Сестринский уход при пневмонии алгоритм

Сестринский уход при пневмонии алгоритм thumbnail

Пневмония – воспаление легочной ткани. Большинство ее видов поддаются терапии только в больничных условиях. План лечения пациента разрабатывается врачом, а сестринский уход при пневмонии помогает его реализовать.

Виды пневмонии, требующие сестринского ухода

Сестринский процесс при пневмонии необходим в случае ее возникновения в детском и пожилом возрасте, при появлении осложнений, тяжелой форме ее протекания, наличии сопутствующих болезней. Необходимость ухода медицинской сестры, в зависимости от формы пневмонии:

  • очаговая – воспаление участка площадью не более 1 см у ребенка младше 5 лет;
  • очагово-сливная – присутствие нескольких очагов поражения;
  • долевая – распространение воспаления на весь орган;
  • острая – необходимо срочное помещение в реанимацию.

Виды пневмонии

Основные этапы ухода за больными

Поэтапный уход обеспечивает контроль здоровья пациента. Каждый этап сестринского процесса при пневмонии состоит из определенных мер диагностики, способов лечения, и других манипуляций.

Обследование пациента

На данном этапе пациенту оказывается первая сестринская поддержка, происходит знакомство. Больной осведомляется о местоположении туалета, столовой, комнат врачей, и о возможности экстренного вызова специалиста. При размещении в палате пациент должен подписать лист с согласием на медицинское обследование и лечение, в котором прописаны все обязательства обеих сторон.

Обследование начинается со сбора анамнеза и жалоб. Сестра должна выяснить следующую информацию у пациента:Обследование начинается со сбора анамнеза

  • наличие хронических заболеваний – особое влияние на течение пневмонии оказывают туберкулез, гепатиты, сифилис, ВИЧ-инфекция;
  • медикаментозное лечение в настоящее время;
  • необходимость регулярного приема лекарств – для поддержания самочувствия при сахарном диабете, нарушении давления и т. д.;
  • наличие аллергии;
  • злоупотребление вредными привычками;
  • нарушение сна или стула;
  • боязнь крови;
  • повышенная светочувствительность.

По окончании беседы сестрой устанавливается диагноз, включающий в себя сопутствующие болезни и симптомы пневмонии. Указываются и индивидуальные особенности пациента, которые могут повлиять на дальнейшее лечение – частые мигрени, присутствие аллергии, повышенная нервная возбудимость.

Симптомы пневмонии, определяемые во время обследования медицинской сестрой:

  • лихорадочное состояние;
  • высокая температура тела;
  • кашель, отхождение темной мокроты;
  • учащение пульса;
  • неравномерное дыхание;
  • общая слабость и недомогание;
  • болезненные ощущения в грудной клетке.

По результатам обследования сестрой, предыдущим анализам и прочим жалобам пациента врачом устанавливается тяжесть заболевания и особенности его протекания.

Оценка выявленных проблем

Кислородный ингалятор для облегчения дыхания при пневмонии

Кислородный ингалятор для облегчения дыхания при пневмонии

Следующий этап основывается на информации, полученной сестрой при диагностике пациента. Для улучшения его состояния при пневмонии назначается симптоматическое лечение. Оно включает в себя применение обезболивающих, жаропонижающих, мочегонных препаратов. При сильной одышке путем сестринского вмешательства устанавливается специальный кислородный ингалятор, облегчающий дыхание.

Примерный терапевтический курс определяется по установленному первичному диагнозу. Более точный вид болезни выявляется при проведении диагностических исследований. На данном этапе сестра определяет сопутствующие заболевания или симптомы, требующие дополнительной терапии. Пневмония может сопровождаться следующими осложнениями:

  • интоксикация – проявляется головокружением, нарушением пищеварения, тошнотой, рвотой;
  • дыхательная недостаточность – тахикардия, сильная боль в грудной клетке, одышка;
  • расстройства неврологического характера – повышенная тревожность, нарушение сна, страх перед болезнью.

