Сестринские вмешательства при пневмонии задача

АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Цель работы:научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание № 1 .Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании.

Высокая лихорадка, ознобы, боли в грудной клетке, дыхание поверхностное, цианоз губ, гиперемия щек, герпетические высыпания, отставание пораженной стороны в дыхании, ограничение подвижности легочного края, при перкуссии – укорочение перкуторного тона над стороной поражения, при аускультации – дыхание везикулярное ослабленное, крипитация, могут быть рассеянные сухие и влажные хрипы; при вовлечении плевры – шум трения плевры; выражены симптомы интоксикации, вплоть до развития инфекционно-токсического шока.

Задание № 2. Перечислите все проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании и заполните таблицу:

Проблема пациента Данные обследования
Лихорадка Температура тела – 38-39° С
Озноб При повышении температуры больного знобит.
Боли в грудной клетке При глубоком дыхании, кашле отмечается боль.
Кашель Вначале заболевания сухой. Затем с отхождением мокроты.
Мокрота слизисто-гнойная или ржавая В первые дни может не быть, а со 2-3 дня становится ржавая из-за нахождения в ней эритроцитов.
Слабость Больной больше лежит, работоспособность снижена.

Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.

Независимые действия медсестры Взаимозависимые действия медсестры Зависимые действия медсестры
Успокоить больного, создать физический и психический покой, удобное положение, обеспечить доступ свежего воздуха, дать теплое щелочное питье, поставить горчичники, подать кислород. Своевременная смена нательного и постельного белья, дезинфекция плевательниц, кормление тяжелобольных, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, характером мокроты. Организация консультации по физиотерапии, ЛФК, дыхательной гимнастике. Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача.

Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием:

назначение антибиотиков, отхаркивающих, бронхорасширяющих, иммуностимуляторов, при необходимости, для снятия интоксикации инфузионная терапия.

Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.

Название
препарата
Показания Пути введения Противопоказа-
ния. С какими препаратами не сочетается. Побочные действия
Гентамицин Инфекционные заболевания парентерально Индивидуальная непереносимость, тяжелая почечная и печеночная недостаточность.

ъ

Сальбутамол Бронхорасширяющий Ингаляционно Индивидуальная непереносимость
Бромгексин Отхаркивающий В таблетках через рот Индивидуальная непереносимость

Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:

В терапевтическое отделение областной больницы поступил пациент Н., 35 лет, с диагнозом: острая долевая пневмония с локализацией в нижней доле левого лёгкого.

При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизистой мокроты, одышку, повышение температуры тела до 39° С. Заболел остро 2 дня назад.

ОБЪЕКТИВНО: состояние средней тяжести, больной в сознании, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Грудная клетка слева отстаёт в акте дыхания. Температура 39,5° С, ЧДД 26 в мин., пульс 100 в минуту ритмичный, малого наполнения, АД 110 / 60 мм рт. ст.

Больной эйфоричен, считает, что у него нет ничего серьёзного.

План работы медицинской сестры

Нарушены потребности: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, избегать опасности.

Проблемы пациента Наблюде-ние План ухода Мотивация Роль больного и родственников Оценка
Настоящие: кашель с отделением мокроты, лихорадка II период, одышка, боль в грудной клетке, мало знаний о заболевании, эйфория.
Потенциальные:
риск развития осложнений.
Приоритетная:
Боль в грудной клетке, лихорадка II период.
 
М/с будет контролировать состояние пациента: цвет кожных покровов, пульс, АД, ЧДД. 1. М/с обеспечит полный физический и психический покой и постельный режим, будет успокаивать и следить за поведением, разъяснять суть заболевания.
2. Применить методы физического охлаждения: компресс (холодный), легко укрыть пациента.
3. Обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьём: соки, морсы, настои из трав.
4. Смазать губы вазелиновым маслом или глицерином 2 раза в день.
5. М/с обеспечит кормление пациента 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей.
6. М/с обеспечит регулярное проветривание палаты.
7. М/с будет проводить тщательный уход за кожей, слизистыми.
8. М/с обеспечит введение жаропонижающих средств по назначению врача.
1. Для уменьшения нагрузки на организм и нормализации психического состояния.
2. Для уменьшения температуры.
3. Для снижения температуры за счёт охлаждения организма и для уменьшения интоксикации.
4. Для предупреждения образования трещин на губах.
5. Для повышения защитных сил организма.
6. Для обогащения воздуха кислородом. 7. Для профилактики инфекционных осложнений.
8.Для снижения температуры тела.
М/.с должна научить больного и родственников правильно питаться, научить проветривать комнату, проводить уход за кожей и слизистыми, научит проводить влажную уборку комнаты с р-ми антисептиков. Пациент отметил снижение температуры до субфебрильных цифр через 6 дней и исчезновение её через 2 недели.
Цель дстигнута.

Цели: краткосрочная – уменьшить лихорадку к концу недели до субфебрильных цифр;

долгосрочная – исчезновение лихорадки к моменту выписки.

Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.

Манипуляция Подготовка пациента Основные этапы выполнения
манипуляции.
УХОД ЗА НОСОМ
 
Специальной полготовки не требуется. Объяснить ход манипуляции, получить согласие. ПРИГОТОВИТЬ: ватные фитильки, вазелиновое масло, пинцет, лоток.
Удаление сухих корочек
С помощью пинцета смочить фитильки вазелиновым маслом.
Предложить больному дышать ртом.
Ввести фитильки на 2-3 мин. в носовые проходы.
Произвести ими вращательные движения, извлечь.
Удаление слизи и гноя
Удалить под зрительным контролем сухими ватными турундами, вводя в носовые проходы легкими вращательными движениями.
 

СБОРКА СТЕРИЛЬНОГО ШПРИЦА ИЗ КРАФТ-ПАКЕТА   1. Вскройте крафт-пакет и используйте его внутреннюю (стерильную) поверхность для сборки шприца.
2. Стерильным пинцетом положите в левую руку цилиндр.
3. Пинцетом возьмите поршень за рукоятку и введите его в цилиндр, закрепите съемную крышку.
4. Возьмите пинцетом иглу для набора лекарственного средства за канюлю (эта игла обычно большего диаметра, чем игла для инъекций) и наденьте ее на подыгольныи конус, не касаясь острия иглы руками.
5. Закрепите канюлю иглы пальцами, притирая ее к подыгольному конусу.
6. Проверьте проходимость иглы, выпустив воздух из шприца.
7. Положите собранный шприц на внутреннюю поверхность пакета. Шприц готов к набору лекарственного вещества.
 
УПАКОВКА ШПРИЦЕВ И ИГЛ ДЛЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ В АВТОКЛАВЕ
 
  ПРИГОТОВИТЬ: шприцы и иглы, двухслойные бязевые салфетки, нитки, клеенчатые бирки.
1. Шприц с тремя иглами разного размера уложить на салфетку, завернуть и обвязать нитками.
2. Подписать бирку с указанием даты стерилизации, емкости шприца, с подписью медсестры.
3. Укрепить бирку на упакованном шприце.
ПРИМЕЧАНИЕ: для стерилизации паром под давлением шприцы и иглы можно упаковывать в мешочную или пергаментную бумагу.
 

ТЕХНИКА РАЗВЕДЕНИЯ АНТИБИОТИКОВ   ПРИГОТОВИТЬ: флакон пенициллина, шприц емкостью 10 мл, иглу Дюфо, 0,25% р-р новокаина, лоток, стерильные ватные шарики, спирт.
1. Прочитать название лекарственного в-ва, его дозировку, срок годности.
2. Обработать руки.
3. Ватным тампоном, смоченным спиртом, обработать металлический колпачок флакона.
4. Пинцетом вскройте центральную часть колпачка.
5. Ватным тампоном, смоченным спиртом, обработать резиновую пробку флакона, собрать шприц.
6. Набрать в шприц необходимое кол-во 0,25% новокаина.
7. Надеть пинцетом на шприц иглу, проколоть резиновую пробку флакона с антибиотиком и ввести р-р новокаина во флакон.
8. Отсоединить шприцы, иглу оставить во флаконе.
9. Встряхнуть флакон с иглой до полного растворения антибиотика.
 
ЗАПОЛНЕНИЕ ОДНОРАЗОВЫХ СИСТЕМ
ДЛЯ ВНУТРИВЕННЫХ КАПЕЛЬНЫХ ВЛИВАНИЙ
  Алгоритм действий при заполнении системы:
1. Проверите герметичность упаковочного пакета, срок годности, наличие колпачков на иглах. Осмотрите флакон с лекарством, убедитесь в названии, дозировке вводимого лекарства, в сроке годности.
2. Вымойте и обработайте руки двумя ватными шариками, смоченными спиртом.
3. Вскройте упаковочный пакет и достаньте систему (работать на рабочем столе), положите на крышку стерилизатора, на стерильную салфетку, стерильный лоток.
 
4. Алюминиевую крышку обработайте ватным шариком со спиртом, пинцетом, взятым из дез. раствора, вскройте алюминиевую крышку флакона и обработайте резиновую пробку флакона ватным шариком со спиртом.
5. Снимите колпачок с иглы воздуховода (короткая трубка с фильтром) и введите ее до упора в пробку флакона, свободный конец воздуховода закрепите на флаконе аптечной резинкой на уровне дна флакона.
6. Закройте винтовой зажим, снимите колпачок с иглы на коротком конце системы и введите эту иглу в пробку флакона.
7. Переверните флакон и закрепите его на штативе.
8. Поверните капельницу в горизонтальное положение, снимите иглу с колпачком на конце длинной трубки системы и откройте зажим, медленно заполните капельницу до половины объема.
9. Закройте зажим и возвратите капельницу в исходное положение. Фильтр должен быть полностью погружен в жидкость для переливания.
10. Откройте зажим, медленно заполните систему (то есть длинную трубку) до полного вытеснения воздуха и появления капель из соединительной канюли в резиновой трубке.
11. Проверьте отсутствие пузырьков воздуха в системе – система заполнена.
12. Положите в стерильный лоток пять ватных шариков, иглу с колпачком, стерильную салфетку. Приготовьте две полоски лейкопластыря, жгут, подушечку, перчатки.
 
Последовательность действий при подсоединении системы:
1. Наденьте перчатки.
2. Наложите жгут, обработайте перчатки двумя ватными шариками, смоченными спиртом.
3. Обработайте двумя стерильными шариками место инъекции.
4. Произведите венепункцию иглой от системы.
5. Когда из канюли иглы покажется кровь, развяжите жгут, откройте зажим и “струя в струю” соедините иглу с системой.
6. Закрепите иглу двумя лейкопластырями.
7. Вытрите кровь ватным тампоном, смоченным спиртом, положите использованный тампон в 3% раствор хлорамина.
8. Отрегулируйте количество капель (40-60 в мин. или по назначению врача).
9. Закройте стерильной салфеткой. Во время вливания следите за самочувствием пациента, за иглой, чтобы не вышла из вены, за количеством капель, чтобы поступал раствор, не было перегиба трубок.
 

Оценка (замечания преподавателя)——————

Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 6647 | Нарушение авторских прав

Источник

Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà îñòðîé ïíåâìîíèè. Àíàëèç ïðè÷èí, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè. Ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà î÷àãîâîé ïíåâìîíèè. Õàðàêòåðèñòèêà ýòàïîâ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ïíåâìîíèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÀìÈÆÒ – ôèëèàë ÄÂÃÓÏÑ â ã.Ñâîáîäíîì

Ôàêóëüòåò ÑÏÎ – ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå

Îòäåëåíèå ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè

Öèêë: «Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè»

Òâîð÷åñêàÿ ðàáîòà

ÒÅÌÀ:«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè»

Èñïîëíèòåëü:

Àôàíàñüåâà

Íàòàëüÿ

Âèêòîðîâíà

2008 ã.

ÀìÈÆÒ – ôèëèàë ÄÂÃÓÏÑ â ã.Ñâîáîäíîì

Ôàêóëüòåò ÑÏÎ – Ñâîáîäíåíñêîå ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå

Îòäåëåíèå ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè

Ðåöåíçèÿ íà òâîð÷åñêóþ ðàáîòó

Ô.È.Î. èñïîëíèòåëÿ:Àôàíàñüåâà Íàòàëüÿ Âèêòîðîâíà

Òåìà ðàáîòû: «Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè»

Êà÷åñòâî îôîðìëåíèÿ_______________________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________

Îáú¸ì ðàáîòû: âñåãî ïå÷àòíûõ ëèñòîâ _________________________

Ðàñêðûòèå òåìû ____________________________________________

Èñïîëüçîâàíèå ëèòåðàòóðíûõ äàííûõ _________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Îáùåå çàêëþ÷åíèå ïî ðàáîòå: _________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Ðåêîìåíäàöèè:________________________________________________

_________________________________________________________

Ðåöåíçåíò Ô.È.Î.:______________________________________________

__________________________________________________________

Äîëæíîñòü: _______________________________________________

Îöåíêà:___________________________________________________

Äàòà:_________________________________________________________

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

2. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ: Ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

3. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Ïíåâìîíèÿ – îñòðîå âîñïàëåíèå ëåãêèõ, âîçíèêàþùåå ñàìîñòîÿòåëüíî èëè êàê îñëîæíåíèå äðóãèõ çàáîëåâàíèé, îáúåäèíÿþùåå ãðóïïó ðàçëè÷íûõ ïî ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçó âîñïàëèòåëüíûõ (÷àùå èíôåêöèîííûõ) ïðîöåññîâ, ëîêàëèçóþùèõñÿ â áðîíõèîëàõ, àëüâåîëàõ èðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ íà èíòåðñòèöèàëüíóþ òêàíü ñ âîâëå÷åíèåì ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ëåãêèõ.

Îñòðàÿ ïíåâìîíèÿ çàíèìàåò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî ñðåäè âñåõ çàáîëåâàíèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Íà çàáîëåâàåìîñòü ïíåâìîíèåé èçâåñòíîå âëèÿíèå îêàçûâàåò âðåìÿ ãîäà: ÷àñòîòà åå íàðàñòàåò â ÿíâàðå – ìàðòå è óìåíüøàåòñÿ â àïðåëå – îêòÿáðå. Çàáîëåâàåìîñòü ïîâûøàåòñÿ òàêæå âî âðåìÿ âñïûøåê ãðèïïà è ñåçîííûõ ðåñïèðàòîðíûõ âèðóñíûõ èíôåêöèé. Çàáîëåâàþò ÷àùå ìóæ÷èíû; ó äåòåé è â ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ïíåâìîíèÿ ïðîòåêàåò îñîáåííî òÿæåëî.

 ðàçâèòèè ïíåâìîíèè îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò èíôåêöèÿ: áàêòåðèàëüíàÿ, âèðóñíàÿ, ðåæå ãðèáêîâàÿ.  çàâèñèìîñòè îò ðàñïðîñòðàíåííîñòè ïðîöåññà ðàçëè÷àþò ïíåâìîíèþ, ïîðàæàþùóþ äîëþ, – ýòî êðóïîçíàÿ, èëè ïëåâðîïíåâìîíèÿ, è ïîðàæàþùóþ îãðàíè÷åííûé ó÷àñòîê (äîëüêó), – ýòî î÷àãîâàÿ, èëè áðîíõîïíåâìîíèÿ. Î÷àãè âîñïàëåíèÿ ìîãóò áûòü åäèíè÷íûìè è ìíîæåñòâåííûìè; âîçìîæíî èõ ñëèÿíèå (ñëèâíàÿ ïíåâìîíèÿ); îíè ìîãóò ëîêàëèçîâàòüñÿ îäíîâðåìåííî è â ðàçíûõ ó÷àñòêàõ îáîèõ ëåãêèõ, ïðåèìóùåñòâåííî â íèæíèõ îòäåëàõ.

1. Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ

Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ – ýòî îñòðûé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, çàõâàòûâàþùèé âñþ äîëþ ëåãêîãî èëè åå çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü; õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííîé öèêëè÷íîñòüþ ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé è ñòàäèéíîñòüþ êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ â òèïè÷íîé ôîðìå âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî, íî ïî-ïðåæíåìó îòëè÷àåòñÿ êëèíè÷åñêèì òå÷åíèåì.

Ïðè÷èíû

Âîçáóäèòåëåì ÷àùå âñåãî ÿâëÿåòñÿ îñîáûé ïíåâìîêîêê (Ôðåíêåëÿ – Âåêñåëüáàóìà), ðåæå äðóãàÿ áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà: ïàëî÷êà Ôðèäëåíäåðà, ñòðåïòîêîêê, ñòàôèëîêîêê è ïð.

Íàèáîëåå ÷àñòî êðóïîçíîé ïíåâìîíèåé áîëåþò ëþäè îñëàáëåííûå, ïîäâåðæåííûå ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà âðåäíûì âîçäåéñòâèÿì. Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ñ íàðóøåíèåì êðîâîîáðàùåíèÿ â ìàëîì êðóãå, îñòðûå è õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, àâèòàìèíîçû è ïð. ñëóæàò ôàêòîðàìè, ñïîñîáñòâóþùèìè åå ðàçâèòèþ.  êà÷åñòâå ïðåäðàñïîëàãàþùèõ ìîìåíòîâ áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò ðåçêèå êîëåáàíèÿ òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåãî âîçäóõà, ïåðåîõëàæäåíèå.

Êëèíèêà

Òèïè÷íàÿ êàðòèíà êðóïîçíîé ïíåâìîíèè õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì íà÷àëîì: ïîòðÿñàþùèé îçíîá, ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 39-40°Ñ. Óæå âî âðåìÿ îçíîáà èëè âñêîðå ïîñëå íåãî íà÷èíàåò áåñïîêîèòü íîþùàÿ áîëü â ãðóäíîé êëåòêå, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè âäîõå è êàøëå. Îáû÷íî, íî íå âñåãäà òàêàÿ áîëü ëîêàëèçóåòñÿ â íèæíèõ îòäåëàõ. Îñîáî ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî áîëü íå âñåãäà ñîîòâåòñòâóåò ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà. Èíîãäà ïðè íèæíåäîëåâîé ïíåâìîíèè áîëü âîçíèêàåò â îáëàñòè æèâîòà, ñèìóëèðóÿ îñòðûé àïïåíäèöèò, ïðèñòóï æåë÷íîêàìåííîé èëè ïî÷å÷íîé êîëèêè. Ðàíî ïðèñîåäèíÿåòñÿ îäûøêà. Êàøåëü â íà÷àëå ñóõîé, à ÷åðåç 1-2 äíÿ ïîÿâëÿåòñÿ êðîâÿíèñòàÿ («ðæàâàÿ») ìîêðîòà.

Ïðè îáùåì îñìîòðå â ýòîé ñòàäèè – ñòàäèè íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ – îòìå÷àåòñÿ ãèïåðåìèÿ ùåê (ðóìÿíåö), áîëåå âûðàæåííàÿ íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ; íåðåäêî íà ãóáàõ è êðûëüÿõ íîñà ìîæíî çàìåòèòü âûñûïàíèÿ – ãåðïåñ. Ïðè äûõàíèè îòìå÷àåòñÿ îòñòàâàíèå ïîðàæåííîé ïîëîâèíû ãðóäíîé êëåòêè, âûñëóøèâàþòñÿ îñëàáëåííîå âåçèêóëÿðíîå äûõàíèå è òàê íàçûâàåìàÿ íà÷àëüíàÿ êðåïèòàöèÿ. Ïåðêóòîðíûé çâóê íàä ïîðàæåííîé äîëåé èìååò òèìïàíè÷åñêèé îòòåíîê, òàê êàê â àëüâåîëàõ èìåþòñÿ îäíîâðåìåííî è âîçäóõ, è æèäêîñòü.

Âî âòîðîé ñòàäèè – ñòàäèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ – àëüâåîëû çàïîëíÿþòñÿ ýêññóäàòîì è ñâåðíóâøèìñÿ ôèáðèíîì, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ëåãêîå óïëîòíÿåòñÿ. Ñ ýòîãî ìîìåíòà íàðàñòàåò òóïîñòü íàä ïîðàæåííûì ó÷àñòêîì ëåãêèõ, à ïðè àóñêóëüòàöèè âûñëóøèâàåòñÿ áðîíõèàëüíîå äûõàíèå. Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî òÿæåëîå, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî ðàçìåðàìè âûêëþ÷åííîé èç äûõàíèÿ ÷àñòè ëåãêîãî, íî è âûðàæåííûìè ÿâëåíèÿìè èíòîêñèêàöèè. Íàáëþäàþòñÿ ó÷àùåííîå ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå (äî 30-40 â ìèíóòó), ñåðäöåáèåíèå (100-200 â ìèíóòó), ìîæåò ñíèæàòüñÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Àïïåòèò ó áîëüíîãî ïàäàåò èëè èñ÷åçàåò âñëåäñòâèå âûñîêîé òåìïåðàòóðû òåëà è îáùåãî òÿæåëîãî ñîñòîÿíèÿ. ßçûê ñóõîé è îáëîæåí ñåðûì íàëåòîì. Êèøå÷íèê ôóíêöèîíèðóåò âÿëî, îáû÷íî áûâàåò çàïîð.

Ñòðàäàåò íåðâíàÿ ñèñòåìà: íàðóøàåòñÿ ñîí, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ãàëëþöèíàöèè è áðåä, îñîáåííî ó ëèö, ñòðàäàþùèõ àëêîãîëèçìîì. Áîëüíîé èñïûòûâàåò ñòðàõ, æåëàíèå êóäà-òî áåæàòü, ìîæåò âûïðûãíóòü â îêíî. Äåæóðíûé ïåðñîíàë äîëæåí áäèòåëüíî ñëåäèòü çà òàêèì áîëüíûì.

Ïîñëå êðèçèñà ñîñòîÿíèå áîëüíîãî óëó÷øàåòñÿ, îí íà÷èíàåò áûñòðî ïîïðàâëÿòüñÿ. Íà÷èíàåòñÿ çàêëþ÷èòåëüíàÿ ñòàäèÿ òå÷åíèÿ êðóïîçíîé ïíåâìîíèè – ñòàäèÿ ðàçðåøåíèÿ. Óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ìîêðîòû. Ðàçæèæàåòñÿ ýêññóäàò, âîçäóõ ñíîâà íà÷èíàåò ïðîíèêàòü â àëüâåîëû, âñëåäñòâèå ÷åãî ïðèòóïëåíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà óìåíüøàåòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ òèìïàíè÷åñêèé îòòåíîê åãî. Áðîíõèàëüíîå äûõàíèå îñëàáåâàåò, âíîâü íà÷èíàåò âûñëóøèâàòüñÿ êðåïèòàöèÿ. Åñëè â ïðîöåññ âîâëåêàåòñÿ ïëåâðà (ó 1/4 áîëüíûõ), òî âûñëóøèâàåòñÿ øóì òðåíèÿ ïëåâðû. Ïëåâðèò ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè, ëå÷åííîé àíòèáèîòèêàìè, ïðîòåêàåò ëåã÷å, íå ïðèâîäèò ê íàãíîèòåëüíûì ïðîöåññàì. Îñëîæíåíèÿ êðóïîçíîé ïíåâìîíèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, õîòÿ íå èñêëþ÷àåòñÿ ðàçâèòèå ìèîêàðäèòà, î÷àãîâîãî íåôðèòà è ìåíèíãèòà ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ.

