Самовнушение ожог от холодной воды
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Ожоги как самовнушение
Предлагаем вам самим провести следующий опыт: возьмите еле теплый или холодный утюг (можно даже, если хотите, подержать его предварительно в морозильнике), на глазах у собеседника включите его в сеть, но так, чтобы он не нагрелся (выкрутите заранее пробки или предохранитель), выждите минуту-другую, пока утюг “раскалится”, всем своим видом показывая, что вы собрались что-либо погладить (расстилайте ткань, поплевывайте на “шипящий” металл, “пробуйте” его ладонью на расстоянии), а затем как бы нечаянно, вроде бы “отвлекшись” чем-то другим, коснитесь абсолютно холодным утюгом руки своего ничего не подозревающего собеседника. Уверяю вас, крику будет не меньше, чем при настоящем ожоге, у некоторых может даже возникнуть покраснение на коже! Этот несколько жестокий опыт, переходящий затем в веселый розыгрыш, в студенческую пору проводился нами многократно, и каждый раз он заканчивался тем, что мы долго доказывали свою невиновность и холодность утюга. В факт очевидности последнего верят неохотней всего, и “пострадавшие”, несмотря на общий смех, предпочитают сначала подержать “обожженную” руку под струей холодной воды…
После этого примитивного самогипноза вы легко поверите в существование других способов внушения ожогов: гипнотизеры легко вызовут появление характерных волдырей на коже гипнотизируемых, если внушат, что касаются их руки не карандашом, а сигаретой.
Так, значит, мы обжигаемся не столько благодаря пламени, сколько из-за самовнушения?
“Верьте, что огонь – ваш друг, верьте в своего учителя и надейтесь только на себя, пока это будет так – огонь вас не тронет…” – примерно такими словами на моих глазах начинали “обработку” новичков многие учителя танцев на огне. Для большинства бывает весьма тяжело перешагнуть рубеж страха, и поэтому во многих странах пляски на кострах устраиваются лишь после того, как все участники войдут в состояние транса или экстаза. Например, в токийском синтоистском храме церемония хождения по раскаленным камням начинается с того, что всем добровольцам посыпают голову солью; литературовед Э.Стеленсон, рискнувший после этого ступить в огонь, действительно ощущал лишь некоторое покалывание в ступнях, а резкую боль почувствовал, лишь когда порезал ногу… В Суве (Фиджи) известный нам уже Райт не рискнул последовать примеру других, но зато он обратил внимание на то, что до и после состояния экстаза все танцующие имели вполне нормальные болевые реакции на ступнях ног, чего нельзя было сказать непосредственно о моменте танцев… Лора Фэйт (Л.Виленская) требует от начинающих огнеходоков заучивания и многократного повторения своеобразного заклинания-мантры: “Ху а ке, лено лено мао де, ху а ке, лено лено мао де!”…
Для некоторых людей собственных психофизических сил даже в состоянии транса явно недостаточно, и в этом случае им на помощь приходит энергия Учителя. Московская пенсионерка Максимова недавно поведала историю о том, как под чутким присмотром такого инструктора она впервые (и клянется, что в последний раз) вошла в огонь без всяких болезненных ощущений. Главное ее ощущение, которое она пронесла через пламя, – не будь рядом инструктора, она бы испеклась заживо!.. Другая моя знакомая, журналистка Татьяна ЛЕЙЕ так описывала мне свои ощущения от первого похода по углям: “…Вдруг мои ноги сами шагнули на пылающие головни. Будто я шла по теплому мягкому песку. Неужели?- пришла мысль где-то на полпути. Тут же горячий укол. Нужно отключить голову – выплыло из глубины…”
Католический епископ Майсура описал другой увиденный им случай коллективного обучения. В Мадрасе (Индия) один мусульманин при стечении большой толпы “передавал всем желающим невосприимчивость к огню”, сам он при этом к костру так и не приблизился(!?), а лишь подталкивал где уговорами, а где руками собравшихся прямо в пасть огню! “Выражение ужаса на их лицах сменялось изумленной улыбкой”. Музыканты в числе прочих прошли сквозь высокие, в человеческий рост, языки пламени и, взволнованные своим неожиданным успехом, вернулись в огонь, трубя и ударяя по тарелкам. Окружающие были потрясены, когда марширующий оркестр возник из костра, при этом огонь не повредил ни одежду, ни обувь, ни даже бумажные ноты!
…Но стоит только усомниться в своих способностях или закончиться магическому воздействию, как чудо прекращается. И горе тому, кто замешкается в этот момент – известно множество случаев, когда люди из-за переоценки своих возможностей получали сильнейшие, в том числе и смертельные, ожоги. Леруа был свидетелем, что, когда махараджа закрыл церемонию, один мусульманин внезапно упал и стал корчиться от ужасной боли… Розита ФОРБЕС подобную трагедию видела воочию на Суринаме: там руководившая танцами в состоянии транса жрица-девственница неожиданно пришла в себя, и плясавшие негры немедленно бросились вон из огня, получив при этом тяжелейшие ожоги… Лора Фэйт рассказывала про студентов-медиков, которые похвастались профессору о своем хождении по огню, но когда ученый убедил их, что во всем причиной лишь массовый гипноз, на третий день у половины группы выступили волдыри… Лично я также видел немало “неверующих” в собственную силу, но ожогов они не успевали получить, поскольку (почему-то) никто из них не рискнул вскочить в огонь, а лишь ограничился достаточно дистанционной субъективной оценкой опасности…
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Источник
Наверное, очень многие, кто интересовался гипнозом, слышали такую историю. Гипнотизер показывает испытуемому раскаленную на плите монетку. А затем прикладывает к шее картонный кружок. Остается настоящий ожог, как от раскаленного металла.
«Мозг может сжечь тело!» – таким жутковатым лозунгом сопровождается описание этого опыта. Как же на самом деле обстоят дела? Можно ли правда оставить ожог человеку лишь одним внушением? Попробуем разобраться.
Теоретические основы гипноза и его возможности
В объяснении феномена гипноза важную роль играет нейродинамическая теория, которую сформулировал еще И. П. Павлов. Суть ее в том, что гипнотическое состояние рассматривается как неполный или частичный сон – переходное состояние, уже не бодрствование, но еще и не сон. При этом торможение охватывает постепенно всю кору больших полушарий, но не так, как во время сна, а с сохранением раппорта — своеобразной связи с реальным миром через гипнотизера. Оно разделяется в своем течении на 3 последовательных фазы:
- Уравнительная — все внешние раздражители вызывают одинаковую реакцию.
- Парадоксальная — названа так из-за странного несоответствия силы раздражителя и ответа мозга на него: сильный на слабый, и наоборот. Это означает, что человек в достаточно глубоком гипнозе может не среагировать на сильный посторонний шум, но отчетливо услышать тихий шепот гипнотизера. Павлов считал, что внушение имеет огромную силу в этом состоянии сознания.
- Ультрапарадоксальная — отличается реакциями организма, которые невозможны в обычном, бодрствующем состоянии сознания. Благодаря им и становится возможен гипноожог: приложенная холодная монета с внушением, будто она горячая, вызовет реальные изменения в кожных тканях [1].
Психофизиологические механизмы сна и гипноза
Павлов разделял физиологический сон на активный и пассивный виды. Он считал, что процесс торможения является активным, постепенно охватывая все большие участки коры головного мозга (по другой версии, это постепенное затухание электрической активности нейронных связей). Догадка Павлова подтвердилась в середине XX века, когда была сделана первая электроэнцефалограмма (ЭЭГ) головного мозга во время сна. Тогда были открыты стадии сна – «быстрая» и «медленная». Тогда же было установлено, что гипноз не является ни сном, ни бодрствованием, а переходным состоянием между ними. По современным представлением, это защитная реакция человека на стресс, возникающая с целью сохранения ресурсов его нервной системы.
Интересная теория была выдвинута ученым Р. Д. Тукаевым, доктором медицинских наук: о преобладании в гипнотическом сне активности правого полушария. Ее подтверждают и современные исследования швейцарских коллег, по результатам МРТ добровольцев, введенных в гипнотический транс. Исследования показали, что под гипнозом наибольшее влияние имеют яркие, живые образы, через них опосредованно происходит влияние на двигательные центры и другие структуры нервной системы, связанные, в том числе, с чувствительностью кожи. Доказано влияние гипноза и на другие, слабо контролируемые процессы организма, такие как температура тела, перистальтика ЖКТ, состав крови, ее свертываемость, углеводный и белковый обмен. Именно эти процессы и делают возможным появление ожога в гипнозе.
История исследования гипноожога
Самый первый опыт был проведен в 1885 году во Франции основателем школы гипноза Нанси Амбруазом Огюстом Льебо, его коллегами Фокашоном и Бернгеймом. Школа гипноза Нанси была знаменитой в свое время, в ней проходили стажировку в том числе и многие русские врачи, что принесли метод гипноза в нашу страну. Правда, менее известной, чем аналогичная школа Шарко в Сальпетриере, где обучался знаменитый российский ученый В. М. Бехтерев. 1880-е годы были расцветом гипноза, что повлиял в дальнейшем на развитие психотерапии во всем мире и в нашей стране в частности [3].
Подобные опыты с влиянием гипнотического внушения на состояние кожных покровов проводились много раз в разных странах (Англии, Швеции, Германии, России, Венгрии), и отношение к ним было неоднозначным. Велись бурные споры между теми, кто видел за применением гипноза в медицине будущее, и теми, кто считал такие исследования шарлатанством, а их результаты — подделкой.
Подозрения вызывали, в основном, следующие факты:
- повышенная гипнабельность испытуемых: зачастую это были лица, страдающие истерическими расстройствами и сомнамбулизмом, потерей чувствительности конечностей;
- недостаточный контроль за процессом возникновения ожога.
К примеру, один из первых опытов проводился известным мюнхенским невропатологом Шренком-Нотцингом. Гнойная эритрема в результате гипноожога была вызвана у 20-летней девушки. Но когда он решил повторить этот опыт, наложив повязку, – обнаружил, что девушка расчесывала кожу под повязкой иголкой. Опыт повторился с наложением гипса и оказался неудачным. Огорчившись, Шренк-Нотцинг признал недостоверными все результаты более ранних опытов.
Однако в 1907 году все же проводился эксперимент в условиях строгого контроля, когда появление ожогового волдыря произошло через 10 минут спустя после внушения, и все это время пациент ни на секунду не покидал поля зрения экспериментаторов, находясь с ними в одном помещении. Исследование провел врач-дерматолог Крейбих совместно с коллегой Досвальдом представив результаты гистологического исследования ожоговых тканей, которые абсолютно соответствовали состоянию кожи при обычном ожоге. Доклад был представлен на конгрессе дерматологов в Берне и был воспринят с крайним скептицизмом, несмотря на соблюдение всех условий эксперимента. Его результаты были совершенно необъяснимы с точки зрения классической физиологии.
Изучение гипноожога в России
Среди российских ученых первым заинтересовался темой врач-психоневролог Я. В. Рыбалкин, он же и провел самые первые эксперименты по изучению явления. В те годы он читал курс по гипнотерапии студентам Московского университета. Опыт был проведен в 1890 г. Испытуемым был 16-летний парень. Доктор Рыбалкин ввел его в состояние гипнотического транса и сделал внушение, будто тот привалился плечом к раскаленной докрасна плите, в результате чего у него появятся ожоги, боль, покраснение и характерные пузыри в «обожженной» части тела. И действительно, сразу после опыта у парня начали развиваться симптомы обычного ожога 2-й степени. Сразу же проявились краснота кожи, через несколько часов – гнойная эритема, а на следующий день возникли два пузыря, наполненных жидкостью.
Другим известным исследователем гипноожогов в России был Петр Павлович Подъяпольский, врач-дерматолог и доцент Саратовского университета. Он занимался серьезными опытами в этой области, причем с соблюдением строжайшего контроля над экспериментом.
«…Глаголом “можно „жечь“ не только „сердца людей“, и не только иносказательно, но в истинном смысле — словом можно обжечь человека!» [2].
Подьяпольский был замечательным специалистом своего времени по гипнозу: он широко применял метод гипно-анестезии во время Первой Мировой войны, что было очень актуально в условиях постоянного дефицита медикаментов.
Реальность гипноожога и его практическое применение
Выводы современных исследователей гипноза и свидетельства многочисленных опытов подтверждают, что гипноожог реален. И это дает возможности для лечения методом гипнотического внушения различных болезней, не только психосоматического происхождения. Ведь если мозг способен сжечь тело, он способен и к обратному процессу: исцелить шрамы и рубцы, избавить от аномалий кожных покровов, нормализовать работу внутренних органов. Возможно, даже омолодить организм. Это дает человечеству надежду на продление жизни в здоровом теле без каких-либо лекарств, только с помощью психических ресурсов человека!
Возможно ли использование гипноожога не только в благих, но и в дурных целях, к примеру, в качестве наказания или некоего сюрреалистического пси-оружия? Вряд ли, ведь для возникновения его нужны определенные условия: гипнабельность объекта воздействия, добровольное согласие на опыт, спокойная обстановка, установление контакта, где немалую роль играет доверие или авторитет гипнотизера.
Таким образом, гипноожог можно назвать интересным частным случаем воздействия гипноза на физическое тело, и это может стать началом нового, более обширного и глубокого исследования.
Список использованных источников:
- 1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Рук. для врачей. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа, 1999. – 524 с.
- 2. Подьяпольский П. «Волдырь от мнимого ожога, причиненный словесным внушением в состоянии искусственного сна». – Саратов, 1905 г.
- 3. Федунина. Н. Ю. «Франко-русские контакты в области гипнотизма и внушения в конце XIX – начале XX века». – Методология и история психологии. Том 6. Выпуск 2. – М., 2011 г.
- 4. Зарецкий А. В. «Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими».
Автор: Надежда Козочкина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Источник
Валерий Полетаев
16 ноября 2018 · 2,8 K
мои ответы не являются “глубокомысленными” статьями для ЯДзен. пользователь…
Я пытался найти публикации об этих экспериментов и вот какое у меня осталось впечатление, недавно писал комментарий от этом:
Проблема только в том, что в психосоматике подобное не существует. Самое яркое — панические атаки, бронхиальная астма. Максимум и близко — психодерматология. Дерматит, псориаз, экзема. Психологическая помощь помогает, а стрессы вредят. Дальше покраснения — ничего. Никаких ожоговых волдырей с серозным содержимым когда слой ткани отслаивается. А покраснение, извините, и при нажатии пальцем может остаться. Гипноз тут не нужен.
И почему за сто лет нет публикаций о повторении этого опыта. Причем опыт то интересный?
Часть людей над которыми проводились эксперименты как раз страдали дерматитами, псориазами и экземами.
Все эти “стигмы”, “истерические параличи”, “беременности” и прочее как раз и навели психиатров на мысль о споосбности управлять телом при помощи мысли.
Искал современные данные по стигматизации — вижу только описание мошенничеств и бессознательного самоповреждения (человек не помнит, но фиксировано, что повреждал себя сам).
Беременность — вообще не понял аналогии. Можно гипнозом вызывать состояние беременности такое же реальное как ожоговые серозные пузыри? Если просто набор веса и сбои цикла менструального, так это вообще никакой загадкой не является. Мнимое отслоение тканей под гипнозом явление другого порядка.
Главный вопрос — где эксперименты с 1928 года? Причем это по литературе один из двух якобы достоверных, остальные подвергаются сомнениям в самих же публикациях по этим двум экспериментам (сплошь указаны истерички (диагноз); как контроль осуществлялся непонятно, а покраснение возникало не мгновенно; заболевания кожи).
Кстати, очень мутное время для сенсационных экспериментов:
В. Н. Финне
С 1925 врач-психиатр больницы им. “25 Октября” (Александровская больница). Был уличен в произнесении контрреволюционной речи на нелегальном банкете врачей от 10.02.1927.: «Да здравствует Академия наук не советская, а императорская».
…
29 июля 1927 года митрополит Сергий (Страгородский) обнародовал печально известную “Декларацию”, на этот раз полностью удовлетворившую советскую власть. Виктор Николаевич был одним из «несогласных»:
«Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели:… проф. психиатр В. Н. Финне, многие другие».
…
Виктор Николаевич входил в так называемое «Содружество пяти» (И. М. Андреевский, С. А. Алексеев (Аскольдов), В. Н. Финне, Н. А. Молочковский и Б. В. Сланский), «составлявшее как бы коллегию по руководству „Братством Серафима Саровского“.
…
В ночь с 14 на 15 ноября 1928 — арестован как «участник контрреволюционной монархической организации “Воскресение”».
https://litvek.com/av/169841
По данным других сайтов умер после пыточных допросов в течение двух недель.
Тоже спасибо. Документы с экспериментом Финне, действительно, нигде не найти (доступны выдержки с результатами… Читать дальше
Это не правда. Поверьте, если бы это было возможно – вы бы узнали об этом из яндекс.новости, ютуба или первого канала)
Опять же, такой ответ уместен, если имелся ввиду именно физический ожог.
А заставить (внушить) человека почувствовать жжение от холодной монеты – не сложно.
Гипнолог, магистр психологии. Научные исследования и практика гипноза и…
Касательно экспериментов с внушенным ожогом экспериментировал не только В.Н. Финне. Есть работа П.П. Подъяпольский “Волдырь от мнимого ожога причиненный словесным внушением в состояние искусственного сна” 1905г.
Есть и еще более ранние публикации подобных экспериментов. Причем повторение гипноожога холодной монетой было зафиксировано на видео А.Г… Читать далее
Психолог, кандидат социологических наук, психолог-консультант · yasinpsi.ru
Этот эксперимент повторялся неоднократно (то есть, он вопроизводим). Самый известный , пожалуй, вариант был выполнен в в хорошо контролируемых условиях в 1928 году, гипнологом В. Н. Финне в присутствии проф. М. В. Черноруцкого, проф. К. И. Поварнина и других специалистов. Этот же эксперимент изложен в книге К.К Платонова “Занимательная психология”… Читать далее
Мирослав, спасибо за хороший ответ. А знаменитую средневековую печать дьявола у колдунов можно отнести в эту… Читать дальше
Можно ли увидеть настоящие галлюцинации, не прибегая к наркотикам?
Удовлетворяю своё любопытство
Можно, это сонный паралич. У меня такая фигня возникает, когда я засыпаю на спине и происходит паралич мышц, 4 раза испытывала в жизни это и скажу точно, что это самое страшное, что я видела, галлюцинации наяву, но при этом ты не можешь ничего сделать и я помню все эти криповые фигуры людей, стоящих прямо возле моей кровати или в углу комнаты. Есть вариант ещё не спать несколько дней (от 2х и более)и тоже словишь галлюцинации, но это плохо отразится на твоем здоровье.
Прочитать ещё 5 ответов
Правда ли, что самая болезненная вещь – это сгорание заживо?
Являюсь специалистом по темам – политология, социология, история. Увлекаюсь как…
Сгорание заживо – это да, довольно мучительная смерть. Но как свидетельствуют медики, если с человека сбить огонь и обезболить ему раны, то смерть потом если и наступает (от поражения 80-90% кожи), то довольно безболезненная (просто отказывают внутренние органы и всё). А вот умирает сгоревший (если он продолжит гореть) чаще всего от спазмы дыхательных путей вследствие попадания туда огня или же от удушения дымом. То есть он даже от болевого шока умереть не успевает, как правило, задыхается и всё. Поэтому в средневековье раскладывали хворост возле столба, к которому был привязан сжигаемый заживо на некотором отдалении, чтобы умирал он не от огня, а от нестерпимого жара (лопается кожа, страшная боль) и проч. Когда же хотели ускорить казнь, то добавляли хворост и бросали в огонь немного пороха.
Что касается “самой болезненной” я бы не сказал. То же падение с высоты, когда человек может переломать себе все кости и умереть от болевого шока или же опухоль мозга, которая давит на болевой центр или же нейродегенеративные аутоимунные заболевания (когда фактически болят все нервы в теле) или рак, распространившийся по позвоночнику, к примеру (он тоже затрагивает нервы) и так далее – все это вполне может посоперничать со смертью от огня, т.к. от огня все равно умирают сравнительно быстро, а вот мучится от таких опухолей или болезней можно годами находясь в состоянии невыносимой боли или вынужденно в наркотическом забытье от обезболивающих. Это уже по сути и не жизнь.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник