Ребенок после ожога психологическая помощь

Ребенок после ожога психологическая помощь thumbnail

В этой статье как психолог и как отец, хочу поделится с вами собранным материалом, наблюдениями и собственным опытом в оказании помощи детям получившим физическую травму, испытывающим болевые ощущения и дискомфорт.

Прежде чем приступить к основной части, думаю важно будет напомнить, что при необходимости оказания первой помощи и медицинского обследования ребёнку ВСЕГДА И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ обращайтесь за ними, нижеуказанные методы не заменяют собой медицинского обследования и лечения, проводимого квалифицированным врачом. Сначала обратитесь к врачу, затем помогите ребёнку так как вы можете.

Не менее важно учесть то, что сами родители в случае травмировании своего чада, автоматически активизируют в себе состояние «растерянного внутреннего ребёнка» и в панике не знают что сделать в первую очередь, поэтому важно в таких ситуациях сохранять самообладание, ваше внутреннее равновесие будет благотворно влиять и на ребёнка в том числе. Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию всех взрослых, а в особенности — своих родителей. В первую очередь займитесь своими собственными реакциями, внутренне признав тревогу и страх за травмированного ребенка. Сделайте глубокий вдох и медленно выдохните; ощутите чувства в собственном теле. Если вы все еще расстроены, повторите это еще раз. Время, которое вы потратите на обретение собственного спокойствия, стоит того. Это усилит вашу способность быть полностью присутствующим с ребенком, сводя к минимуму его реакции на ваш страх или замешательство.

В случае когда ребёнок переживает шоковое состояние и дезориентацию, от вас как от родителя необходима позиция принятия или как её обозначает травматерапевт Питер Левин – позиция сострадающего присутствия. Вы можете взять ребенка на руки, если видите что он этого хочет, или обнять его, до тех пор пока не пройдёт первая волна шокового состояния. Мягкое возложение вашей руки в центре спины, за сердцем, может говорить ему о вашей поддержке и ободрении, не препятствуя естественным телесным реакциям ребенка (непроизвольное дрожание, тряска и плач). Успокаивающая рука, лежащая у него на спине или на плече, вместе с несколькими мягко произнесенными словами, такими как: «Все в порядке» или «Все хорошо» могут очень сильно помочь ему. Напротив, чрезмерное поглаживание или покачивание может препятствовать процессу восстановления (это похоже на слишком усердного ребенка, который, с добрыми намерениями, калечит раненую птицу). Обеспечьте ребенку при необходимости покой и неподвижность. Побуждайте (при необходимости — настаивайте) ребенка отдохнуть достаточное количество времени в безопасном месте. Если ранение требует немедленного перемещения, поддержите ребенка или перенесите его, даже если он/она выглядит способным/ой двигаться самостоятельно.

Так же Питер Левин отмечает, что очень важно в процессе появления таких телесных реакций у ребёнка, как дрожание, тряска и плач, не подавлять их, ваша задача состоит в том, чтобы сообщить ему, что плач и дрожание — это нормальные, здоровые реакции. Вашей основной функцией является создание безопасного окружения для того, чтобы ребенок мог завершить свои естественные реакции на причиненную ему боль. Чтобы избежать непреднамеренного нарушения этого процесса, не меняйте положения ребенка, не отвлекайте его внимания, не держите ребенка слишком крепко и не располагайтесь слишком близко к ребенку или слишком далеко от него, чтобы сохранить ощущение комфорта. Отметьте, когда ребенок снова начнет ориентироваться во внешнем мире. Ориентация — это признак завершения.