Пневмония может сопровождаться тахикардией

Пневмония может сопровождаться тахикардией

При отсутствии терапии данных болезней и симптомов могут возникнуть осложнения, приводящие к хронической форме заболевания. В некоторых случаях при отсутствии врачебного и сестринского вмешательства возможно появление сердечно-сосудистой и легочной недостаточности, панических атак, нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

Составление и реализация плана терапии

Медикаментозное лечение пневмонии

Медикаментозное лечение пневмонии

После проведения первых двух этапов сестринского вмешательства при пневмонии окончательно определяется курс лечения. Больному рекомендуется соблюдать постельный режим, находиться в состоянии покоя, принимать назначенные препараты. Терапия направлена на снижение температуры, устранение кашля, снятие болевых ощущений. Если кашель сухой, то назначаются средства для улучшения отхождения мокроты.

Сестринское ассистирование может помочь при затруднении самостоятельного отхаркивания. Для этого используются специальные шпатели или баллончики. Сестра обязана оказать помощь и при других проблемах – при нарушении стула она устанавливает клизму, а при воспалении кожных покровов осуществляет втирания. При необходимости вводятся дополнительные препараты для улучшения самочувствия.

Питание при пневмонии корректируется медицинским персоналом и сестрой – пациенту предлагают блюда с большим количеством молочных продуктов, овощей и фруктов. Такая диета укрепляет иммунитет и способствует выздоровлению. При интоксикации она строго ограничена и представляет собой прием жидких супов и безмолочных каш, морсов и травяных отваров. В тяжелом случае назначается голодание – сестра поддерживает организм за счет внутривенного вливания питательных растворов.

Читайте также:  Слизь в легких при пневмонии

Сестринская помощь пациенту на данном этапе:

Контроль положения пациента при пневмонии

Контроль положения пациента при пневмонии

  • поддержание климата и чистоты в палате;
  • сообщение о начале медицинских процедур;
  • контроль положения пациента – его нужно периодически переворачивать;
  • своевременная чистка медицинских приборов личного пользования;
  • стимулирование активности пациента соответственно возрасту и степени тяжести болезни;
  • обучение больного правильному дыханию;
  • проведение гигиенических процедур или напоминание об их необходимости.

Анализ эффективности терапии

Скорость выздоровления определяется активностью медицинской сестры и правильностью подобранного лечения. При соблюдении всех условий пневмония отступает через 2 недели после начала терапии в больничных условиях. При отсутствии улучшений лечебный курс корректируется врачом – изменяется дозировка препаратов, питание, частота и вид физиотерапии. Сестринская помощь заключается только в уходе за пациентом и контроле за прохождением процедур.

Лечение пневмонии не редко зависит от сестринской поддержки

Лечение пневмонии не редко зависит от сестринской поддержки

Нередко эффективность лечения пневмонии зависит от сестринской поддержки. При установлении доверия пациенты могут жаловаться на ухудшение самочувствия именно ей, врачам об этом часто ничего не говорят. Чаще всего сестре поступают жалобы на отсутствие эффекта от терапии, появление запоров, одышки, непрекращающуюся боль в груди.

При полном выздоровлении пациент выписывается. Для предотвращения возникновения рецидива пневмонии рекомендуется проходить регулярные обследования в течение года. Дополнительно для поддержания восстановительного процесса врач может назначить курс иммуностимулирующих препаратов и витаминных комплексов, рекомендовать изменение образа жизни – следует отказаться от вредных привычек, регулярно выполнять гимнастику. Хороший эффект окажет периодическое санаторно-курортное лечение.

Обязанности медсестры

Медицинская сестра ежедневно должна выполнять следующие обязанности:

Медсестра собирает биоматериала для диагностики пневмонии

Медсестра собирает биоматериал для диагностики пневмонии

  • проверка состояния пациента, знакомство с больничным распорядком при его поступлении;
  • осуществлять контроль санитарного состояния больничных палат, регулярной уборки и проветривания;
  • сбор биоматериала для диагностики (кал, моча, кровь);
  • смена постельного белья по мере необходимости;
  • измерение температуры тела, пульса, дыхания, количества мокроты пациента, занесение данных в больничный лист;
  • информирование врача о состоянии больных;
  • транспортировка пациентов до процедурных или диагностических кабинетов;
  • раздача медикаментов;
  • проведение некоторых медицинских процедур – постановка уколов, горчичников, банок, клизм;
  • ведение учета выдачи лекарственных препаратов и дежурств;
  • оказание экстренной доврачебной помощи.

У детей пневмония протекает более тяжело, поэтому маленьким пациентам необходим особый уход. Наибольшее внимание медицинской сестре следует оказывать младенцам и детям младше трех лет. Такая сестринская помощь заключается в следующих рекомендациях для родителей:

Следить за личной гигиеной ребенка

Следить за личной гигиеной ребенка

  • чаще брать ребенка на руки;
  • кормить большим количеством фруктов;
  • не кормить младенца насильно;
  • не пеленать туго;
  • следить за гигиеной ребенка.

Медицинская сестра предупреждает взрослых о возможных побочных эффектах терапии, проводит профилактику вздутия живота. Многие молодые родители негативно относятся к большому количеству лекарств в младенческом возрасте – в этом случае сестринская помощь заключается в убеждении в правильности и необходимости приема медикаментов для лечения пневмонии.

Лечебная дыхательная гимнастика

С ее помощью улучшаются газообменные процессы в легких, местное кровообращение, восстанавливаются функции капилляров. Это снимает одышку при пневмонии, улучшает работу органов дыхания, укрепляет местную мускулатуру и расслабляет мышцы туловища. Проведение такой гимнастики под контролем сестринской поддержки ускоряет процесс выздоровления. Упражнения имеют некоторые противопоказания:

  • высокая температура;
  • лихорадка;
  • интоксикация;
  • сердечная недостаточность;
  • сильная слабость;
  • присутствие ВИЧ-инфекции;
  • онкологические болезни.

Как правило, медицинская сестра рекомендует ее выполнение пациентам при начале выздоровления. Она осуществляет контроль за частотой и правильностью ее проведения. Упражнения следует делать сидя или лежа на кровати, не торопясь. Сестринское вмешательство в это время заключается в контроле пульса – он не должен повышаться.

Дыхательную гимнастику при пневмонии нужно выполнять трижды в день по 10–15 минут. В процессе выздоровления сестра может добавить ходьбу во время дыхания – тогда продолжительность упражнений возрастает до 20–30 минут.

Основные упражнения:

  • очищающее дыхание – глубокий вдох задерживается на несколько секунд, затем воздух через рот выталкивается короткими толчками;
  • с плотно сжатыми губами – глубокий вдох носом, выдох ртом через несколько секунд, губы при этом не разжимать;
  • произношение звуков – выполняется так же, как очищающее дыхание, но при выдохе необходимо произносить короткие звуки.

Лечебная дыхательная гимнастика

Каждое упражнение нужно повторять по 8–10 раз.

Читайте также:  Что повышается при пневмонии в крови

Видео по теме: Пневмония

Источник

, . , . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

[ ]

ƻ

:

496

:

2016

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2.

2.1

2.2

. 1,5 . 5 75 . ( – 15-30%).

, . 15% 5 . . , . , . , , , . , . , .

, , . , .

1.

1.1

– , – ( ) . – , .

, , (, ), .. , ; — . ().

– , . . :

1. . , , – , . , , . 72 .

2. . , , .

3. , , , .

4. , . .

5. , .

, , , .

1.2

.

.

. (30-60%) (15-18%), (). – (10-20%), ( 30 %) 5 25 ; (2-10 %), ( 10 %). ( 70 % ) , . – , ( , ), , .

:

;

– , ;

– ? : () – , , , ;

– ;

– , ;

– , , ;

– – (, , );

– , ;

, , – , , , – ? , .

:

,

– ,

, , .

, , , E.coli,

— ,

– ( ).

– ( ), 1/3 – 7 % – . , .

, , :

1. . , .

2. . , .

3. . , , , .

4. . .

:

1. – Streptococcus pneumonia, Staphylococcusaureus, Mycoplasmapneumonia, Haemophilusinfluenza, Chlamydiapneumonia.

2. – , , , , – . , , , , -.

3. – Candidaalbicans, Aspergillus, Pneumocystisjiroveci.

4. , .

5. , .

6. – – .

1.4

. – . 2-3 .

.

, ( ) . .

:

;

;

(, -, “” ..);

;

( , , , );

( ).

:

;

;

;

;

;

;

herpes labialis;

, ();

;

;

;

(, , , )

. , , . – . , – , , . , – .

(, ) , .

, .

() . . , , . , . , .

, . . . ( 30-40 ), , , . , . .

,

() , , , 39 . continua . , , . , .

, , , . , , 38,0-38,5, 1-3 – . .

, , ( ), ( ) , , ( ), , — , . .

. ..

, . .

( ), ( ).

, .

() . , . , , 6-7 , — 4-5 , , , . .

, . , , . , . . , . ( ) ( . , , . , , . . , — , — . , . .

. . , ( ) , . , , , , . , . .

, , , , (-, -) – , , . , , .

. , . . , , . .

( 2-4 ) — , ( , , ).

. , . ( ) VII . , , . . .

. .

. ( , ) . , . , .

. , 3 :

;

;

.

, .

( ) , . 12 3 . , ( ). .

, . .

( ) ( ) . , , . – 2 6 .

. ( ) .

1.5

() . , , .

:

: , . , . , , . , , ( ) .

, , .

: , , .

( , ) , .

.

: , . , : , , ().

:

: – , (, );

( ) ;

, , ;

;

, , -;

;

(-, ) . .

:

;

– ;

– ( ).

1.6

, , , . . , . – , , .. . ( , ..). . . – , , , . – .

1.7

, ?

1. .

2. .

3. .

4. . .

5. .

6. .

7. .

8. .

9. , , .

10. , , , .

1.8

, , 2, 3 4 :

> ;

> > ;

> > > .

. () , , , .

– , .

() ( ) .

: , , , , , , .

, , , (, , , – , ).

, , , (, , ). “” ( ), “” ( ), “” ( ).

2.

– , , .

– .

:

1) .

2) .

3) .

4) .

5) .

. .

:

1) , .

2) .

:

1) .

2) .

.

1, . – , 49 , : / . .

:

. , 38,5 , . , , . , , .

: .

:

1. – ( )

2. – .

3. – .

4. – .

5. – 182 ; 75 ; – 22.

: – 82, – 130/80, – 22 93%.

6. : 37, 5 .

7.: – ; .

() – ;

– ; – ;

– .

8.: – .

– .

9.: .

– , , .

– , .

– .

, .

10. – .

11. :

;

;

– .

, , 22 .

12.- :

– ; – 82 ();

– ;

– ;

– 130/80 ;

– .

13. :

– ;

– ;

– ;

;

– , ;

;

;

, , .

14. :

;

– , , 8 ;

1,5 . . – . 1 . – . – .

15. : – : , , . , – . – . , – .

.

, , :

1. ():

1) , – .

2) – , .

3) – .

4) – .

5) , – .

2.:

1) .

2) .

3) .

4) (, , ).

5) -.

6) – .

7) .

:

1) – .

3) – .

, . 1

: – .

: , .

1. . , .

2. .

.

3. .

5. ( , ..)

6. , , , , SpO2.

. .

, .

– , . . () . .

. .

.

: , , .

: – .

: . .

1. .

2. 😕

– .

– .

– .

3. 2 .

4. .

5. .

6. , (, ).

.

.

. .

.

: , .

:

1: sol. Euphyllini 120 mg+ sol. NatriiChoridi 500,0 ml /: / .

:

. , 1: – .

: . , , , , , . , .

:

: , , .

– :, , , , , .

: .

: , ,

: , , , . /, .

/ : , , .

. 3 . .

2: 2,0 ml + sol. NatriiChoridi 200,0 ml

/: / .

, 2: .

: , .. Streptococcus pneumoniae, .

: : ,

: , , …

: .

: , , , , , , , , , , .

: / / ( ).

3: 0,5 x 2 /

/: .

:

, 3: .

: : Streptococcus spp., Staphylococcus spp., Listeria monocytogenes, Corynebacterium spp.; : Helicobacter pylori, Haemophilus influenzae, Haemophilus ducreyi, Moraxella catarrhalis, Bordetella pertussis, Neisseria gonorrhoeae, Neisseria meningitidis, Borrelia burgdorferi; : Eubacterium spp., Peptococcus spp., Propionibacterium spp., Clostridium perfringens, Bacteroides melaninogenicus; : Legionella pneumophila, Chlamydia trachomatis, Chlamydophila pneumoniae, Ureaplasma urealyticum, Mycoplasma pneumoniae.

:

: .

: , , , ; .

: , .

: ( ).

/ : / , .

4: 0,2 x 3 /

/: .

:

, 4:

: , .

:

: , , , , ;

: , ;

: , .

: , .

5: 1,0 x 3 /

/: .

:

, 4: .

: .

: .

6: 3,0 /

:

830 – : 0,2., 1,0., 0,5

1300- : 120 mg + sol. Natrii Chloridi 500ml

2,0 + sol. Natrii Chloridi 200ml

1630- : 1,0.

1900- : 0,5 ., 1,0.

. .

, , . , , , , , . .

, – , , , .

, , . , , , , . , .

.

, , , , . .

, . , : , , , , .

, .

1. ., .. – , 8-, — , 2012 .

2. .. , 4-, — , 2014 .

3. .. , 5-, — , 2013 .

4. ., .. , 2-, . . , 2012 .

:

1. https://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs331/ru/

2. https://www.takzdorovo.ru/profilaktika/zabolevaniya/o-chem-govorit-kashel/

3. https://www.medicalj.ru/diseases/otorhinolaryngology/579-pnevmoniya-simptomy-lechenie

4. https://www.polismed.com/articles-pnevmonija-prichiny-simptomy-sovremennaja-diagnostika-i-ehffektivnoe-lechenie.html

5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/23800/

6. https://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=936

7. https://bezboleznej.ru/pnevmoniya

?

, , .

.

:

;

.

;

, ;

– .

?

.

, . , . , , .

, , , . . . , , .

– , , . . .

. , . . , .

, , .

, , . . , .

. 80 120 . :

() , 500 800 ;

, ;

1 , , 75 ;

1 – , , , ;

1 , 70 ;

– , ;

, , 25 75%;

, ( ).

, . , .

: – ;

  • , , , . , . .

    [2,2 M], 07.03.2013

  • , , . , . . .

    [6,4 M], 10.07.2015

  • , , , . . . .

    [34,4 K], 10.06.2019

  • , , , . , . ; .

    [224,0 K], 06.02.2014

  • . . . . : , , .

    [814,6 K], 08.10.2013

          • ?

          , , ..
          PPT, PPTX PDF- .
          .

          Источник

          1 этап. Сбор информации

          – Субъективные методы обследования:

          Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке,одышка.

          История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

          – Объективные методы обследования:

          Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.

          Читайте также:  Во время одной из поездок он заболел жестокой пневмонией

          При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

          Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови – нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ;

          Рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

          2 этап. Выявление проблем больного. У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

          Существующие проблемы: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

          Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

          Цели:

          · Краткосрочная – не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений, уменьшить выраженность одышки в течение недели.

          · Долгосрочная – устранить симптомы болезни к моменту выписки.

          3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает: организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию. Независимые вмешательства: активное посещение больного до полного выздоровления, наблюдение за реакцией ребенка на лечение,  динамическое наблюдение и оценка общего состояния пациента: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания, обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции, консультирование и его родителей относительно его здоровья, проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.

          Сестринский процесс при пневмонии

          План ухода:

          1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима

          Реализация ухода:

          Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родственниками о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родственникам о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день.

          Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты

          3. Обеспечивать организацию и контроль над питанием

          Сестринский уход при пневмонии алгоритм

          4. Реализация ухода:

          Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом о питании; рекомендовать употребление продуктов с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи.

          Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей

          4. Организация досуга

          Реализация ухода:

          Независимое вмешательство: Рекомендовать родственникам принести любимые книги, газеты и др.

          Мотивация: Создание условий для соблюдения режима.

          5. Создание комфортных условий в палате

          Реализация ухода:

          Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате

          Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне.

          6. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи. Реализация ухода:

          Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; рекомендовать принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.

          Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым

          7. Выполнять назначения врача

          Реализация ухода:

          Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии

          Независимые вмешательства: Объяснить пациенту про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры.

          Мотивация: Этиотропное лечение.

          Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечениеРеализация ухода:Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачуМотивация:Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
          5 этап. Оценка эффективности ухода

          При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

          Источник