Помощь ребенку при ожоге в доу
Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»
Пояснительная записка к НОД.
•Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
•Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»
•Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.
•Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.
•Задачи:
Образовательные
• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;
• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;
• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.
Развивающие
• развивать умения делать выводы и умозаключения;
• развивать произвольность поведения;
• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.
Воспитательные
• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;
• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.
•Место мероприятия: групповое помещение.
•Тип: углубленно-познавательное
•Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.
Содержательная часть:
Конспект НОД
Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей
Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.
Слайд 2
Загадывает загадку:
«Из горячего колодца
Через нос водица льется». Отгадывают загадку.
(чайник)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 3
Загадывает загадку:
«Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.
(огонь)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 4
Загадывает загадку:
«В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.
(утюг)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).
Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.
Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.
Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.
Излагают свои предположения.
(можно обжечься)
Возможные ответы детей:
(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)
Слайд 6-7
Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.
Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.
Слайд 9
Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.
Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.
Дети слушают и рассматривают картинки.
Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши – Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.
(во время обеда и подготовки к нему)
Слайд 11-13
Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.
Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.
(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)
– – Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.
Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.
Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.
Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
Собирают памятки.
Переход к игровой деятельности
После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)
Использованные ресурсы:
1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. – М,: Гном-пресс, 1999.
2.Иллюстрации к презентации: https://images.yandex.ru/
Источник
Первая помощь при ожогах у детей – это перечень последовательных действий, который оказывается в случае повреждения тканей в организме в результате воздействия электрического тока, некоторых химикатов или высокой температуры. Согласно статистике, каждый третий пациент в ожоговом отделении – ребенок. По сравнению со всеми хирургическими пациентами доля больных детей составляет 8,5%. В результате подобных повреждений ребенок может остаться инвалидом или погибнуть. Важно вовремя начать лечение.
Каким ожогам чаще всего подвержены дети
Согласно данным статистики, специалисты возводят данный вид повреждений в приоритет и заставляют пристально следить за факторами, провоцирующими ожог.
По механизму развития ожоговые травмы разделяют на:
- солнечные – поражения в результате длительного нахождения на солнце;
- электрические – от удара током;
- химические – развиваются при контакте с кислотами или щелочами;
- термический – вызван воздействием горячей жидкости, открытого огня и нагретого предмета.
В 70 случаях из 100 у детей наблюдается солнечный ожог. На втором месте находятся поражения термического характера – это 20-25 обращений. Электрические ожоги встречаются у 5-10 детей из сотни.
Чаще всего страдают дети в возрасте 1 – 3 года.
Что является причиной данной термической травмы? Это кипяток или другая горячая жидкость, пролитая на ручку, ножку или тело, горячий утюг, плита, духовой шкаф, газовая кухонная плита или другие раскаленные предметы.
Электрические повреждения возникают в результате неисправности электроприборов или розеток. Часто дети случайно касаются оголенных проводов, оставленных без присмотра в момент ремонта. Нередко тяжелые повреждения с летальным возникают после игр на подстанциях и трансформаторных будках.
Малая доля приходится на химические поражения. Произойти они могут при неаккуратном обращении с агрессивной бытовой химией, кислотами, щелочами. Малыши могут перепутать уксус с водой и выпить его. Это опасно, так как возникает тяжелый ожог пищевода, кишечная непроходимость и другие опасные последствия.
Также часто дети могут обжигаться растениями, растущими на садовых участках: крапива, борщевик. Они не опасны, но, отправляясь в сад, обследуйте его территорию.
Оказание первой помощи при ожогах ребенку
Детский травматизм связан с тяжелыми последствиями. Он может испортить дальнейшую жизнь, оставив уродливые рубцы, а обожженные ткани теряют эластичность. Это заставляет ребенка испытывать физический и психический дискомфорт. Поэтому, с целью исключения тяжелых последствий, первая помощь при ожоге маленькому ребенку должна оказывать правильно и современно.
Термические ожоги
Утюг, плита и кипяток – самые частые причины ожоговых повреждений у малышей. Для глубокого поражения достаточно воздействия жидкости температурой 70 градусов на протяжении всего 1 секунды.
Что необходимо делать в первые минуты?
- Прекратить влияние термического агента.
- Снять мокрую одежду с тела.
- Охлаждать поврежденный участок холодной водой или льдом на протяжении 15 минут. При этом следует учитывать вероятность обморожения. При тяжелых ожогах – продолжать охлаждение до прибытия медиков.
- Дать болеутоляющий препарат.
- Наложить на рану салфетку из хлопчатобумажной ткани.
- В случае необходимости обратиться в больницу.
Данный алгоритм разрешен только при ожогах 1 или 2 степени.
Образовавшийся волдырь нельзя покалывать, закрывать пластырем или смазывать кремами. Лечение, в таких случаях, назначается только врачом.
Помощь при химических ожогах
В данном случае действуйте быстро, так как это один из самых опасных видов травм.
Что необходимо делать?
- Найти источник и ликвидировать его.
- Если химическое вещество попало на вещи – быстро снять их.
- Обожженная рана промывается под краном с холодной водой.
- Немедленно вызвать врачей.
Нельзя промывать ожоги, вызванные воздействием соединений алюминия, извести или серной кислоты.
При ожогах пищевода у детей первую помощь оказывают медицинские специалисты. Старайтесь уберечь ребенка от рвоты, желудок необходимо промывать только зондом.
Если химикаты попали на слизистую глаза, их промывают, направляя струю от внутреннего края глаза к наружному. Запрещено прикасаться и протирать поврежденные ткани.
Доврачебная помощь при электрическом ожоге
Пока медицинский персонал не приехал, необходимо оказать первую помощь, которая позволит спасти человека:
- Первый и самый важный шаг – отключить источник электричества. Для спасения ребенка также можно использовать изделия из резины, пластмассы или дерева.
- При потере сознания проверьте пульс и дыхание. Если они отсутствуют, следует начать реанимационные мероприятия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
- Вызвать скорую помощь.
- Освободить пораженную зону от одежды и закройте ее чистой салфеткой.
- Налейте ребенку теплой воды с 10 каплями седативного средства, в том числе и валерианы.
Солнечный ожог
Обжечься прямыми солнечными лучами легко и часто это происходит из-за того, что малыш увлекается игрой в воде или песке на пляже.
Как помочь ребенку:
- спрятать в помещении или тени;
- обнаженные участки закрыть дышащей тканью;
- дать теплой воды в небольшом количестве;
- наложить прохладный компресс и смазывать пантенолом.
Эффективные средства для обработки
Оптимальное лечебное воздействие поврежденные участки оказывают антисептики и ранозаживляющие средства, которые можно купить в любой аптеке без рецепта врача. Фармакологическая продукция данных категорий представлена в широком ассортименте, вы можете выбрать любой эффективный спрей, мазь или гель.
Домашний уход за травмой осуществляется при помощи кремов и мазей. Самые популярные – Спасатель, Повидон-йод, Левомеколь, Апполо, Пантенол. Данные средства используются только при незначительных повреждениях. Гели быстрее очищают рану, помогают быстрее слезть некротическим тканям при серьезных повреждениях.
Что нельзя делать при ожогах и дальнейший уход
Важно правильно оказать первую помощь ребенку. Многие взрослые действуют ошибочно и усугубляют положение.
Что запрещено делать:
- При ударе током – не двигать ребенка, не удостоверившись в наличии дыхания, пульса и исключения переломов.
- Не очищать рану самостоятельно, при помощи нестерильных бинтов.
- Не смазывать ожоги сметаной и маслом.
- Не накладывать повязку, если не уверены в этом.
- Накладывать жгут при кровотечениях необходимо, но только на определенное время. В противном случае кожа отомрет, и рука или нога будут ампутированы.
- Не отдирать прилипшую одежду.
- Не прокалывать пузыри из-за риска инфекции.
Как действовать в дальнейшем:
- Правильно сушить.
- Защищать от инфекции.
- Снимать воспаление.
- Обрабатывать мазями для регенерации.
Ожоговая травма болезненна и опасна и с психологической точки зрения. Она может нанести непоправимый вред здоровью, поэтому важно, чтобы родители умели правильно и своевременно оказывать первую помощь. Приобретению соответствующих навыков способствуют памятки и профилактические беседы. Берегите детей, ограждайте их от опасности.
Статья проверена редакцией
Источник
Ожог – повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). Различают 4 степени ожога: покраснение кожи, образование пузырей, омертвение всей толщи кожи, обугливание тканей. Тяжесть ожога определяется величиной площади и глубиной повреждения тканей. Чем больше площадь и глубже повреждение тканей, тем тяжелее течение ожога.
Действия при термическом ожоге
· устраните причину ожога, обеспечьте безопасность пострадавшего и свою собственную;
· удалите остатки сгоревшей одежды (не отрывайте плотно прилипшие части одежды с пораженных мест);
· по возможности охладите обожженный участок тела под проточной водой в течение 10-15 минут. Нельзя прикладывать к ожогу лед.
· закройте пораженный участок стерильной или чистой повязкой, используя ее в качестве покрывала – она должна лишь касаться тела. Ни в коем случае не используйте вату, так как она прилипнет к пораженному участку
· обильно напоите пострадавшего солевой минеральной водой или содово-соленым раствором (1 чайная ложка соли и 1 чайная ложка соды на 1 литр воды);
· дайте пострадавшему любые обезболивающие таблетированные средства, 1-2 таб. Нельзя давать пострадавшему алкоголь;
· при ожогах конечностей проведите иммобилизацию (временное обездвижение пораженного участка тела);
· при ожогах глаз промывайте их водой 5-10 минут;
· в холодное время согрейте пострадавшего.
Нельзя при ожоге использовать масла и мази. Нельзя вскрывать пузыри, так как таким образом можно занести инфекцию.
Существует множество классификаций ожогов, большая часть из них основана на клиническом течении и тактике врача при той или иной ожоговой травме. Две наиболее распространённые и наглядные классификации – по глубине поражения и по типу повреждения.
Клинико-морфологическая классификация
Ожог первой степени. Поражается верхний слой ороговевающего эпителия. Проявляется покраснением кожи, небольшим отёком и болью. Через 2-4 дня происходит выздоровление. Погибший эпителий слущивается, следов поражения не остаётся.
Ожог второй степени. Повреждается ороговевающий эпителий до росткового слоя. Формируются небольшие пузыри с серозным содержимым. Полностью заживают за счёт регенерации из сохранившегося росткового слоя за 1-2 недели.
Ожог третьей степени. Поражаются все слои эпидермиса и дерма.
Третья А степень. Частично поражается дерма, дном раны служит неповреждённая часть дермы с оставшимися эпителиальными элементами (сальными, потовыми железами, волосяными фолликулами). Возможно самостоятельное восстановление поверхности кожи, если ожог не осложнится инфекцией и не произойдёт вторичного углубления раны.
Третья Б степень. Тотальная гибель кожи до подкожно-жировой клетчатки.
Ожог четвертой степени. Гибель подлежащих тканей, обугливание мышц, костей, подкожно-жировой клетчатки.
Первая помощь при отравлении угарным газом
Угарный газ — это ядовитый газ, невидимый и не имеющий запаха. Человек может погибнуть от него в течение нескольких минут. Токсическое действие угарного газа основано на том, что, попадая в организм человека, он связывается с гемоглобином крови прочнее и в 200—300 раз быстрее, чем кислород, блокируя процессы транспортировки кислорода и блокируя передачу кислорода тканевым клеткам, что приводит к кислородному голоданию.
Угарный газ входит в состав дыма при пожаре и является одним из наиболее токсичных продуктов горения.
Симптомы отравления угарным газом: головная боль, удушье, стук в висках, головокружение, боли в груди, сухой кашель, тошнота, рвота, зрительные и слуховые галлюцинации, повышение артериального давления, двигательный паралич, потеря сознания, судороги
Действия при отравлении угарным газом
· При отравлении угарным газом нужно вызвать врача
· В легких случаях отравления нужно дать пострадавшему понюхать нашатырный спирт на ватке, выпить кофе или крепкий чай
· Чтобы помочь тем, кто потерял сознание, нужно вынеси их на свежий воздух, освободить от стесняющей дыхание одежды, облить голову холодной водой. Можно влить в рот воды с несколькими каплями нашатырного спирта.
· Если угоревший дышит тяжело, с усилиями, сделайте искусственную вентиляцию легких. Продолжайте, пока пострадавший не придёт в чувство.
· Уложите пострадавшего в постель в незадымленном помещении, напоите чёрным кофе, согрейте грелками.
· Удерживайте внимание пострадавшего, заставьте его говорить (петь, считать). Не позволяйте ему забыться в течение часа.
ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России
по г. Санкт-Петербургу
Источник
Консультация для родителей
Огонь: друг или враг современного человека? Он может нас осветить и согреть, на нем мы готовим еду, тихие вечера у костра с песнями под гитару помогают сдружиться всей семье. Но огонь может оказаться и коварным врагом при неосторожном обращении с ним.
Сейчас на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолеты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля… А в результате – колоссальные убытки.
Но самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнем, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестренками, за всеми малышами.
Одно из первых мест среди всех несчастных случаев занимают ожоги. Родителям стоит знать, что существует зависимость между причиной ожога и возрастом ребенка.
В первые два года жизни дети наиболее часто получают ожоги при ошпаривании, неосторожном соприкосновении с раскаленным предметом во время игры. Кроме утюга и сковороды это могу быть и мамины щипцы для завивки волос.
В возрасте от трех до пяти лет ребенок становится более подвижным и любопытным, его начинают интересовать эксперименты со спичками и другими горючими материалами. Дошкольников словно притягивает палочка, которая при зажигании дает пламя, тепло, свет. Большинство пострадавших детей – жертвы собственной неосторожности. Пламя является самой частой причиной ожогов у детей в возрасте от пяти до двенадцати лет.
«Одежный» фактор. Огромную роль в предотвращении ожогов и сведении к минимуму последствий возгорания играет детская одежда. Белье для ребенка не должно быть легковоспламеняющимся или легкоплавким (такое под действием высокой температуры плавится и «налипает» на тело, вызывая ожоги большой площади). Свободная, падающая складками одежда повышает вероятность воспламенения в сравнении с облегающим коротким нарядом. Самое огнестойкое из всех натуральных волокон – шерсть.
Помощь при ожогах
В России принята классификация ожогов по пяти степеням, но для оказания первой помощи достаточно различать три основные степени.
Ожоги первой степени похожи на обыкновенный солнечный ожог. Для их лечения не обязательно обращаться к врачу. Чтобы уменьшить болевые ощущения и избавиться от возможного отека и последующих волдырей, обожженное место надо подставить под струю холодной воды на 10-15 минут. Затем, чтобы кожа не слишком пересохла, место ожога можно смазать мазью или облепиховым маслом.
Ожоги второй степени травмируют не только кожу, но и подкожные ткани. Такие ожоги могут быть вызваны огнем, горячими жидкостями или паром. Обожженное место нужно также подставить под струю холодной воды, а если ожог обширный, поместить пострадавшего в холодную ванну на 10-15 минут. Обязательно дать ребенку обезболивающее лекарство. Затем обожженный участок, ничем не смазывая, накрыть марлевой повязкой, чистым носовым платком, салфеткой или полотенцем. Чем раньше подставить ожог под холодную воду или опустить в нее пострадавшего, тем скорее утихнет боль и лучше заживет обожженное место. При ожоге второй степени большой площади малыша следует доставить к врачу в ближайшую поликлинику или травмпункт.
Ожоги третьей степени отличаются еще большей глубиной поражения кожных тканей. Первая помощь должна быть такой же, как и при ожогах второй степени: подставить обожженное место на 10 минут под холодную воду. Обязательно нужно дать обезболивающее лекарство. Если на ожог попала грязь, следует аккуратно стереть её чистой мягкой тряпочкой или ватой. Если к ране прилипла одежда, не пытайтесь самостоятельно отделить ее от кожи. Накройте обожженное место повязкой и отправляйтесь к врачу. Малышу, получившему ожог третьей степени, нужно давать много пить, чтобы избежать обезвоживания организма. И еще: на тяжелые, глубокие ожоги нельзя накладывать никаких мазей! Они только помешают врачу провести нужное лечение.
Правила, которые должны соблюдать родители в целях предотвращения ожогов у детей
1. Когда ребенок ест или пьет что-то горячее, он должен обязательно сидеть за столом, а не ходить с чашкой по комнате
2. Не разрешайте ребенку бегать и играть у накрытого стола, чтобы он на себя ничего не опрокинул.
З. Во время приготовления пищи не выпускайте малыша из поля зрения. Старайтесь готовить еду только на дальних конфорках, чтобы вовремя предотвратить опрокидывание кастрюли с горячим содержимым на ребенка.
4. Не держите пищу, лакомства на плите. Ребенок за ними полезет, будьте уверены, и тогда…
5. Используйте только исправные электрические приборы.
6. Не оставляйте свободно висящими электрошнуры, чтоб дети случайно не смогли опрокинуть на себя кофеварку или электрический чайник.
7. Убирайте или ставьте повыше ненужные электроприборы.
8. Не оставляйте включенный утюг без присмотра. Это само по себе опасно, а уж в присутствии ребенка – тем более.
9. Поставьте заглушки на электрические розетки, чтобы малыш не засунул туда палец, вилку или, скажем, гвоздь.
Будьте здоровы!
Материал подготовлен Мариной Алексеевной Яровой
Источник