Ситуационные задачи по острым пневмониям у детей

Ребенок
2-месячного возраста болен в течение 5
дней: повышение температуры тела до
37,7ОС,
слизистые выделения из носа, сухой
кашель. Аппетит снижен, спит беспокойно.
Получал симптоматическое лечение
острого респираторно-вирусного
заболевания.
На 6-й день
болезни состояние ухудшилось: температура
повысилась до 38,5ОС,
кашель стал частым, влажным. Ребенок
вялый, отказывается от еды. При осмотре:
состояние тяжелое, дышит часто,
поверхностно, участие крыльев носа в
акте дыхания. Кожа бледная, периоральный
цианоз. Частота дыхания 52 в 1 мин., пульс
128 уд/мин. Над легкими – коробочный
оттенок перкуторного звука, дыхание
жесткое, особенно под углами лопаток.
В тех же отделах выслушиваются звучные
влажные мелкопузырчатые и крепитирующие
хрипы, не исчезающие после кашля. Выдох
не удлинен. Тоны сердца слегка приглушены,
ритмичные. Границы сердца соответствуют
возрасту. Живот мягкий, печень выступает
из-под края реберной дуги на 1 см.
Клинический
анализ крови
– Нв-130 г/л, эр.-4,2×1012/л,
тромб.-316×109/л,
лейк.-15,8×109/л,
СОЭ-27 мм/ч.
Задание
Ваш предполагаемый
диагноз?Какие дополнительные
исследования необходимы для его
подтверждения?Опишите вероятную
рентгенологическую картину заболевания.Составьте план
лечения.
Задача 2
Ребенок 6 лет,
болеет острым респираторно-вирусным
заболеванием в средне-тяжелой форме.
На 5-й день болезни наступило ухудшение:
температура тела повысилась до 39ОС,
кашель стал частым и влажным. Появились
слабость и потливость, исчез аппетит,
нарушился сон. Жалобы на боли в правой
половине грудной клетки.
Состояние
средней тяжести. Кожа бледная, носогубный
треугольник с сероватым оттенком, в
дыхании участвуют крылья носа. Пульс
139 уд/мин, ритмичный. Частота дыхания 34
в минуту. При перкуссии легочный звук
с притуплением под углом правой лопатки,
там же – ослабленное жесткое дыхание,
постоянные мелкопузырчатые влажные и
крепитирующие хрипы. Тоны сердца умеренно
приглушены, границы сердца соответствуют
возрасту. Живот мягкий, слабо болезненный
в правом подреберье при глубокой
пальпации Печень выступает на 1 см из-под
края реберной дуги.
Клинический
анализ крови
– Нв-111 г/л, эр.-3,2×1012/л,
лейк.-13,1×109/л,
СОЭ-32 мм/ч.
Задание
Ваш предполагаемый
диагноз?Какие дополнительные
исследования необходимы для подтверждения
диагноза?Опишите вероятную
рентгенологическую картину заболевания.Составьте план
лечения
Задача 3
Больной 5 лет,
осмотрен врачом неотложной помощи по
поводу гипертермии и болей в животе.
Ребенок от I
нормально протекавшей беременности,
стремительных родов. В периоде
новорожденности – токсическая эритема.
С рождения находился на искусственном
вскармливании. Страдает поливалентной
пищевой аллергией.
Из анамнеза
известно, что мальчик заболел накануне,
остро, когда на фоне полного здоровья
вдруг повысилась температура до 39,4ОС.
Мама отметила резкое ухудшение общего
состояния ребенка, появление болезненного
непродуктивного кашля, сильный озноб.
Ребенок стал жаловаться на появление
боли в правом боку. Ночь провел
беспокойство, температура держалась
на высоких цифрах. Утром мама вызвала
«неотложную помощь».
