Показания к назначению лфк при пневмонии

Показания к назначению лфк при пневмонии thumbnail

Пневмония (воспаление легких) – тяжелое инфекционное заболевание, с которым не всегда удается справиться даже в наше время, когда фармакологический рынок предлагает широчайший спектр антибактериальных лекарственных средств. Не последнюю роль в улучшении исхода болезни играет своевременное назначение комплекса упражнений ЛФК, рекомендованных при пневмонии. Это помогает ускорить выздоровление и избежать нежелательных последствий.
группа людей выполняет упражнение под руководством инструктора

Особенности протекания заболевания

Пневмония представляет собой воспалительный процесс на определенном участке легкого, чаще всего носящий инфекционный характер. Основным ее отличием от других заболеваний дыхательной системы является поражение самых мелких, глубинных структур легких: бронхиол и альвеол (непосредственно в которых происходит газообмен). При бронхите и бронхиальной астме страдают более широкие бронхи, при саркоидозе легких – пространство между альвеолами. Объемом альвеолярной ткани, вовлеченной в воспалительный процесс, определяется тяжесть пневмонии.

Особенности протекания болезни зависят от возбудителя заболевания, однако существуют некоторые характерные симптомы, проявляющиеся у большинства пациентов с пневмонией:

  • Кашель с выделением гнойной мокроты, иногда в ней может обнаруживаться примесь крови;
  • Боли в грудной клетке на фоне глубокого дыхания и кашля;
  • Лихорадка;
  • Одышка, чувство неполноты вдоха;
  • Общая слабость и недомогание.

Диагноз ставится на основании клинической картины болезни, выявления характерных влажных хрипов при аускультации и обнаружения очагового затемнения на рентгенограммах.

Задачи и противопоказания лечебной физкультуры при пневмонии

Лечебная гимнастика при пневмонии призвана решить сразу несколько задач:

  • Улучшение выведения мокроты;
  • Обеспечение более полноценного дыхания за счет включения в процесс альвеол, ранее находившихся в неактивном состоянии;
  • Стимуляция крово- и лимфообращения в ткани легких и бронхов;
  • Усиление групп мышц, обеспечивающих дыхательные движения;
  • Профилактика осложнений (воспаление плевры, образование спаек в плевральной полости, расширения и деформации бронхов);
  • Нормализация общего состояния организма за счет улучшения газообмена.

Несмотря на неоспоримую пользу, есть ситуации, при которых с лечебной гимнастикой лучше повременить:

  • Высокая температура тела, сопровождающаяся ознобами, общей слабостью, головными болями;
  • Тяжелая дыхательная или сердечная недостаточность;
  • Угроза легочного кровотечения;
  • Формирование отграниченной гнойной полости в легком (абсцесс) до прорыва ее в бронхиальное дерево;
  • Сопутствующие онкологические заболевания;
  • Выраженное снижение иммунитета;
  • Обширные очаги затемнения по данным рентгенографии.

Обратите внимание!

Любые активные вмешательства в лечебный процесс, будь то массаж, ЛФК, дыхательные упражнения, возможны лишь после стабилизации состояния и только с разрешения доктора.

группа женщин делает наклоны в сторону

Общие нюансы лечебного комплекса

Перед началом занятий при воспалении легких нужно ознакомиться с основными правилами их проведения:

  • На ранних стадиях, когда больной должен соблюдать постельный режим, следует ограничиться дыхательной гимнастикой и массажем;
  • Заниматься желательно трижды за день;
  • Каждое упражнение стоит повторять не менее 8 раз;
  • Во время тренировок нужно периодически оценивать частоту сердечных сокращений. Она должна возрасти не более чем на 10 ударов в минуту;
  • При появлении головокружения, слабости, усилении одышки занятие нужно остановить.

