Симптомы пневмонии у детей подростков

Симптомы пневмонии у детей подростков thumbnail

…, . .., . 1 . .. ,

 — , , — , , , . , , .

() (, ). , , , , , . , , , .

. . , 40 1000 . , , . 10 1000 /1, 2/. . ( 18- 2–3 /3/), , , , .

( ) 13,1 100 . . (30,4 100 . ), (0,8 100 . ) 10–14 . , .. 15–19 , ( 2,3 100 . ) /4/.

– (), ( ), ( ), .. () ( ). /5, 6, 7/.

, , , . – , (, ), , , , ..

Streptococcus pneumoniae ( 20–60% ); Mycoplasma pneumoniae ( 5–50% ); Chlamydia pneumoniae ( 5–15% ); Chlamydia trachomatis ( 3–10% ); Haemophilus influenzae ( 3–10% ); Enterobacteriaceae (Klebsiella pneumoniae, Escherichia coli .) ( 3–10% ); Staphylococcus aureus ( 3–10% ); Streptococcus pyogenes, Chlamydia psittaci, Coxiella burneti . (). , /7–10/.

, .. . E. oli, K. neumoniae S. aureus . , – .  — , , C. trachomatis, / (), . P. carinii, .

6- 6–7 S. pneumoniae, 60% . . H. influenzae b , 7–10% , , , , .

, S. aureus S. pyogenis, , , , , , 2–3%. , , M. pneumoniae C. pneumoniae. , M. pneumoniae . – . C. pneumoniae, , .

, – . – () , – ; 3 1 . . , , . , , , . , , – .

. S. pneumoniae ( 35–40% ), M. pneumoniae (23–44% ), C. pneumoniae (15–30% ). H. influenzae b , Enterobacteriaceae (K. pneumoniae, E. coli .). S. aureus .

/12/. , – P. carinii Candida, M. avium-intracellare . S. pneumoniae, ,  — ( 1).

1


Candida
(-, )

Candida

Candida, Aspergillus, Fusarium

 — , . . , , . / / .

/ , , , , .

: , , , , . , , / 60 , 50 , 40 , 38 °C /12/.

:

● () ;

● , ;

● ( ).

, , , , , , 50–70% /8, 12, 13/. , , , , ( ) . , , , , .. , 15–25% .

« » . , :

● ;

● ;

● .

, , . 4–5 . / . .

. >10–12·109/ >10% , <3·109/ >25·109/ .

, – – :

● ( >38 °C);

●;

● ;

● >10–12·109/ / >10%.

, . , , . – . .

, , . , 10–40% /14/. 7–10 . , . .

. , , . -, , , . , , .

/15/ :

● «» , / , / ;

● ;

● «», – , ;

● .

. , , .

, .. . , , . , , -, . -, , , , , , ( , ), , α-.

– , , , IgA. , , , , α1- .

.

– ( ), ( , ..).

, .. .

( ). :

● ;

● ;

● ( );

● ( ).

:

● ;

● ;

● 2–3 ;

● , ;

● ( , ), – , (), ;

● ;

● ( , – , .. , , .., ..) .

() , :

● 80 60 ;

● ;

● , (, );

● – ;

● ;

● , .

( , , , ..). , . , ,  — ;  — ,  — ( – ).

/5, 7, 8, 12/. .

/ 36–72 , . : 38 °C / , / ;  — .

, .. .

– ( + ) I–II ( ),  — III–IV (, .) .

, , , , C. trachomatis. (, ) .

, P. carinii. -, -, .

, , – III–IV  — , , ; ( , ). , , .

, , , , ( 2).

2

+ II II III
+

III IV

 

6–7 6–7 3 :

● , ;

● , , ;

● .

 —  — . , + II . ( , ) , 2–3 , . + , , . .

– . , ( 7–10%) , , H. Influenzae. – ,  — . pneumoniae, C. pneumoniae, . , III .

 — ( ) — . , + , , . III IV , .. ; . .

, – , , IV . ( 3).

3

( 6-7 6-7 )

6–7 2 :

● ;

● , , , .

( ) + . , , + . , , , , + II . III IV . – , M. pneumoniae . Pneumoniae ( 4).

4

( 6-7 18 )

III–IV , . , , , , Enterobacteriaceae (K. pneumoniae, E. coli .), S. aureus S. pneumoniae, – (20 1 ) , . , , ,  — .. ( 5).

5

P. carinii
Candida
– 20 /
10–12 / B , 150 / 500 1000 /
(K. pneumoniae, E. coli .)
(S. aureus, epidermidis .)
III IV

+

(-, )

Candida

– 20 /

10–12 / B , 150 / 500 1000 /

Candida, Aspergillus, Fusarium III IV
B , 150 / 500 1000 /

6 , , .

