Сестринская помощь при остром отите
СП при заболеваниях органов дыхания
Формирование органов дыхания заканчивается к семи годам, а в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста:
1. Относительно малые размеры и узкие просветы.
2. Слизистая тонкая, сухая, легко ранимая.
3. Слабое развитие желез, вырабатывающих секрет.
4. Снижение секреции иммуноглобулина А и сурфактанта.
Верхние дыхательные пути – от отверстия носа до голосовых связок.
Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, легкие.
При нормальном дыхании вдох всегда активный, а выдох пассивный. Усиленное дыхание требует активного вдоха и активного выдоха. При форсированном дыхании в акт дыхания вовлекается дополнительная мускулатура.
Продолговатый мозг контролирует частоту и глубину дыхания. Деятельность дыхательного центра зависит от концентрации газов, растворенных в крови (в частности углекислого газа).
Функциональные исследования дыхательной системы проводят по трем основным показателям:
1. Глубина дыхания и ритм.
2. Тип дыхания (зависит от возраста и пола, у детей раннего возраста брюшной тип дыхания, у мальчиков он сохраняется и дальше, а у девочек с 5 лет переходит в грудной тип дыхания).
3. Частота дыхания – зависит от возраста:
· новорожденные: ЧДД 40-60 в минуту
· 1-2 года: ЧДД 30-35 в минуту
· 3-4 года: ЧДД 25-30 в минуту
· 5-6 лет: ЧДД 20-25 в минуту
· 10-12 лет: ЧДД 18-20 в минуту
Острый ринит
Это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Возбудители: риновирусы. Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой. Инкубационный период: 1-2 дня.
Клиника
У детей раннего возраста насморк протекает тяжело:
1. Ребенок вялый, температура субфебрильная, беспокойный непродолжительный сон.
2. Носовое дыхание затруднено, выделения из носа водянисто-слизистые, позже густые и слизисто-гнойные.
3. Акт дыхания и состояния нарушены.
4. В зеве гиперемия небных душек.
5. Возможна рвота.
У недоношенных и новорожденных детей ринит протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ. У детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией, длительно выраженный субфебрилитет (длительность заболевания 7-10 дней).
Осложнения: воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, трахеит, бронхит, ларингит, отит).
Отит
Отит – воспаление среднего уха. Заболевание чаще возникает в зимне-весенний период. Отит может осложнить ОРВИ, корь, скарлатину, ангину.
Возбудителем является бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, пневмококк, различные вирусы.
Предрасполагающие факторы:
· тонкая барабанная перепонка;
· короткая Евстахиева труба (поэтому инфекция легко попадает в ухо);
· снижение иммунитета;
· переохлаждение.
Клиника:
1. Отказ от груди.
2. Общее беспокойство.
3. Вскрикивание при сосании.
4. Субфебрилитет.
5. Резкая боль при надавливании на козелок уха.
При осложненном течении: перфорация барабанной перепонки, когда выделяется серозно-гнойное отделяемое.
При тяжелом течении появляются менингиальные симптомы (судороги, рвота).
Прогноз в большинстве случаев благоприятный, иногда может возникать рецидив.
Основные принципы лечения острого ринита:
1. Симптоматическая терапия.
2. Антибиотикотерапия.
3. Местное лечение.
Профилактика острого ринита и отита:
1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.
2. Санация полости носа.
3. Избегать переохлаждений.
4. Систематически проводить закаливающие процедуры.
СП при остром рините и отите.
Возможные проблемы пациента:
¾ нарушение дыхания
¾ боль в ухе
¾ нарушение сна, сосания, глотания
¾ дискомфорт, связанный с заболеванием
¾ риск развития осложнений
¾ страх перед манипуляциями
Проблемы родителей:
¾ дефицит знаний о заболевании и уходе
¾ дефекты в организации режима, вскармливания и ухода в связи с отсутствием навыков
¾ неадекватная оценка состояния ребенка
Сестринские вмешательства:
1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах, особенностях течения, профилактики и методах лечения возможных осложнений.