Приблизительный комплекс ЛФК начального этапа

На самой ранней стадии разрешена незначительная физическая нагрузка, лечебная физкультура при пневмонии у взрослых включает гимнастические элементы, выполняемые в горизонтальной позиции:

  1. Руки расслабленно лежат параллельно корпусу. На вдохе поднимаем их к голове и легко потягиваемся.
  2. Из того же положения, вдыхая, разводим руки по сторонам и возвращаем обратно, выдыхая.
  3. Сгибаем и разгибаем ступни – к себе и от себя.
  4. Опускаем руки на талию. Поочередно подтягиваем к себе то одну, то другую ногу, при этом пяточная область скользит по кровати.
  5. Пальцы рук складываем в замок и на вдохе поднимаем их над головой, поворачивая ладонями от себя. Выдыхая, возвращаем назад.
  6. Ладони положить на плечевые суставы. Набираем полную грудь воздуха и максимально разводим плечи в стороны, соединяя лопатки. Выдыхаем и расслабляемся.
  7. Поочередно отводим ноги вправо и влево.
  8. Попеременно поднимаем ноги вверх, к потолку.

Принципы повышения нагрузки

Помимо дыхательной гимнастики и массажа постельный режим больных острой пневмонией предполагает легкие физические упражнения в пределах кровати. Начинают их выполнение медленно, размеренно, постепенно наращивая темп. Длительность одного занятия не должна превышать 10 минут.

При переводе пациента на полупостельный режим его возможности расширяются и нагрузка повышается: упражнения можно делать в положении сидя со спущенными ногами, разрешается дозированная ходьба. Продолжительность тренировки увеличивается еще на 10 минут.

На этапе выздоровления в комплекс допустимо включать занятия на тренажерах, спортивную и скандинавскую ходьбу, игровые тренировки. Занятия ЛФК проводят по 40 минут 3 раза за день. Гимнастика после пневмонии отличается большим разнообразием и необходима для восстановления удовлетворительной переносимости организмом обычных физических нагрузок.

Полезное видео — Простые упражнения при воспалении легких и других заболеваниях органов дыхания

Лечебная физкультура при пневмонии: дренажные методы

Дренажные восстановительные методики предполагают облегчение отхаркивания мокроты и улучшение вентиляционных процессов в легких. Они предотвращают застойные явления и переход воспаления в хроническую форму. Данные методы необходимо сочетать с ЛФК.

Постуральный дренаж

Постуральный дренаж заключается в принятии больным определенных положений, при которых значимо улучшается выведение наружу отделяемого из бронхов. Вот варианты позиций для постурального дренажа:

  1. Лежа на боку со стороны здорового легкого.
  2. Лежа на спине с приподнятыми ногами и нижней частью туловища на угол в 20-45 градусов. Для этого под ноги и спину подкладывают подушки, валики, скатанные одеяла.
  3. Лежа на животе с подложенным под переднюю брюшную стенку валиком.
  4. В положении сидя ноги подтягиваются к груди, корпус немного наклоняется и  руки вытягиваются вперед.

Лечение положением сопровождается поглаживающими, легкими массажными движениями в области грудной клетки. Перед началом постурального дренажа лучше принять отхаркивающие препараты для разжижения мокроты.

Важно!

Большинство дренажных приемов противопоказаны при повреждениях позвоночника, ребер, а также при повышенном внутричерепном давлении.

Перкуссионный массаж

Перкуссионный массаж заключается в методичном постукивании по грудной клетке кистью руки, сложенной в виде «ковшика». При таком постукивании на бронхиальное дерево передаются толчки, которые способствуют отлипанию мокроты от стенок крупных и мелких бронхов и ее откашливанию. Перкуссию проводят со стороны спины и по передней поверхности грудной клетки.

Читайте также:  Ребенок после пневмонии снова кашель

Эффект от перкуссии усиливается при приеме отхаркивающих средств и при сочетании с дренажным положением тела. Никаких болевых ощущений во время проведения процедуры возникать не должно.

Важно!

Нельзя выполнять перкуссионный массаж при легочном кровотечении, воспалении плевры, травмах ребер и онкологических процессах.

Вибрационный массаж

Вибромассаж заключается в специфических вибрационных движениях ладони массажиста или использовании электрических вибромассажеров. Вибрирующие движения можно выполнять тыльной частью или ребром ладони, пальцами, кулаком. Массируют сначала заднюю стенку грудной клетки, межлопаточную область, потом боковые поверхности ребер, переднюю часть груди.

В сочетании с лечением положением и перкуссионным массажем вибрационное воздействие способствует отставанию наложений мокроты на стенках бронхов и укреплению дыхательной мускулатуры. Эффективность процедуры возрастает, если ее проводит опытный массажист: частота вибрационных движений руки у таких специалистов может достигать 200 в минуту. Возможно также применение специальных приборов, имеющих насадки разной формы для массажа различных частей тела.

