Ситуационная задача по педиатрии с ответами пневмония
На стационарном лечении находится ребенок 8 лет. Диагноз: правосторонняя нижнедолевая крупозная пневмония, дыхательная недостаточность II степени. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на отрывистый, болезненный кашель. Боли в правой половине грудной клетки и боли в животе, особенно при кашле. Общая слабость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела, аппетит отсутствует.
Из анамнеза: 2-ой день заболевания. Заболевание началось остро с подъема температуры до 39°С, общего недомогания, болей в животе, рвоты, затем появились боли в правом боку при покашливании.
Объективно: состояние тяжелое. Очень бледный, синева под глазами, выражен цианоз носогубного треугольника. ЧД 60 в минуту, дыхание стонущее, пульс 160 уд./мин. Тоны сердца значительно приглушены. Положение в постели пассивное, температура тела 38,5°С.
Задания
1. Выявите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено.
2. Определите проблемы пациента, их обоснование.
3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
4. Продемонстрируйте технику подсчета ЧД и пульса с их характеристиками
Эталоны ответов
1. Нарушены потребности: есть, пить, дышать, быть здоровым, играть, поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, двигаться.
2. Проблемы пациента
Настоящие:
– боль в груди при кашле, движении
– одышка
– лихорадка
– нарушение сна и аппетита
Потенциальные:
– риск возникновения осложнений.
Приоритетная проблема
– боль в груди при кашле.
3. Краткосрочная цель: уменьшить боль в груди при кашле в течение 2-3 дней. Уменьшить одышку.
Долгосрочная цель: боль в груди и кашель пройдут к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Обеспечить психологический и физический покой пациенту. 2. Обеспечить частое проветривание палаты (не менее 4 раз в день по 30 минут). 3. Обеспечить пациенту оксигенотерапию (по назначению врача). 4. Обеспечить теплое питье, не раздражающее слизистые. 5. Придать пациенту (с приподнятой головной частью кровати) положение Фаулера. 6. Провести простейшие физиопроцедуры (по назначению врача). 7. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента, вести контроль за ЧСС, ЧДД, температурой. 8. Провести беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком. 9. Выполнять назначения врача. | 1. Для улучшения состояния. 2.Для обогащения воздуха кислородом. 3.Для обогащения организма кислородом. 4. Для уменьшения кашля. 5.Для уменьшения кашля. 6.Для облегчения дыхания. 7. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. 8. Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения и наблюдения. 9.Для лечения пациента. |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, боль в груди при кашле пройдет. Цель будет достигнута.
4. Студент продемонстрирует технику подсчета пульса и дыхания согласно протоколу простых медицинских услуг.
ЗАДАЧА № 37
На стационарном лечении находится ребенок 10 лет.
Диагноз: бронхиальная астма, инфекционно-аллергическая, тяжелая, приступный период.
При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на одышку с затрудненным выдохом, частый навязчивый кашель, чувство нехватки воздуха. Общая слабость.
Болен в течение 7-8 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, больной связывает это с простудным заболеванием. Объективно: в сознании, сидит, опираясь о край кровати. Бледен, цианоз вокруг рта. Одышка с участием вспомогательной мускулатуры до 46 в минуту. Дыхание шумное, свистящий выдох. Пульс 102 уд./мин., температура 36,9°С.
Задания
1. Выявите удовлетворение, каких потребностей нарушено.
2. Определите проблемы пациента.
3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
4. Продемонстрируйте технику пользования карманным ингалятором .
Эталоны ответов
1. Нарушены потребности: есть, пить, дышать, быть здоровым, играть, спать, отдыхать, двигаться.
2. Проблемы пациента
Настоящие:
– одышка
– кашель
– страх по поводу исхода заболевания
Потенциальные:
– риск для жизни и деятельности, связанный с приступом одышки.
Приоритетная проблема
– одышка.
3. Краткосрочная цель: уменьшить тяжесть одышки в течение 30 минут.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на затрудненное дыхание к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Обеспечить психологический и физический покой пациенту. 2. Применить карманный ингалятор с беротеком. 3. Обеспечить частое проветривание палаты (не менее 4 раз в день по 30 минут). 4. Обеспечить пациенту оксигенотерапию. 5. Провести простейшие физиопроцедуры (по назначению врача). 6. Обеспечить теплое питье, не раздражающее слизистые. 7. Создать вынужденное положение пациенту (с приподнятой головной частью кровати). 8. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента. Проводить мониторинг ЧД, АД, пульса. 9. Проведет беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком. 10. Будет выполнять назначения врача. | 1. Для улучшения состояния. 2.Для облегчения дыхания. 3.Для обогащения воздуха кислородом 4.Для обогащения организма кислородом. 5.Для уменьшения одышки. 6.Для уменьшения одышки. 7.Для облегчения дыхания. 8. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. 9. Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения и наблюдения. 10.Для лечения пациента |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, одышка не будет беспокоить. Цель будет достигнута.
4. Студент продемонстрирует технику использования карманного ингалятора согласно протоколу простых медицинских услуг.
Источник
Ситуационная задача №1
Врач медицинского пункта был вызван к ребенку 4 лет (вес 20 кг). Жалобы на повышение температуры тела до 39,8 градусов, слабость, недомогание, отсутствие аппетита, потливость, боль в горле при глотании.
Из анамнеза известно, что мальчик заболел 2 дня назад. Заболевание началось остро, с повышения температуры тела, слабости, затем появилась болезненное глотание, ухудшение самочуствия.
Объективно: общее состояние мальчика по заболеванию тяжелое. Ребенок вялый, капризный. Кожа бледная, влажная. Видимые слизистые розовые, чистые. В зеве при осмотре отмечается увеличение миндалин, их гиперемия, гнойные налеты в лакунах. В подчелюстной области пальпируются увеличенные, умеренно болезненные лимфоузлы.
В легких выслушивается везикулярное дыхание, перкуторно определяется легочный звук. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=136 в минуту. Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.
Эталоны ответов к ситуационной задачи №1
1. Выделить ведущий клинический синдром?
Гипертермический синдром.
2. Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Лакунарная ангина.
3. Возможные осложнения?
Заглоточный абсцесс, гнойный регионарный лимфоаденит.
4. Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-антипиретическая терапия: внутримышечно вводится литическая смесь (50% раствор анальгина в разовой дозе 0,4 мл, 2% раствор папаверина 0,4 мл, 1% раствор димедрола 0,4 мл). Физические методы охлаждения: обнажение тела ребенка, наложение влажного полотенца на лоб, пузырь со льдом к голове, лед по ходу магистральных сосудов, обдувание вентилятором, обтирание тела ребенка полуспиртовым раствором, клизма с прохладной водой (18 градусов). Контроль за эффективностью мероприятий через 20 минут. Снижать температуру тела не ниже 37,5 градусов.
-оральная детоксикация: обильное питье (минеральная вода, слегка сладкий чай, ягодные морсы, разведенный фруктовый сок).
-парентеральная детоксикация: внутривенно струйно медленно вводится 20% раствор глюкозы 40,0 мл вместе с аскорбиновой кислотой 5% раствор-1,0 мл и кокарбоксилазой 50 мг.
-местное лечение: орошение слизистой оболочки зева и миндалин аэрозолью «Ингалипт» или обработка их раствором Люголя, при отсутствии их, полоскание зева раствором фурацилина или пищевой соды.
-антибактериальная терапия: ампициллин, оксациллин внутрь в разовой дозе 0,5 х 4 раза в день.
-при отсутствии возможности лечения и врачебного наблюдения в домашних условиях проводится госпитализация в инфекционное отделение детской больницы.
5. Наметьте план обследования и лечения в условиях инфекционной больницы.
-взятие мазка из зева на ВД, общий анализ крови и мочи, консультация врача-оториноларинголога.
-антибиотикотерапия: внутримышечно ампициллин по 500 Т ЕД 4 раза в день.
-продолжение антипиретической и дезинтоксикационной терапии.
-продолжение местного лечения тонзиллита.
Ситуационная задача №2
Врач медицинского пункта пришел к больному ребенку домой (возраст 4 года, вес 20 кг). У мальчика отмечается повышение температуры тела до 38,2 градусов, грубый лающий кашель, учащенное дыхание, чиханье, слизистые выделения из носа.
Из анамнеза известно, что ребенок заболел около суток назад. Заболевание началось с чиханья, слизистых выделений из носа, покашливания,. Затем повысилась температура тела, кашель усилился, приобрел грубый, лающий характер. Около часа назад на фоне сухого кашля появилось учащенное затрудненное дыхание.
Объективно: общее состояние ребенка тяжелое, возбужден, капризен. Кожные покровы бледные, чистые. Видимые слизистые розовые, влажные. В зеве отмечается гиперемия задней стенки глотки, дужек, миндалин.
Наблюдаются явления ринита. Аускультативно в легких жесткое дыхание, выслушиваются проводные хрипы. Дыхание шумное, с участием вспомогательной мускулатуры, вдох затруднен. Частота дыхания 40 в 1 минуту. Перкуторно определяется тимпанический звук.
Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=118 в 1 минуту. Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.
Эталоны ответов к ситуационной задачи №2
1.Выделите ведущий клинический синдром?
Синдром острой дыхательной недостаточности.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Острая респираторная вирусная инфекция, острый ларинготрахеит, стеноз гортани II степени.
3.Возможные осложнения?
Асфиксия, гипоксическая кома.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-седативная терапия: внутримышечное введение седуксена или реланиума в разовой дозе 2,0 мл.
-противовоспалительная терапия: преднизолон (1 мг/кг массы тела) 20 мг.
-десенсибилизирующая терапия: димедрол или супрастин в разовой дозе 0,4 мл.
-спазмолитическая терапия: папаверин 2% раствор в разовой дозе 0,4 мл.
-оральная детоксикация: обильное питье в виде теплой минеральной воды типа «Боржоми», горячее молоко со сливочным маслом, теплый чай.
-ингаляционная терапия: паровые ингаляции.
-обязательная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-забор мазка из зева на БД, общий анализ крови и мочи, консультация реаниматолога и врача оториноларинголога.
-ингаляционная терапия: ингаляции с физиологическим раствором натрия хлорида по 10 минут через каждые 2 часа.
-противовоспалительная терапия: преднизолон из расчета 2 мг/кг массы тела ребенка в сутки, по 20 мг утром и вечером внутримышечно.
-десенсибилизирующая терапия: димедрол или супрастин по 0,4 мл в/м 2 раза в день.
-спазмолитическая терапия: папаверин 2% раствор по 0,4 мл 2 раза в день.
-парентеральная детоксикация: внутривенно струйно медленно вводится 10% раствор глюкозы 200,0 мл, аскорбиновая кислота 5% -1,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг, 7,5% раствор калия хлорида 20,0 мл, реополиглюкин 200,0 мл, раствор Рингера 200,0 мл.
-контроль за диурезом.
-оральная детоксикация в виде обильного теплого питья в объеме до 1,5 литров в сутки.
-откашливающие средства: отвар травы термопсиса, отвар корня алтея, отвар травы «мать и мачеха», отвар травы подорожника.
Ситуационная задача №3
К врачу медицинского пункта доставлен ребенок 10 месяцев (вес 10 кг), находящейся в тяжелом состоянии.
При опросе матери удалось установить, что ребенок заболел 2 дня назад. Заболевание началось с повышения температуры тела до субфебрильных цифр, небольшого серозного выделения из носа, катарального конъюнктивита.
Затем состояние ребенка ухудшилось, температура тела повысилась до 39,5 градусов, ребенок стал вялый, отказывался от еды, появилась рвота не связанная с приемом пищи и воды, однократно клонико-тонические судороги.
Объективно: при осмотре общее состояние ребенка тяжелое. Вялый, плачет. Температура тела 39,2 градуса. Ребенок лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами.
Отмечается запрокидывание головы назад, выбухание большого родничка, временами возникают судорожные подергивания конечностей. Кожные покровы бледные, сухие. Видимые слизистые чистые, розовые. В зеве умеренная гиперемия задней стенки глотки. В легких выслушивается пуэрильное дыхание, хрипов нет. Перкуторно определяется легочный звук.
При аускультации тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС=138 в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Мочится мало, моча прозрачная, желтого цвета. Стул был один раз за последние два дня оформленный.
Эталоны ответов к задаче №3
1.Выделить ведущий клинический синдром?
Судорожный синдром.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Менингит.
3.Возможные осложнения?
Инфекционно-токсический шок, острая надпочечниковая недостаточность.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-противосудорожная терапия: седуксен 0,5-0,7 мл внутримышечно, если через 10-15 минут судорожный синдром не купируется, то назначается дроперидол в разовой дозе 10 мг/кг массы тела (1,0 мл) внутримышечно.
-дегидратационная терапия: лазикс (2 мг/кг массы тела) 20 мг в/м.
-антипиретическая терапия: 50% раствор анальгина-0,2 мл, 2% раствор папаверина-0,2 мл в/м, физические методы охлаждения (холод на голову, холод на магистральные сосуды, обтирание тела ребенка полуспиртовым раствором, обдувание вентилятором).
-антибактериальная терапия: ампициллин 500 Т ЕД в/м или антибиотики цефалоспоринового ряда.
-срочная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-лечебно-диагностическая люмбальная пункция с последующим посевом ликвора на флору, чуствительность к антибиотикам, на биохимическое исследование. Общий анализ крови, мочи, анализ крови на КЩР, основные электролиты, глюкозу, общий белок, белковые фракции, остаточный азот, креатинин, билирубин.
-консультация врача невропатолога, реаниматолога.
-катетаризация центральной или периферической вены.
-дезинтоксикационная терапия: 20% раствор альбумина 100,0 мл, 10% раствор глюкозы 300,0 мл с 7,5% раствором калия хлорида 10,0 мл, реополиглюкин 200,0 мл, аскорбиновая кислота 5%-2,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг внутривенно капельно в течение суток, под контролем диуреза.
-дегидратационная терапия: лазикс 20 мг в/м 2 раза в день.
-антибактериальная терапия: цефалоспориновые антибиотики, проникающие через гематоэнцефалический барьер по 500 Т ЕД 2 раза в день в/в.
Ситуационная задача №4
На приеме у врача медицинского пункта находится мать с ребенком в возрасте 5 лет с жалобами на возникший у мальчика отек в области лица, вялость, общую слабость, недомогание.
При опросе врачом установлено, что заболевание у ребенка возникло несколько часов назад. Вскоре после употребления в пищу цитрусовых появилась одутловатость лица, которая затем сменилась его отеком. В анамнезе у ребенка отмечается пищевая аллергия.
Объективно:
При осмотре общее состояние ребенка тяжелое. Вялый. На лице определяется ограниченный отек кожи и подкожной клетчатки, который распространяется на губы, веки и щеки. Кожа на месте отека бледная, холодная на ощупь.
Область отека безболезненная при пальпации, зуда кожи нет. При осмотре полости рта и зева слизистая розовая, влажная, не отечная. Голос у ребенка не изменен. В легких дыхание везикулярное, ЧД=24 в минуту. Аускультативно тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС=98 в минуту.
Пульс ритмичный, удовлетворительных качеств. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Физиологические отправления в норме.
Эталоны ответов к ситуационной задаче №4
1.Выделить ведущий клинический синдром?
Острая аллергическая реакция.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Отек Квинке.
3.Возможные осложнения?
Острый отек гортани, асфиксия.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-прекращение поступления возможных аллергенов в организм ребенка.
-введение одного из перечисленных антигистаминных препаратов: димедрол, супрастин, тавегил в разовой дозе 0,5 мл в/м, по возможности в/в.
-противовоспалительная терапия: преднизолон в разовой дозе 1-2 мг/кг массы тела ребенка (20-40 мг).
-препараты кальция: кальция глюконат 0,25 г внутрь однократно.
-внутрь активированный уголь.
-госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-общий анализ крови, мочи, консультация врача оториноларинголога.
-гипоаллергенная диета.
-проведение десенсибилизирующей терапии: преднизолон в разовой дозе 1 мг/кг массы тела 2 раза в день в/м, антигистаминные препараты-димедрол, супрастин, тавегил 0,5 мл 2 раза в день в/м., кальция глюконат 0,25 г 2 раза в день внутрь.
-обильное питье в виде кипяченой воды, минеральной воды, слабого чая.
Ситуационная задача №5
К врачу медицинского пункта доставлен ребенок 3 месяцев (вес 6 кг), находящейся в тяжелом состоянии, с высокой температурой тела, рвотой и судорожными подергиваниями конечностей.
Из анамнезаудалось установить, что мальчик заболел остро. Появились слизистые выделения из носа, чиханье, редкий сухой кашель, беспокойство, которое вскоре сменилось вялостью, заторможенностью, температура тела , повысилась до 39,8 градусов.
На фоне высокой температуры появилась рвота, а затем судорожные подергивания конечностей. Ребенок находится на диспансерном наблюдении у невропатолога по поводу перинатального повреждения центральной нервной системы.
Объективно:
При осмотре общее состояние тяжелое, вялый. Менингиальные симптомы отрицательные. Большой родничок выбухает.Сухожильные рефлексы высокие, очаговой патологической симптоматики со стороны ЦНС нет.
Кожные покровы бледные с мраморным рисунком. В зеве определяется гиперемия задней стенки глотки, дужек. Из носа светлые слизистые выделения. Видимые слизистые оболочки чистые, розовые. В легких дыхание жесткое, хрипов нет, ЧД=66 в минуту.
Аускультативно тоны сердца приглушены, тахикардия до 164 в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень и селезенка не увеличены. Стул был 1 раз в течение суток, оформленный.
Эталоны ответов к ситуационной задаче №5
1.Выделить ведущий клинический синдром?
Нейротоксический синдром.
2.Предварительный диагноз, обоснуйте его?
Острая респираторная вирусная инфекция.
3.Возможные осложнения?
Гипоксическая кома, острая надпочечниковая недостаточность.
4.Ваши действия в условиях МП, их последовательность?
-антипиретики ( 50% раствор анальгина 0,2 мл+2% раствор папаверина 0,2 мл+1% раствор димедрола 0,2 мл в/м), физические методы охлаждения ребенка (холод на голову и крупные сосуды, обтирание тела полуспиртовым раствором, обдувание вентилятором).
-противосудорожная терапия-реланиум или седуксен 0,5% раствор 0,5 мл в/м.
-дегидратационная терапия -лазикс 10 мг в/м.
-детоксикационная терапия-внутривенное медленное введение 10% раствора глюкозы 20,0 мл вместе с 5% раствором аскорбиновой кислоты и 50 мг Ячкокарбоксилазы.
-преднизолон в/м из расчета 2-3 мг/кг массы тела (20 мг).
-теплое питье внутрь в виде минеральной воды, слабого чая, ягодных морсов.
-срочная госпитализация в отделение интенсивной терапии детской больницы в сопровождении врача.
5.Наметьте план обследования и лечения в отделении интенсивной терапии детской больницы.
-лечебно-диагностическая люмбальная пункция с последующим посевом ликвора на флору, чуствительность к антибиотикам, проведением биохимического исследования.
-осмотр врачом-реаниматологом, невропатологом.
-общий анализ крови, мочи, анализ крови на основные электролиты, глюкозу, общий белок и белковые фракции, остаточный азот, креатинин, билирубин.
-катетаризация центральной вены.
-проведение детоксикации с дегидратацией (в/в капельно вводится 20% раствор альбумина 60 мл, 10% раствор глюкозы 200,0 мл, раствор Рингера 200,0 мл с 5% раствором вит.С 2,0 мл, кокарбоксилаза 50 мг, 5% раствор калия хлорида 6,0 мл, лазикс в/в струйно 10 мг, преднизолон по 10 мг 4 раза в день, через 6 часов).
-антипиретики-50% раствор анальнина 0,2мл +2% раствор папаверина 0,2 мл в/м через 4 часа до снижения температуры тела не ниже 37,5 градусов, в сочетании с физическими методами охлаждения.
-почасовой контроль за диурезом.
-антибиотикотерапия-препараты цефалоспоринового ряда в/в 2 раза в день из расчета 100 мг/кг в сутки.
(Visited 5 978 times, 6 visits today)
Источник