Сестринский процесс при пневмонии для медсестер
Пневмония – это заболевание, которое характеризуется поражением легочной ткани. Существует несколько видов воспаления легких, но все они требуют комплексного подхода в лечении. Необходимые лекарства и физиотерапевтические процедуры назначаются врачом. Сестринский персонал контролирует выполнение предписаний врача и обеспечивает пациенту лучшие условия для выздоровления.
Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала
Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях. Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий. Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:
- очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
- крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
- интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.
Этапы сестринской помощи при воспалении легких
Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.
Сбор анамнеза
Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:
- лихорадка и озноб;
- кашель;
- мокрота коричневого цвета;
- одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
- бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
- вялость, потеря аппетита;
- дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
- в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.
В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).
Оценка состояния
На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:
- интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
- развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
- неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.
Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.
По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.
Составление и реализация плана лечения
На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:
- избавление от одышки, боли в груди;
- нормализация температуры тела;
- вызов продуктивного кашля.
Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.
Оценка эффективности терапии
Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.
После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года. В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха. Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.
Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии
В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.
Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим. Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии. Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.
Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета. Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором. При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.
К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:
- Инъекции, инфузии.
- Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
- Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
- Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
- Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
- Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.
Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.
Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день. Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции. Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.
Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.
Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.
Источник
Ïíåâìîíèÿ
Ïíåâìîíèÿ âîñïàëåíèå ëåãêèõ, ïðîòåêàþùåå ñ âîâëå÷åíèåì âñåõ ñòðóêòóðíûõ ýëåìåíòîâ ëåãî÷íîé òêàíè è îáÿçàòåëüíûì ïîðàæåíèåì àëüâåîë ëåãêèõ, âîçíèêàþùåå ñàìîñòîÿòåëüíî èëè êàê îñëîæíåíèå äðóãèõ çàáîëåâàíèé.
Ýòèîëîãèÿ
Ïàòîëîãèþ âûçûâàþò áàêòåðèè, âèðóñû, ïðîñòåéøèå, ãðèáû è àññîöèàöèè ìèêðîîðãàíèçìîâ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ çàáîëåâàíèÿ: ïåðåîõëàæäåíèå, îñëàáëåíèå ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà.  çàâèñèìîñòè îò ïðîäîëæèòåëüíîñòè çàáîëåâàíèÿ âûäåëÿþò îñòðóþ (äî 4 íåäåëü) è çàòÿæíóþ (48 íåäåëü) ïíåâìîíèþ. Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ìîæåò ëîêàëèçîâàòüñÿ â ñåãìåíòå, äîëüêå ëåãêîãî (î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ), ëåãî÷íîé äîëå, ïðàâîì èëè ëåâîì ëåãêîì, èëè ïðîöåññ ìîæåò áûòü äâóñòîðîííèì (êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ).
Íàèáîëåå òÿæåëî ïíåâìîíèÿ ïðîòåêàåò ó ïîæèëûõ ëþäåé, áîëüíûõ õðîíè÷åñêèìè íåñïåöèôè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ëåãêèõ, ñòðàäàþùèõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèåé, àëêîãîëèçìîì.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ
Äëÿ ïíåâìîíèè õàðàêòåðíî òå÷åíèå ñ ÷åðåäîâàíèåì ñëåäóþùèõ ñòàäèé: ïðåäïíåâìîíè÷åñêîãî ïåðèîäà (îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî íåñêîëüêèõ ñóòîê), îñòðîé ôàçû, ôàçû ðàçðåøåíèÿ.