При осмотре
врач «неотложной помощи» обратил
внимание на заторможенность мальчика,
стонущее дыхание, бледность кожных
покровов с выраженным румянцем, бледность
ногтевых лож, одышку в покое смешанного
характера с втяжением уступчивых мест
грудной клетки. Ребенок лежал на правом
боку с согнутыми ногами. Наблюдалось
отставание правой половины грудной
клетки в акте дыхания, ограничение
подвижности нижнего края правого
легкого. В легких отмечалось укорочение
перкуторного звука в нижних отделах
правого легкого по задней поверхности.
Там же – ослабление дыхания, хрипов
нет. ЧД – 42 в 1 мин. Тоны сердца приглушены,
патологических шумов нет, ЧСС – 110 в
мин. Ребенок был госпитализирован.
Клинический
анализ крови
– Нв-134 г/л, эр.-4,8×1012/л,
лейк.-23×109/л;
метамиелоциты-2%, п/я-8%, с/я-64%, лимф.-24%,
мон.-2%, СОЭ-22 мм/ч.
Рентгенограмма
грудной клетки: выявляется
инфильтративная тень, занимающая нижнюю
долю правого легкого, повышение
прозрачности легочных полей слева.
Посев
трахеального аппарата: высев
пневмококка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Пример оценки общего анализа крови
Ребёнок Иванов Саша, возраст 3 года
Эритроциты | Гемоглобин | Цв. Показ. | Тромбоциты | Лейкоциты | Базофилы | Эозинофилы | Нейтрофилы | Лимфоциты | Моноциты | СОЭ |
м/ц | ю | п/я | с/я | |||||||
4, 5 | 0,8 | 15,8 | – | – | – | – |
Заключение по анализу крови: лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, нейтрофилёз, лимфопения, увеличение СОЭ, что может свидетельствовать о наличии воспалительного процесса в организме.
ЗАДАЧА №1.
На стационарном лечении находится ребёнок 9 лет с диагнозом: Острая правосторонняя пневмония. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнка беспокоит частый, болезненный, отрывистый влажный кашель, общее недомогание, нарушение сна, аппетита, температура до 38,70.
Объективно: Кожные покровы бледные, синева под глазами, лёгкий периоральный цианоз, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 100 ударов в 1 минуту, артериальное давление 100/60 мм рт. ст. Живот мягкий, участвует в акте дыхания.
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
- Выявите проблемы больного ребёнка.
- Определите цели
- Составьте план сестринского ухода с обоснованием
- Продемонстрируйте технику сбора мокроты на посев и чувствительность к антибиотикам.
Эталон ответа:
1 Нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.
2. Проблемы пациента:
- настоящие:
– одышка
– кашель
– нарушение сна
– нарушение аппетита
– повышение температуры тела
– дефицит знаний о заболевании
- потенциальные:
– риск развития осложнений
– риск заражения окружающих
- приоритетная проблема:
– одышка
3. Цели:
- краткосрочная – одышка уменьшится к концу недели
- долгосрочная – симптомы заболевания будут устранены через 3 – 4 недели.
План сестринского вмешательства | Мотивация |
Медицинская сестра: | |
1. Проинформирует ребёнка и его родственников о заболевании | 1. Обеспечение права на информацию, осознанное участие в лечении |
2. Обеспечит соблюдение постельного режима на период лихорадки | 2. Для нормализации температуры тела |
3. Обеспечит положение с возвышенным головным концом до исчезновения одышки, эмоциональный покой | 3. Для устранения одышки, облегчения дыхания |
4. Обеспечит приём пищи небольшими порциями и обильное питьё | 4. Для облегчения дыхания и отхождения мокроты |
5. Обучит пациента дисциплине кашля, обеспечит индивидуальной плевательницей | 5. Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Будет проводить ежедневную оценку частоты дыхательных движений и визуальную оценку характера мокроты | 6. Контроль состояния пациента |
7.Организует регулярное проветривание палаты, влажную уборку, контроль температуры воздуха в палате | 7. Для облегчения дыхания, профилактики осложнений |
8. Обеспечит сбор мокроты, забор крови на общий анализ, транспортировку ребёнка на рентгенологическое исследование | 8. Для подтверждения диагноза, исключения развития возможных осложнений |
9. Выполнит назначения врача | 9. Лечение заболевания |
ЗАДАЧА №2
Ребёнок 5 лет отдыхал в лесу с родителями. Вокруг было много цветущих деревьев. Внезапно у ребёнка появился кашель, чувство стеснения за грудиной, затруднён выдох. Температура тела нормальная, кожа бледная, выражен цианоз носогубного треугольника. Врачебный диагноз: Бронхиальная астма, приступный период.
Задания:
- Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
- Выявите проблемы больного ребёнка.
- Определите цели
- Составьте план сестринского ухода с обоснованием
- Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
Эталон ответа:
- Нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.
- Проблемы пациента:
- настоящие:
– кашель
– затруднённое дыхание
– дефицит знаний о заболевании, способах лечения, профилактики
- потенциальные:
– риск удушья
– риск осложнений
- приоритетная проблема:
– затруднённое дыхание
- Цели:
- краткосрочная – улучшить состояние пациента в течение 30 минут
- долгосрочная – пациент продемонстрирует знания о способах профилактики приступа
План сестринского вмешательства | Мотивация |
Медицинская сестра: | |
1. Немедленно вызовет врача | 1. Обеспечение врачебной помощи |
2. Устранит воздействие аллергена | 2.Для облегчения дыхания |
3. Придаст пациенту полусидячее положение | |
4. Применит карманный ингалятор | |
5. Обеспечит наблюдение за состоянием больного | 3. Для предупреждения развития повторного приступа и возникновения осложнений |
6. Выполнит назначение врача | 4. Для эффективного лечения |
7. Проведёт беседу о заболевании и профилактике приступов удушья | 5. Устранение дефицита знаний |
Источник
Девочка 3., 14 дней, от второй, нормально протекавшей беременности, срочных родов. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Ранний неонатальный период протекал без особенностей. Выписана из родильного дома на 5-е сутки жизни. Дома имела контакт с больным ОРВИ. В возрасте 10 дней у ребенка появилось затруднение носового дыхания, обильное слизисто-гнойное отделяемое из носовых ходов, подъем температуры до 37,4°С. Участковым педиатром был поставлен диагноз ОРВИ, назначены капли в нос. Через два дня состояние резко ухудшилось: подъем температуры до 38,0°С, стала беспокойной, отказывалась от груди, начала срыгивать, появилась одышка с втяжением уступчивых мест грудной клетки. Ребенок госпитализирован. При осмотре обращают внимание бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, необильное пенистое отделяемое на губах. Носовое дыхание затруднено. Зев гиперемирован. Одышка до 70 в минуту с участием вспомогательной мускулатуры. Грудная клетка вздута, в области угла лопатки справа отмечается укорочение перкуторного звука, в остальных отделах звук с коробочным оттенком. Аускультативно дыхание жесткое, в области укорочения перкуторного звука – ослабленное, там же на высоте вдоха выслушивается крепитация. Границы относительной сердечной тупости: правая – по правой парастернальной линии, левая – на 1,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии, верхняя – второе ребро. Тоны сердца приглушены, ЧСС 170 в мин. Живот вздут, печень +1 см, селезенка не пальпируется. В неврологическом статусе: ребенок беспокоен, мышечный тонус и рефлексы снижены.
Общий анализ крови: Нb – 174 г/л. Эр –5,2х1012/л, Ц.п. – 0,9, тромб – 268,0xl09/л, Лейк – 7,1х109/л, п/я – 10%, с – 61%, э – 1%, л – 19%, м – 9%. СОЭ – 4мм/час.
Кислотно-основное состояние крови: рО2 – 60 мм рт.ст., рСО2- 72мм рт.ст., рН – 7,3, BE – -8 ммоль/л, АВ – 14 ммоль/л, SB – 12 ммоль/л, ВВ – 29ммоль/л.
Иммунофлюоресцентный анализ мазка из носоглотки: положительная реакция с вирусом парагриппа.
Рентгенограмма органов грудной клетки: на фоне умеренного вздутия легких и усиления сосудистого и интерстициального рисунка справа в S6-S7выявляется участок инфильтративного затемнения легкого.
1. Выделите характерные клинические синдромы.
2. Поставьте диагноз.
3. С какими заболеваниями следует дифференцировать?
4. Какие методы дополнительного обследования необходимы для верификации диагноза?
5. Назначьте лечение.
6. Принципы назначения антибактериальной терапии.
7. Какие противоворусные препараты могут быть использованы в данном случае?
8. Перечислите показания для госпитализации детей с острой пневмонией.
9. Как должны наблюдаться в поликлинике дети, перенесшие острую пневмонию до 3 месяцев?
10. Перечислите методы реабилитации пациентов, перенесших пневмонию.
ОТВЕТ
1. Поставьте диагноз.
Постнатальная вирусно-бактериальная пневмония, очагово-сливная, острое течение, тяжелая, ДН II степени, неосложненная.
2. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальный диагноз?
У данного больного имеется характерная клиническая и рентгенологическая картина постнатальной домашней пневмонии. Поэтому вопрос о дифференциальной диагностике не возникает. В дальнейшем при отсутствии ожидаемого эффекта от лечения и торпидном течении болезни следует исключить атипичную пневмонию, лѐгочную форму муковисцидоза, пороки развития лѐгких.
3. Назначьте лечение.
I. Госпитализация в палату интенсивной терапии детского стационара (II этап выхаживания).
II. Организация выхаживания:
1. свободное пеленание;
2. спокойная и термонейтральная обстановка;
3. оптимальное освещение (не очень яркое);
4. частые перемены положения тела;
5. тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками;
6. оксигенация в кислородной палатке или через биназальный катетер 35-40% кислородом.
III. Адекватное и оптимальное питание ребенка с учетом толерантности к пище. К груди прикладывать при достижении стабильного компенсированного состояния.
IV. Инфузионная терапия.
Суточное количество жидкости ограничивают физиологической потребностью плюс патологические потери:
С;C добавляют 10 мл/кг/сут на каждый 137- при t
– при диарее – 10 мл/кг/сут;
– при рвоте – 10 мл/кг/сут;
– при тахипноэ – 10 мл/кг/сут на каждые 15 дыханий/мин свыше 60.
Рекомендуется 75-80% жидкости восполнить оральным путем, а внутривенно вводить не более 20-30 мл/кг/сут со скоростью 6-8 мл/час, равномерно в течение суток с помощью инфузионного насоса.
Инфузионная терапия при пневмонии заканчивается введением лазикса, чтобы снизить нагрузку объѐмом малого круга кровообращения.
0,3. массу тела(в кг) V. Коррекция ацидоза. Вводится в вену 2% раствор натрия гидрокарбоната после расчѐта по формуле: 4% р-р NaHCO3 (мл) = ВЕ
VI. Антибиотикотерапия – основа успеха в лечении пневмонии у новорождѐнных детей. Эмпирически в начале проводят терапию ампициллином с амикацином (реже с гентамицином). При уточнении этиологии парентерально назначают антибиотики целенаправленного действия:
1. При стрептококковой инфекции – ампициллин или пенициллин + аминогликозид.
2. При стафилококковой инфекции эффективны защищенные пенициллины (амоксиклав, аугментин) + аминогликозид (гентамицин, амикацин и др.). Альтернативная схема: цефалоспорины и/или аминогликозиды. Препаратами резерва являются ванкомицин + рифампицин и/или аминогликозиды.
3. При клебсиеллезной инфекции: азлоциллин или тикарциллин, пиперациллин + цефотаксим (клафоран) /аминогликозид или азтреонам.
4. При синегнойной пневмонии: тикарциллин или пиперациллин, цефтазидим + аминогликозид.
