Село ожога воловского района липецкой области
Оставшись в раннем детстве сиротой, воспитывался родной тетей. В 1949 г. Василий Мирчук окончил 3 класса начальной школы, а в следующем году поступил в Свято-Духовской скит Почаевской лавры, затем перешёл в саму лавру, где и находился до марта 1961 г., исполняя различные послушания. Пострижен в монашество с именем Валерий 4 марта 1958 г., а 11 августа того же года рукоположен в иеродиакона. С 1961 по 1963 г. работал сторожем при храме с. Ячейка Эртильского района Воронежской области, помогая иногда священнику чтением и пением на клиросе. В 1963-1965 гг. служил диаконом Воскресенской церкви г. Новохопёрска.
8 февраля 1965 г. епископом Владимиром (Котляровым) рукоположен в иеромонаха и направлен в Михайло-Архангельский храм с. Ячейка. В ноябре 1968 г. иеромонах Валерий (Мирчук) стал священником Вознесенского собора г. Ельца, где скоро стал весьма почитаем прихожанами за свою подвижническую жизнь и многие духовные дары, которыми наделил его Господь. Избегая славы земной, о. Валерий часто брал на себя духовный подвиг юродства. В 1978 г. игумен Валерий стал настоятелем Благовещенского храма с. Ожога Воловского района, где вскоре вокруг батюшки образовалась небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу.
31 марта 1980 года отец Валерий награжден крестом с украшениями. В 1982 году возведен в сан архимандрита. В 1995 году удостоен права совершать Божественную Литургию с открытыми Царскими вратами. За заслуги перед Церковью награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Но все это не пробуждало гордости в отце Валерии. Избрав путь смирения, он тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.
Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов.
11 января 2005 года схиархимандрит Серафим преставился ко Господу. Его погребение состоялось 13 января 2005 года.
Схиархимандрит Серафим нашел упокоение на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря. Место погребения старец выбрал сам.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2005 года было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.
23 сентября 2005 года в Благовещенском храме была совершена Божественная Литургия, после которой объявлено об учреждении нового монастыря.
Настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.
В обители действуют 2 храма: Центральный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя пределами: в честь архистратига Божия Михаила и святителя Николая Чудотворца. Храм построен в 1735-1746 гг. помещиком Шатиловым И.И.
Второй храм домовый в честь Святителя Феофана, затворника Вышенского.
В Благовещенском храме 5 паникадил, из них 2 больших, зажигаются от свечи. В храме горят 40 неугасимых лампад, каждый год обновляемые огоньком из Иерусалима от Гроба Господня.
Постоянно проявляется забота о благоустройстве монастыря При входе в обитель возвышается новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, где ведутся завершающие работы – отопление.
Храмы изобилуют иконами. Вокруг монастыря возведена ограда из красного кирпича длинной 920 м и высотой 3м(013.jpg). Звонница, забор, ограда вокруг храма украшены ковкой из металла. Площадь под монастырем увеличена на 1900 кв.м. Проведен внешний капитальный ремонт Благовещенского храма. Построено два гаража на 4 места, помещения для скота на 150 и 200 кв.м.
Сестры и священнослужители заселили 2 вновь отстроенных помещения со всеми удобствами. Построена трапезная на 150 мест с кухней и подсобными помещениями.
В храме каждодневно совершается суточный круг богослужений и только один день отводится для благоустройства в храме. В это день служат правило. На клиросе читаются поучения Святых Отцов, а на трапезе жития Святых. После трапезы игумения беседует с сестрами и прихожанами. На службе сестры присутствуют ежедневно. Схимонахини причащаются каждую седмицу, а остальные 1 раз в 2 недели, могут и чаще, если двунадесятые праздники, больные или день Ангела. Для всех молитвенный день начинается с 6 утра с акафиста и полунощницы, а после часть сестер идут на послушания, а остальные остаются молиться в храме. При этом вычитываются все синодики и помянники. Свободное время для молитвы и отдыха с 12.00 до 16.00. Одни сестры выполняют свое правило до 3 часов ночи, а другие после 3 часов ночи. Ежедневно вычитывается Псалтирь, поминаются живые и усопшие. На заказных обеднях человек поминается о здравии 6 раз и об упокоении 7 раз (1 раз вынимают частичку). Два раза в неделю священнослужители служат заупокойную службу, молебен, панихиды, соборуют, причащают. Совершают требы: освящают жилые и производственные помещения, машины, соборуют и причащают на дому. По воскресениям служат панихиды или литию на монастырском кладбище.
