Сестринский уход при хроническом отите
Острый отит– это острое воспаление среднего уха.
Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний период. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).
Возбудители заболевания:
– гемолитический стрептококк группы А;
– золотистый стафилококк;
– пневмококки;
– вирусы.
Предрасполагающие факторы развития отита:
– особенности анатомического строения барабанной полости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: барабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;
– снижение иммунитета;
– переохлаждение;
– хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспаление придаточных пазух носа и др.).
Выделяют 2 стадии острого отита:
1. Острый неперфоративный отит.
2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфорацией барабанной перепонки и гноетечением из барабанной полости).
Основные клинические проявления отита:
– общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;
– субфебрильная лихорадка;
– типичный характер боли – покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;
– резкая боль при надавливании на козелок уха;
– понижение слуха;
– при осложненном течении происходит перфорация барабанной перепонки и выделение патологического содержимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);
При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение большого родничка и пр.).
Прогноз.
В большинстве случаев прогноз благоприятный.
Основные принципы лечения отитов:
1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.
2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложненном течении отита).
3. Местное применение обезболивающих и противовоспалительных средств: – с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);
– сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, нафтизин, отривин;
– тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.
4. Физиотерапия: УФО, УВЧ.
Профилактика.
1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.
2. Своевременно санировать полость носа.
3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.
4. Избегать переохлаждений.
5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.
Сестринский уход при остром рините и остром отите.
Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента: –нарушение дыхания;
– резкая, нестерпимая боль в ухе;
– нарушение формулы сна;
– нарушение сосания, глотания;
– дискомфорт, связанный с заболеванием;
– риск развития осложнений;
– страх перед манипуляциями и др.
Сестринское вмешательство:
1. Создать обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:
2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физиологическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теплым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтением книг, спокойными играми.
4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж рефлексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
5. При повторяющихся отитах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами – педиатром и отоларингологом.
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.
Ангина– это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.
Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).
Возбудители заболевания:
– (3-гемолитический стрептококк группы А;
– золотистый стафилококк;
– вирусы;
– грибы.
Источники инфекции:
1. больные ангиной;
2. бактерионосители.
Пути передачи инфекции:
– воздушно-капельный;
– контактно-бытовой;
– алиментарный.
Факторы риска развития ангины:
– переохлаждение;
– хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);
– снижение иммунитета;
– хроническая тонзиллярная инфекция в семье.
Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.
Различают следующие виды ангин:
Катаральная:воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.
Фолликулярная ангина:воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.
Лакунарная ангина;миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.
Флегмонозная ангина: воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).
Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.
Основные клинические проявления ангины:
1. общие симптомы интоксикации:высокая лихорадка, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких детей);
2. боль при глотании,усиление саливации, неприятный запах изо рта;
3. местные симптомы:отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);
4. регионарный лимфаденит(подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.
Осложнения.
Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.
Основные принципы лечения ангины.
1. Постельный режим на 5-7 дней.
2. Обильное теплое питье.
3. Противомикробная терапия:
4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.
5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, панадол и пр.
6. Антигистаминные средства.
7. Витаминотерапия.
Профилактика.
1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.
1. Рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков.
2. Закаливание организма, регулярные дозированные физические нагрузки.
3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.
Сестринский уход при ангинах.
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
– нарушение аппетита:
– нарушение глотания из-за болей в горле;
– дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
– нарушение формулы сна;
– высокий риск развития осложнений;
– неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
– страх перед манипуляциями и др.
Сестринское вмешательство.
1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.
2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.
4. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).
5. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:
6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.
7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника .
8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.
Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами – педиатром, кардиологом, отоларингологом, стоматологом.
Рекомендуемые страницы:
Источник
Уход за больными этой категории имеет свои особенности и требует специальных навыков. Медицинская сестра, работающая в ЛОР – отделении, должна владеть методами отоскопии, т. е. уметь пользоваться лобным рефлектором и манипулировать в наружном слуховом проходе.
Основными местными лечебными мероприятиями при воспалительных заболеваниях органа слуха являются: туалет наружного слухового прохода, введение в него капель, турунд, мазей.
Туалет наружного слухового прохода – это тщательная, но щадящая чистка его от патологического содержимого: гноя, слизи, крови и т. д. Для очистки слухового прохода используют специальный ушной зонд с нарезкой на рабочем конце.
Рабочая часть ушного зонда должна быть стерильной. Для туалета наружного слухового прохода на рабочую часть зонда накручивают небольшой кусочек стерильной гигроскопической ваты таким образом, чтобы конец зонда был прикрыт мягкой ватной подушечкой.
Под контролем зрения такой подушечкой из слухового прохода удаляют все патологическое содержимое. Необходимо помнить, что введение лекарственных веществ эффективно только после тщательного туалета уха.
У грудных детей туалет наружного слухового прохода производится с помощью ватных фитильков, для чего комочек стерильной ваты свертывается в довольно плотный столбик с мягкой кисточкой на конце. Фитилек, слегка смоченный вазелиновым маслом, легкими вращательными движениями вводят в слуховой проход до барабанной перепонки и собирают содержимое слухового прохода.
Способы очистки уха. Во многих случаях перед осмотром барабанной перепонки необходимо очистить наружный слуховой проход от серы, гноя или корок. Очистка наружного слухового прохода является одним из элементов лечения уха; она может быть произведена влажным и сухим способом.
Влажный способ очистки (промывание уха) производится в тех случаях хронического гнойного воспаления среднего уха, когда гноетечение настолько обильно, что удаление гноя путем высушивания ватой не может быть полным (в руках больного) или отнимает много времени у лечащего персонала.
Промывание уха можно произвести при помощи 100 граммового ушного шприца или с помощью обыкновенного резинового баллона.
Резиновые баллоны бывают двух видов: сплошь резиновые с толстым наконечником, который трудно ввести в отверстие слухового прохода, и с костным наконечником, более пригодные для этой цели.
Во избежание случайного ранения стенок наружного слухового прохода на костяной наконечник следует надеть тоненькую, на конце косо срезанную резиновую трубочку длиной 3 — 4 см.
Ухо промывают теплыми дезинфицирующими растворами, чаще 3% раствором борной кислоты.
Больной сам придерживает почкообразный лоток, плотно прижимая его к боковой поверхности шеи.
Для лучшего выпрямления слухового прохода ушную раковину у взрослых оттягивают левой рукой кзади и кверху, правой же рукой резиновый конец баллона вводят в ухо больного, но не глубже 1 см.
Струя теплой воды отдельными порциями с умеренной силой направляется вдоль задней стенки слухового прохода.
Наполняя резиновый баллон жидкостью, следует путем выжимания убедиться в том, что в нем нет воздуха; в противном случае пузырьки воздуха, смешиваясь с водой, вызывают при промывании шум, неприятный для больного.
После промывания голову больного наклоняют набок, чтобы дать вытечь воде из уха.
Остатки воды из глубины слухового прохода удаляют вагой, навернутой на зонд.
Сухой способ лечения гнойных воспалений среднего уха с помощью введения ушных тампонов имеет целью дренировать среднее ухо и является в некоторых случаях одним из лучших способов лечения гнойных отитов. Он может применяться также и после промываний или закапывания капель в ухо, но в этих случаях перед введением тампона необходимо высушивать слуховой проход.
Введение ушных тампонов производят следующим образом.
Для выпрямления и расширения слухового прохода левой рукой оттягивают ушную раковину кзади и кверху. Захватив коленчатым пинцетом конец ушного тампона, который представляет собой узкую марлевую специально сложенную полоску длиной не более 5 см, осторожно продвигают его вдоль слухового прохода на глубину не более 2,5 см.
Вынув пинцет, опять захватывают марлевый тампон, на 1 — 1,5 см отступя от его конца, и осторожно продвигают до соприкосновения с барабанной перепонкой.
Слуховой проход следует выполнять ушным тампоном рыхло, чтобы он не вызвал задержки гноя в глубине. Ушные тампоны меняют 5 — 6 раз в день при обильном гноетечении или 1 — 2 раза в день при более скудном. Все приемы ухода за ухом должны выполняться нежно, с соблюдением самой строгой асептики, иначе возможно развитие осложнений (например, среднего отита).
В результате изучения предмета происхождения заболевании среднего уха, были сделаны выводы, что большое внимание должно уделяться выбору правильных методов диагностики заболевания, четкому подходу среднего медицинского персонала к наблюдению и уходу за пациентом с наличием какого-либо заболевания среднего уха из вышеперечисленных. Что существенно сократит возникновение у пациентов осложнений и патологических необратимых процессов, например, развитие тугоухости.
Особого внимания медицинского персонала требуют больные с обострением хронического гнойного среднего отита.
Сестра должна внимательно следить за состоянием больного в течение дня и ночи, так как клинические проявления внутричерепных осложнений могут развиться внезапно в течение нескольких часов.
Своевременное применение комплекса терапевтических мероприятий с включением физиотерапии, как правило, ведет к купированию воспалительного процесса и предупреждает переход катарального отита в гнойный перфоративный, т. е. исключает развитие в полостях среднего уха гнойного воспаления с разрушением части барабанной перепонки.
При развитии гнойного перфоративного отита, кроме приведенных лечебных мероприятий, большое значение приобретает тщательная очистка слухового прохода от патологических выделений.
Источник
Этап сестринского процесса – сбор информации.
Головокружение создает у пациента иллюзию, что его тело или окружающие предметы кружатся или падают. Часто больные жалуются на головокружение, подразумевая ощущение измененной пространственной ориентации, например, неустойчивость, потерю равновесия или легкость в голове. При сборе анамнеза важно отличать чувство общей неустойчивости от ощущения вращения. Например, если пожилой пациент быстро встанет, он может почувствовать головокружение по причине ортостатического перераспределения крови, а не вследствие болезни вестибулярной системы. Головокружение обычно указывает на заболевание вестибулярного аппарата. Ощущение опрокидывания или падения может носить изначально вестибулярный характер.
Если подозревается заболевание, связанное с дисфункцией ЦНС, нужно спросить пациента, страдает ли он головными болями, и наблюдаются ли у него зрительные, сенсорные или моторные нарушения. Приступы, сопровождающиеся падением, или глубокие обмороки с нарушением нормального процесса мышления, подсказывают, что происхождение заболевания носит центральный (мозговой) характер. Пациент с поражением центральной нервной системы также может рассказать о развитии головокружения при внезапной вспышке света или быстрой смене окружающей обстановке. У пациентов старшего возраста с гипертонической болезнью причиной головокружения могут быть преходящие нарушения мозгового кровообращения.
Необходимо знать подробную историю приема пациентом лекарств. Головокружение обычно вызывают нейролептики и гипотензивные средства. Нерегулярный пульс, слабость, усталость или затруднение мышления в комбинации с приступами головокружения и сильной головной болью, а также пониженное давление – могут стать причиной предобморочного головокружения. На неспецифическое головокружение обычно жалуются пациенты с гиповолемией.
Возникновение чувства тревоги объясняется сведениями из анамнеза болезни. Такие пациенты жалуются на немотивированное возникновение паники и фобии. Они редко упоминают непосредственно о головокружении, но могут описывать свое состояние как плавающее, сопровождаемое чувством отрешенности. При подозрении, что головокружение пациента связано с чувством тревоги, не следует тут же ставить диагноз вестибулярного заболевания, так и от чувства тревоги. Зная продолжительность симптоматики, врач может облегчить себе задачу при определении причины появления головокружения. Поэтому важно спросить: «Как долго обычно продолжаются головокружения?».
Секунды Доброкачественное позиционное головокружение
Минуты Вертебробазилярная недостаточность, мигрень
Часы Болезнь Меньера
Дни Вестибулярный неврит, инфаркт лабиринта.
Примеры сестринских диагнозов при заболеваниях уха:
Чувство потери (или снижения) слуха после приема водных процедур
Заложенность уха
Боль в ухе стреляющего характера
Выделения из уха
Головная боль
Ощущение прорыва барабанной перепонки
Постоянное гноетечение (при эпитимпанитах)
Беспокойство
Недомогание, слабость, разбитость
Осуществление плана сестринских вмешательств.
Подготовка к операции на верхних дыхательных путях и ухе производится по общим правилам с некоторыми дополнениями. В настоящее время при операциях на ухе практически отказались от стрижки головы наголо. Вечером перед операцией выбривают кожу позади ушной раковины (размером примерно 4-6 см.). Остальные волосы зачесывают на сторону, противоположную оперируемому уху, а около операционного поля закрепляют повязкой с клеолом. Утром перед операцией больной чистит зубы и полощет рот дезинфицирующим раствором.
Медсестра аудиологического кабинета.
Медицинская сестра сурдологического (аудиологического) кабинета должна уметь проверять слух шепотной и разговорной речью, камертонами, проводить тональную аудиометрию, воспроизводить ее на специальных бланках – аудиограммах. Перед обследованием сестра должна объяснить больному, что ему следует делать, как вести себя в процессе исследования. Если больной не слышит, надо написать задание на бумаге. Лишь после того, как сестра убедиться, что ее поняли, можно выполнять обследование. Аккуратность, внимание – основные качества, облегчающие труд медицинской сестры на этом посту.
Как поступать, если показания аудиограммы расходятся с результатами осмотра и теста камертоном? Возможно, аудиологическое оборудование уже давало ошибочные результаты в последнее время? Оба ли наушника исправны? Правильно ли тестирующий пользуется камертонами? Понял ли пациент указания медицинской сестры? Возможно, у пациента замедленное восприятие. Необходимо просмотреть (если это возможно) старые аудиограммы для сравнения.
Все пациенты с потерей слуха должны пройти медицинское освидетельствование, прежде чем приобретать слуховой аппарат. Часто пациентам с нарушением слуховой проходимости может помочь консервативное или хирургическое лечение.
Пациент с внезапной потерей слуха из-за травмы или инфекции или с асимметричной потерей слуха должен пройти обследование с применением слуховых тестов.
При таких симптомах, как шум в ушах, чувство заложенности, головокружение или травма уха – обязательная консультация оториноларинголога – сурдолога.
Элементы сбора анамнеза и осмотра пациента с потерей слуха.
1. Сбор анамнеза включает выявление событий того периода, когда произошла потеря слуха, например, была ли она следствием травмы, инфекции, напряжения или консервативного лечения.
2. Выяснение природы начала симптомов, включая время, определение пораженной части, отологических симптомов: боли, выделений, шума в ушах, головокружения, дисфункции черепных нервов и других неврологических отклонений.
3. Выявление событий, предшествовавших потере слуха, – наследственность, оториноларингологические вмешательства на ухе, чрезмерное воздействие шума.
4. Физикальное обследование – полный осмотр области головы и шеи, включая исследование состояния черепных нервов, проведение пневматической отоскопии, тестов с камертонами.
5. Неврологический осмотр – по показаниям.
Тест слуха.
Ниже приведена серия вопросов, специально разработанных для оценки состояния слуха и обнаруживающая признаки ухудшения слуха.
1. Вам хочется, чтобы с Вами говорили медленнее, так как Вам трудно понять содержание разговора.
2. Вы часто просите собеседника говорить громче.
3. Вам трудно разговаривать по телефону, так как Вы не понимаете отдельных слов.
4. Ваши близкие жалуются, что Вы слишком громко включаете телевизор или радиоприемник.
5. На совещаниях, докладах, в гостях, в театре Вы напрягаете свой слух и при этом пропускаете, не слышите отдельных слов и даже иногда теряете смысл отдельных фраз.
6. Вы с трудом разбираете женские и детские голоса
7. Вы чувствуете, что перестали слышать знакомые Вам ранее звуки: пение птиц, шорохи листьев, тихую музыку, тихий разговор окружающих и так далее.
8. Вы стали плохо слышать звонок телефона или дверной звонок.
9. Находясь в транспорте, Вы с трудом понимаете разговор.
Если хотя бы на один из вопросов у Вас будет утвердительный ответ, если к тому же у Вас в детстве болели уши, если Вы любите слушать громкую музыку, – Вам необходимо обратиться в Центр коррекции слуха, где Вам смогут помочь. Помните, что слух – это Ваше здоровье и Ваш комфортный стиль жизни.
Если у пациента с потерей слуха возникают объективные или субъективные трудности при общении, ему может помочь усилитель звука. Виды слуховых аппаратов:
заушный слуховой аппарат,
внутриушной слуховой аппарат,
внутриканальный слуховой аппарат,
укороченный внутриканальный слуховой аппарат,
карманный слуховой аппарат,
слуховой аппарат в оправе очков.
в настоящее время активно используются и применяются цифровые (компьютерные) слуховые аппараты, а также слуховые импланты.
Медицинская сестра сурдологического кабинета должна знать особенности каждого из аппаратов и объяснить при необходимости их преимущества и недостатки.
Преимущества заушного слухового аппарата:
Достаточная мощность, чтобы помочь пациенту с глубокой потерей слуха;
Внешне более привлекателен, чем карманный;
Устройство достаточно велико, чтобы осуществлять многосторонний контроль электроакустических свойств, легко настраивать;
Микрофон и приемник лучше пространственно разделены в заушном аппарате, нежели во внутриушном и внутриканальном, что уменьшает паразитную обратную связь.
Недостатки заушного слухового аппарата:
У пациентов с выраженной глухотой наушник должен плотно входить в канал, чтобы избежать проблем, связанных с паразитной обратной связью;
Требуется навык в обращении;
Ушные раковины должны быть нормально развиты. Слуховые аппараты запотевают и внешне менее привлекательны по сравнению с теми, которые вставляются в ушное отверстие или канал.
Человек, который не слышит, лишен возможности полноценного общения, ему недоступно богатство и красота звуков. Это ведет к возникновению чувства одиночества, сковывает рамками непонимания. Люди такого типа легко ранимы, обидчивы. Недостаток звуковой информации проявляется в недопонимании, а иногда и в недружелюбном отношении глухого к слышащему. Это надо учитывать медсестре при работе с больными со сниженным слухом. Они не сразу понимают, чего от них хотят, часто просят повторить сказанное, записать, что требует от медицинского персонала терпения и такта, неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики. Человек не должен чувствовать себя виноватым из-за своего недостатка.
Надо сказать, что люди со сниженным слухом часто подвергаются насмешкам окружающих. При обращении больного в сурдологический кабинет, первый, с кем ему приходится общаться, – медицинская сестра. Следует подойти к нему тактично, дать высказаться, при необходимости вести диалог на бумаге. Внимательное отношение к больному, стремление оказать ему поддержку поможет ему обрести уверенность в себе. Иногда, чтобы больной проникся доверием к медицинскому работнику, ему достаточно просто проявить себя доброжелательным слушателем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник