Самоподготовка и самоконтроль студентов по теме пролежни и их профилактика

Самоподготовка и самоконтроль студентов по теме пролежни и их профилактика thumbnail

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Методические рекомендации для студентов

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

ПМ.04 “Младшая медицинская сестра по уходу за больными”,

 МДК 04.02 «Оказание медицинских услуг по уходу»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Тема: «Личная гигиена пациента. Пролежни»

2015-2016 учебный год

             РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК «Младшая медицинская

сестра и общепрофессиональных дисциплин

  Протокол  № 5 от    января 2016 г.

  Председатель ЦМК Круглова Е.В.

Составитель: преподаватель дисциплины: «Круглова Е.В.»

Пояснительная записка.

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением работы, студентам необходимо получить консультацию у преподавателя для определения характера работы, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к работе.

После выполнения самостоятельной работы студенты смогут лучше подготовиться к занятию по данной теме, письменно и устно ответить на вопросы преподавателя, выполнить на занятии практическую работу, закрыть неаттестацию по данной теме.

Содержательная часть.

Задание №1

  1. Изучить тему: «Личная гигиена пациента» по учебнику Кулешовой Л.А. Основы сестринского дела стр. 405-427  и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней».
  2. Решить проблемно-ситуационную задачу.

Инструкция к выполнению:

Внимательно прочитайте текст одной ситуационной задачи и письменно ответьте на вопросы, используя приложенную к заданию таблицу.

Список рекомендуемой литературы по данной теме.

1. Кулешова Л.А. Основы сестринского дела. Феникс, 2014.

2. Палатная медицинская сестра. – Учебное пособие: Феникс, 2010. – 160 с.

3. Универсальный справочник медсестры. Практическое руководство по уходу за больными. – “Рипол Классик”, 2012. – 512 с.

4. Чернявский В.Е. Сестринское дело. – М.. 1994.

Задача 1

     Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.

     Пациентка М., 69 лет, страдающая сердечной недостаточностью, истощенная, с плохим аппетитом, находится на строгом  постельном режиме, страдает периодическим недержанием мочи.

     При визуальном осмотре кожа бледная, сухая, имеются трещины на коже.

Задание:

  1. Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
  2. Составьте план профилактики пролежней.

ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ

Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска

Тип кожи (зоны)

Пол, возраст

Особые факторы риска

Среднее (0)

Выше среднего (1)

Ожирение (2)

Ниже среднего (3)

Здоровая (0)

Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1)

Изменение цвета (2)

Трещины, пятна (3)

Мужской (1)

Женский (2)

14-49 (1)

50-64 (2)

65-74 (3)

75-81 (4)

Более 81 (5)

Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8)

Сердечная недостаточность (5)

Болезни периферических сосудов (5)

Анемия (2)

Курение (1)

Недержание

Подвижность

Аппетит

Неврологические расстройства

Полный контроль через катетер (0)

Периодическое;

Через катетер (1)

Недержание кала (2)

Недержание кала и мочи (3)

Полная (0)

Беспокойный, суетливый (1)

Апатичный (2)

Ограниченная подвижность (3)

Инертный (4)

Прикованный к креслу (5)

Средний (0)

Плохой (1)

Питательный зонд/только жидкости (2)

Не через рот;

Анорексия (3)

Диабет; множественный склероз(4)

Инсульт; моторный/сенсорные (4)

Параплегия (6)

Обширное оперативное вмешательство/травма

Ортопедическое;

Ниже пояса, позвоночник (5)

Более 2 ч на столе (5)

Лекарственная терапия

Цитостатические препараты;

высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4)

Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:

     Нет риска………………………………………………………1-9

     Есть риск………………………………………………………10

     Высокая степень риска………………………………………..15

     Очень высокая степень риска…………………………………20

Задача 2

     Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.

     Пациент Т., 72 года, страдающий сердечной недостаточностью, истощенный, с плохим аппетитом, находится на строгом  постельном режиме, страдает периодическим недержанием мочи.