Насельницы монастыря с любовью и терпением несут свои послушания – несут послушания в алтаре, на клиросе, в трапезной и на скотном дворе, заняты выпечкой хлеба, просфор, пошивом одежды и облачений, обновлением и реставрацией икон. Больше половины насельниц монастыря – люди преклонного возраста, нуждающиеся в постоянном уходе. Молодые послушницы заботливо ухаживают за лежачими больными. Весной и осенью насельницы обители обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз. В летний период заготавливаются дрова на зиму.
В 2006 году для монастыря главным событием стало обретение святого источника, названного в честь святителя Николая. Святой источник был уничтожен в 1917 году. Было предпринято много попыток отыскать источник, и только в апреле 2006 года он был обнаружен. Были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, взята проба воды на пригодность. На святом источнике планируется постройка купальни.
Многочисленные паломники приезжают в обитель со всех концов России. Многим из них дорога память о схиархимандрите Серафиме (Мирчуке), как о духовном отце.
Духовная жизнь в монастыре с каждым годом растет. Все больше и больше людей обращаются за молитвенной помощью и решают волнующие их проблемы: о воцерковлении их детей и близких, о семейных и житейских проблемах. С паломниками и прихожанами проводят беседы игумения и сестры, которые несут эти послушания. С духовными и житейскими проблемами обращаются к игумении, в определенное время эти вопросы и решаются. Ответы находятся в поучениях Святых Отцов, проповедях и Евангелии.
Необходимая помощь: требуются трудоспособные люди зрелого возраста до 50 лет, можно с детьми и также необходима денежная помощь (номер карты- 4276350016129106).
Источник
Образовано на основании Закона Липецкой области от 02.07.2004 N 114-ОЗ «О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения». Границы поселения определены Законом Липецкой области от 23.09.2004 N 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области». Село Ожога возникла в середине XIX в., известно по документам 1866 г. Являлась «деревней владельческой на реке Олым» и насчитывала 38 дворов. В то время деревня называлась Шатилово – по фамилии владельца. На территории местной школы некогда стоял дом княгини Лобановой – Ростовской с большим садом.
Ожогинская земля – многострадальная земля. В годы Великой Отечественной войны здесь орудовали карательные отряды фашистов. Мирных жителей сжигали заживо в их собственных домах. В деревне Ивановке находился концентрационный лагерь. В память о тех трагических событиях в 1999 году на месте концлагеря был установлен памятник. В 2013 году на месте прежнего памятника установлена мемориальная доска. В центре д. Ивановка в 1970 году установлен памятник «Скорбящая Мать» в память погибшим односельчанам в годы войны.
Благовещенская обитель
На территории сельского поселения находится Благовещенская обитель — единственный новообразованный монастырь в Липецкой и Елецкой епархии.
16 июля 2005 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский женский монастырь. А 23 сентября 2005 г. была совершена первая Божественная литургия в Благовещенском храме, после которой было объявлено об учреждении нового монастыря.
Женская община, которая существовала здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам схиархимандрита Серафима (Мирчука).
Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов.
11 января 2005 года схиархимандрит Серафим завершил свои труды земные, а погребение его состоялось через два дня 13 января 2005 года. В Благовещенском храме села Ожога было совершено его отпевание.
В мае 1978 года он (в то время игумен Валерий) был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области.
Со временем при Благовещенском храме образовалась женская община, тайно соблюдавшая монастырский устав. Особенно тяжело пришлось в первые годы, но отец Валерий был разумно тих и дипломатичен. Для властей его служение оставалось сокрытым.
31 марта 1980 г. отца Валерия награждают крестом с украшениями, а в 1982 г. возводят в сан архимандрита.
За заслуги перед церковью его награждают орденом святого равноапостольного князя Владимира. Отец Валерий тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.
Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в с. Ожога, но и помогал строить более десяти окрестных храмов. 11 января 2005 г. на 70-м году он завершил свои труды земные. Место погребения старец выбрал сам — на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря.
Первой настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима восемь лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.
Укрепляется монастырская жизнь, сестры заботятся о благоустроении своей обители. В центре обители возвышается стройный силуэт Благовещенского храма монастыря, построенного в начале XIX века. При храме устроена звонница. Звон самого большого колокола в дни праздников плывет над всей округой. Храм старинный, изобилующий иконами.
Молитва здесь – главное оружие, более половины монашествующих монастыря приняли Великую схиму. Для сестер обители архиерейские богослужения – большая радость.
Современное состояние. В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения.
Монастырь входит в Тербунское благочиние Липецкой и Елецкой епархии.
На территории обители располагается отреставрированный расписанный храм со звонницей, двухэтажная богадельня для престарелых людей, трапезная и кухня, прачечная, хозяйственные постройки: амбары, сараи, погреба, подвалы, скотный двор, мастерские. К комплексу примыкают поля и огороды.
В обители 49 монахинь, из них 26 схимниц. Монахини занимаются выпечкой хлеба просфор, изготовлением одежды и Богослужебных облачений, обновлением и реставрацией икон, заготовкой дров. Работают на скотном дворе, весной и осенью обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз.
Паломничество в храм началось при настоятеле Серафиме, ставшего для многих «духовным отцом». В настоящее время паломники посещают сам монастырь и место погребения старца схиархимандрита Серафима, расположенное на сельском кладбище, находящемся неподалёку от обители.
Официальное описание храма: Храм построен в 1820 году, колокольня в середине XIX века в стиле классицизма. Храм типа «восьмерик на четверике» перекрыт восьмигранным куполом. Фасады обработаны четырехколонными портиками, апсида — глубокой лоджией с двумя полуколоннами. Архитектурный декор осуществлен в строгих лаконичных формах классицизма. Закрытый в 1930-е годы, храм вновь стал действующим в 1952 году. Памятник архитектуры регионального значения служит примером культового строительства первой половины XIX века.
Дата изменения: 31.10.2017 14:40
Источник
GOROD48 продолжает рассказывать о лагерях военнопленных, которые во время войны нацисты устраивали на территории нынешней Липецкой области.
Наша
первая публикация была посвящена церкви, в которой немцы держали сотни советских солдат
, и женщинам, помогавшим красноармейцам сбежать из плена. Сегодня мы расскажем о фильтрационном лагере в селе Ожога Воловского района — месте, где страшную смерть приняли около 200 мирных жителей.
Осенью 1942 года немцы во второй раз оккупировали часть Воловского района. В селе Ожога, в старой конюшне, они организовали сборный фильтрационный лагерь. Такие лагеря обычно не документировались, поэтому данных о нем в российских, да и в немецких архивах нет. Но о фильтрационном пункте помнили всё послевоенное время местные жители, на глазах которых происходили события осени 1942 года – зимы 1943-го.
Узницей фильтрационного лагеря оказалась бабушка липчанки, преподавателя ЛГПУ Валентины Зубковой – Фёкла.
Фёкла Степановна Полунина попала в лагерь случайно. Сама она хоть и родилась в здешних местах, на территории нынешнего Тербунского района, в селе Большая Поляна, но до войны жила на Донбассе, куда уехала с мужем. Война застала ее именно там. Причем на Донбассе Фёкле Степановне пришлось хлебнуть немало горя.
– В Луганскую область бабушка и ее сестра Наталья уехали, даже можно сказать убежали от раскулачивания, – рассказывает Валентина Зубкова. – Тетя Наталья сидела в елецкой тюрьме как зажиточная крестьянка, чудом ей удалось вырваться, и она с моей бабушкой уехала от греха подальше на Донбасс, в город Красный Луч. Там их застала война. Моя бабушка уже была замужем, у нее родились трое детей, а тетка вышла замуж чуть позже и у нее тоже родились две девочки и мальчик. Мужья их ушли на фронт. Когда немцы начали обстреливать и бомбить Красный Луч, тетю убило осколком снаряда. Убило когда она кормила грудью дочь. Девочку осколок не задел. Бабушка взяла детей сестры к себе, естественно, а Наталию похоронили прямо во дворе. Потом в Красный Луч зашли немцы, а всех жителей согнали в шахту. Бабушка была с шестью детьми – тремя своими и тремя сестры. Когда она находилась в шахте, двое грудных мальчиков, в том числе ее родной сын умерли от голода. Немцы кидали в шахту початки кукурузы, а воду люди пили со дна шахты. Еды катастрофически не хватало, а бабушка кормила грудью двух грудничков – своего и Наташиного. Молока не хватало, да его вообще, скорее всего не было. И малыши умерли. Могли погибнуть там и все, но немцы неожиданно вывели жителей из шахты и погнали куда-то колонной. Куда – бабушка не знала. Возможно, на работы в Германию, может быть на рытье окопов. Тут, случилось, наверное, чудо. Видя, что бабушка моя очень слаба, практически не может идти, и с ней еще четверо маленьких детей, немцы выдернули ее из колонны и оставили в поле. Отлежавшись в поле, бабушка решила идти домой. В Тербунский район! Представляете? И она с детьми дошла. Путь занял больше года. Как она рассказывала, нашла какую-то тачку, погрузила в нее детей, запряглась и пошла. Кругом война, где-то бои, то немцы, то наши, а она шла. Просила у жителей сел еду в качестве милостыни, и шла. Где-то она останавливалась, где-то жила недолго, и к осени 42-года пришла домой. Поселилась бабуля с четырьмя дочерьми, среди которой была и моя мама, в селе Яковлево Тербунского района. Их приютила какая-то женщина.
– Еды не было никакой. Голод! И тогда Фёкла пошла по окрестным селам просить милостыню. А люди, практически все в одних условиях, все в крайней нужде. Иногда кто-то даст картофелину, кто – соленый огурец, оторвут от своих детей. Но чаще всего бабушка возвращалась с пустыми руками. Дети начали пухнуть от голода. А у немцев была скотобойня, на которой они забивали реквизированный у местных скот. И к скотобойне где-то в районе Вислой Поляны, ходили за кишками, внутренностями, целые толпы женщин. Немцы выносили их и выбрасывали. Женщины кидаются на кучку коровьих или свиных кишок, и в драку. Бабушка раз сходила, ничего ей не досталось, в другой, в третий раз, но так и не смогла ничего набрать. Слабая была очень и проигрывала бои за требуху более здоровым бабам. Однажды пошла баба Фекла пошла, как она решила, в последний раз. И снова «бой» за кишки выиграли другие женщины. Сидит бабуля на перевернутом ведре, с которым пришла, и думает, все, конец, домой идти с пустыми руками. А это хоронить детей. Еще одного дня они не пережили бы. И тут из ворот бойни выходит пожилой немец. Остановился, посмотрел на бабушку, и подзывает её: «Матка! Ком! Ком!». Она испугалась, думала всё, сейчас он ее расстреляет. Но немец взял ведро и показал жестом, мол, жди здесь. И вскоре вернулся с целым ведром требухи…
Фёкла собрала последние силы, побрела домой. Тем ведром требухи она и спасла от голода и детей и саму себя. И всю жизнь вспоминала добрым словом того старого немца.
Фото из книги В.В. Антипова “Маленькая родина моя”
Но вскоре удача от нее отвернулась. Однажды, возвращаясь с очередной «охоты за едой» Фекла наткнулась на немецких карателей и ее схватили. Бабушка показалась немцам подозрительной, так как была молода, к тому же нарушила комендантский час. Они предположили, что она могла быть партизанской разведчицей. Феклу привезли в Шатиловку, или Ивановку, так называются слободки деревни Ожога Воловского района.
– Бросили бабушку в конюшню, в которой находился фильтрационный пункт. В нем содержали таких же нарушителей комендантского часа, подозрительных оккупантам людей, комсомольцев допризывного возраста, которых немцы задержали по доносу, и всего двух военных – летчиков сбитого над Тербунским районом советского самолета, которых еще не переправили в лагерь для военнопленных, располагавшийся в Волово. Бабушку два раза водили на допросы, один раз сильно били, но когда поняли, что она не партизанка, а обычная женщина, отстали от нее. Это было в декабре 1942 года. И бабушка провела в холоде и голоде, в неведении о своих детях два месяца – до конца января 1943 года.
26 января на Ожогу начали наступать части Красной армии. По селу били из артиллерии. Немцы, собираясь оставлять Ожогу, явно не намеревались уводить пленённых.
– Они заколотили ворота барака-конюшни и подожгли её, – продолжает рассказ Валентина Зубкова. – Люди закричали, начали выламывать ворота. Но напротив ворот немцы установили пулемет, разместили нескольких автоматчиков, и открыли огонь. Кто не погибал в огне, того косили немецкие пули. А бабушке и еще нескольким узникам повезло. Советский снаряд угодил в угол конюшни, они выбрались в это дыру и пустились наутёк. Спаслись всего 18 человек. Погибли в огне и от пуль нацистов, по данным, основанных на рассказах свидетелей, 195 человек.
Фёкла ползла от воронки до воронки к крутому берегу Олыма, под которым отсиделась до затишья, и пошла в Яковлево. К счастью, все ее дети были живы.
Прожила Фёкла Степановна долгую жизнь в Долгоруковском районе. В конце 60-х годов ее разыскал липецкий отряд «Неунываки», и история ожогинского фильтрационного лагеря, получившего название Шатиловский, по той самой слободке, где располагались конюшни, стала известна жителям Липецкой области. На месте фильтрационного пункта в Ожоге в 1973 году установили памятник. На его открытии присутствовала Фекла Степановна и приехал из Грозного спасшийся в тот день 1943 года один из двух летчиков. Через 30 лет старый памятник заменили новым, на который собрали средства студенты и преподаватели ЛГПУ.
Немцы приняли за еврея 12-летнего мальчика, и повели на расстрел
В Ожоге живет Вера Романовна Ерёминская. Та самая конюшня стояла за огородом ее дома. Детская память цепкая, Вера Романовна хорошо помнит то время, несмотря на то, что ей было 8 лет.
– Когда немцы пришли в село, нашу семью из дома выселили, а в хате расположились их солдаты, – вспоминает Вера Романовна. – Мы поселились у родственников. Мой брат Костя, который старше меня на 4 года, был чернявенький. И его немцы приняли за еврея. И вот фашисты схватили моего 12-летнего братика, и повели на расстрел. Мама побежала в наш дом, где расположились немцы, и стала умолять их не казнить сына. Немцы сжалились и приказали казнь остановить…. Костя прожил долгую жизнь, умер недавно, лет пять назад.
– За домами у нас стояла конюшня, и в нее свозили людей, которых немецкие патрули задерживали в окрестностях села. Почти все они были жителями Ожоги или соседних сел. Моя мама Наталья ходила их подкармливать. Еду передавала через небольшой подкоп под стеной, когда немецкие часовые отвлекались. Подкармливали пленённых и наши местные ожогинские мальчишки, рискуя жизнью.
У мужа Веры Романовны Виталия Кирилловича в той конюшне сидели и мать и сестра. Самому ему тогда было три года. Родных Виталия Кирилловича арестовали как раз за то, что они кормили пленных.
– За них тогда заступилась Елена Серова. Она у немцев была переводчицей. Она многих тогда спасла из плена. А после войны ее посадили за сотрудничество с немцами, – рассказал Виталий Кириллович Ерёминский.
GOROD48
рассказывал о страшной судьбе
Елены Серовой, которая умерла всего несколько лет назад.
– Когда немцы отступали, они всю конюшню обтянули колючей проволокой и подожгли, продолжает Вера Романовна. – Я этого не видела. Мама нас увела. Потом уже, когда наши пришли, останки погибших «на выгоне» где-то хоронили («выгон» расположен неподалеку от конюшни). Я уже даже и не помню…. Но, вроде бы, их потом перезахоронили где-то в братской могиле. А вот где, я не помню…
Где захоронены останки погибших в конюшне-фильтрационном пункте сегодня уже не помнит никто. Искала данные в архиве Липецкой области и внучка Фёклы Степановны – Валентина Зубкова. Но ничего не нашла. Возможно, такие сведения есть в архиве Курской области, к которой во время войны относилось село Ожога, или в архиве Минобороны. Но поиском таких сведений никто никогда не занимался серьезно, и не занимается сейчас. Работа в архивах требует много времени и средств, и энтузиастам-одиночкам, непрофессионалам, она не по силам.
У ветерана липецкого поискового движения, комиссара клуба «Неунываки» Нины Татарниковой есть предположение, где могут покоиться останки. Она уверена, что погибшие узники сгорели, и если что и осталось, то пепел и мелкие фрагмент могут оставаться там же, на месте конюшни, где и стоит памятник погибшим.
Вместе с тем, версия Веры Романовны тоже может быть верной. В 2014 году общественная организация «Неунываки» проводила раскопки воинского захоронения в Ожоге, неподалеку от монастыря. Как вспоминает поисковик Владимир Омельянчук,
они подняли из земли останки 9 или 10 красноармейцев
, причем данные двух из них восстановили, это были бойцы Лучин и Бычков. Владимир Омельянчук допустил, что та братская могила могла стать и местом подзахоронения останков узников Ожогинского фильтрационного лагеря. Останки найденных в том воинском захоронении людей 9 мая 2014 года перезахоронили на высоте «Огурец».
Источник