Почему появляется пневмония у детей
Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.
Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15–20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5–6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.
У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.
По этиологии острые пневмонии подразделяют на:
- бактериальные;
- вирусные;
- микоплазменные;
- риккетсиозные;
- грибковые;
- аллергические;
- пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
- пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.
Различают семь форм бактериальной пневмонии:
- пневмококковая;
- фридлендеровская;
- синегнойная;
- гемофильная;
- стрептококковая;
- стафилококковая;
- группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.
Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:
- гриппозная пневмония;
- аденовирусная пневмония;
- парагриппозная пневмония;
- респираторно-синтициальная пневмония.
В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.
Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:
- попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
- попадание микроорганизма в бронхи;
- разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
- гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.
При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.
Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5–7‑й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.
Характерными являются следующие симптомы:
- повышение температуры;
- слабость;
- головная боль;
- боль в груди или под лопатками;
- кашель;
- усиление интоксикации.
Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.
Сегментарная пневмония
В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.
Крупозная пневмония
Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40–41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.
При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4–7‑й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.
В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.
При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.
Интерстициальная пневмония
Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.
Диагностика пневмонии
Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.
Клиническими симптомами являются:
- температурная реакция;
- признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
- стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
- рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
- со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
- эффект от проводимой этиологической терапии.
Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.
В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.
Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.
Лечение пневмонии у детей
В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.
Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:
- применении этиотропных средств;
- оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
- назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
- применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
- назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
- использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.
Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.
Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.
При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у‑глобулин по 3–6 мл.
Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:
- цефалоспорины;
- цефалоспорины плюс аминогликозиды.
Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.
При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.
Отхаркивающие средства:
- Натрия бензоат
- Аммония хлорид
- Калия йодид
- Бромгексин
- Терпингидрат
- Термопсис
- N‑ацетилцистин
- Мукалтин
- Пертусин
- Корень алтея
- Лакричный корень
- Эликсир грудной
- Плод аниса
- Листья мать-и-мачехи
Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.
Прогноз
Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2–4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.
Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2–3‑недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.
Противопоказаниями к санаторному лечению являются:
- активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
- признаки астматического состояния;
- наличие «легочного сердца».
К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.
Вторичная профилактика включает:
- профилактику и лечение ОРВИ;
- раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
- своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
- санацию хронических очагов инфекции.
Источник: Здоровье ребенка
Источник
Как определить, что у ребенка воспаление легких? Как правильно лечить пневмонию у детей?