Òàêàÿ æå ñòàäèéíîñòü îòìå÷àåòñÿ â ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèÿõ â ëåãêèõ: âíà÷àëå óñèëåíèå ëåãî÷íîãî ðèñóíêà, çàòåì ïîÿâëåíèå î÷àãîâ çàòåìíåíèÿ, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ, è îáðàçîâàâøàÿñÿ òåíü îáû÷íî ñîîòâåòñòâóåò äîëå ëåãêîãî. Âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ïðîçðà÷íîñòè ëåãêèõ ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî èäëèòñÿ äî 2-3 íåä.

Ëå÷åíèå

Áîëüíûõ êðóïîçíîé ïíåâìîíèåé ñëåäóåò ãîñïèòàëèçèðîâàòü. Íàçíà÷àþò ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì. Ïîìåùåíèå, ãäå íàõîäèòñÿ áîëüíîé, äîëæíî ïðîâåòðèâàòüñÿ è áûòü òåïëûì. Áîëüíîìó ïîêàçàíà ùàäÿùàÿäèåòà ñ äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì âèòàìèíîâ. Ïèùà äîëæíà áûòü ïîëóæèäêîé, ïèòàòåëüíîé.  ïåðâûå äíè áîëåçíè, êîãäà îáåñïå÷èâàåòñÿ ñòðîãîå íàáëþäåíèå äåæóðíîãî ïåðñîíàëà çà áîëüíûì, åãî êîðìÿò. Êîðìèòü áîëüíîãî íóæíî ïîíåìíîãó è ÷àùå, ÷åì îáû÷íî. Ïîëåçíî îáèëüíîå ïèòüå: êëþêâåííûé ìîðñ, ôðóêòîâûå ñîêè, ÷àé ñ ëèìîíîì, ìèíåðàëüíûå âîäû.

Ñ ïåðâûõ ÷àñîâ çàáîëåâàíèÿ áîëüíîìó ïðîâîäÿò àíòèáàêòåðèàëüíóþ òåðàïèþ àíòèáèîòèêàìè èëè ñóëüôàíèëàìèäàìè; íàçíà÷àþò ñîñóäèñòûå ñðåäñòâà: êîôåèí, êàìôîðó; ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè – ñòðîôàíòèí, ïðåïàðàòû äèãèòàëèñà.

Èç àíòèáèîòèêîâ ïðåæäå âñåãî ïîêàçàí áåíçèëïåíèöèëëèí. Ïðåïàðàò ââîäÿò âíóòðèìûøå÷íî â ñóòî÷íîé äîçå 2000000-3000000 ÅÄ â 4-6 ïðèåìîâ. Ýôôåêòèâíû ïîëóñèíòåòè÷åñêèåïåíèöèëëèíû: àìïèöèëëèí, îêñàöèëëèí, àìïèîêñ; ïðè íåïåðåíîñèìîñòè ïåíèöèëëèíà – ïðåïàðàòû èç ãðóïïû öåôàëîñïîðèíîâ (êåôçîë, öåïîðèí è äð. ïî 2 ã â ñóòêè â 2 ïðèåìà).

Èç ñóëüôàíèëàìèäíûõ ïðåïàðàòîâ ëó÷øå íàçíà÷àòü ïðîëîíãèðîâàííûå ñðåäñòâà (ñóëüôàäèìåòîêñèí) èëè êîìáèíèðîâàííûå (áèñåïòîë). Ïàäåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî íîðìàëüíîé íå ÿâëÿåòñÿ îñíîâàíèåì äëÿ îòìåíû àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Íåîáõîäèì ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé êîíòðîëü.

Ïîëîæèòåëüíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàåò êèñëîðîäíàÿ òåðàïèÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîé ìàñêè, êèñëîðîäíîé ïàëàòêè. Èç ñèìïòîìàòè÷åñêèõ ñðåäñòâ ïðèìåíÿþò ïðè ñèëüíîì êàøëå â íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ êîäåèí, â ïåðèîä ðàçðåøåíèÿïíåâìîíèè – îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà (òåðìîïñèñ, èïåêàêóàíà, îáèëüíîå ùåëî÷íîå ïèòüå è äð.). Õîðîøî äåéñòâóþò ãîð÷è÷íèêè è áàíêè. Âî èçáåæàíèå ðàçäðàæåíèÿ ïîñëå áàíîê è ãîð÷è÷íèêîâ íåîáõîäèìî íàñóõî âûòåðåòü êîæó è ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ.

Íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûì â ïåðâûå äâà ïåðèîäà çàáîëåâàíèÿ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïîðàæåíèÿ ïîëîñòè ðòà ñëåäóåò ïðîòèðàòü äåñíû, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè íåáà, ùåê, ÿçûêà 2% ðàñòâîðîì ãèäðîêàðáîíàòà íàòðèÿ èëè ñëàáûì ðàñòâîðîì ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè â óãëàõ ðòà, íà êðûëüÿõ íîñà ãåðïåòè÷åñêèõ âûñûïàíèé ýòè ó÷àñòêè íóæíî ñìàçàòü öèíêîâîé ìàçüþ. Âàæíî ñëåäèòü çà äåÿòåëüíîñòüþ êèøå÷íèêà; ïðè çàïîðàõ ñòàâÿò î÷èñòèòåëüíóþ êëèçìó. Ñ ìîìåíòà ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà áîëüíîé äîëæåí çàíèìàòüñÿ äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêîé.  ïåðâûå äíè åå ïðîâåäåíèÿ ìåòîäèñò çàíèìàåòñÿ ñ áîëüíûì â ïàëàòå. Ïðàâèëüíîå ëå÷åíèå ïðèâîäèò ê ïîëíîìó âûçäîðîâëåíèþ. Ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè è íåâûïîëíåíèè áîëüíûì âðà÷åáíûõ ðåêîìåíäàöèé âîçìîæíî ðàçâèòèå àáñöåññà ëåãêîãî.

Ïðîôèëàêòèêà

Êïðîôèëàêòè÷åñêèì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñÿòñÿ çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà, ðàöèîíàëüíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Íåîáõîäèìî èçáåãàòü ïåðåîõëàæäåíèé, ñîáëþäàòü ãèãèåíó òðóäà, îñîáåííî íà ïðåäïðèÿòèÿõ ñòàëåëèòåéíîé è õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè. Äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûìè îñóùåñòâëÿåòñÿ â òå÷åíèå ãîäà.

2. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

Î÷àãîâàÿïíåâìîíèÿ

Ïîä òåðìèíîì «î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ» îáúåäèíÿþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ è êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì ôîðìû ïíåâìîíèè, îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ âîâëå÷åíèå â âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ëåãêîãî â ïðåäåëàõ ñåãìåíòà, äîëüêè èëè àöèíóñà. Î÷åíü ÷àñòî î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ïîðàæåíèÿ áðîíõîâ, ÷òî äàëî ïîâîä íàçûâàòü åå áðîíõîïíåâìîíèåé.

Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ ìîæåò âîçíèêíóòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå (ïåðâè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ) èëè ðàçâèòüñÿ íà ôîíå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (âòîðè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå, ÷åì êðóïîçíàÿ.

Ïðè÷èíû

 êà÷åñòâå âîçáóäèòåëÿ áðîíõîïíåâìîíèè ìîæåò âûñòóïàòü ñàìàÿ ðàçíîîáðàçíàÿ áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà.  îòíîñèòåëüíî áîëüøîì ïðîöåíòå ñëó÷àåâ îñòðàÿ î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âûçûâàåòñÿ âèðóñàìè (ïíåâìîíèè ïðè ãðèïïå, îðíèòîçå). Íåðåäêî ïðè÷èíîé ïíåâìîíèè ÿâëÿþòñÿ ñî÷åòàíèÿ âèðóñîâ è áàêòåðèé. Âñå áîëüøåå çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðèîáðåòàþò ìèêîïëàçìû (ôèëüòðóþùèåñÿ àãåíòû, íå îòíîñÿùèåñÿ íè ê áàêòåðèÿì, íè ê âèðóñàì) è ãðèáû (êàíäèäû, àñïåðãåëëû è äð.).

 ïîñëåäíèå ãîäû â êà÷åñòâå âîçáóäèòåëÿ ïíåâìîíèè ïðè òàê íàçûâàåìîé áîëåçíè ëåãèîíåðîâ âûäåëåíà ëåãèîíåëëà; ïðè÷èíîé ñìåðòè áîëüíûõ ÑÏÈÄîì ÿâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ïíåâìîíèÿ, âûçâàííàÿ ïðîñòåéøèìè – ïíåâìîöèñòàìè.

Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âîçíèêàåò ÷àùå ó ëèö, ñòðàäàþùèõ äðóãèìè îñòðûìè èëè õðîíè÷åñêèìè áîëåçíÿìè, âêëþ÷àÿ îïóõîëè è äèàáåò, ó ïåðåí¸ñøèõ îïåðàöèè, òðàâìû.  ñâÿçè ñ äëèòåëüíûì âûíóæäåííûì ïîëîæåíèåì áîëüíîãî íà ñïèíå (ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, èíôàðêòå ìèîêàðäà, èíñóëüòå) âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â íèõ ìîæåò ðàçâèòüñÿ ãèïîñòàòè÷åñêàÿ (çàñòîéíàÿ) ïíåâìîíèÿ.

×àñòî î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âîçíèêàåò íà ôîíå õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé ëåãêèõ (õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, áðîíõîýêòàòè÷åñêàÿ áîëåçíü è äð.). Ñóùåñòâåííóþ ðîëü èãðàåò çàêóïîðêà ñëèçèñòûìè èëè ãíîéíûìè ïðîáêàìè ìåëêèõ áðîíõîâ ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì àòåëåêòàçîâ â ëåãî÷íîé òêàíè, ïðèâîäÿùèõ ê î÷àãîâîé ïíåâìîíèè.

Íåðåäêî î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðåäøåñòâóåò êàòàðàëüíîå ñîñòîÿíèå âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé: èíôåêöèÿ, ðàñïðîñòðàíÿé íà ðàñïîëîæåííûå íèæå îòäåëû äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðèâîäèò ê áðîíõîïíåâìîíèè.

Êëèíèêà

Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ óñòàíîâèòü íå óäàåòñÿ.  òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ, îñîáåííî ó ìîëîäûõ ëþäåé, çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî: òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 38-38,5° Ñ, ïîÿâëÿåòñÿ èëè óñèëèâàåòñÿ êàøåëü ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ìîêðîòû; âîçìîæíà îäûøêà. Ëèõîðàäêà îáû÷íî êðàòêîâðåìåííàÿ (2-4 ñóò), èìååò íåïðàâèëüíûé õàðàêòåð.

