Через 2 часа после рождения появилась одышка до 80 в мин., тахикардия до 180 уд. в мин. Живот вздут, в лёгких стали прослушиваться влажные хрипы. Было назначено лечение по поводу аспирационного синдрома. На второй день выявлено, что состояние не улучшается, появились приступы вторичной асфиксии, парадоксальное дыхание. Стал вялым, не сосет, выражена адинамия, мышечная гипотония, серость кожных покровов, сохраняется одышка и тахикардия, температура повысилась до 38,9.

– с чем связано ухудшение состояния у ребёнка?

– провести неотложные мероприятия.

– назначить последующую терапию.

Эталон:

Ранняя неонатальная постаспирационная пневмония. Необходим перевод на аппаратную ИВЛ, назначение антибактериальной (цефалоспорины, аминогликозиды), дезинтоксикационной, иммунозаместительной терапии.

Задача № 3

Мальчик родился с массой г., длина 52 см. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Из анамнеза известно, что во 2-ой половине беременности мать перенесла ОРВИ. В родах безводный период 16 часов. У матери хронический пиелонефрит. Состояние мальчика ухудшилось через 26 часов после рождения. Отмечено повышение температуры до 38◦, ЧД – 86, ЧСС – 184. Периоральный цианоз, акроцианоз. Скован. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры. Перкуторно: укорочение перкуторного звука паравертебрально. Дыхание жёсткое, единичные крепитирующие хрипы. Тоны сердца приглушены, эмбриокардия. Живот умеренно вздут. Печень и селезёнка не пальпируются.

– поставить предварительный диагноз

– определить план обследования.

-оказать неотложную помощь. Назначить лечение.

Эталон:

Врожденная пневмония. Обследование: ОАК, рентгенография органов грудной клетки в 2 проекциях, электролитный состав крови, газы крови, НСГ, ЭКГ. Оксигенотерапия, антибактериальная, дезинтоксикационная, иммунотерапия.

ЗАДАЧА №4

Ребенок поступил в больницу на 15 день жизни. Лечился дома по поводу ОРЗ, но состояние ухудшалось. При поступлении: гнойное отделяемое из носа, температура 38,5◦, цианоз кожных покровов. Грудная клетка вздута, отмечается втяжение межреберий, дыхание поверхностное, при аускультации – влажные хрипы, число дыханий 60 в минуту, частота сердечных сокращений – 180 в минуту. Ребенок беспокоен, тонус мышц нормален, рефлексы определяются.

– с чем связано данное состояние?

– Оказать неотложную помощь.

– Наметить план терапии в дальнейшем.

Эталон:

Поздняя неонатальная домашняя пневмония вирусной этиологии. Оксигенотерапия, дезинтоксикационная (10% глюкоза, физраствор из расчета 120-140 мл/кг/сут), антибиотики вв, пассивная иммунотерапия.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Рекомендуемая литература

1.  «Неонатология», М.,2004

2.  «Основы перинатологии» под ред. , , М., 2002

3.  «Современная терапия в неонатологии» под ред.

4.  , «Антибиотики и витамины в лечении новорожденных», С-П, 1993.

5.  «Пневмонии у детей» под ред. , , М., медицина, 1995 г.

6.  Национальное руководство по неонатологии под ред.

Источник