2. Создать обстановку взаимного доверия, вовлекать родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.
3. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо; постановке согревающего компресса согласно алгоритмам.
4. Рекомендовать перед каждым кормлением санировать нос (отсосать слизь, промыть носовые ходы физраствором (0,9% водный раствор хлорида натрия), закапать капли).
5. Во время кормления держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями в жидком или полужидком виде.
6. Витаминизированное питье (чай с молоком и тд).
7. Выполнять назначения врача.
8. После курса антибиотикотерапии в диету включить биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
Ангина
Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.
Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и тд).
Возбудители заболевания: бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, вирусы, грибы.
Источники заболевания: больные ангиной, бактерионосители.
Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой, алиментарный.
Факторы риска развития ангины: переохлаждение, хронические очаги инфекции, снижение иммунитета.
Дети до года ангиной болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.
Различают следующие виды ангин:
1. Катаральная – воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.
2. Фолликулярная – воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.
3. Лакунарная – миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.
4. Флегмонозная – воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).
Такое разделение ангины является условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.
Основные клинические проявления ангины:
· общие симптомы интоксикации: высокая температура, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, рвота (особенно у маленьких детей);
· боль при глотании, усиление саливации, неприятный запах изо рта;
· местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса в глубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса;
· регионарный лимфаденит – подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации.
Длительность заболевания 5-10 дней.
Осложнения: отит, ревмокардит, гломерулонефрит.
Основные принципы лечения ангины:
1. Постельный режим на 5-7 дней.
2. Обильное теплое питье.
3. Антибиотики, курс 7-10 дней.
4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.
5. Жаропонижающие.
6. Антигистаминные препараты.
7. Витаминотерапия.
Профилактика:
· своевременная санация хронических очагов инфекции
· рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков
· закаливание организма
· избегать тесного контакта с больным ангиной
СП при ангинах
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные, приоритетные проблемы, нарушенные жизненно-важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
· нарушение аппетита
· нарушение глотания из-за болей в горле
· дефицит жидкости в связи с лихорадкой
· нарушение сна
· риск развития осложнений
· страх перед манипуляциями
Возможные проблемы родителей:
· дефицит знаний о заболевании и уходе
· недостаточное внимание ребенку
· дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков
· неадекватная оценка состояния ребенка
Сестринские вмешательства
1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения, принципах лечения, возможных осложнениях.
2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить в постели комфортное положение, разнообразить его досуг.
3. Вовлечь ребенка и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Объяснить родителям, что курс антибиотиков должен быть 7-10 дней во избежание развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений.
4. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:
¾ настой из шалфея – 1 столовую ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки;
¾ настой из тысячелистника – 2 столовые ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить, полоскать 4 раза в сутки;
¾ настой из календулы – 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6 раз в сутки.
5. Обучить родителей постановке согревающего компресса на шейно-подчелюстную область (45% теплый р-р этилового спирта), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса и оставить еще на 4-6 часов.
6. Легкоусвояемая, полужидкая пища, увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 л в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, отвар шиповника (3 столовые ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут, в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день).
7. После курса антибиотиков включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
8. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделять отдельную посуду, после ее использования кипятить, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить легко моющиеся, влажная уборка, проветривание).
9. Вне обострения заболевания проводить профилактические мероприятия: сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапия, санация полости рта.
10. При повторяющихся ангинах – динамическое наблюдение у педиатра, кардиоревматолога, ЛОР, стоматолога.
1 | 2 | 3 | 4 |
Источник
ВОСПАЛЕНИЕ СРЕДНЕГО УХА (ОТИТ).
Острый отит— это острое воспаление среднего уха.
Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний период. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).
Возбудители заболевания:
— гемолитический стрептококк группы А;
Предрасполагающие факторы развития отита:
— особенности анатомического строения барабанной полости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: барабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;
— хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспаление придаточных пазух носа и др.).
Выделяют 2 стадии острого отита:
1. Острый неперфоративный отит.
2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфорацией барабанной перепонки и гноетечением из барабанной полости).
Основные клинические проявления отита:
— общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;
— типичный характер боли — покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;
— резкая боль при надавливании на козелок уха;
— при осложненном течении происходит перфорация барабанной перепонки и выделение патологического содержимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);
При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение большого родничка и пр.).
В большинстве случаев прогноз благоприятный.
Основные принципы лечения отитов:
1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.
2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложненном течении отита).
3. Местное применение обезболивающих и противовоспалительных средств: — с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);
— сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, нафтизин, отривин;
— тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.
Профилактика.
1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.
2. Своевременно санировать полость носа.
3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.
4. Избегать переохлаждений.
5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.
Сестринский уход при остром рините и остром отите.
Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента: —нарушение дыхания;
— резкая, нестерпимая боль в ухе;
— нарушение сосания, глотания;
— дискомфорт, связанный с заболеванием;
— страх перед манипуляциями и др.
Сестринское вмешательство:
1. Создать обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:
2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физиологическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теплым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтением книг, спокойными играми.
4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж рефлексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
5. При повторяющихся отитах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами — педиатром и отоларингологом.
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.
Ангина— это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.
Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).
Возбудители заболевания:
— (3-гемолитический стрептококк группы А;
Источники инфекции:
Пути передачи инфекции:
Факторы риска развития ангины:
— хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);
— хроническая тонзиллярная инфекция в семье.
Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.
Различают следующие виды ангин:
Катаральная:воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.
Фолликулярная ангина:воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.
Лакунарная ангина;миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.
Флегмонозная ангина: воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).
Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.
Основные клинические проявления ангины:
1. общие симптомы интоксикации:высокая лихорадка, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких детей);
2. боль при глотании,усиление саливации, неприятный запах изо рта;
3. местные симптомы:отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);
4. регионарный лимфаденит(подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.
Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.
Основные принципы лечения ангины.
1. Постельный режим на 5-7 дней.
3. Противомикробная терапия:
4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.
5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, панадол и пр.
6. Антигистаминные средства.
Профилактика.
1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.
1. Рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков.
2. Закаливание организма, регулярные дозированные физические нагрузки.
3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.
Сестринский уход при ангинах.
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
— нарушение глотания из-за болей в горле;
— дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
— высокий риск развития осложнений;
— неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
— страх перед манипуляциями и др.
Сестринское вмешательство.
1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.
2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.
4. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).
5. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:
6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.
7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника .
8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.
Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардиологом, отоларингологом, стоматологом.
источник
Сестринский процесс при заболеваниях уха.
Этап сестринского процесса — сбор информации.
Головокружение создает у пациента иллюзию, что его тело или окружающие предметы кружатся или падают. Часто больные жалуются на головокружение, подразумевая ощущение измененной пространственной ориентации, например, неустойчивость, потерю равновесия или легкость в голове. При сборе анамнеза важно отличать чувство общей неустойчивости от ощущения вращения. Например, если пожилой пациент быстро встанет, он может почувствовать головокружение по причине ортостатического перераспределения крови, а не вследствие болезни вестибулярной системы. Головокружение обычно указывает на заболевание вестибулярного аппарата. Ощущение опрокидывания или падения может носить изначально вестибулярный характер.
Если подозревается заболевание, связанное с дисфункцией ЦНС, нужно спросить пациента, страдает ли он головными болями, и наблюдаются ли у него зрительные, сенсорные или моторные нарушения. Приступы, сопровождающиеся падением, или глубокие обмороки с нарушением нормального процесса мышления, подсказывают, что происхождение заболевания носит центральный (мозговой) характер. Пациент с поражением центральной нервной системы также может рассказать о развитии головокружения при внезапной вспышке света или быстрой смене окружающей обстановке. У пациентов старшего возраста с гипертонической болезнью причиной головокружения могут быть преходящие нарушения мозгового кровообращения.
Необходимо знать подробную историю приема пациентом лекарств. Головокружение обычно вызывают нейролептики и гипотензивные средства. Нерегулярный пульс, слабость, усталость или затруднение мышления в комбинации с приступами головокружения и сильной головной болью, а также пониженное давление – могут стать причиной предобморочного головокружения. На неспецифическое головокружение обычно жалуются пациенты с гиповолемией.
Возникновение чувства тревоги объясняется сведениями из анамнеза болезни. Такие пациенты жалуются на немотивированное возникновение паники и фобии. Они редко упоминают непосредственно о головокружении, но могут описывать свое состояние как плавающее, сопровождаемое чувством отрешенности. При подозрении, что головокружение пациента связано с чувством тревоги, не следует тут же ставить диагноз вестибулярного заболевания, так и от чувства тревоги. Зная продолжительность симптоматики, врач может облегчить себе задачу при определении причины появления головокружения. Поэтому важно спросить: «Как долго обычно продолжаются головокружения?».
Секунды Доброкачественное позиционное головокружение
Минуты Вертебробазилярная недостаточность, мигрень
Дни Вестибулярный неврит, инфаркт лабиринта.
Примеры сестринских диагнозов при заболеваниях уха:
Чувство потери (или снижения) слуха после приема водных процедур
Боль в ухе стреляющего характера
Ощущение прорыва барабанной перепонки
Постоянное гноетечение (при эпитимпанитах)
Недомогание, слабость, разбитость
Осуществление плана сестринских вмешательств.
Подготовка к операции на верхних дыхательных путях и ухе производится по общим правилам с некоторыми дополнениями. В настоящее время при операциях на ухе практически отказались от стрижки головы наголо. Вечером перед операцией выбривают кожу позади ушной раковины (размером примерно 4-6 см.). Остальные волосы зачесывают на сторону, противоположную оперируемому уху, а около операционного поля закрепляют повязкой с клеолом. Утром перед операцией больной чистит зубы и полощет рот дезинфицирующим раствором.
Медсестра аудиологического кабинета.
Медицинская сестра сурдологического (аудиологического) кабинета должна уметь проверять слух шепотной и разговорной речью, камертонами, проводить тональную аудиометрию, воспроизводить ее на специальных бланках — аудиограммах. Перед обследованием сестра должна объяснить больному, что ему следует делать, как вести себя в процессе исследования. Если больной не слышит, надо написать задание на бумаге. Лишь после того, как сестра убедиться, что ее поняли, можно выполнять обследование. Аккуратность, внимание — основные качества, облегчающие труд медицинской сестры на этом посту.
Как поступать, если показания аудиограммы расходятся с результатами осмотра и теста камертоном? Возможно, аудиологическое оборудование уже давало ошибочные результаты в последнее время? Оба ли наушника исправны? Правильно ли тестирующий пользуется камертонами? Понял ли пациент указания медицинской сестры? Возможно, у пациента замедленное восприятие. Необходимо просмотреть (если это возможно) старые аудиограммы для сравнения.
Все пациенты с потерей слуха должны пройти медицинское освидетельствование, прежде чем приобретать слуховой аппарат. Часто пациентам с нарушением слуховой проходимости может помочь консервативное или хирургическое лечение.
Пациент с внезапной потерей слуха из-за травмы или инфекции или с асимметричной потерей слуха должен пройти обследование с применением слуховых тестов.
При таких симптомах, как шум в ушах, чувство заложенности, головокружение или травма уха – обязательная консультация оториноларинголога — сурдолога.
Элементы сбора анамнеза и осмотра пациента с потерей слуха.
1. Сбор анамнеза включает выявление событий того периода, когда произошла потеря слуха, например, была ли она следствием травмы, инфекции, напряжения или консервативного лечения.
2. Выяснение природы начала симптомов, включая время, определение пораженной части, отологических симптомов: боли, выделений, шума в ушах, головокружения, дисфункции черепных нервов и других неврологических отклонений.
3. Выявление событий, предшествовавших потере слуха, — наследственность, оториноларингологические вмешательства на ухе, чрезмерное воздействие шума.
4. Физикальное обследование – полный осмотр области головы и шеи, включая исследование состояния черепных нервов, проведение пневматической отоскопии, тестов с камертонами.