Ïðåäïíåâìîíè÷åñêèé ïåðèîä íà÷èíàåòñÿ ñ ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà äî 3940 °C, îçíîáà, ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè (ãîëîâíîé áîëè, ñëàáîñòè, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, íàðóøåíèÿ ñíà è àïïåòèòà), âîçìîæíà áîëü â ãðóäíîé êëåòêå (íàä î÷àãîì âîñïàëåíèÿ), óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè äâèæåíèÿõ. Ïîÿâëÿþòñÿ ñóõîé êàøåëü, ïîñòåïåííî ñòàíîâÿùèéñÿ âëàæíûì, ñ âûäåëåíèåì ñëèçèñòî-ãíîéíîé ìîêðîòû, îäûøêà. Èíîãäà âîçíèêàåò áîëü â æèâîòå, ñèìóëèðóþùàÿ ïðèñòóï îñòðîãî àïïåíäèöèòà. Ïðè îñìîòðå áîëüíîãî îáðàùàþò íà ñåáÿ âíèìàíèå ãèïåðåìèÿ ëèöà, ãåðïåòè÷åñêèå âûñûïàíèÿ íà ãóáàõ è íîñó. Ïðè âûðàæåííîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè âîçìîæåí öèàíîç. Ó÷àñòèå â äûõàíèè ãðóäíîé êëåòêè íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ îãðàíè÷åíî. Ïðè àóñêóëüòàöèè îòìå÷àþòñÿ îñëàáëåííîå âåçèêóëÿðíîå äûõàíèå è êðåïèòèðóþùèå õðèïû.
Ïðè îñòðîé ôàçå, â ñòàäèè ðàçãàðà áîëåçíè, ñîñòîÿíèå áîëüíîãî òÿæåëîå âñëåäñòâèå èíòîêñèêàöèè. Îòìå÷àþòñÿ òàõèïíîý (ó÷àùåíèå äûõàíèÿ äî 3040 äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé â ìèíóòó), òàõèêàðäèÿ, ãèïåðòåðìèÿ, êàøåëü âëàæíûé, ñ âûäåëåíèåì ìîêðîòû ðæàâîãî îòòåíêà. Ïðè àóñêóëüòàöèè õàðàêòåðíî áðîíõèàëüíîå äûõàíèå.  êîíöå ýòîé ñòàäèè íàáëþäàåòñÿ íîðìàëèçàöèÿ òåìïåðàòóðû. Ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû ìîæåò áûòü ëèòè÷åñêèì èëè êðèòè÷åñêèì (ñ ðàçâèòèåì îñòðîé ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè (êîëëàïñà)).
 ôàçå ðàçðåøåíèÿ ñîñòîÿíèå áîëüíîãî ïîñòåïåííî óëó÷øàåòñÿ, òåìïåðàòóðà òåëà íîðìàëèçèðóåòñÿ, êàøåëü ñòàíîâèòñÿ âëàæíûì. Ïðè àóñêóëüòàöèè ðåãèñòðèðóþòñÿ îñëàáëåíèå áðîíõèàëüíîãî äûõàíèÿ, âëàæíûå õðèïû, êðåïèòàöèÿ.
Îäèí èç îñíîâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè ïíåâìîíèè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ëåãêèõ. Íà ðåíòãåíîãðàììå â îáëàñòè âîñïàëèòåëüíîãî î÷àãà îáíàðóæèâàåòñÿ çàòåìíåíèå òîãî èëè èíîãî ðàçìåðà â çàâèñèìîñòè îò âèäà ïíåâìîíèè. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì êàê äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, òàê è äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ âûçäîðîâëåíèÿ áîëüíîãî, ïîñêîëüêó êëèíè÷åñêîå âûçäîðîâëåíèå ïðîèñõîäèò íà 23 íåäåëè ðàíüøå ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî.
Îñëîæíåíèÿ
Ïíåâìîíèÿ ìîæåò îñëîæíèòüñÿ ðàçâèòèåì ïëåâðèòà, àáñöåññà, áàêòåðèàëüíî-òîêñè÷åñêîãî øîêà, ìèîêàðäèòà, ýíäîêàðäèòà, îòåêà ìîçãà.
Äèàãíîñòèêà
1. ÎÀÊ.
2. ÎÀÌ.
3. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ëåãêèõ â äâóõ ïðîåêöèÿõ.
4. Ìèêðîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû.
5. Ïîñåâ ìîêðîòû äëÿ èäåíòèôèêàöèè ôëîðû è èññëåäîâàíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè ôëîðû ê àíòèáèîòèêàì.
6. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè, êîàãóëîãðàììà.
7. Èììóíîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ.
8. Èññëåäîâàíèå ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ.
9.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ îïðåäåëåíèå êîíöåíòðàöèè ãàçîâ â êðîâè, êèñëîòíî-ùåëî÷íîãî ñîñòîÿíèÿ, ñåðîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ.
Ëå÷åíèå
1. Ëå÷åáíûé ðåæèì.
2. Ëå÷åáíîå ïèòàíèå.
3. Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ: àíòèáèîòèêè, ñóëüôàíèëàìèäû, ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû, îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà. Ìóêîëèòèêè, ñïàçìîëèòèêè, èììóíîìîäóëÿòîðû, àíòèîêñèäàíòû, èíôóçèîííàÿ òåðàïèÿ, ïðîòèâîêàøëåâûå, æàðîïîíèæàþùèå, îáåçáîëèâàþùèå, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå ñðåäñòâà.
4. Îêñèãåíîòåðàïèÿ.
5. Ôèçèîòåðàïèÿ (ýëåêòðîôîðåç, ÓÂ×-òåðàïèÿ, èíäóêòîòåðìèÿ, áàíêè, ãîð÷è÷íèêè).
6. ËÔÊ (äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà)
7. Ìàññàæ.
8. Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ÷åðåç 36 ìåñÿöåâ ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ.
Ïðîôèëàêòèêà
Ïîêàçàíû ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå, ìàññàæ è ËÔÊ, ñîáëþäåíèå áëàãîïðèÿòíîãî ìèêðîêëèìàòà â æèëûõ ïîìåùåíèÿõ. Ïàöèåíò äîëæåí êàê ìîæíî ÷àùå ãóëÿòü.
Ïðè ïîñòåëüíîì ðåæèìå äëÿ ïðîôèëàêòèêè çàñòîéíîé ïíåâìîíèè ðåêîìåíäóåòñÿ ÷àùå ìåíÿòü ïîëîæåíèå ïàöèåíòà, âûïîëíÿòü äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó.
Ñåñòðèíñêèé óõîä
1.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ áîëüíûå îñòðîé ïíåâìîíèåé ïîäëåæàò ãîñïèòàëèçàöèè â ñòàöèîíàð. Àìáóëàòîðíîå ëå÷åíèå âîçìîæíî òîëüêî ëèøü ïðè ëåãêî ïðîòåêàþùåé ïíåâìîíèè ïðè óñëîâèè ïðàâèëüíîãî óõîäà çà áîëüíûì.
2. Íà ïåðèîä ëèõîðàäêè ïàöèåíòó íàçíà÷àåòñÿ ïîñòåëüíûé ðåæèì. Ïåðåõîä íà ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì âîçìîæåí ÷åðåç 3 äíÿ ïîñëå íîðìàëèçàöèè òåìïåðàòóðû òåëà, èñ÷åçíîâåíèÿ ñèìïòîìîâ îáùåé èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà.
3. Áîëüíîé äîëæåí íàõîäèòüñÿ â õîðîøî ïðîâåòðèâàåìîì, òåïëîì ïîìåùåíèè.  êîìíàòå íåîáõîäèìî ðåãóëÿðíî ïðîâîäèòü âëàæíóþ óáîðêó. Ñâåæèé âîçäóõ íîðìàëèçóåò ñîí áîëüíîãî, óëó÷øàåò äðåíàæíóþ ôóíêöèþ áðîíõîâ, óìåíüøàåò ñïàçì áðîíõîâ è ñïîñîáñòâóåò ðàññàñûâàíèþ âîñïàëèòåëüíîãî î÷àãà. Ïðè ïðîâåòðèâàíèè êîìíàòû íàäî èçáåãàòü ñêâîçíÿêîâ. Íóæíî ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû áîëüíîé íå ëåæàë äîëãî â îäíîì è òîì æå ïîëîæåíèè, òàê êàê ýòî ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â ëåãêèõ, âîçíèêíîâåíèþ îïðåëîñòåé è ïðîëåæíåé. Áîëüíîãî íàäî ðåãóëÿðíî (íå ðåæå ÷åì ÷åðåç êàæäûå 2 ÷.) ïîâîðà÷èâàòü ñ áîêó íà áîê, ïðèäàâàòü åìó ïîëóñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå.
4. Ðåãóëÿðíî ñëåäèòü çà ôèçèîëîãè÷åñêèìè îòïðàâëåíèÿìè áîëüíîãî, ïîäàâàòü ìî÷åïðèåìíèê. Ïðè çàïîðàõ ñòàâèòü î÷èñòèòåëüíóþ êëèçìó. Ïîñëå êàæäîãî àêòà äåôåêàöèè, à òàêæå 12 ðàçà â äåíü íåçàâèñèìî îò íåãî íåîáõîäèìî ïîäìûâàòü áîëüíîãî.
5. Îòêðûòûå ÷àñòè òåëà íàäî ìûòü òåïëîé âîäîé ñ ìûëîì åæåäíåâíî óòðîì è âå÷åðîì. Ðóêè áîëüíîé äîëæåí ìûòü ïåðåä êàæäûì ïðèåìîì ïèùè è ïî ìåðå çàãðÿçíåíèÿ, îñîáåííî ïîñëå ìî÷åèñïóñêàíèÿ è äåôåêàöèè.
6. Âî âðåìÿ ëèõîðàäêè áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ äàâàòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî æèäêîñòè (ïîðÿäêà 3 ë â ñóòêè) êèïÿ÷åíóþ âîäó ñ ñîêîì ëèìîíà, ìèíåðàëüíóþ âîäó áåç ãàçà, ôðóêòîâûå ñîêè, îòâàð øèïîâíèêà, ìîðñû. Ïèùà â ýòîò ïåðèîä äîëæíà áûòü æèäêîé èëè ïîëóæèäêîé, âèòàìèíèçèðîâàííîé, êàëîðèéíîé, ëåãêîóñâîÿåìîé. Ïîëåçíû êóðèíûå áóëüîíû, ðûáíûå, îâîùíûå, ìîëî÷íûå è ôðóêòîâûå áëþäà. Êîðìèòü áîëüíîãî íàäî ÷àñòî (56 ðàç â ñóòêè), íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè. Ïîñëå íîðìàëèçàöèè òåìïåðàòóðû òåëà åãî ïåðåâîäÿò íà îáùèé ñòîë, ñëåäÿ çà òåì, ÷òîáû ðàöèîí áûë ñáàëàíñèðîâàííûì ïî îñíîâíûì ïèòàòåëüíûì âåùåñòâàì (óãëåâîäàì, áåëêàì, æèðàì, âèòàìèíàì) è äîñòàòî÷íî êàëîðèéíûì. Êóðåíèå è ïðèåì àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ çàïðåùàþòñÿ.
7. Ïðè êðèòè÷åñêîì (â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ) ñíèæåíèè òåìïåðàòóðû ñëåäóåò:
1) ñîîáùèòü âðà÷ó î êðèòè÷åñêîì ñíèæåíèè ó áîëüíîãî òåìïåðàòóðû òåëà;
2) óáðàòü èç-ïîä ãîëîâû áîëüíîãî ïîäóøêè èëè ïðèïîäíÿòü íîæíîé êîíåö êðîâàòè íà 3040 ñì;
3) äàòü áîëüíîìó âûïèòü ãîðÿ÷åãî ÷àÿ, ïðèëîæèòü ê íîãàì ãîðÿ÷èå ãðåëêè;
4) ðåãóëÿðíî ïîäñ÷èòûâàòü ïóëüñ, ÷àñòîòó äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé, èçìåðÿòü ÀÄ.
8. Òàê êàê â ýòîò ïåðèîä îòìå÷àåòñÿ îáèëüíîå ïîòîîòäåëåíèå, íóæíî ðåãóëÿðíî îáòèðàòü òåëî áîëüíîãî òåïëûì ïîëîòåíöåì è ìåíÿòü íàòåëüíîå (à ïðè íåîáõîäèìîñòè è ïîñòåëüíîå) áåëüå; îíî äîëæíî áûòü òåïëûì, à ñìåíà äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ áûñòðî, ÷òîáû íå ïåðåîõëàäèòü áîëüíîãî.
9. Ïîñëå íîðìàëèçàöèè òåìïåðàòóðû òåëà è èñ÷åçíîâåíèÿ ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè áîëüíîìó ïîêàçàíà äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà:
1) ïîëîæèòü áîëüíîãî íà çäîðîâûé áîê;
2) ïðåäëîæèòü åìó ñäåëàòü ãëóáîêèé âäîõ è áîëåå ïðîäîëæèòåëüíûé âûäîõ ÷åðåç ãóáû, ñëîæåííûå òðóáî÷êîé, ïîâòîðèòü óïðàæíåíèå 24 ðàçà;
3) ïîëîæèòü ðóêó íà âåðõíþþ ÷àñòü æèâîòà áîëüíîãî è ïîïðîñèòü âî âðåìÿ âäîõà ìàêñèìàëüíî âûïÿòèòü æèâîò, à âî âðåìÿ âûäîõà ìàêñèìàëüíî âòÿíóòü åãî, ïîâòîðèòü óïðàæíåíèå 46 ðàç.
Äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü 68 ðàç â äåíü.
10. Ïî ìåðå óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî ïåðåõîäÿò íà ñî÷åòàíèå äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè ñ óïðàæíåíèÿìè äëÿ ðóê, íîã, òóëîâèùà (âäîõ âûïðÿìëåíèå òóëîâèùà, ðàçâåäåíèå èëè ïîäíÿòèå ðóê, âûäîõ ñãèáàíèå êîðïóñà, ñâåäåíèå èëè îïóñêàíèå ðóê), ïîäêëþ÷àþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì äëÿ óâåëè÷åíèÿ ñèëû äûõàòåëüíûõ ìûøö.  äàëüíåéøåì íàçíà÷àþòñÿ îáùåóêðåïëÿþùèå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, õîäüáà, èãðû, çàíÿòèÿ íà òðåíàæåðàõ.
11.  ñòàäèè ðàçðåøåíèÿ ïàöèåíòó ïîêàçàíû ïðîöåäóðû, óñêîðÿþùèå ðàññàñûâàíèå âîñïàëèòåëüíîãî î÷àãà (ãîð÷è÷íèêè íà ãðóäíóþ êëåòêó ñïåðåäè è ñçàäè, áàíêè, ïîëóñïèðòîâûå ñîãðåâàþùèå êîìïðåññû). Ïîñëå òîãî êàê ñíÿòû ãîð÷è÷íèêè èëè áàíêè, íàäî íàñóõî âûòåðåòü êîæó áîëüíîãî è ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ ñïèíû.
12. Ïîñëå ïåðåíåñåííîé ïíåâìîíèè áîëüíîé â òå÷åíèå 1 ãîäà íàõîäèòñÿ ïîä äèñïàíñåðíûì íàáëþäåíèåì âðà÷à-òåðàïåâòà. Íåîáõîäèìî êîíòðîëèðîâàòü ðåãóëÿðíîñòü îñìîòðîâ. Âî âðåìÿ äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ïðîâîäèòñÿ êîìïëåêñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé: åæåäíåâíàÿ óòðåííÿÿ ãèìíàñòèêà, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, ïðèåì àäàïòîãåíîâ. Ðåêîìåíäóþòñÿ çàêàëèâàíèå è çäîðîâûé îáðàç æèçíè.
Источник
1 этап. Сбор информации
– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке,одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.
При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови – нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ;
Рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.
2 этап. Выявление проблем больного. У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.
Цели:
· Краткосрочная – не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, развития осложнений, уменьшить выраженность одышки в течение недели.
· Долгосрочная – устранить симптомы болезни к моменту выписки.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает: организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию. Независимые вмешательства: активное посещение больного до полного выздоровления, наблюдение за реакцией ребенка на лечение, динамическое наблюдение и оценка общего состояния пациента: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания, обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции, консультирование и его родителей относительно его здоровья, проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при пневмонии
План ухода:
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родственниками о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родственникам о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день.
Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
3. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
4. Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом о питании; рекомендовать употребление продуктов с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи.
Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей
4. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родственникам принести любимые книги, газеты и др.
Мотивация: Создание условий для соблюдения режима.
5. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне.
6. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи. Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; рекомендовать принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
7. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии
Независимые вмешательства: Объяснить пациенту про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры.
Мотивация: Этиотропное лечение.
Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечениеРеализация ухода:Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачуМотивация:Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Источник