девушки сидя на полу делают дыхательные упражнения

 Помощь при кашле: упражнение, облегчающее откашливание при воспалении легких

При ослаблении кашлевого рефлекса пациенту бывает сложно откашлять отделяемое из бронхиальной системы, тем более если оно имеет густую консистенцию. Длительный застой крови и мокроты в легких способствует развитию осложнений и затяжному течению воспалительного процесса. Поэтому для пациентов ослабленных или с нарушенным сознанием врачи ЛФК разработали специальное упражнение, позволяющее избавить дыхательные пути от патологического содержимого.

  1. Сначала больного просят покашлять, это возможно даже при минимальном сохранении кашлевого рефлекса.
  2. Затем пациент глубоко вдыхает, и помощник оказывает вибрационное воздействие на его грудную клетку в течение нескольких секунд.
  3. Потом резко сжимает нижнегрудной отдел, не прекращая вибромассажа.

Дыхательная гимнастика

Респираторная гимнастика при воспалении глубоких альвеолярных структур имеет первостепенное значение для легких и общего состояния организма. Она нормализует дыхательную функцию легких и грудных мышц, увеличивает насыщение крови кислородом и рефлекторно стимулирует респираторный центр в головном мозге. Обычно дыхательные упражнения выполняются до и после основного комплекса ЛФК.

Для детей

В детском возрасте дыхательная гимнастика особенно необходима – у детей слабо развиты грудные мышцы и им бывает трудно откашлять вязкую мокроту. Упражнения выполняются в игровой форме, чтобы удержать внимание ребенка на занятиях:

  1. «Ладошки». Выставить перед собой ладони согнутых ручек, на вдохе сжимать пальчики, на выдохе расслаблять ручки и грудные мышцы.
  2. «Насос». Малыш представляет, что накачивает с помощью насоса матрас. При каждом вдохе выполняется наклон вперед, руки движутся вниз, при выдохе нужно выпрямиться.
  3. «Котенок». Соединить вместе стопы, на вдохе слегка присесть, развернув корпус вбок, руки при этом совершают хватательные движения.
  4. «Обнимашки». На каждый вдох нужно быстро обхватывать себя руками, выдыхая, разжимать их, но не отводить далеко от туловища.
  5. «Маятник». Ребенок обнимает себя за плечики и ритмично раскачивается: на вдохе – вперед, на выдохе – назад.
  6. «Ушки на макушке». Выдыхая, осуществлять наклоны головой поочередно вперед, назад, к правому, к левому надплечью.
  7. «Журавль». На вдохе ножка подтягивается повыше, к животику и груди, вторая нога слегка подгибается. Выдыхая, малыш встает ровно.

Видео — Дыхательная гимнастика для облегчения кашля при пневмонии. Просто повторяйте

Для взрослых

Выполнять упражнения рекомендуется от простых к более сложным:

  1. Набираем воздух полной грудью, выдерживаем паузу в пару-тройку секунд, затем делаем прерывистый выдох – воздух выпускаем небольшими порциями.
  2. Выполняем задание, аналогичное первому, но на выдохе произносим пульсирующие звуки.
  3. Втягиваем воздух через нос, а выпускаем сквозь сжатые губы, чтобы воздух встречал на своем пути сопротивление.
  4. Одну ладонь положить на грудь, другую – на мышцы брюшного пресса, чтобы контролировать дыхательные движения. Делаем вдох животом и продолжительный пассивный выдох, полностью расслабившись.
  5. В горизонтальном положении заводим согнутые руки за спину. На вдохе присаживаемся, отталкиваясь от кровати руками, на выдохе снова ложимся.
  6. Садимся на край кровати, ноги расставляем, руки отводим по разным сторонам. Выдыхая, наклоняемся то к левой, но к правой ноге, доставая руками до ступни.
  7. Встаем прямо, ладони кладем на талию. На выдохе поочередно наклоняем туловище то вправо, то влево.

Для больных с пневмонией первостепенное значение имеет лечебная физкультура: ЛФК способствует быстрому рассасыванию очага воспаления, восстановлению дыхательного объема и повышению устойчивости ослабленного организма к физнагрузкам. Важно не прекращать занятия в домашних условиях, после выписки из стационара.

Источник

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ðåôëåêòîðíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ðàçëè÷íûå îðãàíû è ñèñòåìû, à òàêæå îðãàíèçì â öåëîì, ïðè êîòîðîì èñïîëüçîâàíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ êîððåêöèè ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé, âûçâàííûõ çàáîëåâàíèÿìè è (èëè) èõ ïîñëåäñòâèÿìè, îñíîâàíî íà ÷åòêîé öåëåíàïðàâëåííîñòè ýòèõ óïðàæíåíèé, èõ ïîâòîðÿåìîñòè è, êàê ïðàâèëî, ïîñòåïåííîì óâåëè÷åíèè íàãðóçêè.

Ïðè ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â îðãàíèçìå, êàê èçâåñòíî, ñàìîïðîèçâîëüíî ôîðìèðóþòñÿ íåêîòîðûå ïðèñïîñîáèòåëüíûå ìåõàíèçìû (âîâëå÷åíèå äîïîëíèòåëüíîé äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû â àêò äûõàíèÿ, èçìåíåíèå áèîìåõàíèêè äûõàíèÿ, ðàáîòû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñîñòàâà êðîâè è äð.), íàïðàâëåííûå íà óäîâëåòâîðåíèå êèñëîðîäíûõ çàïðîñîâ.

Îäíà èç çàäà÷ ËÔÊ — ñòèìóëèðîâàòü ðàçâèòèå òåõ êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå äëÿ äàííîãî áîëüíîãî ñ êîíêðåòíîé áîëåçíüþ è ñòàäèåé åå ðàçâèòèÿ áóäóò íàèáîëåå ýôôåêòèâíû.

Читайте также:  Может ли пропасть голос при пневмонии

Èçâåñòíî, ÷òî â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ ÷åëîâåê èñïîëüçóåò ëèøü 20–25% äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ, îñòàëüíûå 75–80% âêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â ñëó÷àå ïðåäúÿâëåíèÿ ê îðãàíèçìó ïîâûøåííûõ òðåáîâàíèé. Ýòî óêàçûâàåò íà íàëè÷èå áîëüøèõ ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò áûòü çàäåéñòâîâàíû â ïàòîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ.

Ïîñòîÿííàÿ òðåíèðîâêà ìûøå÷íîé òêàíè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ñèëû ìûøö, íîðìàëèçàöèè èõ ýëàñòè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïîñëå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Âñå ýòî èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå â ðåãóëÿöèè ôóíêöèè äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà, òàê êàê ãëàäêàÿ ìóñêóëàòóðà äûõàòåëüíîé ñèñòåìû èãðàåò ñóùåñòâåííóþ ðîëü, êàê â àêòå âíåøíåãî äûõàíèÿ, òàê è â ñàìîî÷èùåíèè âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé îò âðåäíûõ ýëåìåíòîâ ïðè îñóùåñòâëåíèè òàê íàçûâàåìîé ìîòîðíîé ôóíêöèè áðîíõîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, äâèæåíèÿ áðîíõîâ íåîòäåëèìû îò àêòà äûõàíèÿ. Ñîêðàùåíèå ìóñêóëàòóðû, óêîðî÷åíèå è ñóæåíèå áðîíõîâ íà÷èíàþòñÿ ñ ìåëü÷àéøèõ áðîíõîâ è ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ïî íàïðàâëåíèþ ê êðóïíûì áðîíõàì è òðàõåå, ýòî ñïîñîáñòâóåò âûòàëêèâàíèþ âîçäóõà (âûäîõó) è óäàëåíèþ âðåäíûõ ÷àñòèö èç ëåãêèõ è ãëóáîêî ðàñïîëîæåííûõ áðîíõîâ ïî íàïðàâëåíèþ ê òðàõåå. Ïðè ôîðñèðîâàííîì äûõàíèè óêàçàííûå äâèæåíèÿ áðîíõîâ áîëåå ýíåðãè÷íû. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ïðè ñîñòàâëåíèè ìåòîäèêè äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ïðàâèëîì: äîáèâàòüñÿ ó áîëüíîãî ãëóáîêîãî ðèòìè÷íîãî äûõàíèÿ ñ àêöåíòîì íà ìàêñèìàëüíûé âûäîõ. Áåç äîñòàòî÷íîãî óâåëè÷åíèÿ ñèëû äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, êàê ïîêàçûâàþò äèíàìè÷åñêèå ñïèðîãðàôè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, íåâîçìîæíî äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíîãî óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.

Ðåãóëÿðíîå âûïîëíåíèå äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè â êîìïëåêñå ñ óïðàæíåíèÿìè îáùåðàçâèâàþùåãî õàðàêòåðà ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå îáðàçîâàíèÿ ñëèçèñòûõ, ãíîéíûõ ïðîáîê, àòåëåêòàçîâ è ãèïîâåíòèëÿöèè ëåãêèõ. Îáó÷åíèå â ïðîöåññå çàíÿòèé ËÔÊ ïðàâèëüíîìó ãëóáîêîìó ðèòìè÷íîìó äûõàíèþ è èñêóññòâó êàøëÿòü íà âûäîõå ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïðè ïîìîùè êàøëÿ ñîäåðæèìîå áðîíõîâ ìîùíûì ïîòîêîì âîçäóõà âûíîñèòñÿ ê òðàõåå. Êðîìå òîãî, ñîòðÿñåíèå ãðóäíîé êëåòêè, âûçâàííîå êàøëåì è ïîääåðæèâàåìîå ïóòåì íàäàâëèâàíèÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè, ñïîñîáñòâóåò óñêîðåíèþ òîêà ìîêðîòû èç áðîíõîâ.  ýòèõ óñëîâèÿõ ëåãêî îòäåëÿþòñÿ ïðèëèïøèå ê ñòåíêàì áðîíõîâ ÷àñòèöû ãóñòîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæèìîãî, è ïðîõîäèìîñòü áðîíõîâ óëó÷øàåòñÿ. Ïîìèìî ñîêðàùåíèÿ ìóñêóëàòóðû áðîíõîëåãî÷íûõ ñåãìåíòîâ, ïðè êàøëå ðåôëåêòîðíî ñîêðàùàþòñÿ ìûøöû ãðóäíîé êëåòêè, ÷òî òàêæå ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ è óãëóáëåíèþ äûõàíèÿ, à, ñëåäîâàòåëüíî, óëó÷øåíèþ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è ñàìîî÷èùåíèþ áðîíõîâ.

Òàêèì îáðàçîì, äåéñòâèå ËÔÊ íàïðàâëåíî íà ìàêñèìàëüíîå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè áðîíõîâ ïóòåì îñâîáîæäåíèÿ èõ îò ñëèçèñòî-ãíîéíîãî ñîäåðæèìîãî, à òàêæå íà àêòèâèçàöèþ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ è óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ. Êðîìå ñïåöèàëüíîãî âëèÿíèÿ äûõàòåëüíûõ è ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, çàíÿòèÿ ËÔÊ îêàçûâàþò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå, ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà íàñòðîåíèå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî; îíè ñïîñîáíû íå òîëüêî èçìåíÿòü îáùóþ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà, íî è ïîâûøàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü è ñòîéêîñòü ñèñòåìû îðãàíîâ äûõàíèÿ ê íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû.

Çàäà÷è ËÔÊ ïðè ïíåâìîíèè:

1) óñèëèòü êðîâî-è ëèìôîîáðàùåíèå â ëåãêèõ, ÷òîáû áûñòðåå ðàññîñàëñÿ ýêññóäàò è âûäåëÿëàñü ìîêðîòà;

2) ïðåäóïðåæäàòü îñëîæíåíèå (àòåðîñêëåðîç ëåãêèõ, ñïàéêè â ïîëîñòè ïëåâðû);

3) íîðìàëèçîâàòü òêàíåâûé îáìåí äëÿ ëèêâèäàöèè èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà;

4) âîññòàíîâèòü íîðìàëüíîå äûõàíèå è ïðèñïîñîáèòü îðãàíèçì ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì;

5) óëó÷øèòü íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå è îáùåå ñîñòîÿíèå.

Ïðåæäå ÷åì ïåðåéòè ê îïèñàíèþ ìåòîäèêè çàíÿòèé ËÔÊ, íåîáõîäèìî îòìåòèòü ñëåäóþùåå:

– ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ äëèòåëüíî, íåïðåðûâíî, öåëåíàïðàâëåííî âîçäåéñòâóÿ íà îñíîâíûå ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû çàáîëåâàíèÿ;

– âûáîð ìåòîäèêè, ñðåäñòâ è ôîðì ËÔÊ çàâèñèò îò õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ, íàëè÷èÿ õðîíè÷åñêîãî ëåãî÷íîãî ñåðäöà, ñòåïåíè è òèïà íàðóøåíèé ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ïàöèåíòà;

– íåîáõîäèìî ñòðîãî äèôôåðåíöèðîâàòü íàçíà÷åíèå äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà, ïåðåõîäÿ ê êàæäîìó ïîñëåäóþùåìó ëèøü ïðè õîðîøåé (àäåêâàòíîé) ïåðåíîñèìîñòè áîëüíûì ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè ïðåäûäóùåãî ðåæèìà;

– âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé äûõàíèÿ íå ÿâëÿåòñÿ óñòîé÷èâûì ïðîöåññîì è òðåáóåò ïîñòîÿííîé òðåíèðîâêè; ïîíèìàíèå ýòîãî ïàöèåíòîì (ïîñëå ðàçúÿñíåíèé ëå÷àùåãî âðà÷à) âî ìíîãîì ñòèìóëèðóåò åãî àêòèâíîå ó÷àñòèå â ëå÷åíèè è îáåñïå÷èâàåò óñïåõ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê íàçíà÷åíèþ ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ:

– òÿæåëîå îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî;

– òåìïåðàòóðà òåëà âûøå 37,5°Ñ;

– ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé (×ÑÑ) áîëåå 100 óä./ìèí;

– îñòðàÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

– íàðàñòàíèå äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè;

– ëåãî÷íî-ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü III ñòåïåíè;

– êðîâîòå÷åíèÿ è êðîâîõàðêàíüå;

– âûðàæåííûå ïðèçíàêè ïåðåãðóçêè ïðàâûõ îòäåëîâ ñåðäöà íà ýëåêòðîêàðäèîãðàììå (ÝÊÃ).

Ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé ìîæíî çàíèìàòüñÿ, êîãäà òåìïåðàòóðà ñíèçèòñÿ äî 37,5ºÑ è åñëè ñåðäöåáèåíèå íå ó÷àùåííîå.

Ïðè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðè íîðìàëüíîé èëè ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðå.

Ïðèìåíÿþòñÿ òðè äâèãàòåëüíûõ ðåæèìà: ùàäÿùèé, ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé è òðåíèðóþùèé.

 I ïåðèîäå (ïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) çàíÿòèÿ ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, âêëþ÷àþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå äâèæåíèÿì ãðóäíîé êëåòêè â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ, äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Âíà÷àëå ðåêîìåíäóþòñÿ ýëåìåíòàðíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ äëÿ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè ëåæà. Áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó 3—4 ðàçà â äåíü. Òàêîå ïîëîæåíèå óëó÷øàåò àýðàöèþ áîëüíîãî ëåãêîãî. Äëÿ óìåíüøåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ñïàåê â äèàôðàãìàëüíî-ðåáåðíîì óãëó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó ñ âàëèêîì ïîä ãðóäíîé êëåòêîé. Ïîëîæåíèå íà ñïèíå óìåíüøàåò îáðàçîâàíèå ñïàåê ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è çàäíåé ñòåíêîé ãðóäíîé êëåòêè, ïîëîæåíèå íà ñïèíå — ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è ïåðåäíåé ãðóäíîé ñòåíêîé.

Ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà

Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Âîçäóøíûå âàííû, çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû. Îáÿçàòåëåí ïîñëåîáåäåííûé îòäûõ, à òàêæå îòäûõ ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè.

Çàäà÷è ËÔÊ

– Ñîõðàíåíèå ñòàáèëüíîñòè ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé è íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà áîëüíîãî

– Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåõàíèçìîâ äûõàòåëüíîãî àêòà, äðåíèðîâàíèå áðîíõîâ, óëó÷øåíèå ïîêàçàòåëåé âíåøíåãî äûõàíèÿ.

Читайте также:  Пневмония что это и долго ли лечится

– Óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ïîâûøåíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.

– Óëó÷øåíèå òðîôèêè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ íåéðîìîòîðíîãî àïïàðàòà.

– Âîññòàíîâëåíèå ñèë è ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà ïàöèåíòà.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

– Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).

– Ëà â çàëå (30 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå.

– Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå.

Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ÄÓ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:2, ñîõðàíÿþòñÿ ýëåìåíòû àêòèâíîé ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ïîñòóðàëüíûõ ïîëîæåíèÿõ ñîîòâåòñòâåííî ëîêàëèçàöèè ïîðàæåíèÿ, âêëþ÷àþò ïàóçû äëÿ îòäûõà è âûäåëåíèÿ ìîêðîòû.

Íå áîëåå 20 ñåàíñîâ íåïðåðûâíî

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Îöåíêà ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî, ôèçèêàëüíûõ äàííûõ, ÷àñòîòû äûõàíèÿ, ×ÑÑ, ÀÄ, äèíàìè÷åñêàÿ ñïèðîãðàôèÿ, ñïèðîìåòðèÿ, ïðîáû Øòàíãå è Ãåí÷å äî è ïîñëå ËÃ, ìàññàæà è õîäüáû. Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé âåëîýðãîìåòðèÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

ÝÊÃ-êîíòðîëü ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ.

Âî II ïåðèîäå (ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùåå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ñèäÿ è ñòîÿ.

Ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â îñíîâíîì ñòîÿ, óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî óïðàæíåíèé äëÿ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà, óñëîæíÿþòñÿ äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ïëåâðàëüíûõ ñïàåê ââîäÿòñÿ óïðàæíåíèÿ, óâåëè÷èâàþùèå ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè.

Ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà

Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Ìàëîïîäâèæíûå èãðû. Ïðîãóëêè, âîçäóøíûå âàííû, øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå çàêàëèâàþùèõ ïðîöåäóð.

Çàäà÷è ËÔÊ

– Äàëüíåéøàÿ àêòèâèçàöèÿ ðåçåðâíûõ âîçìîæíîñòåé àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû.

– Ñîõðàíåíèå è óâåëè÷åíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.

– Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîèçâîëüíîãî óïðàâëåíèÿ äûõàíèåì âî -ðåìÿ íàãðóçêè, çàêðåïëåíèå íàâûêîâ ïîëíîãî äûõàíèÿ.

– Óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, ïîçâîíî÷íèêà, óëó÷øåíèå îñàíêè.

– Äàëüíåéøåå ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, óâåëè÷åíèå ýêîíîìè÷íîñòè ðàáîòû äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.

– Ïîâûøåíèå óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ê äåéñòâèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû, íèçêèõ òåìïåðàòóð, âëàæíîñòè è ò.ï.

– Ñòàáèëèçàöèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

– Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).

– Ëà â çàëå (35-40 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå, äðåíèðóþùèå. Ãèìíàñòèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ (ãðåáíîé ñòàíîê, âåëîýðãîìåòð, áåãóùàÿ äîðîæêà, ýñïàíäåð). Âîçìîæíû óïðàæíåíèÿ ñ óñèëèåì è íàïðÿæåíèåì ñ îáÿçàòåëüíîé ïîñëåäóþùåé ðåëàêñàöèåé ó÷àñòâóþùèõ ìûøö.

– ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (20 ìèí).

– Òåððåíêóð (óãîë ïîäúåìà 5-10°).

– Âåëîïðîãóëêè.

– Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå. Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé, àìïëèòóäà äâèæåíèé ïîëíàÿ. ×èñëî ïîâòîðåíèé äî 10-12 ðàç. Ñîîòíîøåíèå äûõàòåëüíûõ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:3. Âñå íàèáîëåå íàãðóçî÷íûå óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà âûäîõå, ñëåäèòü çà ñîõðàíåíèåì ïðàâèëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ äûõàòåëüíûõ è äâèãàòåëüíûõ ôàç ïðè íàãðóçêå. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ çàíÿòèÿ íà÷èíàþò è çàêàí÷èâàþò ïîñòóðàëüíûìè ïîëîæåíèÿìè, ñî÷åòàþùèìèñÿ ñî ñïåöèàëüíûìè äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè, îáëåã÷àþùèìè âûäåëåíèå ìîêðîòû.

Óïðàæíåíèÿ â âîäå äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ãðóäíîé êëåòêè, ñïèíû è æèâîòà, äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ïîçâîíî÷íèêà. Òðåíèðîâêà äûõàíèÿ ñ ýëåìåíòàìè ñîïðîòèâëåíèÿ íà âûäîõå. Ðåëàêñàöèÿ ìûøö ðóê è ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ýëåìåíòû àóòîòðåíèíãà – ðàññëàáëåíèå íà ïåíîïëàñòîâûõ êðóãàõ.

Ñêîðîñòü õîäüáû 4,5-5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì. Ïðè õîäüáå ïî ëåñòíèöå ñêîðîñòü ïðîèçâîëüíàÿ.

Òîëüêî â õîðîøóþ ïîãîäó ïðè îòñóòñòâèè âñòðå÷íîãî âåòðà (íå áîëåå 30 ìèí), ñ îñòàíîâêàìè äëÿ îòäûõà è ðåëàêñàöèè ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà è íîã.

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Ñì. øàäÿùèé ðåæèì + ÝÊÃ â áàññåéíå ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ, èññëåäîâàíèå ôóíêöèé âíåøíåãî äûõàíèÿ è öåíòðàëüíîé ãåìîäèíàìèêè äî è ïîñëå ËÃ â áàññåéíå.

 III ïåðèîäå (òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ, ñ ïðåäìåòàìè è áåç íèõ, íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, âî âðåìÿ õîäüáû.

Òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèì

Ïðîãóëêè ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé ìåñòíîñòè â ëþáóþ ïîãîäó. Ãèìíàñòèêà íà ïðîèçâîäñòâå. Çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû

Çàäà÷è ËÔÊ

– Äàëüíåéøàÿ òðåíèðîâêà è èíòåíñèôèêàöèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, ãàçîîáìåíà, êðîâîîáðàùåíèÿ â ìàëîì êðóãå è îðãàíèçìå â öåëîì.

– Çàêàëèâàíèå.

– Óêðåïëåíèå àäàïòàöèîííûõ ìåõàíèçìîâ, ïîâûøåíèå ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà, ñíèæåíèå ìåòåîëàáèëüíîñòè.

– Ïîëíàÿ ñòàáèëèçàöèÿ ñîñòîÿíèÿ è óâåëè÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè ðåìèññèè.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

– Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà (25–30 ìèí).

– Ëà â çàëå. Êîìïëåêñ Ëà äîïîëíÿåòñÿ óïðàæíåíèÿìè ñ âêëþ÷åíèåì ñîïðîòèâëåíèé è îòÿãîùåíèé.

– ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (30 ìèí).

– Äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé (óãîë ïîäúåìà 10–15°) ìåñòíîñòè äî 3-4 êì â äåíü ïðè óñëîâèè ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîãî ðèòìà è ãëóáèíû äûõàíèÿ.

– Â çàâèñèìîñòè îò ñåçîíà âåëîïðîãóëêè èëè õîäüáà íà ëûæàõ, ýëåìåíòû ïîäâèæíûõ èãð, áàäìèíòîí, áîëüøîé è ìàëûé òåííèñ.

– Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè è ïëå÷åâîãî ïîÿñà ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå. Ïðè âûïîëíåíèè ÄÓ è óïðàæíåíèé íà ðàññëàáëåíèå òåìï ìåäëåííûé,

äëÿ îáùåðàçâèâàþùèõ — ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ìåæäó íèìè 1:4.

Øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå ðàçëè÷íûõ ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ.

Ñêîðîñòü õîäüáû 5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì áåç ýëåìåíòîâ ñîðåâíîâàíèÿ. Äîïóñêàåòñÿ ïîñòðîåíèå íàãðóçêè ïî ñõåìå: õîäüáà — ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ — õîäüáà — áå㠗 õîäüáà ñ ïðîáåæêîé 2–3 îòðåçêîâ ïî 100–150 ì.

Çàíÿòèÿ íà ëûæàõ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äèàïàçîíå òåìïåðàòóð 3–20°Ñ.  óñëîâèÿõ ïëîõîé âèäèìîñòè (ñíåãîïàä, òóìàí, èçìîðîçü è ò.ä.), ïðè ñèëüíîì âåòðå çàíÿòèÿ çàïðåùåíû.

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Ñì. ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé ðåæèì

ñîäåðæàíèå   .. 
729 
730 
731   ..

Источник