6

,

100–150 . //, /3–4
50–100 /. 12 2–4 6/, /3–4
25–50 /. 12 0,25–0,5 83
+20–40 / ( ). 12 0,5 8 1 ( ) 122–3
+30 / ( ). 12 1 ( ) 8 6/2–3
II
60 /. 12 1–2 8/, /3
50–100 /. 12 0,75–1,5 8/, /3
20–30 /. 12 0,25–0,5 122
III
50–100 /. 12 2 8/, /3
50–75 /. 12 1–2 1/, /1
50–100 /. 12 2 8/, /2–3
IV
100–150 /. 12 1–2 12/3
30–60 /. 12 0,5 6/, /4
30–60 /. 12 1 8/, /3
40 /. 12 1 12/, /3–4
10 //, /3
5 //, /2
15–30 //, /2
5 //, /2
40–50 /. 12 0,25–0,5 64
15 . /. 12 500 . 122
5–8 /. 12 0,25–0,5 122
10 / , 5 / 3–5 . 12 0,5 11
[* 8 *]
5 /. 12 0,5–1 8–122
2,5 /. 12 0,25–0,5 12/2

, , . 6–10 2–3 . 2–3- . , .

. . :

● ;

● , ;

● ;

● , .

/ , 1–2 . ( 500 800 /), 2–3 , . IgG 800 %. , IgG IgM.

. , . , , .

, , . 20–30 /, , 100–120 / .

, . , . 3–7–10 . , , , .

, , . . 40 °C , 2,5% 0,5–1,0 0,5–1,0 , / /. 10%  — 0,2 10 .

, , .

3–5 ( — 7) , , (C. psittaci, Ps. erugenozae, Leptospira, Coxiella burneti), .

, , .

, , , , /16/. , 1–2 .

.

1. / .. .- ., 1999.- . 66–68, 116–120.

2. – 2001 / . . .- ., 2002.- 3.- . 64.

3. : . / .. , .. . – .: , 2000.- 496 .

4. ( 2002 ).- .: , 2003.- 46 .

5. : / .. , .. , .. .- ., 2001.

6. .., .., .. … .- 2001.- . 3.- 4.- . 355–370.

7. : . 2 ./ .. , .. , .. .- .: , 2007.- . 451–168 ( : . ; . 1).

8. / .. .- .: , 2006.- . 187–250.

9. Buckingham S.C. Incidence and etiologies of complicated pneumonic effusion in children 1996–2001// Pediatr. Infect. Dis. J.- 2003.- 22.- 6.- P. 499–504.

10. Juven T., Mertsola J., Waris M. et al. Etiology of -acquired pneumonia in 254 hospitalized children// Pediatr. Infect. Dis. J.- 2000.- 19.- P. 293–296.

11. Henrickson K.J. …Seminars in Pediatric Infection Diseases, 1998.- V. 9.- 3 (July).- P. 217–233.

12. . WHO/ARI/91/20. Geneva: WHO, 1991.

13. .., .., .., .. // .- 2006.- . 3.- 3.- . 38–46; 4.- . 22–31.

14. Gendrel D. Pneumonies communautaires de l`enfant: etiologie et traitement// Arch. Pediatr.- 2002.- V. 9.- 3.- P. 288–289.

15. Guidelines for manadegment of adult  — acquired lower respiratory tract infections. European Study on -acquired Pneumonia (ESOCAP) Committee// Eur. Resp. J.- 1998.- 14.- 986–991.

16. Bush ., Carlsen R.-H., Zach M.S. Growing up with lung disease: the lung in transition to adult life// ERSM- 2002.- P. 189–213.

Источник

Вирусная пневмония считается распространенным детским заболеванием. Это вызвано различными вирусами.

Воспаление распознается быстро, потому что клиническая картина ясна. Однако, если вовремя не диагностировать его, велик риск серьезных осложнений. К счастью, при правильной терапии вероятность отрицательного результата сильно снижается.

Читайте также:  Профилактика внебольничной пневмонии в школе

Отличие от других видов

Пневмония различается по типу возбудителя и бывает: вирусной, бактериальной, грибковой и смешанной.

Проникновение стафилококков, пневмококков и других бактерий в легкие вызывает воспаление. Эта пневмония называется бактериальной пневмонией. Соответственно, легочная инвазия различными вирусами вызывает вирусную пневмонию. Одними из самых популярных вирусов, вызывающих пневмонию, являются грипп A и B, парагрипп и аденовирусы.

Когда острое воспаление вызвано вирусами или бактериями, которые напрямую попадают в легкие, это называется первичной пневмонией. Но обычно болезнь вызывается различными инфекциями и нарушениями в различных системах организма: желудочно-кишечными заболеваниями, нарушениями кровотока, респираторными заболеваниями. Это вторичный патогенез.

Причины

Следующие факторы способствуют заражению вирусной пневмонией:

  • слабый иммунитет;
  • частые переохлаждения;
  • сосудистые заболевания;
  • корь, ВИЧ и различные инфекции;
  • неправильное питание и авитаминоз;
  • короткий период кормления грудью.

Первые признаки и симптомы

Независимо от причины, для всех видов пневмонии характерны одни и те же симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • потеря аппетита;
  • учащенное дыхание;
  • кашель сопровождается отхождением мокроты;
  • Тяжелое дыхание вызывает кашель.

Вирусная пневмония имеет отличительные особенности:

  • болезнь всегда проявляется повышением температуры тела;
  • одышка;
  • У младенцев вирусная пневмония вызывает высокую температуру, вызывающую судороги, а иногда и обмороки;
  • В тяжелых случаях грудная клетка ребенка втягивается при вдохе, тогда как у здоровых малышей она расширяется.

Диагностика

Вирусную пневмонию довольно легко обнаружить. Точные критерии: обнаружение жидкости и химических веществ, а также клеточных элементов в легких со следующими симптомами:

  • возникновение повышения температуры тела до 39,5 градусов более трех дней;
  • кашель с желтой мокротой;
  • повышенный уровень лейкоцитов и нейтрофилов, который можно обнаружить с помощью анализов крови.

Диагностика начинается с медицинского осмотра и собеседования. Затем врач назначает анализы крови и рентген. При вирусной пневмонии на рентгеновском снимке видны темные участки, которые указывают на скопление элементов с кровью и лимфой в легких.

Анализы крови всегда показывают лейкоцитоз. Осматривают носовые пазухи и полость рта для подтверждения анализа. Дополнительно определяется активность вирусоспецифических антител в сыворотке крови.

На основании полученных данных обязательно проводится дифференциальная диагностика, определяющая правильность выбора подходящего лечения.

Вирусную пневмонию можно спутать с:

  • ОСТРЫЕ ИНФЕКЦИИ ВОЗДУШНЫХ ПУТЕЙ. В этом случае также присутствует отравление и жар. Но рентген не показал изменений в легких.
  • Острый бронхит. Симптомы заболевания схожи с пневмонией: высокая температура, кашель. Над легкими появляются хрипы, изменяющие характер кашлевого рефлекса. Воспаление на рентгеновских снимках не видно.
  • Бронхит. На рентгенограммах также не было обнаружено инфильтративно-воспалительных участков.

Дифференциальная диагностика позволит исключить патологии со схожими симптомами.

Лечение

Если у ребенка диагностирована вирусная пневмония, назначается комплексная терапия широкого спектра действия. Лечение маленьких детей требует определенного подхода и применения мер безопасности. В основном это проводится в больнице. Детей с пороками сердечно-сосудистой системы и новорожденных госпитализируют при малейшем подозрении на пневмонию.

Схема лечения следующая:

  1. В случае легкой формы заболеванияврач может назначить лечение дома. Сначала используются противовирусные препараты, вид которых определяется в зависимости от возбудителя. Обычно назначают «Виферон» или «Ремантадин». Курс лечения — не менее недели.
  2. Не забудьте прописать лекарства для снижения температуры. Лучшими считаются «Нурофен» или «Парацетамол». Основное действие этих препаратов — уменьшение симптомов воспаления и лихорадки.
  3. Очень важно вывести токсины из организма. Для этого следует вводить физиологический раствор и вспомогательные средства.
  4. Укрепляется иммунитет и применяются контрмеры. При лечении вирусной пневмонии отличные результаты дают иммуноглобулины и замороженная плазма.
  5. Отхаркивающие препараты способствуют удалению скопившейся в легких мокроты. Это препараты «Лазолван» и «Бронхикум».
  6. Если к вирусному поражению прикреплено бактериальное поражение, в лечебные процедуры добавляют антибиотики. Их подбирают с учетом возраста, иначе они могут спровоцировать ухудшение состояния малыша. Хорошо сочетаются: «Тиена», «Цефазолин» и «Рулид».

Если вовремя начать лечение, прогноз очень благоприятный.

Профилактика

Диагностика и лечение вирусной пневмонии занимает много времени, а иногда и дорого. Конечно, лучше предотвратить развитие болезни, чем долго с ней бороться. Определенные профилактические меры помогут избежать этой ситуации.

Требования, которые необходимо соблюдать:

  1. Нельзя игнорировать прививки.
  2. Соблюдайте правила личной гигиены.
  3. Избегайте контакта с детьми, у которых уже есть вирусная пневмония.
  4. Необходимо укреплять иммунитет: закаливание, прием витаминных комплексов, упражнения.
  5. Используйте противовирусные мази во время эпидемии.

Вирусы имеют высокую скорость распространения, поэтому следует избегать массовых действий во время эпидемии.

Реабилитационные процедуры чрезвычайно важны после успешного лечения. К ним относятся:

  • лечебная гимнастика;
  • массаж;
  • регулярные прогулки;
  • кислородные коктейли.

Эти меры укрепят иммунную систему ребенка и поспособствуют полному выздоровлению. Кроме того, ребенок должен находиться под наблюдением педиатра и осматриваться другими специалистами в течение года. Это исключит риск рецидива.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть телевизионный репортаж о случаях гриппа H1N1. Эта форма гриппа часто вызывает осложнения, в том числе пневмонию:

Справочные материалы (скачать)

Щелкните соответствующий документ, чтобы загрузить его:

Заключение

Вирусная пневмония обычно излечивается в течение 20 дней, если лечение начато своевременно и неукоснительно соблюдаются рекомендации специалистов. Этот вид болезни очень коварен. Патология развивается мягко и со слабой симптоматикой. Но через несколько часов это будет опасно для жизни.Не стесняйтесь обращаться к врачу, даже если вы уверены, что ваш ребенок простудился.

Источник

Пнев­мо­ния у детей — ост­рый инфек­ци­он­но-вос­па­ли­тель­ный про­цесс раз­лич­ной этио­ло­гии. Меха­низ­мы раз­ви­тия забо­ле­ва­ния свя­за­ны с пре­иму­ще­ствен­ным пора­же­ни­ем респи­ра­тор­ных отде­лов легких.

Респи­ра­тор­ны­ми отде­ла­ми лег­ких явля­ют­ся ана­то­ми­че­ские струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ные за тер­ми­наль­ны­ми брон­ха­ми, — респи­ра­тор­ные, аль­вео­ляр­ные ходы и аль­ве­о­лы. Забо­ле­ва­е­мость пнев­мо­ни­ей у детей на пер­вом году жиз­ни состав­ля­ет 15–20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5–6 на 1000 детей.Предрасполагающими фак­то­ра­ми у детей могут быть сле­ду­ю­щие забо­ле­ва­ния: пери­на­таль­ная пато­ло­гия аспи­ра­ции, гипо­тро­фия, врож­ден­ный порок серд­ца с недо­ста­точ­но­стью кро­во­об­ра­ще­ния, имму­но­де­фи­цит­ные состояния.

Читайте также:  Сестринский уход при пневмонии у детей процесс при пневмонии у детей

У более стар­ших детей пред­рас­по­ла­га­ю­щи­ми фак­то­ра­ми явля­ют­ся оча­ги хро­ни­че­ской инфек­ции, пас­сив­ное и актив­ное куре­ние, пере­охла­жде­ние организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бак­те­ри­аль­ные;
  • вирус­ные;
  • мико­плаз­мен­ные;
  • рик­кет­си­оз­ные;
  • гриб­ко­вые;
  • аллер­ги­че­ские;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при инва­зи­ях гельминтами;
  • пнев­мо­нии, воз­ни­ка­ю­щие при воз­дей­ствии физи­че­ских и хими­че­ских факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пнев­мо­кок­ко­вая;
  • фрид­лен­де­ров­ская;
  • сине­гной­ная;
  • гемо­филь­ная;
  • стреп­то­кок­ко­вая;
  • ста­фи­ло­кок­ко­вая;
  • груп­па пнев­мо­ний, вызван­ных про­те­ем и кишеч­ной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • грип­поз­ная пневмония;
  • аде­но­ви­рус­ная пневмония;
  • пара­грип­поз­ная пневмония;
  • респи­ра­тор­но-син­ти­ци­аль­ная пневмония.

В соот­вет­ствии с при­чи­на­ми и меха­низ­ма­ми воз­ник­но­ве­ния раз­ли­ча­ют пер­вич­ные и вто­рич­ные пнев­мо­нии. Послед­ние воз­ни­ка­ют на фоне обостре­ний хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний брон­хо-легоч­ной систе­мы и дру­гих сома­ти­че­ских забо­ле­ва­ний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попа­да­ние сли­зи в лег­кие из верх­них дыха­тель­ных путей — аэро­ген­ный путь;
  • попа­да­ние мик­ро­ор­га­низ­ма в бронхи;
  • раз­ру­ше­ние защит­ных меха­низ­мов дыха­тель­ных путей;
  • гема­то­ген­ный, лим­фо­ген­ный пути рас­про­стра­не­ния инфекции.

При воз­ник­но­ве­нии пнев­мо­нии у детей нару­ша­ют­ся вен­ти­ля­ция лег­ких и газо­об­мен, сни­жа­ет­ся пита­ние мио­кар­да желу­доч­ков. По про­тя­жен­но­сти пора­же­ния пнев­мо­нии могут быть сег­мен­тар­ны­ми, доле­вы­ми, тоталь­ны­ми, одно- и дву­сто­рон­ни­ми. В меха­низ­ме раз­ви­тия пнев­мо­нии боль­шую роль игра­ет гипо­ксия с гипер­кап­ни­ей, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся в резуль­та­те нару­ше­ния как внеш­не­го, легоч­но­го, так и тка­не­во­го дыхания.

Кли­ни­че­ские симп­то­мы пнев­мо­нии зави­сят от вида пнев­мо­нии, вели­чи­ны и рас­про­стра­нен­но­сти про­цес­са. При оча­го­вой пнев­мо­нии (брон­хопнев­мо­нии) про­цесс идет ост­ро или подо­ст­ро и раз­ви­ва­ет­ся на 5–7‑й день остро­го респи­ра­тор­но­го забо­ле­ва­ния в виде его вто­рой волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повы­ше­ние температуры;
  • сла­бость;
  • голов­ная боль;
  • боль в гру­ди или под лопатками;
  • кашель;
  • уси­ле­ние интоксикации.

Над зоной пора­же­ния отме­ча­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, при аускуль­та­ции — брон­хо­фо­ния, ослаб­лен­ное дыха­ние, ино­гда кре­пи­та­ция. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски опре­де­ля­ет­ся уси­ле­ние легоч­но­го рисун­ка меж­ду оча­га­ми вос­па­ле­ния и кор­ня­ми лег­ко­го. В ана­ли­зе кро­ви опре­де­ля­ет­ся ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, повы­ше­ние СОЭ.

Сегментарная пневмония

В слу­чае гема­то­ген­но­го пути рас­про­стра­не­ния пора­жа­ют­ся один или несколь­ко сег­мен­тов лег­ко­го. Обыч­но чаще пора­жа­ют­ся пра­вые сег­мен­ты. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния начи­на­ет­ся ост­ро с повы­ше­ния тем­пе­ра­ту­ры, обыч­но выра­же­ны симп­то­мы инток­си­ка­ции, появ­ля­ют­ся боли в обла­сти груд­ной клет­ки, ино­гда — в живо­те, кашель — ред­кий. Появ­ля­ют­ся симп­то­мы дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти, объ­ек­тив­ные дан­ные выра­же­ны сла­бо. Вто­рич­ная сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся на фоне про­те­ка­ю­щей респи­ра­тор­ной инфек­ции, при этом симп­то­мы инток­си­ка­ции выра­же­ны сла­бо. Сег­мен­тар­ная пнев­мо­ния рент­ге­но­ло­ги­че­ски про­яв­ля­ет­ся в отдель­ных оча­гах, кото­рые сли­ва­ют­ся, а затем захва­ты­ва­ют целый сегмент.

Крупозная пневмония

Вос­па­ли­тель­ный про­цесс захва­ты­ва­ет долю лег­ко­го или его часть и плев­ру. Встре­ча­ет­ся ред­ко. Часто вызы­ва­ет­ся пнев­мо­кок­ком. Нача­ло острое. Забо­ле­ва­ние начи­на­ет­ся с голо­во­кру­же­ния, ухуд­ше­ния само­чув­ствия, рез­кой голов­ной боли. Отме­ча­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра до 40–41 °С, часто боль­ные жалу­ют­ся на озноб. Кашель в пер­вые три дня ред­кий, сухой, затем — с выде­ле­ни­ем ржа­вой мок­ро­ты. Быст­ро появ­ля­ют­ся циа­ноз, одыш­ка. Часто у детей появ­ля­ет­ся абдо­ми­наль­ный син­дром, про­яв­ля­ю­щий­ся боля­ми в обла­сти пуп­ка, метео­риз­мом, рво­той. Раз­ли­ча­ют четы­ре ста­дии в тече­нии кру­поз­ной пневмонии.

При пер­вой ста­дии — ста­дии при­ли­ва, — опре­де­ля­ет­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка с тим­па­ни­че­ским оттен­ком, ослаб­лен­ное дыха­ние, пери­о­ди­че­ски про­слу­ши­ва­ет­ся кре­пи­та­ция. Во вто­рой ста­дии раз­ви­ва­ет­ся гипе­ре­мия лица, часто — на сто­роне пора­же­ния, тяже­лое состо­я­ние. На сто­роне пора­же­ния опре­де­ля­ют­ся уко­ро­че­ние пер­ку­тор­но­го зву­ка, брон­хи­аль­ное дыха­ние, брон­хо­фо­ния. Хри­пы не про­слу­ши­ва­ют­ся. Тре­тья ста­дия раз­ви­ва­ет­ся на 4–7‑й день — уси­ли­ва­ет­ся кашель, тем­пе­ра­ту­ра пада­ет, часто кри­ти­че­ски. Пер­ку­тор­ный звук при­ни­ма­ет тим­па­ни­че­ский отте­нок, появ­ля­ет­ся крепитация.

В чет­вер­той ста­дии — ста­дии раз­ре­ше­ния, — сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, появ­ля­ет­ся частый кашель, появ­ля­ют­ся обиль­ные раз­но­ка­ли­бер­ные хри­пы. На рент­ге­но­грам­мах так­же опре­де­ля­ет­ся ста­дий­ность про­цес­са: в пер­вой ста­дии — уси­ле­ние сосу­ди­сто­го рисун­ка, огра­ни­че­ние подвиж­но­сти диа­фраг­мы; во вто­рой ста­дии появ­ля­ют­ся плот­ные тени, соот­вет­ству­ю­щие долям с вовле­че­ни­ем кор­ня и плев­ры; в тре­тьей и чет­вер­той ста­ди­ях инфиль­тра­ция исче­за­ет постепенно.