     При визуальном осмотре кожа бледная, сухая, имеются трещины на коже.

Задание:

  1. Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
  2. Составьте план профилактики пролежней.

ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ

Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска

Тип кожи (зоны)

Пол, возраст

Особые факторы риска

Среднее (0)

Выше среднего (1)

Ожирение (2)

Ниже среднего (3)

Здоровая (0)

Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1)

Изменение цвета (2)

Трещины, пятна (3)

Мужской (1)

Женский (2)

14-49 (1)

50-64 (2)

65-74 (3)

75-81 (4)

Более 81 (5)

Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8)

Сердечная недостаточность (5)

Болезни периферических сосудов (5)

Анемия (2)

Курение (1)

Недержание

Подвижность

Аппетит

Неврологические расстройства

Полный контроль через катетер (0)

Периодическое;

Через катетер (1)

Недержание кала (2)

Недержание кала и мочи (3)

Полная (0)

Беспокойный, суетливый (1)

Апатичный (2)

Ограниченная подвижность (3)

Инертный (4)

Прикованный к креслу (5)

Средний (0)

Плохой (1)

Питательный зонд/только жидкости (2)

Не через рот;

Анорексия (3)

Диабет; множественный склероз(4)

Инсульт; моторный/сенсорные (4)

Параплегия (6)

Обширное оперативное вмешательство/травма

Ортопедическое;

Ниже пояса, позвоночник (5)

Более 2 ч на столе (5)

Лекарственная терапия

Цитостатические препараты;

высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4)

Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:

     Нет риска………………………………………………………1-9

     Есть риск………………………………………………………10

     Высокая степень риска………………………………………..15

     Очень высокая степень риска…………………………………20

Задача 3

     Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.

     Пациент А., 54 года, страдающий сахарным диабетом, осложненным сухой гангреной 1 пальца правой стопы, ожирением 1 степени, с хорошим аппетитом, апатичный, много курит. получает противовоспалительные средства.

     При визуальном осмотре кожа липкая, отечная, правая нога цианотичная, t тела 37,90С.

Задание:

  1. Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
  2. Составьте план профилактики пролежней.

ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ

Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска

Тип кожи (зоны)

Пол, возраст

Особые факторы риска

Среднее (0)

Выше среднего (1)

Ожирение (2)

Ниже среднего (3)

Здоровая (0)

Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1)

Изменение цвета (2)

Трещины, пятна (3)

Мужской (1)

Женский (2)

14-49 (1)

50-64 (2)

65-74 (3)

75-81 (4)

Более 81 (5)

Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8)

Сердечная недостаточность (5)

Болезни периферических сосудов (5)

Анемия (2)

Курение (1)

Недержание

Подвижность

Аппетит

Неврологические расстройства

Полный контроль через катетер (0)

Периодическое;

Через катетер (1)

Недержание кала (2)

Недержание кала и мочи (3)

Полная (0)

Беспокойный, суетливый (1)

Апатичный (2)

Ограниченная подвижность (3)

Инертный (4)

Прикованный к креслу (5)

Средний (0)

Плохой (1)

Питательный зонд/только жидкости (2)

Не через рот;

Анорексия (3)

Диабет; множественный склероз(4)

Инсульт; моторный/сенсорные (4)

Параплегия (6)

Обширное оперативное вмешательство/травма

Ортопедическое;

Ниже пояса, позвоночник (5)

Более 2 ч на столе (5)

Лекарственная терапия

Цитостатические препараты;

высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4)

Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:

     Нет риска………………………………………………………1-9

     Есть риск………………………………………………………10

     Высокая степень риска………………………………………..15

     Очень высокая степень риска…………………………………20

Задача 4

     Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.

     Пациентка С., 83 года, страдающая гемипарезом после перенесенного инсульта, истощенная, с плохим аппетитом, находится на строгом  постельном режиме, установлен мочевой катетер, страдает недержанием кала.

     При визуальном осмотре кожа бледная, сухая, имеются трещины на коже.

Задание:

  1. Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
  2. Составьте план профилактики пролежней.

ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ

Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска

Тип кожи (зоны)

Пол, возраст

Особые факторы риска

Среднее (0)

Выше среднего (1)

Ожирение (2)

Ниже среднего (3)

Здоровая (0)

Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1)

Изменение цвета (2)

Трещины, пятна (3)

Мужской (1)

Женский (2)

14-49 (1)

50-64 (2)

65-74 (3)

75-81 (4)

Более 81 (5)

Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8)

Сердечная недостаточность (5)

Болезни периферических сосудов (5)

Анемия (2)

Курение (1)

Недержание

Подвижность

Аппетит

Неврологические расстройства

Полный контроль через катетер (0)

Периодическое;

Через катетер (1)

Недержание кала (2)

Недержание кала и мочи (3)

Полная (0)

Беспокойный, суетливый (1)

Апатичный (2)

Ограниченная подвижность (3)

Инертный (4)

Прикованный к креслу (5)

Средний (0)

Плохой (1)

Питательный зонд/только жидкости (2)

Не через рот;

Анорексия (3)

Диабет; множественный склероз(4)

Инсульт; моторный/сенсорные (4)

Параплегия (6)

Обширное оперативное вмешательство/травма

Ортопедическое;

Ниже пояса, позвоночник (5)

Более 2 ч на столе (5)

Лекарственная терапия

Цитостатические препараты;

высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4)

Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:

     Нет риска………………………………………………………1-9

     Есть риск………………………………………………………10

     Высокая степень риска………………………………………..15

     Очень высокая степень риска…………………………………20

Задача 5

     Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.

     Пациент П., 42 года, среднего телосложения, с множественными переломами и открытой черепно-мозговой травмой после ДТП находится без сознания в отделении реанимации, получает парентеральное (внутривенное) питание, кортикостероиды, t тела 37,90С.

     При визуальном осмотре кожа влажная, имеются многочисленные гематомы..

Задание:

  1. Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
  2. Составьте план профилактики пролежней.

ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ

Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска

Тип кожи (зоны)

Пол, возраст

Особые факторы риска

Среднее (0)

Выше среднего (1)

Ожирение (2)

Ниже среднего (3)

Здоровая (0)

Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1)

Изменение цвета (2)

Трещины, пятна (3)

Мужской (1)

Женский (2)

14-49 (1)

50-64 (2)

65-74 (3)

75-81 (4)

Более 81 (5)

Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8)

Сердечная недостаточность (5)

Болезни периферических сосудов (5)

Анемия (2)

Курение (1)

Недержание

Подвижность

Аппетит

Неврологические расстройства

Полный контроль через катетер (0)

Периодическое;

Через катетер (1)

Недержание кала (2)

Недержание кала и мочи (3)

Полная (0)

Беспокойный, суетливый (1)

Апатичный (2)

Ограниченная подвижность (3)

Инертный (4)

Прикованный к креслу (5)

Средний (0)

Плохой (1)

Питательный зонд/только жидкости (2)

Не через рот;

Анорексия (3)

Диабет; множественный склероз(4)

Инсульт; моторный/сенсорные (4)

Параплегия (6)

Обширное оперативное вмешательство/травма

Ортопедическое;

Ниже пояса, позвоночник (5)

Более 2 ч на столе (5)

Лекарственная терапия

Цитостатические препараты;

высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4)

Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:

     Нет риска………………………………………………………1-9

     Есть риск………………………………………………………10

     Высокая степень риска………………………………………..15

     Очень высокая степень риска…………………………………20

Задача 6

     Изучив материалы учебника по «Основам сестринского дела» и алгоритм манипуляции «Профилактика пролежней» реши проблемно-ситуационную задачу.

     Пациентка Е., 77 лет, страдающая сердечной недостаточностью, анемией, истощенная, с плохим аппетитом, прикована к инвалидному креслу, страдает периодическим недержанием мочи и кала, курит.

     При визуальном осмотре кожа бледная, сухая.

Задание:

  1. Оцените риск развития пролежней, используя шкалу Ватерлоу.
  2. Составьте план профилактики пролежней.

ШКАЛА ВАТЕРЛОУ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТАДИИ И РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ

Телосложение, масса тела относительно роста визуального риска

Тип кожи (зоны)

Пол, возраст

Особые факторы риска

Среднее (0)

Выше среднего (1)

Ожирение (2)

Ниже среднего (3)

Здоровая (0)

Папиросная бумага (1), сухая (1), отечная (1), липкая (повышенная температура) (1)

Изменение цвета (2)

Трещины, пятна (3)

Мужской (1)

Женский (2)

14-49 (1)

50-64 (2)

65-74 (3)

75-81 (4)

Более 81 (5)

Нарушение питания кожи, например. Терминальная кахексия (8)

Сердечная недостаточность (5)

Болезни периферических сосудов (5)

Анемия (2)

Курение (1)

Недержание

Подвижность

Аппетит

Неврологические расстройства

Полный контроль через катетер (0)

Периодическое;

Через катетер (1)

Недержание кала (2)

Недержание кала и мочи (3)

Полная (0)

Беспокойный, суетливый (1)

Апатичный (2)

Ограниченная подвижность (3)

Инертный (4)

Прикованный к креслу (5)

Средний (0)

Плохой (1)

Питательный зонд/только жидкости (2)

Не через рот;

Анорексия (3)

Диабет; множественный склероз(4)

Инсульт; моторный/сенсорные (4)

Параплегия (6)

Обширное оперативное вмешательство/травма

Ортопедическое;

Ниже пояса, позвоночник (5)

Более 2 ч на столе (5)

Лекарственная терапия

Цитостатические препараты;

высокие дозы стероидов; противовоспалительные средства (4)

Баллы по шкале Д. Ватерлоу суммируются, и степень риска определяется по следующим итоговым значениям баллов:

     Нет риска………………………………………………………1-9

     Есть риск………………………………………………………10

     Высокая степень риска………………………………………..15

     Очень высокая степень риска…………………………………20

Критерии оценки для решения проблемно-ситуационных задач

5 – «отлично»  

– дается комплексная оценка предложенной ситуации;

– демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

– последовательное, правильное выполнение  всех заданий;

– умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

4- «хорошо»  

– дается комплексная оценка предложенной ситуации;

– демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять;

– последовательное, правильное выполнение  всех заданий;

– возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя;

 – умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

3-  «удовлетворительно»

– затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;

– неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;

 – выполнение заданий при подсказке преподавателя;

 – затруднения в формулировке выводов.

2- «неудовлетворительно»

– неправильная оценка предложенной ситуации;

– отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

Приложение 1

Вынужденные положения  пациента в постели

1.           2.

3.4.

5. 

Приложение 2

Рис. 1 и 2. Цианоз, предшествующий образованию пролежня. Рис. 3. Цианоз и экскориация кожи. Рис.4. Некроз кожи с обширным изъязвлением. Рис. 5. Места образования пролежней (обозначены красным) у больного, лежащего на спине.
Пролежень. Рис. 1 и 2. Изменение цвета кожи, предшествующее образованию пролежня. Рис. 3. Начальное изъязвление кожи. Рис. 4. Некроз и обширное изъязвление кожи, Рис. 5. Места возможного образования пролежня у больного, лежащего на спине (обозначены красным).

Приложение 3

Степени тяжести пролежней

Степень I: кожный покров не нарушен. Устойчивая гиперемия, не проходящая после прекращения давления.

Степень II: поверхностное (неглубокое) нарушение целостности кожных покровов с распространением на подкожную клетчатку. Стойкая гиперемия. Отслойка эпидермиса.

Степень III: разрушение кожного покрова вплоть до мышечного слоя с проникновением в мышцу. Пролежень выглядит как рана. Могут быть жидкие выделения.

Степень IV: поражение всех мягких тканей. Наличие полости, обнажающей нижележащие ткани (сухожилия, вплоть до кости).

При пролежнях III-IV степени главный метод лечения — хирургический.

Приложение 4

Причины образования пролежней

Приложение 5

Профилактика пролежней

Источник

Задание по внеаудиторной работе студентов:

по теме: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

Инструктаж

для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель:

– Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических знаний студентов.

– Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

– Пополнение знаний работой с дополнительной и справочной литературой.

В процессе самостоятельного изучения темы, студентам предлагается перечень вопросов, на которые Вы должны ответить.

Вы должны знать:

  • принципы ухода за тяжелобольным пациентом;

  • методику приготовления постели;

  • способы смены постельного и нательного белья у тяжелобольных;

  • способы размещения пациента в постели;

  • понятие пролежень;

  • факторы развития пролежней;

  • особенности ухода за кожей и профилактику пролежней;

  • элементы гигиенического ухода за тяжелобольным: расчёсывание волос, уход за полостью рта, зубами, зубными протезами, уход за руками и ногами, бритьё пациента;

  • методику оказания помощи при физиологических отправлениях.

Вы должны уметь выполнить следующие задания:

  • решить задачу по нарушенным потребностям (№ 1);

  • составить правильный алгоритм манипуляции (задание № 2);

  • перечислить места образования пролежней (задание № 3);

  • решить ситуационные задачи № 4 – 9;

  • выполнить тестовые задания № 10 – 19;

  • разгадать кроссворды № 1 и № 2 (задания № 20 и № 21).

Срок выполнения выбранного студентами задания:

Подготовить к следующему практическому занятию так, вперед!

Мотивация внеаудиторной самостоятельной работы.

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приёме ванны, а также при осуществлении естественных потребностей. Образно говоря, в этой ситуации руки сестры становятся руками пациента. При этом, помогая ему, нужно максимально поощрять его желание к самостоятельности, а при необходимости обучить элементам ухода родственников пациента.

Задание № 1

  1. Решите задачу.

Пациент М., 70 лет находится в наркологическом отделении с тяжёлым нарушением мозгового кровообращения. У него отсутствуют движения в левой руке и ноге, отмечается непроизвольное отделение мочи. Пациент лежит в постели, отвернувшись к стене, страдает бессонницей. Пульс 90 ударов в минуту, артериальное давление 100/90 мм рт.ст.

  • Какие нарушены потребности?

  • Выявите, какие имеются проблемы у пациента?

  • Решите проблемы пациента в рабочих тетрадях.

  1. Смена простыни (пациент не может повернуться на бок).

Из перечисленных действий составьте алгоритм данной манипуляции.

  1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он её понимает.

  2. Чистую простыню скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.

  3. Надеть перчатки.

  4. Одна сестра приподнимает голову и плечи пациента, другая убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простыню к середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на неё подушку.

  5. Встать с двух сторон кровати пациента.

  6. Опустить изголовье и плечи пациента на подушку.

  7. Одна сестра приподнимает таз пациента. Другая, скатывает грязную простынь и сбрасывает её в мешок, затем раскатывает чистую простыню.

  8. Одна сестра приподнимает ноги пациента, другая – скатывает грязную простыню и сбрасывает её в мешок.

  1. Опустить таз пациента на простыню.

  2. Опустить ноги пациента на простыню.

  3. Поднять изголовье кровати.

  4. Поднять одеяло, убедиться, что пациент лежит комфортно.

  5. Снять перчатки, вымыть руки.

________________________________________________________________

  1. Перечислите места образования пролежней.

  1. Крестец.

  2. ___________________________________

  3. ___________________________________

  4. ___________________________________

  5. ___________________________________

  1. Во время утреннего обхода к вам обратился пациент с жалобой, что у него склеиваются ресницы.

  • Ваша тактика?

__________________________________________________________________

  1. Меняя постельное и нательное бельё тяжелобольному м/с обратила внимание на покраснение в области крестца.

  • Предварительный сестринский диагноз и первоочередные действия.

__________________________________________________________________

  1. Пролежень это_______________________________________________

______________________________________________________________

7. В терапевтическом отделении находится пациент с сопутствующим ожирением (вес 120 кг, рост 160 см.)

  • Каковы особенности соблюдения личной гигиены?

_________________________________________________________________

  1. К вам обратилась пациентка, имеющая палатный режим, с просьбой помочь ей помыть волосы.

  • Ваши действия?

__________________________________________________________________

  1. У пациента, который имеет ограниченные возможности передвижения, появился неприятный запах изо рта.

  • Ваша тактика?

__________________________________________________________________

Тестовое задание.

Инструкция: выбрать один вариант правильного ответа.

10. Для протирания слизистой ротовой полости можно использовать:

А. 0,5% раствор калия перманганата.

Б. 5% калия перманганата.

В. 70% раствор этилового спирта.

Г. 3% раствор перекиси водорода.

11. Для протирания ресниц и век можно использовать:

А. 5% раствор калия перманганата.

Б. 1% раствор салицилового спирта.

В. 3% раствор перекиси водорода.

Г. 0,02% раствор фурацилина.

12. Протирание ресниц и век необходимо выполнять:

А. Снизу вверх.

Б. От наружного угла глаза к внутреннему.

В. Круговыми движениями.

Г. От внутреннего угла глаза к наружному.

13. Постельное бельё пациента меняют:

А. 1 раз в 14 дней.

Б. 1 раз в 7 дней.

В. 1 раз в день.

Г. 1 раз в месяц.

14. Постельное бельё тяжелобольному меняют:

А. 1 раз в день.

Б. 1 раз в неделю.

В. По мере загрязнения.

Г. 2 раза в день.

15. Как часто надо переворачивать тяжелобольного в постели?

А. Через каждые 3 часа.

Б. Через каждый час.

В. Через каждые 2 часа.

Г. Через каждые 30 минут.

16. Укажите факторы риска развития пролежней.

А. Недержание мочи.

Б. Недержание кала.

В. Неправильное положение тела пациента.

Г. Трение.

17. Под каким углом необходимо располагать зубную щётку при чистке зубов.

А. 30 градусов.

Б. 45 градусов.

В. 50 градусов.

Г. 90 градусов.

18. Одевание нательного белья пациенту (рубашка).

А. Надеть на руки, а затем голову.

Б. Надеть на голову, а затем на руки.

В. Одновременное одевание рук и головы.

Г. По желанию пациента.

19. Гигиену наружных половых органов у тяжелобольного проводят:

А. После физиологических отправлений.

Б. Утром, после сна.

В. Не менее 2 раз в сутки.

Г. По желанию пациентов.

20. Кроссворд № 1

По горизонтали:

  1. Предмет, который должен быть у каждого тяжелобольного индивидуальным.

  2. Как часто должна обрабатываться кожа у тяжелобольного пациента.

  3. Некроз тканей, обусловленный длительным давлением.

  4. Размягчение и разрыхление тканей вследствие действия на них жидкости.

  5. Состояние повышенной чувствительности к повторным воздействиям аллергенов или аутоаллергенов, выражающееся комплексом местных и общих реакций организма.

  6. Внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизме с развитием различных форм их взаимодействия.

  7. Приспособление, применяемое для проведения ножных ванн.

  8. Где чаще всего может образоваться пролежень?

  9. Имеет каждый пациент, страдающий недержанием мочи.

21. Кроссворд № 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

  1. Положение при котором пациент находится полулёжа и полусидя с приподнятым под углом 45 – 66 градусов кровати.

  2. Ватный жгутик для обработки носа и ушей.

  3. Средство индивидуальной защиты при осуществлении личной гигиены пациенту.

  4. Метод, применяемый ежедневно для ухода за кожей тяжелобольного.

  5. Место, которое наиболее часто подвержено сдавливанию тканей.

  6. Приспособление, используемое для закапывания капель.

  7. Способ смены постельного белья у тяжелобольного.

  8. Положение пациента в постели с общим режимом двигательной активности.

По вертикали:

  1. Раствор, используемый для обработки глаз (антисептик).

Таблица самооценки

Если… То…

Вы не сделали ошибок. Отлично! Материал данного занятия Вами усвоен. Так держать!

Вы сделали 1ошибку. Хорошо! Повторите вопрос, вызвавший затруднение.

Вы сделали 2 ошибки Удовлетворительно! Обратитесь

к преподавателю.

Вы сделали 3 ошибки Увы! Материал данного занятия Вами не усвоен.

Начните сначала!

Эталон ответа на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по теме занятия: «Личная гигиена тяжелобольного пациента».

Ответы на тестовый контроль.

10А. 11Г. 12Б. 13Б. 14В. 15В. 16Г. 17Б. 18Б. 19А.

Ответы на кроссворд № 1.

  1. Судно

  2. Ежедневно.

  3. Пролежень.

  4. Мацерация.

  5. Аллергия.

  6. Инфекция.

  7. Ёмкость.

  8. Крестец.

  9. Мочеприемник.

Ответы на кроссворд № 2.

По горизонтали:

  1. Фаулера.

  2. Турунда.

  3. Перчатки.

  4. Обтирание.

  5. Крестец.

  6. Пипетка.

  7. Продольный.

  8. Активное.

По вертикали:

1. Фурацилин.

Задание № 2

Написать реферат на одну из предложенных тем.

При работе над рефератом внимательно изучить алгоритм действий и рекомендаций. Написанный реферат необходимо отдать на рецензию любому студенту вышей группы для анализа его содержания и оценивания качества изложения материала (в письменной форме).

Список рефератов (докладов):

– «Проблемы внутрибольничной инфекции»;

– «Соблюдение личной гигиены – залог здоровья человека»;

– «Внешний вид и личная гигиена медицинского работника».

– «Основные принципы ухода за кожей тяжелобольного пациента».

Основные требования:

Рекомендации по написанию реферата (доклада)

Реферат (доклад) должен быть напечатан на бумаге формата А 4 с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.

На титульном листе должно быть:

  • название учебного заведения;

  • название отделения;

  • дисциплина;

  • тема реферата (доклада);

  • специальность;

  • Ф.И.О. студента;

  • № группы;

  • Ф.И.О. преподавателя;

  • город;

  • год.

Реферат (доклад) должен иметь содержание с указанием страниц и перечень использованной литературы.

Текст должен состоять из 3 – х частей:

– введение;

– основная часть;

– заключение.

Объем печатного текста не более 12 страниц.

Реферат сдается на проверку в папке – скоросшивателе, а бумажные листы текста в файлах.

Задание № 3

Составить кроссворд по теме: «Личная гигиена».

Рекомендации к составлению кроссворда

Кроссворд должен быть напечатан на бумаге формата А 4 с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.

Алгоритм:

1. Выписать максимальное количество терминов по теме.

2. Выбраь 2 – 3 самых длинных терминов и расположить их по горизонтали и вертикали.

3. Остальные термины расположить по принципу пересечения.

4. Сформулировать суть каждого термина профессиональным языком.

5. Оформить кроссворд, представив один вариант, с заполненными клеточками, другой с, чистым.

Критерии оценки:

«5» – Использование всех терминов, точность формулирования.

«4» – Использование всех терминов, недостаточная точность формулирования.

«3» – Использование не всех терминов.

«2» – Использование не всех терминов, неаккуратное оформление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовить к следующему занятию:

1. Терминологический словарь.

2. Опорный конспект.

3. Питание и кормление пациента. Мухина С.А. , Тарновская И.И Теоретическое руководство к предмету ОСД часть 1. М: «ГЕОТАР–Медиа», 2016г. (стр.131-150)

– Основы рационального питания – стр. 131

– Организация питания в стационаре – стр.131 – 134.

– Кормление тяжелобольного пациента в постели – стр.135–141.

– Виды искусственного питания – стр. 141–150.

По завершению практического занятия проводится уборка рабочих мест, влажная уборка помещения.

Преподаватель: ______________ Чернышева И.А.

Источник