Презентация на тему лфк при пневмонии
1.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К.Аммосова
Медицинский институт
Кафедра « Пропедевтическая и факультетская терапия
с эндокринологией и ЛФК»
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ПНЕВМОНИИ
Выполнила: студентка 1 курса
группы МПД-17 Гаврильева А.М.,
Проверила: зав. курсом к.м.н.,
Доцент кафедры «ПиФТсЭиЛФК»
Винокурова С.П.
2.
Введение
Лечебная физическая культура играет важную роль
при проведении комплексной терапии
заболеваний органов дыхания. Она строится
индивидуально с учетом характера основного
процесса и его патогенетических механизмов,
осложнений и сопутствующих заболеваний.
3.
Анатомия легких
Легкие – это органы,
обеспечивающие дыхание
человека. Эти парные органы
расположены в грудной
полости, прилегают слева и
справа к сердцу. Легкие имеют
форму полуконусов,
основанием прилежащих к
диафрагме, верхушкой
выступающих выше ключицы на
2-3 см. Правое легкое имеет три
доли, левое – две.
4.
Физиология легких
Важнейшей функцией легких
является газообмен – снабжение
гемоглобина кислородом, вывод
углекислого газа. Поступление
обогащенного кислородом
воздуха и вывод насыщенного
углекислотой осуществляется
благодаря активным движениям
грудной клетки и диафрагмы, а
также сократительной
способности самих легких.
5.
Пневмония
Пневмония – острое
инфекционно-воспалительное
заболевание легких с
вовлечением всех структурных
элементов легочной ткани с
обязательным поражением
альвеол и развитием в них
воспалительной экссудации.
Бывает очаговая – когда
воспален отдельный участок
легочной ткани, и крупозная поражающая целую долю или
все легкое.
6.
Этиология
Часто причиной является
бактериальная флора, в
особенности Streptococcus
pneumoniae. Бактериальная
пневмония может развиться после
инфекции верхних дыхательных
путей, например простуды или
гриппа. Примерно в 50% случаев
возбудителем пневмонии является
вирус. Вирусная пневмония чаще
встречается зимой и обычно не
носит такой острый характер как
бактериальная пневмония.
7.
Симптомы
«Типичная» пневмония характеризуется резким
подъемом температуры, кашлем с обильным
выделением гнойной мокроты, одышкой и в
некоторых случаях болями в грудной клетке.
«Атипичная» пневмония характеризуется
постепенным началом, сухим, непродуктивным
кашлем, преобладанием в клинической картине
второстепенных симптомов — головной боли,
миалгии, боли и першения в горле, слабости и
недомогания при минимальных изменениях на
рентгенограмме.
8.
Диагностика
Основным методом диагностики
пневмонии является рентгенография
грудной клетки. К другим
обязательным обследованиям можно
отнести общий и биохимический
анализ крови.
В условиях стационара также
проводят микроскопическое
исследование и посев мокроты,
общий анализ мочи, анализ крови на
наличие антител к различным
инфекционным агентам, которые
могли вызвать заболевание.
9.
Задачи ЛФК при пневмонии
1) усилить крово-и
лимфообращение
в легких, чтобы
быстрее
рассосался
экссудат и
выделялась
мокрота;
2) предупреждать
осложнение
(атеросклероз
легких, спайки в
полости плевры);
4) восстановить
нормальное
дыхание и
приспособить
организм к
физическим
нагрузкам;
3)нормализовать
тканевый обмен
для ликвидации
интоксикации
организма;
5) улучшить
нервнопсихическое и
общее
состояние.
10.
Лечебная физкультура при пневмонии – цель проведения
Лечебная физкультура при пневмонии направлена на
активацию лимфо- и кровообращения, более быстрое и
полноценное рассасывание экссудата в альвеолах,
улучшение дренажа мокроты. Лечебная физкультура при
пневмонии способствует восстановлению оптимального
ритма дыхания, увеличению физиологических
дыхательных объемов (дыхательный объем, жизненная
емкость легких, остаточный объем легких и т.д.),
нормализации нарушенной легочной вентиляции,
обеспечивает адекватную дренажную функцию
дыхательных путей, улучшает экскурсию диафрагмы.
11.
Лечебная физкультура при пневмонии: комплекс
упражнений
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 40-60. Темп средний.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Супинация и
пронация кистей; дыхание произвольное. Число повторений 6-8.
Темп средний.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять руки
вверх к спинке кровати – вдох; принять исходное положение –
выдох; дыхание слегка углубленное. Число повторений 3-4. Темп
медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Сгибание и
разгибание стоп; дыхание произвольное. Число повторений 8-10.
Темп средний.
12.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Развести
руки в стороны – вдох; принять исходное положение – выдох.
Число повторений 3-4. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки на поясе. Сгибание
поочередно правой и левой ноги в коленном суставе, пятка
скользит по постели; дыхание произвольное. Число
повторений 3-4. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки согнуты в локтях. Сделать
упор локтями и затылком, прогнуться в грудной части
позвоночника – вдох, принять исходное положение – выдох.
Число повторений – 2-3. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 40-60. Темп средний.
13.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Кисти в
«замок», поднять руки вверх, ладонями повернуть от себя –
вдох, принять исходное положение 0 выдох. Число повторений
3-4. Темп средний.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса.
Попеременное отведение ног в стороны, дыхание
произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 30-40. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поочередно
правой и левой рукой достать предмет на тумбочке; дыхание
произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
14.
Исходное положение: лежа, руки согнуты в локтях, кисти
приведены к плечам. Развести плечи в стороны – вдох, принять
исходное положение – выдох. Число повторений 3-4. Темп
медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 30-40. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять
поочередно правую и левую ногу вверх, опустить на кровать;
дыхание произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять руки
вверх, достать до спинки кровати – вдох, принять исходное
положение – выдох. Число повторений 3-4. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 40-60. Темп медленный.
15.
Заключение
Лечебная физкультура при пневмонии может
иметь не меньшее терапевтическое значение, чем
медикаментозное лечение. Результатом
пренебрежения возможностями целительного
движения становится увеличение сроков
выздоровления.
Источник
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему ЛФК при пневмонии.
Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ЛФК при пневмонии
Слайд 2
Описание слайда:
Показания и противопоказания
При пневмонии гимнастика назначается не ранее этапа клинической стабилизации. Обычно это 5–15 день от начала заболевания. Кроме того, полезно ее выполнять в восстановительный период – сразу после выздоровления и в ближайшие 6 месяцев.
Лечебная физкультура (ЛФК) показана каждому пациенту в возрасте 3–80 лет, если только у него нет к ней никаких противопоказаний.
Особое значение дыхательная гимнастика имеет для лежачего больного и пожилого пациента. Ее рекомендуется делать на постоянной основе для выздоровления и профилактики пневмонии.
Слайд 3
Описание слайда:
Гимнастику нельзя делать в следующих случаях:
повышенная температура тела;
выраженная сердечная или дыхательная недостаточность;
тахикардия – пульс свыше 100 ударов в минуту у взрослого.
Не назначают ЛФК пациентам, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, препятствующими нормальному общению с инструктором.
Слайд 4
Описание слайда:
По мнению многих специалистов ЛФК:
Не показана гимнастика с форсированным вдохом и выдохом и связанная с сопротивлением выдоху.
Такая гимнастика совершенно противопоказана пациентам с COVID! У них легочная ткань уплотнена, и для них все упражнения, направленные на раздувание легкого, опасны. В процессе течения заболевания альвеолы у них уплотняются, и такая дыхательная гимнастика приведет не к улучшению, а только к осложнениям. Здесь нужна другая гимнастика. Кстати, ее придумали не мы. За основу взят опыт китайских коллег – они это называют мышечное растяжение
Второй аспект, принципиально отличающий дыхательную гимнастику и активность у этих пациентов – мы заставляем их вдыхать носом, а выдыхать ртом. Смысл – уменьшить объем воздуха, который попадает в легкие.
Слайд 5
Описание слайда:
«Если широко вдыхать, у пациентов с COVID это может привести к повреждению альвеол.
Представьте, у вас тугой резиновый шарик, который вы хотите раздуть. И если сильно дуть, вы можете его повредить. Его нужно раздувать медленно, давать постепенно раскрываться небольшими объемами воздуха. Вот и пациенты, если будут глубоко вдыхать воздух ртом, это даст плохой эффект. Поэтому мы говорим им дышать на один, два, три носом и на раз, два, три, четыре, пять – медленно выдыхать ртом.
Таким образом, не происходит разрыва альвеол, в них не поступает сразу большого объема воздуха. Упражнения помогают раскрыться дыхательной мускулатуре, то есть, самой грудной клетке, пространству, в котором располагаются легкие, а не самим легким. Главное – нельзя человека заставлять дышать с усилием и активно» .
Слайд 6
Описание слайда:
Правила выполнения
Дыхательные упражнения при воспалении легких могут проводиться в домашних условиях. Перед началом занятия комнату необходимо проветрить. Общие правила проведения:
Гимнастика проводится после еды, через 30 минут или позже.
Темп тренировки и нагрузки увеличивают постепенно, при адекватной переносимости начальных упражнений.
Занятия проводятся ежедневно, по 15 минут 2–3 раза в день.
Если во время тренировки самочувствие ухудшилось или появилась одышка, ее нужно прекратить.
Важно следить за сердцебиением, и периодически слушать пульс. Если он становится учащенным, нагрузку необходимо уменьшить.
Слайд 7
Описание слайда:
Начало упражнений
В острый период пневмонии проводится лечение положением тела. Соблюдая постельный режим, необходимо постоянно переворачиваться, в том числе лежать на животе. Как только лихорадка спадет, можно начинать делать легкие дыхательные упражнения:
Исходная позиция – лежа на спине. Одна рука находится на животе, другая на грудине. Сделать глубокий вдох, одновременно надув живот. На выдохе максимально его втянуть. Выполнять упражнение в течение 1–3 минут.
Исходное положение – лежа на здоровом боку. На вдохе завести руки за голову, на выдохе вытянуть вдоль тела. Перевернуться на другой бок и выполнить то же самое. Количество повторов – 6–8 раз.
Слайд 8
Описание слайда:
Дренажная гимнастика
Следующий комплекс направлен на то, чтобы облегчить отхождение мокроты при пневмонии и бронхите. Выполнив упражнение, необходимо откашляться. Обязательным условием гимнастики является удлиненный ускоренный выдох, при котором воздух увлекает за собой бронхиальный секрет. Упражнения:
Поставить руки на плечи. На вдохе сделать движение локтями вверх и в стороны. На выдохе опустить и прижать к груди (6–7 раз).
Лечь на спину. Набрать воздух в легкие, одновременно разводя руки по сторонам. На выдохе подтянуть коленки и обнять их руками (4–5 раз).
Лежа на правом боку, подложить правую руку под голову, левая вытянута вдоль тела. На вдохе отвести левую руку максимально назад, на выдохе перенести ее в исходное положение. Сделать 2–3 раза, а затем поменять сторону.
Лежа на спине, на вдохе упереться стопами в кровать, и приподнять таз. Выдохнуть и опуститься (6–7 раз).
Очищению нижних отделов дыхательных путей способствуют упражнения, где задействуются мышцы живота. Полезно крутить обычный «велосипед» и делать «ножницы». Дышать можно произвольно.
Слайд 9
Описание слайда:
Укрепляющая гимнастика
Следующий комплекс применяется после пневмонии, для ее предупреждения (в целях профилактики), а также при затянувшейся очаговой форме заболевания. Физкультура помогает укрепить легкие, убрать остаточные явления, уменьшить рубцы на легочной ткани.
Слайд 10
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
1
Медицинская реабилитация при пневмонии Выполнил студент VI курса МИ СВФУ им.М.К.Аммосова Тарасова Анна Группа ЛД
2
В настоящее время во всём мире заболеваемость пневмониями продолжает занимать ведущие позиции в классе болезней органов дыхания, который, в свою очередь, является одним из лидирующих по заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Помимо указанного, наблюдается большая доля (до 25% случаев) и рост числа осложнений пневмоний.
3
Пневмония – группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных (преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с обязательным наличием внутри альвеолярной экссудации. Эпидемиология. Пневмония – одно из наиболее распространенных заболеваний органов дыхания. Заболеваемость составляет случаев на населения.
4
5
6
7
Критерии диагноза При наличии у больного рентгенологически подтвержденной очаговой инфильтрации легочной ткани Двух клинических признаков из перечисленных: 1. Острая лихорадка в начале заболевания (t>38 C) 2. Кашель с мокротой 3. Физические признаки (крепитация, мелко-пузырчатые хрипы, жесткое дыхание, укорочение перкуторного звука 4. Лейкоцитоз >10 х 10/9 или п/я сдвиг >10%
8
Медицинская реабилитация
9
I этап – стационарный Цель: ускорения рассасывания воспалительного экссудата и предупреждения осложнения Задачи: 1. профилактика возможных осложнений заболевания, гиподинамии, застойных явлений в кардио-респираторной системе; 2. восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции, выработка правильного соотношения дыхательных фаз; 3. повышение насыщения артериальной крови кислородом путем снижения напряжения дыхательной мускулатуры; развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем укрепления дыхательной мускулатуры и увеличения подвижности грудной клетки;
10
Программа реабилитации
11
Физиотерапия Электрическое поле УВЧ. Индуктотермия. Дециметрововолновая терапия. Магнитотерапия. Аэрозолетерапия или ингаляции. Ультрафиолетовое облучение. Биоптронтерапия. Лазеро- или магнитолазеротерапия. Дыхательная гимнастика
12
Электрическое поле УВЧ Электромагнитное поле УВЧ способствует уменьшению экссудации в тканях, снижает их отечность, восстанавливает микроциркуляцию.
13
Индуктотермия Приводит к усилению микроциркуляции и лимфооттока, уменьшению бронхоспазма, улучшению отделения мокроты и вентиляционно-дренажной функции бронхов. Индуктотермия повышает обмен веществ, расслабляет гладкие и поперечно- полосатые мышцы, оказывает противовоспалительное и антисептическое действие.
14
Дециметроволновая терапия Обладает выраженным противовоспалительным эффектом, улучшает тканевой метаболизм и кровообращение в очаге поражения, заметно ускоряет рассасывание воспалительных элементов. Назначается на межлопаточную область, зону проекции воспалительного очага и область проекции надпочечников соответственно сегментам Th10 – L3
15
Аэрозольтерапия Назначаются для увеличения площади контакта лекарственных веществ со слизистой оболочкой дыхательных путей и альвеол,, ускоряет рассасывание воспалительного процесса и, параллельно, улучшает функцию аппарата внешнего дыхания, потенцирует бактерицидное или бактериостатическое действие фармакологических препаратов
16
ЛФК На постельном режиме (3-5 дней)
17
ЛФК на палатном режиме (5-7 дней)
18
Свободный режим
19
II этап – долечивания Цель: достижения полной стабилизации состояния и увеличение продолжительности ремиссии Задачи: 1. Дальнейшая тренировка и интенсификация функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения в малом круге и организме в целом. 2. Укрепление адаптационных механизмов, повышение резистентности организма, снижение метеолабильности
20
Дыхательная гимнастика
21
Массаж
22
III этап – Амбулаторно- поликлинический На амбулаторно-поликлиническом этапе основной целью реабилитации является предупреждение развития хронической бронхолегочной патологии, обеспечение максимально полного морфологического и функционального восстановления органов дыхания. Задачи: Диспансерное динамическое наблюдение; Поддержание трудоспособности больного; Рациональное трудоустройство; Профилактика прогрессирования заболевания.
23
Из физиотерапевтических процедур применяют: инфракрасное облучение грудной клетки тепловлажные ингаляции с настоями лекарственных средств (багульник, мать-и-мачеха, ромашка и др.) фонофорез с гидрокортизоном УВЧ-терапию аппликации парафина или озокерита на грудную клетку. Тепловые и аэрозольные процедуры сочетаются с лечебной физкультурой. При выявлении очагов инфекции, требующих хирургической санации, последняя должна проводиться в плановом порядке в условиях стационара.
24
IV этап – санаторно-курортное Санаторно-курортное лечение проводится с целью ликвидации остаточных изменений в легочной ткани, повышения общей резистентности организма, а также предупреждения возможных обострений воспалительного процесса. Задачи: Поддержание трудоспособности больного; Профилактика рецидивов заболевания; Обеспечение больного санаторно-курортным лечением.
25
Аэротерапия
26
Лечебная гимнастика
27
Водные процедуры
28
Показания больным с остаточными воспалительными явлениями, очаговыми изменениями типа пневмосклероза Физические методы лечения рассасывающего характера: УВЧ Индуктотермия ДМВ-терапия тепловые аппликации
29
Показания больным с остаточными изменениями обструктивного типа тепловлажные ингаляции морской водой аэрозоли бронхолитических средств аэрозоли муколитических средств
30
Показания больным с явлениями астении и вегетоневроза массаж грудной клетки гальванизация воротниковой зоны лекарственный электрофорез гидротерапия по показаниям – седативного или тонизирующего типа, соответственно углекислые или радоновые ванны. по показаниям можно назначать морские, шалфейные, кислородные, жемчужные ванны.
31
Показания больным с остаточными изменениями не полностью рассосавшегося инфильтрата УВЧ-терапия комплексный метод внутриорганного электрофореза ингаляционное введение лекарственного аэрозоля электрофорез кальция хлорида на межлопаточную область или проекцию пораженной доли легкого
32
Спасибо за внимание!
Источник