При кру­поз­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся рез­кий ней­тро­филь­ный лей­ко­ци­тоз со сдви­гом вле­во, уско­ре­ние СОЭ. Ати­пич­но про­те­ка­ет кру­поз­ная пнев­мо­ния у детей ран­не­го воз­рас­та. Обыч­но нечет­ко выра­же­ны основ­ные симп­то­мы забо­ле­ва­ния. Под вли­я­ни­ем анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии уко­ра­чи­ва­ют­ся ста­дии вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са. В слу­чае нера­ци­о­наль­ной тера­пии воз­ни­ка­ет затяж­ное тече­ние заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интер­сти­ци­аль­ная пнев­мо­ния воз­ни­ка­ет при вирус­ной, мико­плаз­мен­ной, пнев­мо­цист­ной, гриб­ко­вой и ста­фи­ло­кок­ко­вой инфек­ци­ях. Чаще эта пнев­мо­ния реги­стри­ру­ет­ся у недо­но­шен­ных и ново­рож­ден­ных детей, а так­же на фоне дис­тро­фии, имму­но­де­фи­цит­ных состо­я­ний у детей. Забо­ле­ва­ние может сопро­вож­дать­ся выра­жен­ной инток­си­ка­ци­ей, воз­мож­но паде­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния, кро­ме это­го, часто отме­ча­ют­ся изме­не­ния со сто­ро­ны цен­траль­ной нерв­ной систе­мы, а так­же желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та. Отме­ча­ет­ся изну­ри­тель­ный кашель со скуд­ной пени­стой мок­ро­той. При интер­сти­ци­аль­ной пнев­мо­нии отме­ча­ет­ся взду­тие груд­ной клет­ки. Пер­ку­тор­но — тим­па­нит. Про­слу­ши­ва­ют­ся еди­нич­ные кре­пи­ти­ру­ю­щие и сухие хри­пы на фоне ослаб­лен­но­го дыха­ния. Рент­ге­но­ло­ги­че­ски выяв­ля­ют­ся эмфи­зе­ма, пере­брон­хи­аль­ная инфиль­тра­ция, яче­и­стость интер­сти­ци­аль­но-сосу­ди­сто­го рисун­ка. Со сто­ро­ны кро­ви выяв­ля­ет­ся лей­ко­ци­тоз, повы­ше­ние СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диа­гно­сти­ка про­во­дит­ся на осно­ва­нии кли­ни­ко-рент­ге­но­ло­ги­че­ских данных.

Кли­ни­че­ски­ми симп­то­ма­ми являются:

  • тем­пе­ра­тур­ная реакция;
  • при­зна­ки дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти: одыш­ка, циа­ноз, уча­стие в дыха­нии вспо­мо­га­тель­ной мускулатуры;
  • стой­кие аускуль­та­тив­ные и пер­ку­тор­ные откло­не­ния со сто­ро­ны легких;
  • рент­ге­но­ло­ги­че­ски — оча­го­вые, сег­мен­тар­ные, лобар­ные инфиль­тра­тив­ные тени;
  • со сто­ро­ны кро­ви: лей­ко­ци­тоз, ней­тро­фи­лез, повы­ше­ние СОЭ;
  • эффект от про­во­ди­мой этио­ло­ги­че­ской терапии.

Тече­ние пнев­мо­ний у детей зави­сит от этио­ло­гии, воз­рас­та и нали­чия раз­лич­ных сопут­ству­ю­щих забо­ле­ва­ний. Осо­бен­но тяже­ло про­те­ка­ют пнев­мо­нии, вызван­ные гос­пи­таль­ны­ми штам­ма­ми золо­ти­сто­го ста­фи­ло­кок­ка или гра­мот­ри­ца­тель­ны­ми бак­те­ри­я­ми. Тече­ние пнев­мо­ний в этих слу­ча­ях харак­те­ри­зу­ет­ся ран­ним абсце­ди­ро­ва­ни­ем, быст­рым про­ры­вом вос­па­ли­тель­но­го оча­га в плев­ру и воз­ник­но­ве­ни­ем пиоп­нев­мо­то­рак­са с бур­ным тече­ни­ем заболевания.

Читайте также:  Укажите основной признак крупозной пневмонии

В пери­о­де ново­рож­ден­но­сти пнев­мо­ния име­ет серьез­ный про­гноз. Раз­ли­ча­ют при­об­ре­тен­ные и внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии ново­рож­ден­ных. Внут­ри­утроб­ные пнев­мо­нии воз­ни­ка­ют в резуль­та­те инфи­ци­ро­ва­ния пло­да во вре­мя бере­мен­но­сти или аспи­ра­ции инфи­ци­ро­ван­ны­ми око­ло­плод­ны­ми вода­ми, при этом аспи­ра­ция может быть как внут­ри­утроб­ной, так и интра­на­таль­ной. У ново­рож­ден­ных пнев­мо­нии часто сопро­вож­да­ют­ся ате­лек­та­за­ми, а так­же деструк­ци­ей легоч­ной ткани.

Важ­ную роль в раз­ви­тии пнев­мо­нии могут играть пред­рас­по­ло­жен­ность к аллер­ги­че­ско­му воз­дей­ствию внеш­них фак­то­ров и воз­ник­но­ве­ние ката­раль­но­го вос­па­ле­ния сли­зи­стых обо­ло­чек. При дан­ных пнев­мо­ни­ях харак­тер­ным явля­ет­ся при­со­еди­не­ние аст­ма­ти­че­ско­го син­дро­ма. Тече­ние пнев­мо­нии в этих слу­ча­ях при­ни­ма­ет реци­ди­ви­ру­ю­щий харак­тер. У детей, стра­да­ю­щих рахи­том, пнев­мо­ния раз­ви­ва­ет­ся чаще и име­ет затяж­ное тече­ние. У детей с гипо­тро­фи­ей воз­ни­ка­ет чаще в свя­зи со зна­чи­тель­ным сни­же­ни­ем имму­ни­те­та, отме­ча­ет­ся сла­бая выра­жен­ность симп­то­мов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В слу­чае сред­не­тя­же­лых и тяже­лых форм дети под­ле­жат ста­ци­о­нар­но­му лече­нию. Дети пер­во­го года жиз­ни — при любых формах.

Лече­ние пнев­мо­ний про­во­дит­ся ком­плекс­но и состо­ит в:

  • при­ме­не­нии этио­троп­ных средств;
  • окси­ге­но­те­ра­пии при раз­ви­тии дыха­тель­ной недостаточности;
  • назна­че­нии средств, улуч­ша­ю­щих брон­хи­аль­ную проводимость;
  • при­ме­не­нии средств и мето­дов, обес­пе­чи­ва­ю­щих транс­порт кис­ло­ро­да крови;
  • назна­че­нии пре­па­ра­тов, улуч­ша­ю­щих про­цес­сы тка­не­во­го дыхания;
  • исполь­зо­ва­нии средств, улуч­ша­ю­щих обмен­ные про­цес­сы в организме.

Пита­ние ребен­ка долж­но соот­вет­ство­вать воз­рас­ту и потреб­но­стям дет­ско­го орга­низ­ма. Одна­ко в пери­од инток­си­ка­ции пища долж­на быть меха­ни­че­ски и хими­че­ски щадя­щей. В свя­зи с кашлем из раци­о­на исклю­ча­ют­ся про­дук­ты, содер­жа­щие части­цы, кото­рые могут аспи­ри­ро­вать­ся. Назна­ча­ет­ся допол­ни­тель­но жид­кость в виде питья. Для это­го исполь­зу­ют­ся отва­ры шипов­ни­ка, чер­ной смо­ро­ди­ны, соки.

Сра­зу после поступ­ле­ния в ста­ци­о­нар про­из­во­дят­ся забор мок­ро­ты, смы­вы для бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го обсле­до­ва­ния, затем назна­ча­ет­ся этио­троп­ное лече­ние, кото­рое про­во­дят под кон­тро­лем кли­ни­че­ской эффек­тив­но­сти, в после­ду­ю­щем — с уче­том полу­чен­ных резуль­та­тов чув­стви­тель­но­сти мок­ро­ты к анти­био­ти­кам. В слу­чае вне­боль­нич­ной пнев­мо­нии назна­ча­ют­ся мак­ро­ли­ды ново­го поко­ле­ния. В слу­чае вну­т­ри­боль­нич­ных пнев­мо­ний назна­ча­ют цефа­ло­спо­ри­ны вто­ро­го, тре­тье­го поко­ле­ний и анти­био­ти­ки груп­пы резерва.

При пнев­мо­ни­ях у детей, воз­ник­ших в резуль­та­те внут­ри­утроб­ной инфек­ции, назна­ча­ют новое поко­ле­ние мак­ро­ли­дов — спи­ро­ми­цин, рок­сит­ро­ми­цин, ази­т­ро­ми­цин. В слу­чае пнев­мо­нии у детей с имму­но­де­фи­ци­та­ми назна­ча­ют­ся цефа­ло­спо­ри­ны тре­тье­го, чет­вер­то­го поко­ле­ний. При сме­шан­ной инфек­ции, вза­и­мо­дей­ствии воз­бу­ди­те­ля грип­па и ста­фи­ло­кок­ка наря­ду с вве­де­ни­ем анти­био­ти­ков широ­ко­го спек­тра дей­ствия вво­дит­ся про­ти­во­грип­поз­ный у‑глобулин по 3–6 мл.

Анти­био­ти­ки при­ме­ня­ют ком­плекс­но по сле­ду­ю­щей схеме:

  • цефа­ло­спо­ри­ны;
  • цефа­ло­спо­ри­ны плюс аминогликозиды.

Назна­ча­ют­ся муко­ли­ти­че­ская тера­пия, брон­хо­ли­ти­че­ские сред­ства, физио­те­ра­пия, имму­но­кор­ре­ги­ру­ю­щее лече­ние. При скоп­ле­нии сек­ре­та в дыха­тель­ных путях необ­хо­ди­мо уда­лять содер­жи­мое носо­глот­ки, гор­та­ни, круп­ных брон­хов. При выра­жен­ных симп­то­мах дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти при­ме­ня­ет­ся оксигенотерапия.

При при­зна­ках сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти назна­ча­ют сер­деч­ные гли­ко­зи­ды — стро­фан­тин, а так­же суль­фо­кам­фо­ка­ин. При­ме­ня­ют­ся и сред­ства имму­но­те­ра­пии. При лече­нии пнев­мо­нии про­во­дят симп­то­ма­ти­че­скую и посин­дром­ную тера­пии. В пери­о­де выздо­ров­ле­ния боль­шое зна­че­ние име­ют дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, физио­те­ра­пев­ти­че­ские мето­ды лече­ния. Для улуч­ше­ния дре­наж­ной функ­ции брон­хов при­ме­ня­ют­ся сред­ства, спо­соб­ству­ю­щие повы­ше­нию сек­ре­ции мок­ро­ты или ее разжижению.

Отхар­ки­ва­ю­щие средства:

  • Натрия бен­зо­ат
  • Аммо­ния хлорид
  • Калия йодид
  • Бром­гек­син
  • Тер­пин­гид­рат
  • Тер­моп­сис
  • N‑ацетилцистин
  • Мукал­тин
  • Пер­ту­син
  • Корень алтея
  • Лакрич­ный корень
  • Элик­сир грудной
  • Плод ани­са
  • Листья мать-и-маче­хи

При­ме­ня­ют­ся сред­ства, умень­ша­ю­щие спазм брон­хов. К ним отно­сит­ся эуфиллин.

Прогноз

Про­гноз при свое­вре­мен­ном при­ме­не­нии анти­бак­те­ри­аль­ной тера­пии бла­го­при­ят­ный. Выпи­сан­ные из ста­ци­о­на­ра в пери­од кли­ни­че­ско­го выздо­ров­ле­ния берут­ся на дис­пан­сер­ный учет. После выпис­ки из ста­ци­о­на­ра 2–4 неде­ли ребе­нок не дол­жен посе­щать дет­ские учре­жде­ния. Дети до шести меся­цев пер­вый месяц осмат­ри­ва­ют­ся раз в неде­лю, затем — два раза в месяц; с шести до две­на­дца­ти меся­цев — раз в десять дней в тече­ние пер­во­го меся­ца, затем — раз в месяц. После одно­го года до трех лет — раз в пер­вый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осмат­ри­ва­ют­ся ото­ла­рин­го­ло­гом и пуль­мо­но­ло­гом после трех­лет­не­го воз­рас­та — через месяц после выпис­ки из ста­ци­о­на­ра, затем — раз в квар­тал. Опти­маль­ной явля­ет­ся реа­би­ли­та­ция в отде­ле­ни­ях боль­ниц или в сана­то­ри­ях. Режим назна­ча­ет­ся с мак­си­маль­ным исполь­зо­ва­ни­ем све­же­го воз­ду­ха. Назна­ча­ют­ся еже­днев­но дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, ЛФК с посте­пен­ным повы­ше­ни­ем физи­че­ских нагру­зок. Пита­ние долж­но быть раци­о­наль­ным для соот­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та. Меди­ка­мен­тоз­ная реа­би­ли­та­ция осу­ществ­ля­ет­ся по инди­ви­ду­аль­ным пока­за­ни­ям. Сти­му­ли­ру­ю­щая тера­пия про­во­дит­ся повтор­ны­ми 2–3‑недельными кур­са­ми: нук­ле­и­нат натрия, мети­лу­ра­цил, диба­зол, жень­шень, алоэ, настой эле­у­те­ро­кок­ка, вита­ми­ны B этих целях исполь­зу­ет­ся и фито­те­ра­пия. Она при­ме­ня­ет­ся для сана­ции брон­хов и успо­ка­и­ва­ю­ще­го вли­я­ния на цен­траль­ную нерв­ную систе­му: корень алтея, лист мяты переч­ной, тра­ва шал­фея, корень девя­си­ла, мать-и-маче­ха, липо­вый цвет, сос­но­вые поч­ки, чабрец и др. У детей, склон­ных к аллер­ги­че­ским реак­ци­ям, при­ме­ня­ет­ся с боль­шой осто­рож­но­стью. Широ­ко исполь­зу­ет­ся физио­те­ра­пия. При­ме­ня­ют­ся гор­чич­ни­ки, щелоч­ные и фито­ин­га­ля­ции, ком­прес­сы, озо­ке­ри­то­вые аппли­ка­ции на груд­ную клет­ку. Широ­ко при­ме­ня­ет­ся мас­саж груд­ной клет­ки. После пнев­мо­нии реко­мен­ду­ет­ся сана­тор­ное лече­ние в мест­ных сана­то­ри­ях, а так­же на курор­тах Гаг­ра, Наль­чик, Гелен­джик, Новый Афон, Южно­го бере­га Крыма.

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми к сана­тор­но­му лече­нию являются:

  • актив­ность вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са в брон­хо-легоч­ной системе;
  • при­зна­ки аст­ма­ти­че­ско­го состояния;
  • нали­чие «легоч­но­го сердца».

К пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ке отно­сят­ся здо­ро­вый образ жиз­ни роди­те­лей, исклю­ча­ю­щий воз­дей­ствие вред­но­стей на плод во вре­мя бере­мен­но­сти, раци­о­наль­ное вскарм­ли­ва­ние детей, зака­ли­ва­ю­щие процедуры.

 Вто­рич­ная про­фи­лак­ти­ка включает:

  • про­фи­лак­ти­ку и лече­ние ОРВИ;
  • ран­нюю гос­пи­та­ли­за­цию боль­ных пнев­мо­ни­ей детей с отя­го­щен­ным пре­мор­бид­ным фоном;
  • свое­вре­мен­ное лече­ние гипо­тро­фии, рахи­та, имму­но­де­фи­цит­ных состояний;
  • сана­цию хро­ни­че­ских оча­гов инфекции.

Источ­ник: Здо­ро­вье ребенка

Источник