Воспаление лёгких – опасная болезнь, поэтому ее нужно уметь правильно лечить. Особенно это актуально по отношению к малышам, так как согласно статистике, каждый год во всем мире от пневмонии умирают 1,4 миллиона детей в возрасте до 5 лет. Несмотря на достижения современной медицины, воспаление легких по частоте смертельных исходов занимает первое место среди всех инфекционных заболеваний. Пневмония или воспаление легких – это инфекционное заболевание, при котором поражаются самые нижние отделы дыхательной системы и нарушается функция легкого. Именно поэтому основным показателем пневмонии является не кашель и насморк, а одышка, потому что альвео-лярные мешочки при воспалении легких наполняются жидкостью или гноем, что затрудняет газообмен и вентиляцию в легких. Частое и кряхтящее дыхание ребенка – серьезный повод для обращения к врачу, даже если насморка и кашля при этом у него нет. В норме частота дыхания у детей в спокойном расслабленном состоянии должно быть следующим: При воспалении легких эти показатели намного больше. Заболеть пневмонией ребенок может в любое время года, а не только зимой. Особенно опасна пневмония для малышей до 5 лет, иммунитет которых еще неокрепший, а организм их еще не умеет справляться с инфекцией. Пневмония редко бывает самостоятельной болезнью, чаще всего она развивается на фоне бронхита, сильной простуды и заболеваний горла из-за загустевания и плохого отхождения мокроты, препятствующей вентиляции легких. Причиной развития воспаления в легких могут быть вирусы, бактерии и грибки. Встречаются и смешанные воспаления, например, вирусно-бактериальные. По степени развития болезни пневмония может быть односторонней и двусторонней. Двусторонняя пневмония наиболее опасная, именно она является основной причиной детской смертности. К сожалению, многие родители ошибочно принимают пневмонию ребенка за обычную простуду и ждут, когда вот-вот ему станет лучше. И только тогда, когда ребенок уже становится сосвсем слабым, а его температура не падает даже после приема жаропонижающих средств, вызывают скорую помощь. Важно: если у ребенка высокая температура, он жалуется на боль в груди при кашле и дыхании, у него одышка, то обязательно надо вызвать врача, чтобы исключить воспаление лёгких. Специфические симптомы, по которым можно заподозрить пневмонию у ребенка, следующие: Для диагностики пневмонии врач прослушивает дыхание ребенка стетоскопом, дает направление на сдачу анализа крови и прохождение рентгента грудной клетки. При пневмонии прослушиваются хрипы влажные и мелкопузырчатые, а при бронхите они сухие и свистящие. В последнее время для точной постановки диагноза “пневмония” терапевты используют результаты анализа крови на С реактивный белок. По результатам такого исследования можно определить, насколько сильно воспаление в легких. Если уровень С реактивного белка меньше 20 мг/л, то, скорее всего, у ребенка – бронхит, а воспаления в легких нет. Если же этот показатель приближается к 100 мг/л, то надо срочно сделать рентгеновский снимок, чтобы окончательно подтвердить диагноз “пневмония”. Рентгенограмма при пневмонии у ребенка. Лечение пневмонии зависит от типа микроорганизма, который способствовал ее развитию. Вирусная пневмония, которая развивается на фоне ОРВИ, считается более легкой формы. Она не требует длительного лечения и обычно проходит вместе с вирусной инфекцией. Чего нельзя сказать о бактериальной пневмонии. Ее обязательно следует лечить антибиотиками. Они помогают не только бороться с инфекцией, но и снижают температуру. Поэтому в данном случае жаропонижающие средства врач может и не назначить. Многие родители спрашивают врачей: “А можно ли лечить пневмонию ребенка дома?”, так как не желают оставлять его одного в больнице. Биодоступность современных антибиотиков высокая, поэтому при легких формах пневмонии врач может разрешить лечить ребенка и дома, но отказываться от госпитализации, пренебрегая врачебных рекомендаций, при воспалении легких нельзя. Особенно если родители несвоевременно вызвали терапевта и пытались лечить ребенка сами, успев дать ему попробовать 2-3 вида антибиотика. В этом случае понятно, что таблетки ребенку уже не помогут, надо делать инъекции. Начатое на ранней стадии лечение воспаления легких помогает избежать тяжелых осложнений. Очень распространённая ошибка многих родителей – самостоятельно прекращать давать ребенку антибиотики. Полечились 3- 5 дней, температуры больше нет, и перестают давать лекарства, назначенные врачом. Этого делать ни в коем случае нельзя. Если врач назначил курс антибиотиков на 10 дней, значит, принимать их нужно именно столько времени, и ни днём меньше, даже если ребенок чувствует себя уже здоровым. Во время болезни ребенок отказывается от еды и не хочет пить. Это нормальное явление, указывающее на то, что организм “экономит” силы, чтобы бороться с недугом. Заставлять ребенка насильно кушать не нужно, а вот поить его водой надо часто и небольшими порциями. Она разжижает слизь в легких и выводит токсины из организма. Вместо воды можно ребенку дать настой шиповника, компот из сухофруктов и ягод, а также свежевыжатые соки, разбавленные водой 1:1. В период лечения пневмонии не нужно давать ребенку аптечные общеукрепляющие витаминные или иммуномодулирующие препараты. Они только увеличивают нагрузку на печень, которая во время болезни и так страдает. После окончания приема антибиотиков врач может назначить пробиотики, восстанавливающие микрофлору кишечника, сорбенты, чтобы ускорить очищение организма от токсинов и витаминное питание. В комнате, где лежит больной ребенок, должно быть чисто и свежо. Полезно там поставить увлажнитель воздуха, чтобы мокроты не пересыхали и не застаивались в легких, а ребенку было легче дышать. При правильном лечении пневмонии ребенок быстро восстанавливается. К нему возвращаются прежний аппетит, отличное самочувствие и хорошее настроение. Видео уроки техники аускультации легкихРекомендуем посмотреть другие видео ролики по пропедевтике Предлагаем ознакомиться со звуками аускультации легких:1. Везикулярное дыхание: 2. Бронхиальное дыхание: 3. Влажные хрипы: 3. Сухие хрипы: 4. Шум трения плевры: 5. Крепитация: 6. Жесткое дыхание: 7. Амфорическое дыхание: 8. Побочные дыхательные шумы: 9. Аускультация легких: – Вернуться в оглавление раздела “Пульмонология” Автор: Искандер Милевски Рекомендуем ознакомиться с тематичными статьями на нашем сайте:
|
Источник