Самое простое что можно сделать для ребёнка который расстроен или получил небольшую травму это спросить его, о чем он плачет, даже если вы прекрасно знаете в чём дело и что случилось, это облегчит последствия. Спросите ребенка: «О чем ты плачешь?» или «Что случилось?» «Как ты ударился?» «Расскажи мне об этом». Когда он начинает рассказывать об этом, переключите его в настоящее время, т.е. как будь то травмвтический случай происходит здесь и сейчас, если конечно он сам не начал пересказывать происшествие в настоящем времени. Попробуйте сделать так:
Родитель: «О чем ты плачешь?»
Ребёнок: «Ну – я стоял на большом камне, поскользнулся и упал, и (плачет).
Родитель: «Тебе больно, когда ты СТОИШЬ на этом камне?»
Ребёнок: «Нет»
Родитель: «Что происходит, когда ты СТОИШЬ на этом камне?»
Ребёнок: «Я поскальзываюсь . . .»
Родитель: «А потом?»
Ребёнок: «Я падаю на землю»
Родитель: «Там трава – на земле?»
Ребёнок: «Нет, песок кругом»
Родитель: «Расскажи мне об этом еще раз»
Вы проводите ребенка таким образом через этот случай несколько раз, пока он не заскучает или не засмеется, если ребёнок начнёт злится, это тоже хороший показатель.

Далее можно направить внимание ребенка на его телесные ощущения. Мягким голосом спросите: «Что ты чувствуешь в своем теле?» Медленно и спокойно повторите ответ, который вы получили, в форме вопроса — «Ты чувствуешь неприятные ощущения в теле?» — а затем подождите кивка или какой-нибудь иной реакции. В следующем вопросе вы можете быть конкретнее: «Где у тебя появились эти неприятные ощущения?» (дайте ребенку показать вам). Если ребенок покажет на какое-то конкретное место, спросите: «Что именно ты чувствуешь у себя в животе (голове, руке, ноге и т.д.)?» Если ребенок расскажет об отчетливом ощущении, мягко поинтересуйтесь о его точном местоположении, размерах, форме, цвете, весе и других характеристиках. Осторожно верните ребенка к настоящему моменту (например: «Как твоя шишка (синяк, царапина, ожог и т.д.) чувствует себя сейчас?»).

После травмирования вы можете распределить внимание ребёнка по всему телу (расфокусировать), просто попросив его почувствовать вашу руку на определённом участке тела. Можно взять его руку и похлопать ею по той части ВАШЕГО тела, которая у него травмирована. Потрепите ребенка рукой, погладьте его по голове и попросите притронуться к той части вашего тела, которая у него пострадала. Если он ударился к примеру плечом, пусть он прикоснется к вашему плечу, а потом вы прикоснетесь к его плечу.
Например:
«Прикоснись к моему плечу» (ребёнок прикасается)
«А теперь я прикоснусь к твоему плечу»
«Видишь, я прикоснулся к твоему плечу. Ты чувствуешь что я прикоснулся к твоему плечу? Хорошо, теперь ты прикоснись к моему»
«Хорошо, а я прикоснусь к твоему плечу»
«А ты – к моему»
И так далее.
Проходите до тех пор, пока ребенок не почувствует себя лучше.

Читайте также:  Вылечить ожог 3 степени в домашних условиях

«Помирится» с травмой и наладить с ней общение:
Обычно травмированная часть тела у ребёнка ассоциируется со страхом и болью, для того что бы ребёнок снова наладил «дружеские» отношения с повреждённой конечностью или участком тела, можно предложить ему представить, что место где болит, это какое то живое существо с которым можно разговаривать. Можно нарисовать рожицу или фигуру какого нибудь реального или фантастического животного вокруг больного места. Попросите ребёнка спросить у такого преображённого места травмы «Как дела?», «Как тебя зовут?» и пусть он представит. Что она может ему ответить. Можно задать вопросы «А почему ты болишь?» «Что ты хочешь для выздоровления?».
Можно использовать следующий шаблон, если ребёнок не очень в настроении развивать театрализованный разговор.
1. «Спроси, как дела у …(например у колена)»
2. «Пусть …(…колено ) ответит «отлично!»
3. «Пусть …(…колено ) спросит у тебя «Как дела?»
4. «Ответь …(…колену) «отлично!»

«Обрати внимание на мою руку».
Это элементарный и легко выполняемый процесс поможет рассеять нервный шок от повреждения и вернуть внимание ребёнка в повреждённую область. Тысячи лет человеку было известно о том, что «наложение рук» или мамин поцелуй являются эффективной технологией. Даже если просто сжать при боли травмированную часть тела, то это помогает.
Выполняйте этот процесс с минимальным количеством разговоров, так же важно что бы глаза ребёнка были закрыты. Положите свой указательный палец, пальцы или ладонь на пострадавшую часть тела, очень легким движением, и скажите ребёнку: «Обрати внимание на мою руку» или «Почувствуй мою руку». Теперь поменяйте положение вашего пальца или ладони и снова попросите ребёнка сделать то же самое. Лучше дотрагиваться до тех частей тела человека, которые расположены дальше от его головы, чем травма. Не говорите лишних слов, просто кратко и мягко просите его, прикасаясь, точка за точкой, обращать внимание на ваши пальцы или ладонь. Меняйте место через короткие промежутки времени. Будьте спокойны. Ободряйте ребёнка. Продолжайте действовать таким образом, пока не исчезнет боль или расстройство.

Техника направленной энергии V – spread
Если позволяет ситуация и степень травмирования, если ребёнок отказывается по каким либо причинам разговаривать, то в этом случае можно воспльзоватся техникой направленной энергии V – spread, которая очень проста в исполнении, я взял её на вооружение у остеопата Джона Апледжера из книги «Вы и ваш внутренний врач». Поместите одну руку на стороне тела противоположной травме, расположите пальцы этой руки так, что бы они направляли проекцию невидимой энергии на повреждённое место. Пальцы один, два и три необходимо поставить под углом к поверхности кожи которой они касаются. Теперь сложите ладонь другой руки в виде «чашечки» и накройте ею сверху больного места, что бы края «чашечки» находились вокруг больного места, а не на нём. Вообразите силу идущую от первой руки ко второй. Когда энергия направится от одной руки ко второй, повреждённая область начинает пульсировать. Через несколько минут пульсация ослабнет, а повреждённая поверхность размягчится и боль в ней уменьшится. При необходимости можно повторить процесс два-три раза в день, пока болезненные симптомы совсем не уменьшатся.

«Посмотри кто убегает»
«Посмотри кто убегает», это диссоциирующую от травматических переживаний манипуляцию хорошо проводить сразу же после проведения вышеуказанной техники V – spread, или отдельно, в случае если вы успокаивающе держите свою ладонь поверх повреждённой области. Когда боль уже несколько уменьшилась, можно пойти на следующую хитрость которая обычно может рассмешить ребёнка и одновременно позволит представить что его боль может оказаться вне его тела, тем самым покинув его, что позволит гораздо быстрее нормализовать состояние. Можно сказать так «Смотри, под рукой кто то шевелится (при этом сделать движения ладонью так как будь то кто то пытается от туда выбраться) Это наверное твоя болячка хочет убежать, ей там стало совсем не уютно. После этого можно импровизированно двумя пальцами как будь то ногами изобразить бегство болячки с «места преступления» и дальнейшие её поиски вместе с ребёнком «Где болячка, что то её не видно? Наверное убежала и спряталась», обычно это вызывает у ребёнка смех и как следствие облегчение состояния. Данную технику можно многовариантно разнообразить под ситуацию и характер вашего ребёнка.

«Где это произошло, где ты сейчас»
Когда ребёнок получил травму, упал с велосипеда или ударил коленку он, даже если его переместить в другое место «несёт» в своём сознании место и событие где всё это произошло и в последствии может его избегать (например боятся сесть на велосипед снова или скатится с определённой горки итп) Для того что бы он мысленно «отцепился» от местоположения несчастного случая можно провести следующий коммуникативный процесс:
Спросите у ребёнка : «Где это произошло?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где это произошло.
Спросите у ребёнка : «Где ты теперь?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он теперь.
Команду можно менять в зависимости от конкретной травмы или происшествия. Например: «Где ты упал?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он упал. .
«Где ты теперь?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он теперь.
Или . «Где ты ушибся?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он ушибся. .
«Где ты теперь?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он теперь.
И так пока ему не станет легче.
Разрешение при помощи вышеуказанных методов травматических реакции у детей, делает намного больше, чем просто обезболивает, приводит расстроенного ребёнка в чувства и исключает вероятность возникновения подобных реакций в дальнейшей жизни. Оно так же стимулирует способность проходить через угрожающие ситуации с гораздо большей легкостью. Оно создает, по сути, естественную устойчивость к стрессу. Нервная система, привыкшая к вхождению в стресс и последующему выходу из него, более здорова, чем нервная система, обремененная постоянным, если не накапливающимся, уровнем травматического стресса.

Использованная литература:
Джон Апледжер «Вы и ваш внутренний врач»
Джон Апледжер «Телесно эмоциональное освобождение»
Майкл Керн. Мудрость тела. Краниосакральный подход к здоровью.
Питер А. Левин, Энн Фредерик «Пробуждение тигра—исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания»
Питер А. Левин «Исцеление от травмы, уроки природы»
L. R. Hubbard «Assist processing handbook»

Читайте также:  Первая доврачебная помощь при термическом ожоге первой или второй степени

© Михаил Мархинин

Источник

Ожоги I, II и III А степени не оставляют последствий в виде шрамов и контрактур. Ожоги III Б и IV степени, даже если они были прооперированы и на раны накладывалась аутокожа (лоскуты собственной кожи больного), оставляют изменения в виде рубцов, иногда резко гипертрофированных или келлоидных.

Это значит, что на коже, где был ожог, появляются выросты и углубления, втягивания кожи или, наоборот, разросшиеся узелки розового или красного цвета, нередко плотные на ощупь. Это происходит потому, что ростковый слой кожи поврежден, и организм ребенка, компенсируя дефект, начинает продуцировать замену в виде коллагеновой ткани, которая вырастает быстро и укладывается беспорядочно в виде узелков и уплотнений, иногда вовлекая в процесс окружающие ткани, тем самым образуя стягивания и углубления.

Видимый рост рубцов начинается не сразу после ожога, и, к сожалению, не очень заметен после операции. Но через 3-4 недели (иногда после выписки из больницы) родители начинают замечать, что кожа ребенка над местом ожога становится припухшей, красной и бугристой. Рост ткани становится гипертрофическим, рубцы выглядят воспаленными, иногда болезненными при ощупывании.

Нередко в области особенно тонкой рубцовой ткани появляются пузыри, наполненные красноватым и светлым содержимым. Это послеожоговые флегтемы, которые лопаются, в результате чего появляется раневая поверхность. Иногда кожа рубца шелушится, трескается, зудит. Созревание рубцов продолжается в течение 1-3 лет.

Если ожоги располагался над суставами, которые часто находятся в естественном согнутом состоянии (например, во время сна), то может возникнуть контрактура – невозможность полного разгибания сустава, и может развиться нарушение нормальной двигательной активности больного.

Деформации кожи на лице после ожоговой травмы приводят к возникновению трудностей с речью, приемом пищи. Пересадка кожного лоскута на область ожога способна ограничить этот неконтролируемый рост соединительной ткани, но, как правило, вокруг кожного лоскута и под ним все-таки идет процесс рубцевания. Чтобы предотвратить все эти нежелательные последствия ожоговой травмы, ребенок должен находиться под наблюдением врачей-реабилитологов и выполнять все рекомендации по восстановительной терапии. Как правило, при соблюдении пациентами рекомендаций в полном объеме можно обойтись без повторных пластических операций или же свести необходимое хирургическое вмешательство к минимуму.

Для предотвращения появления резко гипертрофированных или келлоидных рубцов применяется компрессионная одежда. Раннее ее назначение, длительное ношение не только предотвращает рост рубцов, но и ускоряет процесс их созревания, а также уменьшает зуд кожи и улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Родителям важно понять, что в настоящее время не существует полного излечения от шрамов, т.е. на месте ожога III Б и IV степени кожа уже никогда не будет такой, как прежде, но согласованными действиями родителей, врачей и медсестер можно улучшить вид рубца, избежать повторных пластических операций.

Очень важным этапом является выполнение лечебной гимнастики не только в период нахождения в стационаре, но и после выписки домой, в течение всего времени роста рубцов. Специальная гимнастика, назначенная врачом-реабилитологом, позволит растянуть рубцы (особенно находящиеся в области суставов) ровно настолько, насколько это необходимо для нормального движения. Гимнастика также помогает снижению уплотнений в рубце, способствует его размягчению и обратному развитию. Но никогда не делайте упражнение насильно – это принесет ребенку только боль и страх перед любыми движениями. Пусть он привыкнет к тому, что вы прикасаетесь к нему мягко, с любовью. Любые упражнения, даже самые тяжелые, ребенок легко может выполнить, если вы будете делать их в игровой форме.

Врач-реабилитолог назначит противорубцовую терапию и будет корректировать ее в течение всего времени, пока пострадавший ребенок наблюдается в консультативной поликлинике.

В вашей жизни произошел несчастный случай – ваш ребенок получил сильный ожог и сейчас находится в больнице. Семейная и повседневная жизнь нарушена. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей. Вы совершенно растеряны и не знаете, что вам делать, как помочь вашему ребенку.

Маленькому ребенку непросто осмыслить то, что с ним произошло. Некоторые дети не понимают случившегося, другие, напротив, все ясно осознают. Но все испытывают страх, сильную боль и более чем когда-либо нуждаются в вас, в вашей поддержке, спокойствии и оптимизме. То, как вы, родители, сможете помочь ребенку пережить это тяжелое время, имеет огромное значение для его и вашей дальнейшей жизни.

Постарайтесь успокоить ребенка, объясните ему, что с ним все дет хорошо, что ему обязательно помогут. Говорите ему столько раз, сколько это необходимо, что вы будете рядом с ним и будете о нем заботиться, – он должен убедиться, что вы любите его, как прежде, и что для вас он не изменился.

Маленький ребенок переживает такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после ожога, у других – спустя некоторое время.

Большинство детей могут испытывать чувство вины за произошедшее, их сбивают с толку внезапные изменения в привычной жизни, боль и беспомощность. Некоторые дети не могут сами себя обслуживать и нуждаются в постоянной помощи в элементарных ситуациях, которые прежде не составляли для них никакого труда. Это может сделать их легко возбудимыми или же плаксивыми, трудными в общении, капризными и раздражительными. Даже дети из одной семьи по-разному реагируют на ситуацию травмы. Это трудное время как для детей, так и для родителей. Но родители могут помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими после травмы.

Какой бы ни была реакция ребенка, пожалуйста, помните, что в данной ситуации для него совершенно нормально и естественно проявлять свои тяжелые переживания.

После ожога некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек (все погибло во время пожара);
  • беспричинно злиться на родителей, пытаться их ударить, толкаться и кусаться, бросать вещи или другими способами проявлять свой гнев;
  • стать более активными и беспокойными;
  • многократно задавать один и тот же вопрос: “Это случится опять?”;
  • беспокоиться о том, выживут ли они, что случится с ними дальше, как они выглядят сейчас и как они будут выглядеть потом;
  • бояться оставаться в одиночестве, требовать, чтобы вы были при них неотлучно;
  • беспокойно спать или вообще не спать всю ночь, им могут сниться страшные сны;
  • вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле: опять сосать соску, проситься на руки, перестать говорить, страдать недержанием мочи;
  • у детей может быть тошнота и рвота, головные боли, отсутствие аппетита и высокая температура;
  • дети могут стать тихими и молчаливыми, не желать говорить о том, что произошло, и не помнить событий, произошедших до или после травмы;
  • могут легко огорчаться и плакать;
  • чувствовать вину за свое поведение, или остро сочувствовать вам, если вы считаете, что несчастье произошло по вашей вине;
  • пугаться ситуаций, напоминающих о несчастном случае: запаха гари или бензина, открытого огня или электричества.

Некоторые дети могут вообще не проявлять описанных чувств и как будто не чувствовать никакого огорчения. Однако случается и так, что переживания проявляются позднее, спустя несколько недель или месяцев после ожога.

+ Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, обязательно говорите правду, не старайтесь приукрасить действительность.

+ Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: нет ли в его словах страха, тревоги, беспокойства? Разговаривайте с ребенком о его чувствах и ощущениях, не отделывайтесь поверхностными утешениями. Диалог, при котором родители вместе с ребенком проговаривают его “отрицательные” ощущения, помогают ребенку правильно их пережить. Детям определенного возраста свойственно испытывать страх, а у ожоговых детей, которые уже встретились с трагедией, чувство страха возрастает многократно.

Родители могут поговорить с ребенком о его страхах, например, так:

Ребенок: “Не выключай свет, мне страшно”

Родитель: “Ты боишься, что в темноте может что-то случиться?”