5. При атипичных пневмониях на фоне хламидиоза и микоплазмоза эффективны макролиды – эритромицин (эригран), сумамед, спирамицин (ровамицин), а также макропен.
6. При анаэробной инфекции (пептококки, пептострептококки, бактероиды и др.) назначают амоксициллин/клавулант или клиндамицин, аминогликозиды + метронидазол (по 0,015 г/кг/сут в 2 приема).
7. При пневмоцистной пневмонии: бисептол (30 мг/кг/сут, доза по триметоприму 20 мг/кг/сут), трихопол (7 мг/кг/сут) 2 курса по 10 дней.
8. При легионеллѐзной пневмонии эффективны эритромицин, рокситромицин, рифампицин, азитромицин (сумамед), клиндамицин, бактрим.
Курс антибиотикотерапии обычно составляет 2 недели, при стафилококковой пневмонии – до 3-4 нед.
VII. Биопрепараты назначают для нормализации биоценоза кишечника (бифидумбактерин, лактобактерин, линекс, бифиформ и др.).
VIII. Пассивная иммунотерапия проводится иммуноглобулинами (антистафилококковый, антисинегнойный, пентаглобин и др).
IX. Симптоматическая терапия (посиндромная):
гипертермии: физические способы охлаждения, парацетамол;
судорожного синдрома: ликвидация гипоксии, гипогликемии, гипокальциемии, гипомагниемии, гиповитаминоза В6, по показаниям – антиконвульсанты внутривенно: фенобарбитал, дифенин, диазепам, реже – натрия оксибутират и др.;
сердечно-сосудистой недостаточности: сердечные гликозиды быстрого действия – коргликон, строфантин; инотропные и сосудоактивные препараты допамин или добутамин при шоке, артериальной гипотензии и снижении почечного кровотока; при выраженной легочной гипертензии – изадрин;
гипомоторики кишечника: прозерин 0,5% р-р 0,009 мг/кг подкожно или внутримышечно 2-3 раза в сутки, 5% Vit B1 0,1 мл/кг 1 раз в сутки в/м; при гипокалиемии – растворы калия хлорида внутрь или в вену, следует отметить, что оротат калия является нестероидным анаболитиком и не купирует дефицит калия; при упорных срыгиваниях – 0,25% р-р новокаина внутрь за 30 мин до кормления 2-3 раза в сутки.
X. Дыхательный массаж, вибромассаж проводят в периоде реконвалесценции.
XI. При гиповолемии внутривенно вводят 0,9% раствор натрия хлорида, альбумин 10% раствор 10-15 мл/кг/сут., «Инфукол» – препарат ГЭК 6 % раствор.
XII. При лѐгочной гипертензии (при ДНII-III степени) назначают лазикс 1 мг/кг 2-3 раза в сутки.
XIII. Витамины С, В1, В2, В6, В15 внутрь, витамин Е по 10 мг внутримышечно.
XIV. ОРВИ (неосложненная форма) лечат без антибиотиков. Последние назначают новорождѐнным из группы риска по инфекции:
1) ОРВИ + гнойный очаг (мастит, омфалит и др.);
С + сопутствующие синдромы;38,52) t
3 суток);3) длительная лихорадка (
2 недель).4) реинфекция (ОРВИ
4. Как должны наблюдаться в поликлинике дети, перенесшие острую пневмонию в возрасте до 3 месяцев?
В восстановительном периоде проводится диспансерное наблюдение в течение 1 года (в первые 6 мес участковый педиатр осматривает ребенка 2 раза в месяц, затем 1 раз в месяц). Назначается витамин Д3 (лечение и профилактика рахита), препараты железа (лечение и профилактика железодефицитной анемии).
5. Перечислите показания для госпитализации детей с острой пнев-монией.
Новорождѐнные дети с диагнозом острая пневмония обязательно госпитализируются.
Date: 2015-08-06; view: 4155; Нарушение авторских прав
Источник