5. Неврологический осмотр – по показаниям.
Ниже приведена серия вопросов, специально разработанных для оценки состояния слуха и обнаруживающая признаки ухудшения слуха.
1. Вам хочется, чтобы с Вами говорили медленнее, так как Вам трудно понять содержание разговора.
2. Вы часто просите собеседника говорить громче.
3. Вам трудно разговаривать по телефону, так как Вы не понимаете отдельных слов.
4. Ваши близкие жалуются, что Вы слишком громко включаете телевизор или радиоприемник.
5. На совещаниях, докладах, в гостях, в театре Вы напрягаете свой слух и при этом пропускаете, не слышите отдельных слов и даже иногда теряете смысл отдельных фраз.
6. Вы с трудом разбираете женские и детские голоса
7. Вы чувствуете, что перестали слышать знакомые Вам ранее звуки: пение птиц, шорохи листьев, тихую музыку, тихий разговор окружающих и так далее.
8. Вы стали плохо слышать звонок телефона или дверной звонок.
9. Находясь в транспорте, Вы с трудом понимаете разговор.
Если хотя бы на один из вопросов у Вас будет утвердительный ответ, если к тому же у Вас в детстве болели уши, если Вы любите слушать громкую музыку, — Вам необходимо обратиться в Центр коррекции слуха, где Вам смогут помочь. Помните, что слух – это Ваше здоровье и Ваш комфортный стиль жизни.
Если у пациента с потерей слуха возникают объективные или субъективные трудности при общении, ему может помочь усилитель звука. Виды слуховых аппаратов:
внутриушной слуховой аппарат,
внутриканальный слуховой аппарат,
укороченный внутриканальный слуховой аппарат,
карманный слуховой аппарат,
слуховой аппарат в оправе очков.
в настоящее время активно используются и применяются цифровые (компьютерные) слуховые аппараты, а также слуховые импланты.
Медицинская сестра сурдологического кабинета должна знать особенности каждого из аппаратов и объяснить при необходимости их преимущества и недостатки.
Преимущества заушного слухового аппарата:
Достаточная мощность, чтобы помочь пациенту с глубокой потерей слуха;
Внешне более привлекателен, чем карманный;
Устройство достаточно велико, чтобы осуществлять многосторонний контроль электроакустических свойств, легко настраивать;
Микрофон и приемник лучше пространственно разделены в заушном аппарате, нежели во внутриушном и внутриканальном, что уменьшает паразитную обратную связь.
Недостатки заушного слухового аппарата:
У пациентов с выраженной глухотой наушник должен плотно входить в канал, чтобы избежать проблем, связанных с паразитной обратной связью;
Требуется навык в обращении;
Ушные раковины должны быть нормально развиты. Слуховые аппараты запотевают и внешне менее привлекательны по сравнению с теми, которые вставляются в ушное отверстие или канал.
Человек, который не слышит, лишен возможности полноценного общения, ему недоступно богатство и красота звуков. Это ведет к возникновению чувства одиночества, сковывает рамками непонимания. Люди такого типа легко ранимы, обидчивы. Недостаток звуковой информации проявляется в недопонимании, а иногда и в недружелюбном отношении глухого к слышащему. Это надо учитывать медсестре при работе с больными со сниженным слухом. Они не сразу понимают, чего от них хотят, часто просят повторить сказанное, записать, что требует от медицинского персонала терпения и такта, неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики. Человек не должен чувствовать себя виноватым из-за своего недостатка.
Надо сказать, что люди со сниженным слухом часто подвергаются насмешкам окружающих. При обращении больного в сурдологический кабинет, первый, с кем ему приходится общаться, — медицинская сестра. Следует подойти к нему тактично, дать высказаться, при необходимости вести диалог на бумаге. Внимательное отношение к больному, стремление оказать ему поддержку поможет ему обрести уверенность в себе. Иногда, чтобы больной проникся доверием к медицинскому работнику, ему достаточно просто проявить себя доброжелательным слушателем.
источник
Источник