Ребенок: “Да, тут живет злое чудовище, оно на всех кидается”

Родитель: “Что же с ним случилось, кто его так разозлил?”

Ребенок: “Я не знаю, мне страшно…”

Родитель: “Хочешь, возьми меня за руку… Интересно, а Злое Чудовище боится чего-нибудь?” и т.д.

+ Объясните, что иметь подобные чувства нормально и естественно, говорите с вашим ребенком и о своих собственных чувствах – все это поможет и родителю, и ребенку лучше выразить себя и понять друг друга.

+ Не уставайте уверять ребенка: “Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе”. Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

+ Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

+ Не жалейте времени на разговоры и игры с ребенком. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Прислушайтесь к его играм и фантазиям. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства страха и агрессии. Дети могут начать сочинять фантастические истории или страшные сказки. Могут постоянно играть в одну и ту же игру, например, в “пожар”, “автомобильную катастрофу”, “несчастный случай” или “войну”. Способствуйте этим играм, они снижают напряжение.

+ Если вы чувствуете, что ребенку необходимо выплеснуть свою агрессию, не препятствуйте этому, а направьте агрессивное поведение ребенка в безопасное для него и окружающих русло. Так, мягкая подушка не пострадает от ударов и не причинит вреда детским кулакам, а рвать лучше всего старый блокнот или ненужную тетрадку. Не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции, позвольте ему грустить и плакать, если он потерял или сломал свою любимую игрушку.

+ Выражению чувств ребенка помогают не только слова и игра, но и занятия творчеством. Ребенку необходимо предлагать разные материалы. Именно разнообразие материала помогает ребенку выразить свои чувства с различной степенью глубины и интенсивности.

Надо учесть, что такие предметы как простой карандаш и шариковая ручка слишком скудны для полноценного выражения чувств ребенка. Гораздо эффективнее пластилин и глина, краски и цветные карандаши. Выбор материала в значительной степени зависит от того, чего вы хотите в данный момент добиться. Если, например, гуашь позволяет раскрепоститься и расслабиться, то цветные карандаши, наоборот, могут помочь возбужденному ребенку успокоиться.

Глина и пластилин, требуя определенных физических затрат, способствуют созданию трехмерных образов, связанных с целостностью тела и организма. Оба этих материала позволяют выражать чувства и конструктивно (с помощью создания различных образов), и деструктивно, когда ребенок, как будто бесцельно разминает или делит кусок пластилина на маленькие части. Такая деструктивная работа тоже эффективна и полезна с психологической точки зрения. Выбор типа работы зависит от состояния ребенка.

Гуашь активизирует фантазию, и работа с ней не требует больших усилий.

Работа с фломастерами также развивает фантазию, и вместе с тем способствует укреплению сосредоточенности и усидчивости.

От восковых мелков и цветных карандашей ребенок быстро устает – штриховка, раскрашивание рисунков требует большого расхода энергии. Однако эти инструменты предоставляют большие возможности для выражения чувств.

Выбор бумаги, на которой рисует ребенок, тоже должен быть продуман. Стеснительным закрепощенным детям лучше предлагать большие листы, на которых можно “развернуться”, беспокойным же, напротив, имеет смысл предложить бумагу маленького размера, которая потребует от них сосредоточенности в продумывании того, как уместить на листочке свой рисунок.

С помощью аппликации можно создавать различные композиции – как сюжетные, так и бессюжетные. Материалом может быть не только цветная бумага и картон, но и старые журналы. Просто вырезая, ребенок действует деструктивно, затрачивая минимум усилий. Создание же композиций уже является конструктивной работой. (При создании аппликаций и любой работе с ножницами, помните, что ножницы должны быть с тупыми закругленными концами).

В заключение стоит сказать, что нельзя позволять больному ребенку манипулировать его болезнью. Вы должны быть его помощником, но не слугой. Не давайте ему поблажек, не старайтесь относиться к нему, как к больному.

Другие статьи по теме

  • Как помочь детям при ожогах. Ожоги. Первая помощь. Меры предосторожности.

Источник: https://www.clinik.ru/seminar.php#1

Источник