Äàííûå ôèçèêàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ãðóäíîé êëåòêè çàâèñÿò îò ðàñïîëîæåíèÿ î÷àãà. Ïðè öåíòðàëüíîì ðàñïîëîæåíèè î÷àãà èëè íåáîëüøèõ ïåðèôåðè÷åñêè ðàñïîëîæåííûõ î÷àãàõ íå íàáëþäàåòñÿ ñóùåñòâåííûõ èçìåíåíèé ãîëîñîâîãî äðîæàíèÿ è óêîðî÷åíèÿ ïåðêóòîðíîãî çâóêà. Åñëè î÷àã ðàñïîëîæåí ïîâåðõíîñòíî, íà ñîîòâåòñòâóþùåì ó÷àñòêå ãðóäíîé êëåòêè ïðîñëóøèâàþòñÿ áîëåå æåñòêîå äûõàíèå, âëàæíûå ìåëêî-ïóçûð÷àòûå çâîíêèå õðèïû. Ïðè ñîïóòñòâóþùåì áðîíõèòå âûñëóøèâàþòñÿ è ñóõèå õðèïû. Èçìåíåíèÿ â äðóãèõ îðãàíàõ, êàê ïðàâèëî, îòñóòñòâóþò.  êðîâè îáû÷íî óìåðåííûé ëåéêîöèòîç ñ ïàëî÷êîÿäåðíûì ñäâèãîì, èíîãäà (îñîáåííî ïðè âèðóñíîé èíôåêöèè) íàáëþäàåòñÿ ëåéêîïåíèÿ.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêàÿ êàðòèíà ïðè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ìîæåò áûòü ðàçíîîáðàçíîé. Êàê ïðàâèëî, èìåþòñÿ ÷åòêèå î÷àãè çàòåìíåíèÿ (ðèñ. 15), íåðåäêî ìíîæåñòâåííûå. Ïðè îãðàíè÷åííîé ìåëêîî÷àãîâîé ïíåâìîíèè âûðàæåííûõ èçìåíåíèé ìîæåò íå áûòü; îòìå÷àåòñÿ ëèøü èçìåíåíèå ëåãî÷íîãî ðèñóíêà.

Òå÷åíèå î÷àãîâîé ïíåâìîíèè è å¸ èñõîäû ÷ðåçâû÷àéíî ðàçíîîáðàçíû è çàâèñÿò îò ìíîãèõ óñëîâèé, ñðåäè êîòîðûõ âàæåí õàðàêòåð âîçáóäèòåëÿ, à äëÿ âòîðè÷íîé ïíåâìîíèè – õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ, íà ôîíå êîòîðîãî îíà ðàçâèâàåòñÿ. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ îáû÷íî ïðîòåêàåò áîëåå äëèòåëüíî è âÿëî, ÷åì êðóïîçíàÿ.  ïîñëåäíèå ãîäû îñîáåííî ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ çàòÿæíîå òå÷åíèå îñòðîé ïíåâìîíèè. Ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé ñòàôèëîêîêêàìè, âîçìîæíî ðàçâèòèå òàêîãî îñëîæíåíèÿ, êàê àáñöåäèðîâàíèå.

Ëå÷åíèå

Ïðè ëå÷åíèè î÷àãîâûõ ïíåâìîíèé ñëåäóåò ïðèäåðæèâàòüñÿ òåõ æå ïðèíöèïîâ, ÷òî è ïðè ëå÷åíèè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè. Áîëüøóþ ðîëü, ÷åì ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè, â âûáîðå àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè èãðàþò âûäåëåíèå âîçáóäèòåëÿ è îïðåäåëåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê íåìó øèðîêîãî ñïåêòðà àíòèáèîòèêîâ. Òàê, ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé ìèêîïëàçìàìè, ýôôåêòèâåí ýðèòðîìèöèí èëè òåòðàöèêëèí. Ïíåâìîíèÿ ïðè áîëåçíè ëåãèîíåðîâ ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ ýðèòðîìèöèíîì èëè ðèôàìïèöèíîì.

Ïðîôèëàêòèêà

Ïðåæäå âñåãî, íóæíà ïðîôèëàêòèêà ãðèïïà, áðîíõèòà; ïðîâåäåíèå ìåðîïðèÿòèé, ïîâûøàþùèõ îáùóþ ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà. Ïðåäóïðåæäåíèå ãèïîñòàòè÷åñêîé ïíåâìîíèè çàêëþ÷àåòñÿ â òùàòåëüíîì óõîäå çà áîëüíûìè, ñòðàäàþùèìè òÿæåëûìè òåðàïåâòè÷åñêèìè è õèðóðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, íàõîäÿùèìèñÿ â ïàññèâíîì ïîëîæåíèè.

3. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ è íåîòúåìëåìûõ ïîíÿòèé ñîâðåìåííûõ ìîäåëåé ñåñòðèíñêîãî äåëà.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ âêëþ÷àåò â ñåáÿ îáñóæäåíèå ñ ïàöèåíòîì è (èëè) åãî áëèçêèìè âñåõ âîçìîæíûõ ïðîáëåì (î íàëè÷èè íåêîòîðûõ èç íèõ ïàöèåíò è íå ïîäîçðåâàåò), ïîìîùü â èõ ðåøåíèè â ïðåäåëàõ ñåñòðèíñêîé êîìïåòåíöèè.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ñîñòîèò èç 5 ýòàïîâ:

ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå (ñáîð èíôîðìàöèè î ïàöèåíòå);

ñåñòðèíñêàÿ äèàãíîñòèêà (îïðåäåëåíèå ïîòðåáíîñòåé);

îïðåäåëåíèå öåëåé è ïëàíèðîâàíèå óõîäà;

ðåàëèçàöèÿ ïëàíà óõîäà;

îöåíêà è êîððåêöèÿ óõîäà â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè.

I ýòàï

Ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå.

Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ è æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé: ñîçíàíèÿ, äûõàíèÿ (òàõèïíîý), êðîâîîáðàùåíèÿ.

Âèçóàëüíàÿ îöåíêà ìîæåò âûÿâèòü:

– áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ;

– àêðîöèàíîç;

– ãåðïåòè÷åñêèå âûñûïàíèÿ;

– îòñòàâàíèå ïîðàæ¸ííîé ñòîðîíû ãðóäíîé êëåòêè â àêòå äûõàíèÿ.

Èññëåäîâàíèå ïóëüñà, àóñêóëüòàöèÿ ñåðäöà, ïîäñ÷åò ×ÑÑ (òàõèêàðäèÿ).

Èçìåðåíèå ÀÄ (ìîæåò áûòü àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòåíçèÿ).

Èññëåäîâàíèå ë¸ãêèõ ìîæåò âûÿâèòü:

– óêîðî÷åíèå (òóïîñòü) ïåðêóòîðíîãî çâóêà íàä ïîðàæ¸ííûì ó÷àñòêîì ë¸ãêèõ;

– óñèëåíèå áðîíõîôîíèè è ãîëîñîâîãî äðîæàíèÿ;

– àóñêóëüòàòèâíî – îñëàáëåíèå äûõàíèÿ íà îãðàíè÷åííîì ó÷àñòêå, ëîêàëüíî âûñëóøèâàåìîå áðîíõèàëüíîå äûõàíèå, ìåëêîïóçûð÷àòûå õðèïû èëè èíñïèðàòîðíàÿ êðåïèòàöèÿ.

Èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû (õàðàêòåðíà ëèõîðàäêà >38 °Ñ).

Èçìåðåíèå ÀÄ.

Ñîáèðàåì ñâåäåíèÿ î ïðèíèìàåìûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ.

II ýòàï

Äèàãíîñòèðîâàíèå èëè îïðåäåëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà: ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, ãîëîâíàÿ áîëü, îçíîá, áîëü â ãðóäíîé êëåòêå, êàøåëü, ìîêðîòà, îäûøêà, ïîòëèâîñòü, ïëîõîé ñîí, ïëîõîé àïïåòèò.

Íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå: ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû, ïîñòåëüíûé ðåæèì, îáèëüíîå ïèòü¸.

III ýòàï

Ïëàíèðîâàíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.

1. Îáåñïå÷èòü ñîáëþäåíèå áîëüíûì ïðåäïèñàííîãî ðåæèìà.

2. Ïðè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðå – óõîä çà ëèõîðàäÿùèì áîëüíûì.

3. ׸òêî è ñâîåâðåìåííî âûïîëíÿòü íàçíà÷åíèÿ âðà÷à.

4. Ñëåäèòü çà ÷àñòîòîé è õàðàêòåðîì äûõàíèÿ, ïóëüñîì è ÀÄ.

5. Ñëåäèòü çà êîëè÷åñòâîì è õàðàêòåðîì ìîêðîòû.

6. Ñëåäèòü çà ðåãóëÿðíîé ñìåíîé áåëüÿ.

7. Êîíòðîëèðîâàòü êà÷åñòâî è ðåæèì ïèòàíèÿ ïàöèåíòà.

8. Îáó÷èòü áîëüíîãî äûõàòåëüíûì è äðåíàæíûì óïðàæíåíèÿì.

Ìîòèâàöèÿ: äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî è ýôôåêòèâíîãî ëå÷åíèÿ.

IV ýòàï

Îñóùåñòâëåíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïî ñîñòàâëåííîìó ïëàíó.

Öåëü: 1. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà áîëüíîãî.

2. Ïðîôèëàêòèêà è áîðüáà ñ îñëîæíåíèÿìè.

3. Ðåæèì, äèåòà, âûïîëíåíèå âñåõ íàçíà÷åíèé âðà÷à.

V ýòàï

Íà ïÿòîì ýòàïå ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà îöåíèâàåò ýôôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêîãî âìåøàòåëüñòâà è ñòåïåíü äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè è ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðîèçâîäèò êîððåêòèðîâêó.

Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà ñîîáùàåò ïàöèåíòó ðåçóëüòàò îöåíêè: îí äîëæåí çíàòü, íàñêîëüêî óñïåøíî ñïðàâèëñÿ ñ ïîñòàâëåííîé çàäà÷åé.

Îöåíêà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñåñòðîé íåïðåðûâíî, èíäèâèäóàëüíî. Åñëè ïðîáëåìà ðåøåíà, ñåñòðà äîëæíà îáîñíîâàííî óäîñòîâåðèòü â ñåñòðèíñêîé èñòîðèè áîëåçíè. Åñëè öåëè íå óäàëîñü äîñòèãíóòü, ñëåäóåò âûÿñíèòü ïðè÷èíû íåóäà÷è è âíåñòè íåîáõîäèìóþ êîððåêòèðîâêó â ïëàí ñåñòðèíñêîé ïîìîùè.  ïîèñêàõ îøèáêè íåîáõîäèìî åùå ðàç ïîýòàïíî ïðîàíàëèçèðîâàòü âñå äåéñòâèÿ ìåäñåñòðû.

Èñïîëüçóåìàÿëèòåðàòóðà

1. Ó÷åáíîå ïîñîáèå «Âíóòðåííèå áîëåçíè» Í.È.Ôåäþêîâè÷ 2000ã.

2. È.À.Áåðåæíîâà «Ñïðàâî÷íèê ìåäñåñòðû» 2005ã.

3. Â.È.Ìàêîëêèí, Ñ.È.Îâ÷àðåíêî, Í.Í.Ñåìåíêîâ «Âíóòðåííèå áîëåçíè»

4. Â.È.Ìàêîëêèí, Ñ.È.Îâ÷àðåíêî, Í.Í.Ñåìåíêîâ «Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè» 2002ã.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник