Роль медицинской сестры в профилактике пневмонии

Роль медицинской сестры в профилактике пневмонии thumbnail

Санитарно-гигиеническая работа медицинской сестры стационара по профилактике пневмонии у новорожденных детей

Профилактика госпитальной пневмонии должна быть многоплановой и ее весьма трудно обеспечить по ряду организационных, эпидемиологических, научно-методических причин. Эффективность борьбы с госпитальной пневмонии определяется планировкой ЛПУ в соответствии с последними научными достижениями, современным оснащением и строгим соблюдением противоэпидемического режима на всех этапах обслуживания больных. В ЛПУ независимо от профиля необходимо свести к минимуму возможность заноса инфекции, исключить внутригоспитальные заражения, исключить вынос инфекции за пределы ЛПУ.

Рассмотрим роль медсестры в профилактике госпитальной пневмонии.

В профилактике госпитальной пневмонии в стационарах младшему и среднему персоналу отводятся главенствующая роль — роль организатора, ответственного исполнителя, а также контрольная функция. Ежедневное, тщательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу профилактики госпитальной пневмонии.

Следует особо подчеркнуть обязанности старшей сестры стационара. Обычно старшая сестра — работник с большим стажем, обладающий организаторскими навыками, прекрасно разбирающийся в вопросах противоэпидемического режима.

Профилактика госпитальной пневмонии — вопрос, безусловно, комплексный и многогранный. Каждое из направлений профилактики госпитальной пневмонии предусматривает санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия для предотвращения того или иного пути передачи инфекционного агента внутри стационара.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажную уборку помещений (мытье полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей и т. д.) осуществляют не реже 2 раз в сутки, а при необходимости и чаще, с применением моющих и дезинфицирующих средств. Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно.

Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по утвержденному графику не реже 1 раза в месяц с тщательным мытьем и дезинфекцией стен, полов, всего оборудования, а также протиранием мебели, светильников, защитных жалюзи от пыли.

Генеральная уборка (мытье и дезинфекция) операционного блока, перевязочных, родильных залов проводится 1 раз в неделю с освобождением помещений от оборудования, мебели и другого инвентаря. Помещения, требующие особой стерильности, асептики и антисептики (операционные, перевязочные, родильные залы, палаты реанимации, процедурные, инфекционные боксы, боксы бактериологических и вирусологических лабораторий и др.). Следует после уборки, а также в процессе эксплуатации периодически облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 Вт мощности на 1 м3 помещения.

Проветривание палат и других помещений, нуждающихся в доступе свежего воздуха, через форточки, фрамуги, створки необходимо осуществлять не менее 4 раз в сутки.

По причине особой важности остановимся на вопросах бельевого режима. Стационары должны быть обеспечены бельем в достаточном количестве, в соответствии с табелем оснащения. Белье больным меняют по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное выделениями больных белье подлежит замене незамедлительно.

Весьма важным направлением профилактики госпитальной пневмонии является дезинфекция.

Она имеет целью уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды палат и функциональных помещений отделений стационара, на медицинском инструментарии и оборудовании. Дезинфекция остается сложной и трудоемкой ежедневной обязанностью младшего и среднего медицинского персонала.

Следует подчеркнуть особую значимость дезинфекции в отношении профилактики госпитальной пневмонии, поскольку в ряде дезинфекция остается практически единственным способом снижения заболеваемости в стационаре.

Кроме того, все госпитальные штаммы возбудителей госпитальной пневмонии наряду с практически полной антибиотикорезистентностью обладают значительной устойчивостью к воздействию внешних факторов, в том числе и к дезинфицирующим веществам.

Существуют значимые различия в тактике и способах профилактической и очаговой (текущей и заключительной) дезинфекции в стационаре. Следует помнить, что дезинфекция проводится с учетом эпидемической опасности и значимости ряда предметов и оборудования как предполагаемых факторов риска в реализации того или иного механизма передачи госпитальной пневмонии. Более концентрированным дезинфицирующим раствором обрабатывают санитарные комнаты, подкладные судна, мочеприемники в отделениях, посуду, выделения, белье и личные вещи инфекционных больных и т. д.

Соблюдение противоэпидемического режима и дезинфекции — это, прежде всего, предотвращение заболеваний госпитальной пневмонии и сохранение здоровья медицинского персонала, особенно работающего в операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т. е. имеющего более высокий риск по госпитальной пневмонии в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом. Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанного материала, одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок.

Касаясь в заключение вопросов дезинфекции, следует отметить, что на российском рынке появилось значительное количество образцов аппаратуры и новых дезинфицирующих средств. Это побуждает к пересмотру устаревшей комплектации дезинфекционных уголков и перечня поставляемых в клиники хлорсодержащих дезинфицирующих веществ (ДТС-ГК, хлорамин, хлорная известь и т. д

Предстерилизационная обработка изделий медицинского назначения проводится в клинико-диагностических отделениях и состоит из дезинфекции и предстерилизационной очистки. Дезинфекция химическим методом заключается в погружении инструментария, перчаток, лабораторной посуды и других предметов в 3% раствор хлорамина на 60 мин или 4% раствор перекиси водорода на 90 мин. Дезинфицирующий раствор используется однократно.

Предстерилизационная очистка состоит из нескольких этапов. По окончании дезинфекции инструментарий промывают проточной водой над раковиной в течение 30с до полного удаления запаха дезинфицирующего средства. Продезинфицированный и промытый медицинский инструментарий замачивают в горячем (50 – 55°С) растворе, содержащем, согласно прописи ОСТ 42-21-2-85, моющее средство и перекись водорода, в течение 15 мин при полном погружении изделия. После замачивания каждое изделие моют в растворе моющих средств при помощи ватно-марлевого тампона. Затем вымытый медицинский инструментарий прополаскивают под проточной водой в течение 3 – 10 мин, а затем 30 – 40 с в дистиллированной воде. Промытый медицинский инструментарий сушат горячим воздухом в сушильном шкафу при 85°С до полного исчезновения влаги.

Качество очистки изделий проверяют с помощью бензидиновой, ортотолуидиновой и амидопириновой проб. Контролю подвергают 1% одновременно обработанного инструментария (но не менее 3–5 изделий одного наименования). Остаточные количества моющих средств на изделиях определяют фенолфталеиновой пробой. Изделия, дающие положительную пробу на кровь или моющее средство, обрабатывают повторно до получения отрицательного результата.

Стерилизацию можно проводить паровым, воздушным или химическим методом в зависимости от технических возможностей и вида стерилизуемого материала. При отсутствии центрального стерилизационного отделения в стационаре стерилизацию проводят в отделениях в сухожаровых шкафах. По 1-му режиму температура стерилизации в камере 180°С, время 60 мин; по 2-му режиму температура стерилизации в камере 160°С, время стерилизации 150 мин.

Важно подчеркнуть, что очаги госпитальной пневмонии, возникающие в стационарах, существуют и поддерживаются за счет вовлечения в них медицинского персонала поражаемых клинико-диагностических отделений. Необходимо правильно понимать значимость проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении медицинского персонала.

В заключение следует отметить, что в ЛПУ проводится не только лечебно-диагностическая работа, но и весьма обширный комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленный на профилактику госпитальной пневмонии. Во главе всей этой многогранной работы по профилактике госпитальной пневмонии в ЛПУ стоит медсестра — основной организатор, исполнитель и ответственный контролер, правильность действий которой зависит от знаний и практических навыков. Сознательное отношение и тщательное выполнение медицинским персоналом требований противоэпидемического режима предотвратят профессиональную заболеваемость сотрудников, что позволит в значительной степени снизить риск заболевания госпитальной пневмонией.

Источник

Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа на тему- Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

Выполнила  Бондаренко Вероника, студентка 401 группы.

Научный руководитель Зуенок Валентина Александровна.

Актуальность

данной темы обусловлена тем, что пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. Среди инфекций нижних дыхательных путей пневмония представляет одну из серьезных проблем детского возраста. По данным Минздрава РФ болезни органов дыхания у детей в возрасте 0–17 лет занимают третье место в структуре причин смерти после внешних причин и пороков развития.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы сформулировали тему Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

 Цель выпускной квалификационной работы: изучить роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста  

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. оценить уровень знаний родителей о профилактике пневмонии у детей раннего возраста;
  2. установить причины недостаточной информированности родителей в вопросе профилактики пневмонии рахита у детей раннего возраста;
  3. предложить способы повышения информированности родителей в вопросе профилактики пневмонии  у детей раннего возраста

Объект исследования: пневмония у детей раннего возраста  

Предмет исследования: роль медсестры детской поликлиники в профилактике  пневмония у детей раннего возраста

Методы исследования:

  • анализ источников литературы;    
  •  (анкетный опрос);
  • статистический метод.

База: кабинет здорового ребенка ГБУЗ АО «Зейская больница им. Смирнова Б.Е”                               

      Структура работы: данная работа состоит из введения, теоретической части; материалов собственного исследования, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения. Кроме того, работа дополнена таблицами, графиками и диаграммами. Работа изложена на 50-ти  страницах.

В 1 главе  были рассмотрены вопросы: 

  1. 1 Этиопатогенез , клиника, диагностика, лечение и профилактика пневмонии
  2.  Особенности сестринской деятельности по  профилактике пневмонии у детей  раннего   возраста

Во 2 главе был проведен анализ деятельности сестринского персонала детской поликлиники г.Зея  по профилактике пневмонии

С этой целью нами был проведен анкетированный опрос. Анкетирование проходило среди родителей пациентов детской поликлиники (30 человек)

Мы  проанализировали,  насколько родители информированы о причинах,  клинике, диагностики, профилактики пневмонии и нами были сформулированы  следующие  выводы выпускной квалификационной работы:

Нами были сформулированы выводы выпускной квалификационной работы:

1. Практически все  опрошенные родители знают о пневмонии и понимают важность проблемы. Они знают основные клинические проявления заболевания  (кашель, одышка, хрипы)

2.Однако, уровень информированности родителей о факторах риска развития пневмонии не достаточен. Они считают основными факторами риска развития пневмонии  недоношенность – 42%,  низкий иммунитет  -17%, охлаждение -13%

Родители  считают, что  снижает риск  развития пневмонии  вакцинация, рациональное питание, закаливание, однако знаний родителей по профилактике пневмонии у детей раннего возраста    не достаточно, это видно по следующим результатам анкетирования:

3. У 37% опрошенных родителей дефицит знаний о данном заболевании;

      многие родители не предают значение основным факторам риска развития пневмонии и не занимаются  их профилактикой:

  • только 57 % респондентов поддерживают грудное вскармливание;
  • 25% родителей вводили прикорм несвоевременно, в связи с чем, мы можем предположить, что ребенок может быть предрасположен к развитию рахита, анемии,  гипотрофии, которые способствуют простудным заболеваниям, в том числе и пневмонии.
  • 43 % детей получают недостаточное количество овощей и фруктов
  • 30% респондентов не соблюдают режим дня ребенка; 
  • только 35 % родителей соблюдают временные нормы пребывания ребенка на свежем воздухе; 

4.Положительным моментом является достаточно хорошее представление о видах профилактики и ответственное отношение к вакцинации, как способе профилактики пневмонии,   около 80- 90% все детей привиты от гриппа, кори, пневмококковой инфекции.

5.Причины дефицита знаний родителей о профилактике пневмонии следующие:                             Анализируя полученные ответы на данные вопросы, мы сделали вывод, что у 37% опрошенных родителей есть дефицит знаний о данном заболевании, способах профилактики.

  35% респондентов узнают информацию от знакомых и интернета, а не от медработников

Предложения

1. Достаточно большое количество страхов у родителей обусловлено недостаточной информированностью. В последние годы все очевиднее становится то факт, что достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между медицинским работником и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. Одним из путей формирования «медик – пациент» является обучение родителей, предоставление им полной и достоверной информации как о мерах профилактики, так и о самом заболевании.

2. В связи с молодым возрастным контингентом родителей и популярностью использования средств массовой информации (в частности Интернет), 100% участников анкетирования хотели бы получать необходимую информацию о заболевании пневмония с персонального сайта участковой медицинской сестры.

3. Для повышения уровня информированности родителей о профилактике заболевания пневмония, нами были разработаны памятки: «Что нужно знать о пневмонии?», «Первые проявления пневмонии»,  «Режим дня и особенности питания ребенка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В России за год пневмонией заболевают около 1,5 млн. человек.
Работа над темой дипломной работы «Роль медсестры детской поликлиники в  профилактике пневмонии у детей раннего возраста»  позволила мне сделать следующие выводы:

1. Пневмония – актуальная проблема современной медицины, в профилактике которой играет большую роль медсестра детской поликлиники.

2.Правильно спланированная и проведенная работа медицинской сестры позволит наиболее эффективно проводить профилактику пневмонии у детей раннего возраста.

3.Анкетирование родителей показало, что они имеют дефицит знаний по многим вопросам профилактики пневмонии, часто занимаются самолечением.

4.Недостаточная настороженность родителей по  профилактике пневмонии во многом обусловлена недостаточной их информированностью.
5. Медицинская сестра должна активно заниматься обучающей работой среди пациентов по различным аспектам профилактики пневмонии. Родители  активно идут на сотрудничество с медицинской сестрой, если обучающая работа проводится правильно! Создание памяток и рекомендаций повышает эффективность санитарно-просветительной работы.

6.Данная работа помогла нам лучше понять роль медсестры в организации профилактики пневмонии, систематизировать знания и осознать возможности медсестры, понять круг своих компетенций. Информирование и обучение родителей правилам профилактики пневмонии должно стать приоритетными задачами работы медсестры.

 В результате исследования цель была достигнута, задачи решены.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мы, изучив эту тему, смогли проанализировать основные проблемы в организации профилактики пневмонии и особое внимание уделили роли медсестры организации профилактики пневмонии у детей раннего возраста.

Практическая значимость работы. Для повышения уровня информированности родителей о профилактике заболевания «Пневмония», нами были разработаны памятки, буклеты, презентации, которые могут быть использованы патронажными медсестрами в санпросветработе и студентами при проведении бесед во время практики.

Источник

Мед. сестры это персонал больниц или поликлиник, который наиболее часто и продолжительно общается с пациентом, поэтому именно они могут определить начальные стадии пневмонии и акцентировать на этом внимание пациента. Ведь чем раньше это обнаружится, тем легче будет лечиться.

 Однако, общеизвестный факт, что любое заболевание лучше предупредить, чем в будущем его лечить.

Каждый уважающий себя гражданин, должен пройти диспансеризацию, где ему расскажут о факторах риска и научат правилам профилактики, как для пневмонии так и для ряда других заболеваний.

Диспансеризация взрослого населения в России (лиц от 18 лет и старше) регламентируется приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 n 869н “Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения”. Согласно этому приказу, совершеннолетние граждане России имеют право по своему желанию, бесплатно, пройти медицинский осмотр врачами-специалистами и ряд медицинских обследований.

Периодичность диспансеризации 1 раз в 3 года: начиная с возраста 21 года, затем в 24 года и т. д. (если возраст делится на 3).

Для детей существуют медицинские осмотры в которых подразумевается прохождение перечисленных в приказе профилактических медицинских осмотров, консультаций специалистов и исследований. Регулярность осмотров: до 1 года жизни — ежемесячно, на 2-м году — 1 раз в 3 месяца, на 3-м — 1 раз в 6 месяцев, с возраста 3-х лет до достижения 18 лет — ежегодно.

 После прохождения диспансеризации или медицинский осмотров, врач терапевт дает рекомендации или же направляет к более узким специалистам.

Во время диспансеризации проводиться анкетирование, где мед.сестре следует обратить внимание на пациентов которые не важно себя чувствуют. У которых есть кашель, повышенная температура или иные симптомы пневмонии.

Многим пациентам рекомендовано заниматься закаливанием, однако часто люди делают это неправильно. Медицинская сестра может вам помочь и объяснить принципы закаливания. Вы не должны бояться обратиться за помощью и задавать вопросы, которые вас беспокоят.

 Следует объяснять родителям о пользе вакцинации и агитировать их проводить её для своего ребенка. Нужно предупредить, что после вакцинации возможно ухудшения состояние на некоторое время, это связанно с адаптацией организма к введенным агентам и выработки на них иммунитета. Послепрививочный уход включает в себя:

1. Наблюдение за состоянием пациента. Контроль за пульсом, артериальным давлением, чистотой дыхательных движений.

2. Не перезагружать организм в первые дни после вакцинации, снизить физические нагрузки. Не переохлаждаться.

3. Следить за температурой и измерять ее утром и вечером. При повышении температуры и жара можно положить пузырь со льдом и обратиться к врачу.

Если не удалось провести вакцинацию в срок по разным причинам, и вы уже заболели то обратитесь за помощью, где медицинские сестры и врачи грамотно справятся с вашим заболеванием.

Сестринское обследование.

Медицинская сестра устанавливает доверительные от­ношения с пациентом и выясняет жалобы: сухой кашель, боль в груди при дыхании, затруднение при дыхании, жар и озноб. Выясняются обстоятельства возникновения болез­ни (переохлаждение, перенесенный грипп), который день болезни, какой была температура тела, какими лекарства­ми пользовался.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на внешний вид пациента (поверхностное дыхание, одно­сторонний румянец, участие крыльев носа в дыхании). Измеряет температуру тела (повышена или лихорадка по­стоянного типа), определяет пальпаторно частоту дыхательных движений (25-35 в одну минуту), пульс (тахикардия), измеряет артериальное давление.

Определение проблем пациента

Дефицит информированности о заболевании;

Боли в груди при дыхании;

 Непродуктивный (позже влажный) кашель;

 Отсутствие аппетита, запор;

 Боли в сердце (при крупозной пневмонии);

 Нарушение сна;

Лихорадка

Одышка

 Беспокойство из-за невозможности работать.

Приоритетные проблемы пациента: Одышка, боли в груди при дыхании.

Возможные сестринские диагнозы:

нарушение потребности дышать – инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта ды­хания доли или участка легкого;

 боль в груди при дыхании и кашле – свидетельство вов­лечения в воспалительный процесс плевры;

 лихорадка постоянного типа или атипичная;

 сухой кашель – результат раздражения плевры;

 влажный кашель – средство удаления мокроты из бронхов.

По мере реализации сестринских вмешательств меди­цинская сестра оценивает их эффективность. Если цель не достигнута в назначенный срок, составляется дальнейший план сестринских вмешательств.

Если пациент не может самостоятельно откашливать мокроту, медицинская сестра шпателем, обернутым в сал­фетку, смоченную дезсредством, протирает полость рта, удаляя мокроту или пользуется баллончиком для отсасы­вания мокроты.

Если у пациента появляются признаки острой сердеч­но-сосудистой недостаточности (бледность кожи, холодный пот, нитевидный частый пульс), медсестра сообщает об этом врачу и готовит для парентерального введения кордиамин, строфантин, преднизолон.

план сестринских вмешательств

Медицинские рекомендации по питанию:

При пневмонии назначается диета №13 с повышенным содержанием белка, витаминов и жидкости.

Рекомендуемые продукты и блюда диетического стола № 13

Хлеб: пшеничный вчерашний или подсушенный, пшеничные сухари.
Супы: на некрепких обезжиренных мясных бульонах с добавлением разваренных круп,.овощей;.рекомендованы.мясные.супы-пюре.
Мясные блюда: нежирные говядина, телятина, баранина, свинина, а также курица, индейка, курица, кролик в виде паровых и отварных пюре, суфле, котлет.
Рыбные . блюда: нежирные сорта рыбы отварные куском, рубленые.
Гарниры: полужидкие и вязкие каши с добавлением бульона или молока, разваренные овощи и овощные пюре, пудинги; свежие овощи – только в период выздоровления.
Молочные продукты: кисломолочные продукты, творог и блюда из него; сметана в малых количествах в блюдах; неострый маложирный сыр в тертом виде.
Яйца: всмятку.или.в.виде.парового.белкового.омлета.
Закуски: неострая овощная икра, неострые маложирные сыры; при выздоровлении.–.салаты.из.свежих.овощей.
Соусы: овощные,.молочные,.фруктовые.
Сладкие блюда: мягкие спелые фрукты и ягоды в свежем протертом виде; фруктовые муссы, пюре, кисели, джемы, варенья; разрешены мармелад, желе.
Напитки: разбавленные водой соки, компоты, морсы, некрепкие чай и кофе, отвар шиповника.
Жиры: свежее несоленое сливочное масло – ограниченно.

Не для кого не секрет что медицинская сестра это главный помощник врача и пациента именно она помогает и соблюдает все требования и следит за их выполнениями, помогая пациенту быстрее поправиться.

Рекомендации по уходу:

1. Следить за выполнением пациента постельного режима, диеты и лекарственной терапии.

2. Контроль за состоянием. Измерения артериального давления, пульса и чистоты дыхательных движений.

3. Помощь при лихорадке, в зависимости от периода.

4. Измерения температуры утром и вечером.

5. Помощь при рвоте.

6. Позиционный дренаж. Рассказать для чего применяется и как выполняется.

7. Обучение пациента элементам самоухода.

8. Обучение членов семьи уходу и борьбе за укрепление здоровья пациента.

9. Приток свежего воздуха. Частые проветривания или оксигенотерапия.

10. Обучение пациента пользованию карманной плевательницей

11. Обучение пациента правильному сбору мокроты

12.  Беседы о вреде курения.

13. Психологическая помощь и успокоение пациента.

14. Смена постельного и нательного белья.

15. Сообщить об осложнениях, если пациент не будет выполнять назначения врача.

16.  При ухудшении состояния оповестить лечащего врача.

17. Противоинтоксикационные мероприятия, по назначению врача 

Заключение.

В ходе изучения данной проблемы можно сделать следующее заключения.
данная проблема является очень актуальной, здесь огромная роль медицинской сестры.

Пневмонии – группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных (преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с обязательным наличием внутриальвеолярной экссудации. Этиология внебольничной пневмонии непосредственно связана с нормальной микрофлорой, колонизующей верхние отделы дыхательных путей.

Одной из особенностей деятельности медицинской сестры является проведение бесед с пациентами. Проведение бесед с пациентами позволяет повышать уровень знаний пациентов с пневмонией.

Практические рекомендации:

проводить профилактические мероприятия в виде бесед с пациентами о вредных факторах риска развития пневмонии;

Агитировать население прививаться и соблюдать правила профилактики.

проводить профилактические беседы не только в больницах, поликлиниках, а так же в образовательных учреждениях.

Медицинскому персоналу следует обращать больше внимание к своим пациентам и к их жалобам.

Не нужно игнорировать ежегодное прохождение флюорографии и профилактические осмотры у врачей. Ведение здорового способа жизни, отказ от пагубных привычек, занятия спортом и закаливание помогут укрепить иммунитет, и снизить до минимума вероятность развития скрытой патологии.

Список литературы

1. Атаман А. В. Механизмы развития болезней и синдромов /Патологическая физиология в вопросах и ответах

2. Авиценна-«Канон врачебной науки»

3. «Болезни органов дыхания». Руководство под ред. акад. РАМН, проф. Н.Р.Палеева. М., Медицина, 2016г.

4. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике: пособие для врачей. – М., 2013. – 83 c.

5. Дыхательная недостаточность и хроническая обструктивная болезнь легких. Под ред. В.А.Игнатьева и А.Н.Кокосова, 2018г.

6. Патогенез / А. И. Воробьёв, Б. Б. Мороз, А. Н. Смирнов // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ;2015—2017, ).

7. Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.2.3116-13

8. Методические указания МУ 3.1.2.3047-13 “Эпидемиологический надзор за внебольничными пневмониями” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10 января 2016 г.)

9. Э.В.Смолова «сестринское дело в терапии» 2018г.

10. Внутренние болезни: Учебник./ В.М.Боголюбов. ˗˗ М.: Медицина, 2010

11. Основы сестринского дела: практикум./ Т.П.Обуховец.

12. Чучалин А.Г., Синопальников А.А. и др. «Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике». Москва, 2012г,

13. Пульмонология + СД. Национальное ируководство. /Под ред. А.Г. Чучалина., – М.; ГЭОТАР –Медиа, Казань, 2015г

14.  Всероссийский календарь прививок

15. https://yandex.ru/turbo?d=1&text=https%3A%2F%2Fupulmanologa.ru%2Fchastye-voprosy%2Fmozhno-li-umeret-ot-pnevmonii-412

16. https://www.polismed.com/articles-pnevmonija-prichiny-simptomy-sovremennaja-diagnostika-i-ehffektivnoe-lechenie.html#anchor_2

Приложение №1

Классификация пневмоний:

В зависимости от стороны локализации В зависимости от характера распространения
· односторонняя – при поражении одного легкого (левосторонняя или правосторонняя);
· двусторонняя – если больны оба легких.
· очаговая – самый распространенный тип патологии при котором очаг поражает небольшой участок легочной ткани;
· сегментарная – легкое делится на сегменты, такой диагноз ставится если хоть один поражен полностью;
· долевая – при патологии целой доли или нескольких (монодолевая, бидолевая);
· тотальная – поражены все доли легочной ткани т.е. оба легких.

Приложение №2

Возраст ребенка Процедура Используемый препарат Техника прививания
Первые 24 часа жизни Первая прививка против вирусного гепатита В Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)
3–7 день жизни Прививка против туберкулеза БЦЖ, БЦЖ-М Внутрикожно, с наружной стороны левого плеча
1 месяц Вторая прививка против вирусного гепатита В Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)

Месяца

Источник